Роберт Дилтс построил простую, изящную модель мышления о личностных изменениях, обучении и коммуникации, которая собрала вместе идеи контекста, взаимоотношений, уровней обучения и позиций восприятия. Она, кроме того, сформировала контекст для мышления о техниках НЛП и предложила рамку для организации и сбора информации. С ее помощью вы сможете определить наилучшую точку вмешательства, чтобы произвести желаемое изменение. Мы не изменяем по кусочкам или частям, а только организованно. Вопрос в том, где именно то место, в котором бабочка должна взмахнуть своими крыльями? Где толкнуть, чтобы вызвать изменение?
Научение и изменение может иметь место на различных уровнях.
1 ДУХОВНОСТЬ
Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Зачем мы здесь?
Каково наше предназначение? Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни, как святой Павел обнаружил по дороге в Дамаск. В некотором смысле он содержит все, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей.
2. ИДЕНТИЧНОСТЬ
Это мое базисное ощущение самого себя, мои центральные ценности в жизни, моя миссия
3. УБЕЖДЕНИЯ
Различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Убеждения могут быть как побуждающими, так и ограничивающими.
4. СПОСОБНОСТИ
Существуют группы или наборы поведений, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни.
5. ПОВЕДЕНИЕ
Выполняемые нами специфические действия, не относящиеся к способностям.
6.ОКРУЖЕНИЕ
То, на что мы реагируем, наше окружение, а также другие люди, с которыми мы встречаемся.
Приведем пример того, как торговец думает о своей работе на различных уровнях:
Окружением Здесь - прекрасное место для моей торговли.
Подедение: Я продал это сегодня.
Способности: Я могу продавать этот продукт людям.
Убеждения: Если я буду хорошо торговать, то смогу по лучить повышение.
Идентичность: Я хороший торговец.
Это пример благополучного состояния. Данная модель может быть равным образом применена к любым проблемам
Например, я сделал ошибку в слове. Я мог бы поместить это в контекст окружения "Шум помешал мне". Я мог бы оставить это на уровне поведения "Я ошибся именно в этом слове". Я мог бы обобщить и поставить под сомнение свою способность правильно писать слова. Я мог бы поверить, что мне необходимо больше работать, чтобы повысить грамотность, или я мог бы поставить под сомнение свою идентичность, думая, что я тупой.
Поведение часто рассматривается как подтверждение идентичности или способности, а именно так и разрушается а школе уверенность и компетентность. Ошибка в сложении не означает, что вы глупы или слабы в математике. Думать так - значит смешивать логические уровни, аналогично этому можно думать, что надпись "Не курить" в кинотеатре относится к действующим лицам в фильме.
Когда вы хотите изменить себя или других, вам необходимо собрать информацию, достойные внимания части проблемы, симптомы, которые беспокоят человека. Они относятся к настоящему состоянию. Менее очевидными, чем симптомы, являются внутренние причины, которые поддерживают проблему. Что данному человеку следует продолжать делать, чтобы поддерживать проблему?
Существует желаемое состояние, результат, который является целью изменения. Существуют ресурсы, которые помогут достичь этого результата. Существуют также побочные эффекты достижения этого результата, как для самого человека, так и для других людей.
С помощью этой модели можно увидеть, как вы можете увязнуть в конфликтах двух типов. У вас могут возникнуть трудности в выборе между просмотром телевизора и походом в театр. Это прямое столкновение поведений.
Может существовать столкновение, в котором что-то становится хорошим на одном уровне и плохим на другом. Например, ребенок может очень удачно выступать в школьном театре, но при этом быть уверенным, что этот успех сделает его непопулярным среди одноклассников, поэтому он не ходит на репетиции. Поведение и способности могут быть высоко вознаграждаемы и все же вступать в конфликт с убеждениями и идентичностью. !
Важным является и то, как мы смотрим на время. Проблема может иметь отношение к прошлой травме, последствия которой имеют продолжение в настоящем. Примером может быть фобия, но существует много других, менее драматических проблем, в которых трудные и несчастные времена в прошлом оказывают влияние на нашу жизнь в настоящем. Многие направления терапии исходят из предположения, что проблемы настоящего определяются прошлыми событиями. Несмотря на то, что мы находимся под влиянием прошлого и создаем нашу личную историю, прошлое может использоваться скорее в качестве ресурса, нежели в качестве ограничения. Техника "Изменение личностной истории" уже была описана. Она позволяет произвести переоценку прошлого в свете накопленного к настоящему времени опыта. Мы не обречены всегда повторять свои ошибки. С другой стороны, надежды и опасения относительно будущего могут парализовать нас в настоящем. Это может колебаться от беспокойства по поводу произнесения послеобеденной речи в среду через неделю до важных вопросов личной и финансовой безопасности в будущем. И существует настоящий момент, в котором сходятся и наша личностная история, и возможное будущее. Вы можете вообразить свою жизнь на линии времени, протягивающейся от отдаленного прошлого к отдаленному будущему, и увидеть, как настоящее и желаемое состояния, идентичность, убеждения, способности, поведение и окружение связаны с вашей личностной историей и возможным будущим.
Наша личность в целом подобна голограмме, трехмерному образу, созданному лучами света. Каждый кусок голограммы воспроизводит полный образ. Вы можете изменить малый элемент типа субмодальностей и наблюдать легкую рябь, распространяющуюся по направлению к верхним уровням, или действовать сверху путем изменения важных убеждений. Наилучший способ станет ясным после того, как вы соберете информацию о настоящем и желаемом состоянии.
Изменение на более низком уровне не обязательно вызовет изменение на более высоком уровне. Маловероятно, чтобы изменение окружения поменяло мои убеждения. То, как я веду себя, может изменить некоторые убеждения, касающиеся меня. Однако изменение убеждения определенно изменит мое поведение. Изменение на более высоком уровне всегда будет влиять на более низкие уровни. Оно будет более глубоким и длительным. Таким образом, если вы хотите изменить поведение, работайте со способностями и убеждениями. Если утрачена способность, работайте с убеждениями. Убеждения совершают отбор способности, которые отбирают поведение, а оно, в свою очередь, напрямую выстраивает наше окружение. Важно иметь поддерживающее окружение, враждебное окружение может сделать трудными любые изменения.
Трудно произвести изменение на уровне идентичности или выше, не затрагивая убеждений и способностей, поддерживающих вас. Бизнесмену недостаточно только верить в то, что он может быть самым главным менеджером, - он должен подтвердить это убеждение своей работой. Убеждения без подтверждающих их способностей и поведения " это замки, построенные на песке.
Объединенная область - это части НЛП, собранные в систему, которая, в свою очередь, составлена из идей нейрологических уровней, времени и позиций восприятия. Вы можете использовать ее, чтобы понять, как устанавливаются равновесие и взаимосвязь различных элементов. Ключ - в равновесии. Проблемы возникают при утрате равновесия, а объединенная область дает вам возможность определить те элементы, которые представляют чрезвычайную важность и которые отсутствуют или являются слишком слабыми.
Например, человек может придавать особое значение прошлому и уделять чрезмерное внимание событиям прошлого, позволяя им влиять на свою жизнь и обесценивая настоящее и будущее. Другой может проводить слишком много времени в первой позиции и не принимать в расчет точки зрения других людей. Третий может уделять много внимания поведению и окружению и недостаточно внимания своей идентичности и убеждениям. Система объединенного поля обеспечивает вас способом определения неуравновешенности как необходимого первого шага для поиска путей достижения более здорового равновесия. Она бесценна для терапевтов как диагностический инструмент, позволяющий вам узнать, какую из многочисленных техник следует применить. Это богатая модель, и мы предлагаем вам самим найти новые способы ее применения. УБЕЖДЕНИЯ
- Я не могу поверить в это, - сказала Алиса.
- Не можешь? - ответила Королева тоном, выражающим сожаление, - Попробуй снова: глубоко вдохни и закрой глаза, Алиса рассмеялась:
- Бесполезно пробовать, - сказала она. - Невозможно поверить в невероятное.
Смею заметить, что у тебя не было достаточной практики, - ответила Королева, - Когда я была в твоем возрасте, я всегда делала это по полчаса в день. Так вот, иногда я умудрялась поверить в целых шесть невероятных вещей до завтрака.
Льюис Кэролл, "Алиса в Зазеркалье"
Наши убеждения оказывают сильное влияние на наше поведение. Они мотивируют нас и формируют то, что мы делаем.
Трудно научиться чему-либо, если не уверен, что это будет приятно и полезно. Что такое убеждения? Как они формируются и как мы поддерживаем их?
Убеждения - это наши руководящие принципы, внутренние карты, которые мы используем для того, чтобы осмыслить окружающий нас мир. Они обеспечивают устойчивость и непрерывность. Разделяемые убеждения дают более глубокое ощущение раппорта и единства, чем совместная работа.
Мы все разделяем некоторые основные убеждения, которые физический мир подтверждает каждый день. Мы верим в
законы природы. Мы не прыгаем с крыши дома, и нам нет необходимости каждый день заново проверять, что огонь обжигает у нас также есть множество убеждений относительно самих себя и относительно того, в какого рода мире мы живем, которые уже не являются столь четко определенными. Люди не являются такими же последовательными и неизменными, как сила гравитации. Убеждения возникают из многих источников: воспитание, моделирование авторитетов, прошлые травмы и повторяющийся опыт. Мы строим убеждения путем обобщения своего опыта и опыта других людей. Как мы узнаем, какой опыт следует обобщить? Некоторые убеждения приходят к нам в готовом виде из той культуры и окружения, в котором мы родились. Ожидания авторитетов, окружающих нас в детстве, внушают убеждения. Завышенные ожидания (если они реалистичны) строят компетентность. Низкие ожидания внушают некомпетентность. Мы верим в то, что говорим о себе, когда мы молоды, потому что у нас нет способа проверить это, и эти убеждения могут оставаться неизменными даже под воздействием наших более поздних событий.
Когда мы верим во что-то, мы поступаем так, как будто это верно. Поэтому трудно опровергнуть такие убеждения, они действуют как сильные фильтры восприятия. События интерпретируются в терминах убеждения, и исключения подтверждают правила. То, что мы делаем, поддерживает и усиливает то, во что мы верим. Убеждения - это не карты того, что произошло, а наметки для будущих действий.
Было проведено исследование, в котором группа детей была разделена на две подгруппы с одинаковым коэффициентом интеллектуальности. Учителям было сказано, что у первой подгруппы коэффициент iQ выше, и ожидалось, что с ней они будут работать лучше, чем со второй. Хотя единственным различием между этими двумя подгруппами были ожидания (убеждения) учителей, первая подгруппа достигла значительно более высоких результатов, чем вторая, как показали последующие тесты. Этот тип само оправдывающегося пророчества известен как эффект Пигмалиона.
Аналогичный вид само оправдывающегося пророчества - это эффект плацебо. хорошо известный в медицине. Пациент
будет выздоравливать, если он убежден в том, что он принимает эффективное лекарство, даже если в действительности ему дают плацебо, нейтральное вещество без определенного медицинского воздействия. Убеждение оказывает влияние на лечение. Необходимость в лекарствах возникает не всегда, но вера в выздоровление всегда необходима. Исследования устойчиво показывают, что около 30% пациентов реагируют на плацебо.
В одном исследовании врач сделал инъекцию дистиллированной воды ряду пациентов с кровоточащей язвой желудка, сказав им, что это удивительное лекарство и оно поможет им вылечиться. Семьдесят процентов пациентов показали замечательные результаты, которые сохранялись в течение года.
Позитивные убеждения являются теми ключами, которые запускают наши способности. Убеждения создают результаты. Есть поговоркам "Либо вы верите, что можете, либо вы ничего не можете... Вот так!"
Ограничивающие убеждения сосредоточиваются в словах: "Я не могу". Отнеситесь к этому выражению как к простому
утверждению о факте, который имеет силу только в настоящий момент. Например, фраза: "Я не могу жонглировать'' означает "Я могу (не жонглировать)". И это очень легко - не жонглировать. Каждый с этим справится. Вера в то, что "Я не могу" является описанием вашей способности в настоящем и в будущем, вместо того, чтобы быть описанием вашего поведения в настоящем, и будет программировать ваш мозг на неудачу и препятствовать вам в обнаружении своей истинной способности. Негативные убеждения не имеют основания в опыте.
Хорошей метафорой к воздействию ограничивающих убеждений является способ работы глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов в своем непосредственном окружении, но она интерпретирует лишь те предметы, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть в коробке, полной мертвых мух. Так фильтры восприятия, являющиеся слишком узкими и слишком эффективными, могут лишить нас полезного опыта даже в том случае, когда мы окружены захватывающими возможностями, по той причине, что они не осознаются таковыми.
В энглийском варианте: 'I can not juggle", - дословно nepeвoдится: "'Я могу не жонглировать - прим. пер
Лучший способ обнаружить, на что вы способны, заключается в том, чтобы притвориться, что вы можете сделать это.
Действуйте так, "как будто" вы можете сделать это. Что не сможете. то и не сделаете. Если это действительно невозможно, не расстраивайтесь, вы это обнаружите. (И убедитесь, при необходимости, что вы предприняли соответствующие меры безопасности.) Пока вы верите в то, что это невозможно, вы на самом деле никогда не обнаружите, является ли это возможным или нет.
Мы не родились с убеждениями наподобие того, как мы родились с определенным цветом глаз. Они изменяются и
развиваются. Мы думаем о себе по-разному, мы женимся, разводимся, меняем друзей и совершаем различные поступки, потому
что изменяются наши убеждения.
Убеждения могут стать предметом выбора. Вы можете отбрасывать те убеждения, которые ограничивают вас, и строить убеждения, которые будут делать вашу жизнь более веселой и более успешной. Позитивные убеждения позволяют вам определить, что могло бы быть истиной для вас и насколько способными вы являетесь. Они являются ключами к исследованию и игре в мире возможностей Какие убеждения стоит иметь и какие из них будут способствовать и поддерживать вас в достижении ваших целей? Подумайте о каких-нибудь убеждениях, которые у вас есть относительно себя. Являются ли они полезными? Помогают ли они или строят препятствия? У каждого из нас есть центральные убеждения относительно любви и относительно того, что является важным в жизни. У нас есть множество других убеждений относительно наших возможностей и счастья, которые мы создаем и можем изменить. Важная составляющая успеха заключается в том, чтобы иметь убеждения, которые позволят вам быть успешным. Убеждения, расширяющие ваши возможности, не гарантируют каждодневного успеха, но они поддерживают в вас ресурсное состояние и способность продвигаться к успеху.
В Стэнфордском университете был проведен ряд исследований относительно "само оправдывающихся ожиданий", или о
том, как изменяется поведение для того, чтобы соответствовать новому убеждению. Исследование заключалось в сравнении того, как люди думают о том, что они делают, с тем, как они на самом деле делают это. Предлагались разнообразные задачи, начиная от математических и кончая приручением змеи.
Сначала убеждения и исполнение соответствовали друг другу, люди выполняли то, что думали. Затем исследователи приступили к построению у них убеждений относительно самих себя путем постановки целей, организации демонстраций и предоставления испытуемым тренеров. Ожидания возрастали, а качество исполнения обычно падало, поскольку они осваивали новые техники. Это была точка максимального различия между тем, во что они верили, что смогли бы сделать, и тем, что они на самом деле делали. Если испытуемые упорно брались за задачу, качество их исполнения повышалось, приближаясь к ожиданиям. Если же они расхолаживались, то качество исполнение падало до своего первоначального уровня.
Подумайте некоторое время о трех убеждениях, которые ограничивают вас. Запишите их.
Теперь мысленно посмотрите в огромное враждебное зеркало. Представьте себе, какой станет ваша жизнь через пять лет, если вы будете продолжать поступать так, как будто эти ограничивающие вас убеждения верны. Какой ваша жизнь станет через десять лет? Через двадцать?
На минуту избавьтесь от этих мыслей. Встаньте, пройдитесь или сделайте несколько глубоких вдохов. Теперь подумайте о трех новых убеждениях, которые будут поддерживать вас, которые действительно изменят вашу жизнь к лучшему. Вы можете прерваться на несколько секунд, чтобы записать их.
Мысленно взгляните на большое доброе зеркало. Вообразите себя, поступающего в жизни так, как будто эти новые убеждения на самом деле верны. Как изменится ваша жизнь через пять лет? Через десять лет? Через двадцать?
Изменение убеждений делает возможным изменение поведения, и оно изменяется быстрее всего, если у вас есть способность или стратегия, позволяющая справиться с задачей. Вы можете также менять убеждения человека путем изменения его поведения, но это не столь надежный путь. Некоторых людей не убеждает повторяющийся опыт. Они видят в этом только не связанное между собой случайное стечение обстоятельств. Убеждения являются важной составляющей нашей личности, и тем не менее они выражаются чрезвычайно простыми словами: "Если я сделаю это..., тогда произойдет то. Я могу, Я не могу, А они превращаются в: "Я должен... Мне следует... Я не должен..." Эти слова становятся непреодолимыми. Каким образом эти слова получают силу над нами? Язык представляет собой существенную часть процесса, который мы используем для того, чтобы понимать окружающий мир и выражать наши убеждения. В следующей главе мы детально рассмотрим лингвистическую часть нейролингвистического программирования.
Научение и изменение может иметь место на различных уровнях.
1 ДУХОВНОСТЬ
Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Зачем мы здесь?
Каково наше предназначение? Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни, как святой Павел обнаружил по дороге в Дамаск. В некотором смысле он содержит все, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей.
2. ИДЕНТИЧНОСТЬ
Это мое базисное ощущение самого себя, мои центральные ценности в жизни, моя миссия
3. УБЕЖДЕНИЯ
Различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Убеждения могут быть как побуждающими, так и ограничивающими.
4. СПОСОБНОСТИ
Существуют группы или наборы поведений, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни.
5. ПОВЕДЕНИЕ
Выполняемые нами специфические действия, не относящиеся к способностям.
6.ОКРУЖЕНИЕ
То, на что мы реагируем, наше окружение, а также другие люди, с которыми мы встречаемся.
Приведем пример того, как торговец думает о своей работе на различных уровнях:
Окружением Здесь - прекрасное место для моей торговли.
Подедение: Я продал это сегодня.
Способности: Я могу продавать этот продукт людям.
Убеждения: Если я буду хорошо торговать, то смогу по лучить повышение.
Идентичность: Я хороший торговец.
Это пример благополучного состояния. Данная модель может быть равным образом применена к любым проблемам
Например, я сделал ошибку в слове. Я мог бы поместить это в контекст окружения "Шум помешал мне". Я мог бы оставить это на уровне поведения "Я ошибся именно в этом слове". Я мог бы обобщить и поставить под сомнение свою способность правильно писать слова. Я мог бы поверить, что мне необходимо больше работать, чтобы повысить грамотность, или я мог бы поставить под сомнение свою идентичность, думая, что я тупой.
Поведение часто рассматривается как подтверждение идентичности или способности, а именно так и разрушается а школе уверенность и компетентность. Ошибка в сложении не означает, что вы глупы или слабы в математике. Думать так - значит смешивать логические уровни, аналогично этому можно думать, что надпись "Не курить" в кинотеатре относится к действующим лицам в фильме.
Когда вы хотите изменить себя или других, вам необходимо собрать информацию, достойные внимания части проблемы, симптомы, которые беспокоят человека. Они относятся к настоящему состоянию. Менее очевидными, чем симптомы, являются внутренние причины, которые поддерживают проблему. Что данному человеку следует продолжать делать, чтобы поддерживать проблему?
Существует желаемое состояние, результат, который является целью изменения. Существуют ресурсы, которые помогут достичь этого результата. Существуют также побочные эффекты достижения этого результата, как для самого человека, так и для других людей.
С помощью этой модели можно увидеть, как вы можете увязнуть в конфликтах двух типов. У вас могут возникнуть трудности в выборе между просмотром телевизора и походом в театр. Это прямое столкновение поведений.
Может существовать столкновение, в котором что-то становится хорошим на одном уровне и плохим на другом. Например, ребенок может очень удачно выступать в школьном театре, но при этом быть уверенным, что этот успех сделает его непопулярным среди одноклассников, поэтому он не ходит на репетиции. Поведение и способности могут быть высоко вознаграждаемы и все же вступать в конфликт с убеждениями и идентичностью. !
Важным является и то, как мы смотрим на время. Проблема может иметь отношение к прошлой травме, последствия которой имеют продолжение в настоящем. Примером может быть фобия, но существует много других, менее драматических проблем, в которых трудные и несчастные времена в прошлом оказывают влияние на нашу жизнь в настоящем. Многие направления терапии исходят из предположения, что проблемы настоящего определяются прошлыми событиями. Несмотря на то, что мы находимся под влиянием прошлого и создаем нашу личную историю, прошлое может использоваться скорее в качестве ресурса, нежели в качестве ограничения. Техника "Изменение личностной истории" уже была описана. Она позволяет произвести переоценку прошлого в свете накопленного к настоящему времени опыта. Мы не обречены всегда повторять свои ошибки. С другой стороны, надежды и опасения относительно будущего могут парализовать нас в настоящем. Это может колебаться от беспокойства по поводу произнесения послеобеденной речи в среду через неделю до важных вопросов личной и финансовой безопасности в будущем. И существует настоящий момент, в котором сходятся и наша личностная история, и возможное будущее. Вы можете вообразить свою жизнь на линии времени, протягивающейся от отдаленного прошлого к отдаленному будущему, и увидеть, как настоящее и желаемое состояния, идентичность, убеждения, способности, поведение и окружение связаны с вашей личностной историей и возможным будущим.
Наша личность в целом подобна голограмме, трехмерному образу, созданному лучами света. Каждый кусок голограммы воспроизводит полный образ. Вы можете изменить малый элемент типа субмодальностей и наблюдать легкую рябь, распространяющуюся по направлению к верхним уровням, или действовать сверху путем изменения важных убеждений. Наилучший способ станет ясным после того, как вы соберете информацию о настоящем и желаемом состоянии.
Изменение на более низком уровне не обязательно вызовет изменение на более высоком уровне. Маловероятно, чтобы изменение окружения поменяло мои убеждения. То, как я веду себя, может изменить некоторые убеждения, касающиеся меня. Однако изменение убеждения определенно изменит мое поведение. Изменение на более высоком уровне всегда будет влиять на более низкие уровни. Оно будет более глубоким и длительным. Таким образом, если вы хотите изменить поведение, работайте со способностями и убеждениями. Если утрачена способность, работайте с убеждениями. Убеждения совершают отбор способности, которые отбирают поведение, а оно, в свою очередь, напрямую выстраивает наше окружение. Важно иметь поддерживающее окружение, враждебное окружение может сделать трудными любые изменения.
Трудно произвести изменение на уровне идентичности или выше, не затрагивая убеждений и способностей, поддерживающих вас. Бизнесмену недостаточно только верить в то, что он может быть самым главным менеджером, - он должен подтвердить это убеждение своей работой. Убеждения без подтверждающих их способностей и поведения " это замки, построенные на песке.
Объединенная область - это части НЛП, собранные в систему, которая, в свою очередь, составлена из идей нейрологических уровней, времени и позиций восприятия. Вы можете использовать ее, чтобы понять, как устанавливаются равновесие и взаимосвязь различных элементов. Ключ - в равновесии. Проблемы возникают при утрате равновесия, а объединенная область дает вам возможность определить те элементы, которые представляют чрезвычайную важность и которые отсутствуют или являются слишком слабыми.
Например, человек может придавать особое значение прошлому и уделять чрезмерное внимание событиям прошлого, позволяя им влиять на свою жизнь и обесценивая настоящее и будущее. Другой может проводить слишком много времени в первой позиции и не принимать в расчет точки зрения других людей. Третий может уделять много внимания поведению и окружению и недостаточно внимания своей идентичности и убеждениям. Система объединенного поля обеспечивает вас способом определения неуравновешенности как необходимого первого шага для поиска путей достижения более здорового равновесия. Она бесценна для терапевтов как диагностический инструмент, позволяющий вам узнать, какую из многочисленных техник следует применить. Это богатая модель, и мы предлагаем вам самим найти новые способы ее применения. УБЕЖДЕНИЯ
- Я не могу поверить в это, - сказала Алиса.
- Не можешь? - ответила Королева тоном, выражающим сожаление, - Попробуй снова: глубоко вдохни и закрой глаза, Алиса рассмеялась:
- Бесполезно пробовать, - сказала она. - Невозможно поверить в невероятное.
Смею заметить, что у тебя не было достаточной практики, - ответила Королева, - Когда я была в твоем возрасте, я всегда делала это по полчаса в день. Так вот, иногда я умудрялась поверить в целых шесть невероятных вещей до завтрака.
Льюис Кэролл, "Алиса в Зазеркалье"
Наши убеждения оказывают сильное влияние на наше поведение. Они мотивируют нас и формируют то, что мы делаем.
Трудно научиться чему-либо, если не уверен, что это будет приятно и полезно. Что такое убеждения? Как они формируются и как мы поддерживаем их?
Убеждения - это наши руководящие принципы, внутренние карты, которые мы используем для того, чтобы осмыслить окружающий нас мир. Они обеспечивают устойчивость и непрерывность. Разделяемые убеждения дают более глубокое ощущение раппорта и единства, чем совместная работа.
Мы все разделяем некоторые основные убеждения, которые физический мир подтверждает каждый день. Мы верим в
законы природы. Мы не прыгаем с крыши дома, и нам нет необходимости каждый день заново проверять, что огонь обжигает у нас также есть множество убеждений относительно самих себя и относительно того, в какого рода мире мы живем, которые уже не являются столь четко определенными. Люди не являются такими же последовательными и неизменными, как сила гравитации. Убеждения возникают из многих источников: воспитание, моделирование авторитетов, прошлые травмы и повторяющийся опыт. Мы строим убеждения путем обобщения своего опыта и опыта других людей. Как мы узнаем, какой опыт следует обобщить? Некоторые убеждения приходят к нам в готовом виде из той культуры и окружения, в котором мы родились. Ожидания авторитетов, окружающих нас в детстве, внушают убеждения. Завышенные ожидания (если они реалистичны) строят компетентность. Низкие ожидания внушают некомпетентность. Мы верим в то, что говорим о себе, когда мы молоды, потому что у нас нет способа проверить это, и эти убеждения могут оставаться неизменными даже под воздействием наших более поздних событий.
Когда мы верим во что-то, мы поступаем так, как будто это верно. Поэтому трудно опровергнуть такие убеждения, они действуют как сильные фильтры восприятия. События интерпретируются в терминах убеждения, и исключения подтверждают правила. То, что мы делаем, поддерживает и усиливает то, во что мы верим. Убеждения - это не карты того, что произошло, а наметки для будущих действий.
Было проведено исследование, в котором группа детей была разделена на две подгруппы с одинаковым коэффициентом интеллектуальности. Учителям было сказано, что у первой подгруппы коэффициент iQ выше, и ожидалось, что с ней они будут работать лучше, чем со второй. Хотя единственным различием между этими двумя подгруппами были ожидания (убеждения) учителей, первая подгруппа достигла значительно более высоких результатов, чем вторая, как показали последующие тесты. Этот тип само оправдывающегося пророчества известен как эффект Пигмалиона.
Аналогичный вид само оправдывающегося пророчества - это эффект плацебо. хорошо известный в медицине. Пациент
будет выздоравливать, если он убежден в том, что он принимает эффективное лекарство, даже если в действительности ему дают плацебо, нейтральное вещество без определенного медицинского воздействия. Убеждение оказывает влияние на лечение. Необходимость в лекарствах возникает не всегда, но вера в выздоровление всегда необходима. Исследования устойчиво показывают, что около 30% пациентов реагируют на плацебо.
В одном исследовании врач сделал инъекцию дистиллированной воды ряду пациентов с кровоточащей язвой желудка, сказав им, что это удивительное лекарство и оно поможет им вылечиться. Семьдесят процентов пациентов показали замечательные результаты, которые сохранялись в течение года.
Позитивные убеждения являются теми ключами, которые запускают наши способности. Убеждения создают результаты. Есть поговоркам "Либо вы верите, что можете, либо вы ничего не можете... Вот так!"
Ограничивающие убеждения сосредоточиваются в словах: "Я не могу". Отнеситесь к этому выражению как к простому
утверждению о факте, который имеет силу только в настоящий момент. Например, фраза: "Я не могу жонглировать'' означает "Я могу (не жонглировать)". И это очень легко - не жонглировать. Каждый с этим справится. Вера в то, что "Я не могу" является описанием вашей способности в настоящем и в будущем, вместо того, чтобы быть описанием вашего поведения в настоящем, и будет программировать ваш мозг на неудачу и препятствовать вам в обнаружении своей истинной способности. Негативные убеждения не имеют основания в опыте.
Хорошей метафорой к воздействию ограничивающих убеждений является способ работы глаз лягушки. Лягушка видит большинство предметов в своем непосредственном окружении, но она интерпретирует лишь те предметы, которые двигаются и имеют определенную форму. Это очень важно для ловли мух. Однако, поскольку только движущиеся черные объекты воспринимаются как пища, лягушка будет обречена на смерть в коробке, полной мертвых мух. Так фильтры восприятия, являющиеся слишком узкими и слишком эффективными, могут лишить нас полезного опыта даже в том случае, когда мы окружены захватывающими возможностями, по той причине, что они не осознаются таковыми.
В энглийском варианте: 'I can not juggle", - дословно nepeвoдится: "'Я могу не жонглировать - прим. пер
Лучший способ обнаружить, на что вы способны, заключается в том, чтобы притвориться, что вы можете сделать это.
Действуйте так, "как будто" вы можете сделать это. Что не сможете. то и не сделаете. Если это действительно невозможно, не расстраивайтесь, вы это обнаружите. (И убедитесь, при необходимости, что вы предприняли соответствующие меры безопасности.) Пока вы верите в то, что это невозможно, вы на самом деле никогда не обнаружите, является ли это возможным или нет.
Мы не родились с убеждениями наподобие того, как мы родились с определенным цветом глаз. Они изменяются и
развиваются. Мы думаем о себе по-разному, мы женимся, разводимся, меняем друзей и совершаем различные поступки, потому
что изменяются наши убеждения.
Убеждения могут стать предметом выбора. Вы можете отбрасывать те убеждения, которые ограничивают вас, и строить убеждения, которые будут делать вашу жизнь более веселой и более успешной. Позитивные убеждения позволяют вам определить, что могло бы быть истиной для вас и насколько способными вы являетесь. Они являются ключами к исследованию и игре в мире возможностей Какие убеждения стоит иметь и какие из них будут способствовать и поддерживать вас в достижении ваших целей? Подумайте о каких-нибудь убеждениях, которые у вас есть относительно себя. Являются ли они полезными? Помогают ли они или строят препятствия? У каждого из нас есть центральные убеждения относительно любви и относительно того, что является важным в жизни. У нас есть множество других убеждений относительно наших возможностей и счастья, которые мы создаем и можем изменить. Важная составляющая успеха заключается в том, чтобы иметь убеждения, которые позволят вам быть успешным. Убеждения, расширяющие ваши возможности, не гарантируют каждодневного успеха, но они поддерживают в вас ресурсное состояние и способность продвигаться к успеху.
В Стэнфордском университете был проведен ряд исследований относительно "само оправдывающихся ожиданий", или о
том, как изменяется поведение для того, чтобы соответствовать новому убеждению. Исследование заключалось в сравнении того, как люди думают о том, что они делают, с тем, как они на самом деле делают это. Предлагались разнообразные задачи, начиная от математических и кончая приручением змеи.
Сначала убеждения и исполнение соответствовали друг другу, люди выполняли то, что думали. Затем исследователи приступили к построению у них убеждений относительно самих себя путем постановки целей, организации демонстраций и предоставления испытуемым тренеров. Ожидания возрастали, а качество исполнения обычно падало, поскольку они осваивали новые техники. Это была точка максимального различия между тем, во что они верили, что смогли бы сделать, и тем, что они на самом деле делали. Если испытуемые упорно брались за задачу, качество их исполнения повышалось, приближаясь к ожиданиям. Если же они расхолаживались, то качество исполнение падало до своего первоначального уровня.
Подумайте некоторое время о трех убеждениях, которые ограничивают вас. Запишите их.
Теперь мысленно посмотрите в огромное враждебное зеркало. Представьте себе, какой станет ваша жизнь через пять лет, если вы будете продолжать поступать так, как будто эти ограничивающие вас убеждения верны. Какой ваша жизнь станет через десять лет? Через двадцать?
На минуту избавьтесь от этих мыслей. Встаньте, пройдитесь или сделайте несколько глубоких вдохов. Теперь подумайте о трех новых убеждениях, которые будут поддерживать вас, которые действительно изменят вашу жизнь к лучшему. Вы можете прерваться на несколько секунд, чтобы записать их.
Мысленно взгляните на большое доброе зеркало. Вообразите себя, поступающего в жизни так, как будто эти новые убеждения на самом деле верны. Как изменится ваша жизнь через пять лет? Через десять лет? Через двадцать?
Изменение убеждений делает возможным изменение поведения, и оно изменяется быстрее всего, если у вас есть способность или стратегия, позволяющая справиться с задачей. Вы можете также менять убеждения человека путем изменения его поведения, но это не столь надежный путь. Некоторых людей не убеждает повторяющийся опыт. Они видят в этом только не связанное между собой случайное стечение обстоятельств. Убеждения являются важной составляющей нашей личности, и тем не менее они выражаются чрезвычайно простыми словами: "Если я сделаю это..., тогда произойдет то. Я могу, Я не могу, А они превращаются в: "Я должен... Мне следует... Я не должен..." Эти слова становятся непреодолимыми. Каким образом эти слова получают силу над нами? Язык представляет собой существенную часть процесса, который мы используем для того, чтобы понимать окружающий мир и выражать наши убеждения. В следующей главе мы детально рассмотрим лингвистическую часть нейролингвистического программирования.
Источник: Джозеф О Коннор, Джон Сеймор «Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи