О других и о себе

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Будем глядеть правде в глаза. И вы, и я сумасшедшие, что отпираться!»

М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»


«Великолепная парочка» не слишком расположена говорить о себе. Оно и понятно, задачи совсем другие. Если случайное знакомство не свело вас лично с «отцами» НЛП, то мы в одинаковом положении: перед нами только тексты. Но вольно или невольно они постоянно несут в себе информацию о своих создателях. И нам представляется, что тексты Джона и Ричарда пронизаны их мировое приятием, живым отношением к окружающему (В этом смысле «Структура магии» менее выразительна, чем записи тренингов, но и в ней можно многое увидеть). Судя по всему, они обаятельны даже чертовски обаятельны! и весьма непринужденны, эдакая культурная разновидность «американского парня», но дистанцию держать не забывают, хотя она не бросается в глаза: вот ее нет, а вот она снова есть. Игра это, действительность, заслуга ли переводчика, но их язык, во всяком случае, никак не назовешь академичным.

Развивая одну из своих любимых тем о стереотипах и ограниченности человеческого поведения, Ричард говорит: «Единственная причина, по которой человек не делает чего-то более осмысленного, состоит в том, что он умеет делать только «это». Он поступает так годами посему это «нормально», не замечается и не вызывает сомнений.

Одна из самых диких привычек в нашей культуре- в любых обстоятельствах действовать так, будто все нормально. Насколько мне известно, наиболее изящной ее демонстрацией является Нью-Йорк. Когда вы идете по Бродвею, никто не оглядывается по сторонам и не бормочет «Боже милостивый!»

Следующая наилучшая демонстрация- центр Санта-Крус. Прямо на улице люди проделывают такие вещи, которые повергли бы в стыд любую психбольницу. И по той же улице идут мужчины в деловых костюмах, беседуя друге другом так, словно все совершенно нормально».

От этих занятных антропологических наблюдений он очень естественно переходит к некоторым автобиографическим деталям и слегка смущает неокрепшие умы. Ученые так разговаривать не могут по крайней мере, публично. Но мы не откажем себе в удовольствии снова предоставить слово Ричарду:

«Я тоже вышел из «нормальной» среды. В девятилетнем возрасте, когда мне нечего было делать, я болтался с чуваками по микрорайону. Кто-нибудь предлагал: «Эй, почему бы нам не сходить угнать автомобиль?» «Пошли-ка ограбим винный магазин и убьем кого-нибудь».

Нечего сказать, насыщенное детство! И замечательный пример того, как человек оказывается интеллектуалом, несмотря на все усилия «нормальной» среды склонить его к обратному.

«Я считал, что преуспеть в жизни можно, если отправиться жить поблизости от богатых людей. Я думал, что если буду околачиваться среди них, то все образуется. Так что я поехал в городок под названием Лос-Альтос, где у людей водятся деньги. В кафетерии молодежного колледжа Лос-Альоса в ту пору 6ыло столовое серебро, а в студенческом центре кресла из натуральной кожи. Автостоянка выглядела, как Детройтская выставка текущего года. Естественно, приехав туда, я должен был вести себя так, будто все это тоже было нормально «Никакого ажиотажа, все пофиг».

Я нашел работу с машиной, с которой общаются под названием «компьютер» и начал в качестве студента информатики. У них еще не было факультета, потому что кто-то спер финансирование лет этак двух. Поскольку я учился, а там не было для меня специализации, я потерялся в экзистенциальном кризисе: «Что я буду делать? Я буду изучать психологию». Примерно в это время я ввязался в редактирование книг по гештальт-терапии».

Вот таким незамысловатым образом все и началось. Помните первый опыт Бэндлера в групповой терапии? Именно тогда он и произошел, в силу необходимости. Описание опыта Ричард предваряет кратким сообщением, из которого следует, что там, где он рос, все были сумасшедшие; и там, где он работал, все были сумасшедшие; но он ожидал, что люди, посещающие психотерапевтов, по-настоящему сумасшедшие. По поводу первого и второго тезиса еще последуют разъяснения; по поводу третьего- ожидания студента сбылись. Он вспоминал, что очутился в комнате, где сидели солидные люди в костюмах и галстуках. Там был также человек, заставлявший их разговаривать с пустыми креслами и людьми, которых в комнате не было. Когда Ричард по легкомыслию своему рассмеялся над чьей-то фразой, все посмотрели на него так, будто это он был сумасшедшим. Помните молодого человека, говорившего с «братом»? У Ричарда это вызвало легкое замешательство. По его словам, он, поскольку «потерся среди ученых и убийц», мог почти всюду вести себя так, словно все нормально, но у него была проблема. Он спрашивал потом других людей: «Там действительно был его брат?» Некоторые отвечали: «Конечно». «Где вы его видели?» «Моим внутренним взором». Вывод: вы можете делать практически что угодно. Если вы ведете себя так, словно это нормально другие будут вести себя так же.

Занятный переход от шатания с чуваками по микрорайону к изучению психологии. Через некоторое время Ричард Бэндлер из «новичка в психотерапии» превратился в человека, для которого «мозг любимая игрушка». И с этой игрушкой он научился отлично справляться. Но вот забавная деталь: будучи старшекурсником, он не успевал только по двум курсам. Догадайтесь, по каким? «Я завалил психологию с оценкой 1А и получил Д по ораторскому искусству. Хорошая шутка? НЛП- моя месть»

Тем не менее Бэндлеру и Гриндеру (они уже тогда были «великолепной парой») довелось преподавать в Калифорнийском университете. Оставить это занятие им пришлось потому, что они «учили старшекурсников делать в жизни разные вещи». В этом заключалась жалоба на них. Сказали, что обучение предназначено только для того, чтобы давать людям информацию о вещах. Что и говорить, довод веский.

Как вы, наверное, уже успели заметить, «делать» любимое слово и главный принцип этого удачного дуэта, блестяще соединившего теорию и практику. Собственно, даже не о соединении следовало бы говорить, а о своеобразном прорастании одного в другое: теория тут же, одновременно, оказывается практикой.

Нам кажется, эти ребята заработали себе право критически относиться ко всякого рода недобросовестности. Помните «стандартные извинения психотерапевтов по поводу неудач»? У непрофессионалов тоже есть интересные оправдания своих жизненных неудач. Бэндлер их коллекционировал:

«Люди часто говорят: «Я потерял над собой контроль» или «Я не знаю, что на меня нашло». Я полагаю, это могло быть пурпурное облако или старое одеяло. В шестидесятые годы люди ходили на так называемые группы встреч и научились говорить: «Ничего не могу с этим поделать; я просто так чувствую» Если кто-то говорит: «Я просто чувствовал, что должен швырнуть в комнату ручную гранату»,- это не принимается. Но если будет сказано: «Я просто не могу принять то, что ты говоришь; я должен наорать на тебя, чтобы тебе стало плохо; я просто так чувствую», это будет принято.

«Просто»- обворожительное слово, один из способов быть несправедливым к окружающим и удобный способ дискредитировать все, кроме того, о чем вы говорите. Если кому-то плохо, а вы говорите ему что-нибудь приятное, он часто отвечает: «Ты просто стараешься ободрить меня», как будто это плохо- ободрить? Слово «просто» обесценивает все, что еще есть в ситуации.

Любимое извинение в наше время: «Я был не в себе». С этим вы можете выбраться из любого положения. Это смахивает на множественную личность или защиту безумием. «Я не был сам собой. Я, вероятно был ею!»

Все эти извинения являются способами оправдания и сохранения несчастья. Попробовав что-нибудь другое, вы могли бы сделать жизнь более приятной и интересной для себя и для других людей тоже.

Недобросовестность по отношению к собственной жизни так можно обобщить множество разнообразных проблем, в решении которых Ричард, Джон и их коллеги помогают людям. Эта штука огорчает и волнует их более всего, и они постоянно в той или иной форме говорят о ней.

Однажды Ричард спросил приятеля: «Что ты считаешь величайшей неудачей в своей жизни?» Он сказал: «Через пару недель я собираюсь сделать вот это, но оно не сработает» Это действительно была величайшая неудача в его жизни не потому, что не сработало а потому, что он нашел время, чтобы расстроиться из-за этого заранее. Многие используют воображение только для того, чтобы нарисовать себе будущие огорчения и получить возможность почувствовать себя плохо сейчас: зачем откладывать?

Зачем ждать, пока супруг заведет роман на стороне? Вообразите сейчас, как он общается с кем-то другим. Почувствуйте себя так, словно вы находитесь там, наблюдая все это. Вы можете привести себя в состояние жуткой ревности- проще простого. Женщины часто так развлекаются. Если вы все еще ужасно себя чувствуете, дождавшись его, можете орать, вопить, выжить его из дома, так что все произойдет на самом деле. Приходят клиентки и рассказывают, как они это проделывают. Психотерапевт выслушивает их и спрашивает: «Почему бы вам не рисовать хороших картинок?» «Что вы имеете в виду?»

Другая, так сказать, мужская ситуация. Вы приходите домой в очень хорошем настроении. Входя, вы видите, что гостиная вверх дном или кто-то забыл вынести мусор, убрать со стол а бумаги, или не сделал чего-нибудь еще, столь же категорически необходимого для вашего счастья. Вы внутренне подавляете злость, но это не срабатывает. Тогда вы идете на терапию и говорите: «Я не хочу кричать на свою жену». «Почему вы на нее кричите?» «Потому что я расстраиваюсь и злюсь». Обычно врачи говорят: «Позвольте всему этому выйти, выразите себя, вопите на свою жену», А жене они скажут: «Разве не нормально, что он так себя ведет? Разве вы не можете позволить ему быть самим собой?» То есть, мы занимаетесь своим делом, она будет заниматься своим- по отдельности. Чушь собачья.

Вот о чем не думает большинство врачей. Когда он входит и видит тарарам, он сначала ухитряется прийти в то состояние, где он зол и расстроен, а потом пытается себе помешать. Еще они забывают о том, чего он в первую очередь хочет достичь, не позволяя себе кричать: он старается сделать так, чтобы было приятно. А почему бы не заняться этим непосредственно? Почему бы не научить его входить с такими приятными мыслями о том, что он может сделать со своей женой, чтобы он промчался через гостиную слишком быстро, не потрудившись еще что-то замечать!

Есть еще замечательная штука под неопределенным названием «депрессия». Не та депрессия, которую вы можете объявить, как бойкот окружающей среде на два-три дня, с тем, чтобы она вас как минимум не трогала и даже, возможно, пожалела. Речь о депрессии искренней, глубокой, иногда многолетней.

Ричард Бэндлер утверждает, что у большинства депрессированных в действительности было столько же счастливых переживаний, как и у остальных; просто когда они оглядываются назад, то не думают, что все было на самом деле хорошо.

«Когда один из моих клиентов впервые сказал: «Я депрессивный», я ответил: «Привет, я- Ричард». (Неплохой вариант знакомства!) Он остановился и сказал: «Нет» «Не Ричард?» «Погодите. Вы перепутали» «Я не перепутал. Мне все совершенно ясно» «Я в депрессии шестнадцать лет» «Потрясающе! Вы сколько времени не спали?» Вот структура того, что он говорит: «Я закодировал свой опыт так, что живу в состоянии иллюзии, будто шестнадцать лет нахожусь в одном и том же состоянии сознания». Я-то знаю, что он не был шестнадцать лет в депрессии. Он должен был на время отвлекаться- и на обед, и на то, чтобы раздражаться, и еще на несколько вещей. Попробуйте двадцать минут оставаться в одном и том же состоянии сознания! Люди тратят кучу времени и денег на обучение медитации, чтобы оставаться в одном состоянии час или два. Если бы он был в депрессии час напролет, он даже не смог бы этого заметить, потому что ощущение стало бы привычным, и следовательно, неразличимым. Так привыкание влияет даже на физические ощущения. Поэтому я всегда спрашиваю себя: « Как этому парню удается поверить, что все это время он находился в депрессии?» Вы можете вылечить людей от того, что у них есть- и открыть, что у них этого никогда не было. Шестнадцать лет депрессии могут оказаться только двадцатью пятью часами действительного пребывания в ней.

Но если вы принимаете утверждение этого человека за чистую монету, вы соглашаетесь с пресуппозицией, что он столь долго находился в одном и том же состоянии сознания И если в качестве цели, к которой вы собираетесь стремиться, вы принимаете «сделать его счастливым», то будете постоянно пытаться перевести его в другое состояние сознания. Вы действительно можете суметь заставить его поверить, что он постоянно счастлив. Вы можете научить его перекодировать все прошлое в счастье. Неважно, сколь он жалок в данный момент; он всегда будет благодарен за то, что постоянно счастлив. День ото дня у него не будет никакого прогресса только когда он смотрит в прошлое. Вы просто дали ему новую иллюзию вместо той с которой он вошел.

Многие люди находятся в депрессии, потому что у них есть на то хорошая причина. Множество людей живут скучной, бессмысленной жизнью, и они несчастны. Беседа с терапевтом этого не изменит, если только в результате ее человек не станет жить по-другому Если кто-то потратит 75 долларов на свидание с психиатром, вместо того, чтобы потратить их на вечеринку- это не психическое заболевание, это глупость! Если вы ничего не делаете конечно, вы будете скучать и впадать в депрессию. Крайний вариант этого- кататония»

Как бы то ни было, природный оптимизм берет верх, и Ричард с очаровательной откровенностью признается, что не смог найти никого столь же сдвинутого, сколь он сам, в связи с чем решил, что люди не должны быть на самом деле дисгармоничны «С тех пор я заметил, что люди превосходно устроены. Мне или им может не нравиться то, что они делают, но они способны повторять это систематически, снова и снова. Они не дисгармоничны; они просто делают нечто отличное от того, чего нам или им хочется.

Завершая эту тему, приведем чисто бэндлеровское «напутствие»

«Внутри нашего разума содержится настолько больше, чем мы подозреваем. Снаружи всего настолько больше, чем мы в состоянии заинтересоваться. Только это растущее чувство заинтересованности позволяет вам зарядиться энтузиазмом, который делает даже самую приземленную задачу стоящей, забавной и увлекательной. Без этого жизнь не более чем ожидание в очереди. Стоя в очереди, вы можете оттачивать искусство постукивания ногой или делать гораздо большее. Но у меня есть для вас сюрприз. Я обнаружил, что загробная жизнь начинается с долгого ожидания в очереди. Лучше уж вам немного развлечься сейчас, потому что тем, кто хорошо проводит время и с чувством огромного любопытства делает стоящие вещи, доводится стоять в более короткой очереди, нежели тем, кто лишь развил способность ждать».

А сейчас мы должны поговорить о вещах несколько иных. Мы вводим крайне важные в мировое приятии НЛП-истов понятия разделяемая и неразделяемая реальность. Это довольно просто.

Любая система убеждений является как набором ресурсов для какой-либо деятельности, так и набором ограничений. Единственная ценность веры состоит в том, что она делает вас конгруэнтным. и это очень полезно, так как заставляет людей верить вам. Но вместе с тем это налагает на вас огромное количество ограничений, которые могут существовать как в вашей личности, так и в вашей терапии. Ваши клиенты могут закончить тем, что станут метафорами вашего личного опыта, потому что вы делаете огромную ошибку: Вы верите в то, что ваше восприятие отражает реальность, как она есть на самом деле.

«Большая часть человеческого опыта не относится к реальности- она относиться к разделяемой реальности. Есть люди, которые приходят к моей двери, дают мне комичные религиозные книжки и говорят, что через две недели будет конец света. Они говорят с ангелами, они говорят с Богом- их не считают сумасшедшими. Но если человека поймают говорящим с ангелом в одиночку его называют безумцем, забирают в психбольницу и до отказа начиняют лекарствами. Когда вы придумываете новую реальность- убедитесь лучше, что у вас найдутся несколько друзей, которые ее разделят; иначе у вас могут быть большие неприятности. Это одна из причин, по которым я преподаю НЛП. Я хочу иметь несколько человек, разделяющих эту реальность, чтобы меня не забрали люди в белых халатах.

У физиков тоже есть разделяемая реальность. За этим исключением не такая уж на самом деле большая разница быть физиком или быть шизофреником. Физики тоже говорят о вещах, которых нельзя увидеть. Часто вы видели атом, не говоря уже об элементарной частице? Есть отличие: физики обычно немного более опытны в обращении со своими галлюцинациями, которые они называют «моделями» или «теориями». Когда одна из их галлюцинаций оказывается под угрозой из-за новых данных, физики изъявляют чуточку больше желания отказаться от своих старых идей».

Отличать разделяемую реальность от неразделяемой не умеют, во-первых, психотики, во-вторых, многие психиатры, в-третьих, вообще многие люди. Вот у психиатров, по счастью, есть другие психиатры, которые разделяют их реальность. Гриндер и Бэндлер любят подшучивать над гуманистическими психологами и тем, как они общаются собираясь вместе. У них много ритуалов, которых нет, к примеру, у программистов. Программисты, приходя утром на работу, не держат друг друга за руки и не смотрят пристально в глаза друг другу в течение 5 минут. Гуманистические психологи думают, что программисты люди холодные и бесчувственные. Обе эти реальности- психотические, и мы не знаем, какая из них более сумасшедшая. Но если вы будете говорить о разделяемой реальности, то программисты окажутся в большинстве.

Вы имеете выбор тогда, когда можете переходить из одной реальности в другую. И иметь взгляд на то, что происходит. Самые сумасшедшие вещи происходят, когда гуманистический психолог приходит, проводит семинар в организации и не меняет своего поведения. Неспособность приспособиться к той или иной разделяемой реальности является самым ярким признаком психоза.

Один из наиболее мощных инструментов для коммуникатора- умение отличать свое восприятие от своих галлюцинаций. Если вы можете ясно видеть, какую часть вашего опыта вы выносите изнутри наружу, в противоположность тому, что вы действительно получаете извне с помощью ваших сенсорных аппаратов, вы не будете галлюцинировать, когда вам это не полезно. В действительности необходимым галлюцинирование не бывает никогда. Любой результат психотерапии вы можете получить, не галлюцинируя. Вы можете оставаться только при своем сенсорном опыте и быть очень эффективным, творческим и сильным психотерапевтом.

«Галлюцинации» понимаются Гриндером и Бэндлером достаточно специфически- шире, чем мы привыкли:

«Галлюцинации- то, чем вы здесь (на семинаре) занимаетесь целый день. Формальных различий между галлюцинациями и теми процессами, которые вы используете, когда я прошу вас вспомнить что-нибудь, просто не существует. Ведь все вы галлюцинируете. Например о том, в каком настроении находится человек- плохом или хорошем. Иногда это соответствует получаемой извне информации, а иногда нет, тогда это просто отражение вашего внутреннего состояния. Если же у собеседника почему-то нет плохого настроения, вы можете помочь индуцировать его: «У вас что-то не так?», «Что вас беспокоит?» и т.д. Однако некоторая разница между обитателями психиатрических больниц и прочими людьми все же существует: 1) больные и здоровые живут в разных зданиях; 2) содержание ваших галлюцинаций социально приемлемо; 3) у вас есть стратегия определения того, что является разделяемой реальностью, а что нет. И если у вас есть галлюцинации - они касаются идей, а не вещей. У больных отсутствует стратегия различения между разделяемой (общепринятой) реальностью и неразделяемой.

Например, пить кровь в нашей культуре не принято, хотя члены восточно-африканского племени масаи только и занимаются тем, что садятся в кружок и пьют кровь из чашки. Без проблем. Но если в больнице пациент смотрит на вас и говорит: «Видите, я сейчас выпью чашку крови?»- с этим надо что-то делать, и вы это понимаете.

Если вы создаете действительно живые образы в своем мозгу- oсобенно если вы способны создавать их вовне- вы можете научиться быть гражданским инженером или психотиком. Один зарабатывает больше, чем другой, но ему не так интересно.

Ричарду Бэндлеру импонировал подход Джона Розена к психозу: войти в реальность психотика и потом разрушить ее изнутри. Это действительно изящно. Существует много способов сделать это, и не все они лежат на поверхности. У него был пациент, который слышал из электрических розеток голос, заставлявший его делать разные вещи. Ричард вычислил, что этот парень больше не будет шизофреником, если сделать его галлюцинации реальностью. Он поступил остроумным образом: спрятал динамик в розетку в своей приемной. Когда клиент вошел в комнату, розетка сказала: «Привет» Он обернулся, посмотрел на нее и сказал: «Ты звучишь по-другому»

— «Я новый голос. Ты думал, есть только один?»

— «Откуда ты взялся?»

— «Не твое дело»

Классный диалог!

Это заставило его сдвинуться с мертвой точки. Поскольку он обязан был повиноваться, Бэндлер использовал этот новый голос, чтобы давать ему инструкции, в которых он нуждался для изменения своего поведения.

Что же касается пациента с экзотическими восточно-африканскими наклонностями, то с ним вышло похоже. Хитрецы немедленно присоединились к его реальности: «Да, подогрейте и нам по чашечке!» Он начал доверять им, и тогда ему дали задание. Они не пытались «толковать ему, что реально, а что нет, его просто попросили назвать те переживания, которые другие люди могли бы с ним разделить. И он научился (как учится ребенок) говорить о тех частях реальности, которые являются социально приемлемыми галлюцинациями, либо чем-то, что люди хотят видеть, слышать или чувствовать. Этого оказалось достаточно, чтобы выписаться из больницы, и все нормализовалось. Правда, он продолжал предаваться своему любимому занятию, но- в одиночестве.

Типичный образец рассуждения, которое вы можете по этому поводу встретить у НЛП-истов: «У меня есть знакомый ректор колледжа. Он живет в бредовой реальности, считая себя умным, престижным и т.п. Он держится чопорно, выглядит сердито и курит сигареты. Это вполне бредовая реальность. Недавно в психиатрической больнице я разговаривал с парнем, который считал себя агентом ЦРУ, преследуемым коммунистами, которые и заточили его в больницу. Различие между парнем и ректором состоит лишь в том, что люди более склонны верить ректору, чем психотику. Ректор за свои иллюзии получает деньги». К такому образу мыслей тоже можно привыкнуть. Кстати, вы можете заметить, что эти ребята нередко упоминают о деньгах. Если вас это неприятно удивляет, в оправдание можем сказать только, что эта реалия, по-видимому, является для них более привычной, чем для нас.

Когда участник семинара мрачно заключил во время беседы о галлюцинировании: «Все мы тут шизофреники», он получил единственно возможный ответ: «Конечно».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.