Динамич. стереотип явл. физиолог-кой основой построения режима дня. Подъем детей круглосуточных отделений для младших групп с 6.00, для старших с 7.00. Время от подъема до завтрака – туалет, гимнастика, закаливание, для приходящих детей профилак-й осмотр. Продолжительность сна, его частота с возрастом уменьшается: 1.от 10 мес.до 1,5 л. ребенок спит 14 ч. 2. От 3 до 5 лет-13,5 ч. 3.от 5 до 7 лет-12 ч. Время приема пищи и частота также изменяется: 1. От 6 мес. до 1 года 5 раз в день. 2. От 1 года до 7 лет – 4 раза. Во время бодраства 3-х летний ребенок играет со 2-й младшей группой, вводятся систематические общегрупповые занятия. До 1,5 лет в зимнее время прогулок не проводится. Потребность в свежем воздухе обеспечения во время дневн.сна. Прогулки проводятся с детьми от 1,5 лет и старше. Дети гуляют в 1-й раз после игр и занятий, следующих за завтраком, 2-й раз около 2-х часов после полдника. В зимнее время около 3-х часов общего времени. У детей старше 3-х свободное время заполняется не только играми, но и самообслуживание, дежурство, работа на участке. Родители забирают детей с 17.00 до 19.00 в круглосутках прогулка до 19.00, потом ужин 20.00, потом вечерний туалет. и отбой. Варианты режима: для составл-я режима необх. учитывать: сост. здоровья, время года, климатич-е условия. Детей перенесших теж. хронич. заболевания, страдающие заболев-ми , укладывать спать надо раньше, а поднимать позже, уменьшать время занятий, в некотор. случаях вводить дополнит. прием пищи. В теплое время ночной сон укорачивается на пол часа, а дневной удлиняется. В старш. Группе 2-е занятие снимается в пользу прогулки . Основные компоненты режима: сон, прием пищи, прогулка, занятия. На свежем воздухе дети лучше спят, после обеда необх. полоскать рот, стулья для снятой одежды надо размещать не вплотную к кроватям, чтобы воспитатель наблюдал детьми. t в группе 160 С. В холод. Время после засыпания открываются форточки на 5 мин. Воспитатель должен следить правильно ли лежит ребенок, нельзя чтобы ребенок был укрыт с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Не надо приучать спать детей на 1-м боку. Проснувшись раньше времени надо уложить снова. Чтобы дети быстро засыпали укладывать в 1-но время, устранить раздражители(свет, разговоры), надо объяснить родителям, что и в домаш. условиях надо это выполнять.
Совок-сть физико-химич-х и биолог-х свойств воздуха в жилом помещении назыв. микроклиматом. Микроклимат определ. t воздуха, его движением, влажностью, давлением, содерж-м в воздухе углекислого газа и пыли. Допустимая концентрация в помещениях -0,1%. t воздуха измер. с помощью термометра. По горизонтали: в центре помещения и в 4-х углах на расстоянии 0,2 м от стенки на высоте 1,5 м от пола. Определ. среднюю t и перепады между максимальным и минимальным показателями. По вертикали: в середине помещения на расстоянии 0,1 м, 1,5 м от пола и 0,2 м от потолка. регистрация показателей термометров производится через 10 мин. от нач. исследования. коэффициент аэрация – это отношение площади фрамуг и форточек площади пола. Влажность воздуха определ. используя стационарный психрометр, по инструкции к прибору. атмосферное давление в помещении определ. с помощью барометра или анероида. Скорость движения воздуха определ. кататермометрам в помещении и анемометром на улице. 1.19 0 в спальне занятий музыкой и танцами.2.20-210 в дошкол. помещении. 3. 230 в ясельной. 4.40-45% норма влажности. 5. 1/40,1/50 коэффициент аэрации. Угол падения не должен быть меньше 300 , освещен-сть в приемной 70, в группе до 200. Гигиенически норм. воздух-необх-е условие хорошего самочувствия, высокой работосп-сти. Надо следить за сост-м у детей полости рта и слизистых оболочек, дых. путей: своевр-но лечить зубы, ангины. Групповые комнаты долж. освещаться солнцем т.к. под воздейст-м ультраф-х излучений многие болезнетворные микробы гибнут, а организм ребенка станов.менее восприимчивым к заболев-м.
Для изуч-я физич-го развития применяют методики антропометрических обследований:1. соматометрические –это масса (вес) тела, измерение длины тела (рост сидя и стоя).Окружность груд. клетки, головы.2. Физиометрические -это мышечная сила кистей рук, спины (становая сила). 3. соматоскопические – оценка сост-я. опорно-двигат-го аппарата (форма позвоночника, груд. клетки, конечн-й), сост. кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений. Антрополитические исследования производят на обнаженном ребенке в светлом и теплом помещении в 1-ую половину дня, т.к. длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увелич-тся в среднем на 1кг за счет приема пищи. Рост –признак, характер-щий сост. пластич-х процессов в орг-ме, измеряется деревянным растомером или металлическим антропометром. Вес- выражает суммарную массу тела (развитие костномышечного аппарата, жировой клетчатки, внутренних органов) – измеряют с помощью медиц. весов.Окруж. грудной клетки (ОГК) - характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, функцион-е сост. органов груд. клетки. определ. ОГК сантиметровой лентой. Жел-показатель вместимости легких и силы дыхат. Мышц, измеряется водяным или воздушным спирометром. Проводят 2-3 раза. Мышечная сила рук- характеризует степень развития мускулатуры, измер-тся ручным динаметром 2-3 раза. Группы здоровья детей: 1.входят здоровые дети с норм. Уровнем физиолог-х функций. 2.входят здор.дети, но имеющие морфологическое и функцион-е отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям – это переболевшие дети, часто болеющие (3 и более раз вгод). 3.Дети, больные хронич-ми заболеваниями в состоянии комплексации, с физич-ми недостатками, но с сохранением функц-х возможностей орг-ма. 4.Больные хронич-ми заболеваниями, с пониженными возмож-стями, что препятствуют приспособляемости к изменяющимся условиям. 5.Больные хронич-ми заболев-ми в состоянии декомпенсации со значительно сниженными возмож-стями орг-ма (инвалиды 1-2 групп) дети этой группы не посещают детские учреждения общего профиля. Физическое развитие представл. Собой совок-сть морфолог-х свойств орг-ма, котор. характер-т процессы роста и созревания.
Здоровье детского населения складыв. на здоровья отдел-х детей, но оно как совок-сть обладает нов.признаками и кач-ми, котор. явл. предметом изуч-я специал-в соц. гигиены. Обществ. здоровье-это качественная интегративная хар-ка сбалансированности роста и развития человеч-кой популяции с природной средой и ее процессами. Для хар-ки обществ. здоровья использ. показатели:1.медикодемограф ический (уровень младенческой смертности, уров. рождаемости). 2. Показатели физич-го развития возрастнополовых групп. 3 . медикостатистические показатели заболев-сти. 4. учет данных об инвалидизации детей. Наибол.часто в практике, динамика сост. здоровья детского населения оценивается по заболев-сти, в связи с этим дет. население подлежит спец. профилакт-м углубленным осмотрам. Для оценки сост. здоровья дет. коллектива применяют след. показатели:1. Индекс здоровья (ИЗ) –это удельный вес детей, не болеющих в течении года среди всех обследованных процентов.2.патологическая пораженность –это частота хронич. заболеваний и функц-х отклонений в %.
Здоро́вье — сост. любого живого орг-ма, при котор. он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Факторы опред. здоровье. 1. Наследств-ность (около 20%). 2.Факторы средовые (ок.20%). 3. Факторы образа жизни (50%). 4.Работа системы здравоохранения. Роль тех или иных факторов в развитии неблагопр-х эффектов в сост. здоровья ребенка различна, в зав-сти от индивид-х особен-й ребенка. Наибольш. риску развития хронич-х болезней подвержены дети с оттягашенной наследст-стью (алкоголизм родителей, проф. вредности).Внешние фактры делятся на: 1.Абиотические факторы неживой природы (t, влажность, давление, кач-во воздуха и воды). 2.Биологические факторы живой природы (растения, животные, микроорганизмы). 3.Соц.-гигиенические факторы (соц.-эконом-й статусродителей).
Здоровье-сост.полного, физич-го, психич-го и соц-го благополучия, а не только отсутствие болезни и повреждений. Здоровье-сост. жизнед-сти, соответствие биологич-му возрасту ребенка, гармоничного единства физич-х и интеллект-х характер-к, формиров-е адаптационных реакций в процессе роста. В завис-сти от сост. здоровья выдел. группы: 1.Здоровые дети имеющие норм. физич-е и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функц-х отклонений. 2.Дети, у котор. отсутствуют хронические заболевания, но имеются некотор. функц-е нарушения, перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания с общей задержкой физич-го развития (низкий рост) без эндокринной патологии, недостаток массы тела или избыток. Часто или длительно болеющие ОРЗ.3. Дети, страдающие хроническими заболев-ми в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, дети с физич. недост-ми при нарушении соответств-х функций. 4.Дети, с хронич. Заболев-ми в активной стадии с частыми обострениями, дети с высокой вероят-тью осложнений основ-го заболевания, у котор. основное заболевание требует поддержательной терапии с физич-ми недост-ми, ограниченными возможн-тью труда и обучения. 5. Дети, страдающие тяжел. хронич. заболев-ми, с осложнениями основ-го заболев-я, требующие пост. терапии, дети-ивалиды с физич. недост-ми, котор. огранич-т возмож-ть обуч-я и труда. Распредел-е детей на группы здоровья позвол-т дать общую хар-ку сост. здоровья в дет. коллективах. Важно в гигиенич-м отклонении выдел-е 2-й группы т.е.лиц явл-хся здоровыми, но имеющие те или иные функц-ные отклонения.
1.Созревание.
2. Зрелый возраст.
3.Старения.
Провести четкие границы между ними сложно, на всем этапе созревания рост и развитие орг-ма протекает в соот-вии с существ-ми законами:1.Неравномер-сть темпа роста и развития: рост и развитие протекают непрерывно, но их темп имеет наименьшую зав-сть от роста. Чем моложе орг-зм, тем интенсивнее он растет и разв-тся (у 2 месяч. ребенка на 1 кг массы тела – 120ккл в сутки, у 1 года на 1 кг массы тела-100ккал в сутки), неравномерно измен. длина тел (1-й год на 47% увелич-тся, в 4-7 лет на 5-7 %). 2. Неодновр-сть роста и развития отдел-х орг-в и систем (гетерохронность): орг-м ребенка-единое целое, но развитие отдел-х орг-в и систем происходит неодновр-но. В 1-е годы жизни ребенка увелич-тся масса голов. и спин. мозга,потому что через систему осущест-тся взаимосвязь ребенка с внеш. средой. Формир-тся адаптационные мех-змы, лимфатическая ткань в 1-е годы не разв-тся ее формир-ние происх-т к 10 годам. 3. Половой диморфизм: проявл. в особен-х обменного процесса, темпа роста и развития отдел-х систем, так и орг-ма. Мальчики до полов возраста имеют антропоцентрические показатели (рост, вес, ОГК). В период полов.созревания соотношения меняются. После 12 мальч. нач. опережать дев-к. 4. Биолог-кая надеж-сть, функцион-х систем и орг-ма в целом базируется на представ-нии о широком диапазоне жизнен-х возмож-тей (в 10 мл содержится колич-во тромбина, котор. обеспеч-т свертывание всей крови). Избыточное содерж-е – надеж-сть системы свертывания. При отсутствии такой надеж-сти развития орг-ма была бы невозмож-м вследствие постоян. опасности прекращения жизни. 5. Генитическая обусловленность роста и развития (наследственность).6. Обусловл-сть роста и развития с рядовыми факторами: на физич. развитие оказыв-т влияние факторы внеш.среды (t0, атмосф. воздух, влажн-ть, состав пит.воды, соц. факторы-это матер-ный достаток, атмосфера в детс. коллективе. 7. акселерация и ретардация орг-ма: ускорение темпа роста и разв. орг-ма у детей и подрост-в по сравн с темпом роста прошл. Поколений.
2. Зрелый возраст.
3.Старения.
Провести четкие границы между ними сложно, на всем этапе созревания рост и развитие орг-ма протекает в соот-вии с существ-ми законами:1.Неравномер-сть темпа роста и развития: рост и развитие протекают непрерывно, но их темп имеет наименьшую зав-сть от роста. Чем моложе орг-зм, тем интенсивнее он растет и разв-тся (у 2 месяч. ребенка на 1 кг массы тела – 120ккл в сутки, у 1 года на 1 кг массы тела-100ккал в сутки), неравномерно измен. длина тел (1-й год на 47% увелич-тся, в 4-7 лет на 5-7 %). 2. Неодновр-сть роста и развития отдел-х орг-в и систем (гетерохронность): орг-м ребенка-единое целое, но развитие отдел-х орг-в и систем происходит неодновр-но. В 1-е годы жизни ребенка увелич-тся масса голов. и спин. мозга,потому что через систему осущест-тся взаимосвязь ребенка с внеш. средой. Формир-тся адаптационные мех-змы, лимфатическая ткань в 1-е годы не разв-тся ее формир-ние происх-т к 10 годам. 3. Половой диморфизм: проявл. в особен-х обменного процесса, темпа роста и развития отдел-х систем, так и орг-ма. Мальчики до полов возраста имеют антропоцентрические показатели (рост, вес, ОГК). В период полов.созревания соотношения меняются. После 12 мальч. нач. опережать дев-к. 4. Биолог-кая надеж-сть, функцион-х систем и орг-ма в целом базируется на представ-нии о широком диапазоне жизнен-х возмож-тей (в 10 мл содержится колич-во тромбина, котор. обеспеч-т свертывание всей крови). Избыточное содерж-е – надеж-сть системы свертывания. При отсутствии такой надеж-сти развития орг-ма была бы невозмож-м вследствие постоян. опасности прекращения жизни. 5. Генитическая обусловленность роста и развития (наследственность).6. Обусловл-сть роста и развития с рядовыми факторами: на физич. развитие оказыв-т влияние факторы внеш.среды (t0, атмосф. воздух, влажн-ть, состав пит.воды, соц. факторы-это матер-ный достаток, атмосфера в детс. коллективе. 7. акселерация и ретардация орг-ма: ускорение темпа роста и разв. орг-ма у детей и подрост-в по сравн с темпом роста прошл. Поколений.
В 1991 г. было принято несколько норматив-х актов о правах ребенка. Верховным советом РБ приняты постановл-я «О дополнит-х мерах по улучшению охраны материнства и детства в РБ» и 2 гос. программы:
1. «Нац. программа профилактики генетических последствий, обусловл-х на ЧАЭС».
2. «Комплексная программа профил-ки по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий на ЧАЭС». Совет министров РБ принял постановление «О мерах по улучшению работы спец. учебно-воспит-х учрежд-й для детей, имеющих недостатки в физич-м или умствен-м развитии». В последнее время принят ряд законов и на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, отцовства и детства, материнства. Признается, что ребенок не должен подвергатся жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, котор. могут нанести вред его физичес, умствен. развитию. Родители или лицаих заменяющие имеют право и обязаны воспит-ть детей, заботится об их здоровья, развитии, обучении.
1. «Нац. программа профилактики генетических последствий, обусловл-х на ЧАЭС».
2. «Комплексная программа профил-ки по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий на ЧАЭС». Совет министров РБ принял постановление «О мерах по улучшению работы спец. учебно-воспит-х учрежд-й для детей, имеющих недостатки в физич-м или умствен-м развитии». В последнее время принят ряд законов и на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, отцовства и детства, материнства. Признается, что ребенок не должен подвергатся жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, котор. могут нанести вред его физичес, умствен. развитию. Родители или лицаих заменяющие имеют право и обязаны воспит-ть детей, заботится об их здоровья, развитии, обучении.
Педиатрия и гигиена имеют общую задачу, воспитание здорового и гармонично-развитого подрастающего поколения.
Существ-т различия:
1. Педиатрия имеет дело с отдел-ми детьми, ставится индивидуал диагноз, назнач-тся индивид-но лечеб-е и пофилактич. процедуры
2. Гигиена изуч.групповое сост-е здоровья – это назыв. санитарно-эпидимологическое благополучие населения, разрабат-тся оздоровительные мероприятия с большим колич-м детей, объединенных по основным признакам: пол, возраст, сост. здоровье. И та и другая наука включ. 2 взаимод-щие стороны – среду и ребенка, но педиатрия лишь учитывает среду, объектом изуч-я явл. ребенок. Гигиена учитывает реакции ребенка но воздейств-т на среду, преобразует ее, исходя из возрастных особен-й детей. В жизни работник д/у проводит в жизнь практические занятия, вытекающие из науч. достижений педиатрии и гигиены.
Существ-т различия:
1. Педиатрия имеет дело с отдел-ми детьми, ставится индивидуал диагноз, назнач-тся индивид-но лечеб-е и пофилактич. процедуры
2. Гигиена изуч.групповое сост-е здоровья – это назыв. санитарно-эпидимологическое благополучие населения, разрабат-тся оздоровительные мероприятия с большим колич-м детей, объединенных по основным признакам: пол, возраст, сост. здоровье. И та и другая наука включ. 2 взаимод-щие стороны – среду и ребенка, но педиатрия лишь учитывает среду, объектом изуч-я явл. ребенок. Гигиена учитывает реакции ребенка но воздейств-т на среду, преобразует ее, исходя из возрастных особен-й детей. В жизни работник д/у проводит в жизнь практические занятия, вытекающие из науч. достижений педиатрии и гигиены.
1. У ребенка 1 года левая граница сердца перкутируется :
А) по средне-ключичной линии; Б) на 1,5 см кнаружи от левой средне-ключичной линии; В) на 0,5 см кнутри от ср-ключичной линии
2. Укажите сроки закрытия открытого овального окна (A)
3. Укажите частоту пульса ребенка 5 лет
А) 120-140; Б) 100-105; В)85-90; Г)75-80
4. Укажите уровень нормального артериального давления ребенка 8 лет
А) 110/70; Б)105/70; В)120/80; Г)95/65
5. Артериальное давление на нижних конечностях
А) ниже. Чем на руках на 20 мм. рт. ст.; Б) выше на 30-40; В) равно АД на руках
А) по средне-ключичной линии; Б) на 1,5 см кнаружи от левой средне-ключичной линии; В) на 0,5 см кнутри от ср-ключичной линии
2. Укажите сроки закрытия открытого овального окна (A)
3. Укажите частоту пульса ребенка 5 лет
А) 120-140; Б) 100-105; В)85-90; Г)75-80
4. Укажите уровень нормального артериального давления ребенка 8 лет
А) 110/70; Б)105/70; В)120/80; Г)95/65
5. Артериальное давление на нижних конечностях
А) ниже. Чем на руках на 20 мм. рт. ст.; Б) выше на 30-40; В) равно АД на руках
Клиноортостатическая проба (КОП) это экспериментальное выявление реакции организма на переход из горизонтального в вертикальное положение и поддержание этого положения.
При переходе ребенка в вертикальное положение происходит
1. депонирование крови в сосудах нижних конечностей вследствие градиента гидростатического давления и усиления кровотока в мышцах, обеспечивающих вертикальное положение
2. уменьшение кровоснабжения органов, расположенных выше уровня сердца
3. снижение венозного возврата к сердцу и уменьшение сердечного выброса на 30-40%
4. включение компенсаторных реакций, предупреждающих ортостатические нарушения: активация симпатического отдела, вазоконстрикция
Нормальная реакция на КОП характеризуется отсутствием жалоб, повышением ЧСС на 20-40% исходной, увеличением систолического и диастолического АД от 5 до 20 мм.рт.ст, снижение пульсового давления не должно превышать 50%.
Патологические варианты КОП
1. Гиперсимпатикотонический
2. Гипердиастолический
3. Асимпатикотонический
4. Симпатикоастенический
5. Астеносимпатический
При переходе ребенка в вертикальное положение происходит
1. депонирование крови в сосудах нижних конечностей вследствие градиента гидростатического давления и усиления кровотока в мышцах, обеспечивающих вертикальное положение
2. уменьшение кровоснабжения органов, расположенных выше уровня сердца
3. снижение венозного возврата к сердцу и уменьшение сердечного выброса на 30-40%
4. включение компенсаторных реакций, предупреждающих ортостатические нарушения: активация симпатического отдела, вазоконстрикция
Нормальная реакция на КОП характеризуется отсутствием жалоб, повышением ЧСС на 20-40% исходной, увеличением систолического и диастолического АД от 5 до 20 мм.рт.ст, снижение пульсового давления не должно превышать 50%.
Патологические варианты КОП
1. Гиперсимпатикотонический
2. Гипердиастолический
3. Асимпатикотонический
4. Симпатикоастенический
5. Астеносимпатический
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также адекватной ее реакции и резервных возможностей используются различные физические нагрузки и пробы
1.Дифференцированные функциональные пробы по Шалкову
2.Клиноортостатическая проба
3. Пробы с дозированной физической нагрузкой (проба с двухминутным бегом на месте, степ-тест или проба Мастера, велоэргометрия, тест на тредмиле, тилт-тест)
1.Дифференцированные функциональные пробы по Шалкову
2.Клиноортостатическая проба
3. Пробы с дозированной физической нагрузкой (проба с двухминутным бегом на месте, степ-тест или проба Мастера, велоэргометрия, тест на тредмиле, тилт-тест)