В отечественной науке также придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике. В зависимости от локализации качества, которое компенсируется или видоизменяется, можно выделить стили общения, когнитивные стили (способы реализации задатков), стили профессиональной деятельности. Соподчиняясь и интегрируясь в единую систему, все они образуют стиль человека, эволюционное значение которого заключается в том, чтобы установить индивидуально особенное с точки зрения оптимальности, адаптированности и результативности взаимодействие человека со средой (12). Стиль человека имеет два основных проявления: с одной стороны, в виде сопряжения разноуровневых параметров в структуре индивидуальности (темперамента, характера, интеллекта и т.д.), а с другой стороны, образуя устойчивый паттерн индивидуальных взаимодействий с физической и социальной средой. То есть стиль человека ‑ это и то, что внутри индивидуальности, и то, что характеризует ее как субъекта деятельности. Представители теории интегральной индивидуальности, развивая идею о системной организации стиля, низшие его уровни связывают с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а высшие ‑ с личностными, такими, как убеждения и Я-концепция (6, 7, 12, 14).
А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (или фреймов, как их называет работающий в российско-американской традиции исследователь), каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой (12). Валидность такого рассмотрения стиля была подтверждена исследованием связи различных стилевых проявлений: стиля перцепции, мышления, способа психологического преодоления, индивидуального стиля деятельности и общения (12, 14).
Другой отечественный исследователь Л.Я.Дорфман предлагает рассматривать в качестве основы для выделения стилей формы активности человека (6, 14). При этом он подчеркивает, что одни стили активности, с точки зрения их детерминации, смещены к полюсу субъекта (они сопоставимы со стилями личности и обозначены им как индивидуальные стили), другие смещены к полюсу объекта (они сопоставимы с индивидуальным стилем и называются экологическими стилями).
Таким образом, стилевые характеристики человека включают как особенности внутренней динамики индивидуальности, так и направления взаимодействия с внешним миром (выбираемый из него субъектом фрагмент Дорфман называет метаиндивидуальным миром). То есть стиль ‑ это в целом фенотипическое образование, связывающее субъекта с объектами и определяющее как процесс, так и результат их взаимодействия.
Понятие стиля человека пока еще недостаточно проработано на всех уровнях ‑ чаще подробно представлены лишь некоторые уровни, однако, безусловно, оно обладает богатыми перспективами для использования в прикладных исследованиях. Так, например, исследователь девиантного поведения В.Т.Кондратенко выделяет следующие стили жизни: гедонистический (стремление к реализации своих потребностей), аскетический (стремление к снижению интенсивности своих потребностей), созерцательный (ориентация на внешние впечатления, реализующая стремление упростить отношения с миром), деятельный (стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию) (8). Автором отмечается, что аскетический стиль часто встречается среди убийц, а созерцательный ‑ среди воров.
А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (или фреймов, как их называет работающий в российско-американской традиции исследователь), каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой (12). Валидность такого рассмотрения стиля была подтверждена исследованием связи различных стилевых проявлений: стиля перцепции, мышления, способа психологического преодоления, индивидуального стиля деятельности и общения (12, 14).
Другой отечественный исследователь Л.Я.Дорфман предлагает рассматривать в качестве основы для выделения стилей формы активности человека (6, 14). При этом он подчеркивает, что одни стили активности, с точки зрения их детерминации, смещены к полюсу субъекта (они сопоставимы со стилями личности и обозначены им как индивидуальные стили), другие смещены к полюсу объекта (они сопоставимы с индивидуальным стилем и называются экологическими стилями).
Таким образом, стилевые характеристики человека включают как особенности внутренней динамики индивидуальности, так и направления взаимодействия с внешним миром (выбираемый из него субъектом фрагмент Дорфман называет метаиндивидуальным миром). То есть стиль ‑ это в целом фенотипическое образование, связывающее субъекта с объектами и определяющее как процесс, так и результат их взаимодействия.
Понятие стиля человека пока еще недостаточно проработано на всех уровнях ‑ чаще подробно представлены лишь некоторые уровни, однако, безусловно, оно обладает богатыми перспективами для использования в прикладных исследованиях. Так, например, исследователь девиантного поведения В.Т.Кондратенко выделяет следующие стили жизни: гедонистический (стремление к реализации своих потребностей), аскетический (стремление к снижению интенсивности своих потребностей), созерцательный (ориентация на внешние впечатления, реализующая стремление упростить отношения с миром), деятельный (стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию) (8). Автором отмечается, что аскетический стиль часто встречается среди убийц, а созерцательный ‑ среди воров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи