Эрот
Эрот — у древних греков бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Как мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, Эрот считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и других.
В позднейшем предании Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.
Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах. Пракситель изваял Эрота для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.
Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, — сопровождавшееся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла.
Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Лучший фиванский (так называемый священный) отряд имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя. Самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрот и Психеи и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Эрот — у древних греков бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Как мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, Эрот считался порождением Хаоса (темной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Отцом его называли также Урана, Хроноса, Орфея и других.
В позднейшем предании Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Арея. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее — со стрелами любви или пылающим факелом.
Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах. Пракситель изваял Эрота для Пария (город в Мизии при Геллеспонте) и — шедевр греческой скульптуры — для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.
Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, — сопровождавшееся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла.
Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Лучший фиванский (так называемый священный) отряд имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя. Самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрот и Психеи и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Эней
Эней — после Гектора славнейший герой Трои, сын Анхиза и Афродиты, рожденный на горе Иде. По Гомеру Эней состоял в родстве с правящей троянской династией, происходя от общего с ней предка Троса, он жил в Дардане, принадлежавшем Анхизу, и в первые годы Троянской войны не принимал в ней участия.
Когда Ахилл напал на Энея и оттеснил в Лирнесс, он повел свои отряды против греков. В битвах под Троей он принимал деятельное участие. В поединках с Диомедом (из-за трупа друга своего Пандара) и с Ахиллом был избавлен от гибели в первый раз Афродитой, во второй раз Посейдоном.
Послегомеровские сказания и основанные на них литературные памятники создали Энею великое героическое поприще, причем в наслоении мифических сюжетов, сгруппировавшихся около Энея, этапными пунктами служили топографические названия, сближенные с именем Энея, и местности с культом Афродиты. Таким образом сага об Энее, через южную Фракию, острова Делос, Эрит, Киферу, через Аркадию, Эпир, Сицилию и Карфаген дошла до Италии.
По древнейшему послегомеровскому преданию Эней, спасшийся после взятия и сожжения Трои, остается в Троаде, где основывает новое поселение. Позднее распространяется сказание о переселении его на полуостров Паллену (Гелланик), где он основывает город Энею, и в Гесперию, то есть Италию. О троянском происхождении латинян и, в частности, римлян сообщает впервые определенно Тимей (современник Пирра), по свидетельству которого Эней основал Лавиний, со святилищем троянских пенатов, и Рим. Сам Пирр, по словам Павзания, решился на войну с римлянами под влиянием мысли, что он, как потомок Ахилла, будет бороться с потомками троянцев.
В третьем веке предание о происхождении римлян от троянцев утвердилось в Риме и нашло выражение в произведениях Невия, Энния, Фабия. Великий город видел в Энее, как представителе древнейшего великого царства, своего предка, а возвысившийся в 1-м веке до нашей эры род Юлиев — в сыне Энея, Иуле, своего родоначальника. Обстоятельный рассказ о странствованиях и судьбах Энея дает нам греческий историк Дионисий Галикарнасский. На том же материале, но в чисто римском освещении, основана поэма современника Дионисия, Виргилия, носящая имя Энея. В Виргилиевой Энеиде, как в фокусе, сгруппировались все основные черты местных сказаний об Энее, но освещенные одной преобладающей идеею. Как национальная эпопея, Энеида имела целью указать на божественное происхождение Рима, прославить потомка Энея, восстановителя римского государства — Августа, и отметить в сказочных образах мифического прошлого светлые картины великой современной поэту эпохи.
Эней — после Гектора славнейший герой Трои, сын Анхиза и Афродиты, рожденный на горе Иде. По Гомеру Эней состоял в родстве с правящей троянской династией, происходя от общего с ней предка Троса, он жил в Дардане, принадлежавшем Анхизу, и в первые годы Троянской войны не принимал в ней участия.
Когда Ахилл напал на Энея и оттеснил в Лирнесс, он повел свои отряды против греков. В битвах под Троей он принимал деятельное участие. В поединках с Диомедом (из-за трупа друга своего Пандара) и с Ахиллом был избавлен от гибели в первый раз Афродитой, во второй раз Посейдоном.
Послегомеровские сказания и основанные на них литературные памятники создали Энею великое героическое поприще, причем в наслоении мифических сюжетов, сгруппировавшихся около Энея, этапными пунктами служили топографические названия, сближенные с именем Энея, и местности с культом Афродиты. Таким образом сага об Энее, через южную Фракию, острова Делос, Эрит, Киферу, через Аркадию, Эпир, Сицилию и Карфаген дошла до Италии.
По древнейшему послегомеровскому преданию Эней, спасшийся после взятия и сожжения Трои, остается в Троаде, где основывает новое поселение. Позднее распространяется сказание о переселении его на полуостров Паллену (Гелланик), где он основывает город Энею, и в Гесперию, то есть Италию. О троянском происхождении латинян и, в частности, римлян сообщает впервые определенно Тимей (современник Пирра), по свидетельству которого Эней основал Лавиний, со святилищем троянских пенатов, и Рим. Сам Пирр, по словам Павзания, решился на войну с римлянами под влиянием мысли, что он, как потомок Ахилла, будет бороться с потомками троянцев.
В третьем веке предание о происхождении римлян от троянцев утвердилось в Риме и нашло выражение в произведениях Невия, Энния, Фабия. Великий город видел в Энее, как представителе древнейшего великого царства, своего предка, а возвысившийся в 1-м веке до нашей эры род Юлиев — в сыне Энея, Иуле, своего родоначальника. Обстоятельный рассказ о странствованиях и судьбах Энея дает нам греческий историк Дионисий Галикарнасский. На том же материале, но в чисто римском освещении, основана поэма современника Дионисия, Виргилия, носящая имя Энея. В Виргилиевой Энеиде, как в фокусе, сгруппировались все основные черты местных сказаний об Энее, но освещенные одной преобладающей идеею. Как национальная эпопея, Энеида имела целью указать на божественное происхождение Рима, прославить потомка Энея, восстановителя римского государства — Августа, и отметить в сказочных образах мифического прошлого светлые картины великой современной поэту эпохи.
Эдип
Эдип — потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.
Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги и связав их вместе, отослали его на Киферон, где Эдипа нашел пастух, приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион, или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына.
Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения, Эдип обратился за разъяснениями к оракулу и получил от него совет — остерегаться отцеубийства и кровосмешения. Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту.
В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал. Эдипу удалось разгадать эту загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? Ответ — человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту — его собственную мать. Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и он в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями.
Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями его, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив. Эдип в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, кончил свою полную страданий жизнь.
Эдип — потомок Кадма, из рода Лабдакидов, сын фиванского царя Лая и Иокасты, или Эпикасты, излюбленный герой греческих народных сказаний и трагедий, ввиду множества которых очень трудно представить миф об Эдипе в его первоначальном виде.
Согласно наиболее распространенному сказанию, оракул предсказал Лаю о рождении сына, который убьет его самого, женится на собственной матери и покроет позором весь дом Лабдакидов. Поэтому, когда у Лая родился сын, родители, проткнув ему ноги и связав их вместе, отослали его на Киферон, где Эдипа нашел пастух, приютивший мальчика и принесший его затем в Сикион, или Коринф, к царю Полибу, который воспитал приемыша, как собственного сына.
Получив однажды на пиру упрек в сомнительности происхождения, Эдип обратился за разъяснениями к оракулу и получил от него совет — остерегаться отцеубийства и кровосмешения. Вследствие этого Эдип, считавший Полиба своим отцом, покинул Сикион. На дороге он встретил Лая, затеял с ним ссору и в запальчивости убил его и его свиту.
В это время в Фивах производило опустошения чудовище Сфинкс, задававшее несколько лет подряд каждому загадку и пожиравшее всех, кто ее не отгадывал. Эдипу удалось разгадать эту загадку (какое существо утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? Ответ — человек), вследствие чего Сфинкс бросился со скалы и погиб. В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту — его собственную мать. Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и он в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни. По древнему сказанию Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями.
Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями его, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив. Эдип в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), где в святилище Эриний, кончил свою полную страданий жизнь.
Циклопы
Циклопы — в космогоническом эпосе Гезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов.
На отношение Циклопов к атмосферному явлению грозы указывают имена их: Бронт (гром), Стероп (молния) и Арг (яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну — миф, в основе которого лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Крона. Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на Циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их.
Циклопы, о которых сообщает нам Гомер в Одиссее, носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки. Им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием.
Циклоп Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и его имя), и ростом. Сила его такова, что он легко поднимает и швыряет камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный.
Связь Циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Циклопов как морских божеств. На Истме приносили жертвы Циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами.
Имя Циклопа Гереста может быть сближено с евбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время устраивает землю и из морских глыб строит стены, дамбы и прочее, постольку же и Циклопы считаются мифическими строителями. Им приписывается постройка названных по их имени циклопических стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких" Циклопов пришли из Ликии к Тирифскому царю Пройту и построили ему из громадных камней твердыни города.
В позднейших сказаниях Циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам, сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как тип первобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемся большой популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее.
Циклопы — в космогоническом эпосе Гезиода порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов.
На отношение Циклопов к атмосферному явлению грозы указывают имена их: Бронт (гром), Стероп (молния) и Арг (яркий, сверкающий). За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну — миф, в основе которого лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При посредстве их Крон победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Крона. Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на Циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их.
Циклопы, о которых сообщает нам Гомер в Одиссее, носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки. Им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием.
Циклоп Полифем, которого Одиссея наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом (отсюда и его имя), и ростом. Сила его такова, что он легко поднимает и швыряет камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный.
Связь Циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение его с морским исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты Циклопов как морских божеств. На Истме приносили жертвы Циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами.
Имя Циклопа Гереста может быть сближено с евбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время устраивает землю и из морских глыб строит стены, дамбы и прочее, постольку же и Циклопы считаются мифическими строителями. Им приписывается постройка названных по их имени циклопических стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь "чреворуких" Циклопов пришли из Ликии к Тирифскому царю Пройту и построили ему из громадных камней твердыни города.
В позднейших сказаниях Циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к острову Лемносу и к Липарским островам, сохранившим следы вулканического происхождения. Полифем Одиссеи, как тип первобытного некультурного существа, в одном мифе, пользовавшемся большой популярностью, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой Нереиде Галатее.
Цербер
Цербер — в греческой мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербера он упоминается впервые у Гезиода.
При пропуске теней в подземное царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель. Даже имя Кербер древние производили от слов «души умерших» и «пожираю» или видели в этом имени синоним слова опасность.
Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки. На вазовых рисунках и других произведениях искусства Цербер изображался в виде злой овчарки. В более древнюю пору Цербера изображали обыкновению с двумя головами и змеиным хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с Цербером), иногда — с одной головой, но со змеями на спине, шее и животе. Позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем (в римскую эпоху) средняя его голова иногда изображалась львиной. В Гезиодовой теогонии Цербер считается сыном Тифаона и Эхидны.
Геракл, по приказанию царя Эврисфея, должен был доставить Цербера из подземного царства на землю, что ему и удалось выполнить. При этом на тех местах, где падала пена из пасти чудовища, вырастал ядовитый аконит.
Цербер — в греческой мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербера он упоминается впервые у Гезиода.
При пропуске теней в подземное царство Цербер ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает. Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель. Даже имя Кербер древние производили от слов «души умерших» и «пожираю» или видели в этом имени синоним слова опасность.
Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки. На вазовых рисунках и других произведениях искусства Цербер изображался в виде злой овчарки. В более древнюю пору Цербера изображали обыкновению с двумя головами и змеиным хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с Цербером), иногда — с одной головой, но со змеями на спине, шее и животе. Позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем (в римскую эпоху) средняя его голова иногда изображалась львиной. В Гезиодовой теогонии Цербер считается сыном Тифаона и Эхидны.
Геракл, по приказанию царя Эврисфея, должен был доставить Цербера из подземного царства на землю, что ему и удалось выполнить. При этом на тех местах, где падала пена из пасти чудовища, вырастал ядовитый аконит.
Уран
Уран — в греческой мифологии сын и супруг Геи (Земли), отец титанов и сторуких исполинов (гекатонхейров).
Так как Уран не позволял своим детям видеть свет и скрывал их в недрах земли, то Гея возмутила против него детей, и младший из титанов, Крон, кастрировал Урана с помощью поданного матерью серпа. Из крови, капли которой упали на землю, произошли эринии и гиганты, а отрезанный серпом член тела упал в море, и из пены, образовавшейся в том месте, где он упал, возникла Афродита.
Уран был олицетворением неба как космогонического явления, зиждительным небесным началом, наделяющим землю теплотою и влагою, посредством которых пробуждаются творческие силы земли, в противоположность все завершающему и дающему всем зрелость Крону, а также царственному богу основанного на справедливости и мудрости миропорядка — Зевсу.
Уран — в греческой мифологии сын и супруг Геи (Земли), отец титанов и сторуких исполинов (гекатонхейров).
Так как Уран не позволял своим детям видеть свет и скрывал их в недрах земли, то Гея возмутила против него детей, и младший из титанов, Крон, кастрировал Урана с помощью поданного матерью серпа. Из крови, капли которой упали на землю, произошли эринии и гиганты, а отрезанный серпом член тела упал в море, и из пены, образовавшейся в том месте, где он упал, возникла Афродита.
Уран был олицетворением неба как космогонического явления, зиждительным небесным началом, наделяющим землю теплотою и влагою, посредством которых пробуждаются творческие силы земли, в противоположность все завершающему и дающему всем зрелость Крону, а также царственному богу основанного на справедливости и мудрости миропорядка — Зевсу.
Титаны
Титаны — в греческой мифологии дети Урана (Неба) и Геи (Земли).
У Гомера упоминаются два Титана — Иапет и Крон, восставшие на Зевса и потерпевшие за то суровое наказание: отсюда возникло представление о титанах, как о виновниках существующей в мире ненависти и противниках стройного миропорядка. Так объясняет это мифическое понятие Гесиод, видя в титанах существа, имеющие злые стремления, намерения.
Преллер, напротив, в названии Титан усматривает "царей", "властителей", олицетворения светлых мирообразующих сил, на что указывает значение имен остальных 10 Титанов (сверх двух вышеупомянутых).
По Гесиоду, Титанов было 12 (6 — мужского и 6 — женского пола):
• Океан и Тетис (чета морских божеств);
• Гиперион и Тейя (небесные божества; от них произошли солнце, луна, звезды);
• Крей и Эврибия (властные божества, быть может моря; от них произошли Астрей, Паллант и Перс);
• Коей и Фойба (божества света; от них произошли Лето и Астерия);
• Иапет (отец Менойтия, Атланта, Прометея и Эпиметея, олицетворяющих состояния и свойства человеческой смертной природы);
• Крон, Фемис (мать, от Зевса, Мойр и Гор);
• Мнемозина (мать, от Зевса, Муз).
Возбужденные к восстанию матерью Геей, Титаны низвергли Урана и утвердили власть своего младшего брата Крона, который в свою очередь был свергнут сыном своим Зевсом. Лучшие из Титанов присоединились к Зевсу. Только Иапет и его потомство, заняв гору Отрий ("крутую, каменистую" гору), начали долгую и ожесточенную войну против олимпийских богов, которые утвердились на горе Олимпе. Наконец с помощью сторуких исполинов и киклопов, которых по совету Геры Зевс освободил из темницы, Титаны были побеждены и низвергнуты в Тартар, где сторукие великаны были поставлены сторожить их.
В позднейших сказаниях Титаны представляются примиренными с Зевсом, освобожденными из Тартара и переселенными с Кроном на острова блаженных. Позднее Титаны были отождествлены с гигантами и имя Титанов было перенесено на бога Солнца. Титанами назывались также титаниды — дети и внуки собственно Титанов.
Титаны — в греческой мифологии дети Урана (Неба) и Геи (Земли).
У Гомера упоминаются два Титана — Иапет и Крон, восставшие на Зевса и потерпевшие за то суровое наказание: отсюда возникло представление о титанах, как о виновниках существующей в мире ненависти и противниках стройного миропорядка. Так объясняет это мифическое понятие Гесиод, видя в титанах существа, имеющие злые стремления, намерения.
Преллер, напротив, в названии Титан усматривает "царей", "властителей", олицетворения светлых мирообразующих сил, на что указывает значение имен остальных 10 Титанов (сверх двух вышеупомянутых).
По Гесиоду, Титанов было 12 (6 — мужского и 6 — женского пола):
• Океан и Тетис (чета морских божеств);
• Гиперион и Тейя (небесные божества; от них произошли солнце, луна, звезды);
• Крей и Эврибия (властные божества, быть может моря; от них произошли Астрей, Паллант и Перс);
• Коей и Фойба (божества света; от них произошли Лето и Астерия);
• Иапет (отец Менойтия, Атланта, Прометея и Эпиметея, олицетворяющих состояния и свойства человеческой смертной природы);
• Крон, Фемис (мать, от Зевса, Мойр и Гор);
• Мнемозина (мать, от Зевса, Муз).
Возбужденные к восстанию матерью Геей, Титаны низвергли Урана и утвердили власть своего младшего брата Крона, который в свою очередь был свергнут сыном своим Зевсом. Лучшие из Титанов присоединились к Зевсу. Только Иапет и его потомство, заняв гору Отрий ("крутую, каменистую" гору), начали долгую и ожесточенную войну против олимпийских богов, которые утвердились на горе Олимпе. Наконец с помощью сторуких исполинов и киклопов, которых по совету Геры Зевс освободил из темницы, Титаны были побеждены и низвергнуты в Тартар, где сторукие великаны были поставлены сторожить их.
В позднейших сказаниях Титаны представляются примиренными с Зевсом, освобожденными из Тартара и переселенными с Кроном на острова блаженных. Позднее Титаны были отождествлены с гигантами и имя Титанов было перенесено на бога Солнца. Титанами назывались также титаниды — дети и внуки собственно Титанов.
Тезей
Тезей — греческий герой и царь афинский, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, дочери Пелопида — Питфея, царя Трезены. Питфей воспитал его, Хирон учил охоте, а Коннид был его путеводителем, почему афиняне последнему накануне праздника Тезея приносили в жертву барана. Юношей он посвятил дельфийскому Аполлону волосы со своей головы. Из Дельф он отправился в Афины, взяв меч и сандалии своего отца, по которым последний должен был узнать его.
Дорогой Тезей испытал всевозможные приключения: убил близ Эпидавра Перифета, сына Гефеста, прозванного Коринетом, так как он умерщвлял путников палицей. На перешейке он одолел разбойника Синида, сына Посейдона, прозванного Питиокамптом (сгибателем сосен): он разрывал путников на части, привязывая их ногами к двум согнутым деревьям. Далее, он убил кроммионского кабана и на границе между Мегарой и Аттикой — Скирона, грабившего прохожих и принуждавшего их мыть себе ноги, после чего он сбрасывал их в море, а трупы их поедала черепаха. В Елевзине он победил аркадского борца Керкиопа, на Кефиссе — Прокруста (вытягивателя). На Кефиссе он получил очищение от пролитой крови и отправился к отцу, у которого в это время находилась Медея. Узнав Тезея, она убедила Эгея отравить его. Но когда Тезей вынул меч, отец узнал его и Медея бежала с сыном от Эгея, Медом, в Колхиду.
Вслед за этим Эгей представил сына народу. Сыновья Палласа, брата Эгея, надеявшиеся после его смерти унаследовать его власть, возмутились, но были побеждены Тезеем и перебиты. Затем, Тезей поймал живым марафонского быка и принес его в жертву Аполлону Дельфийскому. В это время наступила пора в третий раз уплатить дань, наложенную на афинян Миносом за убийство Андрогея, — дань, состоявшую из 7 юношей и 7 девиц, которые каждые 9 лет отдавались на съедение Минотавру. Тезей вызвался отправиться в Крит, победил Миноса в лабиринте и спасся из запутанных ходов с помощью клубка ниток, данного ему Ариадной, дочерью Миноса.
По возвращении Тезея в Афины Эгей лишил себя жизни. Тезей сделался царем Аттики, убедив отдельные ее общины признать Афины столицей и центром Аттического государства. В память этого соединения он учредил праздник Панафиней и Синёкий. Он учредил также истмийские игры и соединил Мегару с Аттикой. С Гераклом Тезей участвовал в походе против амазонок. Был и в походе аргонавтов, по возвращении из коего узнал, что трон его занят Менесфеем, сыном Петея. Он отослал сыновей своих в Евбею, а сам, произнеся проклятие на афинян, отправился на остров Скирос, где царь Ликомед сбросил его со скалы в море. Сын его Демофонт снова овладел властью в Афинах.
Впоследствии Тезей получил в Афинах культ героя. По приказанию дельфийского оракула останки его были перевезены Кимоном в Афины и над его могилой воздвигнут великолепный храм. Праздник его приходился на 8 число Пианепсиона, и вообще 8-й день каждого месяца посвящался ему, равно как и Посейдону. Как Посейдон был национальным богом ионийского племени, так Тезей был главным ионийским героем, которого афиняне старались довести до одинакового блеска с дорическим Гераклом. Многие из его приключений сочинены по образцу Геракловых, при чем старались превзойти оригинал.
В искусстве Тезей был отчасти копией с Геракла. Обыкновенно он является безбородым юношей, с сильным сложением, указывающим на ловкость в борьбе: он считался изобретателем атлетики. Волосы его не такие курчавые, как у Геракла. В древнейших произведениях искусства он изображался с мечом, в позднейших — с палицей и львиной шкурой.
Тезей — греческий герой и царь афинский, сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры, дочери Пелопида — Питфея, царя Трезены. Питфей воспитал его, Хирон учил охоте, а Коннид был его путеводителем, почему афиняне последнему накануне праздника Тезея приносили в жертву барана. Юношей он посвятил дельфийскому Аполлону волосы со своей головы. Из Дельф он отправился в Афины, взяв меч и сандалии своего отца, по которым последний должен был узнать его.
Дорогой Тезей испытал всевозможные приключения: убил близ Эпидавра Перифета, сына Гефеста, прозванного Коринетом, так как он умерщвлял путников палицей. На перешейке он одолел разбойника Синида, сына Посейдона, прозванного Питиокамптом (сгибателем сосен): он разрывал путников на части, привязывая их ногами к двум согнутым деревьям. Далее, он убил кроммионского кабана и на границе между Мегарой и Аттикой — Скирона, грабившего прохожих и принуждавшего их мыть себе ноги, после чего он сбрасывал их в море, а трупы их поедала черепаха. В Елевзине он победил аркадского борца Керкиопа, на Кефиссе — Прокруста (вытягивателя). На Кефиссе он получил очищение от пролитой крови и отправился к отцу, у которого в это время находилась Медея. Узнав Тезея, она убедила Эгея отравить его. Но когда Тезей вынул меч, отец узнал его и Медея бежала с сыном от Эгея, Медом, в Колхиду.
Вслед за этим Эгей представил сына народу. Сыновья Палласа, брата Эгея, надеявшиеся после его смерти унаследовать его власть, возмутились, но были побеждены Тезеем и перебиты. Затем, Тезей поймал живым марафонского быка и принес его в жертву Аполлону Дельфийскому. В это время наступила пора в третий раз уплатить дань, наложенную на афинян Миносом за убийство Андрогея, — дань, состоявшую из 7 юношей и 7 девиц, которые каждые 9 лет отдавались на съедение Минотавру. Тезей вызвался отправиться в Крит, победил Миноса в лабиринте и спасся из запутанных ходов с помощью клубка ниток, данного ему Ариадной, дочерью Миноса.
По возвращении Тезея в Афины Эгей лишил себя жизни. Тезей сделался царем Аттики, убедив отдельные ее общины признать Афины столицей и центром Аттического государства. В память этого соединения он учредил праздник Панафиней и Синёкий. Он учредил также истмийские игры и соединил Мегару с Аттикой. С Гераклом Тезей участвовал в походе против амазонок. Был и в походе аргонавтов, по возвращении из коего узнал, что трон его занят Менесфеем, сыном Петея. Он отослал сыновей своих в Евбею, а сам, произнеся проклятие на афинян, отправился на остров Скирос, где царь Ликомед сбросил его со скалы в море. Сын его Демофонт снова овладел властью в Афинах.
Впоследствии Тезей получил в Афинах культ героя. По приказанию дельфийского оракула останки его были перевезены Кимоном в Афины и над его могилой воздвигнут великолепный храм. Праздник его приходился на 8 число Пианепсиона, и вообще 8-й день каждого месяца посвящался ему, равно как и Посейдону. Как Посейдон был национальным богом ионийского племени, так Тезей был главным ионийским героем, которого афиняне старались довести до одинакового блеска с дорическим Гераклом. Многие из его приключений сочинены по образцу Геракловых, при чем старались превзойти оригинал.
В искусстве Тезей был отчасти копией с Геракла. Обыкновенно он является безбородым юношей, с сильным сложением, указывающим на ловкость в борьбе: он считался изобретателем атлетики. Волосы его не такие курчавые, как у Геракла. В древнейших произведениях искусства он изображался с мечом, в позднейших — с палицей и львиной шкурой.
Сизиф
Сизиф царствовал в построенном им городе Эфире (= Коринф) и был основателем истмийских игр. Как указывает самое его имя, Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости. Этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ.
Как идеал хитрости Сизиф представлен в следующем мифе. Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но тот заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела Сизифа, который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на хитрость Сизифа, который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса.
В числе мучеников подземного царства древность называет Сизифа, который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, как невидимая сила снова устремляла его вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Преступление, за которое Сизиф был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов. По другим — в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромною каменною глыбою или сбрасывая их в море.
В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого. Наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу Сизифа показывали на Коринфском перешейке. Храм его (героон) находился в Коринфе.
Сизиф царствовал в построенном им городе Эфире (= Коринф) и был основателем истмийских игр. Как указывает самое его имя, Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости. Этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ.
Как идеал хитрости Сизиф представлен в следующем мифе. Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но тот заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела Сизифа, который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на хитрость Сизифа, который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса.
В числе мучеников подземного царства древность называет Сизифа, который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, как невидимая сила снова устремляла его вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Преступление, за которое Сизиф был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов. По другим — в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромною каменною глыбою или сбрасывая их в море.
В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого. Наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу Сизифа показывали на Коринфском перешейке. Храм его (героон) находился в Коринфе.
Селена
Селена — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мене. Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке свое нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен.
Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своем развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени Селена было совершенно забыто, то богиня, наверное, явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.
Поэты то называют ее сверкающим глазом ночи, то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния. Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца. Она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле. Она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния. Ей освящен день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс. От него она родила Пандию, которую чествовали в Афинах также около весеннего равноденствия. В горной Аркадии другом Селены был Пан. Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша Эндимион, рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Елиде. Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма. Когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши.
Селена — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мене. Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке свое нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен.
Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своем развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени Селена было совершенно забыто, то богиня, наверное, явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.
Поэты то называют ее сверкающим глазом ночи, то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния. Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца. Она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле. Она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния. Ей освящен день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс. От него она родила Пандию, которую чествовали в Афинах также около весеннего равноденствия. В горной Аркадии другом Селены был Пан. Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша Эндимион, рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Елиде. Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма. Когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши.
Сатурн
Сатурн — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова называли по имени бога.
Сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землей. В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.
Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна.
Исконное население Лация называлось Сатурновым. О поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. Оттого же древнейший безыскуственный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым.
С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.
Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий. Постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство, состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье.
Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой, вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг.
Сатурн — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова называли по имени бога.
Сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землей. В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.
Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна.
Исконное население Лация называлось Сатурновым. О поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. Оттого же древнейший безыскуственный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым.
С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.
Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий. Постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство, состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье.
Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой, вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг.
Рея
Рея — греческая богиня одна из титанид, по "Феогонии" Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Аида, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры.
Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем найденных.
На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Реи назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Рея малютку Зевса. Стуча оружием, они заглушали его крик, чтобы Кронос не мог его услышать. Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.
Рея — греческая богиня одна из титанид, по "Феогонии" Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Аида, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры.
Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем найденных.
На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Реи назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Рея малютку Зевса. Стуча оружием, они заглушали его крик, чтобы Кронос не мог его услышать. Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан.