Гипноз - истории, метафоры, аналогии

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Роберт Дилтс (Dilts, 1976) определил «метафору» как «риторический прием, когда о чем-либо говорится так, как если бы это было чем-то другим». Слово «метафора» само по себе буквально означает «пере­носить». Таким образом, при помощи метафоры мы переносим сообщение в сознание другого человека. Слушатель интерпретирует структуру метафоры в системе отсчета своего собственного опыта.

Роберт Дилтс (Dilts, 1976) определил «мета­фору» как «риторический прием, когда о чем-либо говорится так, как если бы это было чем-то другим».

Однако из-за того, что мы помещаем сообщение в рамки не связанной с ним истории, оно обычно ми­нует сознание и, таким образом, это позволяет под­сознанию получить сообщение. Хорошо сконструи­рованная метафора как набор направлений мысли, который изменяет убеждения в процессе разговора, должна обладать структурой, похожей на опыт че­ловека. Это сходство на структурном уровне, факти­чески, побуждает подсознание интерпретировать ме­тафору в связи с собственными потребностями и описывается термином «изоморфизм».

Как коммуникативные механизмы, история, метафора и рассказ являются намного более надежным способом вызова изменений, чем прямой совет. Как это объяснить? Частично это обусловлено тем, что в метафоре подразумеваемое сообщение замаскировано.

Кроме того, так как история имеет многоуровне­вую структуру, мы можем использовать ее для одно­временной коммуникации на многих уровнях. Милтон Эриксон был очень талантлив в этом. Он исполь­зовал метафоры для одновременной коммуникации и с сознанием, и с подсознанием. При этом, посылая сознанию шутливое и занимательное сообщение, он в то же время при помощи структуры истории за­трагивал более глубокие интересы человека. Снача­ла поверхностная история занимала сознание, а за­тем при помощи содержащихся в истории аналогий в подсознание «перемещалось» сообщение более глу­бокой (или высокой) структуры. Соответственно, при гипнозе мы главным образом используем исто­рии и метафоры.

Теоретически, с точки зрения метамодели языка, способ работы метафоры заключается в представле­нии поверхностной структуры значения при помощи поверхностных высказываний, составляющих содер­жание истории. На этом уровне мы просто слышим историю. Но в то же время глубинная структура зна­чения активирует трансдеривационный поиск в на­шей библиотеке ссылок, который затем связывает нас с историей на этом уровне. Главным образом, это происходит вне сознательной осведомленности. Мы устанавливаем связи неосознанно.

Иногда этот процесс может дать хороший лечеб­ный эффект на бессознательных уровнях. При таком лечении мы занимаемся «перекрестным отображени­ем субмодальностей». Истории функционируют как метауровень по отношению к обработке более низко­го уровня, осуществляемой автономной нервной си­стемой.

Как и в случае других паттернов рефрейминга, о которых мы упоминали, метафоры функционируют непосредственно в наших внутренних репрезентаци­ях. С помощью метафор мы переводим новые стра­тегии, значения, состояния, понятия и т. д. на более низкий уровень. Различие заключается только в том, что метафоры функционируют вне сознательной осведомленности. В данном случае мы используем историю и рассказ для опробования новых значений в формате «как если бы».

Подозревали ли вы, что история, метафора, рас­сказ, поэзия и т. д. могут быть связаны с такими глу­бокими и сложными процессами? На поверхности история кажется такой простой. Но преобразующая сила истории лежит не на поверхности, а под ней.

Природа и процесс повествования включают три основных компонента:

1) трансдеривационный поиск;

2) замена референтных индексов (сим­волизм);

3) изоморфизм.

Трансдеривационный поиск

Трансдеривационный поиск - это тот нейролингвистический процесс, посредством которого мы, услышав символы (слова, язык и т. д.), заходим в банки памяти, библиотеку ссылок и получаем доступ к внутренним ссылкам для наделения символов значениями. Этот поиск мы осуществляем внутри себя. (Пред­ставьте трансдеривационный поиск как путе­шествие в своем внутреннем мире.)

Когда мы описываем опыт, мы перемещаемся от фактического опыта к описанию опыта. Мы переме­щаемся с территории на нашу «карту» «территории». Теперь наш язык, являясь описанием или символи­ческой вербальной репрезентацией опыта, перемеща­ет нас в нейросемантическое измерение реальности. На этом уровне опыт существует только как внут­ренняя ментальная репрезентация. Она не содер­жит в себе внешней реальности. Она существует только как наша внутренняя парадигма или модель мира.

Язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту.

Это означает, что язык всегда располагается на метауровне по отношению к опыту. Язык функцио­нирует на более высоком уровне абстракции, чем внутренняя репрезентация, на которую он ссылает­ся. Поэтому для того чтобы язык «работал», он дол­жен вызывать внутри нас сенсорные репрезентации. Мы понимаем язык, когда слова (в качестве симво­лов) заставляют нас видеть, слышать, ощущать, обо­нять и т. д. объекты ссылки на экране нашего разума.

Что вызывает слово «автомобиль» в терминах сенсорных репрезентаций? Вызывает ли оно у вас образ черного «Понтиака», как у меня (Б. Б)? На­верное, нет. Эта ссылка является результатом моего трансдеривационного поиска. Куда привел вас ваш трансдеривационный поиск? Ну конечно, к «Тойоте» (М. X )!

Что вызывает слово «собака»? Куда приводит вас ваш трансдеривационный поиск? У меня вызывает­ся внутренняя репрезентация черного коккер-спаниеля. Какую породу собак в своей библиотеке ссылок нашли вы?

Так мы наделяем язык смыслом. Мы «понимаем» посредством поиска среди усвоенных и сохраненных визуальных, аудиальных, кинестетических, обоня­тельных и/или вкусовых ощущений, соответствую­щих языковым символам, которые мы используем и слышим. Поэтому мы говорим, что язык (весь язык) функционирует метафорическим образом.

Процесс установления связи между слышимым языком и внутренними репрезентациями мы называ­ем «трансдеривационным поиском». Когда мы совер­шаем переход от поверхностной структуры метафо­рического языка к его глубинной структуре, мы осу­ществляем внутренний поиск. Так, когда мы слушаем историю или метафору, наш мозг и наша нервная система осуществляют неосознанный трансдерива­ционный поиск для соединения метафоры и нашей модели мира. Метафора помогает нам в этом. Исто­рии активируют у слушателей поиск в их «банках памяти» для наделения услышанного смыслом в кон­тексте их собственных моделей мира.

Замена референтных индексов

Очевидно, что работа с историями/повествовани­ями и метафорами связана с символизмом. Символы - это любые объекты, ситуации или люди, кото­рые становятся якорями определенных реакций. Многие повседневные метафоры имеют вид «Когда-то я знал человека, который..». Что здесь является символом? Слово «человек». Дальнейшие связи воз­никнут на основе сходств, имеющихся в истории. Та­кие символические связи иллюстрируют понятие «замена референтных индексов».

Это означает, что когда кто-нибудь рассказывает о своем опыте, но делает это с достаточной неопре­деленностью (искусной неопределенностью), мы, как слушатели, воспринимаем историю в терминах своего собственного опыта. Вы сами знаете, что де­лаете это! При этом мы сдвигаем или заменяем ре­ферентный индекс. (Не волнуйтесь, полиция разума не арестует вас за это!) Когда мы делаем это, мы на­чинаем слушать историю с сопереживанием. Это по­зволяет истории влиять на нас и «обращаться к нам».

Сдвиги референтных индексов происходят все время. Все мы делаем это ежедневно много раз. Это происходит и на сознательном, и на подсознательном уровнях. Мы искажаем наши сенсорные репрезента­ции, меняем референтный индекс, «входим» в исто­рию, и история накладывает свои чары. Затем в дей­ствие вступает магия.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стимулируют замену референтных индексов. При этом истории приобретают качество «как если бы» и затем начи­нают свою работу внутри нашего разума и тела. Ко­гда это происходит, мы внезапно чувствуем, что пе­реносимся в другое время, место, в другое тело и т. д. «Заклинание» вводит нас в транс. Мы теряем ощу­щение времени, места, себя, окружения и т. д., так как переносимся в новые, другие миры и реальности.

Весь язык функционирует метафорически.

Истории, рассказы, метафоры и т. д. стиму­лируют замену референтных индексов.

Затем животное, другой человек и даже неодушев­ленные объекты внутри истории трансформируются и принимают специальные значения. Они часто ста­новятся для нас влиятельными символическими ре­презентациями. В истории мы попадаем в мир леген­ды. Темы, главные и побочные сюжетные линии, драмы, комедии, трагедии, победы, героические путешествия и т. д. определяют, описывают, ограничи­вают и/или освобождают нас. Уайт и Эпстон (White & Epston, 1990) на основе этого удивительного явле­ния недавно разработали абсолютно новую психоте­рапевтическую модель. Конечно, притчи Иисуса существовали еще до Уайта и Эпстона. Развитию нарративной психотерапии также способствовали Фридмен и Кумбз (Freedman & Combs, 1990,1996), занимающиеся НЛП.

«Изоморфизм включает формальное сходство между репрезентациями различных реакций... Рассмотрев функционирование других систем, люди могут многое узнать о возможностях собственного поведения. Если мы представим себя в определенной ситуации не львом, а птицей, это откроет нам множество различных вариантов реакций, а многих других лишит. В общем, символы определяют структурные аспекты метафо­ры, в то время как изоморфизм имеет дело с относительными или синтаксическими компонен­тами.

Нейронная сеть мозга постоянно обобщает информацию, делая возможным обучение. Изоморфизм описывает способность мозга вклю­чать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс. Это является обучением с помощью перекрестных классов»

Изоморфизм описывает способность мозга включать информацию о поведении одного класса в другой похожий класс.

Изоморфизм

Основной фактор, определяющий ту силу, с какой истории или метафоры трансформируют значения и изменяют формулы, состоит в том, что история име­ет структуру, похожую на структуру нашей жизни и нашего опыта.

Основной фактор, определяющий ту силу, с какой истории или метафоры трансформиру­ют значения и изменяют формулы, состоит в том, что история имеет структуру, похожую на структуру нашей жизни и нашего опыта. Это сходство структур мы называем изомор­физмом.

Дэвид Гордон приводит великолепный пример выбора изоморфных связей при конструировании метафоры в процессе семейной психотерапии. Он не является завершенной метафорой, но дает нам пример того, как при конструировании метафор вы­бирать изоморфных персонажей.

Специфический выбор объектов, ситуаций и/или персонажей при конструировании метафор не осо­бенно важен. При создании метафор имеет значение, как связаны символы и потребности клиента. В ре­альной жизни персонажами являются, несомненно, реальные люди, имеющие отношение к жизни чело­века. При конструировании метафор вы можете ис­пользовать животных, людей, ситуации или их ком­бинацию. Однако правило утверждает, что они дол­жны быть изоморфными потребностям клиента. Рассмотрим следующий пример.

Это сходство структур мы называем изоморфиз­мом. Люди, события, эмоции, драмы и т. д., описыва­емые в истории, соответствуют сходным форматам нашей жизни. Это делает историю значимой для нас.

Изоморфизм как сходство структур также объяс­няет то, как и почему мы так просто, даже неосознан­но, можем использовать историю для сдвига наших референтных индексов.

Милтон Эриксон описывает, как он использовал этот процесс при работе с парой, имеющей в браке проблемы, вызванные сексуальным поведением. Эриксон поговорил с мужем и женой об их кулинар­ных пристрастиях. Он обнаружил, что их кулинар­ные предпочтения соответствовали сексуальному поведению, являвшемуся источником проблем. Муж предпочитал простую пищу и любил сразу присту­пать к основным блюдам, в то время как жене нра­вилось задержаться на закусках и деликатесах. В ка­честве психотерапевтического средства Эриксон по­советовал им планировать приемы пищи вместе, так чтобы и муж, и жена могли получить удовольствие. Супруги, конечно, не имели представления о значи­мости этого события, но были приятно удивлены, когда обнаружили, что их половая жизнь после это­го значительно улучшилась.

Теперь я спрашиваю вас: «Как вы думаете, какой медицинский термин описывает главную сексуаль­ную дисфункцию в их половой жизни?» Метафора, которая удовлетворяет требованиям сходства струк­турных компонентов и изоморфизма проблемной ситуации, может быть не просто эффективной, но и приводить к полному излечению. В последние годы жизни Эриксон в своей работе использовал почти ис­ключительно метафоры.

Метафора, которая удовлетворяет требова­ниям сходства структурных компонентов и изоморфизма проблемной ситуации, может быть не просто эффективной, но и приводить к полному излечению.

Трансформация значения при помощи метафоры

Использование языковых форм метафоры, анало­гии, истории и т. д. позволяет нам осуществлять рефрейминг в процессе разговора. Рассмотрим следу­ющие короткие истории.

1. «Река течет к океану так быстро, как только мо­жет».

2. «Вода, взятая в плен плотиной, все же мечтает о море».

3. «Моя подруга постоянно жаловалась, что ее муж поздно приходит домой. Но после того как он умер, она часто думала о нем и жалела, что тут он не опоздал».

4. «У меня когда-то был друг, который постоянно жаловался, что одежда для его дочери подростка очень дорого стоит. Затем его дочь погибла в ав­токатастрофе. Сейчас он хотел бы иметь возможность тратить деньги на ее одежду».

5. «Если хирург опаздывает к вам на обед из-за того, что спасает кому-то жизнь, означает ли это, что вы его не волнуете?»

6. «Это то же самое, что плевать против ветра».

Чтобы описать кого-нибудь в рассказе или при помощи метафоры, подумайте, о чем вам напомина­ет конкретная проблема, тема или забота. На что это похоже? Часто всесторонний подход к вопросу мы осуществляем лучше всего тогда, когда перестаем ду­мать о проблеме и думаем о чем-нибудь другом (осо­бенно если мы расслабляемся и наслаждаемся), и за­тем вдруг в сознании возникает идея, которую мы по­том связываем с проблемой.

В нарративной психотерапии в качестве основно­го способа выявления проблем мы используем экстернализацию проблемы, ситуации, темы, идеи, эмо­ции и т. д. Разделяя человека и поведение (как и все другие функции и их продукты, особенно мысли и эмоции), мы подчеркиваем другой центральный аспект повествования, а именно:

Человек - это не проблема; Проблема - это проблема.

Таким образом, когда мы экстериализуем пробле­му, мы изменяем наше мышление и эмоции по отно­шению к событиям нашей жизни, мыслям, эмоциям и т. д. Это приводит к созданию предпочитаемой ис­тории, которую мы можем создать, опираясь на уни­кальные результаты и блистательные мгновения. Как Гнев помешал вам достичь успеха на этой не­деле? Когда Злость заставила вас вернуться к той исто­рии? Какую тактику использовала ваша Трусость, что­бы обмануть вас и заставить сдаться? Как вы оказывали сопротивление Трусости?

Соединение настоящего состояния с желаемым

Настоящее состояние в НЛП определяется как состояние клиента при осуществлении им нежелательного поведения. Под желаемым состоянием мы понимаем результат, которого клиент желает до­стичь. Мы должны обращать пристальное внимание на то, чтобы приведение клиента в желаемое состоя­ние соответствовало модели хорошо сформулиро­ванного результата. Цель ваших метафор (и всей НЛП-терапии) заключается в перемещении клиента из настоящего состояния в желаемое.

Мостом между проблемой (настоящим со­стоянием) и успешным результатом (желае­мым состоянием) являются подстройка и ве­дение.

Для того чтобы переместить клиента из настояще­го состояния в желаемое, мы строим между ними мост. Мостом между проблемой (настоящим состоя­нием) и успешным результатом (желаемым состоя­нием) являются подстройка и ведение.

Подстройка

При вызове изменений подстройка является од­ним из важнейших средств. Подстройка - это процесс, посредством которого психотерапевт входит в модель мира клиента и разделяет его точку зрения на мир. При подстройке к клиенту используйте его язык, тему (темы) и историю (истории).

В приведенном выше примере Эриксон использо­вал прием пищи в качестве метафоры, описывающей проблемы супругов. Таким образом, если клиент, ко­торый страдает от дисгармонии в браке, пускается в долгое обсуждение, касающееся приготовления и при­ема пищи, психотерапевт может задаться вопросом: «Он говорит о еде или о проблемах своего брака?»

Всегда прислушивайтесь к истории, лежащей за историей. В структуре историй клиента вы часто бу­дете обнаруживать метафоры, подразумевающие не­что иное. Эти метафоры могут дать вам систему от­счета для разработки психотерапевтических мета­фор. В таких случаях психотерапевт подстраивается к клиенту, перенимая его язык, тему (темы) и/или метафоры. В примере, в котором приготовление и прием пищи соответствовали конфликту в браке, Эриксон подстроился к истории и вернул ее клиен­там обратно в форме метафоры, которая способство­вала лечению.

Ведение

Когда вы подстроились к клиенту, ваша обязан­ность как психотерапевта заключается в ведении клиента при помощи метафорического символизма к его желаемому результату. Важно помнить, что это не гарантирует решение проблемы клиента. Метафо­ра может работать, а может и не работать. Метафора является моделью, которую мы можем использовать для облегчения изменений. Иногда в самой метафо­ре отсутствует соответствие, достаточное для вызо­ва изменения.

Ведение - изменение ваших собственных действий после установления раппорта так, чтобы другой человек следовал вашему приме­ру; способность вести - признак хорошего раппорта.

Не специфичность содержания метафоры предо­ставляет клиенту выбор. Подсознание клиента может выбирать, стоит ему принять метафору или отверг­нуть ее. Часто подсознание клиента может принять одни компоненты метафоры и отвергнуть другие. Иногда метафора может оказывать воздействие на те аспекты жизни клиента, к которым вы непосред­ственно не обращались. Научитесь оценивать способ­ность подсознания направлять лечение в те области, которые в этом наиболее нуждаются. Эриксон дове­рял подсознанию клиентов так же, как и собственно­му. В самом деле, значительная часть мастерства Эриксона основывалась на том, что он полностью принимал способность подсознания делать для кли­ента самое лучшее.

Неспецифичность содержания метафоры предоставляет клиенту выбор.

Любой аспект жизни клиента обладает необходи­мым для изменения потенциалом. Следовательно,

подсознание может обобщить метафору на другие стороны жизни клиента, аналогичные представлен­ным в метафоре.

Язык в целом функционирует как метафора. Фак­тически, весь язык является путем к проблеме, для решения которой клиенту нужна ваша помощь. Как говорилось ранее, клиент часто будет предоставлять вам метафору, используя историю другого человека или даже не связанную с темой историю. Он будет делать именно это, а не описывать проблему. Под­строиться к клиенту - означает войти в его модель мира. Эта психотерапевтическая модель не вводит неосознаваемую информацию в сознание клиента насильно. Вместо этого вы, как психотерапевт, рабо­таете с метафорами клиента. Именно это делал Эриксон, связывая метафору, описывающую прием пищи, с проблемами в браке в приведенном выше примере.

Из-за того, что нервная система человека может организовать себя изоморфным образом, возникают сходства между репрезентациями на нервном уров­не. Планирование приемов пищи и удовольствие от них изоморфно переносились на сексуальную актив­ность супругов. Работа мозга в гораздо большей сте­пени основана на структурных отношениях между репрезентативными системами, чем на содержании. В самом деле, содержание мало значит по сравнению со структурой репрезентативной системы. Запомни­те, что, исключая поддержание функций организма, мозг на уровне репрезентаций может выполнять только шесть функций: создавать картины, звуки, испытывать тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения и создавать слова. Сходство между изо­морфизмом метафор и репрезентациями нервной си­стемы (картинами, звуками, тактильными, обоня­тельными, вкусовыми ощущениями и словами) по­зволяет метафорам вызывать изменения. Таким образом, любой переработанный человеком опыт, очевидно, будет похож на репрезентации других аспектов его жизни. Подстройка к клиенту подразу­мевает, что вы позволите метафоре работать в соот­ветствии с подсознанием клиента. Это дает нам воз­можность проводить искусную и элегантную психо­терапию.

Из-за того, что нервная система человека может организовать себя изоморфным обра­зом, возникают сходства между репрезента­циями на нервном уровне. Работа мозга в гораздо большей степени основана на струк­турных отношениях между репрезентативны­ми системами, чем на содержании.

После подстройки к клиенту психотерапевт при помощи метафоры ведет клиента к решению пробле­мы. Опять же, это не говорит о том, что мы решим проблему клиента. Метафора может работать, а мо­жет и не работать. Как все методы НЛП, метафоры являются просто еще одним инструментом в вашем психотерапевтическом наборе. Метафоры так устро­ены, что они предлагают клиенту стратегию, которая будет вести их к решению проблемы, если подсозна­ние решит принять метафору. Эриксон вел супругов к решению проблемы при помощи метафоры, связан­ной с приемом пищи. Когда они стали успешно гото­вить пищу и наслаждаться ей, они изоморфно связа­ли это достижение со своей половой жизнью.

Использование рефрейминга в метафорах

Рефрейминг является методом превращения про­блем в ресурсы. Согласно одной из основных базо­вых пресуппозиций НЛП, все значения зависят от контекста. Контекст в значительной степени опреде­ляет значение всего того, что мы говорим, слышим или о чем думаем. При рефрейминге то, что мы сна­чала рассматривали как проблему, становится осно­вой ресурса. Рефрейминг чрезвычайно важен при психотерапевтическом использовании метафор. Метафора предоставляет отличный фрейм для рефрей­минга.

Метафора предоставляет отличный фрейм для рефрейминга.

Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование

Метафоры создают контекст для наиболее эффек­тивного использования рефрейминга и некоторых уже изученных вами языковых паттернов. Метафо­ры также создают контекст, в котором использование неспецифических глаголов, номинализации, встро­енных команд и аналогового маркирования стано­вится более эффективным. Мы рассмотрим эти паттерны еще раз. Метафора по своей природе вводит клиента в легкий транс. Языковые паттерны Милтон-модели усиливают этот процесс. Таким образом, мудрый психотерапевт будет включать язык Милтон-модели в структуру своих метафор.

Метафора по своей природе вводит клиента в легкий транс. Языковые паттерны Милтон-модели усиливают этот процесс.

Неспецифические глаголы

Неспецифические глаголы - это те глаголы, в ко­торых отсутствуют детали действия. Дэвид Гордон приводит следующую иллюстрацию.

1. Джон вошел в чулан.

2. Джон подкрался к чулану, осторожно открыл дверь и заскочил внутрь головой вперед, захлопнув за собой дверь ногой.

Вы, конечно, заметили, что во втором предложе­нии приведены специфические детали того, как Джон оказался в чулане. Хотя Джон избрал для это­го нелепый способ, вы обладаете намного более по­дробным описанием того, как он сделал это. С дру­гой стороны, первое предложение дает мало деталей и позволяет клиенту интерпретировать его самому, опираясь на то, как он сам входит или входил бы в чулан. Чем больше возможности интерпретации метафорического описания вы оставите подсознанию клиента, тем лучше. Поэтому неспецифические гла­голы являются средством, помогающим вводить кли­ента в транс.

Номинализации

Номинализации являются отличным дополнени­ем к психотерапевтическим метафорам. Вспомните, что номинализации - это процессные слова, превра­щенные в существительные. Номинализация оста­навливает процесс. Если вы не можете увидеть, услы­шать существительное, почувствовать его запах или вкус, это указывает на то, что вы столкнулись с номинализацией. Невозможность погрузить предмет, обозначаемый словом, в тачку, является классичес­ким описанием номинализации в НЛП. Если вы под­ставите слово в пустое место в фразе «Происходя­щий______», и она будет иметь смысл, вы, вероятно, имеете дело с номинализацией. Номинализации опускают значительные объемы информации. Рас­смотрим такое высказывание: «У меня плохие отношения». В данном случае мы имеем номинализацию - слово «отношения». Вы не можете увидеть, услышать «отношения», почувствовать их запах или вкус. Вы также не можете погрузить «отношения» в тачку. Изменение глагола «относиться» в существи­тельное «отношения» привело к номинализации гла­гола. Другими примерами номинализации являются слова «образование», «болезнь», «уважение», «дис­циплина», «дружба», «решение», «любовь», «страх», «стратегия» и «ощущение». Пока вы не захотите кого-нибудь загипнотизировать, номинализация на­шего опыта будет не очень полезной. Однако в пси­хотерапии номинализация опыта может как раз при­нести пользу, потому что номинализации иниции­руют трансдеривационный поиск. Из-за того, что номинализации опускают значительный объем информации, они заставляют слушателя уйти внутрь, произвести поиск связанных с ними значений и ис­пользовать их. «Уход внутрь» описывает трансдери­вационный поиск. Рассмотрим предложение «Ральф завел дружбу». Видите ли вы номинализацию? Это слово «дружба». Процесс дружеского общения был остановлен и превращен в «дружбу». Это предложе­ние, употребленное в метафоре, побуждает клиента инициировать трансдеривационный поиск и приме­нить вместо слова «дружба» свое собственное значе­ние. Использование номинализации в метафорах дает клиенту возможность деноминализировать сло­во, то есть превратить номинализацию обратно в про­цесс по собственному выбору.

Встроенные команды

Встроенные команды являются еще одним ин­струментом Милтон-модели, полезным при построении психотерапевтических метафор. Эриксон мас­терски отдавал подсознанию указания при помощи встроенных команд. Чтобы сформировать встроен­ную команду, употребите в высказывании имя кли­ента, оно привлечет его внимание к тому, что после­дует за этим. Предположим, вы хотите, чтобы кли­ент «выбросил из головы» некоторые негативные чувства. В вашей метафоре вы можете сказать о ком-то, кто «выбросил из головы» какие-то отрицатель­ные эмоции. В метафоре вы можете сказать что-ни­будь вроде «А теперь, как и тот человек, Ральф, вы­бросьте из головы эти эмоции!».

Эриксон также маркировал слова, которые он хо­тел доставить в подсознание. Маркирование - это акцентирование специфических слов или фраз путем изменения тональности голоса. Отдавая команды и маркируя слова, понизьте тон и увеличьте громкость голоса. При помощи встроенных команд вы можете приказать подсознанию человека выздороветь. (Со­здали ли вы команду из выделенных слов?) В пси­хотерапевтических метафорах важнейшими элемен­тами являются изоморфные понятия и/или персона­жи. Выделение этих элементов приковывает к ним внимание сознания и/или подсознания клиента.

Резюме. Польза метафор

1. Метафоры обращаются к подсознанию.

2. Метафора предлагает такой способ решения про­блем, который позволяет клиенту наслаждаться их решением. Клиент создает на основе метафоры фильм, а фильм, в свою очередь, осуществляет ле­чение.

3. Люди отождествляют себя с персонажами мета­форы.

4. Метафоры помогают управлять психотерапевти­ческими отношениями.

5. В метафору вы можете встроить указания.

6. Метафоры позволяют уменьшить сопротивление.

7. Метафоры создают отличный фрейм для рефрейминга. Осуществите рефрейминг проблемы в ис­тории или метафоре.

8. Метафоры усиливают эго. Когда люди слышат ис­торию о том, как другие люди решили подобные проблемы, они могут отождествить себя с ними и испытать по этому поводу позитивные чувства.

9. Когда вы используете метафоры в процессе ком­муникации, вы моделируете прекрасный способ коммуникации.

10. Метафоры предоставляют удивительную воз­можность напомнить другим людям об их собственных ресурсах и помочь им извлечь эти ре­сурсы.

11. Метафоры помогают снизить чувствительность людей к их страхам. Метафоры являются еще од­ним инструментом диссоциации.

12. Метафорические описания вызывают гораздо больший интерес, чем большинство остальных форм коммуникации. Они немедленно приковы­вают внимание.

13. Метафоры более надежны, чем указания.

14. Метафоры предоставляют возможность гибкости.

15. Метафоры являются особым средством установ­ления раппорта.

1 6 . Метафоры являются неманипулятивной формой коммуникации.

17. Чтобы наделить историю смыслом, слушатель должен уйти внутрь к своему собственному опы­ту. Использование метафор — один из самых про­стых способов доступа к глубинной структуре.

Метафора бойлерной фабрики

Однажды, когда Милтон Эриксон был студентом, он шел по улице в своем городе и увидел на другой стороне довольно большое здание, из которого доно­сился шум. Он посмотрел вверх и увидел на здании вывеску, на которой было написано, что это бойлер­ная фабрика «Такая-то». Я не знаю, известно ли это вам, но в те дни для отопления достаточно больших гостиниц использовались паровые котлы. Представь­те себе паровой котел размером с комнату, обшитый листами стали соответствующей толщины, соединен­ными сверху заклепками через каждые два фута или двумя заклепками на фут или, может быть, тремя. Заклепки у краев листов стали удерживали внутри котла огромное давление.

Будучи любопытным, Эриксон сказал себе, что тут, наверное, можно будет кое-чему научиться, по­этому он перешел улицу, и даже переходя улицу, он слышал, что шум становится все сильнее и сильнее. Он подошел к бойлерной фабрике и вошел внутрь. Он говорил, что внутри шум был ужасным. Я думаю, что там, среди разных стальных листов и других ве­щей туда-сюда ходили люди, скрепляли заклепками листы, ну, вы сами догадываетесь. И эти люди воро­чали стальные листы... Эриксон увидел, что рабочие ходят то туда, то обратно по своим делам. Они об­щались друг с другом и понимали друг друга, но Эриксон не мог их слышать... внутри бойлерной фабрики. Это вызвало у него любопытство. Он сказал себе: «Мне кажется, тут есть чему научиться». Итак, он остановил одного рабочего и сказал: «Можете ли вы позвать ко мне хозяина фабрики? Я хочу, чтобы вы попросили его выйти наружу. Я должен погово­рить с ним».

Итак, хозяин фабрики вышел наружу и Эриксон сказал: «Я студент, интересуюсь тем, как происходит процесс обучения, и хотел бы переночевать на вашей фабрике». Хозяин сказал: «Хорошо». Итак, Эриксон сходил домой, взял подушку и одеяло и вернулся на бойлерную фабрику. Он говорит, что когда он снова оказался внутри, шум все равно был ужасным: клеп­ка, подвоз стали и т. д. Через некоторое время он нашел укромное место в углу, положил там подушку и одеяло и лег. Я думаю, что он находился в стороне от рабочих, но даже там шум был ужасным... Однако он говорит, что примерно в полночь он умудрился взять и удалить шум из своего сознания; после этого он заснул.

Анализ метафоры

О чем говорит эта метафора и что она делает? Милтон Эриксон идет вниз по улице, видит что-то на другой стороне и приближается к этому. Что это означает с точки зрения структуры? С точки зрения структуры он диссоциируется. Он переходит улицу, подходит к фабрике и говорит: «Это интересно». Итак, мы даем изображение крупным планом. Это не только увеличивает изображение, но когда он захо­дит внутрь, он ассоциируется или диссоциируется? Когда он заходит внутрь, он ассоциируется. Что же он там слышит? Он диссоциируется. Что он слышит? Шум, доносящийся из бойлерной фабрики. Это пре­дусматривает внутреннюю аудиальную модальность. Итак, он слышит шум, доносящийся из бойлерной фабрики.

Вот он переходит улицу, смотрит вверх, видит вы­веску и входит внутрь. Что происходит, когда он ока­зывается внутри? Там так шумно, что он не может думать. Метафора предлагает непосредственное соот­ветствие или изоморфные отношения с тем, что иног­да происходит в головах людей. Своим жестом рукой я превращаю эту комнату для тренинга в бойлерную фабрику. Итак, мы закрываем каждого человека внут­ри этой комнаты, то есть бойлерной фабрики. Мы бе­рем заклепки и скрепляем ими стены, чтобы убедить­ся, что каждый человек в конкретном месте (комнате для тренинга) находится в трансе. Таким образом, в этой метафоре комната является замкнутым про­странством обучения и безопасным местом.

Итак, Эриксон заходит внутрь бойлерной фабри­ки. Он смотрит вокруг, и что же дальше? Внутри фабрики люди общаются, но он не может слышать их. Что это? Не подозревая о подсознании, он гово­рит: «Ого! Я думаю, тут есть чему научиться». Опять-таки имеется непосредственное соответствие тому, что происходит в этом классе. Что он говорит? Он обнаружил что-то, чему можно научиться, поэто­му он признал важность коммуникации с подсозна­нием и говорит: «Можете ли вы позвать ко мне хозя­ина фабрики? Я хочу, чтобы вы попросили его вый­ти наружу». Хозяин выходит. Эриксон говорит, что он хотел бы переночевать сегодня на бойлерной фаб­рике. Затем он идет домой, берет подушку и одеяло,

находит укромное место в углу и засыпает. Это под­разумевает транс, верно? Что же он делает перед тем как заснуть? Он говорит, что смог взять и удалить шум из своего сознания; после этого он заснул. Мы используем визуальный якорь, взяв весь шум, поме­стив его в коробку и отложив ее в сторону. Эта ка­жущаяся простой метафора в своей структуре имеет многое относительно устройства классной комнаты (или клиента), чему стоит научиться. Держу пари, что это имеет еще большее отношение к... Ваше под­сознание знает, к чему еще это имеет отношение, не так ли? Это отличная метафора для установки состо­яния обучения. Я (Б. Б.) узнал ее от Тэда Джеймса.

Конструирование метафор

Главная цель метафоры заключается в подстройке к поведению клиента и его ведении при помощи ис­тории. Конструируя метафоры, помните следующее.

1. Перенесите референтный индекс с клиента на ка­кой-нибудь персонаж истории.

2. Подстройтесь к проблеме клиента, сделав так, что­бы поведение персонажей истории и происходящие с ними события были подобны ситуации клиента.

3. Используйте контекст истории для доступа к ре­сурсам клиента.

4. Закончите историю так, чтобы последовательность событий приводила персонажей истории к разре­шению конфликта и достижению желаемого ре­зультата.

Начало всего НЛП

Я учился по модели «Начало всего НЛП» Джона Овердорфаи нашел ее наиболее полезной и в психо­терапии, и при обучении НЛП. Анализируя паттер­ны НЛП, вы обнаружите, что они проводят клиента по этапам этой модели. Она также предоставляет об­щую основу для построения ваших метафор.

1. Ассоциируйте клиента с проблемой.

2. Диссоциируйте клиента от проблемы.

3. Обнаружьте ресурсы клиента и ассоциируйте его с ними.

4. Ассоциируйте ресурсы с проблемой.

5. Осуществите подстройку ресурсов к будущему.

Основные этапы создания метафоры

1. Определите очередность интересующих вас дей­ствий и/или событий. Они могут изменяться в

пределах от конфликта между внутренними час­тями до физического заболевания, проблем во взаимоотношениях между клиентом и его родителя­ми, боссом или супругой (супругом).

2. Определите новые желаемые результаты и вари­анты выбора. В НЛП мы устанавливаем коммуникацию с воображаемым результатом. Метафоры являются уникальным способом такой коммуни­кации. Держите в уме визуальную конструкцию вашего результата и при создании метафоры для клиента позвольте этому результату управлять вашим подсознанием.

3. Замените референтные индексы. Отобразите все существительные (объекты и элементы) для опре­деления персонажей истории. Персонажем может быть любой объект, одушевленный или неодушев­ленный, от камней до обитателей леса, ковбоев, книг и т. д. Если вы сохраняете отношения между персонажами, их выбор не имеет значения. Вы, на­верное, часто будете использовать персонажи из­вестных волшебных сказок и мифов.

4. Установите изоморфные отношения между ситу­ацией и поведением клиента и ситуацией и пове­дением персонажей истории - отобразите все глаголы (отношения и взаимодействия). Определите черты поведения, такие как стратегии и ха­рактеристики репрезентаций, которые будут сход­ны с аналогичными чертами в настоящей ситуа­ции клиента (то есть подстройтесь при помощи истории к ситуации клиента).

5. Определите новые ресурсы и получите к ним до­ступ в терминах персонажей и событий истории. Вы можете сделать это, проводя рефрейминг по­вторного доступа к забытым ресурсам. Вы можете не конкретизировать ресурс, позволяя подсозна­нию клиента выбрать его содержание.

6. Если вы заметите сопротивление по отношению к истории, используйте неопределенности и пря­мые цитаты для прерывания последовательнос­ти событий в ней. Осознанное понимание, конеч­но, не всегда препятствует метафорическому про­цессу.

7. Сделайте решение настолько неоднозначным, на­сколько необходимо для того, чтобы позволить

подсознанию клиента произвести подходящие изменения.

8. Если возможно, осуществите подстройку к буду­щему.

Упражнения на метафоры

I. Построение ассоциаций

Основа психотерапевтических метафор заключа­ется в сходстве. Человек (люди), объект (объекты) и/ или предметы в метафоре и модель мира клиента являются структурно сходными (изоморфными). Сходство заключается в самих элементах, в их отно­шениях между собой и с другими элементами, в пред­положениях, лежащих в основе элементов, или в воз­действии этих элементов на клиента. Следующее уп­ражнение должно направить вас в русло изоморфного мышления. Очевидно, что такой тип мышления является важнейшим условием констру­ирования метафор.

1. Разделитесь на группы по три человека.

2. Распределите среди участников роли: «А» играет роль психотерапевта, «Б» - клиента, а «В» - роль металичности.

3. «Б» думает об известном актере, политике, спорт­смене или о каком-нибудь другом известном чело­веке.

4. «А» задает наводящие вопросы, вроде: «Если бы "Б" стал частью природы, что бы это было?*. Или «Если бы "Б" стал автомобилем, то это был бы ав­томобиль какой модели, какого цвета и т. д.?», «Если бы "Б" стал предметом мебели, то каким именно?». Некоторые из вопросов могут не при­вести к полезным ответам. Некоторые могут быть очень полезными. Например, если бы задуманным политиком был Джерри Форд, то на вопрос об ав­томобиле был бы получен хороший ответ. Если бы это был Джордж Буш*, то вопрос о природе сразу выдал бы его.

5. «В» помогает «А» задавать вопросы.

6. Поменяйтесь ролями.

7. Цель этого упражнения - поощрить «Б» создавать краткие метафоры, чтобы помочь «А» и «В» отга­дать задуманного человека, обнаружить сходства,

«Буш» (bush) в английском означает «куст».

и помочь всем научиться думать ассоциативным или изоморфным образом.

II. Сходство

1. Разделитесь на группы по три человека.

2. Участник «А» высказывает очень общее утвержде­ние (большой чанк), вроде «Семинары похожи на» (или «Жизнь/свадьба/церковь/школа похожа на_______).

3. «Б» спонтанно быстро заполняет пропуск чем-то очень конкретным (малый чанк), вроде слова «река» («ванна*, «банкет», «женщина», «мужчи­на», «вечеринка» и т. д.). Итак, утверждение теперь читается так: «Семинары похожи на реку».

4. «А» высказывает первую возникшую у него ассо­циацию, неважно насколько глупой или странной она может звучать. «Они просто текут и текут», «Иногда они оказываются очень глубокими», «Иногда вода становится мутной» или «В некото­рых из них много рыбы».

5. Поменяйтесь ролями.

III. Психотерапевтическая метафора

1. Выполняется в группах по три человека.

2. Участник «А» делится проблемой (или изобража­ет ее в ролевой игре) с «Б» и «В» но не обсуждает ее решение. «А» потребуется 5 минут, чтобы при­думать историю (или проблему), которую он рас­скажет. Если вы выберете ролевую игру, убедитесь в том, что вы хорошо отрепетировали историю и что можете рассказать ее конгруэнтно, полно, с не­вербальными сигналами.

3. Выслушав историю, «Б» и «В» на протяжении 15 минут разрабатывают психотерапевтическую метафору, предполагая адекватное и разумное ре­шение. В это время «А» уходит в другую группу и присутствует при развитии метафоры участников «Б» и «В» из этой группы. «А» может вносить любые полезные предложения. «Б» и «В» осуществляют тщательную экологическую проверку, опуская все потенциально неприятные данные или все возможные случаи неправильного понимания, которые мог допустить их клиент («А»).

4. Через 15 минут «А» возвращается в свою исход­ную группу. В каждой группе «Б» рассказывает метафору с использованием предпочитаемых «А» языковых и голосовых паттернов, жестов, анало­гового маркирования и т. д. Результат упражнения подстраивается к настоящему состоянию и ведет к желаемому результату.

5. Когда «Б» рассказывает метафору, «В» следит за невербальными признаками реакции «А» на мета­фору «Б». «В» уделяет особое внимание невер­бальным сдвигам, указывающим на неосознанное согласие и понимание (или несогласие/непонима­ние).

6. Все участники делятся информацией о своих на­блюдениях, сделанных в ходе упражнения. «А» сообщает об изменениях внутреннего состояния и говорит, какие элементы метафоры были наиболее и наименее эффективными. «Б» делится наблюде­ниями, которые сделал, когда излагал метафору. «В» делится всеми мета наблюдениями.



Вопросы для размышления

1. Каким образом «история» или метафора действу­ют как «гипнотический» языковой паттерн?

2. Дайте определение метафоры.

3. Назовите три основных компонента метафоры.

4. Объясните, почему мы говорим, что весь язык функционирует метафорическим образом.

5. Почему при разработке и использовании метафор такую важную роль играет изоморфизм?

6. Что означает подстройка и ведение в контексте использования метафоры?


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.