Проведем эксперимент. Вот вам небольшое задание: "Представьте себе, как лает собака". Представили? Полагаю, что – да. Не сомневаюсь, что хоть собака на вашей картинке оказалась несколько иной, чем ее представлял я, она все же лаяла. Как и было попрошено.
Теперь изменим просьбу на противоположную: "Представьте, что собака не лает". Попробуйте… Дальше начинаются фокусы: кто-то представил, что собака теперь спокойно лежит у своей конуры, чья-то – зарычала, кому-то оказалось достаточным перечеркнуть предыдущую картинку…
А задание не смог выполнить никто. Простите мою категоричность и прочитайте объяснение. Сравните: когда я попросил вас представить лающую собаку, вы все создали соответствующие картинки. То есть правильно выполнили задание. Когда же нужно было вообразить собаку, которая не лает, вы стали подсовывать более или менее подходящие заменители, которые не противоречат прозвучавшей просьбе. Жующая собака – такая же "нелающая", как и спящая.
Чтобы хоть как-то отобразить отрицание вам пришлось восстанавливать первую картину, чтобы ее перечеркнуть, либо – описывать все остальные возможности. А это – хлопотно. Не говоря уже о появившихся многочисленных расхождениях в образах разных участников эксперимента.
Теперь изменим просьбу на противоположную: "Представьте, что собака не лает". Попробуйте… Дальше начинаются фокусы: кто-то представил, что собака теперь спокойно лежит у своей конуры, чья-то – зарычала, кому-то оказалось достаточным перечеркнуть предыдущую картинку…
А задание не смог выполнить никто. Простите мою категоричность и прочитайте объяснение. Сравните: когда я попросил вас представить лающую собаку, вы все создали соответствующие картинки. То есть правильно выполнили задание. Когда же нужно было вообразить собаку, которая не лает, вы стали подсовывать более или менее подходящие заменители, которые не противоречат прозвучавшей просьбе. Жующая собака – такая же "нелающая", как и спящая.
Чтобы хоть как-то отобразить отрицание вам пришлось восстанавливать первую картину, чтобы ее перечеркнуть, либо – описывать все остальные возможности. А это – хлопотно. Не говоря уже о появившихся многочисленных расхождениях в образах разных участников эксперимента.
Лучше всего об этом знают те, кто знаком со стрелковым оружием. Наметил себе мишень, поймал ее в прорезь прицела и посылай пулю прямо к цели. Авось долетит – это уже зависит от квалификации стрелка. В любом случае, у него гораздо больше шансов добиться желаемого результата, чем у тех, кто поступает иначе.
В авиакассе:
– Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.
С такой "целью" далеко не улетишь. Или наоборот – улетишь, но совсем не туда, куда хотел. Цель должна быть заявлена утвердительно. Правильная формулировка должна содержать максимум конкретной информации: куда вы хотите полететь, когда, на каком рейсе, в каком классе… Чем точнее закажете, тем больше вероятность оказаться на нужном самолете.
Все, вроде бы, понятно, но мы настолько привыкли мыслить "от противного", что сразу перестроиться бывает не очень легко. Классический лозунг борцов за мир: "Чтобы не было войны!", "За мир без насилия!" Обратите внимание: слово "борьба" предполагает наличие противника, ориентацию на войну.
В авиакассе:
– Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.
С такой "целью" далеко не улетишь. Или наоборот – улетишь, но совсем не туда, куда хотел. Цель должна быть заявлена утвердительно. Правильная формулировка должна содержать максимум конкретной информации: куда вы хотите полететь, когда, на каком рейсе, в каком классе… Чем точнее закажете, тем больше вероятность оказаться на нужном самолете.
Все, вроде бы, понятно, но мы настолько привыкли мыслить "от противного", что сразу перестроиться бывает не очень легко. Классический лозунг борцов за мир: "Чтобы не было войны!", "За мир без насилия!" Обратите внимание: слово "борьба" предполагает наличие противника, ориентацию на войну.
Условия хорошо сформулированного результата – способ мышления о результате и способ его выражения, который делает его как достижимым, так и проверяемым. Это основа согласования результатов и получения экологичных решений.
Попали на необитаемый остров француз, англичанин и русский. Нашли бутылку. В ней, как ни странно, был долгие годы заточен джинн. Естественно, он решил отблагодарить спасителей и исполнить по два желания.
– Миллион фунтов и домой! – сказал англичанин и исчез.
– Десяток красоток и домой! – очевидное желание француза.
Оставшись в одиночестве, русский загрустил:
– Хорошая была компания. Ящик водки и всех обратно!
Привалило счастье! Сказочный джинн или Золотая Рыбка согласились исполнить ваше желание! Или два. А может и три. Но только прямо сейчас! На раздумья несколько секунд, от силы – минута. Загадать решитесь? Мудрый старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" от такого счастья отказался…
Словарь НЛП
Попали на необитаемый остров француз, англичанин и русский. Нашли бутылку. В ней, как ни странно, был долгие годы заточен джинн. Естественно, он решил отблагодарить спасителей и исполнить по два желания.
– Миллион фунтов и домой! – сказал англичанин и исчез.
– Десяток красоток и домой! – очевидное желание француза.
Оставшись в одиночестве, русский загрустил:
– Хорошая была компания. Ящик водки и всех обратно!
Привалило счастье! Сказочный джинн или Золотая Рыбка согласились исполнить ваше желание! Или два. А может и три. Но только прямо сейчас! На раздумья несколько секунд, от силы – минута. Загадать решитесь? Мудрый старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" от такого счастья отказался…
Слова и магия были вначале одним и тем же, и даже сегодня слова во многом сохраняют свою магическую силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в бездну отчаяния; словами учитель передает свои знания ученикам; словами оратор увлекает слушателей и формирует их суждения и решения. Слова вызывают эмоции и вообще являются универсальным средством воздействия людей друг на друга.
И все же я не ставил перед собой задачи обучить вас мета-модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владеют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми этими вопросами самостоятельно. Тем более, что у создателей мета-модели подобной подсказки перед глазами и вовсе не было…
Моя задача значительно скромнее. Мне только хотелось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произносим, в той или иной степени формирует события вокруг нас.
Зигмунд Фрейд
И все же я не ставил перед собой задачи обучить вас мета-модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владеют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми этими вопросами самостоятельно. Тем более, что у создателей мета-модели подобной подсказки перед глазами и вовсе не было…
Моя задача значительно скромнее. Мне только хотелось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произносим, в той или иной степени формирует события вокруг нас.
Мета-модель – модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения (генерализации), и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.
Номинализация – лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. Компонент мета-модели.
Теперь, когда мы знаем, какими способами реальность заменяется своей упрощенной моделью, мы уже можем наметить пути возвращения. Возвращения к более полному миру. Конечно же, оказавшись связанными нашими собственными опорами – словами – мы теперь вряд ли сможем полностью вернуться в реальность. Карта – это не территория. И все же мы можем стать чуть ближе к ней самой.
И сейчас я предлагаю обратить наше внимание на слова, которые мы произносим. Слова – это краски, с помощью которых мы создаем наше видение окружающего мира. Именно они помогают фиксировать постоянно изменяющуюся обстановку в виде устойчивых понятий, ложащихся в основание наших моделей мира. И чем богаче наша речь, тем разнообразнее получается карта реальности. И тем она щедрее.
Номинализация – лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. Компонент мета-модели.
Словарь НЛП
Теперь, когда мы знаем, какими способами реальность заменяется своей упрощенной моделью, мы уже можем наметить пути возвращения. Возвращения к более полному миру. Конечно же, оказавшись связанными нашими собственными опорами – словами – мы теперь вряд ли сможем полностью вернуться в реальность. Карта – это не территория. И все же мы можем стать чуть ближе к ней самой.
И сейчас я предлагаю обратить наше внимание на слова, которые мы произносим. Слова – это краски, с помощью которых мы создаем наше видение окружающего мира. Именно они помогают фиксировать постоянно изменяющуюся обстановку в виде устойчивых понятий, ложащихся в основание наших моделей мира. И чем богаче наша речь, тем разнообразнее получается карта реальности. И тем она щедрее.
Искажение – процесс, в результате которого взаимосвязи между частями модели становятся отличными от реальных взаимосвязей между частями реального опыта. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
Не думаю, что сильно совру, если скажу, что передать что-то без искажений практически невозможно. Это вам подтвердит любой художник. Да что там художник – любая фотография уже изображает объемный мир плоским. Любая аудиозапись хоть немного, но искажает реальный звук. Может быть вам удастся детально передать другому свое ощущение?
– Не понимаю, что люди нашли в этом Карузо? У него же ни слуха, ни голоса!
– А ты что, слышал, как он поет?
– Нет, но мне приятель по телефону напел.
Даже будучи непосредственным участником событий, мы умудряемся исказить реальность. Представляете, какая интересная работа у оперативников, допрашивающих свидетелей? "Он был весь такой страшный. Огромный! Весь в черном". "Злобная усмешка и колючие глаза". "Голос скрипучий, как ножом по стеклу". Помните классическое: "у страха глаза велики"?
Словарь НЛП
Не думаю, что сильно совру, если скажу, что передать что-то без искажений практически невозможно. Это вам подтвердит любой художник. Да что там художник – любая фотография уже изображает объемный мир плоским. Любая аудиозапись хоть немного, но искажает реальный звук. Может быть вам удастся детально передать другому свое ощущение?
– Не понимаю, что люди нашли в этом Карузо? У него же ни слуха, ни голоса!
– А ты что, слышал, как он поет?
– Нет, но мне приятель по телефону напел.
Даже будучи непосредственным участником событий, мы умудряемся исказить реальность. Представляете, какая интересная работа у оперативников, допрашивающих свидетелей? "Он был весь такой страшный. Огромный! Весь в черном". "Злобная усмешка и колючие глаза". "Голос скрипучий, как ножом по стеклу". Помните классическое: "у страха глаза велики"?
Упущение – процесс, посредством которого из модели исключается часть реального опыта. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
Сходу отметая все ненужные предисловия, скажу, что упущение – это работа своеобразного фильтра, который из всей толпы рвущейся в наш мозг информации, выбирает самую нужную и важную. Это преданная секретарша, которая допускает к шефу только необходимых ему посетителей. Это зоркие дозорные, которые высматривают вокруг именно то, что приказал начальник. Это хорошие наушники, которые сообщают только то, что полезно.
Так, из всего потока информации, что вываливает на нас мироздание, мы выделяем дистиллированный, рафинированный и исключительно важный и полезный ручеек. Который и воспринимаем. Это действительно суть. Это то, на что мы прежде всего обращаем внимание. Это то, что нам наиболее интересно.
Приходилось ли вам общаться по телефону, когда вокруг шум и гам? Вдали голос еле слышен, но то, что он говорит, для вас важнее всего, что происходит вокруг. Все внимание сосредоточено на этом голосе… И вы даже не сможете ответить потом, что же происходило вокруг, когда вы разговаривали по телефону.
Словарь НЛП
Сходу отметая все ненужные предисловия, скажу, что упущение – это работа своеобразного фильтра, который из всей толпы рвущейся в наш мозг информации, выбирает самую нужную и важную. Это преданная секретарша, которая допускает к шефу только необходимых ему посетителей. Это зоркие дозорные, которые высматривают вокруг именно то, что приказал начальник. Это хорошие наушники, которые сообщают только то, что полезно.
Так, из всего потока информации, что вываливает на нас мироздание, мы выделяем дистиллированный, рафинированный и исключительно важный и полезный ручеек. Который и воспринимаем. Это действительно суть. Это то, на что мы прежде всего обращаем внимание. Это то, что нам наиболее интересно.
Приходилось ли вам общаться по телефону, когда вокруг шум и гам? Вдали голос еле слышен, но то, что он говорит, для вас важнее всего, что происходит вокруг. Все внимание сосредоточено на этом голосе… И вы даже не сможете ответить потом, что же происходило вокруг, когда вы разговаривали по телефону.
Все обобщения ложные. Как только мы называем два разных предмета одним и тем же словом, может появиться ошибка. Представьте: "В комнате три стола и пять стульев". Теперь уточним: "Один письменный стол, один обеденный и журнальный. А из пяти стульев один сломан". Картинка другая?
Идет пьяный по пустыне. Навстречу бедуин на верблюде.
– Эй, мужик, у вас что тут, гололед?
– Нет, с чего ты взял?
– А зачем столько песка насыпали?
Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем, ребенок получил "двойку" за диктант. Некоторые "добрые" взрослые могут помочь ему сформулировать обобщение: "Диктанты мне даются плохо". Или еще круче: "Русский язык…" Или: "Обучение…" После чего ребенок зачастую начинает бояться диктантов, русского языка, учиться… И даже не пробует получить "пятерку".
Идет пьяный по пустыне. Навстречу бедуин на верблюде.
– Эй, мужик, у вас что тут, гололед?
– Нет, с чего ты взял?
– А зачем столько песка насыпали?
Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем, ребенок получил "двойку" за диктант. Некоторые "добрые" взрослые могут помочь ему сформулировать обобщение: "Диктанты мне даются плохо". Или еще круче: "Русский язык…" Или: "Обучение…" После чего ребенок зачастую начинает бояться диктантов, русского языка, учиться… И даже не пробует получить "пятерку".
Обобщение – процесс, посредством которого один специфический опыт начинает представлять целый класс опытов, членом которого он является. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
Не будет слишком большим обобщением сказать, что обобщения помогают человеку жить. Они помогают ориентироваться в мире, находить общий язык с себе подобными. Искать сходства в самых разных вещах. Делать общее дело. Обобщения позволяют нам находить традиционные ответы на стандартные ситуации, решать аналогичные задачи и понимать окружающих.
С помощью обобщений мы учимся. Представьте, каково было бы ребенку, не умей он обобщать. Мир состоит из непонятного нечто, и младенец не в состоянии выделить даже то, что одно он видит, другое чувствует, а третье – слышит. Ведь, чтобы выделить – надо обобщить. Что-то надо объединить под названием "приятное", а что-то – "неприятное". Более того – про что-то надо сказать: "Это Я", а что-то станет: "Не Я". Но как все это сделать, не умея находить общее?
Хорошо, что ребенку бывает достаточно один раз обжечься, чтобы всю оставшуюся жизнь быть осторожным с огнем. Ему нет необходимости исследовать на болезненность контакт с пламенем камфорки, свечи и костра. Все это уже – огонь. И он жжется. А это – больно.
Словарь НЛП
Не будет слишком большим обобщением сказать, что обобщения помогают человеку жить. Они помогают ориентироваться в мире, находить общий язык с себе подобными. Искать сходства в самых разных вещах. Делать общее дело. Обобщения позволяют нам находить традиционные ответы на стандартные ситуации, решать аналогичные задачи и понимать окружающих.
С помощью обобщений мы учимся. Представьте, каково было бы ребенку, не умей он обобщать. Мир состоит из непонятного нечто, и младенец не в состоянии выделить даже то, что одно он видит, другое чувствует, а третье – слышит. Ведь, чтобы выделить – надо обобщить. Что-то надо объединить под названием "приятное", а что-то – "неприятное". Более того – про что-то надо сказать: "Это Я", а что-то станет: "Не Я". Но как все это сделать, не умея находить общее?
Хорошо, что ребенку бывает достаточно один раз обжечься, чтобы всю оставшуюся жизнь быть осторожным с огнем. Ему нет необходимости исследовать на болезненность контакт с пламенем камфорки, свечи и костра. Все это уже – огонь. И он жжется. А это – больно.
Возможно, вы уже и так примерно представляете, как это делается. По крайней мере, многим приходилось рисовать схемки для своих знакомых.
"Выйдешь из метро, сверни налево. Увидишь большое красное здание, обойди его справа – там еще киоск такой стоит, всякой мелочевкой торгует… …подойдешь к дому – третий подъезд, черная железная дверь…" – объясняешь, а сам картинку рисуешь для наглядности.
Зная, как создаются карты, можно легко понять, как мы делаем свои модели мира. На таком примере можно ясно показать, как, каким образом мы решаем задачу моделирования внешнего мира. Итак, как сделать удобную и понятную карту?
Скажем так. Берешь некоторый реальный объект – город, например. Правда, это только сказать легко: "Берешь город". Чтобы сделать даже приблизительную схему города, нужна информация. Уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Ладно. Допустим, сложностей нет, а есть прекрасный аэрофотоснимок. То есть общее представление о городе мы уже имеем.
"Выйдешь из метро, сверни налево. Увидишь большое красное здание, обойди его справа – там еще киоск такой стоит, всякой мелочевкой торгует… …подойдешь к дому – третий подъезд, черная железная дверь…" – объясняешь, а сам картинку рисуешь для наглядности.
Зная, как создаются карты, можно легко понять, как мы делаем свои модели мира. На таком примере можно ясно показать, как, каким образом мы решаем задачу моделирования внешнего мира. Итак, как сделать удобную и понятную карту?
Скажем так. Берешь некоторый реальный объект – город, например. Правда, это только сказать легко: "Берешь город". Чтобы сделать даже приблизительную схему города, нужна информация. Уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Ладно. Допустим, сложностей нет, а есть прекрасный аэрофотоснимок. То есть общее представление о городе мы уже имеем.
Фильтры восприятия – уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира (карту реальности).
Вы любите путешествовать? По неизведанным мирам, по тайным тропам? Хотелось бы вам хоть раз в жизни побывать там, где еще не ступала нога человека? Говорят, Жюль Верн все головокружительные приключения своих героев пережил в своем воображении. Путешествуя исключительно по географическим картам…
Могу смело утверждать, что любая ваша карта – лишь крохотный островок в огромной вселенной кипящей вокруг жизни. Моя, понятное дело, тоже. Путешествие, которое я предлагаю совершить, может никогда не кончаться. Это путешествие по реальностям других людей.
У вашего знакомого другие взгляды на мир? Он с вами периодически бывает не согласен? А у этого – просто странное поведение. Это же жутко интересно! Это же целый мир! И он – другой. Можете убедиться в этом сами. Просто спросите у своих близких, что для них значат такие слова, как "счастье", "любовь", "радость". Что для них "уют", "отдых", "приключение". Что такое "заботиться", "помогать", "мешать".
Словарь НЛП
Вы любите путешествовать? По неизведанным мирам, по тайным тропам? Хотелось бы вам хоть раз в жизни побывать там, где еще не ступала нога человека? Говорят, Жюль Верн все головокружительные приключения своих героев пережил в своем воображении. Путешествуя исключительно по географическим картам…
Могу смело утверждать, что любая ваша карта – лишь крохотный островок в огромной вселенной кипящей вокруг жизни. Моя, понятное дело, тоже. Путешествие, которое я предлагаю совершить, может никогда не кончаться. Это путешествие по реальностям других людей.
У вашего знакомого другие взгляды на мир? Он с вами периодически бывает не согласен? А у этого – просто странное поведение. Это же жутко интересно! Это же целый мир! И он – другой. Можете убедиться в этом сами. Просто спросите у своих близких, что для них значат такие слова, как "счастье", "любовь", "радость". Что для них "уют", "отдых", "приключение". Что такое "заботиться", "помогать", "мешать".
А для чего нужны географические карты, планы городов, схемы метро? Чтобы ориентироваться. Чтобы доехать туда, куда нужно тебе, а не куда ноги приведут. Это конечно же возможность выбора. Приехав в незнакомое место, можно, купив местную карту или схемку, сразу увидеть множество возможностей и выбрать лучший вариант. Посетить самое интересное. Побывать там, где больше всего хочется.
Еще это прекрасная возможность передать другому информацию об окружающем мире. Пусть не всю, но самую необходимую. Ту, что нужна здесь и сейчас. Может быть поэтому создается такое большое количество разнообразных карт и атласов. Эта информация может быть самая разная – начиная от указаний на ресурсы, кончая предупреждениями об опасности. А это, согласитесь, тоже очень важный момент.
Карты позволяют взглянуть на всю систему в целом – выйти за рамки своего обычного восприятия. Не так-то много землян удостоились чести видеть свою планету со стороны, а глобус видели многие. Какое-никакое представление о нашем мире мы теперь имеем. Мы уже можем мыслить глобально.
Еще это прекрасная возможность передать другому информацию об окружающем мире. Пусть не всю, но самую необходимую. Ту, что нужна здесь и сейчас. Может быть поэтому создается такое большое количество разнообразных карт и атласов. Эта информация может быть самая разная – начиная от указаний на ресурсы, кончая предупреждениями об опасности. А это, согласитесь, тоже очень важный момент.
Карты позволяют взглянуть на всю систему в целом – выйти за рамки своего обычного восприятия. Не так-то много землян удостоились чести видеть свою планету со стороны, а глобус видели многие. Какое-никакое представление о нашем мире мы теперь имеем. Мы уже можем мыслить глобально.