Гигиена труд.деят-сти: своеобразие и виды труд.деят-сти, гигиенич-е требов-я к орудиям труда. Гигиена уч.д-ти:план работы на день и неделю предусматр-т разные виды дея-ти:внутри и вне помещения,спокойные и активные занятия, индивид-ю дея-ть,занятия малыми и большими группами. Занятия нач-тся с 1.5 лет продолжит-сть и колич-во увелич-тся с возрастом. Для детей 1.5-2 лет-2 занятия(одно в 1-ю,2-е-во 2-ю полов. дня)по 8-10 мин. Занятия вкл: упражн-я по развит.речи, знакомству с окруж-м миром, дидактич-е игры,развитие движений, муз. занятия, физк. занятия, ИЗО.В младш. группе(2-4 г) заним-тся 2 раза в день(1-я пол. дня) по 10-15 мин с перерывом в 10-15 мин.В средн.(4-5лет) заним. до 20 мин с перерывом в 10-15 мин, кол-во занятий не более 2-х.В подготовит-й группе(6-7 лет)-3 занятия в день на 20-25,30 мин с перерывом в 10-15 мин. Увелич-е занятий до 3-х приводит к утомлению, ухудшению здоровья. Прогулки на воздухе обязат-ны в 1-й и 2-й половине дня. Дневн. сон: 1.5-2 года-2,5-з ч,в 2-3 года-2 ч.30 мин, в 3-4 года-2 ч 10 мин,в 4-5 лет-2 ч10 минут,5-6 лет-2 ч,6-7 лет-1 ч.40 мин. Гигиена труд. деят-ти: трудов. воспит-е нач-тся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщении к доступной им труд. дея-ти. Основн.виды труда-это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд(поручения, дежурства, коллективный труд детей). Во 2-й младш группе вводятся дежурства,а в старшей-общий труд,в старш. группе-совместный труд. В процессе труда дети приобритают навыки ухода за растениями и животными, осваивают действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о матер-х и их свойствах.Материалы и орудия труда долж. соответств-ть гиг-м требов-м и правилам охраны жизни и здоровья детей.При наблюдении труда детей в кажд. группе важно установить: созданы ли условия для труд. дея-ти, есть ли орудия труда, рационально ли хранится инвентарь. Наблюдая работу дежурных во 2-й м.группе надо, чтобы дети действовали без помощи окруж-х, в средн.группе-дежурили без напоминания, доводили начатое дело до конца,в старш. группе и подготовител-й группе-самостоят-но распределяли обязан-сти. выполняли все действия, соблюдали все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и др.).
До поступления ребенка в д/у в поликлинике долж. быть произведена подготовка с методич-ми рекоменд-ми.При выявлении отклонений в сост. здоровья осуществ-тся санация полости рта и носоглотки,зрения и др.При поступлении ребенка в д/у врач собирает у родителей сведения об особен-х сост-я развития и поведения ребенка,дает оценку сост-я здоровья,физич-го и нервнопсихич-го развития,делает назнач-е по питанию и оздоровит-х мероприятиям.Все сведения, полученные при приеме,вносятся в историю развития ребенка и доводятся до воспит-ля группы.Ежедневный утренний прием детей должен проводится воспитателем,котор. опрашивают родителей о сост. здоровья детей ,осматривают зев и кожу,измеряют t тела.При осмотре больные дети с подозрением на заболевание в д/у не допуск-тся.заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор,где остаются до прихода родителей,или госпитализируются.После перенесенного заболевания детей принимаются в д/у только при наличае справки участкового врача с указанием диагноза,длител-сти заболевания, проведенного лечения,а также с указанием рекомендаций по индивид-му режиму дня ребенка-на первые 10-14 дней.
Игры для детей-способ самовыражения,проба сил,расшир-тся кругозор ребенка, приобр-тся навыки,приобр-тся интерес к природе и ее живым обитателям.В играх воспит-ль может лучше узнать своих воспитан-в,их хар-р, привычки, способ-сти, творч-е возмож-сти,найти правильный способ воздействия на кажд. из воспитан-в. Игры сущест. разные: подвижные, сюжетные, подражательные,музыкал-е, дидактич-е, познавател-е.Игра развив-т ум, восприятие, формир-т механизм координации и управл-я движения, разв-т психич-е кач-ва. Игры на лыжах,в лесу,на воде,на коньках-для закаливания и укрепления орг-зма. Требов-я к предметам и оборудов-ю для игр и игрушкам.1.Оборудов-е долж. быть правильно оформленным, соответств-ть возрасту,эстетическим требов-м обслуживающего мира. 2.Игрушки долж. быть безопасными в пользовании,не наносить ущерба здоровью детей.3.Быть изготовл-ми из безопас-го матер-ла,без применения ядовитых веществ, повреждающих кожные и слизистые покровы ребенка, легко поддающиеся очисткеи дезинфекции.4.В детской или групповой комнате игрушки долж. хранится в застекленных шкафах или ящиках, игрушки, предназначенные для игры на площадках участка, хранятся отдельно. 5.воспит-ли долж. следить, чтобы игрушки не ломали, приучать детей ставить их на место, беречь.По весу и размеру игрушки изготовляют соответственно силе ребенка и размеру его рук,а форму и отделку делают такими, чтобы исключить ранения и травмы(у жестких игрушек острые углы и края закругляют). Максимал-й вес игрушек:до 3 лет-от 100 гр. до 400гр., дошк. возраста-500 гр. младш. школьн. возраста-700-800 гр. Рекомендуют:игрушки из пластмассы, резины,игры-из прессованной бумаги и картона. Куклы и мягкие игрушки ежедневно очищают щетками , облучают бактерицидными лампами. Одежду кукол в конце недели стирают и гладят утюгом. Обработка книжек, игр, заготовок из бумаги и картона производится бактерицидными лампами,а в случае инфекции игровые средства уничтожаются. Приобретенные игрушки подвергаются обеззараживанию (кипятят, проглаживают).
Динамич. стереотип явл. физиолог-кой основой построения режима дня. Подъем детей круглосуточных отделений для младших групп с 6.00, для старших с 7.00. Время от подъема до завтрака – туалет, гимнастика, закаливание, для приходящих детей профилак-й осмотр. Продолжительность сна, его частота с возрастом уменьшается: 1.от 10 мес.до 1,5 л. ребенок спит 14 ч. 2. От 3 до 5 лет-13,5 ч. 3.от 5 до 7 лет-12 ч. Время приема пищи и частота также изменяется: 1. От 6 мес. до 1 года 5 раз в день. 2. От 1 года до 7 лет – 4 раза. Во время бодраства 3-х летний ребенок играет со 2-й младшей группой, вводятся систематические общегрупповые занятия. До 1,5 лет в зимнее время прогулок не проводится. Потребность в свежем воздухе обеспечения во время дневн.сна. Прогулки проводятся с детьми от 1,5 лет и старше. Дети гуляют в 1-й раз после игр и занятий, следующих за завтраком, 2-й раз около 2-х часов после полдника. В зимнее время около 3-х часов общего времени. У детей старше 3-х свободное время заполняется не только играми, но и самообслуживание, дежурство, работа на участке. Родители забирают детей с 17.00 до 19.00 в круглосутках прогулка до 19.00, потом ужин 20.00, потом вечерний туалет. и отбой. Варианты режима: для составл-я режима необх. учитывать: сост. здоровья, время года, климатич-е условия. Детей перенесших теж. хронич. заболевания, страдающие заболев-ми , укладывать спать надо раньше, а поднимать позже, уменьшать время занятий, в некотор. случаях вводить дополнит. прием пищи. В теплое время ночной сон укорачивается на пол часа, а дневной удлиняется. В старш. Группе 2-е занятие снимается в пользу прогулки . Основные компоненты режима: сон, прием пищи, прогулка, занятия. На свежем воздухе дети лучше спят, после обеда необх. полоскать рот, стулья для снятой одежды надо размещать не вплотную к кроватям, чтобы воспитатель наблюдал детьми. t в группе 160 С. В холод. Время после засыпания открываются форточки на 5 мин. Воспитатель должен следить правильно ли лежит ребенок, нельзя чтобы ребенок был укрыт с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Не надо приучать спать детей на 1-м боку. Проснувшись раньше времени надо уложить снова. Чтобы дети быстро засыпали укладывать в 1-но время, устранить раздражители(свет, разговоры), надо объяснить родителям, что и в домаш. условиях надо это выполнять.
Совок-сть физико-химич-х и биолог-х свойств воздуха в жилом помещении назыв. микроклиматом. Микроклимат определ. t воздуха, его движением, влажностью, давлением, содерж-м в воздухе углекислого газа и пыли. Допустимая концентрация в помещениях -0,1%. t воздуха измер. с помощью термометра. По горизонтали: в центре помещения и в 4-х углах на расстоянии 0,2 м от стенки на высоте 1,5 м от пола. Определ. среднюю t и перепады между максимальным и минимальным показателями. По вертикали: в середине помещения на расстоянии 0,1 м, 1,5 м от пола и 0,2 м от потолка. регистрация показателей термометров производится через 10 мин. от нач. исследования. коэффициент аэрация – это отношение площади фрамуг и форточек площади пола. Влажность воздуха определ. используя стационарный психрометр, по инструкции к прибору. атмосферное давление в помещении определ. с помощью барометра или анероида. Скорость движения воздуха определ. кататермометрам в помещении и анемометром на улице. 1.19 0 в спальне занятий музыкой и танцами.2.20-210 в дошкол. помещении. 3. 230 в ясельной. 4.40-45% норма влажности. 5. 1/40,1/50 коэффициент аэрации. Угол падения не должен быть меньше 300 , освещен-сть в приемной 70, в группе до 200. Гигиенически норм. воздух-необх-е условие хорошего самочувствия, высокой работосп-сти. Надо следить за сост-м у детей полости рта и слизистых оболочек, дых. путей: своевр-но лечить зубы, ангины. Групповые комнаты долж. освещаться солнцем т.к. под воздейст-м ультраф-х излучений многие болезнетворные микробы гибнут, а организм ребенка станов.менее восприимчивым к заболев-м.
Для изуч-я физич-го развития применяют методики антропометрических обследований:1. соматометрические –это масса (вес) тела, измерение длины тела (рост сидя и стоя).Окружность груд. клетки, головы.2. Физиометрические -это мышечная сила кистей рук, спины (становая сила). 3. соматоскопические – оценка сост-я. опорно-двигат-го аппарата (форма позвоночника, груд. клетки, конечн-й), сост. кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений. Антрополитические исследования производят на обнаженном ребенке в светлом и теплом помещении в 1-ую половину дня, т.к. длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увелич-тся в среднем на 1кг за счет приема пищи. Рост –признак, характер-щий сост. пластич-х процессов в орг-ме, измеряется деревянным растомером или металлическим антропометром. Вес- выражает суммарную массу тела (развитие костномышечного аппарата, жировой клетчатки, внутренних органов) – измеряют с помощью медиц. весов.Окруж. грудной клетки (ОГК) - характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, функцион-е сост. органов груд. клетки. определ. ОГК сантиметровой лентой. Жел-показатель вместимости легких и силы дыхат. Мышц, измеряется водяным или воздушным спирометром. Проводят 2-3 раза. Мышечная сила рук- характеризует степень развития мускулатуры, измер-тся ручным динаметром 2-3 раза. Группы здоровья детей: 1.входят здоровые дети с норм. Уровнем физиолог-х функций. 2.входят здор.дети, но имеющие морфологическое и функцион-е отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям – это переболевшие дети, часто болеющие (3 и более раз вгод). 3.Дети, больные хронич-ми заболеваниями в состоянии комплексации, с физич-ми недостатками, но с сохранением функц-х возможностей орг-ма. 4.Больные хронич-ми заболеваниями, с пониженными возмож-стями, что препятствуют приспособляемости к изменяющимся условиям. 5.Больные хронич-ми заболев-ми в состоянии декомпенсации со значительно сниженными возмож-стями орг-ма (инвалиды 1-2 групп) дети этой группы не посещают детские учреждения общего профиля. Физическое развитие представл. Собой совок-сть морфолог-х свойств орг-ма, котор. характер-т процессы роста и созревания.
Здоровье детского населения складыв. на здоровья отдел-х детей, но оно как совок-сть обладает нов.признаками и кач-ми, котор. явл. предметом изуч-я специал-в соц. гигиены. Обществ. здоровье-это качественная интегративная хар-ка сбалансированности роста и развития человеч-кой популяции с природной средой и ее процессами. Для хар-ки обществ. здоровья использ. показатели:1.медикодемограф ический (уровень младенческой смертности, уров. рождаемости). 2. Показатели физич-го развития возрастнополовых групп. 3 . медикостатистические показатели заболев-сти. 4. учет данных об инвалидизации детей. Наибол.часто в практике, динамика сост. здоровья детского населения оценивается по заболев-сти, в связи с этим дет. население подлежит спец. профилакт-м углубленным осмотрам. Для оценки сост. здоровья дет. коллектива применяют след. показатели:1. Индекс здоровья (ИЗ) –это удельный вес детей, не болеющих в течении года среди всех обследованных процентов.2.патологическая пораженность –это частота хронич. заболеваний и функц-х отклонений в %.
Здоро́вье — сост. любого живого орг-ма, при котор. он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Факторы опред. здоровье. 1. Наследств-ность (около 20%). 2.Факторы средовые (ок.20%). 3. Факторы образа жизни (50%). 4.Работа системы здравоохранения. Роль тех или иных факторов в развитии неблагопр-х эффектов в сост. здоровья ребенка различна, в зав-сти от индивид-х особен-й ребенка. Наибольш. риску развития хронич-х болезней подвержены дети с оттягашенной наследст-стью (алкоголизм родителей, проф. вредности).Внешние фактры делятся на: 1.Абиотические факторы неживой природы (t, влажность, давление, кач-во воздуха и воды). 2.Биологические факторы живой природы (растения, животные, микроорганизмы). 3.Соц.-гигиенические факторы (соц.-эконом-й статусродителей).
Здоровье-сост.полного, физич-го, психич-го и соц-го благополучия, а не только отсутствие болезни и повреждений. Здоровье-сост. жизнед-сти, соответствие биологич-му возрасту ребенка, гармоничного единства физич-х и интеллект-х характер-к, формиров-е адаптационных реакций в процессе роста. В завис-сти от сост. здоровья выдел. группы: 1.Здоровые дети имеющие норм. физич-е и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функц-х отклонений. 2.Дети, у котор. отсутствуют хронические заболевания, но имеются некотор. функц-е нарушения, перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания с общей задержкой физич-го развития (низкий рост) без эндокринной патологии, недостаток массы тела или избыток. Часто или длительно болеющие ОРЗ.3. Дети, страдающие хроническими заболев-ми в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, дети с физич. недост-ми при нарушении соответств-х функций. 4.Дети, с хронич. Заболев-ми в активной стадии с частыми обострениями, дети с высокой вероят-тью осложнений основ-го заболевания, у котор. основное заболевание требует поддержательной терапии с физич-ми недост-ми, ограниченными возможн-тью труда и обучения. 5. Дети, страдающие тяжел. хронич. заболев-ми, с осложнениями основ-го заболев-я, требующие пост. терапии, дети-ивалиды с физич. недост-ми, котор. огранич-т возмож-ть обуч-я и труда. Распредел-е детей на группы здоровья позвол-т дать общую хар-ку сост. здоровья в дет. коллективах. Важно в гигиенич-м отклонении выдел-е 2-й группы т.е.лиц явл-хся здоровыми, но имеющие те или иные функц-ные отклонения.
1.Созревание.
2. Зрелый возраст.
3.Старения.
Провести четкие границы между ними сложно, на всем этапе созревания рост и развитие орг-ма протекает в соот-вии с существ-ми законами:1.Неравномер-сть темпа роста и развития: рост и развитие протекают непрерывно, но их темп имеет наименьшую зав-сть от роста. Чем моложе орг-зм, тем интенсивнее он растет и разв-тся (у 2 месяч. ребенка на 1 кг массы тела – 120ккл в сутки, у 1 года на 1 кг массы тела-100ккал в сутки), неравномерно измен. длина тел (1-й год на 47% увелич-тся, в 4-7 лет на 5-7 %). 2. Неодновр-сть роста и развития отдел-х орг-в и систем (гетерохронность): орг-м ребенка-единое целое, но развитие отдел-х орг-в и систем происходит неодновр-но. В 1-е годы жизни ребенка увелич-тся масса голов. и спин. мозга,потому что через систему осущест-тся взаимосвязь ребенка с внеш. средой. Формир-тся адаптационные мех-змы, лимфатическая ткань в 1-е годы не разв-тся ее формир-ние происх-т к 10 годам. 3. Половой диморфизм: проявл. в особен-х обменного процесса, темпа роста и развития отдел-х систем, так и орг-ма. Мальчики до полов возраста имеют антропоцентрические показатели (рост, вес, ОГК). В период полов.созревания соотношения меняются. После 12 мальч. нач. опережать дев-к. 4. Биолог-кая надеж-сть, функцион-х систем и орг-ма в целом базируется на представ-нии о широком диапазоне жизнен-х возмож-тей (в 10 мл содержится колич-во тромбина, котор. обеспеч-т свертывание всей крови). Избыточное содерж-е – надеж-сть системы свертывания. При отсутствии такой надеж-сти развития орг-ма была бы невозмож-м вследствие постоян. опасности прекращения жизни. 5. Генитическая обусловленность роста и развития (наследственность).6. Обусловл-сть роста и развития с рядовыми факторами: на физич. развитие оказыв-т влияние факторы внеш.среды (t0, атмосф. воздух, влажн-ть, состав пит.воды, соц. факторы-это матер-ный достаток, атмосфера в детс. коллективе. 7. акселерация и ретардация орг-ма: ускорение темпа роста и разв. орг-ма у детей и подрост-в по сравн с темпом роста прошл. Поколений.
2. Зрелый возраст.
3.Старения.
Провести четкие границы между ними сложно, на всем этапе созревания рост и развитие орг-ма протекает в соот-вии с существ-ми законами:1.Неравномер-сть темпа роста и развития: рост и развитие протекают непрерывно, но их темп имеет наименьшую зав-сть от роста. Чем моложе орг-зм, тем интенсивнее он растет и разв-тся (у 2 месяч. ребенка на 1 кг массы тела – 120ккл в сутки, у 1 года на 1 кг массы тела-100ккал в сутки), неравномерно измен. длина тел (1-й год на 47% увелич-тся, в 4-7 лет на 5-7 %). 2. Неодновр-сть роста и развития отдел-х орг-в и систем (гетерохронность): орг-м ребенка-единое целое, но развитие отдел-х орг-в и систем происходит неодновр-но. В 1-е годы жизни ребенка увелич-тся масса голов. и спин. мозга,потому что через систему осущест-тся взаимосвязь ребенка с внеш. средой. Формир-тся адаптационные мех-змы, лимфатическая ткань в 1-е годы не разв-тся ее формир-ние происх-т к 10 годам. 3. Половой диморфизм: проявл. в особен-х обменного процесса, темпа роста и развития отдел-х систем, так и орг-ма. Мальчики до полов возраста имеют антропоцентрические показатели (рост, вес, ОГК). В период полов.созревания соотношения меняются. После 12 мальч. нач. опережать дев-к. 4. Биолог-кая надеж-сть, функцион-х систем и орг-ма в целом базируется на представ-нии о широком диапазоне жизнен-х возмож-тей (в 10 мл содержится колич-во тромбина, котор. обеспеч-т свертывание всей крови). Избыточное содерж-е – надеж-сть системы свертывания. При отсутствии такой надеж-сти развития орг-ма была бы невозмож-м вследствие постоян. опасности прекращения жизни. 5. Генитическая обусловленность роста и развития (наследственность).6. Обусловл-сть роста и развития с рядовыми факторами: на физич. развитие оказыв-т влияние факторы внеш.среды (t0, атмосф. воздух, влажн-ть, состав пит.воды, соц. факторы-это матер-ный достаток, атмосфера в детс. коллективе. 7. акселерация и ретардация орг-ма: ускорение темпа роста и разв. орг-ма у детей и подрост-в по сравн с темпом роста прошл. Поколений.
В 1991 г. было принято несколько норматив-х актов о правах ребенка. Верховным советом РБ приняты постановл-я «О дополнит-х мерах по улучшению охраны материнства и детства в РБ» и 2 гос. программы:
1. «Нац. программа профилактики генетических последствий, обусловл-х на ЧАЭС».
2. «Комплексная программа профил-ки по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий на ЧАЭС». Совет министров РБ принял постановление «О мерах по улучшению работы спец. учебно-воспит-х учрежд-й для детей, имеющих недостатки в физич-м или умствен-м развитии». В последнее время принят ряд законов и на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, отцовства и детства, материнства. Признается, что ребенок не должен подвергатся жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, котор. могут нанести вред его физичес, умствен. развитию. Родители или лицаих заменяющие имеют право и обязаны воспит-ть детей, заботится об их здоровья, развитии, обучении.
1. «Нац. программа профилактики генетических последствий, обусловл-х на ЧАЭС».
2. «Комплексная программа профил-ки по охране материнства и детства в условиях воздействия последствий на ЧАЭС». Совет министров РБ принял постановление «О мерах по улучшению работы спец. учебно-воспит-х учрежд-й для детей, имеющих недостатки в физич-м или умствен-м развитии». В последнее время принят ряд законов и на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, отцовства и детства, материнства. Признается, что ребенок не должен подвергатся жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, котор. могут нанести вред его физичес, умствен. развитию. Родители или лицаих заменяющие имеют право и обязаны воспит-ть детей, заботится об их здоровья, развитии, обучении.
Педиатрия и гигиена имеют общую задачу, воспитание здорового и гармонично-развитого подрастающего поколения.
Существ-т различия:
1. Педиатрия имеет дело с отдел-ми детьми, ставится индивидуал диагноз, назнач-тся индивид-но лечеб-е и пофилактич. процедуры
2. Гигиена изуч.групповое сост-е здоровья – это назыв. санитарно-эпидимологическое благополучие населения, разрабат-тся оздоровительные мероприятия с большим колич-м детей, объединенных по основным признакам: пол, возраст, сост. здоровье. И та и другая наука включ. 2 взаимод-щие стороны – среду и ребенка, но педиатрия лишь учитывает среду, объектом изуч-я явл. ребенок. Гигиена учитывает реакции ребенка но воздейств-т на среду, преобразует ее, исходя из возрастных особен-й детей. В жизни работник д/у проводит в жизнь практические занятия, вытекающие из науч. достижений педиатрии и гигиены.
Существ-т различия:
1. Педиатрия имеет дело с отдел-ми детьми, ставится индивидуал диагноз, назнач-тся индивид-но лечеб-е и пофилактич. процедуры
2. Гигиена изуч.групповое сост-е здоровья – это назыв. санитарно-эпидимологическое благополучие населения, разрабат-тся оздоровительные мероприятия с большим колич-м детей, объединенных по основным признакам: пол, возраст, сост. здоровье. И та и другая наука включ. 2 взаимод-щие стороны – среду и ребенка, но педиатрия лишь учитывает среду, объектом изуч-я явл. ребенок. Гигиена учитывает реакции ребенка но воздейств-т на среду, преобразует ее, исходя из возрастных особен-й детей. В жизни работник д/у проводит в жизнь практические занятия, вытекающие из науч. достижений педиатрии и гигиены.