АНТИЧНОСТЬ

Наука » История » Всемирная история
АНТИЧНОСТЬ
АНТИЧНОСТЬ

Уже на протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции и Древнего Рима «золотым веком» человечества. Действительно, античная культура имела множество притягательных сторон, сильно действующих и на современных людей: разумное и соразмерное человеку устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру. Попытки «возродить античность» очень многое дали Западной Европе Нового времени, хотя, конечно, результаты этого «возрождения» сильно отличались от античных образцов. Постоянное со-поставление, сравнение себя с греко-римским миром стало правилом для новой Европы; многие историки и сейчас искренне убеждены, что, изучая афинскую демократию века Перикла, можно из-влечь важные для современных политиков уроки. Но не мешает ли нам это вечное сравнение «ны-нешнего» с «прошлым» увидеть античность такой, какой она была на самом деле, была, так сказать, «для себя самой»? Очень может быть. Древние греки вовсе не знали, что им суждено стать родона-чальниками демократии, философии и изящных искусств; они попросту обживали свой небольшой и довольно скудный уголок Средиземноморья, внимательно приглядываясь к могущественным и опытным соседям — финикийцам и критянам, египтянам и сирийцам. Границу между своей ро-диной и Востоком сами греки проводили далеко не так резко, как современные историки; Восток притягивал эллинов как магнит. Не случайно Александр Македонский пришёл в Бактрию и Индию не как завоеватель-чужестранец, а объявив себя наследником иранского царя.

ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Наука » История » Всемирная история
ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Военное дело как одна из форм человеческой деятельности возникло одновременно с зачатками общества. Окружённые враждебным миром, первобытные люди отстаивали своё право на существование в борьбе не только с дикой природой. Контакты племён с такими же насторожен-ными и недоверчивыми соседями, как они сами, превращались в кровопролитные столкновения. Стремление победить заставляло совершенствовать вооружение, средства защиты, прибегать к тактическим уловкам. Наскальные рисунки, сохранившиеся в пещерах, свидетельствуют о том, что в среднем каменном веке уже существовало представление о необходимости разделения сил на отря-ды, которые под руководством командиров согласованно выполняли в бою самостоятельные задачи: атаковали в лоб, заходили с флангов или с тыла.
С очень давних пор, с IX тыс. до н. э., в Палестине сохранились памятники фортификации — древнейшие стены и башня Иерихона. Там же найдены оружие и средства защиты, относящиеся к IV тыс. до н. э.: наконечники копий и кинжальные клинки, ударные части булав, боевые топоры, широкие и толстые венцы-шлемы и даже панцири из медных лент, зашитых между двумя слоями кожи.

ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ
ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ

Говорят, есть прекрасная страна, окружённая со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда? — обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: — Пойдём туда».
Так, согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправился в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.
Однако Иваро как врага встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими соплеменниками вернулся туда.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Древний Китай... Там с незапамятных времён земля желта. И жёлты воды великой реки, которую так и назвали — Жёлтая — Хуанхэ. Сидя на её берегу, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её животворных рук и заселили эту землю. Владыка их звался Жёлтым государем — Хуанди. Так рассказывает легенда.
Плодородная почва и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Ху-анхэ — земледелие. Осваивая новые земли, удалённые от воды, люди научились их орошать, прокла-дывая каналы.
Получать больший урожай стали тогда, когда орудия начали делать не из камня, как прежде, а из бронзы и железа. Стрела с металлическим наконечником вместо кремнёвого или костяного и же-лезный меч вместо камня или дубины были гораздо удобнее на охоте и в бою. Возможность с их по-мощью присвоить имущество соседей, присоединить чужие земли порождала частые войны между различными родами и племенами. Столкновения с
соседями-инородцами продолжались и с появлением государственных образований: уделов, кня-жеств, царств.
Племя шан с переселением в долину Хуанхэ стало называться инь. Оно осело на новых землях, из-гнав после кровопролитной борьбы жившее здесь ранее племя цян, или ся.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия.
На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростёршейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце XX в. находят-ся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.
В незапамятные времена просторы Древней Индии (а именно о ней пойдёт речь) населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далёких предков.
Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отли-чавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.
Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью наи-более почитаемых богов.
Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую пол-новодную реку Ганг индийцы считают священной...

ПОГРЕБЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Наука » История » Всемирная история
ПОГРЕБЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
ПОГРЕБЕНИЕ  АЛЕКСАНДРА  МАКЕДОНСКОГО

Тело Александра Македонского пролежало непогребённым в покоях вавилонского дворца тридцать дней. Никто из бывших друзей и соратников не вспоминал о нём, пока один находчивый человек не объявил, что боги открыли ему тайну: та страна, в земле которой упокоится тело великого завоевателя, обретёт счастье и вечное процветание. Что тут началось, какие интриги плелись вокруг мёртвого владыки! Каждый из сподвижников царя, полководцев-диадохов, стремился доказать своё право похоронить его в своих владениях и тем самым гарантировать прочность своей власти.
Самым расторопным оказался Птолемей, ночью выкравший тело почившего царя и спешно отправивший его в Александрию Египетскую. Вслед устремился Пердикка, рассчитывая отобрать у нахального Птолемея останки Александра.
Птолемей знал воинственный характер Пердикки и, опасаясь расправы, решил обмануть его. Он приказал изготовить куклу, ростом и лицом похожую на умершего. Эту куклу, облачённую в пышные одежды и украшенную царскими драгоценностями, под дорогими погребальными покровами, на носилках, украшенных серебром, золотом и слоновой костью, везли в сопровождении пышной свиты. Тело же Александра в простом ящике сопровождали по глухим дорогам немногие, но верные Птолемею люди.

ПАРФИЯ

Наука » История » Всемирная история
ПАРФИЯ
ПАРФИЯ

Александр Македонский умирал... Тот, перед кем трепетал мир, кто называл себя богом, погибал от лихорадки, не оставлявшей ему ни сил, ни времени распорядиться судьбой завоёванных стран и народов. А в это время люди, называвшие себя друзьями и соратниками Великого Завоевателя, позабыв о нём, начали смертельную борьбу за его наследство. Тело Александра лежало непогребённым в покоях дворца в Вавилоне, но отдать последний долг умершему было некому. Напрасно его мать Олимпиада, забыв гордость, молила разрешить ей похоронить тело сына. Её никто не слышал. Никто не обращал внимания и на слёзы жены царя Роксаны, пытавшейся заявить о правах сына и наследника Александра, которого она носила в своём чреве.
Царь умер, да здравствует царь... но кто станет им среди полководцев-диадохов Великого Македон-ца? Борьба продолжалась долгие годы, место отцов занимали их дети-наследники, прозванные эпигонами. Прошло почти 40 лет после смерти Александра, пока враждующие сумели договориться. В Древнем Мире появилось три крупных государства: Птолемеев, Селевкидов и Македония.

ДРЕВНИЙ ИРАН (ПЕРСИЯ)

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНИЙ ИРАН (ПЕРСИЯ)
ДРЕВНИЙ ИРАН (ПЕРСИЯ)

Две с половиной тысячи лет назад иранский царь Дарий I приказал своим слугам нанести длинную надпись на высокой отвесной скале, которую по имени соседнего селения называют Бехистунской. Прочитать надпись снизу невозможно — от земли её отделяют 105 метров. Первые европейские путешественники, чтобы ознакомиться с надписью, вынуждены были пользоваться помощью ловких иранских мальчишек, добиравшихся до самых дальних уголков 22-метровой надписи и зарисовывавших древние письмена.
Ясно, что надпись на скале не предназначалась для человеческих глаз. В то же время Дарий расска-зывает в ней о событиях, хорошо известных людям его страны: как он стал царём Ирана, убив само-званца Гаумату, полугодом ранее захватившего престол. Кому же Дарий хотел поведать о случив-шемся? Вероятно, богам и вечности. Очевидно, что новый царь придавал очень большое значение своей победе над Гауматой и хотел сохранить память о ней на вечные времена. Верховный бог иранцев Ахурамазда изображён на каменной иллюстрации к надписи с поднятой правой рукой, благословляющей Дария; левой же он вручает Дарию кольцо — знак царской власти. Дарий полагал, что сами боги возвели его на трон, поручив ему дело спасения и укрепления державы, и он смог выполнить эту задачу. События, о которых рассказывается в Бехистунской надписи, действительно сильно повлияли на ход истории Древнего Мира. Истоки их относятся, однако, к гораздо более давним временам. О ранней истории иранцев мы знаем немного. Их предки, родичи индоариев по культуре и языку, заселили Иранское нагорье во второй половине II тыс. до н. э., когда древнейшие государства Египта и Междуречья уже миновали время своего наивысшего расцвета. Начиналась эпоха ассирийского господства в Передней Азии, и иранцы вместе с близкородственными им мидянами вынуждены были признать себя подвластными ассирийским царям. Мидия располагалась гораздо ближе к ассирийским владениям, поэтому её население намного раньше иранцев оказалось втянутым в «большую политику» Древнего Востока и стало играть в ней видную роль. Иранцы всё ещё продолжали жить родами и племенами, когда в VII в. до н. э. у мидян уже были сильное государство, царская власть и могущественная армия. В 614 и 612 гг. до н. э. мидийский царь Киаксар, вступив в союз с Вавилоном, принял активное участие в разгроме Ассирии (см. ст. «Ассирия»). Киаксар и его преемники не смогли присоединить все владения погибшей ассирийской державы, но всё же Мидийское царство к 600 г. до н. э. значительно усилилось, и иранцы под-чинялись теперь своим соседям и родичам.

УРАРТУ

Наука » История » Всемирная история
УРАРТУ
УРАРТУ

К 800 г. до н. э. над странами Передней Азии нависла угроза ассирийского порабощения (см. ст. «Ассирия»). Казалось, что натиску ассирийских армий не может противостоять никто — ни слабые цари Вавилона, ни правители мелких «осколков» великой Хеттской державы, ни вожди племён, населявших Иранское нагорье и Закавказье. Установление ассирийского господства означало для этих народов катастрофу — ведь оно неминуемо повлекло бы страшное разорение завоёванных стран и массовое истребление людей.
И всё же в то время, когда мощь Ассирийской державы была поистине огромна, в Передней Азии нашёлся народ, который не только решился на открытую борьбу с грозным врагом, но и почти выиг-рал у него смертельное противоборство. Речь идёт о близкородственных племенах, населявших гор-ные долины Закавказья примерно в том районе, где сейчас сходятся границы Турции, Ирана и Арме-нии. На этой территории сложились тогда два сильных союза племён, два государства — Урарту и Манна. Центрами их стали долины горных озёр Ван и Урмия.
Ассирийцы до поры до времени не обращали внимания на события, происходившие на северных окраинах их державы. Владыки мира относились к урартам как к одному из многочисленных полудиких племён, считая, что их следует держать в постоянном страхе и наказывать за непослушание карательными походами. Ассирийцы явно недооценивали урартов. И позднее этот народ продемонстрировал свои военные, политические, административные и культурные дарования. Ассирийские позиции в Передней Азии оказались не такими прочными, как можно было подумать. Цари Урарту Менуа (810—786 гг. до н. э.) и его сын Аргишти I (786— 764 гг. до н. э.) начали это умело использовать.

АССИРИЯ

Наука » История » Всемирная история
АССИРИЯ
АССИРИЯ

— Синаххериб, великий царь, могучий «царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх стран света...», — так ассирийский царь Синаххериб начинает рассказ о своих военных походах. Он приказал мастерам нанести эти горделивые слова на камень, чтобы слава о его могуществе сохранялась вечно...
Дошли до нас и высеченные из камня изображения ассирийских царей в полный рост; их лица и фигуры выражают мощь, решимость смести всё на своём пути, преодолеть любую преграду. Взгляд царя — хищный взгляд орла, руки с выпуклыми мышцами напоминают львиные лапы, пышные волосы, уложенные на спине, — львиную гриву, царь стоит на земле непоколебимо, как бык...
Наверное, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Слова царя Синаххериба не были хвастовством. Во время его правления (около 700 г. до н. э.) в состав Ассирийской державы входили Вавилония, Сирия, Палестина с Иудеей, отдельные районы Закавказья. При наследниках Синаххериба Ассирия присоединила на некоторое время также Египет и Элам. Синаххерибу с его наследниками удалось завоевать почти «весь обитаемый мир» (конечно, в пределах, известных ассирийцам).
Начиналась же история Ассирии довольно мирно. Её древней столицей был небольшой город Ашшур, от которого позднее получила своё название и вся держава. Если бы мы могли пройтись по его улицам, скажем, в 1900 г. до н. э., то встретили бы мало воинов, но много купцов. Как же получилось, что небольшой торговый город превратился в центр огромной державы, наводившей ужас на народы Передней Азии? Попробуем вместе разобраться в этой непростой истории.
Ашшур располагался в верхнем течении реки Тигр, где жили в основном семитские народы. Здесь сходились торговые пути Древнего Мира. С севера на юг, в Междуречье, везли золото и серебро, медь и олово, рабов. В северные земли отправляли для продажи зерно и растительное масло, изделия искусных ремесленников. Жители Ашшура со временем поняли, что смогут разбогатеть, покупая то-вары в одних странах и перепродавая в других. Заниматься посреднической торговлей могли только умные, хитрые и отважные люди. Купцу приходилось отбиваться от нападений разбойников; он должен был уметь ладить с вождями диких племён, у которых покупал рабов; ему следовало знать языки, нравы и обычаи чужих стран, быть обходительным с царями и их вельможами, потому что самые дорогие товары продавались в царских дворцах. Для удобства торговли в чужих землях купцы строили свои посёлки, жили там среди местного люда и лишь изредка возвращались на родину за товаром.
В самом же Ашшуре богатая купеческая верхушка заправляла всеми городскими делами. Высокие должности в городском управлении занимали жрецы самых почитаемых храмов. Царей в Ашшуре ещё не было. Город рос и богател, не нуждаясь в далёких военных походах.
Ассирийцы жили в плодородных степных предгорьях. Земля здесь давала обильные урожаи без дополнительного полива, поэтому оросительные каналы и земляные плотины были чаще всего не нужны. Большая крестьянская семья обрабатывала свой надел самостоятельно, не обращаясь за помо-щью ни к соседям, ни к храму, пасла быков и овец в широких и привольных окрестных степях. Ас-сирийский крестьянин мог прокормить себя и свою

семью, был свободен и независим, платил сравнительно небольшие налоги.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Наука » История » Всемирная история
ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ
В конце XIII в. до н. э. Палестина стала землёй обетованной для еврейских племён, вытесненных из Верхней Месопотамии вместе с другими семитскими племенами амореев-сутиев. Коче­вым племенам, пришедшим из пустыни, Палестина действительно могла показаться райским уголком, хотя на самом деле это страна контрастов. Здесь есть и пустыни, и плодородные долины, и нагорья, и болота, и горы со снежными вершинами. Земля Ханаан (так древние евреи называли Палестину), в которую бог Яхве повелел идти Аврааму, легендарному предку всех еврейских, арамейских и арабских племён, оказалась оживлённым перекрёстком. Через неё проходили важные торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление получить выгоды, связанные с возможностью контролировать торговлю огромного региона, сталкивало державы Древнего Востока в стремлении установить господство над Палестиной. Она была постоянным полем сражений, по её тропам шло непрекращающееся движение не только торговых караванов, но и войск враждующих сторон. На определённом этапе развития еврейского народа это обстоятельство предопределило многое в его исторической судьбе.
ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Евреи. Исход из Египта.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Стена плача.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Пророки.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Казнь восставших зелотов.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Штурм крепости.

ИУДЕЯ И ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Император Тит
и писатель Иосиф Флавий
во время осады Иерусалима.

ФИНИКИЯ

Наука » История » Всемирная история
ФИНИКИЯ

Едва греческий корабль причалил в гавани города Тир и матросы начали переносить на берег амфоры с вином и оливковым маслом, как их глазам открылась странная картина. Торговая пристань была заполнена народом. Под мелодичные звуки флейт несколько десятков человек легко подпрыгивали вверх, стараясь следовать музыкальному ритму. Потом вдруг, как по сигналу, все они бросились на землю и начали перекатываться с боку на бок. Греков взяла оторопь, хотя они уже много слышали о странных обычаях финикийцев. Ходили рассказы о том, что ханаанейцы — так называли жителей Финикии — поклоняются кровожадным богам, приносят им в жертву собственных детей, сжигают живьём пленников, захваченных во время войн и пиратских набегов. Старый грек объяснил своим товарищам, что финикийцы молятся на пристани одному из своих главных богов — Мелькарту. Опомнившись, матросы снова засновали по деревянным мосткам с корабля на берег и обратно: если останавливаться
ФИНИКИЯ

Финикийский корабль.

ФИНИКИЯ

1. Главные города финикийцев. 2. Владения финикийцев в Передней Азии. 3. Берега, захваченные и колонизированные финикийцами. 4. Финикийские колонии. 5. Важнейшие морские торговые пути финикийцев.

ФИНИКИЯ

Финикийские купцы.

ФИНИКИЯ

"Крылатые духи".
Рельеф, слоновая кость.
750 г. до н. э.