Рама

Наука » Мифы » Древнеиндийская мифология
Рама
Рама

Рама (в переводе с санскрита «Rаmа» означает «милый», «красивый») — имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории: Парашурамой, Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Рамой разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений.
Этот Рама, старший сын царя Дашаратхи, происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну, происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Рамы рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна. Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен. Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть — другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть — третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев: Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности.
Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Раме за помощью против ракшасов. Рама и Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Рама убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве. Рама не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой.
Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Раму отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Рама удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pеками Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником. Рама не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом. Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны, влюбилась в Раму. Отвергнутая им, она напала на Раму и его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем. Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил.
В погоне за похитителем особенно полезной для Рамы оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя. Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Раму, который воцарился в Айодхье.
Окончание истории Рамы излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Рамы, разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Рамой было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Рама, в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Рамы его верную жену. Не желая жить без нее, Рама решился последовать за ней, что было одобрено и богами.
Любимый брат Рамы, Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Рама остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Рама отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Рама является героем-истребителем чудовищ. Вместе с тем он — олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей.
В легенде о Раме есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний: Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника: в ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия. Это же имя носит богиня — жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Рамы, мужа Ситы, с Рамой Галабхрт («носитель плуга»), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Рамы, как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа.
Рама до сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре. Но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (все его литературные памятники, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Рамы, что объясняется особенной чистотой самой легенды: Рама и Сита — олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия — не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Рамы ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия: «Ram! Ram!», употребляемой и ныне.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.