Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть и оценить модель мира другого человека и одновременно сохранить собственную целостность? В образовании, терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт (или эмпатия) является существенным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Что мы делаем для того, чтобы установить раппорт с людьми, как мы создаем отношения доверия и отзывчивости, и как мы можем рафинировать и усиливать свои естественные умения?
Чтобы получить практический, а не теоретический ответ, поставим вопрос по-другому. Как вы узнаете, когда двое людей находятся в раппорте? Если вы бросите взгляд вокруг себя в ресторанах, офисах, в любых местах, где люди встречаются и разговаривают друг с другом, то как вы узнаете, какие люди уже находятся в раппорте, а какие еще нет?
Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. То, что мы говорим, может строить или разрушать раппорт, но это лишь 7% коммуникации. Язык телодвижений и тон голоса оказываются более важными. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовлечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга.
Чтобы получить практический, а не теоретический ответ, поставим вопрос по-другому. Как вы узнаете, когда двое людей находятся в раппорте? Если вы бросите взгляд вокруг себя в ресторанах, офисах, в любых местах, где люди встречаются и разговаривают друг с другом, то как вы узнаете, какие люди уже находятся в раппорте, а какие еще нет?
Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. То, что мы говорим, может строить или разрушать раппорт, но это лишь 7% коммуникации. Язык телодвижений и тон голоса оказываются более важными. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовлечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга.
Коммуникация - это многогранное слово, которое включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор, убеждение, обучение и переговоры.
Что означает слово "коммуникация"? Это слово представляет собой статическое существительное, а реальная коммуникация - это циклы или петли обратных связей, которые включают по крайней мере двух человек. Вы не сможете вступить в коммуникацию с восковой куклой, это будет лишено смысла, это не вызовет реакций. Когда вы вступаете в коммуникацию с
другим человеком, вы получаете его реакцию и реагируете сами своими собственными мыслями и чувствами. Ваше текущее поведение формируется вашими внутренними откликами на то, что вы видите и слышите. Только благодаря тому, что вы обращаете внимание на другого человека, у вас вообще возникает идея о том, что сказать или сделать в следующий момент. Ваш партнер реагирует на ваше поведение таким же образом.
Что означает слово "коммуникация"? Это слово представляет собой статическое существительное, а реальная коммуникация - это циклы или петли обратных связей, которые включают по крайней мере двух человек. Вы не сможете вступить в коммуникацию с восковой куклой, это будет лишено смысла, это не вызовет реакций. Когда вы вступаете в коммуникацию с
другим человеком, вы получаете его реакцию и реагируете сами своими собственными мыслями и чувствами. Ваше текущее поведение формируется вашими внутренними откликами на то, что вы видите и слышите. Только благодаря тому, что вы обращаете внимание на другого человека, у вас вообще возникает идея о том, что сказать или сделать в следующий момент. Ваш партнер реагирует на ваше поведение таким же образом.
Один из способов представлять себе изменения в бизнесе, личностном развитии или образовании состоит в том, чтобы Думать о нем как о путешествии от настоящего состояния к желаемому состоянию. Проблема заключается в различии между этими двумя состояниями. Поставив перед собой результат в будущем, вы в некотором смысле создаете проблему в настоящем, и, наоборот, любая проблема в настоящем может быть превращена в будущий результат
Ваше поведение, мысли и чувства будут различными в на- стоящем и в желаемом состоянии. Чтобы двигаться от одного к другому, вам необходимы ресурсы.
Энергия для путешествия приходит из мотивации. Желаемое состояние должно быть чем-то таким, чего мы действительно хотим, или непосредственно связанным с тем, чего мы в действительности хотим. Мы должны также быть захвачены результатом. Оговорки часто показывают, что экология не была полностью принята в расчет. Короче говоря, мы должны хотеть совершить путешествие и верить в то, что цель является достижимой и стоит того, чтобы ее достигать.
Умения, техники и ресурсные состояния являются средствами достижения цели. Они могут включать в себя нашу физиологию, питание, силу и выносливость. НЛП-умения - это мощные ресурсы для преодоления барьеров сопротивления и противодействия.
Ваше поведение, мысли и чувства будут различными в на- стоящем и в желаемом состоянии. Чтобы двигаться от одного к другому, вам необходимы ресурсы.
Энергия для путешествия приходит из мотивации. Желаемое состояние должно быть чем-то таким, чего мы действительно хотим, или непосредственно связанным с тем, чего мы в действительности хотим. Мы должны также быть захвачены результатом. Оговорки часто показывают, что экология не была полностью принята в расчет. Короче говоря, мы должны хотеть совершить путешествие и верить в то, что цель является достижимой и стоит того, чтобы ее достигать.
Умения, техники и ресурсные состояния являются средствами достижения цели. Они могут включать в себя нашу физиологию, питание, силу и выносливость. НЛП-умения - это мощные ресурсы для преодоления барьеров сопротивления и противодействия.
- вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?
- Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, - ответил кот.
- Мне безразлично, куда, - сказала Алиса.
- Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, - сказал кот.
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
Начнем с результатов или целей. Чем более точно и позитивно вы можете определить то, чего вы хотите, и чем лучше вы запрограммируете свой мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью вы получите то, чего хотите. Благоприятные возможности существуют только тогда. когда в них узнают благоприятные возможности.
Чтобы прожить свою жизнь так, как вам хочется, вам следует знать, чего вы хотите. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые вы выбираете. Первый шаг, таким образом, состоит в том, чтобы выбрать. Если вы не сделаете этого, то найдется масса людей, желающих сделать это за вас.
- Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, - ответил кот.
- Мне безразлично, куда, - сказала Алиса.
- Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, - сказал кот.
Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес"
Начнем с результатов или целей. Чем более точно и позитивно вы можете определить то, чего вы хотите, и чем лучше вы запрограммируете свой мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью вы получите то, чего хотите. Благоприятные возможности существуют только тогда. когда в них узнают благоприятные возможности.
Чтобы прожить свою жизнь так, как вам хочется, вам следует знать, чего вы хотите. Быть эффективным в этом мире означает добиваться тех результатов, которые вы выбираете. Первый шаг, таким образом, состоит в том, чтобы выбрать. Если вы не сделаете этого, то найдется масса людей, желающих сделать это за вас.
Если когда-нибудь придется представлять НЛП на трехминутном семинаре, это будет выглядеть примерно так. Ведущий войдет и скажет: "Дамы и господа, чтобы добиться успеха в жизни, вам необходимо помнить три вещи.
Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.
Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.
В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.' После этого он запишет на доске:
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГИБКОСТЬ
и выйдет. Конец семинара.
Первое - это умение определять искомый результат. Если вы не знаете, куда вы идете, вам почти невозможно попасть туда.
Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.
Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.
В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.' После этого он запишет на доске:
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГИБКОСТЬ
и выйдет. Конец семинара.
Первое - это умение определять искомый результат. Если вы не знаете, куда вы идете, вам почти невозможно попасть туда.
Мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам, неосознанно мы реагируем и замечаем значительно больше, чем осознаем. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или кусков информации) в любой момент времени.
Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье "Магическое число семь, плюс-минус два?" Эти куски информации не имеют фиксированных размеров, они могут быть чем-то вроде Управления автомобилем или наблюдения в зеркало заднего вида. Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознательной организации маленьких кусков поведения и в объединения их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы Формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи.
Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей.
Эта идея была подчеркнута в 1956 году американским психологом Джорджем Миллером в классической статье "Магическое число семь, плюс-минус два?" Эти куски информации не имеют фиксированных размеров, они могут быть чем-то вроде Управления автомобилем или наблюдения в зеркало заднего вида. Один из способов, которым мы учимся, состоит в сознательной организации маленьких кусков поведения и в объединения их во все более и более значительные куски таким образом, чтобы они стали привычными и бессознательными. Мы Формируем привычки и тем самым освобождаем себя для того, чтобы замечать другие вещи.
Итак, наше сознание ограничено семью, плюс-минус два, кусками информации либо из внутреннего мира наших мыслей.
Мы используем свои органы чувств для восприятия внешнего мира, его исследования и преобразования. Мир представляет собой бесконечное разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но мы способны воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И та часть, которую мы воспринимаем, фильтруется нашим уникальным опытом, культурой, языком, убеждениями, ценностями, интересами и предположениями. Каждый из нас живет в уникальной реальности, построенной из своих сенсорных впечатлений и индивидуального опыта жизни, и мы действуем, опираясь на то, что мы воспринимаем - на нашу модель мира. Мир настолько широк и богат, что мы вынуждены упрощать его, чтобы осмыслить. Составление географических карт - хороший пример того, как мы осмысливаем внешний мир. Карты имеют избирательный характер: они как несут в себе информацию, так и упускают ее, но они оказываются бесценными помощниками при исследовании территории. Какого рода карту вы составляете, зависит от того, что вы замечаете и куда вы хотите идти.
Карта - это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют. и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем. Рассказывают историю о Пикассо, к которому обратился незнакомец и спросил его, почему тот не рисует вещи такими, какие они есть на самом деле.
Карта - это не территория, которую она описывает. Мы обращаем внимание на те аспекты мира, которые нас интересуют. и игнорируем другие. Мир всегда богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно его. Фильтры, которые мы накладываем на наше восприятие, определяют мир, в котором мы живем. Рассказывают историю о Пикассо, к которому обратился незнакомец и спросил его, почему тот не рисует вещи такими, какие они есть на самом деле.
Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку красного калифорнийского вина и спросили сами себя: "Как это будет называться?'
В результате получилось Нейролингвистическое программирование - громоздкое словосочетание, за которым скрываются
три простые идеи. Часть 'Недра" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем "смысл" из информации и за- тем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем - намеренно или ненамеренно - чтобы получить результат.
В результате получилось Нейролингвистическое программирование - громоздкое словосочетание, за которым скрываются
три простые идеи. Часть 'Недра" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем "смысл" из информации и за- тем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем - намеренно или ненамеренно - чтобы получить результат.
НЛП возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе, и Ричарда Бэндлера - студента психологии в том же университете. Ричард Бэндлер, кроме того, сильно интересовался психотерапией. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора психотерапии и основоположника школы терапии, известной под названием гештальттерапии, Вирджинии Сатир, необыкновенного семейного терапевта, которой удавалось разрешать такие трудные семейные взаимоотношения, которые многие другие семейные психотерапевты находили неприступными, и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта.
Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни. Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975-77 годах: "Структура магии" 1 и 2 тт. и "Паттерны", 1 и 2 тт (две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона). Количество публикуемой литературы по НЛП увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.
Бэндлер и Гриндер вовсе не собирались открывать новую школу терапии, они лишь хотели определить паттерны, используемые выдающимися терапевтами, и передать их другим. Их не интересовали теории, они создавали модели успешной терапии, которые работали на практике и которым можно было научиться. Трое терапевтов, которых они моделировали, представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны. Бэндлер и Гриндер вскрыли эти паттерны, рафинировали их и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни. Они опубликовали свои первые открытия в четырех книгах, вышедших в 1975-77 годах: "Структура магии" 1 и 2 тт. и "Паттерны", 1 и 2 тт (две книги о гипнотических техниках Милтона Эриксона). Количество публикуемой литературы по НЛП увеличивается с тех пор с нарастающей скоростью.
Когда я задумался над тем, как начать эту книгу, я вспомнил встречу с другом, которая произошла несколькими днями раньше. Мы некоторое время не видели друг друга, и после обычного приветствия он спросил меня, чем я занимаюсь. Я ответил. что пишу книгу.
- Замечательно! - сказал он. - О чем она? Не задумываясь, я ответил: "О нейролингвистическом программировании
Наступило короткое, но многозначительное молчание. "Похоже на тебя, - сказал он. - Как семья?"
В некотором смысле мой ответ был и правильным, и неправильным. Если бы мне было необходимо прекратить разговор, то
он сработал великолепно. Эта книга действительно имеет дело с тем способом мышления об идеях и людях, который называется Нейролингвистическое программирование. Однако мой друг хотел бы получить такой ответ, который он мог бы понять. Но он не мог связать мой ответ с чем-то таким, о чем он имел представление. Я знал что я имею в виду, но я не представил это так, чтобы мой друг мог это понять. Моя реплика не была ответом на поставленный им вопрос.
- Замечательно! - сказал он. - О чем она? Не задумываясь, я ответил: "О нейролингвистическом программировании
Наступило короткое, но многозначительное молчание. "Похоже на тебя, - сказал он. - Как семья?"
В некотором смысле мой ответ был и правильным, и неправильным. Если бы мне было необходимо прекратить разговор, то
он сработал великолепно. Эта книга действительно имеет дело с тем способом мышления об идеях и людях, который называется Нейролингвистическое программирование. Однако мой друг хотел бы получить такой ответ, который он мог бы понять. Но он не мог связать мой ответ с чем-то таким, о чем он имел представление. Я знал что я имею в виду, но я не представил это так, чтобы мой друг мог это понять. Моя реплика не была ответом на поставленный им вопрос.
Эта книга представляет собой введение и путеводитель по стране, известную под названием Нейролингвистическое программирование, или сокращенно НЛП. НЛП - это искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов. Этими коммуникативными умениями может овладеть каждый, кто хочет повысить свою личную и профессиональную эффективность.
В этой книге описаны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности.
НЛП продолжает расти и генерировать новые идеи. Мы - писатели - считаем, что в противоположность этому книги оказываются ограниченными и статическими. Каждая книга является суждением, справедливым для того времени, когда она была написана. Это "фотография" описываемого предмета. И тем не менее. нет никаких причин не делать фотографию сегодня лишь потому, что человек завтра станет другим.
В этой книге описаны различные модели совершенства, которые НЛП построило в коммуникации, бизнесе, образовании и терапии. Наш подход является практическим, он приносит результаты и оказывает влияние в самых различных областях человеческой деятельности.
НЛП продолжает расти и генерировать новые идеи. Мы - писатели - считаем, что в противоположность этому книги оказываются ограниченными и статическими. Каждая книга является суждением, справедливым для того времени, когда она была написана. Это "фотография" описываемого предмета. И тем не менее. нет никаких причин не делать фотографию сегодня лишь потому, что человек завтра станет другим.