Фронтовой тыл – составная часть фронта (см. Фронт), имеющая важнейшее значение в подготовке и проведении фронтовой операции.
Основные задачи фронтового тыла: бесперебойное удовлетворение всех материальных потребностей армий и отдельных войсковых соединений, входящих в состав фронта; восстановление, ремонт и строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог, необходимых для передвижения войск, а также для перевозки снабженческих грузов и эвакуации раненых; подвоз материальных средств армиям и вывоз из армий неисправной материальной части, вооружения и имущества, требующих капитального ремонта, а также металлолома; эвакуация раненых и больных из армейских районов и лечение их в госпиталях фронта; капитальный ремонт материальной части и вооружения; организация охраны и обороны объектов фронтового тыла.
Фронтовой тыл состоит из фронтовых тыловых частей и учреждений, определенных запасов материальных средств и из фронтового тылового района (с входящими в него путями сообщения и линиями связи), в котором эти тыловые части и учреждения располагаются и выполняют свою работу. Фронтовой тыл – принципиальная особенность в системе снабжения на театре военных действий русской армии в первую мировую войну и в Советской Армии.
Во Франции, Германии, как и в других государствах, во время первой мировой войны в системе вооруженных сил фронтового тыла по существу не было, «фронтовое управление» или соответствующее этому понятию «Управление группы армий» являлось чисто оперативной инстанцией (см. Фронт). Не имея административно-хозяйственных функций, сто не имело самостоятельного тылового района и тыловых органов и учреждений. Материально техническое обеспечение и лечебно-эвакуационное обслуживание войск производилось по схеме: ставка главного командования – армия. Отсутствие фронтового тыла в этих армиях объясняется в первую очередь малой глубиной территории страны и насыщенностью территории железными дорогами. Во Франции и Германии в первую мировую войну театр военных действий на всю его глубину в тыл делился на армейские полосы. Глубина армейского и войсковых тыловых районов совпадала с глубиной театра военных действий. Общая же глубина театра военных действий во Франции в разные периоды войны на разных направлениях колебалась от 145 до 320 км, в Германии – до 390 км. Территория малых государств например Бельгия являлась театром военных действий. Относительно небольшая глубина территории и значительная сеть железных и шоссейных дорог позволяли армиям этих стран обеспечивать войска при наличии только войсковых и армейских тыловых учреждений.
Иную картину представлял собой театр военных действий в России. Сеть железных и шоссейных дорог была здесь мало развита, а промышленные и сырьевые ресурсы находились на большом удалении от линии фронта. Все это требовало, помимо запасов в войсковом и армейском тылу и помимо войсковых и армейских тыловых учреждений, содержать общефронтовые запасы материальных средств и общефронтовые тыловые части и учреждения. В русской армии в первой мировой войне и в Красной Армии во время гражданской войны фронт имел свое большое хозяйство, был самостоятельным организмом, обладал большими административно-хозяйственными полномочиями, имел широко развитую сеть фронтовых тыловых учреждений и фронтовые запасы материальных средств. Для эшелонированного размещения всех этих учреждений и запасов, для маневрирования ими из глубины, наконец, для использования местных средств с целью сокращения перевозов из глубокого тыла фронт имел самостоятельный тыловой район глубиной до 400 км и более. Так, например, глубина фронтового тылового района в 1914 г. по линии Гомель – Кобрин или по линии Глухов-Бердичев достигала 450 км. Вся же глубина театра военных действий, включающего войсковые, армейские и фронтовые тыловые районы, доходила до 700 км и более. Глубина театра военных действий в России в начале первой мировой войны по линии Конотоп- Люблин составляла около 600 км, а в конце войны по линии Вязьма – Смоленск – Барановичи – свыше 500 км.
Тыл действующей Советской Армии в период Великой Отечественной войны, наряду с войсковым и армейским тылом (см. Армейский тыл, Войсковой тыл), включал также и фронтовой тыл.
Фронтовой тыловой район представляет собой полосу местности, определяемую границами: со стороны действующих войск- разграничительной линией с армейскими тыловыми районами; с флангов – разграничительными линиями с соседними фронтами; с тыла – разграничительной линией с тылом страны. Боковые и тыловые разграничительные линии фронтового тылового района устанавливаются директивами центра.
Основу фронтовой тыл составляют тыловые части и учреждения, обеспечивающие выполнение задач, возлагаемых на фронтовой тыл Так, для снабжения войск материальными средствами фронт располагает полевыми фронтовыми складами по всем видам снабжения: артиллерийскими, горюче-смазочных материалов, продовольственными, бронетанкового имущества, автомобильного имущества, инженерными и др.
Полевые фронтовые склады содержат запасы соответствующих средств в количествах, обеспечивающих снабжение армий в проводимых операциях.
В условиях стабильных фронтов и слабой еще деятельности авиации периода первой мировой войны запасы во фронтовых складах создавались в больших размерах. В современных подвижных операциях содержание таких запасов было бы не целесообразно и создание их во многих случаях оказалось бы просто невозможным. Поэтому даже в условиях подготовки наступательной операции фронта объем запасов во фронтовых складах в современной войне значительно ниже, за исключением фронтов, действующих в трудных условиях местности (например, Карельский фронт в Великую Отечественную войну), в определенные периоды (зимой), когда эти запасы увеличивались, приближаясь по размерам к запасам периода первой мировой войны. Для создания запасов во фронтовых складах использовались в первую очередь грузы, направляемые центром, а кроме того, трофейные и поступающие в порядке использования местных средств. Сбор и использование лестных средств во фронтовой тыл для обеспечения нужд действующей армии имеют громадное значение. Количество складов зависит от боевого состава фронта, его ширины, коли-чества железнодорожных коммуникаций. По решающим видам снабжения фронт может иметь основные фронтовые склады (артиллерийские, ГСМ, продовольственные) минимум по одному на каждом из железнодорожных направлений, на которые базируется фронт; по остальным видам снабжения обычно фронт может иметь один – два склада. Фронтовые полевые склады располагаются вдоль железнодорожных коммуникаций фронта в районах железнодорожных станций.
Глубина фронтового тылового района в значительной степени зависит также от сети железнодорожных путей сообщения и наличия в тылу фронта железнодорожных узлов, необходимых для развертывания здесь фронтовых распорядительных станций как стыков между железными дорогами страны и железнодорожной сетью фронта.
Ширина тылового района также зависит от направления железнодорожных линий, так как сами разграничительные линии для тылового района фронта даются с учетом направления железных дорог, выделяемых введение фронта. Ширина фронтового тылового района определяется полосой действий фронта, т. е. его разграничительными линиями, и зависит от направления железнодо-рожных линий (в глубине района в особенности).
Основу фронтового тылового района составляют железнодорожные, водные и грунтовые пути (см. Коммуникации). Значение путей сообщения особенно возросло в современных войнах в связи с огромными потребностями войск в материальных средствах. Железные дороги являются основным средством осуществления всех видов массовых перевозок во фронтовой тыл Однако при существующей глубине тыловых районов, в условиях воздействия авиации противника на железнодорожные коммуникации и отставания темпов восстановления железных дорог от темпов продвижения войск в наступатель-ной операции, наибольшая эффективность в подвозе и эвакуации достигается сочетанием железнодорожных, водных, автомобильных и воздушных перевозок.
Для удовлетворения потребностей в оперативных и снабженческих перевозках современный фронт, как показывает опыт Великой Отечественной войны, должен располагать железнодорожной сетью, включающей 2 – 3 дороги коммуникационного направления. Материальные средства, выделяемые фронту из центральных складов или непосредственно из промышленных пред-приятий и источников добычи и обработки сырья, подвозятся на распорядительные станции (см.) фронта.
На фронтовые распорядительные станции возлагается: прием и учет всех снабженческих поездов, прибывающих в адрес фронта; разгрузка материалов, передаваемых во фронтовые склады; направление поездов в армейские базы. Эвакуация по железной дороге, перевозки по железнодорожной сети фронта и доставка материальных средств армиям организуются начальником тыла фронта через начальника военных сообщений фронта.
В качестве коммуникаций фронта используются также водные пути – морские и речные, если направление их соответствует нуждам фронта. В период сталинградской, битвы для войск Донского и Сталинградского фронтов большое количество грузов доставлялось по Волге и по Каспийскому морю. Для питания Приморской группировки войск Северо-кавказского фронта в основном использовался морской транспорт, доставлявший грузы по Черному морю. Обеспечение подвозом и эвакуацией в начале Великой Отечественной войны войск Одесского, а также Севастопольского районов осуществлялось также морским путем с баз Черного моря. Хорошо известна огромная роль Ладожского озера в период вражеской блокады Ленинграда. Ладога со своим транспортом являлась тогда единственной коммуникацией, не считая воздушного пути, по которой обеспечивался Ленинградский фронт и Ленинград материальными средствами и по которой непрерывно осуще-ствлялась эвакуация населения и имущества.
Реки и другие водные пути, используемые для подвоза и эвакуации, образуют водные участки фронта во главе с комендантом участка. В районах (пристанях) разгрузки и размещения грузов и перевалки на грунт организовывались пристани снабжения или перевалочные базы. Работа на них, а также дальнейший подвоз к войскам организовывались применительно к порядку, установленному для станции снабжения и баз, развертываемых на железной дороге.
Наряду с широким использованием железнодорожного и водного транспорта, осуществляющего основную массу перевозок, во фронтовой тыл в значительной степени применяется также автомобильный транспорт. Наиболее частое и массовое применение автомобильного транспорта может иметь место в случае нарушения железнодорожного движения, для дополнения работы железных дорог фронта, когда пропускная способность их не удовлетворяет потребностей подвоза и эвакуации и, наконец, для особо срочных перевозок. По количеству выполняемых во фронтовом тылу оперативных и снабженческих перевозе к автомобильный транспорт занимает второе место после железнодорожного транспорта.
Для наиболее эффективного использования автомобильного транспорта во фронтовом тылу специально организуются военно- автомобильные дороги (см.). В зависимости от ширины полосы, в которой действует фронт, а также от боевого состава фронта и условий дорожной сети, во фронтовой тыл могут быть оборудованы от одной до трех военно-автомобильных дорог.
Наряду с железнодорожным, водным и автомобильным транспортом довольно большое применение получил также авиационный транспорт. Авиационный транспорт, находившийся в распоряжении фронтового командования, особенно широко применялся для материального обеспечения войсковых соединений фронта при нарушении наземных коммуникаций или в условиях бездорожья.
Общее руководство фронтовой тыл и материально- техническим обеспечением фронта осуществляет командующий войсками фронта. Непосредственным организатором фронтовой тыл является начальник тыла фронта, согласо-вывающий все основные мероприятия по оперативному устройству тыла с начальником штаба фронта.
По установленной системе начальнику тыла фронта подчинялся ряд служб, обеспечивающих боевые действия войск фронта. Все службы снабжения, связанные с обеспечением специальных родов войск, подчинялись непосредственно начальникам родов войск (артиллерийское снабжение, снабжение механизированных войск и т. д.). Однако все без исключения службы выполняли указания начальника тыла по общей организации тыла, подвозу и эвакуации.
Начальник тыла фронта в качестве рабочего аппарата имел штаб во главе с на-чальником штаба.
Снабжением и обслуживанием войск фронта непосредственно руководили по своей специальности начальники служб, несущие за это полную ответственность. В своей работе они руководствовались приказами по тылу фронта и указаниями по специальным вопросам соответствующих начальников центральных управлений Министерства Вооруженных Сил. (Характеристика и группировка медицинских учреждений – см. Фронт – ме-дицинская служба фронта.)
Основные задачи фронтового тыла: бесперебойное удовлетворение всех материальных потребностей армий и отдельных войсковых соединений, входящих в состав фронта; восстановление, ремонт и строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог, необходимых для передвижения войск, а также для перевозки снабженческих грузов и эвакуации раненых; подвоз материальных средств армиям и вывоз из армий неисправной материальной части, вооружения и имущества, требующих капитального ремонта, а также металлолома; эвакуация раненых и больных из армейских районов и лечение их в госпиталях фронта; капитальный ремонт материальной части и вооружения; организация охраны и обороны объектов фронтового тыла.
Фронтовой тыл состоит из фронтовых тыловых частей и учреждений, определенных запасов материальных средств и из фронтового тылового района (с входящими в него путями сообщения и линиями связи), в котором эти тыловые части и учреждения располагаются и выполняют свою работу. Фронтовой тыл – принципиальная особенность в системе снабжения на театре военных действий русской армии в первую мировую войну и в Советской Армии.
Во Франции, Германии, как и в других государствах, во время первой мировой войны в системе вооруженных сил фронтового тыла по существу не было, «фронтовое управление» или соответствующее этому понятию «Управление группы армий» являлось чисто оперативной инстанцией (см. Фронт). Не имея административно-хозяйственных функций, сто не имело самостоятельного тылового района и тыловых органов и учреждений. Материально техническое обеспечение и лечебно-эвакуационное обслуживание войск производилось по схеме: ставка главного командования – армия. Отсутствие фронтового тыла в этих армиях объясняется в первую очередь малой глубиной территории страны и насыщенностью территории железными дорогами. Во Франции и Германии в первую мировую войну театр военных действий на всю его глубину в тыл делился на армейские полосы. Глубина армейского и войсковых тыловых районов совпадала с глубиной театра военных действий. Общая же глубина театра военных действий во Франции в разные периоды войны на разных направлениях колебалась от 145 до 320 км, в Германии – до 390 км. Территория малых государств например Бельгия являлась театром военных действий. Относительно небольшая глубина территории и значительная сеть железных и шоссейных дорог позволяли армиям этих стран обеспечивать войска при наличии только войсковых и армейских тыловых учреждений.
Иную картину представлял собой театр военных действий в России. Сеть железных и шоссейных дорог была здесь мало развита, а промышленные и сырьевые ресурсы находились на большом удалении от линии фронта. Все это требовало, помимо запасов в войсковом и армейском тылу и помимо войсковых и армейских тыловых учреждений, содержать общефронтовые запасы материальных средств и общефронтовые тыловые части и учреждения. В русской армии в первой мировой войне и в Красной Армии во время гражданской войны фронт имел свое большое хозяйство, был самостоятельным организмом, обладал большими административно-хозяйственными полномочиями, имел широко развитую сеть фронтовых тыловых учреждений и фронтовые запасы материальных средств. Для эшелонированного размещения всех этих учреждений и запасов, для маневрирования ими из глубины, наконец, для использования местных средств с целью сокращения перевозов из глубокого тыла фронт имел самостоятельный тыловой район глубиной до 400 км и более. Так, например, глубина фронтового тылового района в 1914 г. по линии Гомель – Кобрин или по линии Глухов-Бердичев достигала 450 км. Вся же глубина театра военных действий, включающего войсковые, армейские и фронтовые тыловые районы, доходила до 700 км и более. Глубина театра военных действий в России в начале первой мировой войны по линии Конотоп- Люблин составляла около 600 км, а в конце войны по линии Вязьма – Смоленск – Барановичи – свыше 500 км.
Тыл действующей Советской Армии в период Великой Отечественной войны, наряду с войсковым и армейским тылом (см. Армейский тыл, Войсковой тыл), включал также и фронтовой тыл.
Фронтовой тыловой район представляет собой полосу местности, определяемую границами: со стороны действующих войск- разграничительной линией с армейскими тыловыми районами; с флангов – разграничительными линиями с соседними фронтами; с тыла – разграничительной линией с тылом страны. Боковые и тыловые разграничительные линии фронтового тылового района устанавливаются директивами центра.
Основу фронтовой тыл составляют тыловые части и учреждения, обеспечивающие выполнение задач, возлагаемых на фронтовой тыл Так, для снабжения войск материальными средствами фронт располагает полевыми фронтовыми складами по всем видам снабжения: артиллерийскими, горюче-смазочных материалов, продовольственными, бронетанкового имущества, автомобильного имущества, инженерными и др.
Полевые фронтовые склады содержат запасы соответствующих средств в количествах, обеспечивающих снабжение армий в проводимых операциях.
В условиях стабильных фронтов и слабой еще деятельности авиации периода первой мировой войны запасы во фронтовых складах создавались в больших размерах. В современных подвижных операциях содержание таких запасов было бы не целесообразно и создание их во многих случаях оказалось бы просто невозможным. Поэтому даже в условиях подготовки наступательной операции фронта объем запасов во фронтовых складах в современной войне значительно ниже, за исключением фронтов, действующих в трудных условиях местности (например, Карельский фронт в Великую Отечественную войну), в определенные периоды (зимой), когда эти запасы увеличивались, приближаясь по размерам к запасам периода первой мировой войны. Для создания запасов во фронтовых складах использовались в первую очередь грузы, направляемые центром, а кроме того, трофейные и поступающие в порядке использования местных средств. Сбор и использование лестных средств во фронтовой тыл для обеспечения нужд действующей армии имеют громадное значение. Количество складов зависит от боевого состава фронта, его ширины, коли-чества железнодорожных коммуникаций. По решающим видам снабжения фронт может иметь основные фронтовые склады (артиллерийские, ГСМ, продовольственные) минимум по одному на каждом из железнодорожных направлений, на которые базируется фронт; по остальным видам снабжения обычно фронт может иметь один – два склада. Фронтовые полевые склады располагаются вдоль железнодорожных коммуникаций фронта в районах железнодорожных станций.
Глубина фронтового тылового района в значительной степени зависит также от сети железнодорожных путей сообщения и наличия в тылу фронта железнодорожных узлов, необходимых для развертывания здесь фронтовых распорядительных станций как стыков между железными дорогами страны и железнодорожной сетью фронта.
Ширина тылового района также зависит от направления железнодорожных линий, так как сами разграничительные линии для тылового района фронта даются с учетом направления железных дорог, выделяемых введение фронта. Ширина фронтового тылового района определяется полосой действий фронта, т. е. его разграничительными линиями, и зависит от направления железнодо-рожных линий (в глубине района в особенности).
Основу фронтового тылового района составляют железнодорожные, водные и грунтовые пути (см. Коммуникации). Значение путей сообщения особенно возросло в современных войнах в связи с огромными потребностями войск в материальных средствах. Железные дороги являются основным средством осуществления всех видов массовых перевозок во фронтовой тыл Однако при существующей глубине тыловых районов, в условиях воздействия авиации противника на железнодорожные коммуникации и отставания темпов восстановления железных дорог от темпов продвижения войск в наступатель-ной операции, наибольшая эффективность в подвозе и эвакуации достигается сочетанием железнодорожных, водных, автомобильных и воздушных перевозок.
Для удовлетворения потребностей в оперативных и снабженческих перевозках современный фронт, как показывает опыт Великой Отечественной войны, должен располагать железнодорожной сетью, включающей 2 – 3 дороги коммуникационного направления. Материальные средства, выделяемые фронту из центральных складов или непосредственно из промышленных пред-приятий и источников добычи и обработки сырья, подвозятся на распорядительные станции (см.) фронта.
