Когнитивная психология вторглась во многие области психологии, включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.
Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.
Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.
В последние годы все более значимыми становятся следующие четыре подхода к человеческой природе и функционированию: когнитивная психология, движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement), женская психология и восточные идеи. Наше освещение этих направлений призвано расширить границы традиционных взглядов на теорию личности.
До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личности не существовало какой бы то ни было реальной теории личности. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней (alien) одержимости» в остальном разумных, здравомыслящих людей. Об этом свидетельствует тот факт, что врачей, которые первыми стали заниматься лечением психических больных, называли «алиенистами» (alienists).
Одна из величайших заслуг Фрейда заключается в том, что он твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей.
Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.
Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна, чья самая последняя теоретическая работа представлена в главе 9 «Женская психология».
Одна из величайших заслуг Фрейда заключается в том, что он твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей.
Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.
Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна, чья самая последняя теоретическая работа представлена в главе 9 «Женская психология».
Мы подходим ко всем теориям, представленным в книге, настолько позитивно и благожелательно, насколько это возможно. Каждая глава была прочитана и оценена теоретиками и практиками описанной в ней системы, что дает нам уверенность в том, что наша трактовка является достаточно исчерпывающей и точной. Мы пытались избежать тенденции критиковать или умалять достижения какой-либо из теорий. Напротив, мы постарались высветить сильные стороны и эффективность каждого подхода. Мы стремились избежать как предвзятости, так и бездумной эклектики. Однако проявили осознанное пристрастие в своем выборе теоретиков. Мы остановились на тех теоретиках, чьи достоинства и полезные качества являются для нас очевидными, обойдя вниманием известных теоретиков, которые казались нам менее полезными и менее отвечающими общей цели этой книги.
Каждый теоретик, включенный в эту книгу, предлагает что-то, имеющее уникальную ценность и релевантность, выделяя и проясняя различные аспекты человеческой природы. Нам кажется, что каждый из них в целом «корректен» в сфере своей компетенции. Тем не менее мы указали на ряд серьезных разногласий, имеющих место среди теоретиков личности. Представляется, что эти споры часто напоминают известную притчу о слепых людях и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом к всему внешнему виду животного.
В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди современных теоретиков личности. Мы решили избрать иной подход.
В своей трактовке каждой теории мы исходим из того, что эта теория имеет определенное отношение к любому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления (schedules of reinforcement) Б. Ф. Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости «я». Таким образом, в различные периоды времени и в разных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос.
Каждый теоретик, включенный в эту книгу, предлагает что-то, имеющее уникальную ценность и релевантность, выделяя и проясняя различные аспекты человеческой природы. Нам кажется, что каждый из них в целом «корректен» в сфере своей компетенции. Тем не менее мы указали на ряд серьезных разногласий, имеющих место среди теоретиков личности. Представляется, что эти споры часто напоминают известную притчу о слепых людях и слоне. Когда тот или иной слепой ощупывает какую-то часть слона, то предполагает, что именно она является ключом к всему внешнему виду животного.
В оригинальной версии этой притчи слепые люди были философами, которых один мудрый царь (вероятно, уставший от их ученых споров) послал на погруженный в темноту скотный двор. Каждый философ настаивал, что его ограниченный опыт и теория, основанная на этом опыте, являются истиной в последней инстанции. Эта тенденция до сих пор обнаруживается среди современных теоретиков личности. Мы решили избрать иной подход.
В своей трактовке каждой теории мы исходим из того, что эта теория имеет определенное отношение к любому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления (schedules of reinforcement) Б. Ф. Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости «я». Таким образом, в различные периоды времени и в разных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос.
Площадь поверхности Земли 510,2 млн. км2, из которых примерно 70,8% приходится на Мировой океан. Его средняя глубина около 3,8 км, максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) равна 11,022 км; объем воды 1370 млн. км3, средняя соленость 35 г/л. Суша составляет соответственно 29,2% и образует шесть материков и острова. Она поднимается над уровнем моря в среднем на 875 м; наибольшая высота (вершина Джомолунгма в Гималаях) 8848 м.
Читая раздел об атмосфере, Вы, может быть, задались вопросом о ее границах. С научной точки зрения можно сказать: есть и таковая. Но сначала - о магнитном поле.
Как было сказано ранее, внешнее ядро Земли жидкое и металлическое. Металл - проводящее ток вещество, и если бы существовали в жидком ядре постоянные течения, то соответствующий электрический ток создавал бы магнитное поле. Благодаря вращению Земли, такие течения в ядре существуют. Земля в некотором приближении является магнитным диполем, т.е. своеобразным магнитом с двумя полюсами: южным и северным. Из-за того, что ось магнитного поля проходит всего под углом в 11,5 градусов к оси вращения планеты, мы можем пользоваться компасом. Только немногие помнят, что магнитная стрелка указывает не на истинный Северный полюс, а на Северный магнитный полюс. Он, кстати, медленно перемещается вместе с самой магнитной осью из-за переменности порождающих магнитное поле процессов. Кроме того, ось магнитного поля не проходит через центр Земли, а отстоит от него на 430 км. Магнитное поле Земли несимметрично.
О внутреннем строении Земли, прежде всего, судят по особенностям прохождения сквозь различные слои Земли механических колебаний, возникающих при землетрясениях или взрывах. Ценные сведения дают также измерения величины теплового потока, выходящего из недр, результаты определений общей массы, момента инерции и полярного сжатия нашей планеты. Масса Земли найдена из экспериментальных измерений физической постоянной тяготения и ускорения силы тяжести. Для массы Земли получено значение 5,967*1024 кг. На основе целого комплекса научных исследований была построена модель внутреннего строения Земли.
Вода покрывает 70% поверхности Земли, но трудно представить себе общую сумму воды, т.к. мы можем увидеть только небольшую часть ее. Следующая диаграмма отображает объемы воды, содержащейся на земле, в океанах и в атмосфере. Стрелки указывают на ежегодный обмен воды между ними.
Океаны содержат 97.5% всей воды, земля 2.4% и атмосфера - менее чем .001%, что может показаться очень удивительным, поскольку вода играет очень важную роль в формировании погоды. Ежегодные осадки, выпадающие на землю, более чем в 30 раз превышают суммарное количество воды, способное удерживаться атмосферой. Этот факт указывает на быструю циркуляцию воды между поверхностью земли и атмосферой.
Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!
(К.Э. Циолковский)
(К.Э. Циолковский)
Земля - планета, на которой обитает человек. В Солнечной системе - это третья планета от Солнца, среднее расстояние до которого составляет 149,5 млн. км. Земная орбита не совсем круглая, она похожа на слегка приплюснутый эллипс. Вот почему это расстояние меняется от 147,1 млн. км, когда Земля ближе всего к Солнцу (в начале января) до 152,1 млн. км, когда она дальше всего (через 6 месяцев).
Дифференциальная психология ‑ живая, развивающаяся отрасль знания, которая постоянно обогащается, поэтому уверенность в том, что это наиболее перспективная часть психологии будущего, вполне обоснованна. Почему это так и каковы источники расширения предмета дифференциальной психологии?
Обратимся к состоянию нашей науки на этапе ее появления. Психология могла стать признанной, полноценной дисциплиной, только претендуя на то, чтобы объяснять все и обо всех. Постепенно, следуя закону дифференциации, распространяющемуся на все развивающееся, от психологии общей стали отпочковываться частные направления и возникли педагогическая психология, изучающая уже не каждого человека, а только учащегося или преподающего; клиническая психология, изучающая, опять же, не каждого, а только больного или заболевающего; инженерная психология, обращающая внимание только на тех, кто трудится. Постепенно от общей отделились психология личности и познавательных процессов. Однако оказалось, что не бывает просто больного, работающего, мыслящего или переживающего человека, что каждый это делает по-своему. И сейчас говорят уже о дифференциальной психологии учения, о дифференциальном диагнозе, о стилевых особенностях трудовой деятельности, познания и переживания. То есть дифференциальная психология постепенно принимает на свою территорию все то, что шаг за шагом уходит из психологии общей. И пока не видно предела этой тенденции расширения: ведь существуют еще и вариации межличностных отношений, самоактуализации, и вообще ‑ развития и умирания, потому что каждый человек в чем-то всегда остается единственным и одиноким.
Поэтому материал, изложенный в учебнике, может рассматриваться как основа дифференциально-психологического знания, но, разумеется, не исчерпывает ее содержания полностью.
Обратимся к состоянию нашей науки на этапе ее появления. Психология могла стать признанной, полноценной дисциплиной, только претендуя на то, чтобы объяснять все и обо всех. Постепенно, следуя закону дифференциации, распространяющемуся на все развивающееся, от психологии общей стали отпочковываться частные направления и возникли педагогическая психология, изучающая уже не каждого человека, а только учащегося или преподающего; клиническая психология, изучающая, опять же, не каждого, а только больного или заболевающего; инженерная психология, обращающая внимание только на тех, кто трудится. Постепенно от общей отделились психология личности и познавательных процессов. Однако оказалось, что не бывает просто больного, работающего, мыслящего или переживающего человека, что каждый это делает по-своему. И сейчас говорят уже о дифференциальной психологии учения, о дифференциальном диагнозе, о стилевых особенностях трудовой деятельности, познания и переживания. То есть дифференциальная психология постепенно принимает на свою территорию все то, что шаг за шагом уходит из психологии общей. И пока не видно предела этой тенденции расширения: ведь существуют еще и вариации межличностных отношений, самоактуализации, и вообще ‑ развития и умирания, потому что каждый человек в чем-то всегда остается единственным и одиноким.
Поэтому материал, изложенный в учебнике, может рассматриваться как основа дифференциально-психологического знания, но, разумеется, не исчерпывает ее содержания полностью.
Какого бы стиля жизни ни придерживался человек, чаще всего его жизнедеятельность в целом может оцениваться либо как приспособительная, адаптивная, либо как развивающаяся, преобразующая мир вокруг и внутри себя. Этим двум направлениям, чаще известным как манипулирование или самоактуализация, соответствуют разные этические и философские системы, разные взгляды на развитие личности, реализующие либо гомеостатическую, либо негомеостатическую модель. И если внешнюю успешность человеческой жизни можно оценить по его объективным достижениям, то внутренняя удовлетворенность может выражаться опосредствованно, через переживание человеком осмысленности своей жизни и самоактуализации в ней (9, 10, 15).
Гуманистические теории подчеркивают, что помимо удовлетворения биологических потребностей, обеспечивающих гомеостазис человека как организма, существует острая необходимость реализации духовных потребностей (например, в смысле жизни, самореализации), фрустрация которых приводит к появлению неврозов особого рода, присущих только человеческой личности, ‑ так называемых ноогенных неврозов. Согласно А.Маслоу, только насыщая потребность в самореализации, человек может стать здоровым, независимым, творящим существом. Таким образом, по выраженности (и удовлетворенности) высших потребностей также существует значительная вариативность.
Существуют диагностические, стандартизованные процедуры измерения некоторых из высших потребностей. Так, Дж.Крамбо и Л.Махолик предложили рассматривать способность иметь цель в жизни как особое психологическое качество, складывающееся из 5 составляющих. Это: 1) качество жизни, общая удовлетворенность субъекта собственной жизнью; 2) наличие уверенности в смысле жизни; 3) преграды бытия: отношение к смерти и личностному выбору; 4) ответы на вопросы бытия: возможность найти решение экзистенциальных проблем; 5) будущая жизнь и ответственность (9).
Гуманистические теории подчеркивают, что помимо удовлетворения биологических потребностей, обеспечивающих гомеостазис человека как организма, существует острая необходимость реализации духовных потребностей (например, в смысле жизни, самореализации), фрустрация которых приводит к появлению неврозов особого рода, присущих только человеческой личности, ‑ так называемых ноогенных неврозов. Согласно А.Маслоу, только насыщая потребность в самореализации, человек может стать здоровым, независимым, творящим существом. Таким образом, по выраженности (и удовлетворенности) высших потребностей также существует значительная вариативность.
Существуют диагностические, стандартизованные процедуры измерения некоторых из высших потребностей. Так, Дж.Крамбо и Л.Махолик предложили рассматривать способность иметь цель в жизни как особое психологическое качество, складывающееся из 5 составляющих. Это: 1) качество жизни, общая удовлетворенность субъекта собственной жизнью; 2) наличие уверенности в смысле жизни; 3) преграды бытия: отношение к смерти и личностному выбору; 4) ответы на вопросы бытия: возможность найти решение экзистенциальных проблем; 5) будущая жизнь и ответственность (9).
Когнитивным стилем в широком смысле называют способ переработки информации ‑ ее получения, хранения и использования (7, 12, 14). Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления. Понятие когнитивного стиля использовалось раньше других Г.Виткином, который, изучая восприятие, обратил внимание на то, что разные люди в большей или меньшей степени ориентируются на контекст. Умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры было им названо поленезависимостью, а полезависимостъ означала включенность в контекст.
Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.
Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).
А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту.
Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.
Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).
А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту.