Следующая субмодальная модель может быть применена практически к чему угодно. Это очень плодотворная техника, программирующая мозг на движение в новом направлении. Перед вами довольно простая версия общей модели.
1. Определите контекст
«Сначала определите, где вы поломались или застряли. Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?»
2. Определите пусковую картину
«Теперь я хочу, чтобы вы определили, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована. Многие в этот момент находятся на «автопилоте», может быть, полезно действительно проделать то, что должно предшествовать этому поведению, так чтобы вы смогли увидеть, как это выглядит.» Если вы будете заниматься просто проверкой этой техники, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая человеку не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата
«Теперь создайте второй образ- как бы вы видели себя по-другому, если бы уже достигли желаемого изменения. Я хочу, чтобы вы продолжали регулировать этот образ, пока не получите такой, который для вас действительно привлекателен- который сильно влечет вас.» В то время, как ваш партнер создает этот образ, отмечайте его реакцию, чтобы убедиться, что это нечто действительно ему приятное и привлекательное для него. Пусть его лицо сообщит вам, что рисуемых картин действительно стоит добиваться . Если вы не увидите этого подтверждения, остановите процесс.
4. Взмах
«Теперь «махните» эти две картины. Сначала надо увидеть ту пусковую картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ результата. Маленький темный образ будет увеличивать размеры и яркость, перекроет первую картину, которая потемнеет и скукожится так же быстро, как вы произносите слово «взмах». Потом очистите экран или откройте глаза. «Махните» их снова- пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха.»
5. Проверка.
а) «Теперь вызовите тот первый образ... Что происходит?» Если взмах был эффективен, это трудно будет сделать. Картина будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.
б) Другой способ проверки- поведенческий. Найдите способ воссоздать стимулы, представленные в ключевой картине вашего партнера. Если это картина его собственного поведения, попросите его повести себя так на самом деле.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили, что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Когда вы проделываете работу по изменению, не уклоняйтесь от проверки; навязывайте ее. Жизненные обстоятельства будут ее навязывать, так что вы тоже можете это сделать, чтобы иметь возможность выяснить все на месте. Наблюдение за несловесными реакциями вашего клиента даст вам гораздо больше информации, чем словесные ответы на ваши вопросы.
Другой способ быть скрупулезным- «махнуть» для начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это только в зрительной системе, а потом тщательно проверить, чтобы выяснить, что еще нужно добавить.
Стандартная модель взмаха есть то, что человек может ухватить и использовать, и она будет чаще работать, чем не работать. Но этого мало. Пробуйте не единожды технику взмаха, выясняя, что произойдет, если вы измените один элемент. В предыдущей инструкции элементами, которые менялись, в то время как одна картина «смахивала» другую, являлись субмодальности размера, яркости и ассоциации-диссоциации. Два из этих элементов, размер и яркость, являются такими, которые меняются непрерывно в некотором диапазоне. То, что можно изменять постепенно, называется аналоговой переменной. Ассоциация-диссоциация- это то, что мы называем дискретной переменной, поскольку она принимает либо одно значение, либо другое. Вы либо внутри опыта, либо вне его; вы не переходите постепенно от одного состояния к другому. Ассоциация-диссоциация всегда будет одним из элементов взмаха. Двумя другими аналоговыми элементами могут бьггь любые два элемента, сильно действующие на человека.
Вы можете воспользоваться для проведения взмаха любыми субмодальными различениями, но он хорошо сработает, только если эти различения субъективно действенны для человека, с которым вы работаете. Яркость, размер, расстояние эффективны для многих людей; но если они не важны для данного человека, вы должны выяснить, какие субмодальности являются действенными, и разработать с ними взмах. Потому самая важная часть действительно артистичного исполнения взмаха- аккуратный сбор информации.
Всякий раз, когда кто-либо испытывает неодолимую потребность делать что-либо, чего не хочет делать, что-то внутри него должно усилиться до определенной степени. Что-то должно стать ярче, больше или громче, или меняется тон, ускоряется или замедляется темп. Определите, как этот человек достигает данного конкретного ограничения. Сначала спросите его, когда это делается, а потом выясните, как он это делает: что он проделывает внутри себя, чтобы запустить свою реакцию? Когда вы решите, что определили ключевые субмодальности, проверьте, попросив партнера менять их каждую по отдельности, и пронаблюдайте, как это изменяет его реакцию. Потом попросите eai взять другую картину и снова менять те же субмодальности, чтобы увидеть, изменяет ли это таким же образом его реакцию на другую картину. Узнайте достаточно о том, как это работает, так чтобы вы могли воспроизвести ограничение этого человека, если бы захотели. Когда у вас будет yoa информация, вы будете точно знать, как проводить взмах с этим человеком.
Очень важно «подогнать» ваш метод изменения к каждому конкретному клиенту. Вам нужно создать направление, на котором образ старой проблемы ведет к решению, а образ решения создает реакцию растущей интенсивности.
Допустим, вы обнаружили, что картины проблемного и желаемого состояния ничем не отличаются, а меняется только тон, которым клиент в это время говорит с собой. Бэндлер считает, что это возможно, но маловероятно. Аудиальная система может быть ведущей, но обычно что-то еще меняется вместе с голосом. Вам понадобится также еще один аудиальный параметр, если вы собираетесь проделать аудиальный взмах. Возможно, изменится темп. Обычно меняется более чем один параметр.
Когда вы ищете вторую аналоговую переменную и хотите найти ее в другой модальности, чтобы у вас была одна зрительная и одна аудиальная субмодальность, это может сработать. Но в большинстве случаев это вам не нужно- только если вы не смогли найти вторую субмодальность в той же системе.
Ричард Бэндлер придает особое значение зрительной системе: она обладает свойством одновременности. Вы легко можете одновременно увидеть вместе две разные картины. Слуховая система более последовательна. Трудно уследить за двумя голосами одновременно. Вы можете провести взмах аудиально, но придется немного по-другому его обставить. Если вы научитесь быть точным в зрительной системе, то когда начнете работать со слуховым каналом. его будет проще адаптировать.
Если вы делаете визуальный взмах и есть еще аудиальные компоненты, то, как правило, человек бессознательно продемонстрирует вам аудиальные сдвиги, рассказывая о двух картинах. Тогда, предлагая ему рисовать картины, вы можете произвести слуховые сдвиги извне своим голосом, не упоминая о них. Чтобы сделать это хорошо, вам нужна способность говорить чужим голосом. Умение копировать чей-то голос- это просто вопрос практики и талант, который очень стоит научиться применять. Через некоторое время вы обнаруживаете, что не обязаны в совершенстве соответствовать человеку: вы только должны ухватить несколько определенных характеристик.
Если клиент не знает, что и как у него внутри происходит, вы можете сделать несколько вещей: а) продолжать спрашивать, пока он не обратит внимание внутрь себя; б) задавать кучу вопросов и читать невербальные реакции «да-нет». Спросите: «Вы говорите с собой?» и наблюдайте реакцию непосредственно перед вербальным «Я не знаю»;
в) создайте проблемную ситуацию и понаблюдайте за поведением.
Все субмодальные сдвиги проявляются во внешнем поведении. Например, когда человек делает картину ярче, голова поворачивается назад и вверх, а если картина придвигается ближе, голова смещается назад по прямой. Если вы наблюдаете за людьми, когда просите их произвести субмодальные изменения, то можете определить поведенческие сдвиги, которые называются «субмодальными сигналами доступа». Потом вы можете использовать эти сдвиги, чтобы выяснить, что делает человек внутри себя, даже когда он этого не осознает.
Как и во всем остальном в НЛП, чем больше вы знаете о том, как работает изменение, и чем лучше вы откалибровали поведенческие реакции, тем более вы способны действовать скрытно. Например, иногда человеку нужно осуществить взмах несколько раз. Вы можете попросить его сделать это однократно, а потом спросить: «Правильно ли вы это сделали?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ему придется проделать взмах снова. Потом вы можете спросить: «Вы действительно правильно это сделали?», и он опять должен будет его проделать. К тому же таким путем он делает все быстрее и легче, потому что не пытается осуществить это сознательно.
«Техника взмаха обладает очень мощным действием,- говорит Ричард Бэндлер,- Недавно у нас на семинаре в первом ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил ее меньше чем за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в маленьком темном углу: я не являюсь так называемым «недирективным клиницистом». Я сказал, чтобы она увидела образ самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие. Я вовсе не собирался создавать еще одного евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя насмехающейся над теми, кто курит, и превращающей их жизнь в кошмар.
Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его делать то, что вы от него хотите, вам приходится тщательно определить направление, в котором вы хотите продвигаться, и сделать это надо заранее. Без адекватного планирования вы оказываетесь вынуждены делать то, чего делать не хотите: ворошить старые воспоминания и плохо себя чувствовать из-за них; совершать поступки, разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите; вести себя подобно цыпленку, когда вы в ярости...
Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже, либо запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для получения результатов; они учатся придерживаться направлений. Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои собственные направления. Если не знаете- это сделает кто-то другой.
В модели взмаха важно понимать то, что она определяет человеку продуктивное и эволюционное направление. Когда я делал долговременные контрольные исследования людей, с которыми я работал в этой технике, обычно они сообщали, что совершенное мною изменение стало основой для разного рода других изменений, которыми они довольны. Модель взмаха не указывает людям, как себя вести- она удерживает их на пути, ведущем к тому, чем они хотят стать. Определение этого направления- важнейшая часть самого смысла изменения».
6. Субмодальные различения.
1) Тактильные: кожное чувство.
2) Проприоцептивные: мышечное чувство и другие внутренние ощущения.
3) Оценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и/или живота или по средней линии тела. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями, восприятиями, но представлениями, производными от других ощущений/восприятий.
Обонятельные (запах) и вкусовые
Термины, используемые экспериментаторами-психофизиками (гладкий, кислый, горький, соленый, горелый, ароматный и т. д.), возможно, полезными не будут. Довольно полезным может быть усиление или ослабление (изменения в интенсивности и/или продолжительности) конкретного вкуса или запаха, который вы определяете как важный в чьем-то опыте.
1. Определите контекст
«Сначала определите, где вы поломались или застряли. Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?»
2. Определите пусковую картину
«Теперь я хочу, чтобы вы определили, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована. Многие в этот момент находятся на «автопилоте», может быть, полезно действительно проделать то, что должно предшествовать этому поведению, так чтобы вы смогли увидеть, как это выглядит.» Если вы будете заниматься просто проверкой этой техники, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая человеку не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата
«Теперь создайте второй образ- как бы вы видели себя по-другому, если бы уже достигли желаемого изменения. Я хочу, чтобы вы продолжали регулировать этот образ, пока не получите такой, который для вас действительно привлекателен- который сильно влечет вас.» В то время, как ваш партнер создает этот образ, отмечайте его реакцию, чтобы убедиться, что это нечто действительно ему приятное и привлекательное для него. Пусть его лицо сообщит вам, что рисуемых картин действительно стоит добиваться . Если вы не увидите этого подтверждения, остановите процесс.
4. Взмах
«Теперь «махните» эти две картины. Сначала надо увидеть ту пусковую картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ результата. Маленький темный образ будет увеличивать размеры и яркость, перекроет первую картину, которая потемнеет и скукожится так же быстро, как вы произносите слово «взмах». Потом очистите экран или откройте глаза. «Махните» их снова- пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха.»
5. Проверка.
а) «Теперь вызовите тот первый образ... Что происходит?» Если взмах был эффективен, это трудно будет сделать. Картина будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.
б) Другой способ проверки- поведенческий. Найдите способ воссоздать стимулы, представленные в ключевой картине вашего партнера. Если это картина его собственного поведения, попросите его повести себя так на самом деле.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили, что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Когда вы проделываете работу по изменению, не уклоняйтесь от проверки; навязывайте ее. Жизненные обстоятельства будут ее навязывать, так что вы тоже можете это сделать, чтобы иметь возможность выяснить все на месте. Наблюдение за несловесными реакциями вашего клиента даст вам гораздо больше информации, чем словесные ответы на ваши вопросы.
Другой способ быть скрупулезным- «махнуть» для начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это только в зрительной системе, а потом тщательно проверить, чтобы выяснить, что еще нужно добавить.
Стандартная модель взмаха есть то, что человек может ухватить и использовать, и она будет чаще работать, чем не работать. Но этого мало. Пробуйте не единожды технику взмаха, выясняя, что произойдет, если вы измените один элемент. В предыдущей инструкции элементами, которые менялись, в то время как одна картина «смахивала» другую, являлись субмодальности размера, яркости и ассоциации-диссоциации. Два из этих элементов, размер и яркость, являются такими, которые меняются непрерывно в некотором диапазоне. То, что можно изменять постепенно, называется аналоговой переменной. Ассоциация-диссоциация- это то, что мы называем дискретной переменной, поскольку она принимает либо одно значение, либо другое. Вы либо внутри опыта, либо вне его; вы не переходите постепенно от одного состояния к другому. Ассоциация-диссоциация всегда будет одним из элементов взмаха. Двумя другими аналоговыми элементами могут бьггь любые два элемента, сильно действующие на человека.
Вы можете воспользоваться для проведения взмаха любыми субмодальными различениями, но он хорошо сработает, только если эти различения субъективно действенны для человека, с которым вы работаете. Яркость, размер, расстояние эффективны для многих людей; но если они не важны для данного человека, вы должны выяснить, какие субмодальности являются действенными, и разработать с ними взмах. Потому самая важная часть действительно артистичного исполнения взмаха- аккуратный сбор информации.
Всякий раз, когда кто-либо испытывает неодолимую потребность делать что-либо, чего не хочет делать, что-то внутри него должно усилиться до определенной степени. Что-то должно стать ярче, больше или громче, или меняется тон, ускоряется или замедляется темп. Определите, как этот человек достигает данного конкретного ограничения. Сначала спросите его, когда это делается, а потом выясните, как он это делает: что он проделывает внутри себя, чтобы запустить свою реакцию? Когда вы решите, что определили ключевые субмодальности, проверьте, попросив партнера менять их каждую по отдельности, и пронаблюдайте, как это изменяет его реакцию. Потом попросите eai взять другую картину и снова менять те же субмодальности, чтобы увидеть, изменяет ли это таким же образом его реакцию на другую картину. Узнайте достаточно о том, как это работает, так чтобы вы могли воспроизвести ограничение этого человека, если бы захотели. Когда у вас будет yoa информация, вы будете точно знать, как проводить взмах с этим человеком.
Очень важно «подогнать» ваш метод изменения к каждому конкретному клиенту. Вам нужно создать направление, на котором образ старой проблемы ведет к решению, а образ решения создает реакцию растущей интенсивности.
Допустим, вы обнаружили, что картины проблемного и желаемого состояния ничем не отличаются, а меняется только тон, которым клиент в это время говорит с собой. Бэндлер считает, что это возможно, но маловероятно. Аудиальная система может быть ведущей, но обычно что-то еще меняется вместе с голосом. Вам понадобится также еще один аудиальный параметр, если вы собираетесь проделать аудиальный взмах. Возможно, изменится темп. Обычно меняется более чем один параметр.
Когда вы ищете вторую аналоговую переменную и хотите найти ее в другой модальности, чтобы у вас была одна зрительная и одна аудиальная субмодальность, это может сработать. Но в большинстве случаев это вам не нужно- только если вы не смогли найти вторую субмодальность в той же системе.
Ричард Бэндлер придает особое значение зрительной системе: она обладает свойством одновременности. Вы легко можете одновременно увидеть вместе две разные картины. Слуховая система более последовательна. Трудно уследить за двумя голосами одновременно. Вы можете провести взмах аудиально, но придется немного по-другому его обставить. Если вы научитесь быть точным в зрительной системе, то когда начнете работать со слуховым каналом. его будет проще адаптировать.
Если вы делаете визуальный взмах и есть еще аудиальные компоненты, то, как правило, человек бессознательно продемонстрирует вам аудиальные сдвиги, рассказывая о двух картинах. Тогда, предлагая ему рисовать картины, вы можете произвести слуховые сдвиги извне своим голосом, не упоминая о них. Чтобы сделать это хорошо, вам нужна способность говорить чужим голосом. Умение копировать чей-то голос- это просто вопрос практики и талант, который очень стоит научиться применять. Через некоторое время вы обнаруживаете, что не обязаны в совершенстве соответствовать человеку: вы только должны ухватить несколько определенных характеристик.
Если клиент не знает, что и как у него внутри происходит, вы можете сделать несколько вещей: а) продолжать спрашивать, пока он не обратит внимание внутрь себя; б) задавать кучу вопросов и читать невербальные реакции «да-нет». Спросите: «Вы говорите с собой?» и наблюдайте реакцию непосредственно перед вербальным «Я не знаю»;
в) создайте проблемную ситуацию и понаблюдайте за поведением.
Все субмодальные сдвиги проявляются во внешнем поведении. Например, когда человек делает картину ярче, голова поворачивается назад и вверх, а если картина придвигается ближе, голова смещается назад по прямой. Если вы наблюдаете за людьми, когда просите их произвести субмодальные изменения, то можете определить поведенческие сдвиги, которые называются «субмодальными сигналами доступа». Потом вы можете использовать эти сдвиги, чтобы выяснить, что делает человек внутри себя, даже когда он этого не осознает.
Как и во всем остальном в НЛП, чем больше вы знаете о том, как работает изменение, и чем лучше вы откалибровали поведенческие реакции, тем более вы способны действовать скрытно. Например, иногда человеку нужно осуществить взмах несколько раз. Вы можете попросить его сделать это однократно, а потом спросить: «Правильно ли вы это сделали?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ему придется проделать взмах снова. Потом вы можете спросить: «Вы действительно правильно это сделали?», и он опять должен будет его проделать. К тому же таким путем он делает все быстрее и легче, потому что не пытается осуществить это сознательно.
«Техника взмаха обладает очень мощным действием,- говорит Ричард Бэндлер,- Недавно у нас на семинаре в первом ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил ее меньше чем за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в маленьком темном углу: я не являюсь так называемым «недирективным клиницистом». Я сказал, чтобы она увидела образ самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие. Я вовсе не собирался создавать еще одного евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя насмехающейся над теми, кто курит, и превращающей их жизнь в кошмар.
Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его делать то, что вы от него хотите, вам приходится тщательно определить направление, в котором вы хотите продвигаться, и сделать это надо заранее. Без адекватного планирования вы оказываетесь вынуждены делать то, чего делать не хотите: ворошить старые воспоминания и плохо себя чувствовать из-за них; совершать поступки, разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите; вести себя подобно цыпленку, когда вы в ярости...
Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже, либо запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для получения результатов; они учатся придерживаться направлений. Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои собственные направления. Если не знаете- это сделает кто-то другой.
В модели взмаха важно понимать то, что она определяет человеку продуктивное и эволюционное направление. Когда я делал долговременные контрольные исследования людей, с которыми я работал в этой технике, обычно они сообщали, что совершенное мною изменение стало основой для разного рода других изменений, которыми они довольны. Модель взмаха не указывает людям, как себя вести- она удерживает их на пути, ведущем к тому, чем они хотят стать. Определение этого направления- важнейшая часть самого смысла изменения».
6. Субмодальные различения.
1) Тактильные: кожное чувство.
2) Проприоцептивные: мышечное чувство и другие внутренние ощущения.
3) Оценочные мета-ощущения ПО ПОВОДУ других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые обычно представлены в области груди и/или живота или по средней линии тела. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями, восприятиями, но представлениями, производными от других ощущений/восприятий.
Обонятельные (запах) и вкусовые
Термины, используемые экспериментаторами-психофизиками (гладкий, кислый, горький, соленый, горелый, ароматный и т. д.), возможно, полезными не будут. Довольно полезным может быть усиление или ослабление (изменения в интенсивности и/или продолжительности) конкретного вкуса или запаха, который вы определяете как важный в чьем-то опыте.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи