Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Неужели слово может оказывать прямое воздействие на наши чувства, а тем самым и на наше тело? Врач Вальтер Вебер задает в своей книге "Человек - это больше чем тело" аналогичный вопрос: "Возможно ли, что слова могут влиять на человека и его тело в результате высвобождения электромагнитной энергии?" И, в конечном итоге, утвердительно отвечает: "Теперь я располагаю однозначным доказательством того, какая энергия, какая сила может быть связана с одним-единственым словом, и что слово, связанное с этой энергией, способно вызывать поразительные по масштабам процессы, в том числе и в организме". Согласно высказыванию Вебера, слова и тело тесно связаны между собой. Как моно объяснить себе эту взаимосвязь?
Свою книгу я пишу в предрождественскую пору. У всех нас есть электрические гирлянды, которыми украшают рождественские елки. Вы вставляете вилку в розетку, и тут же загораются лампочки. При этом ни одну из лампочек нет надобности подключать к сети отдельно, ведь каждая - часть единой электрической цепи. Подобным образом (по принципу цепи) работает и наш мозг. Только эти гирлянды, несмотря на то, что время от времени у нас бывают вспышки-озарения, называются не лампочками, а модулями. В мозге модули связаны между собой с определенной степенью свободы: отдельные клетки мозга могут составлять новые сочетания с подходящими, совпадающими по фазе цепочками. Вместо "жесткого сцепления" клетки мозга выбирают иную форму связи: все причастные к модульной активности нейроны, или же клетки мозга, "синхронизируют свою разрядку в... едином ритме 40 герц", пишет Т. Саум-Альдегоф'. Он называет цепочки с частотой колебаний 40 герц "песней нейронов". Это красивое сравнение очень наглядно поясняет, почему слово может вызывать у нас сильные эмоции и телесные реакции. Если вы прекрасно знаете песню, мелодию, если у вас есть любимый хит, то другому человеку достаточно лишь произнести название, чтобы ваша внутренняя способность слышать восстановила всю мелодию, полный текст строк и даже аранжировку (инструменты, хор).
Свою книгу я пишу в предрождественскую пору. У всех нас есть электрические гирлянды, которыми украшают рождественские елки. Вы вставляете вилку в розетку, и тут же загораются лампочки. При этом ни одну из лампочек нет надобности подключать к сети отдельно, ведь каждая - часть единой электрической цепи. Подобным образом (по принципу цепи) работает и наш мозг. Только эти гирлянды, несмотря на то, что время от времени у нас бывают вспышки-озарения, называются не лампочками, а модулями. В мозге модули связаны между собой с определенной степенью свободы: отдельные клетки мозга могут составлять новые сочетания с подходящими, совпадающими по фазе цепочками. Вместо "жесткого сцепления" клетки мозга выбирают иную форму связи: все причастные к модульной активности нейроны, или же клетки мозга, "синхронизируют свою разрядку в... едином ритме 40 герц", пишет Т. Саум-Альдегоф'. Он называет цепочки с частотой колебаний 40 герц "песней нейронов". Это красивое сравнение очень наглядно поясняет, почему слово может вызывать у нас сильные эмоции и телесные реакции. Если вы прекрасно знаете песню, мелодию, если у вас есть любимый хит, то другому человеку достаточно лишь произнести название, чтобы ваша внутренняя способность слышать восстановила всю мелодию, полный текст строк и даже аранжировку (инструменты, хор).
Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Вес мозга всего три фунта (около 1360 г). Тем не менее Хупер и Терези', говоря о мозге, называют его трехфунтовой Вселенной. "Сведения" об этом многофункциональном органе подтверждают их правоту: наш мозг управляет всеми важными функциями организма, такими, как дыхание, мышечный тонус, циркуляция крови, обмен веществ; он же определяет стиль и способ мышления. Мозг состоит примерно из десяти миллиардов нервных клеток, хотя некоторые эксперты предполагают, что их число гораздо больше, в пределах ста миллиардов. В свою очередь, каждая отдельная клетка мозга благодаря наличию разветвленных нервных отростков может связываться с десятками тысяч других. Таким образом, расхожее уподобление мозга с его многочисленными возможностями компьютеру ни в коем случае не оправдано. Исследователи мозга склоняются скорее к тому, чтобы сравнивать с компьютером отдельные клетки мозга. Вся эта комплексная "кабельная сеть", работающая на электрохимической основе при участии так называемых нейромедиаторов, или "глашатаев мозга", служит чрезвычайно продуктивным накопителем информации. В мозге
заложены невероятные мощности для обработки информации и передачи ее всем системам тела. Если сравнивать то, что мы знаем о мозге, и то, что нам известно о других органах нашего тела, становится ясно: исследователи в области мозга столкнутся еще с многими загадками. Каждую неделю, каждый месяц новые результаты дают ученым пищу для размышлений.
заложены невероятные мощности для обработки информации и передачи ее всем системам тела. Если сравнивать то, что мы знаем о мозге, и то, что нам известно о других органах нашего тела, становится ясно: исследователи в области мозга столкнутся еще с многими загадками. Каждую неделю, каждый месяц новые результаты дают ученым пищу для размышлений.
Наука » Психология » НЛП » Магические слова
Слова - самый сильный наркотик, используемый человечеством.
С тех незапамятных времен мы, люди, чувствуем, что слова это нечто большее, нежели просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. "Раньше слова считались чем-то магическим, священными звуками, тесно связанными с вещами, которые они обозначают", пишет Джордж Джонсон в свей книге "Во дворцах воспоминаний". Между тем и сегодня мы постоянно ощущаем, что слова имеют над нами власть.
Они не только обозначают предметы, имена, чувства, виды деятельности и события, но и заставляют нас почувствовать на себе физическое и психическое влияние этих феноменов.
Всем известно выражение: "Стоит мне услышать это слово, как..." Для организма слова являются тем, что они субъективно значат для каждого человека. А иначе как маленькие черные буквы могут заставить капать слезы на страницу романа или приводить в движение мышцы, отвечающие за появление улыбки? Современные ученые, занимающиеся проблемами исследования мозга, безоговорочно подтверждают высказывание Киплинга.
Редьярд Киплинг (1865-1936)
Введение
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Евангелие от Иоанна, 1:1).
С тех незапамятных времен мы, люди, чувствуем, что слова это нечто большее, нежели просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. "Раньше слова считались чем-то магическим, священными звуками, тесно связанными с вещами, которые они обозначают", пишет Джордж Джонсон в свей книге "Во дворцах воспоминаний". Между тем и сегодня мы постоянно ощущаем, что слова имеют над нами власть.
Они не только обозначают предметы, имена, чувства, виды деятельности и события, но и заставляют нас почувствовать на себе физическое и психическое влияние этих феноменов.
Всем известно выражение: "Стоит мне услышать это слово, как..." Для организма слова являются тем, что они субъективно значат для каждого человека. А иначе как маленькие черные буквы могут заставить капать слезы на страницу романа или приводить в движение мышцы, отвечающие за появление улыбки? Современные ученые, занимающиеся проблемами исследования мозга, безоговорочно подтверждают высказывание Киплинга.
Роберт Дилтс создал модель стратегии. которую использовал Уолт Диснеи. удивительно творческий и успешный человек, работы которого продолжают дарить радость бесчисленному количеству людей повсюду в мире. Он мог бы стать прекрасным бизнес консультантом, потому что использовал общую стратегию творчества, которая может быть применена для любого типа проблем.
Сначала он создавал мечту или представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения каждого действующего в фильма лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи с позиции этих ощущений.
Затем он смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью.
Когда представление о фильме было уже составлено, он вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя:
Сначала он создавал мечту или представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения каждого действующего в фильма лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи с позиции этих ощущений.
Затем он смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью.
Когда представление о фильме было уже составлено, он вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя:
Спеллинг это важное умение, а многие люди находят егo трудным. Вас хвалят за творческое сочинение, а не за творческий спеллинг. Роберт Дилтс исследовал процесс, который, используют грамотные люди, и организовал его в простую эффективную стратегию.
Грамотные люди почти всегда используют одну и ту же стратегию, и вы могли бы проверить ее, если сами пишете грамотно или знаете кого-нибудь, кто пишет грамотно. Грамотный человек смотрит вверх или прямо перед собой, когда произносит слово по буквам: в это время он визуализирует слово и затем смотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения.
Люди, пишущие неграмотно, честно пытаются делать то же самое, опираясь на звучание. Это не столь эффективно.
Спеллинг включает в себя написание слова с визуальной репрезентацией его на бумаге. Очевидный шаг заключается в первоначальной внутренней визуальной репрезентации. Английские (впрочем, как и русские) слова не подчиняются простым правилам написания, когда звук соответствует букве.
Грамотные люди почти всегда используют одну и ту же стратегию, и вы могли бы проверить ее, если сами пишете грамотно или знаете кого-нибудь, кто пишет грамотно. Грамотный человек смотрит вверх или прямо перед собой, когда произносит слово по буквам: в это время он визуализирует слово и затем смотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения.
Люди, пишущие неграмотно, честно пытаются делать то же самое, опираясь на звучание. Это не столь эффективно.
Спеллинг включает в себя написание слова с визуальной репрезентацией его на бумаге. Очевидный шаг заключается в первоначальной внутренней визуальной репрезентации. Английские (впрочем, как и русские) слова не подчиняются простым правилам написания, когда звук соответствует букве.
Хорошая ли у вас память? Это хитрый вопрос, потому что память это номинализация, вы не можете увидеть, услышать или потрогать ее. Процесс запоминания весьма важная вещь. Номинализация это действия, замороженные во времени. Память статична, вы не можете влиять на нее. Лучше подумайте, как вы запоминаете и как вы можете улучшить этот процесс.
Какова ваша стратегия запоминания? Как бы вы запомни ли следующую последовательность? (И представьте на мгновение, что для вас очень важно ее запомнить.)
ДИЮ18ЕДЛ421С
Вам дается тридцать секунд... Время вышло.
Закройте страницу, глубоко вздохните и запишите последовательность. Ну, как вы справились? Независимо от вашего успеха, более важным является вопрос: что вы делали?
Двенадцать знаков превышают способность нашего мозга сознательно сохранять отдельные единицы информации. Вы нуждаетесь в стратегии, чтобы объединить их вместе в меньшее количество блоков, готовых для запоминания.
Какова ваша стратегия запоминания? Как бы вы запомни ли следующую последовательность? (И представьте на мгновение, что для вас очень важно ее запомнить.)
ДИЮ18ЕДЛ421С
Вам дается тридцать секунд... Время вышло.
Закройте страницу, глубоко вздохните и запишите последовательность. Ну, как вы справились? Независимо от вашего успеха, более важным является вопрос: что вы делали?
Двенадцать знаков превышают способность нашего мозга сознательно сохранять отдельные единицы информации. Вы нуждаетесь в стратегии, чтобы объединить их вместе в меньшее количество блоков, готовых для запоминания.
Замечательный пример реализации некоторых из этих идей получен в исследовании, выполненном одним из авторов и касающемся тех способов, которыми талантливые музыканты запоминают музыку; некоторые из них могут запомнить музыкальное произведение всего лишь после одного или двух прослушиваний. Студентов просили прохлопать или пропеть короткие куски музыкальных произведений и затем выявляли стратегии путем задавания вопросов, наблюдения за глазными сигналами доступа и фиксирования предикатов.
Большинство успешных студентов проявляли несколько похожих паттернов. У них систематически выявлялись специфические позы, положение глаз и дыхание, часто во время слушания голова наклонялась в сторону и взгляд устремлялся вниз. Они настраивали свое тело на музыку. В то время как они слушали музыку, у них возникало общее ощущение для данной музыки (К'). Это часто описывалось как "настроение" или "впечатление" от пьесы. Это ощущение представляло пьесу в целом и их отношение к ней.
Следующим шагом было формирование некоторой визуальной репрезентации музыки. Большинство студентов визуализировали что-то вроде графика, вертикальная ось которого отражала подъем и снижение высоты тона, а горизонтальная ось представляла длительность во времени (В'*).
Большинство успешных студентов проявляли несколько похожих паттернов. У них систематически выявлялись специфические позы, положение глаз и дыхание, часто во время слушания голова наклонялась в сторону и взгляд устремлялся вниз. Они настраивали свое тело на музыку. В то время как они слушали музыку, у них возникало общее ощущение для данной музыки (К'). Это часто описывалось как "настроение" или "впечатление" от пьесы. Это ощущение представляло пьесу в целом и их отношение к ней.
Следующим шагом было формирование некоторой визуальной репрезентации музыки. Большинство студентов визуализировали что-то вроде графика, вертикальная ось которого отражала подъем и снижение высоты тона, а горизонтальная ось представляла длительность во времени (В'*).
Чтобы понять, что такое стратегия, вспомним шеф-повара. Если вы пользуетесь его рецептом, то вы наверняка сможете приготовить так же хорошо, как и он. Стратегия это успешный рецепт. Чтобы отлично приготовить вкусное блюдо, вам необходимо знать три основные вещи. Вы должны знать ингредиенты. Вы должны знать количество ингредиентов и их качество.
И вам следует знать правильную последовательность операций. В приготовлении пирожного имеет большое значение, добавите
вы яйца до, во время или после выпекания пирожного в духовке. Порядок, в котором вы делаете вещи в стратегии, имеет столь же решительное значение, даже если все происходит в течение пары секунд. Ингредиентами стратегии являются репрезентативные системы, а величина и качество продуктов это субмодальности. Чтобы смоделировать стратегию, вам необходимые
1. Ингредиенты (репрезентативные системы).
2. Количество и качество каждого из них (субмодальности).
3. Последовательность операций.
И вам следует знать правильную последовательность операций. В приготовлении пирожного имеет большое значение, добавите
вы яйца до, во время или после выпекания пирожного в духовке. Порядок, в котором вы делаете вещи в стратегии, имеет столь же решительное значение, даже если все происходит в течение пары секунд. Ингредиентами стратегии являются репрезентативные системы, а величина и качество продуктов это субмодальности. Чтобы смоделировать стратегию, вам необходимые
1. Ингредиенты (репрезентативные системы).
2. Количество и качество каждого из них (субмодальности).
3. Последовательность операций.
Стратегии мышления представляют собой, вероятно, наименее очевидную часть процесса моделирования. По этой
причине мы рассмотрим стратегии более подробно, прежде чем продолжим исследование других сторон моделирования.
Стратегии это то, как вы организуете свое мышление и по ведение для того, чтобы выполнить какое-то задание. Стратегии всегда имеют позитивную цель. Они могут быть включены или выключены убеждениями; чтобы добиться успеха в задании, вы должны верить, что можете его выполнить, в противном случае вы не сможете полностью положиться на себя. Вы должны также верить, что вы достойны того, чтобы выполнить его, и быть готовым сделать необходимые приготовления и упражнения. Третье, вы должны верить, что этим стоит заниматься. Задание должно вызывать ваш интерес или любопытство.
Используемые нами стратегии являются частью наших перцептуальных фильтров, они определяют то, как мы воспринимаем мир. Существует небольшая игра, которая красноречиво подтверждает этот момент. Прочитайте следующее предложение и посчитайте, сколько раз в нем вы увидите букву "З".
ПАРОВОЗ ТЯНУЛ ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ И ЗВОНКО СТУЧАЛ КОЛЕСАМИ.
причине мы рассмотрим стратегии более подробно, прежде чем продолжим исследование других сторон моделирования.
Стратегии это то, как вы организуете свое мышление и по ведение для того, чтобы выполнить какое-то задание. Стратегии всегда имеют позитивную цель. Они могут быть включены или выключены убеждениями; чтобы добиться успеха в задании, вы должны верить, что можете его выполнить, в противном случае вы не сможете полностью положиться на себя. Вы должны также верить, что вы достойны того, чтобы выполнить его, и быть готовым сделать необходимые приготовления и упражнения. Третье, вы должны верить, что этим стоит заниматься. Задание должно вызывать ваш интерес или любопытство.
Используемые нами стратегии являются частью наших перцептуальных фильтров, они определяют то, как мы воспринимаем мир. Существует небольшая игра, которая красноречиво подтверждает этот момент. Прочитайте следующее предложение и посчитайте, сколько раз в нем вы увидите букву "З".
ПАРОВОЗ ТЯНУЛ ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ И ЗВОНКО СТУЧАЛ КОЛЕСАМИ.
Представьте себе на мгновение, что вы смотрите на крошечного ребенка. Он смотрит на вас широко открытыми глазами, и вы невольно улыбаетесь. Ребенок восторженно залопотал и улыбнулся в ответ на вашу улыбку. Подстраиваясь к вашей физиологии, в данном случае к вашей улыбке, ребенок переживает нечто подобное тому удовольствию, которое испытываете вы при виде малыша. Это явление, известное под названием импритинтинга, когда дети начинают неосознанно копировать мимику, жесты и голоса окружающие их люден. Повторение движении, выражения лица и тона голоса других людей дает нам возможность воспроизводить их внутреннее состояние, что открывает нам доступ к новым эмоциональным ресурсам. Подумайте о человеке, которые восхищаетесь и которого уважаете. Представьте себе, как бы он сидел, читая эту книгу. Каким было бы его дыхание? Каким выражение лица? Теперь на самом деле пересядьте так, чтобы ваша поза, дыхание и мимика стали похожими на те, которые вы только что представляли .
Отражая в точности паттерны движений, позы и даже дыхания, вы начнете переживать те же внутренние ощущения, что и копируемый вами человек. И вы получите доступ к тем ресурсам, на открытие которых у него, быть может, ушли годы.
Отражая в точности паттерны движений, позы и даже дыхания, вы начнете переживать те же внутренние ощущения, что и копируемый вами человек. И вы получите доступ к тем ресурсам, на открытие которых у него, быть может, ушли годы.
Убеждения, которые каждый из нас имеет по отношению к собственной личности, другим людям и миру в целом, оказывают значительное влияние на наш опыт. Благодаря эффекту "само оправдывающего пророчества" убеждения изменяют поведение. Они могут поддерживать одни наши действия и препятствовать другим. Вот почему столь важным является моделирование убеждений.
Простейший способ моделировать убеждения людей с вы дающимися способностями задать им вопрос о том, зачем они делают то, что делают. Их ответы дадут вам богатый материал для исследования их убеждений и ценностей. История рассказывает о римском мальчике, который в течение нескольких часов наблюдал за странным молодым человеком, увлеченным своей работой. Наконец, мальчик спросил: "Синьор, почему вы стучите по этому камню?" Микеланджело повернулся к мальчику и ответил: "Потому, что внутри этого камня спрятан ангел и он хочет выйти на свободу"
В общем случае убеждения принимают одну из следующих трех основных форм. Это могут быть убеждения о значении вещей. Например, если вы убеждены в том, что жизнь, в сущности, представляет собой конкурентную борьбу, результатом которой является смерть, то, скорее всего, ваш опыт будет сильно отличаться от того, который был бы у вас, если бы вы верили, что жизнь это духовная школа, богатая разнообразными и поучи тельными уроками. Убеждения, кроме того, могут определять, что является причиной чего (причину и следствие), и давать начало тем правилам, руководствуясь которыми мы живем Иначе говоря, это могут быть убеждения о том, что является важным для нас и что имеет наибольшее значение (ценности и критерии).
Простейший способ моделировать убеждения людей с вы дающимися способностями задать им вопрос о том, зачем они делают то, что делают. Их ответы дадут вам богатый материал для исследования их убеждений и ценностей. История рассказывает о римском мальчике, который в течение нескольких часов наблюдал за странным молодым человеком, увлеченным своей работой. Наконец, мальчик спросил: "Синьор, почему вы стучите по этому камню?" Микеланджело повернулся к мальчику и ответил: "Потому, что внутри этого камня спрятан ангел и он хочет выйти на свободу"
В общем случае убеждения принимают одну из следующих трех основных форм. Это могут быть убеждения о значении вещей. Например, если вы убеждены в том, что жизнь, в сущности, представляет собой конкурентную борьбу, результатом которой является смерть, то, скорее всего, ваш опыт будет сильно отличаться от того, который был бы у вас, если бы вы верили, что жизнь это духовная школа, богатая разнообразными и поучи тельными уроками. Убеждения, кроме того, могут определять, что является причиной чего (причину и следствие), и давать начало тем правилам, руководствуясь которыми мы живем Иначе говоря, это могут быть убеждения о том, что является важным для нас и что имеет наибольшее значение (ценности и критерии).
Джон и Ричард встретились и подружились в Калифорнийском университете в Санта Крузе в 1972 году. Джон был ассистентом профессора лингвистики, а Ричард учился на послед нем курсе колледжа. Ричард увлекался гештальт-терапией.
Он тщательно изучал работы Фрица Перлза и сделал не сколько видеозаписей для своего друга Боба Шпитцера, у которого было собственное издательство научной и поведенческой литературы. Эти записи позднее привели к написанию книги "Терапия глазами очевидца".
У Боба Шпитцера было имение недалеко от Санта Круза, и он иногда сдавал его своим друзьям. Тогда же в тех местах жил Грегори Бэйтсон, и Ричард поселился в доме, который находился буквально в двух шагах от Бэйтесна.
Ричард начал вести недельные гештальтгруппы встреч, беря с участника 5 долларов за вечер. Он восстановил контакт с Джоном Гриндером, который нашел эти встречи достаточно интересными, чтобы их посетить.
Когда Джон пришел, он был заинтригован. Ричард знал, что он может успешно вести гештальтгруппы, но он хотел знать точно, как он это делает и какие паттерны оказываются эффективными. Существует огромная разница между мастерством и точным знанием того, как вы достигаете успеха. Джон и Ричард занялись этим. Ричард показывал Джону, как он осуществлял гештальттерапию, а Джон должен был объяснить Ричарду, в чем же заключалось то, что тот делает. Затем Джон шел в понедельник на вечернюю группу и моделировал Ричарда.
Он тщательно изучал работы Фрица Перлза и сделал не сколько видеозаписей для своего друга Боба Шпитцера, у которого было собственное издательство научной и поведенческой литературы. Эти записи позднее привели к написанию книги "Терапия глазами очевидца".
У Боба Шпитцера было имение недалеко от Санта Круза, и он иногда сдавал его своим друзьям. Тогда же в тех местах жил Грегори Бэйтсон, и Ричард поселился в доме, который находился буквально в двух шагах от Бэйтесна.
Ричард начал вести недельные гештальтгруппы встреч, беря с участника 5 долларов за вечер. Он восстановил контакт с Джоном Гриндером, который нашел эти встречи достаточно интересными, чтобы их посетить.
Когда Джон пришел, он был заинтригован. Ричард знал, что он может успешно вести гештальтгруппы, но он хотел знать точно, как он это делает и какие паттерны оказываются эффективными. Существует огромная разница между мастерством и точным знанием того, как вы достигаете успеха. Джон и Ричард занялись этим. Ричард показывал Джону, как он осуществлял гештальттерапию, а Джон должен был объяснить Ричарду, в чем же заключалось то, что тот делает. Затем Джон шел в понедельник на вечернюю группу и моделировал Ричарда.