На фронтовые распорядительные станции возлагается: прием и учет всех снабженческих поездов, прибывающих в адрес фронта; разгрузка материалов, передаваемых во фронтовые склады; направление поездов в армейские базы. Эвакуация по железной дороге, перевозки по железнодорожной сети фронта и доставка материальных средств армиям организуются начальником тыла фронта через начальника военных сообщений фронта.
В качестве коммуникаций фронта используются также водные пути – морские и речные, если направление их соответствует нуждам фронта. В период сталинградской, битвы для войск Донского и Сталинградского фронтов большое количество грузов доставлялось по Волге и по Каспийскому морю. Для питания Приморской группировки войск Северо-кавказского фронта в основном использовался морской транспорт, доставлявший грузы по Черному морю. Обеспечение подвозом и эвакуацией в начале Великой Отечественной войны войск Одесского, а также Севастопольского районов осуществлялось также морским путем с баз Черного моря. Хорошо известна огромная роль Ладожского озера в период вражеской блокады Ленинграда. Ладога со своим транспортом являлась тогда единственной коммуникацией, не считая воздушного пути, по которой обеспечивался Ленинградский фронт и Ленинград материальными средствами и по которой непрерывно осуще-ствлялась эвакуация населения и имущества.
Реки и другие водные пути, используемые для подвоза и эвакуации, образуют водные участки фронта во главе с комендантом участка. В районах (пристанях) разгрузки и размещения грузов и перевалки на грунт организовывались пристани снабжения или перевалочные базы. Работа на них, а также дальнейший подвоз к войскам организовывались применительно к порядку, установленному для станции снабжения и баз, развертываемых на железной дороге.
Наряду с широким использованием железнодорожного и водного транспорта, осуществляющего основную массу перевозок, во фронтовой тыл в значительной степени применяется также автомобильный транспорт. Наиболее частое и массовое применение автомобильного транспорта может иметь место в случае нарушения железнодорожного движения, для дополнения работы железных дорог фронта, когда пропускная способность их не удовлетворяет потребностей подвоза и эвакуации и, наконец, для особо срочных перевозок. По количеству выполняемых во фронтовом тылу оперативных и снабженческих перевозе к автомобильный транспорт занимает второе место после железнодорожного транспорта.
Для наиболее эффективного использования автомобильного транспорта во фронтовом тылу специально организуются военно- автомобильные дороги (см.). В зависимости от ширины полосы, в которой действует фронт, а также от боевого состава фронта и условий дорожной сети, во фронтовой тыл могут быть оборудованы от одной до трех военно-автомобильных дорог.
Наряду с железнодорожным, водным и автомобильным транспортом довольно большое применение получил также авиационный транспорт. Авиационный транспорт, находившийся в распоряжении фронтового командования, особенно широко применялся для материального обеспечения войсковых соединений фронта при нарушении наземных коммуникаций или в условиях бездорожья.
Общее руководство фронтовой тыл и материально- техническим обеспечением фронта осуществляет командующий войсками фронта. Непосредственным организатором фронтовой тыл является начальник тыла фронта, согласо-вывающий все основные мероприятия по оперативному устройству тыла с начальником штаба фронта.
По установленной системе начальнику тыла фронта подчинялся ряд служб, обеспечивающих боевые действия войск фронта. Все службы снабжения, связанные с обеспечением специальных родов войск, подчинялись непосредственно начальникам родов войск (артиллерийское снабжение, снабжение механизированных войск и т. д.). Однако все без исключения службы выполняли указания начальника тыла по общей организации тыла, подвозу и эвакуации.
Начальник тыла фронта в качестве рабочего аппарата имел штаб во главе с на-чальником штаба.
Снабжением и обслуживанием войск фронта непосредственно руководили по своей специальности начальники служб, несущие за это полную ответственность. В своей работе они руководствовались приказами по тылу фронта и указаниями по специальным вопросам соответствующих начальников центральных управлений Министерства Вооруженных Сил. (Характеристика и группировка медицинских учреждений – см. Фронт – ме-дицинская служба фронта.)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи