РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

Наука » История » Всемирная история
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

1529 год. Германия, ещё не оправившаяся после Великой крестьянской войны и её подавления, по­топленная в крови, вновь ввергнута в вооружённое противостояние. Замирившиеся на время борьбы с крестьянами, князья и дворяне вновь раскололись на два лагеря.

Вот в городе Шпайере собираются правители гер­манских государств. Император Карл вновь призы­вает к искоренению учения Лютера, и его поддер­живают государи-католики.

«Будем молиться, будем ждать, что Господь смягчит сердце императора и откроет свет ему», — проповедует Лютер.

Но его не слушают. 14 князей-лютеран провоз­гласили:

«Мы... объявляем, что с вышеозначенным при­нятым постановлением не имели ничего общего и согласиться с ним не хотим и не можем».

Этот протест привёл к возникновению термина «протестанты», обозначившего сторонников Рефор­мации. А непосредственно в Германии он привёл к междоусобной религиозной войне. В 1530 г. на но­вом рейхстаге (императорском съезде) в Аугсбурге протестанты предъявили 28 статей основ лютеран­ства и потребовали их утверждения в Германии. Католики и император в свою очередь отвергли это «Аугсбургское исповедание». Князья-протестанты объединились в союз и заявили о вооружённом от­поре противоположной стороне. Временно, впро­чем, противники вновь примирились в Нюрнберге в 1532 г. в связи с необходимостью дать общий от­пор турецкой армии, подступившей к Вене. Но уже в следующем году вспыхнуло столкновение за вла­дение Вюртембергом, в котором на стороне брата императора приняли участие австрийские войска, а на стороне лютеранского князя — швейцарские наёмники.

Дальнейшие военные действия были связаны с основанием в городе Мюнстере в 1533 г. коммуны анабаптистов во главе с нидерландцами — булочни­ком Яном Матисом и портным Иоанном Лейден­ским. Горожане отбили нападение изгнанного епис­копа и его союзников. В Мюнстере была сделана попытка распределения поровну имущества горо­жан. Иоанн Лейденский провозгласил себя новым Давидом, а Мюнстер — новым Израильским царст­вом. При этом происходили казни противников уче­ния анабаптистов. Эти события настолько испугали прирейнских феодалов, что они вновь собрали вой­ска и взяли город приступом. «Царь Давид» и его «придворные» были казнены.

Последующие годы в Германии прошли в бес­плодных попытках примирения враждующих го­сударств, поиска приемлемой для всех формулы религии. Лютер настаивал на своём варианте (Шмалькаденские статьи), император созвал вновь съезд князей в 1541 г. в Регенсбурге, на котором вели переговоры кардинал Контарини и сподвижник Лютера Меланхтон. Компромисс, заключённый между ними, однако, не был признан Папой рим­ским. Тем временем учение Лютера распространи­лось в ряде новых для него земель Германии — Бранденбурге, Саксонии и некоторых других.

В 1546 г. умер Мартин Лютер. Ослаблением в руководстве протестантов воспользовался Карл, призвавший на помощь войска из Италии и Нидер­ландов и двинувшийся через Тироль на юг Герма­нии против мятежных правителей. Многие из них были вынуждены подчиниться. В 1547 г. импера­торские войска, которыми командовал испанский герцог Альба — будущий душитель нидерландской революции, разбили саксонцев. Саксонский кур­фюрст был приговорён к пожизненному заключе­нию лишь по воле императора. Расправившись со своими противниками, Карл попытался встать во главе частично реформированной церкви, но это ре­шение не признали ни Папа, ни многие феодалы с обеих сторон. В то же время Карл издал указ, ко­торый прозвали «кровавым»: «Воспрещается печа­тать, писать, иметь, хранить, продавать, поку­пать... все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера... и др. ...Воспрещается допус­кать в своём доме беседы или противозаконные сбо­рища... Всякий, кто откроет лицо, заражённое ере­сью, обязан доносить на него...»

На страну обрушилась инквизиция. Север Гер­мании вновь отложился от Карла. Саксонские вой­ска чуть не застали врасплох императора, которого, больного, спешно вынесли на носилках из Инсбру­ка.

Карлу пришлось пойти на мир с князьями-про­тестантами, которым, ко всему прочему, начал по­могать французский король Генрих II. Задача под­чинить себе всю Германию оказалась для императо­ра нереальной, и он отрёкся от престола, передав его своему брату Фердинанду. В Аугсбурге в 1555 г. Фердинанд заключил мир.

«Пусть, — провозглашал договор, — ни его им­ператорское величество, ни курфюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину империи никакого насилия или зла по поводу аугсбургского вероиспо­ведания, но предоставят им в мире придерживаться своих религиозных убеждений...»

Юг и отчасти запад Германии, где было много церковных владений, остались католическими. Се­вер — Саксония, Гольштейн, Бранденбург, Ган­новер, а также Пфальц и Вюртемберг — стал про­тестантским. Эти религиозные границы остались в Германии по существу до наших дней.

Мир был лишь временным... В раз­дробленной стране князья готовы были вновь поссориться, призвав могущест­венных союзников.

Размежевание по религиозному признаку пости­гло во второй четверти XVI в. и Францию. Хотя страна была ещё с конца XV в. централизованной, французский Юг, помнивший ересь альбигойцев и долгое время развивавшийся самостоятельно, был центром оппозиции королевской власти. Независи­мо настроенные горожане Южной Франции, первые буржуа-предприниматели и часть дворян стали кальвинистами. Они повели наступление на цер­ковные владения. От искажённого немецкого слова Eidgenossen — «объединённые» — кальвинистов стали называть во Франции гугенотами. Север и королевский дом остались католическими. Все про­тиворечия и конфликты в стране как бы сплелись в один клубок — непокорность королю местной фео­дальной знати, недовольство горожан тяжёлыми поборами королевских чиновников, выступления крестьян против налогов и церковного землевладе­ния, стремление к самостоятельности буржуазии. Всё это приняло обычные для того времени рели­гиозные лозунги и привело к началу гугенотских войн, чем-то напоминающих наше Смутное время.

В последние годы правления Генриха II Валуа (1547—1559 гг.) резко увеличились королевские налоги. При юном и больном сыне Генриха Фран­циске II начались выступления горожан за умень­шение налогов. Во главе их стояли гугеноты. В это же время обострилась борьба за власть и влияние в стране между двумя побочными ветвями старой ди­настии Капетингов — Гизами (католиками) и Бур­бонами (гугенотами). В 1560 г. был раскрыт фео­дальный заговор против Гизов, и начались казни протестантов, устраиваемые при дворе как пред­ставления. Это привело к столкновению с Бурбо­нами и Конде. Генеральные штаты, созванные пос­ле неожиданной смерти короля, не привели к при­мирению сторон. Фактически власть при малолет­нем брате Франциска Карле IX взяла в свои руки их мать Екатерина Медичи, наполовину итальянка по происхождению. Эта женщина ещё при жизни мужа активно участвовала в государственных де­лах. Королеву отличали хитрость, расчётливость, стремление безраздельно распоряжаться властью. Но именно при ней начались открытые столкнове­ния между католиками и протестантами.

В 1562 г. Франсуа Гиз во время богослужения истребил несколько десятков гугенотов. В ответ протестанты начали вооружённое сопротивление. Наёмный убийца расправился с Гизом. Последова­ли годы открытых столкновений в различных рай­онах Франции (всего за 30 лет — 10 войн). В них были втянуты и англичане, помогавшие гугенотам, и испанцы — союзники католиков.

Наиболее страшным эпизодом гугенотских войн стала Варфоломеевская ночь. В августе 1572 г. в Париж приехало много дворян-протестантов, со­провождавших Генриха Бурбона на его свадьбу с

сестрой короля Маргаритой. Они стремились убе­дить Карла IX заключить перемирие и принять участие в помощи борющимся против Испании Ни­дерландам, в чём видели выгоду для Франции. Тут же против них созрел заговор католиков во главе с Генрихом Гизом, сыном Франсуа, убедившим ко­ролеву-мать использовать момент для расправы с гугенотами. В ночь перед праздником Святого Варфоломея (24 августа) посвящённые в дело католики пометили дома, где находились их будущие жерт­вы. Характерно, что среди убийц были в основном иностранные наёмники.

Видный гуманист Агриппа д'Обинье во «Всеоб­щей истории» рассказывает: «Улицы уже были полны вооружённых людей... Так как в это время послышался первый набат и нужно было начать преследование, то герцог де Гиз и шевалье д'Ангулем, которые всю ночь отдавали приказания, берут с собой герцога д'Омаль и подходят к квартире ад­мирала» (адмирала Колиньи, главы протестантов). Многие были убиты прямо в своих постелях. Резня продолжалась три дня с участием вовлечённых в кровавую оргию случайных людей... Убийства пе­рекинулись в другие города. Считается, что погибло не менее 30 тыс. человек.

Войны продолжались. Их жертвами пали и пос­ледний король из династии Валуа, младший сын Екатерины Медичи бездетный Генрих III, и Генрих Гиз. Остался третий Генрих — Бурбон, претендо­вавший на престол. К тому времени вконец разо­рённые всеми господами крестьяне усилили воору­жённые выступления. Они называли себя «кроканы» — «грызуны, грызущие грызунов». Было ясно, что дворяне могут истребить друг друга и потерять контроль над крестьянами.

В 1589 г. королём стал Генрих IV Бурбон. Чтобы примирить враждующие стороны, ему пришлось перейти в католичество. Только после этого ему от­крылись ворота Парижа. «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба), — по преданию, сказал король, въезжая в столицу. Под его руководством отряды дворян и наёмников по­давили восстание крестьян.

«Жил-был Анри Четвёртый, он славный был ко­роль». Действительно славным делом Генриха IV был Нантский эдикт — закон о веротерпимости, принятый в 1598 г. Господствующей религией ос­тался католицизм, но гугеноты получили свободу вероисповедания и одинаковые с католиками пра­ва. Это был первый в Европе подробно разработан­ный закон о свободе веры (второй в мире после ука­за падишаха Акбара в Индии).

Кроме событий в Германии и Франции к рели­гиозным войнам XVI в. относят и нидерландскую буржуазную революцию.

Религиозные войны принесли странам Европы много бедствий и лишений. И европейцы — кто раньше, кто позже — стали учиться жить друг с другом в согласии независимо от той или иной ре­лигии.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

  1. ФФФФ 21 июня 2011 22:29
    Иисус, религии и справедливая война Существует ли вообще такое понятие, как справедливая война? 

    Кто из нас не слышал фразы «религия порождает войны»?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.