Ранняя римская культура
Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была ещё довольно примитивной. Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова. Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие. В 1900 г. на римском ЗЪруме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Чёрный камень»,содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддаётся дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь». Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху. Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, своё божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребёнка, бог колыбели, бог первого шага и т. д. Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы. Хранителями семьи и дома считались добрые духи - пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества - маны. Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий. Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики - жрецы-гадатели по полёту птиц и внутренностям животных, весталки - жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов. Жреческими коллегиями были также арвалъские братья - коллегия жрецов богини Земли - и салии (скакуны) - жрецы древнейшего латинского бога Марса.
Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера. Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс - как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же - как его двойник. Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нём появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др. Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми очи вели войны. Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожествление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.
Идеологическая жизнь и духовная культура римского общества этого времени была ещё довольно примитивной. Однако нам известно, что уже в царский период в Риме существовала письменность. Алфавит был заимствован римлянами, очевидно, у греков, живших в Кумах, на западном побережье Апеннинского полуострова. Историк Дионисий Галикарнасский (конец I в. н. э.) утверждал, что он своими глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Буквы в тексте по своей форме — договор был вырезан на медной колонне — напоминали древнейшие греческие. В 1900 г. на римском ЗЪруме при раскопках был найден на месте легендарной гробницы Ромула так называемый «Чёрный камень»,содержащий надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв близки к греческим. Надпись почти не поддаётся дешифровке, в ней содержится, видимо, какое-то заклятие и встречается слово «царь». Древнейшим памятником латинской письменности, поддающимся дешифровке, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. Памятники древнейшей народной поэзии, которая, конечно, существовала у римлян, как и у других народов, до нас не дошли. Но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности. Древнейшая религиозная поэзия римлян знала также сборники песнопений, заклинания против болезней, пожаров, града и т. п., предсказания о судьбе людей, написанные так называемым сатурническим стихом, близким по ритму к былинному стиху. Для ранней римской религии был характерен примитивный политеизм. Каждый предмет и явление в представлении древних римлян имели своего духа, своё божество; так, например, было 43 бога детства: бог первого крика ребёнка, бог колыбели, бог первого шага и т. д. Римская религия в ранний период не была антропоморфной, поэтому в Риме долгое время не существовало изображений богов. Они появляются позже под влиянием этрусской и греческой религий. Значительную роль играли родовые и семейные культы. Хранителями семьи и дома считались добрые духи - пенаты и лары; души умерших предков также выступали как добрые божества - маны. Обрядовая сторона римской религии разрабатывалась чрезвычайно детально, что привело к широкому развитию жречества и жреческих коллегий. Древнейшими из них были: понтифики, имевшие верховный надзор за выполнением религиозных обрядов, авгуры и гаруспики - жрецы-гадатели по полёту птиц и внутренностям животных, весталки - жрицы богини Весты, хранительницы государственного и семейного очагов. Жреческими коллегиями были также арвалъские братья - коллегия жрецов богини Земли - и салии (скакуны) - жрецы древнейшего латинского бога Марса.
Одним из древнейших римских богов был также Янус, первоначально бог дверей, а затем бог всякого начала, предшественник Юпитера. Весьма раннего происхождения так называемая капитолийская троица: Юпитер, Марс и Квирин, где Юпитер уже выступает как верховное божество, Марс - как бог весенней растительности, а затем как бог войны, Квирин же - как его двойник. Под влиянием этрусков, а затем и греков римский пантеон расширяется, в нём появляются Юнона (Гера), Минерва (Афина), Сатурн (Кронос), а затем Церера (Деметра), Меркурий (Гермес), Аполлон и др. Римский пантеон никогда не был замкнутым, римляне часто стремились «переманить» на свою сторону богов своих соседей и даже богов противников, с которыми очи вели войны. Постепенно под влиянием греческой религии происходит отожествление римского и греческого пантеонов и антропоморфизация римских богов.
Основание Рима и царская эпоха
Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале. Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии, к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом. К концу VI века до н. э. они потеряли его, и римляне (латины и сабины) воссоздали самоуправление в виде республики, где единоличная власть была сильно ограничена.Согласно римской легенде, Рим основали 21 апреля 753 года до н. э. братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского царя Энея. Ромул убил Рема в споре о том, где основать город, и стал его первым царём, дав городу своё имя. Легенда гласит, что в городе не хватало женщин, и из-за этого латиняне пригласили сабинян на праздник и похитили их девушек, таким способом объединив два племени. Вторым царем Рима стал этруск по происхождению - Нума Помпилий, третьим был Тул Гастилий, четвертым - внук Нумы Помпилия Анк Марций, Пятым то же этруск - Тарквиний Прийск (Тарквиний Первый), этот царь был очень воинственным и жестоким, шестым царем Рима стал Сервий Туллий. Последним царем Рима был сын Тарквиния Первого Тарквиний Гордый, он хотел посадить на трон следующего потомка рода Тарквиниев - Тарквиния Секста, но началась гражданская война, которая приведет к Римской республике!
Город Рим вырос вокруг поселений у брода через реку Тибр, на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале. Этруски, ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии, к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом. К концу VI века до н. э. они потеряли его, и римляне (латины и сабины) воссоздали самоуправление в виде республики, где единоличная власть была сильно ограничена.Согласно римской легенде, Рим основали 21 апреля 753 года до н. э. братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского царя Энея. Ромул убил Рема в споре о том, где основать город, и стал его первым царём, дав городу своё имя. Легенда гласит, что в городе не хватало женщин, и из-за этого латиняне пригласили сабинян на праздник и похитили их девушек, таким способом объединив два племени. Вторым царем Рима стал этруск по происхождению - Нума Помпилий, третьим был Тул Гастилий, четвертым - внук Нумы Помпилия Анк Марций, Пятым то же этруск - Тарквиний Прийск (Тарквиний Первый), этот царь был очень воинственным и жестоким, шестым царем Рима стал Сервий Туллий. Последним царем Рима был сын Тарквиния Первого Тарквиний Гордый, он хотел посадить на трон следующего потомка рода Тарквиниев - Тарквиния Секста, но началась гражданская война, которая приведет к Римской республике!
Завоевание Центральной Италии Римом
Хотя галльское нашествие не оставило глубокого следа в жизни римского общества, но внешнее положение Рима заметно пошатнулось. Риму снова пришлось вести упорную борьбу с вольсками, эквами, этрусками. Даже старые союзники римлян - герники и некоторые латинские города сделали в это время попытку освободиться от его гегемонии. Почти 50 лет понадобилось на то, чтобы восстановить Латинскую федерацию, распавшуюся после галльского вторжения. Только с середины IV в. Рим, окончательно восстановивший своё положение в Лации, возобновляет агрессивную политику. Положение в Средней Италии в это время облегчало захватнические устремления римлян. Там шла борьба между федерацией воинственных горных племён - самнитов и племенами Кампании за богатое и плодородное побережье, в частности за город Капую.
Традиционная версия так называемой первой Самнитской войны (343—341 гг.) настолько недостоверна, что некоторые современные исследователи считают эту войну вымышленной. Вероятнее всего, крупных военных действий не было, и римляне поспешили заключить мир с самнитами, так как им угрожала опасность со стороны латинских союзников. Латинские города, подчинённые Риму, решили воспользоваться его борьбой с самнитами, чтобы добиться равноправного положения в Латинской федерации. Латины, если верить традиции, потребовали половины мест в сенате и одного консульского места. Когда римляне категорически отвергли эти требования, началась Лапгиская война (340—338 гг.). В этой войне, по существу говоря, решался вопрос о том, станет ли Рим рядовым латинским городом или же латины превратятся и подданных Рима. Против Рима образовалась сильная коалиция, в которую, помимо латинов, вошли аврунки, польски и даже кампании. Решительное сражение произошло при Трифане, около Суессы, где римляне одержали полную победу. Мир с латинскими городами и общинами был заключён на различных условиях: населению ближайших к Риму городов были дарованы прапа римского гражданства, другие латинские общины были уравнены с римлянами во всех гражданских правах, кроме права голоса в комициях. Этим было положено начало латинскому гражданству. Во время Латинской войны римлянам удалось сохранить союз с самнитами, которые даже оказали им во время этой войны существенную поддержку. Но после покорения латинов Рим снова устремляет свои взоры на богатую Кампанию. Захват римлянами греческого города Неаполя послужил предлогом к новой, второй Самнитской войне (326—304гг.). Вначале она развивалась успешно для римлян, но, когда военные действия были перенесены в горную часть Самния, успехи сменились поражениями. В 321 г. римское войско, попавшее в ловушку в Кавдинском ущелье, вынуждено было сдаться на милость победителя и совершило позорный обряд прохождения «под игом». Этот обряд заключался в том, что воины побеждённой армии проходили под копьём, положенным на две стойки наподобие ворот. Перелом в ходе войны наступил лишь в 314 г., когда римляне проникли в Апулию, а затем заняли главный город самнитов Бовиан. Однако по мирному договору 304 г. самниты уступили римлянам лишь Кампанию. Через шесть лет вспыхнула третья Самнитская война (298—290 гг. до н. э.). Самнитам удалось организовать против Рима сильную коалицию, к которой примкнули этруски, североиталийское племя умбров и даже галлы. Это вынуждало римлян вести борьбу на два фронта. Решительное сражение произошло в Северной Умбрии при Сентине (295 г.). Вскоре весь Самний, Северная Этрурия и Умбрия подчинились Риму. После ещё одной крупной победы над соединёнными силами этрусков и галлов (288 г.) Рим овладел всей Средней Италией — от долины реки По до северных границ Лукании. Таков был итог войн IV в. до н. э., превративших Рим в одно из крупнейших государств того времени.
Хотя галльское нашествие не оставило глубокого следа в жизни римского общества, но внешнее положение Рима заметно пошатнулось. Риму снова пришлось вести упорную борьбу с вольсками, эквами, этрусками. Даже старые союзники римлян - герники и некоторые латинские города сделали в это время попытку освободиться от его гегемонии. Почти 50 лет понадобилось на то, чтобы восстановить Латинскую федерацию, распавшуюся после галльского вторжения. Только с середины IV в. Рим, окончательно восстановивший своё положение в Лации, возобновляет агрессивную политику. Положение в Средней Италии в это время облегчало захватнические устремления римлян. Там шла борьба между федерацией воинственных горных племён - самнитов и племенами Кампании за богатое и плодородное побережье, в частности за город Капую.
Традиционная версия так называемой первой Самнитской войны (343—341 гг.) настолько недостоверна, что некоторые современные исследователи считают эту войну вымышленной. Вероятнее всего, крупных военных действий не было, и римляне поспешили заключить мир с самнитами, так как им угрожала опасность со стороны латинских союзников. Латинские города, подчинённые Риму, решили воспользоваться его борьбой с самнитами, чтобы добиться равноправного положения в Латинской федерации. Латины, если верить традиции, потребовали половины мест в сенате и одного консульского места. Когда римляне категорически отвергли эти требования, началась Лапгиская война (340—338 гг.). В этой войне, по существу говоря, решался вопрос о том, станет ли Рим рядовым латинским городом или же латины превратятся и подданных Рима. Против Рима образовалась сильная коалиция, в которую, помимо латинов, вошли аврунки, польски и даже кампании. Решительное сражение произошло при Трифане, около Суессы, где римляне одержали полную победу. Мир с латинскими городами и общинами был заключён на различных условиях: населению ближайших к Риму городов были дарованы прапа римского гражданства, другие латинские общины были уравнены с римлянами во всех гражданских правах, кроме права голоса в комициях. Этим было положено начало латинскому гражданству. Во время Латинской войны римлянам удалось сохранить союз с самнитами, которые даже оказали им во время этой войны существенную поддержку. Но после покорения латинов Рим снова устремляет свои взоры на богатую Кампанию. Захват римлянами греческого города Неаполя послужил предлогом к новой, второй Самнитской войне (326—304гг.). Вначале она развивалась успешно для римлян, но, когда военные действия были перенесены в горную часть Самния, успехи сменились поражениями. В 321 г. римское войско, попавшее в ловушку в Кавдинском ущелье, вынуждено было сдаться на милость победителя и совершило позорный обряд прохождения «под игом». Этот обряд заключался в том, что воины побеждённой армии проходили под копьём, положенным на две стойки наподобие ворот. Перелом в ходе войны наступил лишь в 314 г., когда римляне проникли в Апулию, а затем заняли главный город самнитов Бовиан. Однако по мирному договору 304 г. самниты уступили римлянам лишь Кампанию. Через шесть лет вспыхнула третья Самнитская война (298—290 гг. до н. э.). Самнитам удалось организовать против Рима сильную коалицию, к которой примкнули этруски, североиталийское племя умбров и даже галлы. Это вынуждало римлян вести борьбу на два фронта. Решительное сражение произошло в Северной Умбрии при Сентине (295 г.). Вскоре весь Самний, Северная Этрурия и Умбрия подчинились Риму. После ещё одной крупной победы над соединёнными силами этрусков и галлов (288 г.) Рим овладел всей Средней Италией — от долины реки По до северных границ Лукании. Таков был итог войн IV в. до н. э., превративших Рим в одно из крупнейших государств того времени.
Искусство
Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.
Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.
Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.
Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причём довольствовались заимствованиями от этрусков.
Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почётом, но всё-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.
Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.
Живопись
Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было почти ни одного своего скульптора, который настолько пользовался известностью, чтобы его имя сохранилось для потомства, в туземных художниках, с успехом трудившихся по части живописи, не было недостатка. Этим доказывается, что римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же в строгом смысле слова, не играющая роли пособницы при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты, по части которых в конце республики особенно славилась Лала или Лайя, родом из Кизика.
Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было почти ни одного своего скульптора, который настолько пользовался известностью, чтобы его имя сохранилось для потомства, в туземных художниках, с успехом трудившихся по части живописи, не было недостатка. Этим доказывается, что римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же в строгом смысле слова, не играющая роли пособницы при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты, по части которых в конце республики особенно славилась Лала или Лайя, родом из Кизика.
Архитектура Древнего Рима
Римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во I-II вв. до н.э. начинают широко применять бетон, Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.
Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений, . Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К I-II вв. н. э. относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях, Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным. Самобытная римская культура вобрала в себя наследие греков, создав общую греко-римскую традицию, которая сохранила свое историческое значение до наших дней.
Римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во I-II вв. до н.э. начинают широко применять бетон, Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.
Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений, . Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К I-II вв. н. э. относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) — одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях, Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным. Самобытная римская культура вобрала в себя наследие греков, создав общую греко-римскую традицию, которая сохранила свое историческое значение до наших дней.
Древнеримская культура
Древнеримская культура — один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников.
Древнеримская культура — один из важнейших аспектов древнеримской истории и один из основных её первоисточников.
История Древнего Рима
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году.
Рим объединил под своей властью народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока, создав культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году.
Рим объединил под своей властью народы Северной Африки, Средиземноморья, Европы и Ближнего Востока, создав культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.
Древний Рим
Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.
Цивилизации Средиземноморья
В этом разделе вы познакомитесь с зарождением и историей древнейших цивилизаций Средиземноморья.
В этом разделе вы познакомитесь с зарождением и историей древнейших цивилизаций Средиземноморья.
История
В середине VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы и к середине VI века до н. э. осваивают всё побережье.
Колонии основывались как апойкии — независимые полисы (города-государства). Греческие рабовладельческие полисы были основаны в районах с плотным местным населением (в Крыму жили скифы и тавры, на Таманском полуострове — синды и меоты). Очень скоро они стали испытывать военное давление со стороны варваров. Чтобы противостоять им, греческие колонии объединяются. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. На основании указания древнегреческого писателя Диодора Сицилийского ошибочно принято считать, что произошло это около 480 г. до н. э., а на самом деле первый опыт такого объединения состоялся на рубеже 40-30-х гг. VI в. до н. э. «Около же 480», точнее, в 479 г. до н. э. к власти в этом межполисном (Аполлонийском) союзе пришёл как выборный правитель (архонт) Археанакт, ставший основателем династии. Впрочем, Археанакт мог быть и тираном, но только в самом Пантикапее.
В середине VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы и к середине VI века до н. э. осваивают всё побережье.
Колонии основывались как апойкии — независимые полисы (города-государства). Греческие рабовладельческие полисы были основаны в районах с плотным местным населением (в Крыму жили скифы и тавры, на Таманском полуострове — синды и меоты). Очень скоро они стали испытывать военное давление со стороны варваров. Чтобы противостоять им, греческие колонии объединяются. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. На основании указания древнегреческого писателя Диодора Сицилийского ошибочно принято считать, что произошло это около 480 г. до н. э., а на самом деле первый опыт такого объединения состоялся на рубеже 40-30-х гг. VI в. до н. э. «Около же 480», точнее, в 479 г. до н. э. к власти в этом межполисном (Аполлонийском) союзе пришёл как выборный правитель (архонт) Археанакт, ставший основателем династии. Впрочем, Археанакт мог быть и тираном, но только в самом Пантикапее.
Боспорское царство
Боспорское царство, Боспор — античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса ( Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства, затем вассал Рима. Уничтожено гуннами.
Боспорское царство, Боспор — античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса ( Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства, затем вассал Рима. Уничтожено гуннами.