Шива
Шива (в переводе с санскрита Шива – «дружественный», «благосклонный», «милый») — одно из трех главных божеств индийской мифологии после ведийской эпохи.
Возникновение этого мифологического образа может быть прослежено почти шаг за шагом и потому представляет большой научный интерес. Веды еще не знают отдельного бога Шива, но эпитет этот уже встречается в них (начиная с Ригведы) в применении к богу Рудре — прототипу Шивы, связанному с разрушителями Марутами (сыновья Рудры) и иногда с другим разрушительным богом — Агни (бог огня). У Рудры здесь замечаются две стороны: одна — светлая, другая — разрушительная. В Ригведе его славят как владыку гимнов и жертв, целителя, блестящего, как солнце, лучшего и добрейшего из богов, наделяющего пищей, благосостоянием и здоровьем людей и животных, прогоняющего болезни, но в то же время вооруженного громовой палицей, луком и стрелами, грозного разрушителя, подобного дикому зверю, восседающего на боевой колеснице.
В Яджурведе длинная молитва, посвященная Рудре, так называемая Шатарудрия, перечисляет ряд эпитетов Рудры: он благосклонен (çiva) и не страшен, освобождает от бед, является первым божественным целителем-врачом, но наружность его не свойственна светлому божеству: у него синяя шея, красное тело, 1000 глаз и 1000 колчанов. Здесь же Рудра называется загадочным эпитетом Триамбака («имеющий трех матерей»), отражающим легенду о трехкратном рождении Агни и становящимся впоследствии одним из обычных эпитетов Шивы. В Атхарва-веде Рудра является еще покровителем скота, но грозные черты его уже усиливаются: он темный, черный, губительный, ужасный. Его умоляют удалиться куда-нибудь в другое место и не грозить людям гибелью, ядом, небесным огнем.
Рядом с ним появляются второстепенные боги Бхава («благосклонный») и Шарва («стрелец из лука»), сливающиеся впоследствии с новым образом Шивы, и Кала — время, производящее и пожирающее все вещи — впоследствии одна из форм или один из атрибутов Шивы. В брахманах Рудра получает обычные эпитеты Шивы: Ишана, или Ишвара («владыка», «господь») и Магадева («великий бог»). О Рудре рассказываются здесь уже известные впоследствии легенды о рождении Шивы, его победах над непокорными демонами — Асурами, город которых он разрушает. Рудра отвечает здесь спрашивающим богам: "я один был прежде, есть и буду. Никто не превосходит меня. Я вечен и не вечен, видим и невидим, Брахма и не Брахма". В другом месте говорится: "он один только Рудра, он — Ишана, божественный, Магешвара («великий владыка»), Магадева...Есть только один Рудра, и для другого нет места...он без начала, середины или конца, единый, всепроникающий, блаженный дух, полный чудес, супруг Умы, верховный владыка, трехглазый, с синим горлом, тихий... Он — Брахма, Шива, Индра, не знающий гибели, блистательный. Он — Вишну, дыхание жизни, дух, верховный бог. Он — все, что было и будет, он — вечен. Познав его, человек преодолевает смерть". Здесь Рудра поднимается уже до высоты верховного божества, отождествляемого с другими великими богами.
Наконец, в Рамаяне является и великий бог Шива, хотя и с чертами более личными. Он ведет здесь борьбу с Вишну, принимает поклонение вместе с Брахмой, Вишну и Индрой, но в то же время признает божественность Рамы и занимает не столь высокое положение, как Вишну. Махабхарата также ставит выше Вишну и его форму — Кришну. Но и здесь встречаются места, в которых Шива занимает высшее положение и сам принимает поклонение от Вишну и Кришны. Здесь также уже намечаются некоторые из качеств и особенностей Шивы, которые получают впоследствии особое развитие в пуранах. Наблюдаются и попытки примирить соперничество между Шивой и Вишну путем их отождествления, подобно тому, как это выражено впоследствии в поэме Гариванша, где утверждается, что "нет никакого различия между Шивой, существующим в образе Вишну, и Вишну, существующим в форме Шивы".
Шиваитские пураны уже вполне определенно провозглашают главенство Шивы, развивая и дополняя мифы и беглые намеки древних источников в бесчисленных легендах и рассказах, посвященных прославлению излюбленного ими божества. Таким образом, ведийский Рудра, далеко не первый среди божеств ведийского пантеона, превратился в великого и могучего Шивы, третьего члена индийской троицы и верховного бога своих поклонников шиваитов.
Обыкновенно Шива рассматривают как олицетворение разрушительного принципа, но на деле его мифологический характер гораздо шире и богаче различными чертами. Под именем своего прототипа Рудры, ставшим теперь уже эпитетом или прозвищем Шива, или под другим именем Магакала ("великое время"), Шива является грозным разрушителем. Но как Шива, или Шанкара ("благосклонный"), Шива изображает творческую силу природы, восстанавливающей то, что ею же было разрушено, и в этой роли он почитается как Ишвара и Магадева. Символом его в этом значении служит линга, или эмблема фаллоса, один или вместе с соответствующим женским символом йони. Как олицетворение сурового аскетизма и религиозного размышления, которыми приобретаются сверхъестественные силы, совершаются всякие чудеса, достигается высшее знание и, наконец, слияние с мировым духом, Шива. получает имена: Магайоги, то есть "великий аскет-мудрец", Дигамбара или "одетый в воздух, нагой" и так далее.
Разрушительные черты Шива получают особое преобладание в новой его форме — Бхайрава, то есть "страшный разрушитель", наслаждающийся разрушением. Как владыка зла, Шива является также повелителем мелких демонов, бхутов, или Бхутешварой, посещающим кладбища и места сожжения мертвых, носящим змей на голове и ожерелье из черепов на шее и топчущим непокорных демонов.
Иногда Шива предается шумному веселью и, разгоряченный напитками, окруженный скачущими демонами, пускается с женой своей Деви в бешеный танец тандава, что и дало повод Мегасфену отожествить его с Дионисом. У шиваитов Шива является воплощением разных начал: времени, правосудия, огня, воды, солнца, творчества и разрушения и так далее. Такое разнообразие форм и качеств Шива имеет следствием множество имен и эпитетов. Индийские источники насчитывают до 1008 имен Шивы, большинство которых имеет описательный характер, вроде: Трилочана («трехглазый»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий») и так далее.
Шива изображается обыкновенно в виде красивого человека с пятью лицами и несколькими руками (2, 4, 8, 10), сидящего в глубоком раздумье, с третьим глазом посреди лба, увенчанного полумесяцем. Три глаза Шивы должны обозначать три деления времени (прошедшее, настоящее и будущее). Волосы его, слегка рыжие, собраны наверх наподобие рога, увенчанного символом реки Ганг, которую Шива поймал, когда она упала с неба. Ожерелье из черепов (мунда-мала) висит у него на шее, а змеи образуют на ней воротник (нага-кундала). Горло его синее от выпитого им яда, который должен был разрушить вселенную, а в руке он держит трезубец Пинака.
Одеждой Шивы служит шкура тигра, оленя или слона. Иногда он изображен одетым в шкуру, сидящим на шкуре тигра и держащим в руке оленя. Обыкновенно его сопровождает его бык Нанди (белого цвета), верхом на котором он иногда и изображается.
Другие атрибуты его: лук Аджагава, барабан в форме песочных часов, палица Кхатванга с черепом на конце и веревка для связывания непокорных оскорбителей. Спутники его — многочисленные демоны разных видов. Третий глаз Шивы обладает особой разрушительной силой. При помощи его Шива испепелил бога любви Каму за то, что тот осмелился внушить любовные мысли супруге Шивы - Парвати. Этот же глаз сжигает своим блеском всех богов и тварей при периодических разрушениях вселенной.
Местопребывание Шивы — священная гора Кайласа на севере за Гималаями. Здесь его окружают и охраняют полубоги Якшасы и множество различных духов, получающих приказания от приемного сына Шивы, бога войны Сканды, от Ганеши, Куберы, Вирабхадры, рассматриваемого иногда как одно из воплощений Шивы.
Как бог разрушения, Шива нередко отожествляется с Мртью («смерть»), и его древнее имя Пашупати ("покровитель скота") приобретает значение "повелитель человеческой скотины" или "владыка жертв", так как культ Шивы требовал кровавых жертв.
Шива (в переводе с санскрита Шива – «дружественный», «благосклонный», «милый») — одно из трех главных божеств индийской мифологии после ведийской эпохи.
Возникновение этого мифологического образа может быть прослежено почти шаг за шагом и потому представляет большой научный интерес. Веды еще не знают отдельного бога Шива, но эпитет этот уже встречается в них (начиная с Ригведы) в применении к богу Рудре — прототипу Шивы, связанному с разрушителями Марутами (сыновья Рудры) и иногда с другим разрушительным богом — Агни (бог огня). У Рудры здесь замечаются две стороны: одна — светлая, другая — разрушительная. В Ригведе его славят как владыку гимнов и жертв, целителя, блестящего, как солнце, лучшего и добрейшего из богов, наделяющего пищей, благосостоянием и здоровьем людей и животных, прогоняющего болезни, но в то же время вооруженного громовой палицей, луком и стрелами, грозного разрушителя, подобного дикому зверю, восседающего на боевой колеснице.
В Яджурведе длинная молитва, посвященная Рудре, так называемая Шатарудрия, перечисляет ряд эпитетов Рудры: он благосклонен (çiva) и не страшен, освобождает от бед, является первым божественным целителем-врачом, но наружность его не свойственна светлому божеству: у него синяя шея, красное тело, 1000 глаз и 1000 колчанов. Здесь же Рудра называется загадочным эпитетом Триамбака («имеющий трех матерей»), отражающим легенду о трехкратном рождении Агни и становящимся впоследствии одним из обычных эпитетов Шивы. В Атхарва-веде Рудра является еще покровителем скота, но грозные черты его уже усиливаются: он темный, черный, губительный, ужасный. Его умоляют удалиться куда-нибудь в другое место и не грозить людям гибелью, ядом, небесным огнем.
Рядом с ним появляются второстепенные боги Бхава («благосклонный») и Шарва («стрелец из лука»), сливающиеся впоследствии с новым образом Шивы, и Кала — время, производящее и пожирающее все вещи — впоследствии одна из форм или один из атрибутов Шивы. В брахманах Рудра получает обычные эпитеты Шивы: Ишана, или Ишвара («владыка», «господь») и Магадева («великий бог»). О Рудре рассказываются здесь уже известные впоследствии легенды о рождении Шивы, его победах над непокорными демонами — Асурами, город которых он разрушает. Рудра отвечает здесь спрашивающим богам: "я один был прежде, есть и буду. Никто не превосходит меня. Я вечен и не вечен, видим и невидим, Брахма и не Брахма". В другом месте говорится: "он один только Рудра, он — Ишана, божественный, Магешвара («великий владыка»), Магадева...Есть только один Рудра, и для другого нет места...он без начала, середины или конца, единый, всепроникающий, блаженный дух, полный чудес, супруг Умы, верховный владыка, трехглазый, с синим горлом, тихий... Он — Брахма, Шива, Индра, не знающий гибели, блистательный. Он — Вишну, дыхание жизни, дух, верховный бог. Он — все, что было и будет, он — вечен. Познав его, человек преодолевает смерть". Здесь Рудра поднимается уже до высоты верховного божества, отождествляемого с другими великими богами.
Наконец, в Рамаяне является и великий бог Шива, хотя и с чертами более личными. Он ведет здесь борьбу с Вишну, принимает поклонение вместе с Брахмой, Вишну и Индрой, но в то же время признает божественность Рамы и занимает не столь высокое положение, как Вишну. Махабхарата также ставит выше Вишну и его форму — Кришну. Но и здесь встречаются места, в которых Шива занимает высшее положение и сам принимает поклонение от Вишну и Кришны. Здесь также уже намечаются некоторые из качеств и особенностей Шивы, которые получают впоследствии особое развитие в пуранах. Наблюдаются и попытки примирить соперничество между Шивой и Вишну путем их отождествления, подобно тому, как это выражено впоследствии в поэме Гариванша, где утверждается, что "нет никакого различия между Шивой, существующим в образе Вишну, и Вишну, существующим в форме Шивы".
Шиваитские пураны уже вполне определенно провозглашают главенство Шивы, развивая и дополняя мифы и беглые намеки древних источников в бесчисленных легендах и рассказах, посвященных прославлению излюбленного ими божества. Таким образом, ведийский Рудра, далеко не первый среди божеств ведийского пантеона, превратился в великого и могучего Шивы, третьего члена индийской троицы и верховного бога своих поклонников шиваитов.
Обыкновенно Шива рассматривают как олицетворение разрушительного принципа, но на деле его мифологический характер гораздо шире и богаче различными чертами. Под именем своего прототипа Рудры, ставшим теперь уже эпитетом или прозвищем Шива, или под другим именем Магакала ("великое время"), Шива является грозным разрушителем. Но как Шива, или Шанкара ("благосклонный"), Шива изображает творческую силу природы, восстанавливающей то, что ею же было разрушено, и в этой роли он почитается как Ишвара и Магадева. Символом его в этом значении служит линга, или эмблема фаллоса, один или вместе с соответствующим женским символом йони. Как олицетворение сурового аскетизма и религиозного размышления, которыми приобретаются сверхъестественные силы, совершаются всякие чудеса, достигается высшее знание и, наконец, слияние с мировым духом, Шива. получает имена: Магайоги, то есть "великий аскет-мудрец", Дигамбара или "одетый в воздух, нагой" и так далее.
Разрушительные черты Шива получают особое преобладание в новой его форме — Бхайрава, то есть "страшный разрушитель", наслаждающийся разрушением. Как владыка зла, Шива является также повелителем мелких демонов, бхутов, или Бхутешварой, посещающим кладбища и места сожжения мертвых, носящим змей на голове и ожерелье из черепов на шее и топчущим непокорных демонов.
Иногда Шива предается шумному веселью и, разгоряченный напитками, окруженный скачущими демонами, пускается с женой своей Деви в бешеный танец тандава, что и дало повод Мегасфену отожествить его с Дионисом. У шиваитов Шива является воплощением разных начал: времени, правосудия, огня, воды, солнца, творчества и разрушения и так далее. Такое разнообразие форм и качеств Шива имеет следствием множество имен и эпитетов. Индийские источники насчитывают до 1008 имен Шивы, большинство которых имеет описательный характер, вроде: Трилочана («трехглазый»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий») и так далее.
Шива изображается обыкновенно в виде красивого человека с пятью лицами и несколькими руками (2, 4, 8, 10), сидящего в глубоком раздумье, с третьим глазом посреди лба, увенчанного полумесяцем. Три глаза Шивы должны обозначать три деления времени (прошедшее, настоящее и будущее). Волосы его, слегка рыжие, собраны наверх наподобие рога, увенчанного символом реки Ганг, которую Шива поймал, когда она упала с неба. Ожерелье из черепов (мунда-мала) висит у него на шее, а змеи образуют на ней воротник (нага-кундала). Горло его синее от выпитого им яда, который должен был разрушить вселенную, а в руке он держит трезубец Пинака.
Одеждой Шивы служит шкура тигра, оленя или слона. Иногда он изображен одетым в шкуру, сидящим на шкуре тигра и держащим в руке оленя. Обыкновенно его сопровождает его бык Нанди (белого цвета), верхом на котором он иногда и изображается.
Другие атрибуты его: лук Аджагава, барабан в форме песочных часов, палица Кхатванга с черепом на конце и веревка для связывания непокорных оскорбителей. Спутники его — многочисленные демоны разных видов. Третий глаз Шивы обладает особой разрушительной силой. При помощи его Шива испепелил бога любви Каму за то, что тот осмелился внушить любовные мысли супруге Шивы - Парвати. Этот же глаз сжигает своим блеском всех богов и тварей при периодических разрушениях вселенной.
Местопребывание Шивы — священная гора Кайласа на севере за Гималаями. Здесь его окружают и охраняют полубоги Якшасы и множество различных духов, получающих приказания от приемного сына Шивы, бога войны Сканды, от Ганеши, Куберы, Вирабхадры, рассматриваемого иногда как одно из воплощений Шивы.
Как бог разрушения, Шива нередко отожествляется с Мртью («смерть»), и его древнее имя Пашупати ("покровитель скота") приобретает значение "повелитель человеческой скотины" или "владыка жертв", так как культ Шивы требовал кровавых жертв.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи