Джуди: Как все прошло?
Джон: Благодарю за то, что не ответили на ее вопрос. Вы сдали зачет. Теперь все вы получили диплом на знание, когда применять второе внимание, а не первое. Основа всякого эстетического акта - мастерство. И вам необходимо научиться расширять ваше второе внимание на те области, о существовании которых вы сейчас и не догадываетесь. Единственный известный мне способ добраться туда - погружение. Второе внимание, я призываю тебя выполнять погружение ежедневно. Например, вы можете никогда больше не ждать; вы должны использовать это время наиболее дисциплинированным и безупречным способом...
Джуди: ...наиболее действенным образом...
Джон: ...и этот способ - беззаветная преданность практике; если за эти пять дней вы стали нам доверять, я скажу больше: это ваш долг перед нами. Вокруг множество миров.
Джуди: Вы это знали.
Джон: Городская местность - очень странная среда, но даже в ней случаются таинственные вещи, если у вас хватает понимания и чувствительности заметить их. Отождествление с другой живой системой. Глубокое.
Джон: Благодарю за то, что не ответили на ее вопрос. Вы сдали зачет. Теперь все вы получили диплом на знание, когда применять второе внимание, а не первое. Основа всякого эстетического акта - мастерство. И вам необходимо научиться расширять ваше второе внимание на те области, о существовании которых вы сейчас и не догадываетесь. Единственный известный мне способ добраться туда - погружение. Второе внимание, я призываю тебя выполнять погружение ежедневно. Например, вы можете никогда больше не ждать; вы должны использовать это время наиболее дисциплинированным и безупречным способом...
Джуди: ...наиболее действенным образом...
Джон: ...и этот способ - беззаветная преданность практике; если за эти пять дней вы стали нам доверять, я скажу больше: это ваш долг перед нами. Вокруг множество миров.
Джуди: Вы это знали.
Джон: Городская местность - очень странная среда, но даже в ней случаются таинственные вещи, если у вас хватает понимания и чувствительности заметить их. Отождествление с другой живой системой. Глубокое.
Упражнение. Вам ясна цель этой тренировки? Безошибочно, балансируя между первым и вторым вниманиями, провести подготовку ко входу в фильтр восприятия на периферии и к изменению значения некоторых фильтров, находящихся глубоко внутри вас. Идти наружу, за пределы второго внимания, по путям чувствительных и двигательных нервов, чтобы получить класс сенсорных искажений. Заметьте, вопрос о том, что вы видите, осязаете, слышите и ощущаете, изменяется ли мир или ваши фильтры восприятия - это не та дизъюнкция, которую вам придется принять. Возможно, что изменяя ваши фильтры восприятия, вы допускаете несогласующуюся информацию, которая всегда должна была приходить по этим путям. Поэтому в данный момент я бы сказал, что вы не готовы ответить на вопрос, поставленный Аланом, потому что у вас нет достаточной базы опыта для изучения этих возможностей. У вас нет достаточной базы данных прямого опыта второго внимания в изменении фильтров, которая бы позволила разобраться, изменяете ли вы фильтры, таким образом впуская несогласующуюся информацию, которая всегда находилась здесь, но блокировалась с целью сохранить стабильность вашего стандартного описания мира (защитить ваши центры гомеостаза), - или это на самом деле изменяется мир.
Джуди: Для этой цели существует ряд способов. Я предложу вам несколько, а потом попрошу сделать приготовления. В приготовлениях, сделанных вами ранее, есть здравый смысл. Настало время воспользоваться им. В качестве подхода можно использовать очки. Я надеваю очки Карен, и все величины во всех системах изменились, как и следовало ожидать. Я заметила, сколько усилий мне стоит восстановить свое поле зрения, напрягая мышцы глаз. Это интересная мера различия между моими фильтрами и вашими. Есть и другие способы сделать то же самое.
Джуди: Для этой цели существует ряд способов. Я предложу вам несколько, а потом попрошу сделать приготовления. В приготовлениях, сделанных вами ранее, есть здравый смысл. Настало время воспользоваться им. В качестве подхода можно использовать очки. Я надеваю очки Карен, и все величины во всех системах изменились, как и следовало ожидать. Я заметила, сколько усилий мне стоит восстановить свое поле зрения, напрягая мышцы глаз. Это интересная мера различия между моими фильтрами и вашими. Есть и другие способы сделать то же самое.
Джуди: Доброе утро. Джон: Доброе утро.
Френсис: В порядке проверки экологии данного семинара, я хотела бы знать, достаточно ли мы квалифицированы, чтобы принять решение о приглашении конголезца на послеобеденное время, чтобы он поделился некоторыми альтернативными описаниями.
Джуди: Какое решение?
Джон: Какая квалификация?
Френсис: ...Достаточно ли квалифицированы, чтобы принять такое решение?
Джон: Нет, не достаточно. (Смех) Но, как сказала Джуди в первый день семинара, жизнь - это искусство делать правильные выводы при дефиците данных. Проблема в том, что вы никогда не будете достаточно квалифицированы, но никто, кроме вас, этого не может сделать.
Джон: Есть такой нигериец, Бабатунде Олатуньи, о котором часто говорят как о человеке, некогда принесшем в Америку традиционные ритмы Западной Африки, особенно Ганы и Нигерии.
Френсис: В порядке проверки экологии данного семинара, я хотела бы знать, достаточно ли мы квалифицированы, чтобы принять решение о приглашении конголезца на послеобеденное время, чтобы он поделился некоторыми альтернативными описаниями.
Джуди: Какое решение?
Джон: Какая квалификация?
Френсис: ...Достаточно ли квалифицированы, чтобы принять такое решение?
Джон: Нет, не достаточно. (Смех) Но, как сказала Джуди в первый день семинара, жизнь - это искусство делать правильные выводы при дефиците данных. Проблема в том, что вы никогда не будете достаточно квалифицированы, но никто, кроме вас, этого не может сделать.
Джон: Есть такой нигериец, Бабатунде Олатуньи, о котором часто говорят как о человеке, некогда принесшем в Америку традиционные ритмы Западной Африки, особенно Ганы и Нигерии.
Джон: В сосредоточенной работе существуют определенные колебания: то все происходит в первом внимании, то во втором вперемешку с холостыми оборотами. Кроме этого, когда занимаетесь такого рода сфокусированной работой, готовитесь расширить себя до субциклов, чувствуйте свои собственные физиологические потребности. Также, вам следует какое-то время поработать вхолостую. Результат - поддержание равновесия на мета-уровне. Мы сейчас займемся деятельностью, которая по своей сути полезна для здоровья, позаботимся об этом как следует. Если эта работа будет проделана с таким качеством, которое я наблюдал в ваших упражнениях, ее невозможно с пользой обсудить в терминах первого внимания.
Джуди: Домашнее задание.
Джон: Идентификация с живыми системами. Каждая живая система - ваша кошка, растение, цветок, дерево, что угодно - может чему-то научить, если вы умеете безопасно расширить себя в эту систему. Это вам работа на сегодняшний вечер. Задание - найти живую систему, подойти к ней и расшириться. Я хочу, чтобы вы получили доскональный опыт. Тут есть несколько «трюков», которые вы можете сделать. Первое: убедитесь, что второе внимание желает расширяться. Добейтесь готовности первого внимания войти в петли обратной связи, выбранные вторым вниманием для охвата этой живой системы. Можете даже сделать такой сдвиг референтного индекса, как вы делали в процессе того обзора, поглядев на себя с другой стороны, и таким образом изменить идентичность, в которую потом можете погрузиться. Я хотел бы, чтобы вы получили опыт такой идентификации.
Джуди: Домашнее задание.
Джон: Идентификация с живыми системами. Каждая живая система - ваша кошка, растение, цветок, дерево, что угодно - может чему-то научить, если вы умеете безопасно расширить себя в эту систему. Это вам работа на сегодняшний вечер. Задание - найти живую систему, подойти к ней и расшириться. Я хочу, чтобы вы получили доскональный опыт. Тут есть несколько «трюков», которые вы можете сделать. Первое: убедитесь, что второе внимание желает расширяться. Добейтесь готовности первого внимания войти в петли обратной связи, выбранные вторым вниманием для охвата этой живой системы. Можете даже сделать такой сдвиг референтного индекса, как вы делали в процессе того обзора, поглядев на себя с другой стороны, и таким образом изменить идентичность, в которую потом можете погрузиться. Я хотел бы, чтобы вы получили опыт такой идентификации.
Джуди: Все ли приготовили в течение обеда обзоры ваших основных взаимоотношений?
Джон: Надеюсь, вы собрали вместе всех своих важных знакомых. Это самое простое, в смысле используемых организационных принципов, упражнение. Я опишу их и предлагаю вам их расположить во втором внимании, пока мы с вами будем говорить об условиях правильной сформулированности этих конкретных инструкций. Я бы рекомендовал, в рамках эстетической схемы, которую мы пробуем создать, выбрать для себя некую метафору, обладающую теми видами эстетического равновесия и ценности, которые нравятся вам самим. Хочу подчеркнуть важность периодичности - циклическую природу - этих обзоров, этого процесса инвентаризации. Я помню, как абсолютно с полным на то основанием рассмеялся в лицо другу, когда тот с серьезным видом и неподдельной искренностью рассказывал мне, что у него в жизни все идет вверх тормашками, хотя всего полгода назад он навел образцовый порядок. Отсмеявшись, я сказал ему:«Ну и слава Богу». Именно этот динамизм системы указывает, что ты жив и еще не выдвинул свои фильтры до такой степени, когда потеря способности дифференциации мешает оценить вечно меняющийся набор взаимоотношений с другими людьми и окружающей средой.
Джон: Вот одна такая метафора: будто идете к краю скалы... стоите на краю... смотрите вдаль и видите, что там. После того, как некоторое время очень внимательно изучали окрестности, вы оборачиваетесь и замечаете, что сзади вас собралась группа людей, которых вы созвали. И вы идете к ним, берете по одному за руку и так идете вместе к краю скалы. Вы смотрите вдаль, держась за руки, плечом к плечу. То что, мы видим, представляет возможное будущее для нас обоих.Потом смотрим друг на друга. Может быть вербальный обмен. Если взять меня, то я предпочитаю обойтись без слов. Но потом я переключаю позиции восприятия, чтобы увидеть себя их глазами, увидеть то, что они видят своими глазами, когда смотрят на горизонт.
Джон: Надеюсь, вы собрали вместе всех своих важных знакомых. Это самое простое, в смысле используемых организационных принципов, упражнение. Я опишу их и предлагаю вам их расположить во втором внимании, пока мы с вами будем говорить об условиях правильной сформулированности этих конкретных инструкций. Я бы рекомендовал, в рамках эстетической схемы, которую мы пробуем создать, выбрать для себя некую метафору, обладающую теми видами эстетического равновесия и ценности, которые нравятся вам самим. Хочу подчеркнуть важность периодичности - циклическую природу - этих обзоров, этого процесса инвентаризации. Я помню, как абсолютно с полным на то основанием рассмеялся в лицо другу, когда тот с серьезным видом и неподдельной искренностью рассказывал мне, что у него в жизни все идет вверх тормашками, хотя всего полгода назад он навел образцовый порядок. Отсмеявшись, я сказал ему:«Ну и слава Богу». Именно этот динамизм системы указывает, что ты жив и еще не выдвинул свои фильтры до такой степени, когда потеря способности дифференциации мешает оценить вечно меняющийся набор взаимоотношений с другими людьми и окружающей средой.
Джон: Вот одна такая метафора: будто идете к краю скалы... стоите на краю... смотрите вдаль и видите, что там. После того, как некоторое время очень внимательно изучали окрестности, вы оборачиваетесь и замечаете, что сзади вас собралась группа людей, которых вы созвали. И вы идете к ним, берете по одному за руку и так идете вместе к краю скалы. Вы смотрите вдаль, держась за руки, плечом к плечу. То что, мы видим, представляет возможное будущее для нас обоих.Потом смотрим друг на друга. Может быть вербальный обмен. Если взять меня, то я предпочитаю обойтись без слов. Но потом я переключаю позиции восприятия, чтобы увидеть себя их глазами, увидеть то, что они видят своими глазами, когда смотрят на горизонт.
«Содержание меню, условия жизни, температура, развлечения, секс и тому подобное не являются тем, чего чем больше, тем лучше. Скорее для всех вещей и переживаний существует величина, составляющая оптимум. Сверх этого количества переменная становится отравой. Ниже этой величины - испытываешь лишения. Эта характеристика биологической ценности не имеет силы в отношении денег. Деньги - всегда транзитивная величина. Больше денег, по общему мнению, всегда лучше, чем меньше; например, 1001 доллар лучше, чем 1000. Но с биологическими ценностями дело обстоит по-другому. Больше кальция не всегда лучше, чем меньше кальция. Существует оптимальное количество кальция, в котором нуждается отдельно взятый организм. Выше этого содержания кальций становится ядом. Так же и кислород, которым мы дышим, и продукты или компоненты питания, и, возможно, все компоненты взаимоотношений...
Джон: "Возможно, все компоненты взаимоотношений"?
Джуди: Ага!
Достаток лучше излишества. Даже психотерапии может быть слишком много. Взаимоотношения без борьбы скучны, а с избытком борьбы - убийственны. Желательно иметь взаимоотношения с определенным оптимумом конфликта. Иногда так бывает даже с деньгами, не самими деньгами, а с их влиянием на людей, у кого они есть: мы видим, как деньги сверх определенного количества тоже становятся ядом. В любом случае, философия денег, набор пресуппозиций, согласно которым считается, что денег чем больше, тем лучше, полностью анти-биологичны. Однако кажется, что этой философии можно обучать живых существ.
Джон: "Возможно, все компоненты взаимоотношений"?
Джуди: Ага!
Достаток лучше излишества. Даже психотерапии может быть слишком много. Взаимоотношения без борьбы скучны, а с избытком борьбы - убийственны. Желательно иметь взаимоотношения с определенным оптимумом конфликта. Иногда так бывает даже с деньгами, не самими деньгами, а с их влиянием на людей, у кого они есть: мы видим, как деньги сверх определенного количества тоже становятся ядом. В любом случае, философия денег, набор пресуппозиций, согласно которым считается, что денег чем больше, тем лучше, полностью анти-биологичны. Однако кажется, что этой философии можно обучать живых существ.
Джон: Сейчас мы немного потренируемся. Упражнение нетрудное, но содержит огромный обучающий момент. Вот у нас трехфутовые палки, так? Разберитесь по парам и либо завяжите глаза, либо зажмурьтесь...
Джуди: ...на вашу честность...
Джон: ...я хочу, чтобы вы исследовали окружающую вас среду с помощью палки, как это приходится делать незрячим. К этому несколько заданий. Первое, я хочу, чтобы вы обнаружили, из первого внимания обращаясь ко второму, что первое внимание можно привлечь в тот класс циклов обратной связи, который необходим для вашего безопасного перемещения в пространстве без визуальных средств, замещая их расширенным тактильным чувством. А ваши партнеры-«няни» пусть по мере игры ставят вам проблемы, то-есть, ведут вас в какую-то часть пространства и находятся рядом, чтобы вы были в безопасности...
Джуди: ...только не к плавательному бассейну.
Джон: Не знаю, как далеко каждому захочется зайти в этой игре. Можете обсудить, в каких рамках вы будете действовать. И что я еще хочу от вас: чтобы вы исследовали стратегии для обострения вашего способа картирования окружения с целью безопасного продвижения в пространстве в предложенных вам условиях, - сужая себя, в одном случае, когда убираете визуальный вход; и наоборот, расширяя, во втором, тактильно, аудиально и обонятельно.
Джуди: ...на вашу честность...
Джон: ...я хочу, чтобы вы исследовали окружающую вас среду с помощью палки, как это приходится делать незрячим. К этому несколько заданий. Первое, я хочу, чтобы вы обнаружили, из первого внимания обращаясь ко второму, что первое внимание можно привлечь в тот класс циклов обратной связи, который необходим для вашего безопасного перемещения в пространстве без визуальных средств, замещая их расширенным тактильным чувством. А ваши партнеры-«няни» пусть по мере игры ставят вам проблемы, то-есть, ведут вас в какую-то часть пространства и находятся рядом, чтобы вы были в безопасности...
Джуди: ...только не к плавательному бассейну.
Джон: Не знаю, как далеко каждому захочется зайти в этой игре. Можете обсудить, в каких рамках вы будете действовать. И что я еще хочу от вас: чтобы вы исследовали стратегии для обострения вашего способа картирования окружения с целью безопасного продвижения в пространстве в предложенных вам условиях, - сужая себя, в одном случае, когда убираете визуальный вход; и наоборот, расширяя, во втором, тактильно, аудиально и обонятельно.
Джон: Заметьте, сейчас понятие диссоциации становится намного более общей функцией. Мы можем диссоциировать рефлекторное сознание, как в традиционной В-К-диссоциации. Мы можем диссоциироваться через виды репрезентационных систем, от высших уровней сознания идя к субциклам, чтобы стать демоном. То-есть, диссоциация становится очень гибкой функцией в той системе, которую мы здесь создали.
Легкий пример: Мы сидели в японской сухой сауне. Термометр показывал 195° по Фаренгейту (90,5°С)...
Джуди: ...у нас было там ведро воды, маленькое ведерко холодной воды...
Джон: ...и когда становилось так жарко, что мы уже собирались выходить, но хотели посидеть еще, то просто опускали одну ногу, каждый одну ногу, в эту холодную-холодную воду...
Джуди: ...и наши «я» погружались туда...
Легкий пример: Мы сидели в японской сухой сауне. Термометр показывал 195° по Фаренгейту (90,5°С)...
Джуди: ...у нас было там ведро воды, маленькое ведерко холодной воды...
Джон: ...и когда становилось так жарко, что мы уже собирались выходить, но хотели посидеть еще, то просто опускали одну ногу, каждый одну ногу, в эту холодную-холодную воду...
Джуди: ...и наши «я» погружались туда...
Джуди: Доброе утро.
Группа: Доброе утро.
Джуди: Хорошо спалось этой ночью? Небось, глаз не сомкнули?
Джон: Что, были изменены ваши модели сна? (смех, стоны)
Джуди: Кстати, моя тоже.
Джон: А моя нет.
Джуди: Хотя у Джона не изменилась.
Джон: Я вообще не сплю.
Группа: Доброе утро.
Джуди: Хорошо спалось этой ночью? Небось, глаз не сомкнули?
Джон: Что, были изменены ваши модели сна? (смех, стоны)
Джуди: Кстати, моя тоже.
Джон: А моя нет.
Джуди: Хотя у Джона не изменилась.
Джон: Я вообще не сплю.
Хорошо. Мы добрались до наших десяти минут жонглирования. Вчера мы делали вот что: мы бросали мяч отсюда сюда, и обратно, правильно? И делали это по дуге, которая шла примерно через макушку головы, и делали это более однообразно, чем я демонстрирую сейчас в оба направления. Так что вспомните состояние, в которое мы сейчас перейдем, где вы используете периферийное зрение и где ваши действия однообразны. Вам уже знаком первый шаг, который я демонстрировал. Сегодняшний шаг - второе и последнее, что нужно для жонглирования.
Джуди: Все, что нужно. Это действительно так.
Джон: Потому что вы никогда не держите в руках больше двух мячей...
Джуди: ...В одно и то же время.
Джуди: Все, что нужно. Это действительно так.
Джон: Потому что вы никогда не держите в руках больше двух мячей...
Джуди: ...В одно и то же время.
Джон: Нет границ. Так тоже можно сказать.
Кэрол: Но если демон контекстуализирован, он не пойдет в неправильный...
Джуди: Правильно.
Джон: Точно.
Кэрол: Тогда это просто жизнь со страстью в каждый момент, правильно? (Аплодисменты)
Джон: Вы понимаете, как можно быть страстным в отдыхе?
Кэрол: Да, границы.
Джон: И помните, когда дело касается программ выживания, они уполномочены прерывать любые контексты, чтобы гарантировать вам длительную безопасность. Теперь они становятся функцией, называемой «я», которую я могу применять в любом контексте.
Кэрол: Но если демон контекстуализирован, он не пойдет в неправильный...
Джуди: Правильно.
Джон: Точно.
Кэрол: Тогда это просто жизнь со страстью в каждый момент, правильно? (Аплодисменты)
Джон: Вы понимаете, как можно быть страстным в отдыхе?
Кэрол: Да, границы.
Джон: И помните, когда дело касается программ выживания, они уполномочены прерывать любые контексты, чтобы гарантировать вам длительную безопасность. Теперь они становятся функцией, называемой «я», которую я могу применять в любом контексте.
Джон: Мы с Джудит Энн чуть не разругались за обедом, обсуждая, что еще нам нужно сделать, так что я собираюсь немного ускорить темп. Для этого мне нужна ваша помощь. Мы хотим сделать здесь еще миллион вещей, прежде чем успокоимся, и их нужно делать в петле с вами, итак...
Джон: ...Пришло время обратной связи по поводу упражнения.
Женщина: Я замечательно провела время. Обнаружила, что трудности в одном состоянии демона происходили из-за того, что первое внимание пыталось делать то, за что отвечали демон и диспетчер...
Джон: Баланс.
Джуди: Очень хорошо.
Джон: На самом деле баланс и заключается в распределении функций.
Джон: ...Пришло время обратной связи по поводу упражнения.
Женщина: Я замечательно провела время. Обнаружила, что трудности в одном состоянии демона происходили из-за того, что первое внимание пыталось делать то, за что отвечали демон и диспетчер...
Джон: Баланс.
Джуди: Очень хорошо.
Джон: На самом деле баланс и заключается в распределении функций.