На сегодняшний день понятие профессионализма и его основных структурных компонентов в отечественной психологии труда является недостаточно разработанным.
Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества или ассоциации, в России — Российское психологическое общество, в США — Американская психологическая ассоциация, в Великобритании — Британское психологическое общество и т.д. Например, Американской психологической ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных. В 2001 году исполняется 100 лет Британскому психологическому обществу. С 1957 года существует Общество психологов СССР, в дальнейшем в 1994 году воссозданное как Российское психологическое общество.
В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.
В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. Нередко существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.
Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде.
В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.
В 1990 гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах, есть попытки выработать общие подходы.
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования. Типично различают два уровня образования: базовое вузовское (Undergraduate) и последипломное (Graduate). В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяются два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.
Интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетий возрастает и в Америке, и в большинстве стран Европы, многие студенты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.
Современная психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики. Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2) развитие {психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);
Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность {психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2) развитие {психология животных, сравнительная психология; психология развития, детская психология и т.п.);
В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.
1. Принцип профессиональной компетентности.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
3. Принцип научной обоснованности и объективности.
4. Принцип уважения клиента.
5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.
В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.
В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
1. Принцип профессиональной компетентности.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
3. Принцип научной обоснованности и объективности.
4. Принцип уважения клиента.
5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.
Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.
В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.
В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.
Важнейшими областями научных исследований в социальной психологии являются 1) социальная психология личности, 2) социальная психология отношений и взаимодействия, 3) социальная психология малых и 4) больших социальных групп. Концепции и методы социальной психологии имеют большое прикладное значение. Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. В настоящее время у нас в стране и за рубежом развиваются такие направления прикладной социальной психологии, как промышленная социальная психология, психология управления, торговли, рекламы, политическая психология, психология религии, психология семьи.
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена.
Социальная психология рассматривает личность, прежде всего, в контексте разнообразных социальных связей человека и его включенности в различные социальные группы. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп, в которые она включена.
Медицинская психология изучает психические факторы, влияющие на развитие болезней, их профилактику и лечение; влияние болезней на психику. Она изучает различные проявления психики в их динамике, нарушения развития психики, отношения больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой. Медицинская психология также разрабатывает принципы и методы психологического исследования в клинике, психологические методы воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.
Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психологическая диагностика относится к числу основных видов деятельности медицинского психолога. В то же время важнейшим направлением работы является психотерапия — использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента. Психотерапевтом называют специалиста (врача или психолога), которые профессионально используют в своей деятельности методы психотерапии.
На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике (см. данный сайт) приводятся многочисленные примеры.
По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».
Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.
По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».
Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом.
Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом.
Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность,. индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях.
В семейном консультировании клиентом является не человек, а вся семья. Семейное консультирование опирается в своей работе на представление о семье, как о едином организме.
Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.
Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.