Наука » История » История СССР
Вечером 22 октября 1917 года командир крейсера «Аврора» получил приказ из Главного морского штаба: вывести корабль, стоявший на ремонте у стенки Франко- Русского завода, в море – якобы для пробы машин. Об этом стало известно судовому комитету. Там быстро разгадали истинную цель приказа: Временное правительство намеревалось отправить революционное судно из столицы, чтобы ослабить силы большевиков.
Председатель судкома двадцатичетырехлетний Александр Белышев доложил о предписании штаба в Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт). Наутро коварный замысел штабистов стал известен в Петроградском Военно-революционном комитете. Оттуда распорядились: крейсеру в море не выходить.
Двадцать четвертого октября Белышева вызвали в Смольный. Яков Михайлович Свердлов спросил, может ли партия рассчитывать, что в час вооруженного восстания авроровцы поддержат большевиков. Моряк заверил, что экипаж готов выполнить волю партии.
Белышев имел все основания утверждать это: на «Авроре» была крепкая большевистская организация. Здесь в марте 1917 года он вступил в ряды партии, здесь же в июне моряки избрали его в Центробалт.
От имени ВРК и его партийного центра Свердлов назначил Белышева комиссаром «Авроры». «Товарищ Белышев делегируется комиссаром от Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов на крейсер ,,Аврора“», – говорилось в удостоверении, полученном Белышевым.
Возвратившись на корабль, комиссар созвал коммунистов и членов судкома, пригласил командира. Рассказав о разговоре в Смольном, Белышев предупредил собравшихся, что отныне ни одно распоряжение командира без санкции комиссара не будет считаться действительным.
Через несколько часов на судно пришел приказ ВРК: восстановить движение по Николаевскому (ныне Лейтенанта Шмидта) мосту, разведенному юнкерами по указанию штаба Петроградского военного округа. Это они сделали, чтобы нарушить связь между Васильевским островом и центром города и тем разобщить силы революции.
Белышев сообщил о приказе ВРК командиру. Поначалу тот сказал, что поведет крейсер только по распоряжению штаба флота, потом сослался на то, что крейсер не сможет пройти по Неве из-за большой осадки. Узнав об этом, судком решил промерить фарватер ручным лотом. Через короткое время стало известно: глубины позволяют «Авроре» приблизиться к мосту.
Крейсер медленно двинулся по реке и в 3 часа 30 минут утра стал на якорь в назначенном месте. На берег высадился десант моряков; юнкера, охранявшие мост, разбежались, и авроровцы, работая при свете корабельного прожектора, свели пролеты. Приказ ВРК был выполнен.
В тот же вечер с «Авроры» прогремел исторический выстрел, возвестивший о начале штурма Зимнего. Команду открыть огонь отдал Александр Белышев.
...Демобилизовавшись в 1918 году, Александр Викторович Белышев уехал на родину, во Владимирскую губернию. Там он долгое время был на профсоюзной работе. В 1935 году окончил Ленинградскую промышленную академию.
Сейчас Александр Викторович – персональный пенсионер, живет в Ленинграде. За боевые и трудовые заслуги награжден орденом Ленина.
Председатель судкома двадцатичетырехлетний Александр Белышев доложил о предписании штаба в Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт). Наутро коварный замысел штабистов стал известен в Петроградском Военно-революционном комитете. Оттуда распорядились: крейсеру в море не выходить.
Двадцать четвертого октября Белышева вызвали в Смольный. Яков Михайлович Свердлов спросил, может ли партия рассчитывать, что в час вооруженного восстания авроровцы поддержат большевиков. Моряк заверил, что экипаж готов выполнить волю партии.
Белышев имел все основания утверждать это: на «Авроре» была крепкая большевистская организация. Здесь в марте 1917 года он вступил в ряды партии, здесь же в июне моряки избрали его в Центробалт.
От имени ВРК и его партийного центра Свердлов назначил Белышева комиссаром «Авроры». «Товарищ Белышев делегируется комиссаром от Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов на крейсер ,,Аврора“», – говорилось в удостоверении, полученном Белышевым.
Возвратившись на корабль, комиссар созвал коммунистов и членов судкома, пригласил командира. Рассказав о разговоре в Смольном, Белышев предупредил собравшихся, что отныне ни одно распоряжение командира без санкции комиссара не будет считаться действительным.
Через несколько часов на судно пришел приказ ВРК: восстановить движение по Николаевскому (ныне Лейтенанта Шмидта) мосту, разведенному юнкерами по указанию штаба Петроградского военного округа. Это они сделали, чтобы нарушить связь между Васильевским островом и центром города и тем разобщить силы революции.
Белышев сообщил о приказе ВРК командиру. Поначалу тот сказал, что поведет крейсер только по распоряжению штаба флота, потом сослался на то, что крейсер не сможет пройти по Неве из-за большой осадки. Узнав об этом, судком решил промерить фарватер ручным лотом. Через короткое время стало известно: глубины позволяют «Авроре» приблизиться к мосту.
Крейсер медленно двинулся по реке и в 3 часа 30 минут утра стал на якорь в назначенном месте. На берег высадился десант моряков; юнкера, охранявшие мост, разбежались, и авроровцы, работая при свете корабельного прожектора, свели пролеты. Приказ ВРК был выполнен.
В тот же вечер с «Авроры» прогремел исторический выстрел, возвестивший о начале штурма Зимнего. Команду открыть огонь отдал Александр Белышев.
...Демобилизовавшись в 1918 году, Александр Викторович Белышев уехал на родину, во Владимирскую губернию. Там он долгое время был на профсоюзной работе. В 1935 году окончил Ленинградскую промышленную академию.
Сейчас Александр Викторович – персональный пенсионер, живет в Ленинграде. За боевые и трудовые заслуги награжден орденом Ленина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи