Все обобщения ложные. Как только мы называем два разных предмета одним и тем же словом, может появиться ошибка. Представьте: "В комнате три стола и пять стульев". Теперь уточним: "Один письменный стол, один обеденный и журнальный. А из пяти стульев один сломан". Картинка другая?
Идет пьяный по пустыне. Навстречу бедуин на верблюде.
– Эй, мужик, у вас что тут, гололед?
– Нет, с чего ты взял?
– А зачем столько песка насыпали?
Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем, ребенок получил "двойку" за диктант. Некоторые "добрые" взрослые могут помочь ему сформулировать обобщение: "Диктанты мне даются плохо". Или еще круче: "Русский язык…" Или: "Обучение…" После чего ребенок зачастую начинает бояться диктантов, русского языка, учиться… И даже не пробует получить "пятерку".
В некотором смысле обобщения просто вредны. Ведь живой и многообразный мир превращается в стандартный и стереотипный. Одноразовый.
Два прапорщика обсуждают, что подарить другу на день рождения:
– Давай подарим ему книгу.
– Что ты!? У него уже есть одна.
Знания начинают заменять реальный опыт. Застывая в форме жестких стереотипов, из мира исчезает возможность перемен. Однажды поместив знакомого в разряд "нытиков", трудно заметить, что он уже давно изменился в лучшую сторону.
Бывают обобщения ошибочные. Так, однажды встретившись с грубой продавщицей, люди делали вывод обо всех представителях этой профессии. Или шире – обо всех представителях службы быта. Государственных служащих… Споткнувшись на первой неинтересной книге, некоторые школьники формируют отношение к книгам вообще.
Был как-то у мужика жуткий понос. И что он, бедняга, только не делал: и у всех врачей обошел, и знахарей с народными целителями – не помогает и все тут. И кто-то ему посоветовал, что мол, есть некий дед Макар, лечит все что хочешь. Мужик приходит к нему, объясняет проблему, а тот и говорит:
– Снимай штаны и наклоняйся.
После чего дед Макар берет красный фонарь и начинает им размахивать перед задним местом мужика. Через некоторое время мужик спрашивает:
– А что, разве это поможет?
– Поможет, еще как поможет. Это и поезда останавливает…
Да мало ли таких примеров?!
И за этой фразой понеслись в голове куча примеров. И пять частных случаев, затронутых в этой главке уже превращаются в грандиозное обобщение обо всех обобщениях. Не надо! Единственный критерий (ну, может, и не единственный), который полезно применять к своим обобщениям – критерий полезности в данной ситуации. Ведь каждое обобщение служит какой-то цели, имеет позитивное намерение. Стоит ли от него отказываться?
Идет пьяный по пустыне. Навстречу бедуин на верблюде.
– Эй, мужик, у вас что тут, гололед?
– Нет, с чего ты взял?
– А зачем столько песка насыпали?
Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем, ребенок получил "двойку" за диктант. Некоторые "добрые" взрослые могут помочь ему сформулировать обобщение: "Диктанты мне даются плохо". Или еще круче: "Русский язык…" Или: "Обучение…" После чего ребенок зачастую начинает бояться диктантов, русского языка, учиться… И даже не пробует получить "пятерку".
В некотором смысле обобщения просто вредны. Ведь живой и многообразный мир превращается в стандартный и стереотипный. Одноразовый.
Два прапорщика обсуждают, что подарить другу на день рождения:
– Давай подарим ему книгу.
– Что ты!? У него уже есть одна.
Знания начинают заменять реальный опыт. Застывая в форме жестких стереотипов, из мира исчезает возможность перемен. Однажды поместив знакомого в разряд "нытиков", трудно заметить, что он уже давно изменился в лучшую сторону.
Бывают обобщения ошибочные. Так, однажды встретившись с грубой продавщицей, люди делали вывод обо всех представителях этой профессии. Или шире – обо всех представителях службы быта. Государственных служащих… Споткнувшись на первой неинтересной книге, некоторые школьники формируют отношение к книгам вообще.
Был как-то у мужика жуткий понос. И что он, бедняга, только не делал: и у всех врачей обошел, и знахарей с народными целителями – не помогает и все тут. И кто-то ему посоветовал, что мол, есть некий дед Макар, лечит все что хочешь. Мужик приходит к нему, объясняет проблему, а тот и говорит:
– Снимай штаны и наклоняйся.
После чего дед Макар берет красный фонарь и начинает им размахивать перед задним местом мужика. Через некоторое время мужик спрашивает:
– А что, разве это поможет?
– Поможет, еще как поможет. Это и поезда останавливает…
Да мало ли таких примеров?!
И за этой фразой понеслись в голове куча примеров. И пять частных случаев, затронутых в этой главке уже превращаются в грандиозное обобщение обо всех обобщениях. Не надо! Единственный критерий (ну, может, и не единственный), который полезно применять к своим обобщениям – критерий полезности в данной ситуации. Ведь каждое обобщение служит какой-то цели, имеет позитивное намерение. Стоит ли от него отказываться?
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи