Кронос
Кронос — в греческих мифах младший сын Урана и Геи, один из титанов. Оскорбив и свергнув с престола отца, он сочетался браком с сестрой своей Реей, родившей ему Гестию, Деметру и Геру, Гадеса, Посейдона и Зевса.
Пo Гезиоду, при Кроносе существовал золотой век. Когда ему было предсказано, что один из детей его лишит его власти, он стал их пожирать тотчас же после рождения. Рея, однако, сумела спасти младшего — Зевса, дав отцу, вместо новорожденного, завернутый в пелены камень (изображено на мраморном алтаре на Капитолии). Когда мальчик вырос, Кронос, снова извергнувший пожранных детей, был лишен престола и с прочими титанами брошен в Тартар.
Взгляду на Kроноса, как древнейшего бога жатв (вследствие чего серп является его атрибутом), противопоставляется мнение о не-греческом, может быть финикийском его происхождении и о переходе культа его из Крита в Грецию. Античное искусство обыкновенно изображает его как бородатого старца (схожего с Зевсом), часто с закутанным затылком, с серпом в руке. Римляне отожествили Кроноса со своим богом посевов Сатурном.
Кронос — в греческих мифах младший сын Урана и Геи, один из титанов. Оскорбив и свергнув с престола отца, он сочетался браком с сестрой своей Реей, родившей ему Гестию, Деметру и Геру, Гадеса, Посейдона и Зевса.
Пo Гезиоду, при Кроносе существовал золотой век. Когда ему было предсказано, что один из детей его лишит его власти, он стал их пожирать тотчас же после рождения. Рея, однако, сумела спасти младшего — Зевса, дав отцу, вместо новорожденного, завернутый в пелены камень (изображено на мраморном алтаре на Капитолии). Когда мальчик вырос, Кронос, снова извергнувший пожранных детей, был лишен престола и с прочими титанами брошен в Тартар.
Взгляду на Kроноса, как древнейшего бога жатв (вследствие чего серп является его атрибутом), противопоставляется мнение о не-греческом, может быть финикийском его происхождении и о переходе культа его из Крита в Грецию. Античное искусство обыкновенно изображает его как бородатого старца (схожего с Зевсом), часто с закутанным затылком, с серпом в руке. Римляне отожествили Кроноса со своим богом посевов Сатурном.
Кентавры
Кентавры — по преданию, дикое фессалийское племя, отличавшееся животными наклонностями и прогнанное из Фессалии лапифами.
По-видимому, только с 500 года до Рождества Христова Кентавров стали изображать как существа, представляющие собою смесь лошади с человеком, причем одни писатели производили их от Иксиона и Нефелы, другие — от Зевса в образе лошади и Дии, жены Иксиона.
В мифологии главным образом известны битвы Кентавров, одна с лапифами на свадьбе Пирифоя, происшедшая из-за дерзкого обращения Кентавров с женщинами, другая — с Гераклом. Вследствие своего сходства с сатирами они были включены в свиту Диониса и, несмотря на свои дикие нравы, под влиянием божественной силы изображались покорно шествующими перед колесницей и трубящими в рог.
Самым выдающимся из Кентавров был Хирон, сын Крона и Филиры. Он смягчил животные нравы Кентавров и был учителем таких героев, как Ахилл, Кастор, Полидевк и других.
Кентавры — по преданию, дикое фессалийское племя, отличавшееся животными наклонностями и прогнанное из Фессалии лапифами.
По-видимому, только с 500 года до Рождества Христова Кентавров стали изображать как существа, представляющие собою смесь лошади с человеком, причем одни писатели производили их от Иксиона и Нефелы, другие — от Зевса в образе лошади и Дии, жены Иксиона.
В мифологии главным образом известны битвы Кентавров, одна с лапифами на свадьбе Пирифоя, происшедшая из-за дерзкого обращения Кентавров с женщинами, другая — с Гераклом. Вследствие своего сходства с сатирами они были включены в свиту Диониса и, несмотря на свои дикие нравы, под влиянием божественной силы изображались покорно шествующими перед колесницей и трубящими в рог.
Самым выдающимся из Кентавров был Хирон, сын Крона и Филиры. Он смягчил животные нравы Кентавров и был учителем таких героев, как Ахилл, Кастор, Полидевк и других.
Икар
Икар — cын Дедала. Чтобы спастись с острова Крита от раздраженного Миноса, Дедал сделал для себя и сына крылья, скрепленные воском, и советовал сыну не подниматься при полете слишком высоко. Икар не послушался и приблизился слишком к солнцу, лучи которого растопили воск, и Икар утонул недалеко от острова Самоса в море, которое и получило в этой части название Икарова моря.
Тело Икара, прибитое волнами к берегу, похоронено Геркулесом на маленьком островке, названном по его имени Икарией. Древние думали, что в форме мифа об Икаре сохранилось воспоминание об изобретении парусов (по одной версии Дедал и Икар спаслись с Крита просто на корабле). Миф об Икаре представлен, между прочим, на рельефах виллы Альбани в Риме и на одной из стенных картин в Помпее.
Икар — cын Дедала. Чтобы спастись с острова Крита от раздраженного Миноса, Дедал сделал для себя и сына крылья, скрепленные воском, и советовал сыну не подниматься при полете слишком высоко. Икар не послушался и приблизился слишком к солнцу, лучи которого растопили воск, и Икар утонул недалеко от острова Самоса в море, которое и получило в этой части название Икарова моря.
Тело Икара, прибитое волнами к берегу, похоронено Геркулесом на маленьком островке, названном по его имени Икарией. Древние думали, что в форме мифа об Икаре сохранилось воспоминание об изобретении парусов (по одной версии Дедал и Икар спаслись с Крита просто на корабле). Миф об Икаре представлен, между прочим, на рельефах виллы Альбани в Риме и на одной из стенных картин в Помпее.
Золотое руно
Золотое руно — руно чудесного золотого барана, на котором дети царя минийцев Афаманта и богини Нефелы, Фрикс и Гела, бежали от преследования мачехи Ино, дочери Кадма.
Баран поплыл с ними по морю, причем Гела утонула в проливе, названном по ее имени Геллеспонтом (то есть морем Гелы), а Фрикс прибыл в баснословную "восточную землю" — Эю, отожествлявшуюся впоследствии с Колхидой, где царствовал сын солнца Эст.
Принятый последним, Фрикс принес барана в жертву Зевсу Фиксию (то есть покровителю беглецов), а руно его повесил в священной роще Арея, где его охранял неусыпный дракон. За одно поколение до Троянской войны, родственник Фрикса, Язон, похитил, при помощи дочери Эста, Медеи, Золотое руно и увез его в Грецию, к царю минийцев Пелиосу.
Золотое руно — руно чудесного золотого барана, на котором дети царя минийцев Афаманта и богини Нефелы, Фрикс и Гела, бежали от преследования мачехи Ино, дочери Кадма.
Баран поплыл с ними по морю, причем Гела утонула в проливе, названном по ее имени Геллеспонтом (то есть морем Гелы), а Фрикс прибыл в баснословную "восточную землю" — Эю, отожествлявшуюся впоследствии с Колхидой, где царствовал сын солнца Эст.
Принятый последним, Фрикс принес барана в жертву Зевсу Фиксию (то есть покровителю беглецов), а руно его повесил в священной роще Арея, где его охранял неусыпный дракон. За одно поколение до Троянской войны, родственник Фрикса, Язон, похитил, при помощи дочери Эста, Медеи, Золотое руно и увез его в Грецию, к царю минийцев Пелиосу.
Зевс
Зевс — главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тождественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс — универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение.
В Зевсе, по исконному индоевропейскому религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем при антропоморфизации религиозных представлений супругой Зевса. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и Зевс, отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры, законной супруги Зевса. Все другие союзы Зевса с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений.
Зевс — главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тождественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс — универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение.
В Зевсе, по исконному индоевропейскому религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем при антропоморфизации религиозных представлений супругой Зевса. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и Зевс, отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры, законной супруги Зевса. Все другие союзы Зевса с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений.
Деметра
Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии.
Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так называемых гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону. Деметра после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп. Земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа.
Елевзин был главным местом культа Деметры. Миф о Деметре и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств. В культе Деметры было и другое символическое значение: женское плодородие, рождение и воспитание детей, и Деметра как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории.
Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Малую Азию. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Деметры. Его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Деметра стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты. Ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и тому подобное.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве. Так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове. В руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак.
Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии.
Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так называемых гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону. Деметра после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп. Земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа.
Елевзин был главным местом культа Деметры. Миф о Деметре и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств. В культе Деметры было и другое символическое значение: женское плодородие, рождение и воспитание детей, и Деметра как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории.
Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Малую Азию. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Деметры. Его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Деметра стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты. Ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и тому подобное.
В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве. Так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове. В руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак.
Дедал
Дедал — первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня «dal» — «долбить», «резать») стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы критских, афинских и сицилийских сказаний. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов.
В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Дедал, и дем, получивший от него свое название. Ученика и племянника своего, Талоса, Дедал умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более совершенные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Дедал бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Аридне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском.
Икар погиб на дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Дедал же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону. Потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Дедале пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так называемыми Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В Илиаде упоминается хоровод, сделанный Дедалом для Ариадны. Павзаний говорит, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф.
В строительном деле Дедал считали изобретателем пилы, тесла и отвеса. В скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с отделенными от туловища руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческие цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Дедала. В различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени.
Дедал — первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это (от корня «dal» — «долбить», «резать») стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы критских, афинских и сицилийских сказаний. Имеется несколько его генеалогий, связывающих его с родом афинских царей Ерехфидов.
В Афинах и в историческое время существовал род (к которому принадлежал Сократ), производивший себя от Дедал, и дем, получивший от него свое название. Ученика и племянника своего, Талоса, Дедал умертвил, столкнув со скалы Акрополя, за то, что тот изобрел более совершенные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, Дедал бежит в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Аридне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном своим Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском.
Икар погиб на дороге, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Дедал же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону. Потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Дедале пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба из дерева, которая разрабатывалась так называемыми Дедалидами и отсюда была перенесена в Сикион Динэном и Скиллисом. В Илиаде упоминается хоровод, сделанный Дедалом для Ариадны. Павзаний говорит, что видел это произведение и что это был мраморный рельеф.
В строительном деле Дедал считали изобретателем пилы, тесла и отвеса. В скульптуре он первый будто бы стал делать деревянные статуи богов с отделенными от туловища руками и с отделенными друг от друга ногами, тогда как до него подобные статуи имели вид безжизненных, окоченелых истуканов с едва намеченными членами. В цветущую эпоху греческие цивилизации во многих святилищах хранились с незапамятных времен деревянные изваяния богов, считавшиеся произведениями Дедала. В различных местах существовали сооружения, происхождение которых приписывали строителю критского лабиринта. Так как эти древности выражали собою различную степень развития искусства, от грубых, младенческих попыток художественного творчества до некоторой уже заметной умелости, то они, очевидно, не могли принадлежать не только одному и тому же художнику, но и одному и тому же времени.
Горгоны
Горгоны — в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в "Илиаде" говорит, что голова горгоны находится на эгиде Зевса, а в "Одиссее" горгона — страшилище подземного царства.
Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого горгона рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной Горгоне, между тем у Гесиода их три, живущие на западе, за океаном. Позднейшие писатели относят их в Ливию. Они представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была самая ужасная. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), произошел крылатый конь Пегас. Голова Медузы превращала в камень всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался.
Искусство долгое время изображало ее в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное заменилось ужасным выражением красивого лица.
Горгоны — в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в "Илиаде" говорит, что голова горгоны находится на эгиде Зевса, а в "Одиссее" горгона — страшилище подземного царства.
Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого горгона рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной Горгоне, между тем у Гесиода их три, живущие на западе, за океаном. Позднейшие писатели относят их в Ливию. Они представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была самая ужасная. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), произошел крылатый конь Пегас. Голова Медузы превращала в камень всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался.
Искусство долгое время изображало ее в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное заменилось ужасным выражением красивого лица.
Гиганты
Гиганты — по Гомеру, дикие, исполинские и родственные богам существа. Их царь Эвримедон был убит богами, со всем народом, за нечестие.
У Гезиода Гиганты являются божествами, сыновьями Геи (Земли), которая была оплодотворена каплями крови, упавшими из отрезанных половых органов Урана (Неба). О борьбе их с Зевсом и другими олимпийцами сообщают только позднейшие авторы. Гея — таково мифическое сказание, — разгневанная заключением титанов в тартар, родила огромных чудовищ с телом человека до пояса, с драконовыми хвостами вместо ног.
С Флегрейских полей, которые обыкновенно помещаются в вулканических странах (на крайнем Западе, в Кампании, Аркадии, Фессалии и других), принялись они поражать Олимп обломками скал и горящими стволами деревьев. Возгорелась ужасная битва, в которой боги, благодаря помощи циклопов, сторуких великанов и Геракла, одержали победу и перебили гигантов: некоторые из них погребены под вулканическими островами (например Энкелад — под Сицилией, Полибот — под Косом).
Искусство изображало Гигантов то в виде героев-великанов, то в виде змеиноногих существ, мечущих скалы. С очень раннего времени гигантов стали смешивать с титанами, а позднее с другими исполинскими чудовищами (Тифоном, Алоадами и Сторукими).
Гиганты — по Гомеру, дикие, исполинские и родственные богам существа. Их царь Эвримедон был убит богами, со всем народом, за нечестие.
У Гезиода Гиганты являются божествами, сыновьями Геи (Земли), которая была оплодотворена каплями крови, упавшими из отрезанных половых органов Урана (Неба). О борьбе их с Зевсом и другими олимпийцами сообщают только позднейшие авторы. Гея — таково мифическое сказание, — разгневанная заключением титанов в тартар, родила огромных чудовищ с телом человека до пояса, с драконовыми хвостами вместо ног.
С Флегрейских полей, которые обыкновенно помещаются в вулканических странах (на крайнем Западе, в Кампании, Аркадии, Фессалии и других), принялись они поражать Олимп обломками скал и горящими стволами деревьев. Возгорелась ужасная битва, в которой боги, благодаря помощи циклопов, сторуких великанов и Геракла, одержали победу и перебили гигантов: некоторые из них погребены под вулканическими островами (например Энкелад — под Сицилией, Полибот — под Косом).
Искусство изображало Гигантов то в виде героев-великанов, то в виде змеиноногих существ, мечущих скалы. С очень раннего времени гигантов стали смешивать с титанами, а позднее с другими исполинскими чудовищами (Тифоном, Алоадами и Сторукими).
Гефест
Гефест — в греческой мифологии — бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам — сын одной Геры (поэтому называется «не имеющий отца»). Родившись некрасивым и хромым, Гефест был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Гефест сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли.
Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги, сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь, скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры — все это его работы. Гефест приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея.
Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских островах, где он работал с помощью циклопов.
Гефест изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Гефеста, или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и так далее. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии.
Гефест — в греческой мифологии — бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам — сын одной Геры (поэтому называется «не имеющий отца»). Родившись некрасивым и хромым, Гефест был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Гефест сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли.
Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги, сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь, скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры — все это его работы. Гефест приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея.
Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских островах, где он работал с помощью циклопов.
Гефест изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Гефеста, или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и так далее. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии.
Гестия
Гестия в Греции (в Италии ее звали Веста) — считалась богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка "начинать с Гестией", служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
По мифологическим преданиям, Гестия была старшей дочерью Кроноса и Реи. Посейдон и Аполлон добивались ее руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня эта представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.
Гестия в Греции (в Италии ее звали Веста) — считалась богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка "начинать с Гестией", служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
По мифологическим преданиям, Гестия была старшей дочерью Кроноса и Реи. Посейдон и Аполлон добивались ее руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня эта представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.
Гермес
Гермес — греческий бог, сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада, которое пас Аполлон. Аполлон узнает вора, который делает из черепахи лиру и вознаграждает ею Аполлона.
Гермес, первоначально аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости, доходит до высокого положения в сонме олимпийских богов. Ум, ловкость и изворотливость — вот основные черты характера Гермеса. Благодаря этим качествам он становится у Гомера глашатаем богов, гонцом, исполняющим волю Зевса и приводящим все к счастливому концу. В качестве Зевсова посланника, он распоряжается также сновидениями, посылает сон, смыкая посредством своего жезла глаза людей и возбуждая их снова к жизни. Поэтому ему делались возлияния перед сном.
Гермес — бог разнообразных изобретений и открытий: лиры, букв и чисел, религиозных обрядов и прочего. Бог гимнастики, бог остроумия, бог промышленности, которая только тогда и доставляет богатство, когда идет рука об руку с хитростью и обманом, даже кражей и ложной клятвой, лишь бы все это отличалось известного рода грацией. Далее, он бог дорог, путеводитель странников. Гермес – бог, доставляющий случайное счастье находки, низводящий тени умерших к Гадесу. Он бог стад и пастбищ.
Древнейшим местом его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано культ его распространился по всей Греции. Его изображения, имевшие вид столбов с головой Гермеса — так называемые гермы, или Гермесовы столбы, — стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры. В Риме купцы справляли праздник Меркурия (Гермеса) 15 мая. В этот день в 495 году до Рождества Христова был ему посвящен первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник его находился также у так называемых вод Меркурия, где купцы приносили, ему жертву и окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.
Искусство изображает его здоровым, рослым юношей, с чертами лица, свидетельствующими о его тонком уме и доброте, с крыльями на подошвах и с плоской дорожной шляпой с широкими полями, к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл счастья, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел: это жезл глашатая. Гермес иногда также изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в группе, хранящейся в Берлинском музее, со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров.
Гермес — греческий бог, сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада, которое пас Аполлон. Аполлон узнает вора, который делает из черепахи лиру и вознаграждает ею Аполлона.
Гермес, первоначально аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости, доходит до высокого положения в сонме олимпийских богов. Ум, ловкость и изворотливость — вот основные черты характера Гермеса. Благодаря этим качествам он становится у Гомера глашатаем богов, гонцом, исполняющим волю Зевса и приводящим все к счастливому концу. В качестве Зевсова посланника, он распоряжается также сновидениями, посылает сон, смыкая посредством своего жезла глаза людей и возбуждая их снова к жизни. Поэтому ему делались возлияния перед сном.
Гермес — бог разнообразных изобретений и открытий: лиры, букв и чисел, религиозных обрядов и прочего. Бог гимнастики, бог остроумия, бог промышленности, которая только тогда и доставляет богатство, когда идет рука об руку с хитростью и обманом, даже кражей и ложной клятвой, лишь бы все это отличалось известного рода грацией. Далее, он бог дорог, путеводитель странников. Гермес – бог, доставляющий случайное счастье находки, низводящий тени умерших к Гадесу. Он бог стад и пастбищ.
Древнейшим местом его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано культ его распространился по всей Греции. Его изображения, имевшие вид столбов с головой Гермеса — так называемые гермы, или Гермесовы столбы, — стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры. В Риме купцы справляли праздник Меркурия (Гермеса) 15 мая. В этот день в 495 году до Рождества Христова был ему посвящен первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник его находился также у так называемых вод Меркурия, где купцы приносили, ему жертву и окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.
Искусство изображает его здоровым, рослым юношей, с чертами лица, свидетельствующими о его тонком уме и доброте, с крыльями на подошвах и с плоской дорожной шляпой с широкими полями, к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл счастья, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел: это жезл глашатая. Гермес иногда также изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в группе, хранящейся в Берлинском музее, со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров.