Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ПРИЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ
По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест будет самым важным.
...С помощью этого теста я проверяю сразу:
• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;
• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;
• как вы воспринимаете гипноз.
По ходу консультации после выполнения подготовительных тестов врач предупреждает пациентов, что следующий тест будет самым важным.
...С помощью этого теста я проверяю сразу:
• как вы умеете расслаблять мышцы всего тела;
• насколько вы доверяете мне как врачу не только на словах, но и на деле, и готовы ли вы бороться с болезнью за свое излечение;
• как вы воспринимаете гипноз.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, принимал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько пациент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готовность к лечению.
Во многих руководствах по классическому гипнозу рекомендуется сразу использовать приемы, позволяющие определить степень внушаемости пациента.
В своей работе мы предлагаем перед использованием основных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовительные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.
С помощью этих психологических тестов нам удается быстрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.
Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, принимал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько пациент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готовность к лечению.
Во многих руководствах по классическому гипнозу рекомендуется сразу использовать приемы, позволяющие определить степень внушаемости пациента.
В своей работе мы предлагаем перед использованием основных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовительные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.
С помощью этих психологических тестов нам удается быстрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
РАППОРТ
Раппорт — достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодействие терапевта и пациента в период гипнотического транса. С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в головном мозге на слова специалиста.
Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в головном мозге с так называемым «сторожевым пунктом» по Павлову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко разграничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию мигрированием зоны раппорта по головному мозгу, «включением» новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализатором и его представительством в коре головного мозга. Формирование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объясняет феномен «диссоциации», получаемый в трансовом состоянии. Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их использования и превращаться в «спящие» участки коры.
Раппорт — достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодействие терапевта и пациента в период гипнотического транса. С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в головном мозге на слова специалиста.
Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в головном мозге с так называемым «сторожевым пунктом» по Павлову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко разграничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию мигрированием зоны раппорта по головному мозгу, «включением» новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализатором и его представительством в коре головного мозга. Формирование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объясняет феномен «диссоциации», получаемый в трансовом состоянии. Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их использования и превращаться в «спящие» участки коры.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ВНУШАЕМОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ
Внушаемость человека совсем не связана с его восприимчивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу социально-психологических явлений и представляет собой способность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.
К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и общие факторы. Человек может либо понимать, что ему внушают, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознательную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характерны для каждого человека. Внушение, которое опирается на обход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушающего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть защитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.
Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценностях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.
Внушаемость человека совсем не связана с его восприимчивостью к гипнозу. Внушаемость принадлежит к числу социально-психологических явлений и представляет собой способность воспринимать идеи со стороны. На внушаемость влияют две группы факторов.
К первой группе относится внешнее окружение человека. Оно может быть безразличным для человека, притягивающим или отталкивающим. Во всех трех случаях факторы, определяющие внушаемость, могут быть различными, однако существуют и общие факторы. Человек может либо понимать, что ему внушают, либо внушение будет идти в обход его защитных систем. Безусловно, следует различить сознательную и бессознательную внушаемость. Оба вида в той или иной степени характерны для каждого человека. Внушение, которое опирается на обход сознательных зашит, во многом зависит от умения внушающего, поскольку именно за счет грамотного построения фраз или невербального поведения гипнотерапевту удается обмануть защитные системы человека и в результате внушение остается один на один с бессознательным. И уже в функцию бессознательного входит принять или не принять это внушение.
Сознательная внушаемость состоит в том, что человек по тем или иным причинам не может или не хочет отказаться от предложенного внушения и выполняет его. Она основана на социальных факторах, прежде всего на убеждениях и ценностях человека, на том, как он представляет себя окружающему миру и как представляет себя в нем.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ВНУШЕНИЕ
Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гипнозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В классическом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, является доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.
Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помощью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения происходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.
Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что в бессознательном человека существует видение цели и направления движения.
Внушение, или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента. Терапия называется гипносуггестивной, поскольку между гипнозом и внушением существует тесная взаимосвязь. В классическом гипнозе суггестия имеет больший удельный вес, чем в недирективном гипнозе. При этом терапевт, как правило, является доминирующей фигурой, которая определяет стиль, форму и направление внушений.
Важнейшее условие работы — мотивация пациента. С помощью внушений ее можно усиливать, опираясь на его ценности и убеждения, но самые быстрые и качественные изменения происходят тогда, когда мотивация пациента к изменениям высока.
Существуют два вида мотивации — избегание и достижение. Мотивация достижения эффективнее: когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что в бессознательном человека существует видение цели и направления движения.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
МЕХАНИЗМЫ ГИПНОЗА И ВНУШЕНИЯ
В России гипноз и пути возникновения гипнотического состояния впервые стали серьезно изучать И.П. Павлов и его ученики. И.П. Павлов считал, что гипноз развивается благодаря торможению активных клеток головного мозга, когда торможение, получаемое внешними раздражителями, будь то медленное повторяющее раздражение или резкое и быстрое, приводит к развитию торможения корковых клеток. Причем он выделял различные виды торможения, в частности, сон полный, частичный и мелко раздробленный. Под мелко раздробленным сном Павлов понимал подвижное состояние коры головного мозга, когда одни участки мозга активизированы и функционируют, а другие заторможены и отдыхают. При этом «мозаика» непрерывно меняется и мелко раздробленный сон очень подвижен. К числу факторов, увеличивающих торможение, он относил и ограничение подвижности субъекта или короткие и сильные раздражения, которые также приводят к состоянию гипноза. При этом Павлов отметил, что в случае гипнотического сна оставался бодрствующий участок коры головного мозга, который он назвал сторожевым пунктом. Причем сторожевой пункт находится даже в состоянии повышенной возбудимости, как бы сопротивляясь торможению, которое наступает на него со всех сторон. Павлов считал, что сторожевой пункт характерен для частичного сна и приводил в пример мать, которая просыпается только на крик ребенка, или мельника, который спит при работающих жерновах и просыпается при их остановке. В тот момент, когда сторожевой пункт перестает со-. противляться и также затормаживается, сон из частичного переходит в полный.
В России гипноз и пути возникновения гипнотического состояния впервые стали серьезно изучать И.П. Павлов и его ученики. И.П. Павлов считал, что гипноз развивается благодаря торможению активных клеток головного мозга, когда торможение, получаемое внешними раздражителями, будь то медленное повторяющее раздражение или резкое и быстрое, приводит к развитию торможения корковых клеток. Причем он выделял различные виды торможения, в частности, сон полный, частичный и мелко раздробленный. Под мелко раздробленным сном Павлов понимал подвижное состояние коры головного мозга, когда одни участки мозга активизированы и функционируют, а другие заторможены и отдыхают. При этом «мозаика» непрерывно меняется и мелко раздробленный сон очень подвижен. К числу факторов, увеличивающих торможение, он относил и ограничение подвижности субъекта или короткие и сильные раздражения, которые также приводят к состоянию гипноза. При этом Павлов отметил, что в случае гипнотического сна оставался бодрствующий участок коры головного мозга, который он назвал сторожевым пунктом. Причем сторожевой пункт находится даже в состоянии повышенной возбудимости, как бы сопротивляясь торможению, которое наступает на него со всех сторон. Павлов считал, что сторожевой пункт характерен для частичного сна и приводил в пример мать, которая просыпается только на крик ребенка, или мельника, который спит при работающих жерновах и просыпается при их остановке. В тот момент, когда сторожевой пункт перестает со-. противляться и также затормаживается, сон из частичного переходит в полный.
Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ИСТОРИЯ ГИПНОЗА
Гипноз известен с незапамятных времен. Человечество идет с ним рука об руку, то проникаясь интересом, то забывая о нем. Удивительно то, что, несмотря на многолетнюю историю и постоянное соприкосновение, о гипнозе всегда говорят как о таинственном явлении психики, которое до сих пор не поддается разгадке, и его отдельные детали до сих пор не могут объединить в одну цельную картину. По-видимому, не хватает еще многих кусочков мозаики, чтобы гипноз стал понятным и от этого еще более близким.
Возможно, гипноз даже старше человека, поскольку мы знаем, что гипнотические явления встречаются и в животном мире: например, ныне живущие современники динозавров, крокодилы, так же могут впадать в состояние транса. Хотя, возможно, делают это без всякой цели.
Гипноз человека интересен именно своей целенаправленностью. Он позволяет либо уменьшить защитные силы человека и подчинить его влиянию другого, либо, наоборот, пробудить в нем такие силы, доступ к которым в бодрствующем состоянии был маловероятен. В сохранившихся письменных источниках самых древних цивилизаций мы находим упоминания о применении гипноза. Но еще задолго до появления письменности шаманы использовали состояние транса для разных целей: для приобретения уверенности в удачной охоте, для исцеления больных, в обрядах, связанных с защитой от злых духов, и т. д. Наскальные рисунки, запечатлевшие шаманские ритуалы, могут свидетельствовать об особом состоянии сознания, в котором находится человек, беседующий с духами предков, привлекающий животных, разгоняющий тучи, а главное, верящий во все то, что он делает.
Гипноз известен с незапамятных времен. Человечество идет с ним рука об руку, то проникаясь интересом, то забывая о нем. Удивительно то, что, несмотря на многолетнюю историю и постоянное соприкосновение, о гипнозе всегда говорят как о таинственном явлении психики, которое до сих пор не поддается разгадке, и его отдельные детали до сих пор не могут объединить в одну цельную картину. По-видимому, не хватает еще многих кусочков мозаики, чтобы гипноз стал понятным и от этого еще более близким.
Возможно, гипноз даже старше человека, поскольку мы знаем, что гипнотические явления встречаются и в животном мире: например, ныне живущие современники динозавров, крокодилы, так же могут впадать в состояние транса. Хотя, возможно, делают это без всякой цели.
Гипноз человека интересен именно своей целенаправленностью. Он позволяет либо уменьшить защитные силы человека и подчинить его влиянию другого, либо, наоборот, пробудить в нем такие силы, доступ к которым в бодрствующем состоянии был маловероятен. В сохранившихся письменных источниках самых древних цивилизаций мы находим упоминания о применении гипноза. Но еще задолго до появления письменности шаманы использовали состояние транса для разных целей: для приобретения уверенности в удачной охоте, для исцеления больных, в обрядах, связанных с защитой от злых духов, и т. д. Наскальные рисунки, запечатлевшие шаманские ритуалы, могут свидетельствовать об особом состоянии сознания, в котором находится человек, беседующий с духами предков, привлекающий животных, разгоняющий тучи, а главное, верящий во все то, что он делает.
Несколько ситуаций для самостоятельного тренинга.
Задание для всех ситуаций:
- для каждой ситуации подберите наиболее подходящие виды внушений;
- важно учесть, что в одной ситуации могут использоваться несколько и больше видов внушений;
- под каждым примером ситуации напишите названия используемых внушений и варианты фраз;
- все предполагаемые «клиенты» уже готовы к продуктивному взаимодействию с гипнотизёром;
- обсуждение используемых вариантов будет интересным в кругу друзей, изучающих внушения;
- любой вариант желательно обосновать «технически», то есть чётко обозначить используемые механизмы.
Задание для всех ситуаций:
- для каждой ситуации подберите наиболее подходящие виды внушений;
- важно учесть, что в одной ситуации могут использоваться несколько и больше видов внушений;
- под каждым примером ситуации напишите названия используемых внушений и варианты фраз;
- все предполагаемые «клиенты» уже готовы к продуктивному взаимодействию с гипнотизёром;
- обсуждение используемых вариантов будет интересным в кругу друзей, изучающих внушения;
- любой вариант желательно обосновать «технически», то есть чётко обозначить используемые механизмы.
Внушение переменой функции сознания
Функции сознания описаны в работе К.Юнга «Психологические типы». Автор данной книги в своей практике использует тот же принцип четырёх функций, но понимает их ближе к тем источникам, которыми пользовался когда-то и К.Юнг. Речь идёт о принципе четырёх стихий и сознании «огня», «воды», «воздуха» и «земли». Ниже каждому типу сознания будет дана краткая характеристика. К.Юнг определил (это очень важная разработка), что у каждого человека одна из функций сознания развивается как ведущая, со временем ещё одна становится вспомогательной, третья функция к весьма зрелым годам развивается только частично и четвёртая функция сознания, как правило, остаётся неуправляемой. Данная концепция подтверждается практикой в каждом случае. Невозможно переоценить важность открытия принципа четырёх функций сознания. К.Юнг отчётливо увидел, что плохо развитые и, соответственно, неуправляемые функции сознания не менее интенсивно проявляют себя в психической деятельности человека, но они подвержены сильному влиянию архетипической Тени (собственно, где же ей ещё находиться). Из-за этого неуправляемые функции сознания суживают качество восприятия и являются причинами неудач и крушений планов. В действительности, большинство людей склоняются пользоваться теми функциями сознания, которыми умеют и, идя путём наименьшего сопротивления, не учитывают множество факторов, видимых другим функциям сознания. Каждая функция сознания несёт в себе ряд фундаментальных преимуществ, характерных только для неё, но и обладает рядом проблемных сторон при неразвитости и неуправляемости. Функции сознания делятся на две пары полностью антагонистических, то есть взаимно исключающих друг друга. Сознание огня полностью антагонистично сознанию воды. Сознание воздуха полностью антагонистично сознанию земли. Другие сочетания частично антагонистичны. Две разные функции сознания не могут существовать одновременно. В идеале, все четыре функции сознания могут эффективно взаимно заменять друг друга. С функцией сознания связаны характерные мысли, чувства и действия, а также каждой функции сознания соответствует определённый процесс биохимической регуляции организма (антагонизм не только психологический, но и биохимический). Функция сознания, полярная ведущей всегда занимает место четвёртой, самой «тёмной».
Функции сознания описаны в работе К.Юнга «Психологические типы». Автор данной книги в своей практике использует тот же принцип четырёх функций, но понимает их ближе к тем источникам, которыми пользовался когда-то и К.Юнг. Речь идёт о принципе четырёх стихий и сознании «огня», «воды», «воздуха» и «земли». Ниже каждому типу сознания будет дана краткая характеристика. К.Юнг определил (это очень важная разработка), что у каждого человека одна из функций сознания развивается как ведущая, со временем ещё одна становится вспомогательной, третья функция к весьма зрелым годам развивается только частично и четвёртая функция сознания, как правило, остаётся неуправляемой. Данная концепция подтверждается практикой в каждом случае. Невозможно переоценить важность открытия принципа четырёх функций сознания. К.Юнг отчётливо увидел, что плохо развитые и, соответственно, неуправляемые функции сознания не менее интенсивно проявляют себя в психической деятельности человека, но они подвержены сильному влиянию архетипической Тени (собственно, где же ей ещё находиться). Из-за этого неуправляемые функции сознания суживают качество восприятия и являются причинами неудач и крушений планов. В действительности, большинство людей склоняются пользоваться теми функциями сознания, которыми умеют и, идя путём наименьшего сопротивления, не учитывают множество факторов, видимых другим функциям сознания. Каждая функция сознания несёт в себе ряд фундаментальных преимуществ, характерных только для неё, но и обладает рядом проблемных сторон при неразвитости и неуправляемости. Функции сознания делятся на две пары полностью антагонистических, то есть взаимно исключающих друг друга. Сознание огня полностью антагонистично сознанию воды. Сознание воздуха полностью антагонистично сознанию земли. Другие сочетания частично антагонистичны. Две разные функции сознания не могут существовать одновременно. В идеале, все четыре функции сознания могут эффективно взаимно заменять друг друга. С функцией сознания связаны характерные мысли, чувства и действия, а также каждой функции сознания соответствует определённый процесс биохимической регуляции организма (антагонизм не только психологический, но и биохимический). Функция сознания, полярная ведущей всегда занимает место четвёртой, самой «тёмной».
Внушение формированием субличности
В огромной степени миф конкретного человека о том, что он является какой-то определённой личностью, держится на возможности высокой самооценки, а также подспудном фантазме о личном могуществе. Фантазм о личном могуществе (способности достичь желаемого) непосредственно связан с планированием жизненных перспектив (которые, кстати, в таком фантазме с необходимостью нуждаются). Антагонист могуществу это чувство беспомощности, из-за которого развивается разрушительная депрессия. В свою очередь, на «плодородной почве» депрессии развиваются искажённые и болезненные способы приспособления к объективной реальности. Личность человека – средство «техническое» и не всегда эффективно для конкретного клиента в его жизни.
С точки зрения серьёзной терапевтической стратегии иногда есть резон во «взращивании» альтернативного варианта личности или, так называемой, субличности. Субличность (альтернативный вариант) нужно «накачивать» для принципиального изменения критериев самооценки, для лучшей адаптации к условиям объективной реальности, для более эффективного планирования своего будущего и для изменения конфигурации черт характера и житейских привычек. Если субличность становится более выгодной для клиента, то он автоматически проживает внутреннюю «переполюсацию». То есть, субличность становится личностью. Это как раз то, к чему стремится гипнотизёр. На такое кардинальное изменение при активной поддержке может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Если устаревший вариант личности представить себе как груду камней на перевешивающей чаше весов, а желаемый вариант личности как малую кучку камешков на другой чаше весов, то внушение формированием субличности – это (от сеанса к сеансу) процесс накидывания камней в чашу с малой кучкой до тех пор, пока она не перевесит. Вспомогательную роль здесь могут играть любые другие внушения.
В огромной степени миф конкретного человека о том, что он является какой-то определённой личностью, держится на возможности высокой самооценки, а также подспудном фантазме о личном могуществе. Фантазм о личном могуществе (способности достичь желаемого) непосредственно связан с планированием жизненных перспектив (которые, кстати, в таком фантазме с необходимостью нуждаются). Антагонист могуществу это чувство беспомощности, из-за которого развивается разрушительная депрессия. В свою очередь, на «плодородной почве» депрессии развиваются искажённые и болезненные способы приспособления к объективной реальности. Личность человека – средство «техническое» и не всегда эффективно для конкретного клиента в его жизни.
С точки зрения серьёзной терапевтической стратегии иногда есть резон во «взращивании» альтернативного варианта личности или, так называемой, субличности. Субличность (альтернативный вариант) нужно «накачивать» для принципиального изменения критериев самооценки, для лучшей адаптации к условиям объективной реальности, для более эффективного планирования своего будущего и для изменения конфигурации черт характера и житейских привычек. Если субличность становится более выгодной для клиента, то он автоматически проживает внутреннюю «переполюсацию». То есть, субличность становится личностью. Это как раз то, к чему стремится гипнотизёр. На такое кардинальное изменение при активной поддержке может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Если устаревший вариант личности представить себе как груду камней на перевешивающей чаше весов, а желаемый вариант личности как малую кучку камешков на другой чаше весов, то внушение формированием субличности – это (от сеанса к сеансу) процесс накидывания камней в чашу с малой кучкой до тех пор, пока она не перевесит. Вспомогательную роль здесь могут играть любые другие внушения.
Внушение временной ролью
Если гипнотизёр будет внушать любому человеку, не умеющему рисовать и находящемуся в глубоком гипнотическом трансе, что тот великолепно рисует, то результатов почти никаких не проявится. Но если этот же гипнотизёр тому же человеку, находящемуся в гипнотическом трансе средней глубины, будет внушать, что тот Сальвадор Дали или просто одарённый художник, чьё имя пока ещё не известно всему миру, то результаты могут порой удивить кого угодно. Эффект плавающих зрачков (феномен новорожденных младенцев) нельзя внушить прямо, но можно внушить человеку, что он маленький, только что появившийся на свет младенец, тогда эффект может проявиться. Молоденькая женщина может опаздывать на работу из-за подспудной установки доказать самой себе и продемонстрировать другим, что у неё есть «дела поважнее». Внушить полезную привычку напрямую женщине тоже очень сложно, но можно частично изменить её образ себя, из которого привычка приходить на работу будет вытекать как нечто само собой разумеющееся.
Внушение временной ролью используется для того, чтобы клиент частично и на какое-то время перевоплотился в другой образ. Как следствие изменяются мысли, чувства и действия, пока человек проживает себя в другом образе и играет другую роль. Перевоплотиться человек может в самого же себя, каким он иногда бывает, может на время перевоплотиться в своего знакомого, в особенности, если склонен ему подражать или чему-то у него научиться, а также может перевоплотиться в вымышленный персонаж и т.п. «Технически» внушение временной ролью расширяет границы личности клиента, невольно заставляя его оценивать свою ситуацию и моделировать действия с позиции «другого человека». Кстати сказать, личность человека феномен условно устойчивый. По большому счёту личность это своего рода инструмент познания самого себя и приспособления к социуму и к истинному (трансцендентному) «Я» имеет только отдалённое отношение. С образом личности можно и нужно экспериментировать, как минимум для того, чтобы не быть заложником какого-то фиксированного образа самого себя. В каком-то смысле личность – это миф.
Если гипнотизёр будет внушать любому человеку, не умеющему рисовать и находящемуся в глубоком гипнотическом трансе, что тот великолепно рисует, то результатов почти никаких не проявится. Но если этот же гипнотизёр тому же человеку, находящемуся в гипнотическом трансе средней глубины, будет внушать, что тот Сальвадор Дали или просто одарённый художник, чьё имя пока ещё не известно всему миру, то результаты могут порой удивить кого угодно. Эффект плавающих зрачков (феномен новорожденных младенцев) нельзя внушить прямо, но можно внушить человеку, что он маленький, только что появившийся на свет младенец, тогда эффект может проявиться. Молоденькая женщина может опаздывать на работу из-за подспудной установки доказать самой себе и продемонстрировать другим, что у неё есть «дела поважнее». Внушить полезную привычку напрямую женщине тоже очень сложно, но можно частично изменить её образ себя, из которого привычка приходить на работу будет вытекать как нечто само собой разумеющееся.
Внушение временной ролью используется для того, чтобы клиент частично и на какое-то время перевоплотился в другой образ. Как следствие изменяются мысли, чувства и действия, пока человек проживает себя в другом образе и играет другую роль. Перевоплотиться человек может в самого же себя, каким он иногда бывает, может на время перевоплотиться в своего знакомого, в особенности, если склонен ему подражать или чему-то у него научиться, а также может перевоплотиться в вымышленный персонаж и т.п. «Технически» внушение временной ролью расширяет границы личности клиента, невольно заставляя его оценивать свою ситуацию и моделировать действия с позиции «другого человека». Кстати сказать, личность человека феномен условно устойчивый. По большому счёту личность это своего рода инструмент познания самого себя и приспособления к социуму и к истинному (трансцендентному) «Я» имеет только отдалённое отношение. С образом личности можно и нужно экспериментировать, как минимум для того, чтобы не быть заложником какого-то фиксированного образа самого себя. В каком-то смысле личность – это миф.
Внушение по принципу сценария.
Внушение по принципу сценария – сложное внушение. Гипнотизёру будет трудновато, если он не имеет представления о законах драматургии. Сценарий в драматургии надо отличать от рассказа. В сценарии должны быть только действующие герои, конкретные события, действия, а также тексты. В свою очередь, детали выдумывает режиссер, это его «хлеб». Переживания героев, фон на котором всё это действие происходит, и размышления автора не имеют никакого отношения к сценарию. В нашем же случае сценарий ещё жёстче. Есть только действующие герои, главные действия героев и определённые события. Какие-либо отдельные фразы могут быть, а могут и не быть. Так вот, внушение по принципу сценария так и надо понимать. Метафорически клиенту рассказывается какая-то история с тем же принципом сценария. Герои, безусловно, другие, но характерные действия и события аналогичные по своей сути, а если быть точнее, то банально те же. Таким образом, принцип сценария соблюдён в точности. Историю важно рассказать «вкусно», чтобы эмоционально увлекла и вовлекла клиента. Теперь главное – внушение по принципу сценария используется для внушения принципа сценария. То есть, благодаря внушённой идее в форме принципа сценария, клиент получает установку на конкретные действия, ведущие к определённым событиям. Сценарий желательно делать проще и короче. В самой метафоре можно «покружить» образами, игрой слов и какими-нибудь литературными приёмчиками.
Внушение по принципу сценария – сложное внушение. Гипнотизёру будет трудновато, если он не имеет представления о законах драматургии. Сценарий в драматургии надо отличать от рассказа. В сценарии должны быть только действующие герои, конкретные события, действия, а также тексты. В свою очередь, детали выдумывает режиссер, это его «хлеб». Переживания героев, фон на котором всё это действие происходит, и размышления автора не имеют никакого отношения к сценарию. В нашем же случае сценарий ещё жёстче. Есть только действующие герои, главные действия героев и определённые события. Какие-либо отдельные фразы могут быть, а могут и не быть. Так вот, внушение по принципу сценария так и надо понимать. Метафорически клиенту рассказывается какая-то история с тем же принципом сценария. Герои, безусловно, другие, но характерные действия и события аналогичные по своей сути, а если быть точнее, то банально те же. Таким образом, принцип сценария соблюдён в точности. Историю важно рассказать «вкусно», чтобы эмоционально увлекла и вовлекла клиента. Теперь главное – внушение по принципу сценария используется для внушения принципа сценария. То есть, благодаря внушённой идее в форме принципа сценария, клиент получает установку на конкретные действия, ведущие к определённым событиям. Сценарий желательно делать проще и короче. В самой метафоре можно «покружить» образами, игрой слов и какими-нибудь литературными приёмчиками.