Копан
Копан (исп. Copan) — один из крупнейших городов древности на территории Гондураса (название условное — по расположенному поблизости от развалин современному селению). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром самостоятельного политического объединения майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и северо-восточного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом городов-государств майя в IX веке.
Копан (исп. Copan) — один из крупнейших городов древности на территории Гондураса (название условное — по расположенному поблизости от развалин современному селению). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром самостоятельного политического объединения майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и северо-восточного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом городов-государств майя в IX веке.
Коба
Коба (Coba) – руины города майя, расположенные в 40 км северо-восточнее Тулума в Мексике. Церемониальные постройки в городе были воздвигнуты во время классического периода развития майя (около 250 - 900 годов н.э.). В период развития цивилизации майя Коба был являлся одним из крупнейших городов на Юкатане. По до сегодняшнего дня неизвестным причинам город был покинут майя уже после прибытия на полуостров испанцев.
В Кобе находятся пять групп зданий. К группе Нохох Мул (Nochoh Mul) относится пирамида Эль Кастийо (El Castillo) высотой в 42 м. К вершине пирамиды ведут 120 ступеней. На вершине пирамиды находится небольшое ритуальное помещение с алтарём, которые, предположительно, применялись для жертвоприношения богам. Туристам в настоящий момент открыта для посещения небольшая часть построек ввиду нехватки денежных средств у мексиканского правительства на реконструкцию руин. Согласно оценкам площадь построек майя занимает до 120 м.
Коба (Coba) – руины города майя, расположенные в 40 км северо-восточнее Тулума в Мексике. Церемониальные постройки в городе были воздвигнуты во время классического периода развития майя (около 250 - 900 годов н.э.). В период развития цивилизации майя Коба был являлся одним из крупнейших городов на Юкатане. По до сегодняшнего дня неизвестным причинам город был покинут майя уже после прибытия на полуостров испанцев.
В Кобе находятся пять групп зданий. К группе Нохох Мул (Nochoh Mul) относится пирамида Эль Кастийо (El Castillo) высотой в 42 м. К вершине пирамиды ведут 120 ступеней. На вершине пирамиды находится небольшое ритуальное помещение с алтарём, которые, предположительно, применялись для жертвоприношения богам. Туристам в настоящий момент открыта для посещения небольшая часть построек ввиду нехватки денежных средств у мексиканского правительства на реконструкцию руин. Согласно оценкам площадь построек майя занимает до 120 м.
Бонампак
По сравнению со многими известными в настоящее время городищами древних майя, Бонампак относительно невелик, можно даже сказать, зауряден, в нем нет выдающихся архитектурных комплексов и большого количества монументов. Тем не менее, Бонампак получил широкую известность благодаря великолепным настенным росписям, сохранившимся в одном из храмов главного акрополя. Бонампак был обнаружен в 1946 г. американским фотографом Джайлом Херли благодаря помощи местных жителей - майя-лакандонов. Однако изучение фресок, а затем и археологические работы в Бонампаке начались с 1948 г. после экспедиций известных исследователей культуры майя Франца Блома и Карлоса Фрея.
По сравнению со многими известными в настоящее время городищами древних майя, Бонампак относительно невелик, можно даже сказать, зауряден, в нем нет выдающихся архитектурных комплексов и большого количества монументов. Тем не менее, Бонампак получил широкую известность благодаря великолепным настенным росписям, сохранившимся в одном из храмов главного акрополя. Бонампак был обнаружен в 1946 г. американским фотографом Джайлом Херли благодаря помощи местных жителей - майя-лакандонов. Однако изучение фресок, а затем и археологические работы в Бонампаке начались с 1948 г. после экспедиций известных исследователей культуры майя Франца Блома и Карлоса Фрея.
Города майя
В этом разделе вы познакомитесь с наследием древних городов майя.
В этом разделе вы познакомитесь с наследием древних городов майя.
Вооружение
Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных.
Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных.
Боги и жертвы
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различных предметов быта — сосудов, мелкой пластики и ритуальных инструментов — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племён, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертвоприношение в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшего слоя противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В пост классических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.
Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различных предметов быта — сосудов, мелкой пластики и ритуальных инструментов — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племён, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертвоприношение в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшего слоя противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В пост классических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.
Архитектура
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Майя
Майя — цивилизация в Центральной Америке, существовавшая приблизительно с 1000 г. до н. э. до испанского завоевания.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Куиригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Майя — цивилизация в Центральной Америке, существовавшая приблизительно с 1000 г. до н. э. до испанского завоевания.
Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.
Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чичен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Куиригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.
Падение Инкской империи
До сих пор трудно понять, каким образом жалкая горстка испанцев могла завоевать мощную империю, хотя на сей счет выдвигается множество соображений. К тому времени ацтекскую империю уже завоевал Эрнан Кортес (1519–1521), но инки об этом не знали, поскольку не имели никаких прямых контактов с ацтеками и майя. О белых людях инки впервые услыхали в 1523 или 1525, когда некий Алехо Гарсия во главе индейцев племени чиригуано напал на сторожевой пост империи в Гран-Чако, засушливой низменности на юго-восточной границе империи. В 1527 Франсиско Писарро ненадолго высадился в Тумбесе на северо-западном перуанском побережье и вскоре отплыл, оставив двоих из своих людей. После этого Эквадор опустошила эпидемия оспы, которую занес один из этих испанцев.
Император Уайна Капак умер в 1527. По преданию, он сознавал, что империя слишком велика, чтобы управлять ею из одного центра в Куско. Сразу после его смерти разгорелся спор за престол между двумя из его пятисот сыновей – Уаскаром из Куско, отпрыском законной жены, и Атауальпой из Эквадора. Вражда между кровными братьями вылилась в пятилетнюю опустошительную гражданскую войну, в которой Атауальпа одержал решительную победу всего за две недели до второго появления Писарро в Перу. Победитель и его 40-тысячное войско отдыхали в провинциальном центре Кахамарке на северо-западе страны, откуда Атауальпа собирался идти в Куско, где должна была состояться официальная церемония его возведения в императорский сан.
До сих пор трудно понять, каким образом жалкая горстка испанцев могла завоевать мощную империю, хотя на сей счет выдвигается множество соображений. К тому времени ацтекскую империю уже завоевал Эрнан Кортес (1519–1521), но инки об этом не знали, поскольку не имели никаких прямых контактов с ацтеками и майя. О белых людях инки впервые услыхали в 1523 или 1525, когда некий Алехо Гарсия во главе индейцев племени чиригуано напал на сторожевой пост империи в Гран-Чако, засушливой низменности на юго-восточной границе империи. В 1527 Франсиско Писарро ненадолго высадился в Тумбесе на северо-западном перуанском побережье и вскоре отплыл, оставив двоих из своих людей. После этого Эквадор опустошила эпидемия оспы, которую занес один из этих испанцев.
Император Уайна Капак умер в 1527. По преданию, он сознавал, что империя слишком велика, чтобы управлять ею из одного центра в Куско. Сразу после его смерти разгорелся спор за престол между двумя из его пятисот сыновей – Уаскаром из Куско, отпрыском законной жены, и Атауальпой из Эквадора. Вражда между кровными братьями вылилась в пятилетнюю опустошительную гражданскую войну, в которой Атауальпа одержал решительную победу всего за две недели до второго появления Писарро в Перу. Победитель и его 40-тысячное войско отдыхали в провинциальном центре Кахамарке на северо-западе страны, откуда Атауальпа собирался идти в Куско, где должна была состояться официальная церемония его возведения в императорский сан.
Новоинкское государство
Манко Второй.Сделав бывшую инкскую столицу Куско центром испанского правления, Писарро решил придать новой власти вид легитимности и для этого назначил внука Уайна Капака Манко II преемником императора. Новый Инка не имел никакой реальной власти и подвергался постоянным унижениям со стороны испанцев, но, вынашивая планы восстания, проявлял терпение.
В 1536, когда часть конкистадоров под водительством Диего Альмагро отправилась в завоевательную экспедицию в Чили, Манко под предлогом поиска императорских сокровищ выскользнул из-под надзора испанцев и поднял восстание. Момент для этого был выбран благоприятный. Альмагро и Писарро во главе своих сторонников затеяли спор о разделе военной добычи, вскоре переросший в открытую войну. К тому времени индейцы уже ощутили на себе ярмо новой власти и поняли, что избавиться от него смогут только силой.
Манко Второй.Сделав бывшую инкскую столицу Куско центром испанского правления, Писарро решил придать новой власти вид легитимности и для этого назначил внука Уайна Капака Манко II преемником императора. Новый Инка не имел никакой реальной власти и подвергался постоянным унижениям со стороны испанцев, но, вынашивая планы восстания, проявлял терпение.
В 1536, когда часть конкистадоров под водительством Диего Альмагро отправилась в завоевательную экспедицию в Чили, Манко под предлогом поиска императорских сокровищ выскользнул из-под надзора испанцев и поднял восстание. Момент для этого был выбран благоприятный. Альмагро и Писарро во главе своих сторонников затеяли спор о разделе военной добычи, вскоре переросший в открытую войну. К тому времени индейцы уже ощутили на себе ярмо новой власти и поняли, что избавиться от него смогут только силой.
Мачу Пикчу
Недалеко от Саксайуаман находится знаменитый город Мачу-Пикчу. Множество предположений и гипотез существует об этом месте, но так достоверно и неизвестно, когда возник этот город и кем он был основан.
Мачу с кечуа значит “старый”, пикчу – “гора”. На Старой горе и находится главная часть исторического памятника, занимающего семь квадратных километров. Но глаз нельзя оторвать от соседней вершины, поражающей своими классическими формами. Это Уайна-Пикчу – Молодая гора, служившая сторожевой башней. В сущности Мачу-Пикчу – это целый комплекс археологических групп, число которых в настоящее время достигает 24 (и постоянно увеличивается в результате новых исследований), которые разбросаны на площади около 33 тысяч гектаров.
Мачу-Пикчу иногда называют “потерянным городом инков”. Он и был потерянным до самого начала XX века, пока его не обнаружил американский археолог и историк Ирам (Хайрем) Бингхэм. Это случилось в 1911 году. Но справедливости ради следует сказать, что Бингхэм открыл Мачу-Пикчу для европейской цивилизации, а для крестьян, чье поселение находилось недалеко от исторического места, оно было известно гораздо раньше.
Мачу-Пикчу находится на высоте 2700 метров над уровнем моря, в месте отдаленном от остального мира обрывами высотой в 700 и более метров, на краю глубоких пропастей, прорытых рекой Урумбамбой.
Недалеко от Саксайуаман находится знаменитый город Мачу-Пикчу. Множество предположений и гипотез существует об этом месте, но так достоверно и неизвестно, когда возник этот город и кем он был основан.
Мачу с кечуа значит “старый”, пикчу – “гора”. На Старой горе и находится главная часть исторического памятника, занимающего семь квадратных километров. Но глаз нельзя оторвать от соседней вершины, поражающей своими классическими формами. Это Уайна-Пикчу – Молодая гора, служившая сторожевой башней. В сущности Мачу-Пикчу – это целый комплекс археологических групп, число которых в настоящее время достигает 24 (и постоянно увеличивается в результате новых исследований), которые разбросаны на площади около 33 тысяч гектаров.
Мачу-Пикчу иногда называют “потерянным городом инков”. Он и был потерянным до самого начала XX века, пока его не обнаружил американский археолог и историк Ирам (Хайрем) Бингхэм. Это случилось в 1911 году. Но справедливости ради следует сказать, что Бингхэм открыл Мачу-Пикчу для европейской цивилизации, а для крестьян, чье поселение находилось недалеко от исторического места, оно было известно гораздо раньше.
Мачу-Пикчу находится на высоте 2700 метров над уровнем моря, в месте отдаленном от остального мира обрывами высотой в 700 и более метров, на краю глубоких пропастей, прорытых рекой Урумбамбой.
Испанское господство
Колониальные власти Перу сохранили некоторые административные формы инкской империи, приспособив их для собственных нужд. Колониальная администрация и латифундисты управляли индейцами через посредников – общинных старост “курака” – и не вмешивались в повседневную жизнь домохозяев. Испанские власти, подобно инкским, практиковали массовые переселения общин и систему трудовых повинностей, а также сформировали из индейцев особый класс прислуги и ремесленников. Коррумпированные колониальные власти и отличавшиеся непомерной жадностью латифундисты создавали невыносимые условия для индейцев и провоцировали многочисленные восстания, происходившие на протяжении всего колониального периода.
Колониальные власти Перу сохранили некоторые административные формы инкской империи, приспособив их для собственных нужд. Колониальная администрация и латифундисты управляли индейцами через посредников – общинных старост “курака” – и не вмешивались в повседневную жизнь домохозяев. Испанские власти, подобно инкским, практиковали массовые переселения общин и систему трудовых повинностей, а также сформировали из индейцев особый класс прислуги и ремесленников. Коррумпированные колониальные власти и отличавшиеся непомерной жадностью латифундисты создавали невыносимые условия для индейцев и провоцировали многочисленные восстания, происходившие на протяжении всего колониального периода.