ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В XX В.
К началу XX в. большая часть Африканского континента была подчинена колониальными державами. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX в. были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Страшная сонная болезнь опустошила огромные территории в Тропической Африке, от голода и болезней погибло до трети населения нынешних Кении, Эфиопии и Танзании.
Англо-бурская война 1899—1902 гг. и Первая мировая война (см. ст. «Буры» и «Первая мировая война») завершили колониальный раздел этих частей континента; независимость (в значительной мере формальную) сохранили лишь Эфиопия и Либерия. Колониальное господство в Африке, как и во всём остальном мире (см. ст. «Колониализм и распад колониальной системы»), имело неоднозначные последствия. При всей своей ярко выраженной эксплуататорской сути колониализм выступал и как созидательная сила в сферах экономики, образования, медицины, способствовал политическому пробуждению местного населения, зарождению новых, политических форм антиколониального протеста. Правда, в это время ещё сохранял силу так называемый феодальный национализм, были широко распространены независимые африкано-христианские церкви и секты, представлявшие собой своеобразное соединение некоторых идей и принципов христианства и традиционных, доколониальных африканских верований и религий. Именно на их основе в это время организовывались массовые движения, выливавшиеся в открытую вооружённую борьбу против колонизаторов. Часто такие движения возглавляли простые люди, считавшие себя мессиями, пророками, призванными освободить свой народ от иноземного гнёта. Иногда руководителями становились вожди племён или больших племенных объединений. Такие «мессии», «пророки», вожди стояли во главе наиболее массовых антиколониальных выступлений конца XIX — начала XX в.: восстаний племён ндебеле и шона 1896— 1897 гг. в Родезии, гереро и нама 1904 г. в Юго-Западной Африке, Маджи-Маджи («большая вода» или «волшебное снадобье» на языке суахили) 1905—1907 гг. на территории нынешней Танзании, дервишей 1899—1920 гг. в Сомали.
Межвоенные годы были для большинства африканских стран временем экономического роста, связанного в первую очередь с расширением и увеличением производства на экспорт. Вместе с тем Африка попадала во всё большую зависимость от мировых рынков сырья, испытывала на себе влияние экономических спадов в мире. Особенно ощутимыми были последствия мирового кризиса 1929—1933 гг., когда в африканских колониях заметно сократились доходы от экспорта и внешней торговли в целом, разорились многие мелкие и средние предприятия и компании. В эти годы в Африке укрепились позиции иностранного капитала, возникли новые гигантские колониальные компании.
Участие во Второй мировой войне заметно изменило экономическую, внутриполитическую и социально-психологическую обстановку во многих странах Тропической и Южной Африки (см. ст. «Вторая мировая война»). Началось быстрое развитие энергетики, строились крупные гидроэлектростанции: Оуэн-фолс в Уганде, Кариба на реке Замбези в Северной и Южной Родезии, система гидроэлектростанций на реках Луалаба и Луфира в Бельгийском Конго и др. Разрабатывались месторождения нефти и газа, железных, медных, марганцевых и урановых руд, бокситов, фосфатов, других видов сырья. В некоторых странах, прежде всего в ЮАР, Южной Родезии, быстро развивалась обрабатывающая промышленность. Увеличился приток иностранного капитала, особенно из США, а позднее, в 60-е гг., из ФРГ и Японии. Вместе с тем в ЮАР, Южной Родезии, Кении, португальских колониях и в некоторых владениях других стран власти проводили политику опоры на собственные силы, активно поддерживали местных белых предпринимателей и фермеров.
В метрополиях чувствовали, что в Африке назревают перемены, но отказаться от контроля над своими африканскими владениями ещё не были готовы. В Англии, Португалии, Бельгии принимались широкомасштабные планы развития африканских колоний, но они в гораздо большей мере учитывали интересы самих метрополий, белых общин в Африке, чем интересы её коренного населения.
И всё же перемены становились реальностью. Менялся социально-классовый состав африканского населения. Только с 1945 г. по начало 50-х гг. число наёмных рабочих в Тропической и Южной Африке выросло с 4 млн. до 7,5 млн. человек. Заметно расширились и увеличились миграции (перемещения) временных рабочих из глубинных сельских областей в районы быстро развивающейся горной промышленности и производства сельскохозяйственной продукции на экспорт. Например, в 1957 г. из 325 тыс. человек, занятых на золотых и угольных шахтах ЮАР, 217 тыс. были временными рабочими, пришедшими на заработки из Мозамбика, Северной и Южной Родезии; в свою очередь в Южной Родезии из 610 тыс. наёмных рабочих свыше 50% были из соседних африканских стран.
Перемены затронули и африканскую деревню, но здесь они происходили гораздо медленнее. Во многих странах в своеобразных «зонах застоя» деревня жила как бы в застывшем прошлом, сохранялся жизненный уклад доклассовых и раннеклассовых обществ. В то же время увеличение и модернизация сельскохозяйственного производства, особенно производства на экспорт, постепенно раскачивали многомиллионные сельские массы. В Западной и Экваториальной Африке, Уганде, Танганьике, других странах и районах с тяжёлым тропическим климатом, где не сложились крупные европейские поселения, усиленный рост сельскохозяйственного производства — потребность времени — могли обеспечить только сами африканцы. А для этого требовалась кардинальная перестройка архаичных общественных отношений, систем землевладения и землепользования, земледелия и скотоводства. Не случайно в «небелых» колониях ещё в межвоенные годы власти начали поощрять развитие африканских хозяйств, основанных на частном землевладении и землепользовании, производство в них экспортных сельскохозяйственных культур. Постепенно менялась ситуация и в белых колониях, где контроль над самостоятельной хозяйственной деятельностью африканцев долгое время был особенно жёстким. В 50—60-е гг. в них — не без давления со стороны набирающих силу африканских антиколониальных организаций и сторонников более гибкой, либеральной африканской политики в самих метрополиях — отменялись многочисленные ограничения и запреты на деятельность африканцев в сельскохозяйственной и других сферах, поощрялось развитие частного африканского землевладения и землепользования. Такие меры должны были привести в конечном итоге к созданию в африканской деревне среднего класса, который, наряду с нарождающейся африканской буржуазией, рассматривался как будущий социальный союзник метрополий после того, как их уход из Африки станет неизбежным.
Африканская буржуазия в это время была представлена преимущественно торговцами, владельцами небольших предприятий, средних ферм и плантаций. Но появлялись и действительно состоятельные люди: в таких странах, как Берег Слоновой Кости, Золотой Берег, Нигерия, Либерия, в 50-е гг. уже существовал довольно большой слой богатых плантаторов-африканцев.
Во многих странах увеличивались расходы на образование, что было не в последнюю очередь связано с растущими потребностями колониальных властей, иностранных компаний и местных европейских предпринимателей в квалифицированной рабочей силе (ввозить её в Африку из других стран мира, даже из Азии, как это делалось в XIX — начале XX вв., стало невыгодно), в людях, способных выполнять работу мелкого чиновника, учителя, медсестры. Меры по расширению образования вне зависимости от их главных целей приводили к ликвидации почти повсеместной неграмотности и невежества, ускоряя формирование национальной африканской интеллигенции. Африканцы начинали думать самостоятельно, менялось их представление об окружающем мире. Из среды вот таких мелких чиновников, учителей начальных и средних школ и т. д. вышли очень многие руководители борьбы за независимость.
Путь Африки к политическому освобождению не был лёгким. Во многих странах антиколониальную борьбу приходилось вести с оружием в руках. В конце 40-х гг. по Мадагаскару, в 50-е гг. по Кении и Камеруну прокатились мощные антиколониальные восстания. В начале 60-х гг. к вооружённой борьбе против режима апартхейда в Южной Африке (см. ст. «Буры» и сюжет «Апартхейд») перешли некоторые африканские организации Южной Африки, в частности, запрещённый властями в 1960 г. Африканский национальный конгресс. Подпольную военную организацию «Копьё нации» возгла-
вил Нельсон Мандела. Вскоре он и ряд других руководителей подполья были схвачены, Манделу приговорили к пожизненному тюремному заключению.
Одновременно во многих странах появлялись крупные антиколониальные организации, использовавшие ненасильственные средства и методы борьбы. Они представляли собой объединения различных политических партий и групп, этнических и культурных объединений, профсоюзов и пользовались массовой поддержкой населения. Численность Демократического объединения Африки, созданного во Французской Западной и Экваториальной Африке, превышала 1 млн. человек. Десятки и сотни тысяч членов насчитывали Национальный совет Нигерии и Камеруна, Союз народов Камеруна, Союз африканцев Кении, Национальный союз африканцев Танганьики, Национальный конгресс Уганды, Африканский национальный конгресс Северной Родезии и т. д. В названиях многих организаций присутствовало слово «национальный» (хотя наций как таковых ещё не было), означавшее, что они считают себя выразителями интересов всех национальных и этнических групп, всего населения своих стран. Некоторые антиколониальные руководители, подобные Кваме Нкрума, видели будущее Африки в её единстве.
Были у антиколониальных организаций Африки и свои внутренние проблемы. В борьбе за независимость участвовали разные силы, включая феодальные и чисто этнические, племенные, которые прежде всего стремились к власти, к установлению (или восстановлению) консервативных, застойных и даже реакционных порядков. Сказывались этнические, региональные различия и соперничество. Так было в Нигерии, Бельгийском Конго, Кении, Уганде, Анголе, Мозамбике, Руанде, Бурунди, Южной Родезии и других странах.
Большинство стран Тропической и Южной Африки добились независимости во второй половине 50-х — 70-х гг. Годом Африки называют 1960 г., когда на её карте появились сразу 17 новых независимых государств. Но очень скоро после шумных празднеств по этому поводу становится ясно, что самое трудное ещё впереди: проблемы, возникшие в доколониальное и колониальное время, остались, новые, не менее сложные проблемы только появляются.
Недолго просуществовало первое независимое правительство бывшего Бельгийского Конго (ныне Заир), руководимое Патрисом Лумумбой. Он пытался проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, ограничить произвол иностранных монополий. В Конго произошёл военный мятеж, Лумумба был убит, разразилась гражданская война, унёсшая сотни тысяч жизней. ООН пыталась остановить кровопролитие. В Конго были введены «голубые каски» (войска ООН), там при до сих пор невыясненных обстоятельствах погиб знаменитый генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. «Смутное время» в Конго закончилось установлением военной диктатуры генерала Мобуту, ставшего впоследствии первым президентом Заира.
В независимой Нигерии обострение межэтнического, межрегионального и межпартийного соперничества на фоне тяжелейшей экономической обстановки привело к кровопролитной междоусобной войне 1967—1970 гг. Затем последовали частые смены гражданских и военных правительств, ещё продолжающиеся поиски оптимальной формы государственно-политического устройства.
Военный мятеж генерала Иди Амина в Уганде в 1971 г. и его кровавое правление поставили эту страну на грань полного уничтожения. Оппозиционные Амину силы с помощью соседней Танзании свергли его режим, но потребуется ещё, очевидно, немало лет, чтобы страна оправилась после аминовской диктатуры.
Ангола, Мозамбик и Южная Родезия добились политической независимости в трудной вооружённой борьбе. Участвовавшие в ней партии и организации соперничали между собой. Они искали и получили помощь извне. Начались затяжные гражданские войны, подорвавшие экономический потенциал этих стран, особенно Анголы и Мозамбика. Положение осложнялось тем, что ЮАР стремилась всеми средствами, включая прямые военные, привести к власти в Анголе и Мозамбике (а в Южной Родезии сохранить) удобные для себя режимы. В результате события в этих странах переросли в крупные международные конфликты. Когда в 1975 г. в Анголу вторглись войска ЮАР, в отражении агрессии участвовали кубинские воинские подразделения, военную помощь Анголе и другим странам оказал СССР.
В 60—70-е гг. общеафриканской и международной проблемой первой величины становится проблема Юга Африки. Большинство независимых африканских государств объявили о своём намерении добиваться всеми возможными средствами ликвидации режима апартхейда. Положение в ЮАР возмущало международное сообщество, неоднократно принимались соответствующие решения ООН, против ЮАР были объявлены жёсткие дипломатические, экономические и торговые международные санкции, которые, правда, выполняли не все государства, которые к ним официально присоединились. В то же время противостояние с ЮАР — самой развитой страной континента (свыше 40% объёма промышленного производства всей Африки) оборачивалось для Африки гораздо более тяжёлыми последствиями, чем для Европы и Америки. Особенно страдали пограничные с ЮАР страны, экономика которых в колониальное время была тесно связана с экономикой Южной Африки.
Перелом произошёл в середине 70-х — 80-х гг. под влиянием меняющейся ситуации на континенте и в мире, внутренней обстановки в самой ЮАР. Приход к власти в Анголе, Мозамбике и Южной Родезии (Зимбабве) антирасистских сил означал для ЮАР потерю прежних союзников. Особенно болезненной для ЮАР была потеря богатой Южной Родезии, в которой с 1965 по 1980 г. господствовало захватившее власть белое расистское правительство, как и ЮАР, подвергавшееся международным
санкциям. Теперь ЮАР оказалась лицом к лицу с блоком так называемых прифронтовых государств (Танзания, Замбия, Ангола, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве) — решительных противников расизма.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в обстановке усиления антирасистских выступлений в самой ЮАР и активного вмешательства международного сообщества в проблему Юга Африки противостояние между прифронтовыми государствами и ЮАР ослабло. Политическим путём было достигнуто решение о предоставлении независимости Намибии (бывшая Юго-Западная Африка), где также велась вооружённая освободительная борьба, освобождены из заключения и активно вошли во внутриполитическую жизнь Мандела и другие политические заключённые. Начался полный распад системы апартхейда, хотя серьёзнейшие внутриполитические проблемы в этой стране, включая этнополитическое соперничество, сохраняются.
Болезненными для независимой Африки оказались поиски своего будущего. Большинство стран склонялись к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую независимость от соперничавших в то время мировых держав. Многие страны объявили о своей приверженности идеям так называемого африканского социализма и национализма («африканский социализм» в Сенегале, «либеральный социализм» в Сьерра-Леоне, «демократический африканский социализм» в Кении, «зимбабвийский социализм», «замбийский гуманизм», «подлинный заирский национализм» и т. д.), приняли, основываясь на этих идеях, программы социально-экономического и культурного развития. Реально же общественное развитие африканских стран, включая перечисленные, протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим миром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно, понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились населению.
Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых странах Африки политика африканизации — перехода руководящих постов во всех сферах экономической, политической и социальной жизни в руки африканцев — при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность; вокруг министров и руководителей политических партий, влиятельных парламентариев нередко собирались их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы. Попавшие на верхние этажи власти становились членами правлений и акционерами иностранных компаний, покупали фермы, плантации, предприятия, основывали собственные компании. Как из воздуха, возникали миллионные состояния.
Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозглашали сверхрадикальные лозунги и программы развития (широкая национализация, запрет или жёсткое ограничение деятельности иностранного капитала, всемерное развитие государственного участия и контроля во всех отраслях хозяйства, включая сельское, и т. д.). Говорилось о необходимости изучения и применения экономического, политического и идеологического опыта СССР и других социалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. Однако такие начинания не подкреплялись внутренними возможностями, необходимой международной финансово-технической помощью, не говоря уже о подлинной ценности такого опыта. Африканские страны «социалистической ориентации», как их ещё недавно называли (Ангола, Мозамбик, Бенин, Эфиопия и др.), часто становились объектами соперничества противоборствующих на международной арене сил. В них, как и во всей Африке, ожесточённо соперничали между собой этнополитические группы и кланы, шла борьба за власть между политиками, в которой социалистические лозунги были не более, чем средством получения экономической, финансовой и военной помощи. В некоторых из этих стран, таких, например, как Сомали и Эфиопия, процветала диктатура и террор, уничтожались невинные люди, подавлялось стремление отдельных национальных групп и народов к автономии и самостоятельности; в Эфиопии республиканское правительство, пришедшее на смену монархическому после антифеодальной революции 1974 г., продолжило политику свергнутого императора Хайле Селассие по подавлению народа Эритреи, который в течение тридцати лет боролся сначала за самоопределение в рамках Эфиопии, а затем за полную независимость. Копирование «мирового социалистического опыта» в Африке довольно скоро приводило к серьёзным экономическим и социальным неудачам, кризисам власти или даже, как это было в Сомали, к национальным катастрофам: в начале 90-х гг. Сомали превратилось в поле жестокой борьбы соперничающих политических группировок, экономика агонизировала, только вмешательство ООН породило надежду, что население этой страны не погибнет от массового голода. В конце 80-х гг. несколько африканских стран отказались от ориентации на социализм.
К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвердилась идея так называемой смешанной экономики, предполагающая сосуществование и сотрудничество в экономической области государства с частным (местным и иностранным) капиталом. Во внутренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политические системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях — к честному равноправному сотрудничеству со всеми странами, разделяющими идеи и принципы международного сообщества. Такая стратегия развития, как считают в Африке, открывает перед ней путь в будущее.
АПАРТХЕЙД (или апартеид)
В 50-е гг. нашего века власти Южной Африки обрушили на население этой страны лавину законов, которым позавидовал бы Гитлер, будь он жив. Запрещались смешанные браки и внебрачные связи между белыми и небелыми, их совместное обучение. Белым и небелым запрещалось пользоваться общим транспортом, кинотеатрами, ресторанами, кафе, небелым запрещалось занимать целый ряд должностей на службе... Это были лишь отдельные грани новой политики, которую начала проводить победившая на всеобщих «белых» выборах 1948 года «белая» Националистическая партия. Эта политика получила название политики апартхейда.
На языке африкаанс слово «апартхейд» означает «обособление, раздельное существование». В основе политики апартхейда лежит идея об обособленном развитии европейского и неевропейского населения Южной Африки как о единственно возможной форме жизни в этой стране. Эта абсурдная, расистская по своей сути политика породила тысячи личных трагедий чёрных и белых южноафриканцев. Она тормозила развитие экономики, науки и техники, не знающих расовых или национальных границ, развитие всего общественного прогресса в Южной Африке и в её бывшей подмандантной территории — Намибии.
Пытаясь придать апартхейду благопристойный вид, власти Южной Африки создали на её территории и в Намибии так называемые бантустаны или, по официальной терминологии, «национальные отечества» — районы компактного проживания африканцев какой-либо одной национальности, а некоторые бантустаны даже объявили независимыми. Никто в мире не признал эти псевдогосударства.
В 70—80-е гг. Националистическая партия безуспешно пыталась «облагородить» апартхейд. В начале 90-х гг. начался полный демонтаж системы апартхейда, однако большая, хотя и быстро сокращающаяся, часть африканеров ещё стоит на бескомпромиссных расистских позициях.
СЕСИЛЬ ДЖОН РОДС
Этот человек стал легендой ещё при жизни. Им безмерно восхищались и его безмерно ненавидели. В 1899 г. именем Родса была названа одна из богатейших стран Африки (в 20-е гг. она была разделена на два колониальных владения — Северную и Южную Родезию, которые соответственно в 1964 и 1980 гг. стали независимыми государствами Замбия и Зимбабве). После смерти Родса назвали «африканским Наполеоном», «отцом Британской империи». Он был самым знаменитым «белым африканцем» в колониальной истории Африки, некоронованным королём огромных британских владений на юге этого континента, одним из тех, кто воплотил в жизнь идею создания британской империи в Африке, простирающейся от Каира до Кейптауна.
Сын провинциального английского священника, Родс 17-летним юношей отправился за океан в далёкую Южную Африку, где на самых богатых в мире алмазных рудниках в Кимберли работал старателем его старший брат. Какое-то время они работали вместе, затем брат Родса уступил ему свои старательские участки и уехал. Родс продолжал упорно работать, затем начал скупать участки. В 1880 г. он стал секретарём новой алмазной компании «Де Беерс даймонд майнинг компани» в 1883 г. — ее председателем. Личный капитал Родса быстро рос. Современники и биографы Родса считали, что он был наделён редким предпринимательским талантом. Такой талант у Родса действительно был, он стал миллионером, одним из богатейших людей своего времени.
Родс обладал огромным честолюбием, работоспособностью, добивался намеченной цели любой ценой, сметая всё на своём пути. «Сделав» себя богатым ещё в молодости, он в то же время понимал важность широкого образования как необходимого условия карьеры в политике. С 1873 по 1881 гг. с перерывами, наездами Родс слушал лекции в Оксфорде, одном из самых престижных университетов мира. Ему, человеку без родового имени и связей, Оксфорд дал не только степень бакалавра искусств, но и возможность войти в мир английской элиты и большой политики.
Ещё в 1877 г. он написал трактат под названием «Символ веры», в котором изложил главную цель своей жизни: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества». Родс мечтал поставить «весь нецивилизованный мир под британское правление», вернуть Соединённые Штаты Америки и «объединить англосаксов в единой империи». Полстолетия спустя примерно о таком же будущем для Германии и для немцев мечтал Адольф Гитлер.
Вступление Родса в политику было таким же стремительным, как и в бизнес. В 1881 г. он становится членом парламента самоуправляющейся Капской колонии, бывшей оплотом британского колониализма на юге Африки. В 1889 г. создаёт Британскую компанию Южной Африки, которая получила от правительства Англии исключительное право на захваты новых земель на юге континента и бесконтрольную эксплуатацию их. Компания завоевала обширные территории в бассейнах рек Замбези и Лимпопо. С 1890 по 1896 гг. Родс — премьер-министр Капской колонии. Он мечтает подчинить бурские республики, прежде всего богатый золотом Трансвааль (см. ст. «Буры»). Родса не без оснований называли одним из главных организаторов англо-бурской войны, которая завершила британские завоевания на юге Африки.
Родсу было не суждено воспользоваться плодами победы над бурами. В марте 1902 г. в возрасте 49 лет он умер в Кейптауне от давней болезни сердца. Выполняя волю Родса, его похоронили в горах Мапото, в Родезии, в месте, которое он называл «Вид на мир». На его могиле выбили лаконичную надпись: «Здесь покоятся останки Сесиля Джона Родса». Родс был убеждён, что после смерти его будут помнить тысячелетия. В конце XX в. его имя не забыто, о Родсе написаны сотни книг и диссертаций, на учреждённые им в Оксфорде стипендии обучаются десятки студентов из стран бывшей Британской империи, США, Германии. Родса помнят как талантливого жестокого политика и предпринимателя, одержимого идеей имперского величия Англии, как одну из ярчайших личностей ушедшей колониальной эпохи.
КВАМЕ НКРУМА
Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную известность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выдающихся африканских политиков и мыслителей XX в.
Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гана), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помогла ему получить начальное образование и уехать в далёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он провёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух американских университетах: Линкольнском, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильванском, где его предметами были богословие и философия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время образованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоциацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкруме уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.
В Лондоне начался путь Нкрумы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Манчестере, на котором впервые в полный голос прозвучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкрума с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятельной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организацию — Народную партию конвента, которая возглавила борьбу населения этой колонии за политическую независимость.
С именем Нкрумы связано внедрение в африканскую политическую жизнь идеи ненасилия, которую Нкрума заимствовал у своего кумира Махатмы Ганди. Свою политику ненасилия Нкрума назвал «позитивными действиями», иными словами, действиями, дающими результат. «Под позитивными действиями, — писал он, — я понимаю... использование конституционных и законных средств для подрыва империалистических сил в нашей стране. Орудием для этого могут служить стачка, бойкот и отказ от сотрудничества с властями на основе принципа ненасильственных действий».
Английские колониальные власти действовали против Нкрумы и его партии другими, весьма жёсткими методами. Нкрума и его товарищи неоднократно подвергались арестам, а в 1952 г., когда в стране проходили первые выборы в Законодательный Совет, на которых африканцы единодушно назвали его в числе первых кандидатов, он находился в тюрьме. Влияние Нкрумы в стране было таково, что, когда в том же году Золотой Берег добился права иметь собственное африканское правительство, т. е. получил ограниченную самостоятельность, колониальные власти выпустили его из тюрьмы и назначили главой этого правительства.
Когда в 1957 г. колония добилась полного политического освобождения и стала независимым государством Гана, Нкрума стал её первым премьер-министром.
С 1960 г. Нкрума — президент Ганы. В его политических взглядах происходят известные перемены: продолжая искренне верить в Бога, он приходит к убеждению, что будущее Ганы — это социализм, который надо строить, используя советский опыт. Разработанная им программа социалистических преобразований в Гане успеха не принесла, в стране возникли серьёзные социально-экономические трудности. Но в политике Нкрумы были не только просчёты, но и успехи. Они могли бы быть гораздо большими, если бы в Гане не происходило укрепление режима его личной власти. В 1964 г. Нкрума был провозглашён пожизненным президентом Ганы, на улицах, в официальных учреждениях, школах и университетах появились его статуи, бюсты, портреты.
У Нкрумы были не только верные сторонники и последователи, но и могущественные враги. В 1966 г., когда Нкрума находился с официальным визитом в Китае, в Гане произошёл военный переворот, его правительство было низложено. Оставшаяся верной Нкруме личная охрана, в которой якобы состояли и неизвестные белые офицеры, защищала его резиденцию в столице страны Аккре до конца.
Последние годы жизни он провел в изгнании, в соседней Гвинее и других странах. Он много работал, написал несколько книг, в которых попытался обобщить опыт антиколониальной борьбы в Африке и результаты независимого развития своей страны. Нкрума оставил большое научное и публицистическое наследие: более десяти книг по истории, философии и социологии, десятки статей на различные темы. Он имел несколько учёных степеней и почётных званий, о его жизни и деятельности написаны книги и диссертации. Память о Нкруме сохраняется в Африке и за её пределами.
К началу XX в. большая часть Африканского континента была подчинена колониальными державами. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX в. были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Страшная сонная болезнь опустошила огромные территории в Тропической Африке, от голода и болезней погибло до трети населения нынешних Кении, Эфиопии и Танзании.
Англо-бурская война 1899—1902 гг. и Первая мировая война (см. ст. «Буры» и «Первая мировая война») завершили колониальный раздел этих частей континента; независимость (в значительной мере формальную) сохранили лишь Эфиопия и Либерия. Колониальное господство в Африке, как и во всём остальном мире (см. ст. «Колониализм и распад колониальной системы»), имело неоднозначные последствия. При всей своей ярко выраженной эксплуататорской сути колониализм выступал и как созидательная сила в сферах экономики, образования, медицины, способствовал политическому пробуждению местного населения, зарождению новых, политических форм антиколониального протеста. Правда, в это время ещё сохранял силу так называемый феодальный национализм, были широко распространены независимые африкано-христианские церкви и секты, представлявшие собой своеобразное соединение некоторых идей и принципов христианства и традиционных, доколониальных африканских верований и религий. Именно на их основе в это время организовывались массовые движения, выливавшиеся в открытую вооружённую борьбу против колонизаторов. Часто такие движения возглавляли простые люди, считавшие себя мессиями, пророками, призванными освободить свой народ от иноземного гнёта. Иногда руководителями становились вожди племён или больших племенных объединений. Такие «мессии», «пророки», вожди стояли во главе наиболее массовых антиколониальных выступлений конца XIX — начала XX в.: восстаний племён ндебеле и шона 1896— 1897 гг. в Родезии, гереро и нама 1904 г. в Юго-Западной Африке, Маджи-Маджи («большая вода» или «волшебное снадобье» на языке суахили) 1905—1907 гг. на территории нынешней Танзании, дервишей 1899—1920 гг. в Сомали.
Межвоенные годы были для большинства африканских стран временем экономического роста, связанного в первую очередь с расширением и увеличением производства на экспорт. Вместе с тем Африка попадала во всё большую зависимость от мировых рынков сырья, испытывала на себе влияние экономических спадов в мире. Особенно ощутимыми были последствия мирового кризиса 1929—1933 гг., когда в африканских колониях заметно сократились доходы от экспорта и внешней торговли в целом, разорились многие мелкие и средние предприятия и компании. В эти годы в Африке укрепились позиции иностранного капитала, возникли новые гигантские колониальные компании.
Участие во Второй мировой войне заметно изменило экономическую, внутриполитическую и социально-психологическую обстановку во многих странах Тропической и Южной Африки (см. ст. «Вторая мировая война»). Началось быстрое развитие энергетики, строились крупные гидроэлектростанции: Оуэн-фолс в Уганде, Кариба на реке Замбези в Северной и Южной Родезии, система гидроэлектростанций на реках Луалаба и Луфира в Бельгийском Конго и др. Разрабатывались месторождения нефти и газа, железных, медных, марганцевых и урановых руд, бокситов, фосфатов, других видов сырья. В некоторых странах, прежде всего в ЮАР, Южной Родезии, быстро развивалась обрабатывающая промышленность. Увеличился приток иностранного капитала, особенно из США, а позднее, в 60-е гг., из ФРГ и Японии. Вместе с тем в ЮАР, Южной Родезии, Кении, португальских колониях и в некоторых владениях других стран власти проводили политику опоры на собственные силы, активно поддерживали местных белых предпринимателей и фермеров.
В метрополиях чувствовали, что в Африке назревают перемены, но отказаться от контроля над своими африканскими владениями ещё не были готовы. В Англии, Португалии, Бельгии принимались широкомасштабные планы развития африканских колоний, но они в гораздо большей мере учитывали интересы самих метрополий, белых общин в Африке, чем интересы её коренного населения.
И всё же перемены становились реальностью. Менялся социально-классовый состав африканского населения. Только с 1945 г. по начало 50-х гг. число наёмных рабочих в Тропической и Южной Африке выросло с 4 млн. до 7,5 млн. человек. Заметно расширились и увеличились миграции (перемещения) временных рабочих из глубинных сельских областей в районы быстро развивающейся горной промышленности и производства сельскохозяйственной продукции на экспорт. Например, в 1957 г. из 325 тыс. человек, занятых на золотых и угольных шахтах ЮАР, 217 тыс. были временными рабочими, пришедшими на заработки из Мозамбика, Северной и Южной Родезии; в свою очередь в Южной Родезии из 610 тыс. наёмных рабочих свыше 50% были из соседних африканских стран.
Перемены затронули и африканскую деревню, но здесь они происходили гораздо медленнее. Во многих странах в своеобразных «зонах застоя» деревня жила как бы в застывшем прошлом, сохранялся жизненный уклад доклассовых и раннеклассовых обществ. В то же время увеличение и модернизация сельскохозяйственного производства, особенно производства на экспорт, постепенно раскачивали многомиллионные сельские массы. В Западной и Экваториальной Африке, Уганде, Танганьике, других странах и районах с тяжёлым тропическим климатом, где не сложились крупные европейские поселения, усиленный рост сельскохозяйственного производства — потребность времени — могли обеспечить только сами африканцы. А для этого требовалась кардинальная перестройка архаичных общественных отношений, систем землевладения и землепользования, земледелия и скотоводства. Не случайно в «небелых» колониях ещё в межвоенные годы власти начали поощрять развитие африканских хозяйств, основанных на частном землевладении и землепользовании, производство в них экспортных сельскохозяйственных культур. Постепенно менялась ситуация и в белых колониях, где контроль над самостоятельной хозяйственной деятельностью африканцев долгое время был особенно жёстким. В 50—60-е гг. в них — не без давления со стороны набирающих силу африканских антиколониальных организаций и сторонников более гибкой, либеральной африканской политики в самих метрополиях — отменялись многочисленные ограничения и запреты на деятельность африканцев в сельскохозяйственной и других сферах, поощрялось развитие частного африканского землевладения и землепользования. Такие меры должны были привести в конечном итоге к созданию в африканской деревне среднего класса, который, наряду с нарождающейся африканской буржуазией, рассматривался как будущий социальный союзник метрополий после того, как их уход из Африки станет неизбежным.
Африканская буржуазия в это время была представлена преимущественно торговцами, владельцами небольших предприятий, средних ферм и плантаций. Но появлялись и действительно состоятельные люди: в таких странах, как Берег Слоновой Кости, Золотой Берег, Нигерия, Либерия, в 50-е гг. уже существовал довольно большой слой богатых плантаторов-африканцев.
Во многих странах увеличивались расходы на образование, что было не в последнюю очередь связано с растущими потребностями колониальных властей, иностранных компаний и местных европейских предпринимателей в квалифицированной рабочей силе (ввозить её в Африку из других стран мира, даже из Азии, как это делалось в XIX — начале XX вв., стало невыгодно), в людях, способных выполнять работу мелкого чиновника, учителя, медсестры. Меры по расширению образования вне зависимости от их главных целей приводили к ликвидации почти повсеместной неграмотности и невежества, ускоряя формирование национальной африканской интеллигенции. Африканцы начинали думать самостоятельно, менялось их представление об окружающем мире. Из среды вот таких мелких чиновников, учителей начальных и средних школ и т. д. вышли очень многие руководители борьбы за независимость.
Путь Африки к политическому освобождению не был лёгким. Во многих странах антиколониальную борьбу приходилось вести с оружием в руках. В конце 40-х гг. по Мадагаскару, в 50-е гг. по Кении и Камеруну прокатились мощные антиколониальные восстания. В начале 60-х гг. к вооружённой борьбе против режима апартхейда в Южной Африке (см. ст. «Буры» и сюжет «Апартхейд») перешли некоторые африканские организации Южной Африки, в частности, запрещённый властями в 1960 г. Африканский национальный конгресс. Подпольную военную организацию «Копьё нации» возгла-
Солдаты ЮАР во время военной подготовки. 1973 г.
вил Нельсон Мандела. Вскоре он и ряд других руководителей подполья были схвачены, Манделу приговорили к пожизненному тюремному заключению.
Одновременно во многих странах появлялись крупные антиколониальные организации, использовавшие ненасильственные средства и методы борьбы. Они представляли собой объединения различных политических партий и групп, этнических и культурных объединений, профсоюзов и пользовались массовой поддержкой населения. Численность Демократического объединения Африки, созданного во Французской Западной и Экваториальной Африке, превышала 1 млн. человек. Десятки и сотни тысяч членов насчитывали Национальный совет Нигерии и Камеруна, Союз народов Камеруна, Союз африканцев Кении, Национальный союз африканцев Танганьики, Национальный конгресс Уганды, Африканский национальный конгресс Северной Родезии и т. д. В названиях многих организаций присутствовало слово «национальный» (хотя наций как таковых ещё не было), означавшее, что они считают себя выразителями интересов всех национальных и этнических групп, всего населения своих стран. Некоторые антиколониальные руководители, подобные Кваме Нкрума, видели будущее Африки в её единстве.
Были у антиколониальных организаций Африки и свои внутренние проблемы. В борьбе за независимость участвовали разные силы, включая феодальные и чисто этнические, племенные, которые прежде всего стремились к власти, к установлению (или восстановлению) консервативных, застойных и даже реакционных порядков. Сказывались этнические, региональные различия и соперничество. Так было в Нигерии, Бельгийском Конго, Кении, Уганде, Анголе, Мозамбике, Руанде, Бурунди, Южной Родезии и других странах.
Большинство стран Тропической и Южной Африки добились независимости во второй половине 50-х — 70-х гг. Годом Африки называют 1960 г., когда на её карте появились сразу 17 новых независимых государств. Но очень скоро после шумных празднеств по этому поводу становится ясно, что самое трудное ещё впереди: проблемы, возникшие в доколониальное и колониальное время, остались, новые, не менее сложные проблемы только появляются.
Недолго просуществовало первое независимое правительство бывшего Бельгийского Конго (ныне Заир), руководимое Патрисом Лумумбой. Он пытался проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, ограничить произвол иностранных монополий. В Конго произошёл военный мятеж, Лумумба был убит, разразилась гражданская война, унёсшая сотни тысяч жизней. ООН пыталась остановить кровопролитие. В Конго были введены «голубые каски» (войска ООН), там при до сих пор невыясненных обстоятельствах погиб знаменитый генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. «Смутное время» в Конго закончилось установлением военной диктатуры генерала Мобуту, ставшего впоследствии первым президентом Заира.
В независимой Нигерии обострение межэтнического, межрегионального и межпартийного соперничества на фоне тяжелейшей экономической обстановки привело к кровопролитной междоусобной войне 1967—1970 гг. Затем последовали частые смены гражданских и военных правительств, ещё продолжающиеся поиски оптимальной формы государственно-политического устройства.
Военный мятеж генерала Иди Амина в Уганде в 1971 г. и его кровавое правление поставили эту страну на грань полного уничтожения. Оппозиционные Амину силы с помощью соседней Танзании свергли его режим, но потребуется ещё, очевидно, немало лет, чтобы страна оправилась после аминовской диктатуры.
Ангола, Мозамбик и Южная Родезия добились политической независимости в трудной вооружённой борьбе. Участвовавшие в ней партии и организации соперничали между собой. Они искали и получили помощь извне. Начались затяжные гражданские войны, подорвавшие экономический потенциал этих стран, особенно Анголы и Мозамбика. Положение осложнялось тем, что ЮАР стремилась всеми средствами, включая прямые военные, привести к власти в Анголе и Мозамбике (а в Южной Родезии сохранить) удобные для себя режимы. В результате события в этих странах переросли в крупные международные конфликты. Когда в 1975 г. в Анголу вторглись войска ЮАР, в отражении агрессии участвовали кубинские воинские подразделения, военную помощь Анголе и другим странам оказал СССР.
В 60—70-е гг. общеафриканской и международной проблемой первой величины становится проблема Юга Африки. Большинство независимых африканских государств объявили о своём намерении добиваться всеми возможными средствами ликвидации режима апартхейда. Положение в ЮАР возмущало международное сообщество, неоднократно принимались соответствующие решения ООН, против ЮАР были объявлены жёсткие дипломатические, экономические и торговые международные санкции, которые, правда, выполняли не все государства, которые к ним официально присоединились. В то же время противостояние с ЮАР — самой развитой страной континента (свыше 40% объёма промышленного производства всей Африки) оборачивалось для Африки гораздо более тяжёлыми последствиями, чем для Европы и Америки. Особенно страдали пограничные с ЮАР страны, экономика которых в колониальное время была тесно связана с экономикой Южной Африки.
Перелом произошёл в середине 70-х — 80-х гг. под влиянием меняющейся ситуации на континенте и в мире, внутренней обстановки в самой ЮАР. Приход к власти в Анголе, Мозамбике и Южной Родезии (Зимбабве) антирасистских сил означал для ЮАР потерю прежних союзников. Особенно болезненной для ЮАР была потеря богатой Южной Родезии, в которой с 1965 по 1980 г. господствовало захватившее власть белое расистское правительство, как и ЮАР, подвергавшееся международным
санкциям. Теперь ЮАР оказалась лицом к лицу с блоком так называемых прифронтовых государств (Танзания, Замбия, Ангола, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве) — решительных противников расизма.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в обстановке усиления антирасистских выступлений в самой ЮАР и активного вмешательства международного сообщества в проблему Юга Африки противостояние между прифронтовыми государствами и ЮАР ослабло. Политическим путём было достигнуто решение о предоставлении независимости Намибии (бывшая Юго-Западная Африка), где также велась вооружённая освободительная борьба, освобождены из заключения и активно вошли во внутриполитическую жизнь Мандела и другие политические заключённые. Начался полный распад системы апартхейда, хотя серьёзнейшие внутриполитические проблемы в этой стране, включая этнополитическое соперничество, сохраняются.
Болезненными для независимой Африки оказались поиски своего будущего. Большинство стран склонялись к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую независимость от соперничавших в то время мировых держав. Многие страны объявили о своей приверженности идеям так называемого африканского социализма и национализма («африканский социализм» в Сенегале, «либеральный социализм» в Сьерра-Леоне, «демократический африканский социализм» в Кении, «зимбабвийский социализм», «замбийский гуманизм», «подлинный заирский национализм» и т. д.), приняли, основываясь на этих идеях, программы социально-экономического и культурного развития. Реально же общественное развитие африканских стран, включая перечисленные, протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим миром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно, понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились населению.
Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых странах Африки политика африканизации — перехода руководящих постов во всех сферах экономической, политической и социальной жизни в руки африканцев — при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность; вокруг министров и руководителей политических партий, влиятельных парламентариев нередко собирались их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы. Попавшие на верхние этажи власти становились членами правлений и акционерами иностранных компаний, покупали фермы, плантации, предприятия, основывали собственные компании. Как из воздуха, возникали миллионные состояния.
Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозглашали сверхрадикальные лозунги и программы развития (широкая национализация, запрет или жёсткое ограничение деятельности иностранного капитала, всемерное развитие государственного участия и контроля во всех отраслях хозяйства, включая сельское, и т. д.). Говорилось о необходимости изучения и применения экономического, политического и идеологического опыта СССР и других социалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. Однако такие начинания не подкреплялись внутренними возможностями, необходимой международной финансово-технической помощью, не говоря уже о подлинной ценности такого опыта. Африканские страны «социалистической ориентации», как их ещё недавно называли (Ангола, Мозамбик, Бенин, Эфиопия и др.), часто становились объектами соперничества противоборствующих на международной арене сил. В них, как и во всей Африке, ожесточённо соперничали между собой этнополитические группы и кланы, шла борьба за власть между политиками, в которой социалистические лозунги были не более, чем средством получения экономической, финансовой и военной помощи. В некоторых из этих стран, таких, например, как Сомали и Эфиопия, процветала диктатура и террор, уничтожались невинные люди, подавлялось стремление отдельных национальных групп и народов к автономии и самостоятельности; в Эфиопии республиканское правительство, пришедшее на смену монархическому после антифеодальной революции 1974 г., продолжило политику свергнутого императора Хайле Селассие по подавлению народа Эритреи, который в течение тридцати лет боролся сначала за самоопределение в рамках Эфиопии, а затем за полную независимость. Копирование «мирового социалистического опыта» в Африке довольно скоро приводило к серьёзным экономическим и социальным неудачам, кризисам власти или даже, как это было в Сомали, к национальным катастрофам: в начале 90-х гг. Сомали превратилось в поле жестокой борьбы соперничающих политических группировок, экономика агонизировала, только вмешательство ООН породило надежду, что население этой страны не погибнет от массового голода. В конце 80-х гг. несколько африканских стран отказались от ориентации на социализм.
К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвердилась идея так называемой смешанной экономики, предполагающая сосуществование и сотрудничество в экономической области государства с частным (местным и иностранным) капиталом. Во внутренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политические системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях — к честному равноправному сотрудничеству со всеми странами, разделяющими идеи и принципы международного сообщества. Такая стратегия развития, как считают в Африке, открывает перед ней путь в будущее.
АПАРТХЕЙД (или апартеид)
В 50-е гг. нашего века власти Южной Африки обрушили на население этой страны лавину законов, которым позавидовал бы Гитлер, будь он жив. Запрещались смешанные браки и внебрачные связи между белыми и небелыми, их совместное обучение. Белым и небелым запрещалось пользоваться общим транспортом, кинотеатрами, ресторанами, кафе, небелым запрещалось занимать целый ряд должностей на службе... Это были лишь отдельные грани новой политики, которую начала проводить победившая на всеобщих «белых» выборах 1948 года «белая» Националистическая партия. Эта политика получила название политики апартхейда.
На языке африкаанс слово «апартхейд» означает «обособление, раздельное существование». В основе политики апартхейда лежит идея об обособленном развитии европейского и неевропейского населения Южной Африки как о единственно возможной форме жизни в этой стране. Эта абсурдная, расистская по своей сути политика породила тысячи личных трагедий чёрных и белых южноафриканцев. Она тормозила развитие экономики, науки и техники, не знающих расовых или национальных границ, развитие всего общественного прогресса в Южной Африке и в её бывшей подмандантной территории — Намибии.
Пытаясь придать апартхейду благопристойный вид, власти Южной Африки создали на её территории и в Намибии так называемые бантустаны или, по официальной терминологии, «национальные отечества» — районы компактного проживания африканцев какой-либо одной национальности, а некоторые бантустаны даже объявили независимыми. Никто в мире не признал эти псевдогосударства.
В 70—80-е гг. Националистическая партия безуспешно пыталась «облагородить» апартхейд. В начале 90-х гг. начался полный демонтаж системы апартхейда, однако большая, хотя и быстро сокращающаяся, часть африканеров ещё стоит на бескомпромиссных расистских позициях.
СЕСИЛЬ ДЖОН РОДС
Этот человек стал легендой ещё при жизни. Им безмерно восхищались и его безмерно ненавидели. В 1899 г. именем Родса была названа одна из богатейших стран Африки (в 20-е гг. она была разделена на два колониальных владения — Северную и Южную Родезию, которые соответственно в 1964 и 1980 гг. стали независимыми государствами Замбия и Зимбабве). После смерти Родса назвали «африканским Наполеоном», «отцом Британской империи». Он был самым знаменитым «белым африканцем» в колониальной истории Африки, некоронованным королём огромных британских владений на юге этого континента, одним из тех, кто воплотил в жизнь идею создания британской империи в Африке, простирающейся от Каира до Кейптауна.
Сын провинциального английского священника, Родс 17-летним юношей отправился за океан в далёкую Южную Африку, где на самых богатых в мире алмазных рудниках в Кимберли работал старателем его старший брат. Какое-то время они работали вместе, затем брат Родса уступил ему свои старательские участки и уехал. Родс продолжал упорно работать, затем начал скупать участки. В 1880 г. он стал секретарём новой алмазной компании «Де Беерс даймонд майнинг компани» в 1883 г. — ее председателем. Личный капитал Родса быстро рос. Современники и биографы Родса считали, что он был наделён редким предпринимательским талантом. Такой талант у Родса действительно был, он стал миллионером, одним из богатейших людей своего времени.
Родс обладал огромным честолюбием, работоспособностью, добивался намеченной цели любой ценой, сметая всё на своём пути. «Сделав» себя богатым ещё в молодости, он в то же время понимал важность широкого образования как необходимого условия карьеры в политике. С 1873 по 1881 гг. с перерывами, наездами Родс слушал лекции в Оксфорде, одном из самых престижных университетов мира. Ему, человеку без родового имени и связей, Оксфорд дал не только степень бакалавра искусств, но и возможность войти в мир английской элиты и большой политики.
Ещё в 1877 г. он написал трактат под названием «Символ веры», в котором изложил главную цель своей жизни: «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества». Родс мечтал поставить «весь нецивилизованный мир под британское правление», вернуть Соединённые Штаты Америки и «объединить англосаксов в единой империи». Полстолетия спустя примерно о таком же будущем для Германии и для немцев мечтал Адольф Гитлер.
Вступление Родса в политику было таким же стремительным, как и в бизнес. В 1881 г. он становится членом парламента самоуправляющейся Капской колонии, бывшей оплотом британского колониализма на юге Африки. В 1889 г. создаёт Британскую компанию Южной Африки, которая получила от правительства Англии исключительное право на захваты новых земель на юге континента и бесконтрольную эксплуатацию их. Компания завоевала обширные территории в бассейнах рек Замбези и Лимпопо. С 1890 по 1896 гг. Родс — премьер-министр Капской колонии. Он мечтает подчинить бурские республики, прежде всего богатый золотом Трансвааль (см. ст. «Буры»). Родса не без оснований называли одним из главных организаторов англо-бурской войны, которая завершила британские завоевания на юге Африки.
Родсу было не суждено воспользоваться плодами победы над бурами. В марте 1902 г. в возрасте 49 лет он умер в Кейптауне от давней болезни сердца. Выполняя волю Родса, его похоронили в горах Мапото, в Родезии, в месте, которое он называл «Вид на мир». На его могиле выбили лаконичную надпись: «Здесь покоятся останки Сесиля Джона Родса». Родс был убеждён, что после смерти его будут помнить тысячелетия. В конце XX в. его имя не забыто, о Родсе написаны сотни книг и диссертаций, на учреждённые им в Оксфорде стипендии обучаются десятки студентов из стран бывшей Британской империи, США, Германии. Родса помнят как талантливого жестокого политика и предпринимателя, одержимого идеей имперского величия Англии, как одну из ярчайших личностей ушедшей колониальной эпохи.
КВАМЕ НКРУМА
Судьба этого человека поразительна. Он ютился полуголодным в трущобах и жил в собственном роскошном дворце, познал неограниченную власть, преклонение миллионов сограждан, всемирную известность и унижение в конце жизни. Сегодня его имя занимает прочное место в ряду имён самых выдающихся африканских политиков и мыслителей XX в.
Сын золотых дел мастера из племени нзима в бывшей британской колонии Золотой Берег (ныне Гана), Нкрума с детства мечтал стать образованным человеком. Он глубоко верил в Бога, и церковь помогла ему получить начальное образование и уехать в далёкую Америку, чтобы продолжить его. Там он провёл 10 лет, зарабатывая на жизнь и на учёбу. Нкруме был чернорабочим, мойщиком посуды, официантом, учётчиком в порту. Церковь вновь помогла ему, выделив стипендию, когда он учился в двух американских университетах: Линкольнском, где он изучал экономику, социологию и богословие, и в Пенсильванском, где его предметами были богословие и философия. Нкрума мог бы стать профессиональным священником, но его, как и немногих в то время образованных африканцев, прежде всего привлекала политика. Ещё будучи студентом, он создал Ассоциацию студентов-африканцев США и Канады. В 1945 г. Нкруме уезжает в Англию и поступает сначала в Лондонский университет, а затем в Лондонскую высшую школу экономики и политических наук.
В Лондоне начался путь Нкрумы в большую политику. Вместе с всемирно известным учёным, политическим и общественным деятелем Уильямом Дюбуа и будущим первым президентом африканского государства Кении Джомо Кениата он организовывает знаменитый Пятый панафриканский конгресс в Манчестере, на котором впервые в полный голос прозвучало требование о предоставлении независимости африканским колониям. Вернувшись на родину, Нкрума с головой окунается в политическую жизнь и в 1947 г. становится генеральным секретарём влиятельной антиколониальной организации Объединённый конвент Золотого Берега. В 1949 г. он создаёт свою собственную организацию — Народную партию конвента, которая возглавила борьбу населения этой колонии за политическую независимость.
С именем Нкрумы связано внедрение в африканскую политическую жизнь идеи ненасилия, которую Нкрума заимствовал у своего кумира Махатмы Ганди. Свою политику ненасилия Нкрума назвал «позитивными действиями», иными словами, действиями, дающими результат. «Под позитивными действиями, — писал он, — я понимаю... использование конституционных и законных средств для подрыва империалистических сил в нашей стране. Орудием для этого могут служить стачка, бойкот и отказ от сотрудничества с властями на основе принципа ненасильственных действий».
Английские колониальные власти действовали против Нкрумы и его партии другими, весьма жёсткими методами. Нкрума и его товарищи неоднократно подвергались арестам, а в 1952 г., когда в стране проходили первые выборы в Законодательный Совет, на которых африканцы единодушно назвали его в числе первых кандидатов, он находился в тюрьме. Влияние Нкрумы в стране было таково, что, когда в том же году Золотой Берег добился права иметь собственное африканское правительство, т. е. получил ограниченную самостоятельность, колониальные власти выпустили его из тюрьмы и назначили главой этого правительства.
Когда в 1957 г. колония добилась полного политического освобождения и стала независимым государством Гана, Нкрума стал её первым премьер-министром.
С 1960 г. Нкрума — президент Ганы. В его политических взглядах происходят известные перемены: продолжая искренне верить в Бога, он приходит к убеждению, что будущее Ганы — это социализм, который надо строить, используя советский опыт. Разработанная им программа социалистических преобразований в Гане успеха не принесла, в стране возникли серьёзные социально-экономические трудности. Но в политике Нкрумы были не только просчёты, но и успехи. Они могли бы быть гораздо большими, если бы в Гане не происходило укрепление режима его личной власти. В 1964 г. Нкрума был провозглашён пожизненным президентом Ганы, на улицах, в официальных учреждениях, школах и университетах появились его статуи, бюсты, портреты.
У Нкрумы были не только верные сторонники и последователи, но и могущественные враги. В 1966 г., когда Нкрума находился с официальным визитом в Китае, в Гане произошёл военный переворот, его правительство было низложено. Оставшаяся верной Нкруме личная охрана, в которой якобы состояли и неизвестные белые офицеры, защищала его резиденцию в столице страны Аккре до конца.
Последние годы жизни он провел в изгнании, в соседней Гвинее и других странах. Он много работал, написал несколько книг, в которых попытался обобщить опыт антиколониальной борьбы в Африке и результаты независимого развития своей страны. Нкрума оставил большое научное и публицистическое наследие: более десяти книг по истории, философии и социологии, десятки статей на различные темы. Он имел несколько учёных степеней и почётных званий, о его жизни и деятельности написаны книги и диссертации. Память о Нкруме сохраняется в Африке и за её пределами.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи