В этой главе я хотел бы поделиться личными клиническими наблюдениями. На протяжении долгих десятилетий я дискутировал со своими коллегами на тему общения со смертельно больным пациентом как в теории, так и на практике. Сорок лет назад, будучи еще только начинающим врачом, я опубликовал статью под заголовком «Нужно ли говорить больному правду?» Поводом для ее написания послужил конгресс, посвященный теме смерти, который состоялся тогда в Нью-Йорке.
Я часто вспоминаю годы практики в больницах Нью-Йорка, когда казалось правильным, что пациент покидал мир, в то время как мы, врачи, говорили с ним и шутили. Больше всего нас волновала, конечно, смерть тех пациентов, которые находились у нас в стационаре долгое время и с которыми мы чувствовали эмоциональную связь. Тайна смерти, вопросы, которые оставляла, мучили нас все время. Ни теория, ни клинические наблюдения не давали на них удовлетворительных ответов. Все время нас преследовало чувство, что нечто ускользает от нашего понимания, что в нашем знании о смерти остается существенный пробел.
Я часто вспоминаю годы практики в больницах Нью-Йорка, когда казалось правильным, что пациент покидал мир, в то время как мы, врачи, говорили с ним и шутили. Больше всего нас волновала, конечно, смерть тех пациентов, которые находились у нас в стационаре долгое время и с которыми мы чувствовали эмоциональную связь. Тайна смерти, вопросы, которые оставляла, мучили нас все время. Ни теория, ни клинические наблюдения не давали на них удовлетворительных ответов. Все время нас преследовало чувство, что нечто ускользает от нашего понимания, что в нашем знании о смерти остается существенный пробел.
Д. Гордон считает, что смерть означает опыт растворения в его наивысшей степени. Человек, будучи частицей вечного кругооборота и бытия, объединяется с самим собой, с другими людьми и миром как таковым. Растворение и смерть говорят о похожем опыте: истинная самость индивидуума это не то, что скрывается под оболочкой человеческого тела. Самость образует всю Вселенную. Смерть — это мгновение тотального молчания. Мыслительный процесс прекращается, и человек перестает идентифицировать себя со своим «Я» и тем, что дает опору его самости.
С возрастом опытов растворения становится все меньше. Годы влияют на качество сексуальных отношений, возможность заниматься танцами и спортом. Чем старше становится человек, тем все больше он начинает бояться, он все меньше способен наслаждаться занятиями, которые раньше доставляли ему огромную радость. Приходящая с возрастом мудрость примиряет человека со смертью.
Другой опыт растворения характеризует сон. Чем глубже человек погружается в сон, тем больше он теряет контроль над мыслительным процессом. Когда мышление останавливается, наступает состояние сна. За паузой в мышлении следует растворение.
С возрастом опытов растворения становится все меньше. Годы влияют на качество сексуальных отношений, возможность заниматься танцами и спортом. Чем старше становится человек, тем все больше он начинает бояться, он все меньше способен наслаждаться занятиями, которые раньше доставляли ему огромную радость. Приходящая с возрастом мудрость примиряет человека со смертью.
Другой опыт растворения характеризует сон. Чем глубже человек погружается в сон, тем больше он теряет контроль над мыслительным процессом. Когда мышление останавливается, наступает состояние сна. За паузой в мышлении следует растворение.
Один из исследователей человеческой психики, Д. Гордон, считает, что основная мотивация человека состоит в том, чтобы неосознанно переживать и после повторять экстатические опыты. То есть такие опыты, в которых человек сливается со своей самостью, с другими людьми и миром, когда логическое мышление утрачивает свою силу. Люди «счастливы» тогда, когда хотя бы лишь на одно мгновение становятся едины с самими собой, с другими и вселенной. Подобное состояние отличается тем, что человек, пусть даже на секунду, отбрасывает все слои, приобретенные в ходе воспитания и образования, которые поддерживают тщательно оберегаемое «Я». Этот «отказ», освобождение от всего, что человек соорудил вокруг своей личности, приносит чувство совершенной свободы. Появляется сильное желание слиться с самим собой и жизнью. Исчезает логическое мышление, равно как и искусственное измерение, которое поддерживает отношения между субъектом и объектом. По сути, каждый человек в отдельности заключает в себе все и каждого.
Человек перестает быть объектом, он становится самим собой. В растворении он обретает самопознание и уверенность в том, что ничто больше не грозит его существованию.
Человек перестает быть объектом, он становится самим собой. В растворении он обретает самопознание и уверенность в том, что ничто больше не грозит его существованию.
Здесь мы должны еще раз прояснить, что понимаем под нормой, психически нормальным человеком. Это понятие поможет нам лучше понять переживание чувства растворения. По Роланду Д. Лэнгу, то, что мы называем «нормальным», является «продуктом вытеснения, отрицания, изоляции, проекции, интроекции и других форм деструктивных действий против опыта».
В нашем поведении находят свое выражение приобретенные нами опыты. Наше действие определяется впечатлением от окружающего нас мира. Когда привычное нам переживание рушится, мы теряем свою самость. Лэнг идет еще дальше, определяя норму как «состояние отчужденности, сна, неосознанности, бессмысленности».
В нашем поведении находят свое выражение приобретенные нами опыты. Наше действие определяется впечатлением от окружающего нас мира. Когда привычное нам переживание рушится, мы теряем свою самость. Лэнг идет еще дальше, определяя норму как «состояние отчужденности, сна, неосознанности, бессмысленности».
Пауле было двадцать девять лет, ее переполняла жизнь и энергия. В ее жизни было множество сторон: сексуальная, эмоциональная, интеллектуальная, художественная и религиозная. Долгие годы она изучала музыку и слыла выдающейся арфисткой. Паула вела богемную жизнь человека искусства и жила в коммуне вместе с музыкантами. Временами ее жизнь становилась «примитивной» и «дикой», насыщенной бурными сексуальными отношениями и связанными с ними переживаниями.
Один год она пыталась в качестве гувернантки жить в семье, где заботилась о шести детях. Паула объехала всю Европу и юг Африки. В некоторых странах она прожила в течение достаточно длительного времени и завязала многочисленные знакомства. Паула интересовалась не только искусством, жизнью в коммуне и сексуальными отношениями, она вела также и религиозную жизнь.
Паула отличалась особенной красотой северного типа. Высокая, стройная, соразмерно сложенная, с длинными, прямыми темно-русыми волосами, коричневая от загара, она производила впечатление тонкой и чувствительной девушки.
Паула обожала природу, цветы и зелень. Она могла часами лежать на берегу моря или на цветущей лужайке и предаваться мечтам. Она любит свои «внутренние» путешествия и живет в фантазиях.
Один год она пыталась в качестве гувернантки жить в семье, где заботилась о шести детях. Паула объехала всю Европу и юг Африки. В некоторых странах она прожила в течение достаточно длительного времени и завязала многочисленные знакомства. Паула интересовалась не только искусством, жизнью в коммуне и сексуальными отношениями, она вела также и религиозную жизнь.
Паула отличалась особенной красотой северного типа. Высокая, стройная, соразмерно сложенная, с длинными, прямыми темно-русыми волосами, коричневая от загара, она производила впечатление тонкой и чувствительной девушки.
Паула обожала природу, цветы и зелень. Она могла часами лежать на берегу моря или на цветущей лужайке и предаваться мечтам. Она любит свои «внутренние» путешествия и живет в фантазиях.
Экстатический опыт по существу означает растворение. Можно сказать, что переживание внутреннего растворения совершенно; это предельный психический опыт, который может пережить человек. Давайте вкратце рассмотрим, что же такое экстатический опыт. Но прежде чем мы коснемся темы смерти, обратим внимание на такие категории жизни, как искусство, спорт, сексуальность и тому подобное.
В состоянии экстаза (ecstatic или peak experience) человек получает невероятный опыт. Психические струны вибрируют настолько сильно, что личность, вознесенная своим переживанием на недостижимые высоты духа, самым настоящим образом выпадает из реальности. При этом личное время человека полностью меняет свой ход, оно может даже остановиться. В экстатическом состоянии личность может начать идентифицировать себя с каким-либо животным, может вернуться в период своего младенчества и заплакать, как грудной ребенок. В этом невероятном состоянии восторга и восхищения пропадают всякие границы. «Я» теряет свои рамки, и личность растворяется во Вселенной. Человек поднимается на такую духовную высоту, которой он раньше никогда не достигал. В состоянии экстаза привычное окружение может предстать в совершенно ином свете. Личность испытывает невероятный внутренний подъем, который накатывает на нее подобно волнам прилива. Экстатические ощущения люди переживают во всех областях психической жизни: в искусстве, спорте, религии, сексе и в момент внезапной смерти. Личность в экстазе абсолютно оторвана от внешних событий. Даже смерть не имеет для нее значения. Я вспоминаю случай молодой женщины, разносторонней личности, которая интересовалась искусством и обладала художественным талантом. Помимо трудностей в межличностном общении, она страдала и от проблем в сексуальной сфере. О своем экстатическом опыте во время сексуального контакта с мужчиной она сказала следующее: «Меня ничего не интересовало в тот момент, так как я умерла».
В состоянии экстаза (ecstatic или peak experience) человек получает невероятный опыт. Психические струны вибрируют настолько сильно, что личность, вознесенная своим переживанием на недостижимые высоты духа, самым настоящим образом выпадает из реальности. При этом личное время человека полностью меняет свой ход, оно может даже остановиться. В экстатическом состоянии личность может начать идентифицировать себя с каким-либо животным, может вернуться в период своего младенчества и заплакать, как грудной ребенок. В этом невероятном состоянии восторга и восхищения пропадают всякие границы. «Я» теряет свои рамки, и личность растворяется во Вселенной. Человек поднимается на такую духовную высоту, которой он раньше никогда не достигал. В состоянии экстаза привычное окружение может предстать в совершенно ином свете. Личность испытывает невероятный внутренний подъем, который накатывает на нее подобно волнам прилива. Экстатические ощущения люди переживают во всех областях психической жизни: в искусстве, спорте, религии, сексе и в момент внезапной смерти. Личность в экстазе абсолютно оторвана от внешних событий. Даже смерть не имеет для нее значения. Я вспоминаю случай молодой женщины, разносторонней личности, которая интересовалась искусством и обладала художественным талантом. Помимо трудностей в межличностном общении, она страдала и от проблем в сексуальной сфере. О своем экстатическом опыте во время сексуального контакта с мужчиной она сказала следующее: «Меня ничего не интересовало в тот момент, так как я умерла».
Возможно ли, что та часть нашей личности, которую мы называем «душой» или «сознанием», отделяется от тела постепенно, и поэтому под конец умирающий уже не чувствует боли? Разные исследователи по-разному отвечают на этот вопрос. Тем не менее, имеются клинические наблюдения, доказывающие данный факт.
1. Рассмотрим серию убедительных экспериментов докторов Карлиса Озиза и Эрлендура Харальдссона. Об этой научной работе мы еще подробнее поговорим во второй части книги, когда будем изучать доказательства жизни после смерти.
Один пациент семидесяти лет был болен раком в заключительной стадии. Он страдал от болей, бессонницы и тревоги. В один из дней ему удалось наконец ненадолго заснуть. Проснулся он спокойным, с улыбкой на лице. Боли больше мучили его, пропал страх. Больной со всеми попрощался, чего он раньше никогда не делал, и понял, что сейчас умрет. Десять минут спустя он впал в кому и через короткое время умер.
1. Рассмотрим серию убедительных экспериментов докторов Карлиса Озиза и Эрлендура Харальдссона. Об этой научной работе мы еще подробнее поговорим во второй части книги, когда будем изучать доказательства жизни после смерти.
Один пациент семидесяти лет был болен раком в заключительной стадии. Он страдал от болей, бессонницы и тревоги. В один из дней ему удалось наконец ненадолго заснуть. Проснулся он спокойным, с улыбкой на лице. Боли больше мучили его, пропал страх. Больной со всеми попрощался, чего он раньше никогда не делал, и понял, что сейчас умрет. Десять минут спустя он впал в кому и через короткое время умер.
Лев Николаевич Толстой был гениальным писателем. Одной-единственной своей повестью он заложил целый фундамент для научных исследований смерти. В произведении великого русского писателя «Смерть Ивана Ильича» подробнейшим образом описаны пять стадий умирания, которые мы находим в книге современного психолога Кюблер-Росс «О смерти и умирании». Толстой же написал свою повесть в 1886 году.
В небольшой повести перед глазами читателя предстает вся жизнь и смерть Ивана Ильича. Мы узнаем о том, что это была за личность, как Иван Ильич относился к своей семье, становимся свидетелями его растущей ненависти к жене, узнаем о его отношении к друзьям и коллегам. Иван Ильич — добросовестный служащий, которому удалось подняться по карьерной лестнице со скромной должности судьи до поста прокурора. Чем сильнее разрушаются его отношения с женой, тем больше времени он начинает посвящать работе. Ему сорок пять лет, и его карьера успешно развивается. После неудачного падения с лесенки Ивана Ильича начинают терзать периодические тупые боли в боку. Доктора предлагают ему самые разные средства лечения, и Иван Ильич борется до последнего, пока, наконец, его не убивает болезнь.
В небольшой повести перед глазами читателя предстает вся жизнь и смерть Ивана Ильича. Мы узнаем о том, что это была за личность, как Иван Ильич относился к своей семье, становимся свидетелями его растущей ненависти к жене, узнаем о его отношении к друзьям и коллегам. Иван Ильич — добросовестный служащий, которому удалось подняться по карьерной лестнице со скромной должности судьи до поста прокурора. Чем сильнее разрушаются его отношения с женой, тем больше времени он начинает посвящать работе. Ему сорок пять лет, и его карьера успешно развивается. После неудачного падения с лесенки Ивана Ильича начинают терзать периодические тупые боли в боку. Доктора предлагают ему самые разные средства лечения, и Иван Ильич борется до последнего, пока, наконец, его не убивает болезнь.
Существует много теорий о том, что чувствует умирающий в последние минуты своей жизни. Все эти мнения опираются на свидетельства самих умирающих и рассказы тех, кому посчастливилось выжить, и кто смог описать свои переживания. Рассмотрение последних минут жизни поможет нам лучше понять внутренние психические процессы умирающего человека.
Прежде чем мы перейдем к соответствующим наблюдениям, следует указать на то, что больной, к сожалению, не всегда умирает в окружении преданных и любящих его людей. Сегодня 80% американцев уходят в мир иной одни в холодных больничных палатах. В Европе также растет число тех, кто умирает в одиночестве. Последнюю главу своей жизни люди прочитывают покинутые всеми в стерильном холоде больниц. Известный американский писатель Тимоти Лири в своей последней книге описывает больницы как «отчужденные фабрики смерти». В этом романе, в котором он также говорит и о собственном умирании, Лири советует читателю не умирать в больнице. Больше всего в последние минуты жизни умирающий нуждается в контакте с любимыми им людьми. Согласно Шервину Нолану, для большинства общение с близкими людьми непосредственно перед смертью будет «доказательством того, что им выпала хорошая смерть. Это укрепляет в человеке надежду на то, что Бог существует, и есть жизни после смерти».
Прежде чем мы перейдем к соответствующим наблюдениям, следует указать на то, что больной, к сожалению, не всегда умирает в окружении преданных и любящих его людей. Сегодня 80% американцев уходят в мир иной одни в холодных больничных палатах. В Европе также растет число тех, кто умирает в одиночестве. Последнюю главу своей жизни люди прочитывают покинутые всеми в стерильном холоде больниц. Известный американский писатель Тимоти Лири в своей последней книге описывает больницы как «отчужденные фабрики смерти». В этом романе, в котором он также говорит и о собственном умирании, Лири советует читателю не умирать в больнице. Больше всего в последние минуты жизни умирающий нуждается в контакте с любимыми им людьми. Согласно Шервину Нолану, для большинства общение с близкими людьми непосредственно перед смертью будет «доказательством того, что им выпала хорошая смерть. Это укрепляет в человеке надежду на то, что Бог существует, и есть жизни после смерти».
Давайте рассмотрим различные варианты умирания. Случай смерти каждого отдельного человека уникален, у каждого своя персональная смерть. Тем не менее, возможно выделить некоторые характерные особенности умирания. В случае, когда человек ожидает смерти, внезапной угрозы жизни нет, отсутствует уверенность в собственном конце. Возникают мысли как о том, что смерть близка, так и о том, что все еще обойдется. Больной не хочет верить, что испытываемые им ощущения означают начало конца, и вытесняет подобные мысли. Предположим, человек перенес первый в своей жизни инфаркт или приступ коронарной недостаточности. Болезнь поразила важнейший орган тела, и многие сочли бы это верным знаком скорой смерти. Осознание приближающегося конца вызывает страх. Если проходит достаточно времени и болезнь не проявляет себя, то страх перед смертью постепенно забывается. Так происходит до тех пор, пока не случится что-нибудь серьезное, и угроза смерти не станет более явной. В любом случае, настоящее счастье, если заинтересованное лицо размышляет о своем состоянии и готовится к предстоящей смерти.
Внезапная, скоропостижная смерть (например, в авиакатастрофе, при падении с горы, в случае утопления и так далее) отличается мгновенным осознанием того, что это смертельная угроза. Решающим фактором здесь будет внезапное понимание собственной неминуемой смерти. К примеру, самоубийство под эту категорию не попадает потому, что человек, как правило, планирует его заранее и много размышляет на тему того, что будет чувствовать в момент смерти. Следует отметить, что большинство людей, которые совершили попытку суицида и выжили, свидетельствуют об очень похожих чувствах. Они говорят о просмотре событий всей своей жизни и дальнейшем переходе в иное измерение. Однако в таких случаях свой вес имеют и другие обстоятельства, о чем мы подробнее поговорим в главе о посмертных переживаниях.
В 1892 году Альберт Хейм лично пережил падение с горы. После этого инцидента он собрал рассказы о множестве подобных случаев, когда люди были спасены в последний момент перед верной смертью. Хейм проинтервьюировал людей, получивших ранение на войне, пострадавших во время крушения поезда и тех, кому посчастливилось выжить, сорвавшись с альпийских вершин. Во всех случаях Хейм задавал интервьюируемым вопрос о том, что они чувствовали в эти, как они думали, последние минуты своей жизни.
Как выяснилось, примерно девяносто пять из ста пострадавших пережили похожие психические феномены. Душевная реакция всех этих людей на близкую смерть оказалась положительной. Хейм и сам едва не лишился в результате несчастного случая жизни. Он описывает, как ему удалось выжить, несмотря на смертельную опасность. В его отчете содержится множество подробностей, из которых мы упомянем лишь самые основные.
Как выяснилось, примерно девяносто пять из ста пострадавших пережили похожие психические феномены. Душевная реакция всех этих людей на близкую смерть оказалась положительной. Хейм и сам едва не лишился в результате несчастного случая жизни. Он описывает, как ему удалось выжить, несмотря на смертельную опасность. В его отчете содержится множество подробностей, из которых мы упомянем лишь самые основные.