Третья функциональная ячейка

Наука » Психология » Соционика
Функция, попадающая в третью ячейку, оказывается слабой по сравнению с первыми двумя. Если там критика воспринимается более-менее нормально и есть, что на нее возразить, то но третьей замечания воспринимаются болезненно. Происходит это, потому что функция третьей ячейки бедна информацией, и возразить критикующему, защитив тем самым себя, практически нечего. Ни умений, необходимых для нормальной жизни, ни видения перспективы, ни возможности отличить важное от второстепенного здесь обычно не бывает. В лучшем случае человек обеспечивает свои собственные потребности, на чужие проблемы его просто не хватает.
Скажем, у уже упоминавшегося типа с в первой и во второй функции или у типа с в первой и во второй с умением общаться все в порядке, но логика нередко создает довольно тяжкое впечатление. Это сфера болезненной самооценки. Такой человек может переживать по поводу мнимой или действительной неправильности своих рассуждений, неумения применять правила и т. п. Любая объективная оценка его логики, независимо от того, положительна она или отрицательна, может надолго выбить из колеи. или волевая сенсорика в третьей ячейке у типа, к которому принадлежит князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Да, он может выглядеть волевым и сильным, но это получается у него совершенно случайно, он не может этого не только использовать, но и контролировать. Поэтому нередко в литературоведческих статьях князя Мышкина называют слабым и безвольным.

Вторая функциональная ячейка

Наука » Психология » Соционика
Если первую называют функцией «цели», то вторую можно по аналогии именовать функцией «средства». Человека здесь интересует не столько как устроен мир, сколько как он должен быть устроен, чтобы удовлетворять придирчивую первую. Скажем, если у представителя некоего типа в первой ячейке черная сенсорика, а во второй—белая этика, то он, исходя из материальных и эстетических потребностей людей, создает новые этические нормы. Он также, благодаря своему умению общаться и добиваться от людей желаемого, распределяет материальные ценности. Если же в первой ячейке та же функция, что и в только что приведенном примере, а во второй—белая логика, то получается тип с совершенно другой социальной ролью: он создает уже не этику, а новые правовые нормы, он не распределитель, а организатор нового производства, промышленник.
Недостаток информации (по сравнению с первой) по этой функции может в хороших условиях с лихвой возмещаться буйством фантазии, нестандартным творчеством.
Один из героев Драйзера, финансист Каупервуд, как и девушка из приведенного раньше примера, имеет в сильных функциональных ячейках сомэкзостатив (черную сенсорику), но не в первой, а во второй. В первой же у Каупервуда—белая этика. И поэтому его цель—установить такую систему отношений, которую он сам считает наиболее правильной; он осознает и стремится удовлетворить все свои желания (недаром эта трилогия называется «Трилогия желания»). Для достижения этих целей Каупервуд и использует вторую функцию: он создает себе с потрясающей изобретательностью значительный капитал, строит прекраснейшие дома, руководствуясь чрезвычайно нестандартным вкусом. Но недостаточно твердое владение информацией по второй иногда сказывается, поэтому Каупервуда постоянно преследуют срывы. Однако он легко и непринужденно выходит из всех, казалось бы, совершенно безнадежных ситуаций и увеличивает свой капитал, проявляя неиссякаемую изобретательность.

Первая функциональная ячейка

Наука » Психология » Соционика

Функция, оказавшаяся в первой ячейке,—самая сильная. Информация по ней воспринимается наиболее тонко и осознанно. Способность к запоминанию здесь почти абсолютна, и это вполне понятно, так как именно соответствующей функцией ее обладатель пользуется чаще, чем любой другой. Уверенное владение информацией означает уверенность в себе по соответствующему аспекту, уверенность настолько сильную, что человек часто борется решать не только свои проблемы, но и чужие—и, как правило, небезуспешно. Функция в первой ячейке очень «памятливая»: человек может воспроизвести большую часть того, с чем он сталкивался по этому аспекту, в том числе и лучшие из известных ему стандартов; он практически всегда уверен в правильности своего восприятия. Первая функция определяет мораль и устремления человека, логику его поступков и отношений, наличие или отсутствие у него ощущения полноты жизни, а также характер времяпрепровождения.

Пример из жизни. У некой девушки (назовем ее Татьяной) в первой ячейке - черная сенсорика. Она всегда хорошо одета, даже несколько лучше, чем это позволяет ей материальное положение. Татьяна знает цену всякой вещи и никогда не переплатит за нее, не умеет быть слабой или безынициативной. Не постесняется надеть то, что ей нравится. Ее удивляют безвольные люди, она не понимает, как таким можно быть. С другой стороны, Татьяна всегда оценит по достоинству проявленные другими инициативу и силу воли, сама активна до удивления... Это описание вам кого-то напоминает, не правда ли?

Модель Юнга

Наука » Психология » Соционика

Для более наглядного представления о том, как функционирует психика человека, Аушра Аугустинавичюте предложила использовать модельный подход. Она обозначила функции психики графическими значками и расположила их в определенном порядке.

Здесь мы рассмотрим так называемую модель Ю, которую разработала Аушра и которую она назвала так в честь Юнга. Это была первая модель, которую она разработала и которая явилась прообразом более полной модели (модели А), которая используется в настоящее время при рассмотрении и описании типов. Эту модель мы рассмотрим в следующем разделе.

Однако модель Юнга может быть полезной нам как в практическом, так и в плане начального обучения, поэтому сначала мы рассмотрим ее, а затем перейдем к более сложной и более совершенной модели А. Модель Юнга проще по конструкции (в ней меньше элементов), ее легче запомнить, поэтому мы настоятельно рекомендуем вам разобраться в ней, она вам еще пригодится.

Итак, Юнг ввел 4 функции психики: мышление, эмоции, ощущения, интуицию и две установки: экстраверсию и интроверсию. Аушра видоизменила юнговские термины и назвала мышление логикой, эмоции этикой (поверим на слово, что это почти одно и то же, и связано лишь с тем, чтобы избежать путаницы - ведь мыслить способен не только мыслительный тип, а проявлять эмоции - не только эмоциональный. К тому же в разных переводах   юнговский термин эмоции переводился как чувства, поэтому, чтобы не путать чувства с ощущениями, а это у Юнга принципиально разные понятия, Аушра переиначила термины. Вы можете предложить свои термины).

Занятие соционикой доставляет радость !

Наука » Психология » Соционика

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый - это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть белой вороной.

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет. Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, но терпели неудачу за неудачей. Но парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда такое следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом. На фоне людей не нашедших себя они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее - это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип - это убеждение, коренящееся в подсознании очень многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Эта крайняя форма оптимистического субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Как соционика поможет нам ?

Наука » Психология » Соционика

Соционика является фундаментальной наукой, поэтому прямое ее употребление затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий, ориентированных на решение назревших задач социума.

Такие технологии разрабатываются авторами в рамках социоанализа - практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами прогнозирования и конструирования эффективных коллективов.

Само собой разумеется, что спрос на услуги прикладной соционики может появиться только в условиях цивилизованного общества, достигшего степени высокой социальной зрелости, бережно обращающегося с человеческими ресурсами.

При тоталитарных и агрессивных режимах применение соционики невозможно по той причине, что подход к человеку как обезличенному винтику несовместим с соционическим положением о предоставлении каждому человеку условий для актуализации его природного потенциала.

Прежде всего следует упомянуть огромный познавательный эффект этой науки. Знакомясь с открытыми ею законами, не перестаешь удивляться, как в этом мире все взаимосвязано и гармонично устроено. С одной стороны, действуют объективные тенденции развития, которые часто игнорируются людьми, что неизбежно приводит к провалам самых грандиозных проектов (чего стоит только утопия построения коммунизма в бывшем СССР). С другой стороны, есть место проявлению свободной воли человека, а люди остаются бездеятельными, полагая, что ничто не в их власти.

Чем соционика отличается от психологии ?

Наука » Психология » Соционика

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип, а не психотип.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод - это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля - это... Эмоции - это... К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Что такое соционика?

Наука » Психология » Соционика

Формы социальной и личной жизни человека к настоящему времени настолько усложнились, что сама сложившаяся ситуация ставит перед исследователями задачу разобраться в том, что происходит вокруг нас. Мы уже привыкли, что к концу столетия вызревает целый переворот в мировосприятии и мирообъяснении, отрицающий девальвировавшиеся ценности и выдвигающий вместо них новые ценности общечеловеческого характера.

В настоящее время как никогда остро исследователи человека ощущают социальный заказ на конструктивную теорию личности. Общество хочет осознать себя, взглянув со стороны. А для этого надо выйти за пределы текущей жизни, стать по крайней мере мыслительно независимым от него - иначе не обеспечить объективности подхода.

Если вам приходилось ездить в переполненном автобусе, где каждое движение вновь вошедшего пассажира передается как по цепи на всех занявших свои места и последний из них может только гадать, откуда эта новая порция дискомфорта, то вы не станете спорить, что его суждения вряд ли будут беспристрастными. А между тем с тротуара за всем происходящим спокойно наблюдает несколько отрешенный человек, на лице которого нет ни тени эмоций. Именно так выглядели первые соционики. Подойдем же к нему и зададим несколько вопросов.

На вопрос, что такое соционика, наш новый знакомый ответил бы приблизительно так: это наука о законах коммуникации в социуме. Большего он не стал бы говорить, учитывая то, что пассажирам некогда выслушивать длительные толкования: они спешат домой или по делам.

Этносоционика: алкоголизм, наркомания и ментальность этносов

Наука » Психология » Соционика

Показано, что роль алкоголя и наркотических веществ в социуме или этносе определяется интегральным типом этого этноса. Наиболее поощряющими распространение веществ, изменяющих состояние сознания, являются этносы с интегральным аспектом интуиции времени T* как функции гр з и фантазий. Предложена градация интегральных типов по степени чувствительности к наркотическим веществам. Знание этих закономерностей позволяет найти новые решения задачи защиты членов общества от наркотиков.
Ключевые слова: этносоционика, интегральный тип, алкоголизм, наркомания, ментальность, соционика.

Как известно, в разных этносах отношение к использованию алкогольных напитков и наркотических веществ весьма различно. Представители одних этносов используют преимущественно виноградные вина или слабоалкогольные напитки (пиво, эль), другие предпочитают крепкие алкогольные напитки — крепостью от 40 (от водки до спирта). То же самое относится и к использованию наркотических веществ.

Очевидно, что проблема употребления алкогольных напитков и наркотических веществ важна не только для людей отдельно взятой страны, но и для всего мирового сообщества в целом. Ясно, что правильное понимание этой проблемы зависит от учета конкретных особенностей ментальности наций или этносов, принятых в них отношений и стереотипов поведения, ритуалов, связанных с принятием алкогольных и наркотических веществ.

Статика отношений – динамика отношений

Наука » Психология » Соционика

Статика отношений. Это отношения между статическими объектами. Отношения в статике А. Аугустинавичюте делит на 2 группы, которые она назвала объективные и субъективные.

Объективные отношения: расстояния между объектами, взаимное расположение, сравнительные характеристики их размеров. Субъективные отношения между объектами: притяжение – отталкивание, чувства и взаимоотношения людей. В соответствии с нашей договоренностью будем и здесь применять обобщающие термины: объективные отношения – это явные отношения, а субъективные отношения – неявные, они не всегда проявлены, иногда скрыты, не все в них можно увидеть невооруженным глазом.

  • Аспект информации о явной статике отношений, о соотношениях объектов: взаиморасположении, расстоянии, измерении объекта объектом называется логикой отношений.
  • Аспект информации о неявной статике отношений, о субъективных отношениях: притяжении – отталкивании, симпатии – антипатии называется этикой отношений.

Статика объектов – динамика объектов

Наука » Психология » Соционика

Первые две группы аспектов – информация об объектах: статика объектов и динамика объектов. Они расположены в верхней строке таб. 1. Статика объектов. Это информация о свойствах самого объекта. А. Аугустинавичюте выделила у объекта внешние и внутренние характеристики. Внешние (явные) статические свойства объекта – это его форма, величина, красота, влиятельность. Внутренние (неявные, скрытые) статические свойства объекта – это его внутреннее устройство, структура, способности, возможности. Вся информация об объектах в статике, которую можно проанализировать, включается в эти две группы.

Почему мы здесь отказываемся от терминов внешнее – внутреннее? Чтобы не путать с делением на экстравертные и интровертные аспекты, которые тоже иногда называют внешними и внутренними. Уточним: экстравертные и интровертные аспекты являются соответственно внешними и внутренними по отношению к наблюдателю. А когда мы говорим о явных и скрытых свойствах самого объекта (или отношений), речь уже идет о внешних и внутренних свойствах этого объекта (или отношения), т.е. по отношению к рассматриваемому объекту.

  • Аспект информации о явных качествах объекта, внешних: форме, красоте, силе, воле, мобилизованности называется волевой сенсорикой.
  • Аспект информации о неявных качествах объекта, внутренних: структуре, потенциальных возможностях, способностях называется интуицией возможностей.

 

Третье деление: явное – неявное

Наука » Психология » Соционика

Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

- как заметная “невооруженным глазом”, явная, видимая, проявленная;

- как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Почему приходится вводить новое название?

А. Аугустинавичюте разделила информацию об объектах на внешние и внутренние. Для деления информации об отношениях не было предложено такого общего принципа. Отношения в статике А. Аугустинавичюте разделила на объективные и субъективные. Для отношений в динамике не было дано термина. Тем не менее объединяющее название третьего деления информации на аспекты необходимо для четкого понимания информационной структуры мира и психики.

Сначала и мне хотелось аспекты информации об отношениях тоже называть внешними и внутренними для единства терминологии, как это сделал Р. К. Седых, но не получается. Вызывает недоумение простой вопрос: ощущение – внешнее? А самочувствие? Так можно еще больше запутаться.