Когда человек говорит, что не может чего-то делать, один из способов справиться с этим—показать ему, что он на самом деле МОЖЕТ. Это можно делать разными способами.
Самый простой метод—просто попросить его сделать это. Это вопрос тренировки. Если клиент говорит, что не может быть творческим, придумайте какие-то упражнения, которые требуют творчества, и пусть он поделает их. Если он говорит, что не может говорить о сексе, то попросите его сказать, о чем именно он не хотел бы говорить. И конечно, это всё равно разговор об этом.
Ф: "О чем тебе не хотелось бы говорить?"
К: "О сексе"
Ф: "А что тебе не хотелось бы говорить о сексе?"
К: "Ну... как это делается"
Ф: "А как это делается"
К: "Э... в темноте"
Ф: "Почему в темноте?"
К: "потому что я немного .. э .. стесняюсь"
Ф: "Чего ты стесняешься?"
К: "Того, что ... кто-то увидит мое тело"
и так далее.
Иногда нужно использовать уловки. В основном мы помогаем людям хитростью обойти свои ограничивающие реакции. Обойдя эти реакции, человек через некоторое время понимает, что ему не обязательно их иметь. Просить клиента говорить о том, о чем он не чувствует возможности говорить—это уловка. Это довольно откровенная уловка, но наверное клиент на самом деле хочет этого, и поддастся на уловку.
Иногда нужны более скрытые уловки. Если прямо оспаривать фиксированные идеи человека, он может просто отказаться сотрудничать. Но если вы пойдете в обход и хитростью добьетесь противоречия человека с самим собой, то он будет вынужден переоценить ситуацию. Обычно противоречие кажется клиенту очень смешным и он получает искренне удовольствие от шутки, которую с ним сыграли. А мы всего лишь побудили его сделать то, что по его словам он не может делать, или не сделать то, что по его словам он всегда делает, или что-то в этом роде.
К: "Я не могу переживать никаких эмоций"
Ф: "Если бы ты никогда, никогда не мог переживать никаких эмоций, как бы это повлияло на твою жизнь?"
К: "Это было бы довольно печальное положение дел"
Ф: "Что бы ты чувствовал, если бы это было единственным возможным будущим?"
К: "... Это очень грустно" (переживает эмоцию)
Для некоторых других вещей, которых люди не могут делать, не нужно никаких скрытых уловок, а просто тренировка. Если клиент говорит, что не может левитировать, то можно задать очевидный вопрос: "А ты когда-нибудь тренировался?". Идея тренироваться в том, что человек хочет делать, иногда является полной неожиданностью.
Иногда одного совета тренироваться достаточно для того, чтобы человек начал действовать. В других случаях бывает нужно провести с человеком тренировку как процесс, или разработать какие-то упражнения, которые он может делать самостоятельно.
К: "Я не знаю, как говорить что-то моей маме"
Ф: "Хорошо, вообрази, что она сидит перед тобой"
К: "Да"
Ф: "Теперь скажи ей что-то"
К: "Здравствуй, мама!"
Это может быть тренировка общения, это может быть духовное упражнение, или это может быть то, что человеку нужно физически пойти и сделать. Если он не может играть в теннис, то возможно ему стоит записаться на уроки тенниса.
Когда мы говорим о поведении и способностях, то интересно, что личность обычно уже делает то, что по её словам она не может делать. Всегда есть какие-то обстоятельства, в которых она уже делает это. Она просто разделила себя на части и не замечает этого. Если она говорит, что не может наслаждаться жизнью, то конечно, где-то есть часть жизни, которой она на самом деле наслаждается. Если она говорит, что не может быть организованной, то конечно где-то в её жизни есть что-то организованное. Если привести ей контр-пример, это вынудит её согласовать две своих части, которые она удерживала на расстоянии друг от друга. И её положительные ресурсы станут более доступными.
К: "Я никогда ни на кого не кричу, кричать нехорошо"
Ф: "А что если бы ты увидел, что маленький ребенок на другой стороне улицы собирается переходить дорогу перед грузовиком, что бы ты сделал?"
К: "Я бы закричал, чтобы он остановился"
Ф: "Так как, это плохо"
К: "Э, тогда наверное это зависит от намерения"
Аналогично, люди обычно сами делают то, в чем они обвиняют других. Большая часть критики говорит что-то об обвиняющем, а не об обвиняемом.
К: "Мой муж что-то от меня скрывает"
Ф: "А есть что-то, о чем ты ему не сказала?"
К: "Ну... я забирала часть денег, предназначенных на хозяйство"
Еще один пример, как показать человеку, что он уже делает то, что нужно—это техника под названием "Обратное прослеживание". Человек хочет что-то делать в будущем, но вроде бы никак в этом не продвигается. Спросите его, что ему может потребоваться делать перед этим. Когда он ответит, спросите, что ему может потребоваться делать перед этим. И так далее, идите от будущего обратно к настоящему, выясняя, что ему нужно делать перед этим. В конце концов вы придете к тому, что человек уже делает прямо сейчас в настоящем времени. И тогда теперешняя деятельность, которую он уже делает, связывается с его будущей целью, и он уже движется в желаемом направлении.
"Не могу" делать что-то—это в конечном счете всего лишь мысль. Но это причиняющая мысль. Если вы говорите, что не можете делать чего-то, вы совершенно правы. Но если вы передумаете и поймете, что вы МОЖЕТЕ делать это, то вы тоже совершенно правы. Это просто вопрос выбора. А мысли, подкрепленные опытом, гораздо устойчивее. Так что если вы пережили на опыте, что действительно можете делать это, то так оно и есть.
Упражнение
Þ Поупражняйтесь в побуждении кого-то сделать то, чего он не может делать, придумывая соответствующий вопрос или действие в сеансе.
Самый простой метод—просто попросить его сделать это. Это вопрос тренировки. Если клиент говорит, что не может быть творческим, придумайте какие-то упражнения, которые требуют творчества, и пусть он поделает их. Если он говорит, что не может говорить о сексе, то попросите его сказать, о чем именно он не хотел бы говорить. И конечно, это всё равно разговор об этом.
Ф: "О чем тебе не хотелось бы говорить?"
К: "О сексе"
Ф: "А что тебе не хотелось бы говорить о сексе?"
К: "Ну... как это делается"
Ф: "А как это делается"
К: "Э... в темноте"
Ф: "Почему в темноте?"
К: "потому что я немного .. э .. стесняюсь"
Ф: "Чего ты стесняешься?"
К: "Того, что ... кто-то увидит мое тело"
и так далее.
Иногда нужно использовать уловки. В основном мы помогаем людям хитростью обойти свои ограничивающие реакции. Обойдя эти реакции, человек через некоторое время понимает, что ему не обязательно их иметь. Просить клиента говорить о том, о чем он не чувствует возможности говорить—это уловка. Это довольно откровенная уловка, но наверное клиент на самом деле хочет этого, и поддастся на уловку.
Иногда нужны более скрытые уловки. Если прямо оспаривать фиксированные идеи человека, он может просто отказаться сотрудничать. Но если вы пойдете в обход и хитростью добьетесь противоречия человека с самим собой, то он будет вынужден переоценить ситуацию. Обычно противоречие кажется клиенту очень смешным и он получает искренне удовольствие от шутки, которую с ним сыграли. А мы всего лишь побудили его сделать то, что по его словам он не может делать, или не сделать то, что по его словам он всегда делает, или что-то в этом роде.
К: "Я не могу переживать никаких эмоций"
Ф: "Если бы ты никогда, никогда не мог переживать никаких эмоций, как бы это повлияло на твою жизнь?"
К: "Это было бы довольно печальное положение дел"
Ф: "Что бы ты чувствовал, если бы это было единственным возможным будущим?"
К: "... Это очень грустно" (переживает эмоцию)
Для некоторых других вещей, которых люди не могут делать, не нужно никаких скрытых уловок, а просто тренировка. Если клиент говорит, что не может левитировать, то можно задать очевидный вопрос: "А ты когда-нибудь тренировался?". Идея тренироваться в том, что человек хочет делать, иногда является полной неожиданностью.
Иногда одного совета тренироваться достаточно для того, чтобы человек начал действовать. В других случаях бывает нужно провести с человеком тренировку как процесс, или разработать какие-то упражнения, которые он может делать самостоятельно.
К: "Я не знаю, как говорить что-то моей маме"
Ф: "Хорошо, вообрази, что она сидит перед тобой"
К: "Да"
Ф: "Теперь скажи ей что-то"
К: "Здравствуй, мама!"
Это может быть тренировка общения, это может быть духовное упражнение, или это может быть то, что человеку нужно физически пойти и сделать. Если он не может играть в теннис, то возможно ему стоит записаться на уроки тенниса.
Когда мы говорим о поведении и способностях, то интересно, что личность обычно уже делает то, что по её словам она не может делать. Всегда есть какие-то обстоятельства, в которых она уже делает это. Она просто разделила себя на части и не замечает этого. Если она говорит, что не может наслаждаться жизнью, то конечно, где-то есть часть жизни, которой она на самом деле наслаждается. Если она говорит, что не может быть организованной, то конечно где-то в её жизни есть что-то организованное. Если привести ей контр-пример, это вынудит её согласовать две своих части, которые она удерживала на расстоянии друг от друга. И её положительные ресурсы станут более доступными.
К: "Я никогда ни на кого не кричу, кричать нехорошо"
Ф: "А что если бы ты увидел, что маленький ребенок на другой стороне улицы собирается переходить дорогу перед грузовиком, что бы ты сделал?"
К: "Я бы закричал, чтобы он остановился"
Ф: "Так как, это плохо"
К: "Э, тогда наверное это зависит от намерения"
Аналогично, люди обычно сами делают то, в чем они обвиняют других. Большая часть критики говорит что-то об обвиняющем, а не об обвиняемом.
К: "Мой муж что-то от меня скрывает"
Ф: "А есть что-то, о чем ты ему не сказала?"
К: "Ну... я забирала часть денег, предназначенных на хозяйство"
Еще один пример, как показать человеку, что он уже делает то, что нужно—это техника под названием "Обратное прослеживание". Человек хочет что-то делать в будущем, но вроде бы никак в этом не продвигается. Спросите его, что ему может потребоваться делать перед этим. Когда он ответит, спросите, что ему может потребоваться делать перед этим. И так далее, идите от будущего обратно к настоящему, выясняя, что ему нужно делать перед этим. В конце концов вы придете к тому, что человек уже делает прямо сейчас в настоящем времени. И тогда теперешняя деятельность, которую он уже делает, связывается с его будущей целью, и он уже движется в желаемом направлении.
"Не могу" делать что-то—это в конечном счете всего лишь мысль. Но это причиняющая мысль. Если вы говорите, что не можете делать чего-то, вы совершенно правы. Но если вы передумаете и поймете, что вы МОЖЕТЕ делать это, то вы тоже совершенно правы. Это просто вопрос выбора. А мысли, подкрепленные опытом, гораздо устойчивее. Так что если вы пережили на опыте, что действительно можете делать это, то так оно и есть.
Упражнение
Þ Поупражняйтесь в побуждении кого-то сделать то, чего он не может делать, придумывая соответствующий вопрос или действие в сеансе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи