РЕФОРМАЦИЯ

Наука » История » Всемирная история
РЕФОРМАЦИЯ

Реформация» — латинское слово, и означа­ет оно «изменение, перестройка». Латин­ским языком в средние века пользовались в основном учёные люди — юристы и богословы; они и предложили первыми «реформировать», т. е. преобразовать сначала христианскую церковь, а позднее — и само христианское вероучение. При­зыв священников и богословов изменить многое в жизни церкви и простых верующих вызвал силь­ный отклик у народов Европы и оказал большое воздействие на историю некоторых европейских стран. В XVI—XVII вв. все государства Европы оказались разделёнными на два больших лагеря: в Англии, Швейцарии, Нидерландах, скандинавских странах, некоторых германских княжествах Рефор­мация победила, и север континента стал в ос­новном «протестантским» (о возникновении слова «протестантизм», означающего реформационное

учение, мы расскажем чуть позже); Испания же, Италия, Франция, Польша, Венгрия, Чехия и ос­тальная часть германских земель сохранили вер­ность Папе римскому и католической религии.

Борьба между сторонниками Пап и реформато­ров лишь первое время разворачивалась в стенах университетских залов, церквей и монастырей — противники вскоре взялись за оружие, и на полях сражений пролилась первая кровь борцов за веру. Запылали костры, на которых сжигали не только опасные книги, но и их авторов. Религиозная не­терпимость раскалывала дружные семьи, восста­навливая сына против отца и брата против брата. Люди позднего Средневековья и начала Нового вре­мени были потрясены той взаимной ненавистью и всеобщим ожесточением, которые выплеснулись в ходе борьбы реформаторов и католиков. Англичане и французы, немцы и голландцы постепенно поняли, что кроме исступлённой веры в Бога люди нуждаются ещё и в терпимости друг к другу, в готовности признать за каждым право на собственные взгляды и убежде­ния. Поэтому история Реформации — это не только история церкви и христианской веры, но и повесть о том, как люди, устремляясь к Богу, учились ви­деть в своём ближнем человека, наделённого собст­венной волей и свободой выбора жизненного пути. В конце XV — начале XVI вв. недовольство Па­пами и их римским окружением было всеобщим. Даже глубоко верующие люди, посетившие Рим, возвращались из этого путешествия разочарован­ными и негодующими. Их гнев вызывали жадность Пап и кардиналов, окружавшая их бесстыдная рос­кошь (не забудем, что верующих церковь призы­вала к умеренности и воздержанию от излишеств), чрезмерный интерес Пап к итальянским политичес­ким интригам. По мере того как обвинения в адрес Пап звучали всё чаще и становились всё смелее, короли и епископы некоторых европейских стран задумывались о том, чтобы обособить свои церкви от Рима. Вероучение и обряды при этом оставались прежними, католическими, но власть Папы над местной, национальной церковью значительно уменьшалась.

Первыми осуществили этот замысел француз­ские короли. Ещё в 1438 г. Карл VII добился того, что в делах французской церкви собор местных епископов получил верховенство над Папой; с этого времени французское королевство перестало выпла­чивать Папе ежегодные подати — аннаты. В 1516 г. король Франциск I согласился вновь платить Риму аннаты, но зато получил право самостоятельно наз­начать епископов и кардиналов в своём королев­стве. Вышло так, что ещё до начала Реформации французская церковь оборвала многие из своих свя­зей с Римом — это помогло ей выйти победитель­ницей из длительной и упорной борьбы с реформационным движением во Франции.

Все страны Европы в начале XVI в. пытались так или иначе защищаться от непомерных притязаний римских Пап (в первую очередь — от денежных поборов). Самыми беззащитными оказались гер­манские земли — раздробленная Германия не была защищена от церковников сильной королевской властью, а лоскутная политическая карта страны не давала никакой возможности создать единую на­циональную церковь наподобие французской. По­этому именно из Германии и доносились самые громкие проклятия в адрес римских Пап; Германия стала родиной и Реформации.

31 октября 1517 г. монах-августинец, препода­вавший по поручению своего ордена богословие в университете города Виттенберг (в Саксонии), при­креплял какие-то листы бумаги к дверям неболь­шой церкви виттенбергского замка. Профессора-мо­наха звали Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Расска­жем немного об этом человеке, потому что черты его характера сильно повлияли на ход Реформации в Германии. Дальние предки Лютера были кресть­янского происхождения; от них он унаследовал до-

вольно грубое лицо простолюдина и неискоренимое упрямство, умение твёрдо стоять на ногах во время бедствий. Лютер умел говорить с простыми людь­ми, хорошо писал на языке народа — не случайно его перевод Библии на немецкий язык до сих пор очень популярен в Германии. В то же время Лютер был одним из самых учёных богословов своего вре­мени; вдобавок к этому он был наделён искренним религиозным чувством, способностью глубоко пе­реживать свои отношения с Богом. Несмотря на уп­рямство, Лютер оказался тонким политиком, спо­собным найти сильных союзников и пойти на боль­шие уступки в случае необходимости.

Листы бумаги, вывешенные молодым профессо­ром на церковной двери, содержали 95 возражений Лютера против права Пап прощать грешников, по­купающих отпущение грехов. Против «индульген­ций» (так назывались подписанные Папой доку­менты об отпущении грехов за деньги) выступали тогда многие богословы; Лютер отличался от них только смелостью и резкостью своих речей. Этого, однако, оказалось достаточно, чтобы в считанные дни Лютер стал известен всей Германии. Рядом с ним мгновенно образовался кружок сторонников и единомышленников, настроенных по отношению к Риму ещё более непримиримо, чем он сам. От кри­тики индульгенций «мартинисты» (так их стали на­зывать по имени Лютера) быстро перешли к осуж­дению папства и католической церкви в целом. Окончательный разрыв между Лютером и Римом был закреплён в 1520 г., когда немецкий богослов сжёг во дворе Виттенбергского университета в при­сутствии студентов папское послание об отлучении мятежника от церкви. Этим смелым шагом Лютер поставил себя вне христианского общества Европы, покорного Папе, несмотря на всю критику в его адрес. Лютер готов был утверждать, что он один видит истинного Бога, а миллионы «папистов» заб­луждаются и идут по дороге, ведущей прямо в пре­исподнюю.

Наверное, никто в это время не сомневался, что Лютера ждёт костёр. Похоже, что и сам он при­меривал на себя судьбу Яна Гуса, чешского богосло­ва, сожжённого за выступления против господст­вующего вероучения в 1415 г., за сто лет до начала Реформации. Лютер избежал казни по двум причи­нам: во-первых, в Риме слишком поздно поняли опасность, исходящую из далёкой Саксонии, и дали Лютеру время укрепиться. Посол Папы в Германии доносил в Рим: «Девять десятых Германии кричат «Лютер»; остальная десятая — по меньшей мере — «Смерть римскому двору!». Во-вторых, Лютер хо­рошо использовал подаренную ему передышку — он смог найти себе могущественных покровителей среди немецких князей. Многие из них поняли, что лозунги «доктора Мартина» помогут им обособить­ся не только от Рима, но и от Германской империи. В 1521 г., когда Лютер был вызван на суд императо­ра и осуждён, курфюрст Саксонии Фридрих помог ему бежать в свои владения и укрыл мятежного богослова в одном из замков.

Лютер спас свою жизнь, но заплатил за это дорогую цену — движение Реформации в Германии вышло из-под его контроля и стало развиваться са­мостоятельно. Каждый бродячий проповедник пе­реиначивал идеи Лютера по-своему, толкуя их вкривь и вкось; некоторые же из бывших «марти­нистов» учили народ тому, что вслед за властью Папы следует низвергнуть власть князей, графов и баронов и установить Царство Божие на земле, не дожидаясь обретения райского блаженства на небе­сах. Лютер вынужден был из своего укрытия резко выступать против бывших сторонников. Он пре­красно понимал, что в борьбе с Папами и народны­ми проповедниками реформаторы должны опирать­ся на связное, последовательное и глубокое вероуче­ние. Такого вероучения, способного противостоять католицизму, в распоряжении Лютера и его сто­ронников не было. Значит, его следовало создать, и Лютер напряжённо думал над отношениями чело­века и Бога, веры и разума, долга и свободы.

Итоги размышлений Лютера кратко можно из­ложить так: человек возносит к Богу порыв своей веры, Бог же в ответ наделяет человека благодатью. Такое отношение между Богом и верующим имеет глубоко личный характер; церковь не имеет права вмешиваться в это отношение — она лишь поме­шает верующему найти свой, особенный для каж­дого путь к Богу. Это не значит, что церковь не нужна вовсе, — просто она должна быть совсем не похожей на католическую. Церковь Лютера долж­на была помочь верующему самостоятельно постичь смысл Библии, растолковать ему содержание бо­жественных книг, научить читать их. Священники в этой церкви не были отделены от простых верую­щих непроходимой стеной, как это было у католи­ков, — они могли жениться, носили обычную одеж­ду, пользовались точно теми же правами, что и про­стые граждане. Лютеранская церковь освобожда­лась от икон, скульптурных изображений Христа и Богоматери, пышных одежд священников, утоми­тельных и сложных обрядов... Одним словом, она опрощалась.

Богословие Лютера и устройство его церкви по­казали, что корни Реформации уходили глубоко — они были связаны с распадом средневекового об­щественного строя и с постепенным превращением европейского человека в личность, индивидуаль­ность. Торговцу и предпринимателю, архитектору и инженеру, поэту и профессору уже не нужны бы­ли посредники и помощники в сложных отноше­ниях между человеком и Богом; наставления като­лической церкви они воспринимали как посяга­тельство на свою свободу. Лютеру удалось хотя бы частично решить сложнейшую задачу — прими­рить острое ощущение своей индивидуальности, особенности с подлинным религиозным чувством.

Идеи «оправдания верой», «дешёвой церкви» и другие находки Лютера с трудом пробивали себе дорогу в Германии. В 1525 г., после подавления крестьянских выступлений, вдохновлявшихся на­родными проповедниками, дело Реформации окон­чательно перешло в руки немецких князей. За союз с князьями Лютеру пришлось заплатить прямым

подчинением своей церкви княжеской власти. Князья зарились на богатые владения монастырей, которые они присваивали под лозунгом церковной реформы. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил расхищение монастырских земель князьями, сто­ронники Лютера заявили императору протест (пос­ле чего их и стали звать «протестантами»). Тем са­мым союз реформаторов церкви и князей оформил­ся окончательно. После многолетней борьбы и час­тых войн в 1555 г. император позволил каждому из князей вводить в своих землях ту религию, которой придерживался сам князь. Возникло неустойчивое равновесие: северные, северо-восточные княжества Германии и некоторые владения в центре страны приняли лютеранство, прочие же земли сохранили верность католицизму. Это деление стало причиной неисчислимых бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин её отста­лости от других европейских стран в течение XVI— XVIII вв.

В Германии реформационное движение не смог­ло развернуться в полную силу, несмотря на то, что началось оно именно там. Лютер и его сторонники слишком зависели от расклада политических сил в стране, чтобы выработать последовательные и са­мостоятельные ответы на два основных вопроса: как должна быть организована новая церковь и ка­кую позицию эта церковь должна занять по отно­шению к светским властям. Лютер, как мы пом­ним, попросту подчинил свою церковь князьям. Положим, ничего другого он сделать и не мог, но такое решение устраивало далеко не всех последо­вателей Лютера в других странах Европы. Искать выход пришлось французу Жану Кальвину (1509— 1564). В 1536 г. он вынужден был бежать из Фран­ции в Швейцарию (во Франции в это время начали преследовать реформаторов) и обосновался в одном из самых вольнолюбивых и легкомысленных горо­дов Швейцарии — Женеве. Как ни странно, именно Женеве и суждено было стать полем смелых и су­ровых опытов Кальвина, распространившихся позднее по всей Европе.

Кальвин придавал устройству своей церкви го­раздо большее значение, чем германские реформа­торы. Дело в том, что кальвинистская церковь должна была, по замыслу своего создателя, вести борьбу сразу на два фронта: против «папистов» и против «философов», т. е. светских мыслителей, равнодушных к вопросам веры и готовых принять любую религию вплоть до языческой. «Философов» Кальвин считал ещё более опасными врагами, чем католиков, и сражался с ними буквально насмерть: в 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина был сожжён на костре испанский учёный Мигель Сервет, осмелившийся критиковать взгляды Кальви­на. Кальвин настаивал на отделении веры от зна­ния; сам того не желая, он провёл чёткую грань между религией и наукой. Физика, химия, матема­тика и биология в кальвинистских странах впредь смогли развиваться более свободно, чем в прежней, католической Европе. От учёных требовалось одно — не вмешиваться в вопросы веры и признавать кальвинистские установле­ния.

Но вернёмся к устройству кальвинистской церк­ви. Она была выведена из подчинения городским властям Женевы и пользовалась правом самоуправ­ления. У кальвинистов не было такой лестницы церковных чинов и должностей, как у католиков, — напротив, каждая кальвинистская община, со­стоявшая из нескольких десятков человек, решала все свои дела самостоятельно. Руководили общиной наиболее уважаемые и почтенные люди — «пресви­теры», которых выбирали сами верующие, а также проповедники, наставлявшие своих собратьев по ве­ре. В случае необходимости пресвитеры и пропо­ведники отдельных общин сходились вместе и об­суждали дела, касавшиеся всех. Сам Кальвин про­явил скромность, не претендуя на особое положение в созданной им организации.

Очевидно, что устройство кальвинистской церк­ви было очень гибким: его легко было приспособить как к условиям города-коммуны вроде Женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и силь­ных королевствах вроде Французского. Столь же гибкими были и политические взгляды Кальвина. Он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что дур­ной правитель нарушает законы не только челове­ческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к Богу. Эти мысли Кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усиле­нием королевской власти во многих европейских странах XVI—XVII вв.

Наконец, Кальвин произвёл значительные изме­нения в богословских взглядах немецких реформа­торов. Он попытался разрешить проблему, волно­вавшую умы христианских мыслителей на протя­жении уже тысячи лет: свободен ли человек в вы­боре своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и посмертная) заранее предопределена Богом. Кальвин утверждал, что предопределение сущест­вует, но человек не должен безвольно ожидать свер­шения своей судьбы — напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. В течение жизни человек должен вы­явить все заложенные в него Богом способности и возможности — в этом и заключается его главное служение Богу, в этом выражается его вера.

Вместе с тем Кальвин требовал от своих сторон­ников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. Было резко уменьшено количест­во праздничных дней в году: женевский проповед­ник считал, что человек зарабатывает и копит день­ги не для того, чтобы бездумно развлекаться. Боль­шие состояния Бог дарует только тем, кто служит

ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения Царствия Небесного. Строгости Кальви­на не понравились весёлым женевцам, и однажды его даже изгнали из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом — и английских, французских, голланд­ских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина.

Все эти достоинства кальвинизма способствова­ли его широкому распространению в Европе. Каль­винистами были нидерландские патриоты, сражав­шиеся за освобождение своей родины от испанского владычества; ту же веру исповедовали и француз­ские «гугеноты», долгое время вынашивавшие за­мыслы отделиться от французской короны и соз­дать на юге Франции независимое кальвинистское государство. Наконец, основные идеи кальвинизма нашли своих сторонников и в Англии, где Рефор­мацию осуществляла королевская власть. Правда, англичане не решились на полный отказ от католи­ческих традиций: они сохранили некоторые из об­рядов, епископское управление отдельными цер­ковными областями. Главой «англиканской» церк­ви (так она стала называться после реформ) был сам английский король. Самые ревностные из англий­ских кальвинистов были недовольны такими поло­винчатыми реформами; они полагали, что англи­канскую церковь следует «очистить» от остатков католицизма. Таких людей называли «пуритана­ми» («пурус» по-латыни значит «чистый»). Пури­танам суждено было впоследствии сыграть замет­ную роль в английской истории.

В середине XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между реформаторами и католиками ещё может быть преодолён. Нужно только, чтобы обе стороны пошли навстречу друг другу и искали примирения. Такие настроения были сильны не только среди простых людей — многие высокопос­тавленные кардиналы и епископы из папского ок­ружения думали точно так же. Католическая цер­ковь долго колебалась, прежде чем пойти на от­крытый разрыв с реформаторами. Церковный со­бор, решавший эту проблему, заседал почти двад­цать лет — с 1545 по 1563 год! Всё же в конце концов жёсткая линия победила, и все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками, т. е. людьми, отпавшими от Христа и от церкви. Поста­вив еретиков вне закона, римская церковь дала всем желающим право убивать и преследовать кальвинистов, лютеран и сторонников других реформационных учений. Спустя несколько лет вспыхнули первые очаги религиозных войн на по­лях Франции и Нидерландов, резко обострились конфликты между протестантской Англией и ка­толической Испанией... Идеи реформаторов стано­вились силой, преображавшей лицо Европы.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.