ТАМЕРЛАН (ТИМУР)
Он был высокого роста, хромой на правую «ногу, с глазами, похожими на огонь свечи, но без блеска, с могучим голосом. Он не боялся смерти, был крепок в мысли и бесстрашен, как твёрдая скала. Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха», — так писал современник о человеке, прозванном Тимур Ленг — Железный Хромец. В устах европейцев его имя звучало как Тамерлан, приводя в трепет правителей Востока и Запада.
О нём услышали, когда разгорелась борьба за наследство в государстве Чагатая, сына Чингис-хана, владения которого объединяли земли Средней Азии и Семиречья. К середине XIV в. в стране не оказалось потомков Чагатая по мужской линии. Последний хан погиб в борьбе со своими вассалами. Среди победителей силой и богатством выделялся правитель города Самарканда — эмир Хусейн.
Но вскоре у него появился соперник. Им был вождь монголо-тюркского рода, обитавшего на землях по течению реки Кашка-Дарья. Звали его Тимур.
Хусейн и Тимур решили объединить свои силы и стали вместе нападать на соседей: грабить, уводить в плен жителей, присоединять чужие владения к своим. Тогда-то, в одном из набегов, Тимур и был тяжело ранен в ногу, охромев на всю жизнь.
Дружба Тимура и Хусейна была недолгой. В
1370 г. в городе Балхе Тимур взял в плен Хусейна и казнил его, присвоив себе титул эмира. Не имея прав на ханский престол, Тимур тем не менее распоряжался им. Он сажал на царство слабых, безвольных и послушных ему отпрысков рода Чагатая, умело используя их в своих интересах. Интересы же Тимура заключались в создании собственного государства, обширного, сильного и богатого.
Одной из первых завоёванных Тимуром территорий были земли Хорезма. Пять раз вторгался он в этот цветущий и богатый край, предавая всё огню и мечу. Город Ургенч, оказавший ему сопротивление, он приказал не только разрушить до основания, но и вспахать и засеять землю, на которой он стоял.
В 1392 г. Тимур пришёл в Закавказье, покорил Армению, Азербайджан, Грузию. На реке Терек он разбил войска хана Золотой Орды Тохтамыша, которому когда-то помог занять престол. Преследуя его, Тимур через южнорусские степи дошёл до города Ельца и разорил его. Потом повернул на юг, в Крым, где разграбил ряд городов. Затем двинулся на восток, к берегам Волги, подойдя к столице Золотой Орды городу Сараю, который, по словам арабского путешественника и писателя XIV в. Ибн-Баттута, был одним из прекраснейших городов того времени. В нём, большом и многонаселённом, были красивые здания, благоустроенные жилые и торговые кварталы, 13 мечетей для соборной службы. На его улицах и базарах можно было встретить людей разных национальностей: русских, монголов, кыпчаков, асов, черкесов, византийцев, иранцев, египтян, сирийцев и т. д. После нашествия Тимура от Сарая остались руины, а жители были истреблены или уведены в плен.
Трижды войска Тимура отправлялись завоёвывать Иран, присоединяя его земли к владениям Железного Хромца. Потом он повёл их в Индию, где разграбил Дели и дошёл до устья Ганга. На родину Тимур вернулся, обременённый огромной добычей, несметными сокровищами, и немедленно стал готовиться к новому походу — во владения египетского султана, у которого отвоевал часть Сирии. Потом он воевал с турецким султаном Баязетом, взял и разрушил богатые торговые города Дамаск и Багдад. Наконец, в 1402 г. в битве при Ангоре
(ныне Анкара) разбил войска Баязета, а его самого взял в плен.
В начале 1405 г. он стал готовиться к походу в Китай. Ему было мало собственных владений, простиравшихся от Инда до Волги и от Сирии до границ Китая. Он хотел царствовать над всем миром, говоря, что «всё пространство населённой части света не стоит того, чтобы иметь двух царей». Китай от вторжения войск Тимура спасла лишь его смерть, настигшая его в том же году.
Этот жестокий, мстительный, хитрый человек, бесстрашный воин и талантливый полководец мечтал превратить столицу своего государства Самарканд в самый прекрасный город мира. По его приказу из всех завоёванных земель в Самарканд собирали мастеров. Большинство из них были пленниками. Они перестраивали город по желанию Тимура, возводили дворцы, разбивали сады и цветники, прокладывали широкие улицы и каналы. Соборная мечеть города, названная Биби-ханум, была чудом света, а мавзолей, выстроенный Тимуром для самого себя, являлся образцом для подражания на протяжении веков.
Для обустройства городов, содержания войска и поощрения приближённых нужны были деньги, много денег. И Тимур нашёл способ их получить: он установил контроль над караванными путями, проходившими с Востока на Запад, через завоёванные им земли Ирана, Передней Азии и Закавказья. Он бдительно следил, чтобы караваны ни в коем случае не выбирали более северные маршруты (причерноморские и прикаспийские), для чего безжалостно разрушал стоявшие на этих путях торговые города, уничтожал их население.
Человеческая жизнь не имела в глазах Тимура никакой ценности. После каждого сражения его воины были обязаны приносить командирам несколько десятков отрубленных вражеских голов, получая за это вознаграждение.
Взяв крепость Себзевар в Иране, Тимур приказал возвести башню, замуровав в её стены 2000 человек. Людей связывали верёвками и складывали друг на друга, подобно штабелям дров, перекладывая кирпичом и глиной. Качество этой постройки, видимо, не удовлетворило Железного Хромца, потому что в землях Систана и Кандагара он приказал строить башни уже только из голов пленных. В окрестностях Дели Тимур приказал обезглавить 100 тыс. мирных жителей — на всякий случай, просто так. При виде этого ужаса современник записал: «Сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты, а тела их стали пищей для диких зверей и птиц».
Тимур, не ведающий жалости и сострадания к своим жертвам, не умевший читать и писать, любил слушать стихи, неплохо знал историю, с уважением относился к учёным людям, приглашая их к своему двору. Он заботился, чтобы его дети и внуки получили хорошее образование.
Внуки Тимура были совсем не похожи на своего воинственного деда. Байсункур-мирза приглашал к своему двору в Герате многих известных в то время учёных, писателей, художников. Больше всего на свете он любил литературу и собрал огромную библиотеку, ставшую известной далеко за пределами его владений. Он не жалел золота на её пополнение и содержал мастерскую, где над рукописями трудились искусные мастера-переписчики, каллиграфы и живописцы.
Другой внук Тимура, Улугбек, также прославился своим покровительством учёным и художникам. Подлинной страстью его была астрономия. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, где проводил почти всё свободное от государственных дел время. Постепенно мирские заботы стали волновать его всё меньше и меньше.
Придворные сначала лишь дивились увлечению эмира, а затем начали готовить заговор. За право быть самим собой, а не кровавым деспотом, как его дед, Улугбеку пришлось заплатить жизнью. В 1449 г. его сын, настроив против отца дворцовую стражу, ворвался в его покои и обезглавил его. «Ля архама бейна-л-мулук» («Нет родственных связей между царями»), — так гласит известная арабская пословица.
ТИБЕТ
Страной тайн», «страной снегов» называли европейцы самую высокогорную страну мира — Тибет. Здесь, среди горных круч, покрытых вечными снегами, и ревущих потоков рек, кажется, не было места для людей. Им достались лишь небольшие, часто заболоченные или покрытые песками и каменистой галькой речные долины. Но люди не уступали: осушали землю, сеяли хлеб, пасли скот на склонах гор, часто рискуя жизнью, которую всегда могли прервать землетрясения, камнепады, обвалы.
Люди жили и трудились. Вдоль дорог и тропинок на горных кручах сооружались каменные валы или стены из камня и кирпича, преграждавшие
путь лавинам, срывавшимся с гор. Благополучно преодолев головокружительный перевал, путники в благодарность за избавление от грозившей им гибели подносили незамысловатые дары духам-покровителям. Постепенно в таких местах вырастали конусообразные насыпи камней — ларце, увенчанные деревянным шестом или стволом дерева.
Там, где река Цанпо, текущая с запада на восток, поворачивает на юг, расположены самые плодородные области страны: Дагпо, Конгпо, Ньянгпо и Ярлунг. В Ярлунге возникло первое древнетибетское государство. Его создателем стал царь-цэнпо по имени Ньятри. Он был, как рассказывает предание, сыном небесного божества Лха. Появившись среди людей, цэнпо Ньятри поразил их своим необычным видом: глаза его были, как у птицы, брови — как бирюза, зубы — как белая раковина, усы — как у тигра, а между пальцами рук и ног росли перепонки, как у гуся.
Страх, вызванный необычным видом цэнпо, сменился уважением и любовью, когда он объяснил людям главные законы человеческой жизни: наказание против краж; любовь против ненависти; дружба против вражды; оружие против диких яков; лекарства против ядов; прощение против оскорблений.
Цэнпо Ньятри был первым в ряду 32 правителей Ярлунгской династии. Среди них были личности реальные и легендарные. Народная память сохранила имена тех, кто принёс людям пользу, облегчил им жизнь. Например, цэнпо Пудекунгджал научил их земледелию, искусству орошения полей, изготовлению различных орудий, приёмам добычи и обработки металлов. Цэнпо Триньян Цзунгуан построил первые плотины и водохранилища. Последний цэнпо из династии Ярлунг Намри собрал под своей властью значительные территории.
Достойным продолжателем дела отца стал его сын Сронцзан Гампо. Он провёл земельную реформу, создал административную систему управления страной, принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка на основе индийского алфавита нагари. Процарствовав в столице своих предков шесть лет, он покинул долину Ярлунг и перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новый город — Лхасу.
Начиналась следующая страница в истории древней страны. Многие её события были связаны с приходом в Тибет буддийских монахов из Индии и знакомством тибетцев с их учением. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Это он построил сравнительно небольшой и скромный храм, в который поместил привезённые его жёнами буддийские святыни из Китая и Непала. А уже преемники Сронцзан Гампо стали основывать многочисленные монастыри, жертвуя огромные средства на их строительство и украшение. Золото добывали, завоёвывая земли и население Восточного Туркестана, совершая набеги на Китай, воюя с непокорными вассалами. Постепенно заповеди Будды забывались, уступая место древним верованиям и кровавым жертвоприношениям. Дело дошло до того, что буддийские монахи были выселены из храмов и монастырей и отправлены в изгнание. В их тихих обителях устроили бойни для скота и торговые места.
Царские министры Машан Домпакэ и Такра Лугонг, воспользовавшись малолетством цэнпо Трисон Децэна, распорядились вывезти из храма Рамочэ в Лхасе бесценную реликвию страны — статую Будды Шакья-муни, привезённую одной из жён Сронцзан Гампо, непальской принцессой Бхрикути. Легенда рассказывает, что 1000 человек попытались сдвинуть статую с места, но это не удалось: она не желала покидать землю Тибета. Поэтому её пришлось просто закопать.
Когда цэнпо подрос и собрался с силами, у него нашлись приверженцы, помогшие ему избавиться от властных министров и прекратить гонения на буддизм. Противники Машана хитростью заманили его в подземелье царского дворца в Лхасе и замуровали там, а его сподвижников объявили «живыми мёртвыми». Подчиняясь царскому приказу, они должны были покинуть общество людей, прервать с ним какие-либо связи и поселиться у могил тибетских цэнпо, питаясь тем, что приносили усопшим. Они не имели права ни говорить, ни видеть живых, удаляясь при приближении кого-либо.
В 781 г. цэнпо издал указ, объявлявший буддизм государственной религией страны. Трисон Децэну наследовал его сын Мунэ — цэнпо, который не только сам был искренним поклонником учения Будды, но и задумал коренные изменения в стране. Для начала он распорядился провести реформу, которая уравняла бы бедных и богатых. Когда через некоторое время он поинтересовался результатами, чиновник доложил: непонятно почему, но бедные стали ещё беднее, а богатые ещё богаче. Мунэ-цэнпо отправился за разъяснениями к своему наставнику — буддийскому монаху, который объяснил, что изменить этот мир невозможно, так как всё определяется поступками людей, совершёнными ими в прежних жизнях. Цэнпо не поверил и попытался ещё раз осуществить задуманное. Пришлось вмешаться его родственникам и напоить непослушного цэнпо ядом.
Преемники Мунэ-цэнпо не занимались социальными экспериментами, а слушались советов мудрых наставников — буддийских монахов: строили монастыри, жертвуя им землю и людей, не замечая, что количество недовольных таким положением дел всё увеличивается. Во дворце цэнпо Ралпачана зрел заговор, который возглавлял его брат Дарма, за силу и неукротимость характера прозванный Лангом — быком.
Заговорщики нашли способ расправиться с Ралпачаном и провозгласили Ланг Дарму главой страны. Ланг Дарма, как и обещал своим единомышленникам, немедленно запретил в Тибете проповедь буддизма и отменил все привилегии, полученные ранее монастырями и общинами. Храмы опечатывались или, как бывало в прошлом, превращались в бойни, а самим монахам надлежало стать мирянами — охотниками или мясниками. Не желавших подчиняться ждали страшные наказания: казнь или кастрация.
Много жестоких поступков совершил Ланг Дарма, пока не наступило возмездие. В 842 г. монах-отшельник Лхалунг Палдже Дордже пришёл на аудиенцию в царский дворец. Подойдя к цэнпо, он метнул в него кинжал и поразил насмерть. Испуганная стража оцепенела, а монах вскочил на лошадь и ускакал прочь. Опомнившись, бросились в погоню, но потеряли след. Палдже Дордже, предвидя, что придётся уходить от преследования, прибегнул к хитрости. Он надел чёрный плащ на белой подкладке, а свою белую лошадь вымазал сажей. Когда погоня уже настигала его, он заехал в реку, и вода смыла сажу со шкуры лошади. Она вновь стала белой, а сам он быстро вывернул плащ наизнанку и набросил на плечи. Преследователи не узнали его в одежде иного цвета и на лошади другой масти.
Сыновья Ланг Дармы после смерти отца никак не могли договориться о разделе владений. Они долго воевали друг с другом, пока один не обосновался в Ярлунге, а второй в Лхасе. Они и детям своим передали в наследство ненависть и вражду друг к другу, губившую страну: её земли становились добычей более сильных соседей. Уже в X в. Тибет стал малоизвестной страной, занимавшей незначительную по сравнению с прежними владениями территорию.
Смуты и междуусобицы привели к укреплению контактов между светской властью и монашеством. Светская власть защищала монахов, а взамен получала духовную поддержку. Богатые и знатные люди стремились передать по наследству не только нажитые богатства, но и приобретённое благодаря им влияние на монастыри, религиозно-философские школы и секты. Укреплению союза светской и духовной власти в Тибете способствовала культивирующаяся монахами-учёными идея о последовательном перевоплощении одного и того же лица множество раз. Сократить число перевоплощений могла лишь праведная жизнь, т. е. жизнь под духовным руководством буддийского монаха. Предлагая такое решение проблемы, духовная власть начинала постепенно подчинять себе светскую.
Пока тибетцы ссорились и выясняли, кто кем окажется при следующем рождении, 30-тысячное войско Годана, внука Чингис-хана, в 1240 г. вторглось на территорию Тибета, подошло к центральным областям страны, сжигая на своём пути селения и монастыри и убивая и мирян, и монахов. Неожиданно заболев, Годан обратился к настоятелю монастыря с просьбой излечить его. Сакья-пандита — Учитель из философской школы Сакья — вылечил монгольского полководца, за что завоеватели удостоили его почётного звания духовного наставника всего Тибета, а Сакья приобрела большое влияние.
Многие религиозные школы Тибета пытались оспорить власть Сакья, но это им не удавалось. В 1352 г. правитель одной из областей Тибета Чангчуб Джалцан восстал против власти Сакья, сверг её главу, оккупировал почти весь Тибет и установил собственную власть, ставшую наследственной в его семье. К концу XIV в. Сакья утратила приоритет и в духовных делах.
В 1392 г. начал свою проповедническую деятельность Цзонхава — глава школы Гелукпа. Его последователи учредили преемственность власти двух своих высших духовных лиц — далай-ламы, осуществлявшего верховное административное руководство, и панчен-ламы, занимавшегося делами божественными. Не имея достаточных сил для подавления противоборства как светских правителей страны, так и представителей других школ, иерархи Гелукпы обратились за помощью к джунгарским князьям. Один из них, Турубайху, носивший титул Гуши-хана, привёл в Тибет войска, ставшие опорой Гелукпы и её главы, Пятого далай-ламы, обосновавшегося в Лхасе. Его власть признали не только в Тибете, но и в Непале, Сиккиме и Бутане. Маньчжуры заявили о своём желании оказать покровительство иерархам Гелукпы и пригласили Пятого далай-ламу приехать в Пекин с визитом, который состоялся в 1652 г.
В последние годы жизни Пятого далай-ламы большую роль при дворе стал играть Санджай Джамцо. Он скрыл от всех кончину своего патрона и почти 15 лет единолично правил страной. Когда обман открылся, Санджай Джамцо попытался поставить во главе буддийской церкви и самой страны далай-ламу Цаньян Джамцо. Выбор его оказался неудачным. Юный далай-лама больше всего думал о развлечениях, любил красивых девушек, писал стихи. Его совершенно не интересовали ни духовные, ни политические дела. Вскоре он был низложен, а его покровитель — Санджай Джамцо — убит. В стране началась междоусобная борьба, которой решили воспользоваться маньчжуры. Их армии вторглись в Тибет, расправились с недовольными и подчинили себе страну.
Власть далай-ламы была ограничена делами духовными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правительства. В городах стояли циньские гарнизоны.
Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы.
Тибетские монастыри были своеобразными центрами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только религиозного, но и светского характера. При монастырях существовали учебные заведения, где молодёжь получала образование, действовали типографии и различные мастерские, работали художники,
скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворённое им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сделано с мастерством, доставляет радость другим».
Он был высокого роста, хромой на правую «ногу, с глазами, похожими на огонь свечи, но без блеска, с могучим голосом. Он не боялся смерти, был крепок в мысли и бесстрашен, как твёрдая скала. Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха», — так писал современник о человеке, прозванном Тимур Ленг — Железный Хромец. В устах европейцев его имя звучало как Тамерлан, приводя в трепет правителей Востока и Запада.
О нём услышали, когда разгорелась борьба за наследство в государстве Чагатая, сына Чингис-хана, владения которого объединяли земли Средней Азии и Семиречья. К середине XIV в. в стране не оказалось потомков Чагатая по мужской линии. Последний хан погиб в борьбе со своими вассалами. Среди победителей силой и богатством выделялся правитель города Самарканда — эмир Хусейн.
Но вскоре у него появился соперник. Им был вождь монголо-тюркского рода, обитавшего на землях по течению реки Кашка-Дарья. Звали его Тимур.
Хусейн и Тимур решили объединить свои силы и стали вместе нападать на соседей: грабить, уводить в плен жителей, присоединять чужие владения к своим. Тогда-то, в одном из набегов, Тимур и был тяжело ранен в ногу, охромев на всю жизнь.
Дружба Тимура и Хусейна была недолгой. В
1370 г. в городе Балхе Тимур взял в плен Хусейна и казнил его, присвоив себе титул эмира. Не имея прав на ханский престол, Тимур тем не менее распоряжался им. Он сажал на царство слабых, безвольных и послушных ему отпрысков рода Чагатая, умело используя их в своих интересах. Интересы же Тимура заключались в создании собственного государства, обширного, сильного и богатого.
Одной из первых завоёванных Тимуром территорий были земли Хорезма. Пять раз вторгался он в этот цветущий и богатый край, предавая всё огню и мечу. Город Ургенч, оказавший ему сопротивление, он приказал не только разрушить до основания, но и вспахать и засеять землю, на которой он стоял.
В 1392 г. Тимур пришёл в Закавказье, покорил Армению, Азербайджан, Грузию. На реке Терек он разбил войска хана Золотой Орды Тохтамыша, которому когда-то помог занять престол. Преследуя его, Тимур через южнорусские степи дошёл до города Ельца и разорил его. Потом повернул на юг, в Крым, где разграбил ряд городов. Затем двинулся на восток, к берегам Волги, подойдя к столице Золотой Орды городу Сараю, который, по словам арабского путешественника и писателя XIV в. Ибн-Баттута, был одним из прекраснейших городов того времени. В нём, большом и многонаселённом, были красивые здания, благоустроенные жилые и торговые кварталы, 13 мечетей для соборной службы. На его улицах и базарах можно было встретить людей разных национальностей: русских, монголов, кыпчаков, асов, черкесов, византийцев, иранцев, египтян, сирийцев и т. д. После нашествия Тимура от Сарая остались руины, а жители были истреблены или уведены в плен.
Трижды войска Тимура отправлялись завоёвывать Иран, присоединяя его земли к владениям Железного Хромца. Потом он повёл их в Индию, где разграбил Дели и дошёл до устья Ганга. На родину Тимур вернулся, обременённый огромной добычей, несметными сокровищами, и немедленно стал готовиться к новому походу — во владения египетского султана, у которого отвоевал часть Сирии. Потом он воевал с турецким султаном Баязетом, взял и разрушил богатые торговые города Дамаск и Багдад. Наконец, в 1402 г. в битве при Ангоре
Тимур (Тамерлан) в завоёванном
Ширазе допрашивает великого
персидского поэта Хафиза.
Ширазе допрашивает великого
персидского поэта Хафиза.
(ныне Анкара) разбил войска Баязета, а его самого взял в плен.
В начале 1405 г. он стал готовиться к походу в Китай. Ему было мало собственных владений, простиравшихся от Инда до Волги и от Сирии до границ Китая. Он хотел царствовать над всем миром, говоря, что «всё пространство населённой части света не стоит того, чтобы иметь двух царей». Китай от вторжения войск Тимура спасла лишь его смерть, настигшая его в том же году.
Этот жестокий, мстительный, хитрый человек, бесстрашный воин и талантливый полководец мечтал превратить столицу своего государства Самарканд в самый прекрасный город мира. По его приказу из всех завоёванных земель в Самарканд собирали мастеров. Большинство из них были пленниками. Они перестраивали город по желанию Тимура, возводили дворцы, разбивали сады и цветники, прокладывали широкие улицы и каналы. Соборная мечеть города, названная Биби-ханум, была чудом света, а мавзолей, выстроенный Тимуром для самого себя, являлся образцом для подражания на протяжении веков.
Для обустройства городов, содержания войска и поощрения приближённых нужны были деньги, много денег. И Тимур нашёл способ их получить: он установил контроль над караванными путями, проходившими с Востока на Запад, через завоёванные им земли Ирана, Передней Азии и Закавказья. Он бдительно следил, чтобы караваны ни в коем случае не выбирали более северные маршруты (причерноморские и прикаспийские), для чего безжалостно разрушал стоявшие на этих путях торговые города, уничтожал их население.
Человеческая жизнь не имела в глазах Тимура никакой ценности. После каждого сражения его воины были обязаны приносить командирам несколько десятков отрубленных вражеских голов, получая за это вознаграждение.
Взяв крепость Себзевар в Иране, Тимур приказал возвести башню, замуровав в её стены 2000 человек. Людей связывали верёвками и складывали друг на друга, подобно штабелям дров, перекладывая кирпичом и глиной. Качество этой постройки, видимо, не удовлетворило Железного Хромца, потому что в землях Систана и Кандагара он приказал строить башни уже только из голов пленных. В окрестностях Дели Тимур приказал обезглавить 100 тыс. мирных жителей — на всякий случай, просто так. При виде этого ужаса современник записал: «Сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты, а тела их стали пищей для диких зверей и птиц».
Тимур, не ведающий жалости и сострадания к своим жертвам, не умевший читать и писать, любил слушать стихи, неплохо знал историю, с уважением относился к учёным людям, приглашая их к своему двору. Он заботился, чтобы его дети и внуки получили хорошее образование.
Внуки Тимура были совсем не похожи на своего воинственного деда. Байсункур-мирза приглашал к своему двору в Герате многих известных в то время учёных, писателей, художников. Больше всего на свете он любил литературу и собрал огромную библиотеку, ставшую известной далеко за пределами его владений. Он не жалел золота на её пополнение и содержал мастерскую, где над рукописями трудились искусные мастера-переписчики, каллиграфы и живописцы.
Другой внук Тимура, Улугбек, также прославился своим покровительством учёным и художникам. Подлинной страстью его была астрономия. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, где проводил почти всё свободное от государственных дел время. Постепенно мирские заботы стали волновать его всё меньше и меньше.
Придворные сначала лишь дивились увлечению эмира, а затем начали готовить заговор. За право быть самим собой, а не кровавым деспотом, как его дед, Улугбеку пришлось заплатить жизнью. В 1449 г. его сын, настроив против отца дворцовую стражу, ворвался в его покои и обезглавил его. «Ля архама бейна-л-мулук» («Нет родственных связей между царями»), — так гласит известная арабская пословица.
ТИБЕТ
Страной тайн», «страной снегов» называли европейцы самую высокогорную страну мира — Тибет. Здесь, среди горных круч, покрытых вечными снегами, и ревущих потоков рек, кажется, не было места для людей. Им достались лишь небольшие, часто заболоченные или покрытые песками и каменистой галькой речные долины. Но люди не уступали: осушали землю, сеяли хлеб, пасли скот на склонах гор, часто рискуя жизнью, которую всегда могли прервать землетрясения, камнепады, обвалы.
Люди жили и трудились. Вдоль дорог и тропинок на горных кручах сооружались каменные валы или стены из камня и кирпича, преграждавшие
путь лавинам, срывавшимся с гор. Благополучно преодолев головокружительный перевал, путники в благодарность за избавление от грозившей им гибели подносили незамысловатые дары духам-покровителям. Постепенно в таких местах вырастали конусообразные насыпи камней — ларце, увенчанные деревянным шестом или стволом дерева.
Там, где река Цанпо, текущая с запада на восток, поворачивает на юг, расположены самые плодородные области страны: Дагпо, Конгпо, Ньянгпо и Ярлунг. В Ярлунге возникло первое древнетибетское государство. Его создателем стал царь-цэнпо по имени Ньятри. Он был, как рассказывает предание, сыном небесного божества Лха. Появившись среди людей, цэнпо Ньятри поразил их своим необычным видом: глаза его были, как у птицы, брови — как бирюза, зубы — как белая раковина, усы — как у тигра, а между пальцами рук и ног росли перепонки, как у гуся.
Страх, вызванный необычным видом цэнпо, сменился уважением и любовью, когда он объяснил людям главные законы человеческой жизни: наказание против краж; любовь против ненависти; дружба против вражды; оружие против диких яков; лекарства против ядов; прощение против оскорблений.
Цэнпо Ньятри был первым в ряду 32 правителей Ярлунгской династии. Среди них были личности реальные и легендарные. Народная память сохранила имена тех, кто принёс людям пользу, облегчил им жизнь. Например, цэнпо Пудекунгджал научил их земледелию, искусству орошения полей, изготовлению различных орудий, приёмам добычи и обработки металлов. Цэнпо Триньян Цзунгуан построил первые плотины и водохранилища. Последний цэнпо из династии Ярлунг Намри собрал под своей властью значительные территории.
Достойным продолжателем дела отца стал его сын Сронцзан Гампо. Он провёл земельную реформу, создал административную систему управления страной, принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка на основе индийского алфавита нагари. Процарствовав в столице своих предков шесть лет, он покинул долину Ярлунг и перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новый город — Лхасу.
Начиналась следующая страница в истории древней страны. Многие её события были связаны с приходом в Тибет буддийских монахов из Индии и знакомством тибетцев с их учением. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Это он построил сравнительно небольшой и скромный храм, в который поместил привезённые его жёнами буддийские святыни из Китая и Непала. А уже преемники Сронцзан Гампо стали основывать многочисленные монастыри, жертвуя огромные средства на их строительство и украшение. Золото добывали, завоёвывая земли и население Восточного Туркестана, совершая набеги на Китай, воюя с непокорными вассалами. Постепенно заповеди Будды забывались, уступая место древним верованиям и кровавым жертвоприношениям. Дело дошло до того, что буддийские монахи были выселены из храмов и монастырей и отправлены в изгнание. В их тихих обителях устроили бойни для скота и торговые места.
Царские министры Машан Домпакэ и Такра Лугонг, воспользовавшись малолетством цэнпо Трисон Децэна, распорядились вывезти из храма Рамочэ в Лхасе бесценную реликвию страны — статую Будды Шакья-муни, привезённую одной из жён Сронцзан Гампо, непальской принцессой Бхрикути. Легенда рассказывает, что 1000 человек попытались сдвинуть статую с места, но это не удалось: она не желала покидать землю Тибета. Поэтому её пришлось просто закопать.
Когда цэнпо подрос и собрался с силами, у него нашлись приверженцы, помогшие ему избавиться от властных министров и прекратить гонения на буддизм. Противники Машана хитростью заманили его в подземелье царского дворца в Лхасе и замуровали там, а его сподвижников объявили «живыми мёртвыми». Подчиняясь царскому приказу, они должны были покинуть общество людей, прервать с ним какие-либо связи и поселиться у могил тибетских цэнпо, питаясь тем, что приносили усопшим. Они не имели права ни говорить, ни видеть живых, удаляясь при приближении кого-либо.
В 781 г. цэнпо издал указ, объявлявший буддизм государственной религией страны. Трисон Децэну наследовал его сын Мунэ — цэнпо, который не только сам был искренним поклонником учения Будды, но и задумал коренные изменения в стране. Для начала он распорядился провести реформу, которая уравняла бы бедных и богатых. Когда через некоторое время он поинтересовался результатами, чиновник доложил: непонятно почему, но бедные стали ещё беднее, а богатые ещё богаче. Мунэ-цэнпо отправился за разъяснениями к своему наставнику — буддийскому монаху, который объяснил, что изменить этот мир невозможно, так как всё определяется поступками людей, совершёнными ими в прежних жизнях. Цэнпо не поверил и попытался ещё раз осуществить задуманное. Пришлось вмешаться его родственникам и напоить непослушного цэнпо ядом.
Преемники Мунэ-цэнпо не занимались социальными экспериментами, а слушались советов мудрых наставников — буддийских монахов: строили монастыри, жертвуя им землю и людей, не замечая, что количество недовольных таким положением дел всё увеличивается. Во дворце цэнпо Ралпачана зрел заговор, который возглавлял его брат Дарма, за силу и неукротимость характера прозванный Лангом — быком.
Заговорщики нашли способ расправиться с Ралпачаном и провозгласили Ланг Дарму главой страны. Ланг Дарма, как и обещал своим единомышленникам, немедленно запретил в Тибете проповедь буддизма и отменил все привилегии, полученные ранее монастырями и общинами. Храмы опечатывались или, как бывало в прошлом, превращались в бойни, а самим монахам надлежало стать мирянами — охотниками или мясниками. Не желавших подчиняться ждали страшные наказания: казнь или кастрация.
Много жестоких поступков совершил Ланг Дарма, пока не наступило возмездие. В 842 г. монах-отшельник Лхалунг Палдже Дордже пришёл на аудиенцию в царский дворец. Подойдя к цэнпо, он метнул в него кинжал и поразил насмерть. Испуганная стража оцепенела, а монах вскочил на лошадь и ускакал прочь. Опомнившись, бросились в погоню, но потеряли след. Палдже Дордже, предвидя, что придётся уходить от преследования, прибегнул к хитрости. Он надел чёрный плащ на белой подкладке, а свою белую лошадь вымазал сажей. Когда погоня уже настигала его, он заехал в реку, и вода смыла сажу со шкуры лошади. Она вновь стала белой, а сам он быстро вывернул плащ наизнанку и набросил на плечи. Преследователи не узнали его в одежде иного цвета и на лошади другой масти.
Сыновья Ланг Дармы после смерти отца никак не могли договориться о разделе владений. Они долго воевали друг с другом, пока один не обосновался в Ярлунге, а второй в Лхасе. Они и детям своим передали в наследство ненависть и вражду друг к другу, губившую страну: её земли становились добычей более сильных соседей. Уже в X в. Тибет стал малоизвестной страной, занимавшей незначительную по сравнению с прежними владениями территорию.
Смуты и междуусобицы привели к укреплению контактов между светской властью и монашеством. Светская власть защищала монахов, а взамен получала духовную поддержку. Богатые и знатные люди стремились передать по наследству не только нажитые богатства, но и приобретённое благодаря им влияние на монастыри, религиозно-философские школы и секты. Укреплению союза светской и духовной власти в Тибете способствовала культивирующаяся монахами-учёными идея о последовательном перевоплощении одного и того же лица множество раз. Сократить число перевоплощений могла лишь праведная жизнь, т. е. жизнь под духовным руководством буддийского монаха. Предлагая такое решение проблемы, духовная власть начинала постепенно подчинять себе светскую.
Пока тибетцы ссорились и выясняли, кто кем окажется при следующем рождении, 30-тысячное войско Годана, внука Чингис-хана, в 1240 г. вторглось на территорию Тибета, подошло к центральным областям страны, сжигая на своём пути селения и монастыри и убивая и мирян, и монахов. Неожиданно заболев, Годан обратился к настоятелю монастыря с просьбой излечить его. Сакья-пандита — Учитель из философской школы Сакья — вылечил монгольского полководца, за что завоеватели удостоили его почётного звания духовного наставника всего Тибета, а Сакья приобрела большое влияние.
Многие религиозные школы Тибета пытались оспорить власть Сакья, но это им не удавалось. В 1352 г. правитель одной из областей Тибета Чангчуб Джалцан восстал против власти Сакья, сверг её главу, оккупировал почти весь Тибет и установил собственную власть, ставшую наследственной в его семье. К концу XIV в. Сакья утратила приоритет и в духовных делах.
В 1392 г. начал свою проповедническую деятельность Цзонхава — глава школы Гелукпа. Его последователи учредили преемственность власти двух своих высших духовных лиц — далай-ламы, осуществлявшего верховное административное руководство, и панчен-ламы, занимавшегося делами божественными. Не имея достаточных сил для подавления противоборства как светских правителей страны, так и представителей других школ, иерархи Гелукпы обратились за помощью к джунгарским князьям. Один из них, Турубайху, носивший титул Гуши-хана, привёл в Тибет войска, ставшие опорой Гелукпы и её главы, Пятого далай-ламы, обосновавшегося в Лхасе. Его власть признали не только в Тибете, но и в Непале, Сиккиме и Бутане. Маньчжуры заявили о своём желании оказать покровительство иерархам Гелукпы и пригласили Пятого далай-ламу приехать в Пекин с визитом, который состоялся в 1652 г.
В последние годы жизни Пятого далай-ламы большую роль при дворе стал играть Санджай Джамцо. Он скрыл от всех кончину своего патрона и почти 15 лет единолично правил страной. Когда обман открылся, Санджай Джамцо попытался поставить во главе буддийской церкви и самой страны далай-ламу Цаньян Джамцо. Выбор его оказался неудачным. Юный далай-лама больше всего думал о развлечениях, любил красивых девушек, писал стихи. Его совершенно не интересовали ни духовные, ни политические дела. Вскоре он был низложен, а его покровитель — Санджай Джамцо — убит. В стране началась междоусобная борьба, которой решили воспользоваться маньчжуры. Их армии вторглись в Тибет, расправились с недовольными и подчинили себе страну.
Власть далай-ламы была ограничена делами духовными, а светская передана совету министров, назначавшихся по решению китайского правительства. В городах стояли циньские гарнизоны.
Как бы трагично ни складывалась политическая история страны, простые люди продолжали сеять хлеб, растить детей, строить дома и храмы.
Тибетские монастыри были своеобразными центрами средневековой культуры. Там переводили и сочиняли литературные произведения не только религиозного, но и светского характера. При монастырях существовали учебные заведения, где молодёжь получала образование, действовали типографии и различные мастерские, работали художники,
Ламы, воины и богачи среди монастырей и замков Тибета.
скульпторы, ткачи, ювелиры, резчики, чеканщики. Их труд был нелёгок, но тибетцы говорили: «Если мы не будем делать тяжёлой работы, мы не будем есть лёгкой пищи». Хлеб труженика всегда скуден и горек. Зато сотворённое им — вознесённые на головокружительную высоту города и монастыри, храмы, украшенные прекрасными росписями и скульптурными изображениями, — поражает по сей день. Недаром древняя народная мудрость гласит: «То, что сделано с мастерством, доставляет радость другим».
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи