БОЛЕЗНЬ

Наука » Медицина » Общий раздел
БОЛЕЗНЬ – специфический биологиче­ский процесс, возникающий в организме че­ловека в результате взаимодействия послед­него с окружающей средой и приводящий к нарушению или полному прекращению его жизнедеятельности. Основной чертой, ка­чественно отличающей болезненные процес­сы от физиологических, является наличие угрозы нормальной жизнедеятельности че­ловека. «Что такое болезнь, как не стеснен­ная в своей свободе жизнь!» (К. Маркс).
Взаимодействие организма с окружающим миром является непрерывным процессом. Поэтому болезнь, как и здоровье, не являет­ся чем то постоянным и неизменным. Бо­лезнь есть процесс, явившийся результатом непрерывного исторического взаимодей­ствия человека с изменчивой окружающей средой.
Влиянию социальной среды принадлежит ведущая роль, так как воздействие биологи­ческих и физических факторов на человека сказывается не изолированно, а в конкрет­ных социально-экономических условиях. На формирование и течение болезненного про­цесса оказывают известное влияние и эндо­генные факторы, как, например, наслед­ственные и конституциональные особенно­сти, пол, возраст.
Из внешних факторов наибольшее значе­ние имеют условия труда, в которых про­является жизнедеятельность человека и воздействие его на окружающую среду, а «воздействуя на природу, человек изме­няет свою собственную природу» (К. Маркс). Следовательно, изменяя социальную среду, в частности, условия труда, можно привести не только к ликвидации причин ряда заболе­ваний, но и к изменению характера и тече­ния болезни.
В классовом обществе, где трудящиеся поставлены в худшие экономические усло­вия, где войны, промышленные кризисы, безработица являются неизбежными источ­никами травм и заболеваний, притом массо­вых, неизбежными становятся и многие бо­лезни. В коммунистическом обществе, по­скольку эти социальные причины и источ­ники заболеваний будут ликвидированы, перестанет быть неизбежностью и ряд об­условленных ими заболеваний.
Исторически понятие болезни берет нача­ло в глубокой древности. Понимание сущно­сти болезни изменялось в соответствии с раз­витием наук, эволюцией взглядов на сущ­ность жизни. До XV в. господствовало в той или иной форме механистическое направле­ние. Болезнь представлялась как результат нарушения гармонии, равновесия между жидкостями (гуморальное направление – Гиппократ) или плотными частями организ­ма (солидарное направление – Демокрит), Гален, объединивший в своем учении гумо­ральное и солидарное течения, а в после­дующем ятрофизики, ятрохимики свели толкования о сущности болезни к тем же процессам нарушения гармонии или равно­весия между физическими и химическими элементами организма.
Теологическое толкование Парацельса, который приписывал возникновение болез­ни влиянию особой жизненной силы – «архея», отражало лишь дух времени и за­стой в развитии наук в средневековье.
Только в конце XVIII и в начале XIX в. с развитием естественно-биологических наук, особенно анатомии и физиологии, был создан подлинно научный базис медицины. Вирхов в классическом труде о «Целлюлярной патологии» создал учение о локали­зации всех болезней в определенных тканях и органах. Роль этого учения для понима­ния болезни была огромна, оно оставило глубокие следы и до сих пор, но вместе с тем оно породило и узко локалистическое мышление. Быстрое развитие знаний в об­ласти биохимии, неврологии и эндокрино­логии подтверждает с разных сторон суще­ствование неразрывной связи и взаимной зависимости всех процессов в организме. На новой основе возникает синтетическое направление в медицине, положившее на­чало современному научному изучению сущности болезни.
Синтетическое направление в медицине, опирающееся на функциональную патоло­гию, открыло большие возможности для установления сущности болезни. Функцио­нальная патология приводит к пониманию болезни «как специфического биологическо­го процесса, синтетически объединяющего структуру и функцию органов, и к мони­стическому представлению об организме как единой психо-физиологической целост­ности и, наконец, к ведущей роли, принад­лежащей в клинике невро-гуморальным корреляциям и регуляторным механизмам, решающим в конечном счете вопрос о тече­нии болезни и о судьбе больного» (Р. Лурия).
Эта теория основана на следующих поло­жениях: 1) существует причинная зависи­мость жизненных процессов, функций орга­нов, систем и организма в целом от внеш­ней среды; 2) болезнетворные влияния по­следней сказываются только после того, как они проникнут через «барьерные при­способления организма и вступят во взаимо­действие с его тканями»; 3) изменения функ­ций, жизненных процессов в одном из орга­нов не могут рассматриваться и изучаться
в отрыве от человека в целом; 4) в основе функциональных изменений лежат мате­риальные явления; 5) ведущую роль в изме­нениях функций всех решительно органов и систем играет вегетативная нервная си­стема. Влияние вегетативной системы осу­ществляется как непосредственно, так и через эндокринный аппарат.
Изменения влияния ее имеют «не мимо­летный характер, будучи раз вызваны, оставляют ткани на известный период вре­мени на новом уровне функциональной спо­собности» (Леон Абгарович Орбели).
Проявления и течение болезни,независи­мо от причины, их вызвавшей, подчинены некоторым общим закономерностям. Тече­ние болезни у каждого больного имеет, как пра­вило, индивидуальные отклонения, связан­ные с особенностями организма, его консти­туцией, анамнезом больного, особенностями окружающей его среды и т. д. Болезнь пред­ставляет собой динамический процесс, ко­торый имеет свои истоки (причины), законо­мерные периоды развития и исходы. Момен­ту проявления болезни предшествует: 1) так называемый скрытый период болезни (для инфекционных болезней он называется инкубационным). Этот период протекает бессимптомно или симптомы на­столько незаметны, что их лишь иногда может уловить опытный клиницист. Про­является болезнь обычно не сразу; переход к новому стойко измененному, болезненному состоянию функций происходит через опре­деленный промежуток времени, который называется 2) продромальным пе­риодом, или преморбидным состоянием. Эго – состояние на границе между здо­ровьем и болезнью, когда налицо лишь ран­ние симптомы и «миниатюрные» формы бо­лезни. Уловить этот период представляет для врача задачу огромной важности, так как это дает ему возможность для актив­ного вмешательства и применения наиболее ценного профилактического лечения еще до наступления необратимых органических из­менений. 3) Период выраженных признаке в – высота (acme) болезни; в этом периоде процессы болезни текут нерав­номерно, например, более тяжело в ночное время, что связывается с изменением тонуса вегетативной нервной системы и ее трофиче­ского влияния. Для заболеваний, протекаю­щих с подъемами температуры тела, харак­терны утренние и вечерние ее колебания. Для большей части заболеваний характер­на также цикличность, смена рецидивов и ремиссий, наличие так называемых «кри­зов» и сезонность. Весной и осенью уча­щаются рецидивы малярии, обострения туберкулеза. Периодичность ярко сказы­вается, например, при циклотимии, пернициозной анемии, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки и др. Течение болезни завершается или 4) периодом выздо­ровления, или 5) гибелью боль­ного. Период выздоровления может за­кончиться неполным восстановлением ана­томического строения и функций различ­ных органов и систем и привести к нару­шению трудоспособности и жизнеспособ­ности, т. е. длительному состоянию инва­лидности (нетрудоспособности), к стойким, последствиям, ограничивающим индивиду­альную приспособляемость к условиям внешней среды.
Классификации и номенклатура болез­ней являются предметами обсуждения спе­циальных международных конференций (см. Номенклатура болезней).
Каждая из выделившихся в самостоятель­ную дисциплину клинических отраслей ме­дицины – терапия, хирургия, отолярингология и др. – пользуется своей более широ­кой диференцированной номенклатурой, в зависимости от преследуемых ею исследо­вательских задач. Теоретическая и практи­ческая медицина вызвала к жизни, кроме того, такие понятия, как «социальные», «профессиональные» и «войсковые» болезни.
Понятие «войсковые болезни» в отечест­венной медицине употреблялось уже в пер­вых печатных трудах, касающихся заболе­ваний в армии и относящихся к XVIII и началу прошлого столетия. А. Чаруковский в своей работе «Военно-походная меди­цина» (1826 г.) следующим образом опре­деляет понятие «военные болезни»: «Солдат, как человек, подобно прочим людям, под­вержен многоразличным недугам, но как воин, он поражается сверх того особен­ными болезнями либо и общими всему чело­веческому роду, но стечением военных обстоятельств значительно измененными». При этом он понимал, что «нет болезней, исключительно принадлежащих воину и армии в мирное и военное время».
Анализируя особенности армии «как пред­мет патологии», он выделяет две причины^ порождающие «солдатские болезни» в воен­ное время: одна из них состоит в особенно­стях труда и быта в армии, другая происхо­дит от «земных и всемирных влияний на солдата», лишенного житейских удобств и защиты и подверженного действию стихий, климата и сезонов года «во всей наготе». Подчеркивая исключительную подвержен­ность войск влиянию внешних факторов, он выдвигает как «неоспоримую истину по­левой медицины», что лечение болезней, армии должно быть «предохранительным» и «терапевтическим».
Значение воздействий особых условий и порядка комплектования армии, особен­ностей труда и быта войск и внешних усло­вий на характер и течение заболеваний, у людей, призванных нести военную служ­бу, остается в силе и теперь. Правда, существование особых «военных заболева­ний», как это утверждалось некоторыми авторами в прошлом, теперь полностью отвергается.
Переход армии от мирного положения к. военному приводит также к изменению со­отношения различных форм болезни: «трав­матическая эпидемия» приносит резкое уве­личение числа заболеваний, связанных с боевыми повреждениями; возрастает число заболеваний, реже встречающихся в мир­ное время (туберкулез, язвенная болезнь, малярия, кардио-пульмональный синдром).
Течение терапевтических заболеваний и боевых повреждений приобретает нередко, затяжной, атипичный характер, со склонностью к образованию комбинированных синдромов и осложнений, запутывающих клиническую картину, затрудняющих диа­гноз и прогноз.
Приведенное, естественно, побуждает военную медицину к проведению целой си­стемы организационно-методических меро­приятий, вытекающих из основ единой военно-полевой медицинской доктрины (Е. Смирнов).
Такое использование современного уче­ния о болезни обеспечивает военной меди­цине успех в борьбе за здоровье человека, призванного быть воином.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.