В начале XIV века до н. э. Египет, управляемый великими завоевателями, превратился в мировую империю, границы которой трудно себе представить: в пределах Афро-Евразии все более-менее значительные государства либо вошли в состав Египта, либо были зависимы от него. От Каркемиша на Евфрате до средней Европы на западе и от Центральной Африки (четвертый порог Нила) далеко за пределы Черного моря и Каспия на север — кругом были вассалы великого фараона.
Последний из самых удачливых завоевателей из XVIII династии Тутмос III провел 17 блистательных военных походов, и в конце XV века Египет практически ничего уже ни у кого не покупал, забирая все даром. Золото из рудников Куша, серебро из Азии, драгоценные камни, редкие древесные породы, слоновая кость и медь, изделия мастеров Кипра, Крита, Сирии — все стекалось в Египет.
Освободительная война против гиксосов, владычествовавших в Египте более ста лет, завершилась не только успешно, но и принесла новые завоевания самим Фивам (столице великого Египта), когда фараон Яхмос I начал приращивать территории путем войн, а его потомки довершили строительство мировой державы.
С Яхмоса I началась эпоха Нового царства и сама XVIII династия. Правнук Тутмоса III Аменхотеп III уже не ходил завоевывать дальние страны — он только пользовался неограниченной властью и был первым «мирным» фараоном за многие годы.
Однако Аменхотепа III одолевали иные проблемы: насыщаясь немеренным богатством, процветала и укреплялась вельможная верхушка государства — чиновники, собственники, военачальники, а главное, жрецы.
Фивы, родина главного бога Египта Амона-Ра, по законам которого была «расписана» жизнь каждого египтянина, ограничивали власть фараона с каждым годом все больше. А носителями «запретов» были фиванские жрецы Амо-на. Их власть укрепилась настолько, что пришла в противоречие с властью фараона. Чтобы лишить жречество реальной силы, сломать ограничения, требовалось кардинальное решение.
Решение подсказывала жизнь: завоеванные народы, жившие по законам своих богов, которых тоже было множество, не понимали и не хотели знать египетского пантеона, поэтому реформа должна была произойти именно в этой важной области.
Выход находил и Аменхотеп III, и даже еще его отец Тутмос IV, пытаясь внедрить в обиход единого для всех высшего бога, которому бы поклонялись в том числе и завоеванные народы. Имя этому богу было — Атон, Солнечный Диск.
Однако противодействие жрецов помешало фараонам завершить начатое, и проблема оставалась, несмотря на кажущееся благополучие.
Последний из самых удачливых завоевателей из XVIII династии Тутмос III провел 17 блистательных военных походов, и в конце XV века Египет практически ничего уже ни у кого не покупал, забирая все даром. Золото из рудников Куша, серебро из Азии, драгоценные камни, редкие древесные породы, слоновая кость и медь, изделия мастеров Кипра, Крита, Сирии — все стекалось в Египет.
Освободительная война против гиксосов, владычествовавших в Египте более ста лет, завершилась не только успешно, но и принесла новые завоевания самим Фивам (столице великого Египта), когда фараон Яхмос I начал приращивать территории путем войн, а его потомки довершили строительство мировой державы.
С Яхмоса I началась эпоха Нового царства и сама XVIII династия. Правнук Тутмоса III Аменхотеп III уже не ходил завоевывать дальние страны — он только пользовался неограниченной властью и был первым «мирным» фараоном за многие годы.
Однако Аменхотепа III одолевали иные проблемы: насыщаясь немеренным богатством, процветала и укреплялась вельможная верхушка государства — чиновники, собственники, военачальники, а главное, жрецы.
Фивы, родина главного бога Египта Амона-Ра, по законам которого была «расписана» жизнь каждого египтянина, ограничивали власть фараона с каждым годом все больше. А носителями «запретов» были фиванские жрецы Амо-на. Их власть укрепилась настолько, что пришла в противоречие с властью фараона. Чтобы лишить жречество реальной силы, сломать ограничения, требовалось кардинальное решение.
Решение подсказывала жизнь: завоеванные народы, жившие по законам своих богов, которых тоже было множество, не понимали и не хотели знать египетского пантеона, поэтому реформа должна была произойти именно в этой важной области.
Выход находил и Аменхотеп III, и даже еще его отец Тутмос IV, пытаясь внедрить в обиход единого для всех высшего бога, которому бы поклонялись в том числе и завоеванные народы. Имя этому богу было — Атон, Солнечный Диск.
Однако противодействие жрецов помешало фараонам завершить начатое, и проблема оставалась, несмотря на кажущееся благополучие.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи