Более ста лет историки и языковеды ищут родину создателей яркого и самобытного пласта индоевропейской культуры. Индоиранцы были "живым мостом" между культурами Запада и Востока, их гений связывает многие современные народы Азии и Европы.
Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя «арья». Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников, они оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведу» и "Авесту".
Однако 113 увлекательных гипотез Мери Бойз помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги — в срединной зоне степной Евразии. А география «Ригведы» и «Авесты» совместима с исторической географией Южного Урала XVII–XVI вв. до н. э.
Именно там в 1987 г. был обнаружен уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим.
Общая площадь памятника 20 000 м2 . Площадь археологических раскопов — более 8 000 м2 . На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. На сегодняшний день исследовано 29 жилищ.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя «арья». Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников, они оставили после себя выдающиеся памятники письменности — «Ригведу» и "Авесту".
Однако 113 увлекательных гипотез Мери Бойз помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги — в срединной зоне степной Евразии. А география «Ригведы» и «Авесты» совместима с исторической географией Южного Урала XVII–XVI вв. до н. э.
Именно там в 1987 г. был обнаружен уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим.
Общая площадь памятника 20 000 м2 . Площадь археологических раскопов — более 8 000 м2 . На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним — два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов — очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами — крытые дворики. На сегодняшний день исследовано 29 жилищ.
Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 во внешнем круге и 25 во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен — все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Дата зарождения сказаний о таинственной обители богов и героев Шамбалы (в русской интерпретации зовется Белым Островом или Беловодьем) теряется в глубине ве ков. Древнейшие документы повествуют об этой стране как о священном островке посреди озера из нектара, которое со всех сторон окружено неприступными горными вершинами.
Местонахождение Шамбалы в древних трактатах указывается разное — от Гималаев до пустыни Гоби. Иные авторы и вовсе говорят, что путь на Белый Остров надо искать в своем сердце и тогда прилетит золотая птица и умчит счастливца на своих сверкающих крыльях. Единодушного мнения по поводу того, что же должен увидеть путешественник, пересекший границу священной земли, тоже не существует — то ли сияющий великолепием храм всех религий, то ли грубые пристанища монахов-отшельников. Но несмотря на всю эту расплывчатость, а может быть, и благодаря ей Шамбала всегда манила к себе людей, особенно тех, кто достиг высокого духовного развития и хотел понять свое предназначение и смысл существования на Земле.
Судя по всему, первым европейцем, который достиг заветного острова, был древнегреческий философ Пифагор, получивший там браминское имя Яванчария — "ионийский учитель". Вслед за ним в I веке н. э. из Римской империи за ответами на сакральные тайны бытия отправился Аполлоний Тианский — мыслитель, целитель, чудотворец.
Некоторые считают, что в свое время он затмевал Иисуса Христа, а иные утверждают, что деяния Аполлония были впоследствии приписаны Спасителю. Греческий автор III века Флавий Филострат писал, что, когда Аполлоний вместе со своими спутниками прокладывал путь по горным долинам Гималаев, тропа за ними исчезала, а окружающий ландшафт постоянно изменялся, как в волшебном сне.
Вскоре они увидели большую скалу, считающуюся в Индии "пупом мира", а на ней крепость, в которой, по словам встретившего их проводника, жили великие мудрецы.
Местонахождение Шамбалы в древних трактатах указывается разное — от Гималаев до пустыни Гоби. Иные авторы и вовсе говорят, что путь на Белый Остров надо искать в своем сердце и тогда прилетит золотая птица и умчит счастливца на своих сверкающих крыльях. Единодушного мнения по поводу того, что же должен увидеть путешественник, пересекший границу священной земли, тоже не существует — то ли сияющий великолепием храм всех религий, то ли грубые пристанища монахов-отшельников. Но несмотря на всю эту расплывчатость, а может быть, и благодаря ей Шамбала всегда манила к себе людей, особенно тех, кто достиг высокого духовного развития и хотел понять свое предназначение и смысл существования на Земле.
Судя по всему, первым европейцем, который достиг заветного острова, был древнегреческий философ Пифагор, получивший там браминское имя Яванчария — "ионийский учитель". Вслед за ним в I веке н. э. из Римской империи за ответами на сакральные тайны бытия отправился Аполлоний Тианский — мыслитель, целитель, чудотворец.
Некоторые считают, что в свое время он затмевал Иисуса Христа, а иные утверждают, что деяния Аполлония были впоследствии приписаны Спасителю. Греческий автор III века Флавий Филострат писал, что, когда Аполлоний вместе со своими спутниками прокладывал путь по горным долинам Гималаев, тропа за ними исчезала, а окружающий ландшафт постоянно изменялся, как в волшебном сне.
Вскоре они увидели большую скалу, считающуюся в Индии "пупом мира", а на ней крепость, в которой, по словам встретившего их проводника, жили великие мудрецы.
Еще одна обитель мудрецов, владеющих несметными сокровищами, зовется Эльдорадо. Это имя произошло от испанского El-dorado — "золотая страна". Так назвали мифическую местность, изобилующую золотом и драгоценными камнями, "где сокровища эти так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник". Появление сказания об этой стране связано с открытием Америки. По-видимому, первых путешественников на мысль о ней натолкнули рассказы туземцев. Индейцы тупинамба называли Эльдорадо "страной без бедствий" и полагали, что она находится где-то у реки Мета в Колумбии. Орельяно, один из сподвижников Писарро, разукрасил сказку индейцев цветами собственной фантазии и распространил ее в Европе. Страна Эльдорадо, по его словам, должна находиться между реками Амазонской и Ориноко, в Гвиане.
Испанец Мартинец пошел дальше: он сообщил всей Европе о своем семимесячном пребывании в столице Эльдорадо — городе Маноа, где царствует король Моасо, причем подробно описал устройство королевского дворца, великолепие которого превосходит всякое вероятие. Сам король Моасо, по его свидетельству, каждое утро покрывает себя позолотой, а перед отходом ко сну смывает ее с себя.
Все эти рассказы так разожгли воображение и жадность искателей приключений в Европе, что в течение почти 250 лет не прекращались попытки найти Эльдорадо.
В конце 1535 г. на поиски легендарной земли, где, как верили испанцы, повсюду лежит золото, отправился отряд во главе с Себастьяном де Балалькасаром. По дороге он встретился еще с двумя экспедициями, разыскивающими Эльдорадо на протяжении пяти лет. Посоветовавшись между собой, конкистадоры решили, что золото в Южной Колумбии искать бесполезно.
Через пятьдесят лет после этих событий исследователи получили важное сообщение, будто Маноа — не что иное, как древний индейский город у берегов большого озера Парима к юго-востоку от Ориноко. Вооружившись этими сведениями, английский авантюрист Уолтер Рэли отправился на кораблях к устью Ориноко. После нескольких лет странствий он вернулся в Англию и написал книгу "Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана", ставшую первым классическим трудом об Эльдорадо-Ма-ноа.
Испанец Мартинец пошел дальше: он сообщил всей Европе о своем семимесячном пребывании в столице Эльдорадо — городе Маноа, где царствует король Моасо, причем подробно описал устройство королевского дворца, великолепие которого превосходит всякое вероятие. Сам король Моасо, по его свидетельству, каждое утро покрывает себя позолотой, а перед отходом ко сну смывает ее с себя.
Все эти рассказы так разожгли воображение и жадность искателей приключений в Европе, что в течение почти 250 лет не прекращались попытки найти Эльдорадо.
В конце 1535 г. на поиски легендарной земли, где, как верили испанцы, повсюду лежит золото, отправился отряд во главе с Себастьяном де Балалькасаром. По дороге он встретился еще с двумя экспедициями, разыскивающими Эльдорадо на протяжении пяти лет. Посоветовавшись между собой, конкистадоры решили, что золото в Южной Колумбии искать бесполезно.
Через пятьдесят лет после этих событий исследователи получили важное сообщение, будто Маноа — не что иное, как древний индейский город у берегов большого озера Парима к юго-востоку от Ориноко. Вооружившись этими сведениями, английский авантюрист Уолтер Рэли отправился на кораблях к устью Ориноко. После нескольких лет странствий он вернулся в Англию и написал книгу "Открытие обширной, богатой и прекрасной империи Гвиана", ставшую первым классическим трудом об Эльдорадо-Ма-ноа.
В самом сердце России, в Нижегородском крае, есть озеро Светлояр — жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами. Уникальное место задает исследователям множество загадок…
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившись че рез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопо-строенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившись че рез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопо-строенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Один из знаменитых исследователей культуры майя археолог Сильванус Морли говорил: "Первые пять ступеней, через которые, по общему признанию, проходит человек на своем длинном и трудном пути от дикости к цивилизации, заключаются в следующем: овладение огнем, изобретение земледелия, приручение животных, создание металлических орудий и открытие колеса. Последовательность этих ступеней не всегда одинакова в разных частях света, хотя овладение огнем бесспорно является повсюду первым шагом, а изобретение земледелия во многих местах — вторым. Порядок прохождения остальных трех ступеней различен… Майя владели огнем, научившись добывать его с глубокой древности…
Несмотря на сравнительно неблагоприятные условия природной среды, они создали эффективную систему зем леделия, приручили дикого индюка, держали в специальных хижинах с тростниковыми крышами рои не имевших жал пчел. Но зато они не имели тягловых животных… На всей территории Америки в доколумбову эпоху можно встретить лишь два случая применения тягловых животных: древние перуанцы использовали ламу, а эскимосы заставили своих собак таскать сани. Вся громадная программа архитектурного строительства майя выполнена без помощи тягловых животных, исключительно руками человека. У майя не было орудий из металла. В Древнем царстве металл вообще неизвестен, а в Новом царстве (теперь этот период называют "мексиканским") золото, медь и их сплавы употреблялись только для производства украшений и предметов культа (кольца, бусы, подвески, серьги, пластинки, чаши, блюда, колокольчики).
Древние майя не знали и колеса. У них отсутствовали колесные повозки… а большинство специалистов в области древнеамериканской керамики считают, что гончарный круг здесь также неизвестен".
Несмотря на сравнительно неблагоприятные условия природной среды, они создали эффективную систему зем леделия, приручили дикого индюка, держали в специальных хижинах с тростниковыми крышами рои не имевших жал пчел. Но зато они не имели тягловых животных… На всей территории Америки в доколумбову эпоху можно встретить лишь два случая применения тягловых животных: древние перуанцы использовали ламу, а эскимосы заставили своих собак таскать сани. Вся громадная программа архитектурного строительства майя выполнена без помощи тягловых животных, исключительно руками человека. У майя не было орудий из металла. В Древнем царстве металл вообще неизвестен, а в Новом царстве (теперь этот период называют "мексиканским") золото, медь и их сплавы употреблялись только для производства украшений и предметов культа (кольца, бусы, подвески, серьги, пластинки, чаши, блюда, колокольчики).
Древние майя не знали и колеса. У них отсутствовали колесные повозки… а большинство специалистов в области древнеамериканской керамики считают, что гончарный круг здесь также неизвестен".
Античный историк Геродот, изгнанный из родного города Галикарнаса в юном возрасте за участие в восстании против персов, поселился на острове Самосе. Здесь он задумал создать труд по истории войн между греками и персами, а затем и более того — о том, как народы борются против персидских завоевателей. Для сбора материалов он решил объездить страны, где происходили главные события персидских войн, увидеть все исторические места собственными глазами и, если это возможно, самому побеседовать с очевидцами событий или хотя бы выслушать местные предания о них.
Результатом этого глобального исследования стал великий, не стареющий по своей значимости в веках труд — "История в девяти книгах, или Музы".
Многочисленные эпизоды «Истории» писались греками задолго до Геродота, даже его дядя Паниасид начинал писать историю греческого народа, но именно Геродот создал столь грандиозный во всех отношениях — ив историческом, и в географическом, и в этнографическом, и в философском планах — труд, что выдающийся древнеримский мыслитель и оратор Марк Тулий Цицерон с полным на то основанием впервые назвал Геродота "отцом истории". Звание это осталось за великим греком навсегда.
В наши дни «История» Геродота стала неисчерпаемым источником знаний о древней истории многих народов мира. Для истории России она представляет особую ценность. Нет более полного, современного описываемым событиям произведения об образе жизни и истории обитателей южных территорий Российской империи, которое могло бы конкурировать с трудом Геродота. Более того, если говорить об определенных частных вопросах, то, подобно Гомеровской «Илиаде», толкнувшей Шлимана на поиски Трои, подобно Платоновским диалогам, породившим целую науку атлантоло-гию, «История» Геродота создала легенду о скифском или будин-ском городе Гелоне, поиски которого ведутся уже более двухсот лет и пока что не дали окончательного результата.
Результатом этого глобального исследования стал великий, не стареющий по своей значимости в веках труд — "История в девяти книгах, или Музы".
Многочисленные эпизоды «Истории» писались греками задолго до Геродота, даже его дядя Паниасид начинал писать историю греческого народа, но именно Геродот создал столь грандиозный во всех отношениях — ив историческом, и в географическом, и в этнографическом, и в философском планах — труд, что выдающийся древнеримский мыслитель и оратор Марк Тулий Цицерон с полным на то основанием впервые назвал Геродота "отцом истории". Звание это осталось за великим греком навсегда.
В наши дни «История» Геродота стала неисчерпаемым источником знаний о древней истории многих народов мира. Для истории России она представляет особую ценность. Нет более полного, современного описываемым событиям произведения об образе жизни и истории обитателей южных территорий Российской империи, которое могло бы конкурировать с трудом Геродота. Более того, если говорить об определенных частных вопросах, то, подобно Гомеровской «Илиаде», толкнувшей Шлимана на поиски Трои, подобно Платоновским диалогам, породившим целую науку атлантоло-гию, «История» Геродота создала легенду о скифском или будин-ском городе Гелоне, поиски которого ведутся уже более двухсот лет и пока что не дали окончательного результата.
Народ, сенат, солдаты, актеры, поэты, рабы, патриции, германцы, иллирийцы, каппадокийцы, иудеи… В общем, практически все… Впрочем, не названы еще ближайшие родственники — мать, брат (вероятно), сын родной и двое приемных, внуки, невестки… Теперь, кажется, действительно все. Эти все страстно желали только одного — скорейшей смерти Тиберия Цезаря. За что? За все. Натерпевшись за 23 г. кесарства, ближайшее окружение римского цесаря на 78-м г. жизни государя-императора все-таки не вынесло пытки временем и придушило Тиберия подушкой! Оно и понятно: уже прекратив дышать, чем вызвал и тайное, и откровенное ликование, старец вдруг, вне всяких приличий и нормативов, затребовал есть… Не выдержали нервы Мак-рона! И наследник Гай Цезарь (Калигула) вздохнул с облегчением: он-то уже принимал поздравления…
Сам не подарок, император Август, приемный отец Ти-берия, заявил на смертном одре: "Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!" Ни за что бы не усыновил он кровожадного мальчишку, не питай страсти к прекрасной Ливии, его матушке. А тут то ли жизнь так распорядилась, то ли Тиберий не подкачал, только, едва приемыш вернулся с Родоса в Рим, не прошло и трех лет, как скончались оба прямых наследника — усыновленные внуки Августа Гай и Луций… И императору ничего не оставалось, как назначить наследником Тиберия Цезаря.
Август обладал чувством юмора: он отдал Тиберию две трети наследства, что практически означало — империю! Оставшуюся треть, сами понимаете, способный юноша (правда, было ему тогда уже 55 лет) быстренько извел.
Блестящий полководец, молодость Тиберий провел, надо сказать, не зря: усердно отстаивал интересы Рима в провинциях и царствах, усмирял Паннонию и Далмацию, переселял народы (германцев — в Галлию), возвращал обиженным царям троны и ключи от Рая (Тиграну вернул армянское царство). "Должности квестора, претора и консула он занимал раньше срока и почти без перерыва; а затем, спустя немного времени, получил второе консульство и трибунскую власть на пять лет", — пишет о нем Светоний в начале II века н. э. Кроме решительных, мягко говоря, черт Ти-берий обладал еще и умом.
Сам не подарок, император Август, приемный отец Ти-берия, заявил на смертном одре: "Бедный римский народ, в какие он попадет медленные челюсти!" Ни за что бы не усыновил он кровожадного мальчишку, не питай страсти к прекрасной Ливии, его матушке. А тут то ли жизнь так распорядилась, то ли Тиберий не подкачал, только, едва приемыш вернулся с Родоса в Рим, не прошло и трех лет, как скончались оба прямых наследника — усыновленные внуки Августа Гай и Луций… И императору ничего не оставалось, как назначить наследником Тиберия Цезаря.
Август обладал чувством юмора: он отдал Тиберию две трети наследства, что практически означало — империю! Оставшуюся треть, сами понимаете, способный юноша (правда, было ему тогда уже 55 лет) быстренько извел.
Блестящий полководец, молодость Тиберий провел, надо сказать, не зря: усердно отстаивал интересы Рима в провинциях и царствах, усмирял Паннонию и Далмацию, переселял народы (германцев — в Галлию), возвращал обиженным царям троны и ключи от Рая (Тиграну вернул армянское царство). "Должности квестора, претора и консула он занимал раньше срока и почти без перерыва; а затем, спустя немного времени, получил второе консульство и трибунскую власть на пять лет", — пишет о нем Светоний в начале II века н. э. Кроме решительных, мягко говоря, черт Ти-берий обладал еще и умом.
Более ста лет Пергамская библиотека конкурировала с Александрийской, но в 31 г. до н. э. Влюбленный Марк Антоний решил подарить Пергамскую библиотеку своей обожаемой Клеопатре, и все бесценные рукописи вывезли в Александрию. Такого подлого удара ножом в спину пер-гамцы не ожидали даже от циничных и охочих до чужого добра римлян.
В VIII веке н. э. Пергам был завоеван арабами, в XIV веке — турками. Впрочем, это уже совсем другая история…
Неизвестно, что в этой загадке для читателя интересней — сама библиотека русского царя Иоанна Грозного или история ее поисков? И с чего лучше начать?..
Наверное, с конца. 16 сентября 1997 г. в дни празднования 850-летия Москвы — юбилей, кстати, очень спорный, разве что дань уважения конкретно князю Юрию Долгорукому, — мир облетела сенсационная весть: 87-летний московский пенсионер Апалос Иванов в личной беседе с мэром Москвы Юрием Лужковым сообщил ему, что знает местонахождение знаменитой библиотеки Ивана Грозного! Пенсионер полагал, что, если библиотека не будет найдена в указанном им месте, то "дальнейшие ее поиски вообще бессмысленны".
Пенсионер ослеп, как он сам выразился, от "бытовых причин". А вот организаторы встречи рассказали корреспонденту ИТАР-ТАСС Евгению Евдокимову, что "почти все исследователи, подошедшие близко к известной библиотеке, теряли зрение".
Правда, организаторы не поделились, каким именно образом искателями «терялось» зрение: ведь они подходили вплотную к открытию государственной важности или, лучше сказать, планетарного значения!..
Зато поведал об этом мэру сам пенсионер Апалос Иванов: долгое время работая в Кремле, он однажды уже побывал в тех подземельях, где «забыта» библиотека, а то, что она до сих пор "не обнаружена", объясняется "строгим режимом секретности" за кремлевскими стенами. Из этого можно сделать вывод, что загадки библиотеки в принципе не существует, и те, "кому положено", о ее местонахождении прекрасно осведомлены.
В VIII веке н. э. Пергам был завоеван арабами, в XIV веке — турками. Впрочем, это уже совсем другая история…
Неизвестно, что в этой загадке для читателя интересней — сама библиотека русского царя Иоанна Грозного или история ее поисков? И с чего лучше начать?..
Наверное, с конца. 16 сентября 1997 г. в дни празднования 850-летия Москвы — юбилей, кстати, очень спорный, разве что дань уважения конкретно князю Юрию Долгорукому, — мир облетела сенсационная весть: 87-летний московский пенсионер Апалос Иванов в личной беседе с мэром Москвы Юрием Лужковым сообщил ему, что знает местонахождение знаменитой библиотеки Ивана Грозного! Пенсионер полагал, что, если библиотека не будет найдена в указанном им месте, то "дальнейшие ее поиски вообще бессмысленны".
Пенсионер ослеп, как он сам выразился, от "бытовых причин". А вот организаторы встречи рассказали корреспонденту ИТАР-ТАСС Евгению Евдокимову, что "почти все исследователи, подошедшие близко к известной библиотеке, теряли зрение".
Правда, организаторы не поделились, каким именно образом искателями «терялось» зрение: ведь они подходили вплотную к открытию государственной важности или, лучше сказать, планетарного значения!..
Зато поведал об этом мэру сам пенсионер Апалос Иванов: долгое время работая в Кремле, он однажды уже побывал в тех подземельях, где «забыта» библиотека, а то, что она до сих пор "не обнаружена", объясняется "строгим режимом секретности" за кремлевскими стенами. Из этого можно сделать вывод, что загадки библиотеки в принципе не существует, и те, "кому положено", о ее местонахождении прекрасно осведомлены.
В 1870-х гг. в Малой Азии искал древности не только знаменитый впоследствии Генрих Шлиман, откопавший Трою. Имя другого немца, тоже не профессионального историка и археолога, а инженера-путейца Карла Хумана стало известным благодаря тому, что, работая на строительстве железной дороги в Турции, однажды он совершенно неожиданно приобрел в собственность высокий холм в окрестностях города Бергамо. Вернее, не весь холм, а один из его склонов. И если это приобретение не насторожило власти, то уже следующий шаг инженера должен был насторожить, но…
Предприимчивый немец подписал у самого султана бумагу, по которой любой кусок старого мрамора, найденный на этом холме, признавался собственностью кайзеровской Германии.
Нетрудно догадаться, что таким «куском» вполне могла оказаться, например, древняя статуя или часть архитектурного сооружения эллинской или римской эпохи.
Но никому и в голову не могло прийти, что Хуман стал хозяином развалин целого города Пергама, основанного в XII веке до н. э. древними греками.
Видимо, в период расцвета (и заката) греко-микенской культуры Критская цивилизация, предшественница Эллады, расширила границы влияния на многие области по берегам Средиземного моря. Скорее всего, она контролировала не только воды этого моря, но и значительной части Атлантического и Индийского океанов. Как бы то ни было, примерно к тому же времени, когда был основан Пер-гам, относятся знаменитое путешествие аргонавтов во главе с честолюбивым Ясоном, гибель Трои (по крайней мере, Троянская война) и события, ей предшествовавшие. Это говорит о том, что греческие города-колонии не были редкостью в Малой Азии.
Да, это был древний Пергам, о чем догадался Хуман, сопоставив имя с городом Бергамо. Правда, Пергам покинутый и разрушенный, но именно Пергам: об этом свидетельствовали надписи на некоторых частях античного мрамора, попавшего в более поздние, средневековые стены.
Как и многое другое, античный Пергам оказался не вымыслом древних авторов, а реально существовавшим городом.
Предприимчивый немец подписал у самого султана бумагу, по которой любой кусок старого мрамора, найденный на этом холме, признавался собственностью кайзеровской Германии.
Нетрудно догадаться, что таким «куском» вполне могла оказаться, например, древняя статуя или часть архитектурного сооружения эллинской или римской эпохи.
Но никому и в голову не могло прийти, что Хуман стал хозяином развалин целого города Пергама, основанного в XII веке до н. э. древними греками.
Видимо, в период расцвета (и заката) греко-микенской культуры Критская цивилизация, предшественница Эллады, расширила границы влияния на многие области по берегам Средиземного моря. Скорее всего, она контролировала не только воды этого моря, но и значительной части Атлантического и Индийского океанов. Как бы то ни было, примерно к тому же времени, когда был основан Пер-гам, относятся знаменитое путешествие аргонавтов во главе с честолюбивым Ясоном, гибель Трои (по крайней мере, Троянская война) и события, ей предшествовавшие. Это говорит о том, что греческие города-колонии не были редкостью в Малой Азии.
Да, это был древний Пергам, о чем догадался Хуман, сопоставив имя с городом Бергамо. Правда, Пергам покинутый и разрушенный, но именно Пергам: об этом свидетельствовали надписи на некоторых частях античного мрамора, попавшего в более поздние, средневековые стены.
Как и многое другое, античный Пергам оказался не вымыслом древних авторов, а реально существовавшим городом.
В 1991 г. издательство "Художественная литература" выпустило в свет книгу в мягкой обложке — «Первозван-ность» поэтессы Людмилы Наровчатской.
На самом деле название книги не столь коротко, имеется подзаголовок: "Поэтико-фантастическое эссе с прикладом исследования древней русской поэмы "Слово о полку Игоря, известного всем Игоря, сына Святослава, внука Олегова" и переводом ее по римско-славянскому классическому канону".
О серьезности намерений автора можно судить уже по этому заголовку: мы же привыкли называть это произведение просто "Словом о полку Игореве"! Нет, говорит На-ровчатская: "Игоря, ведомого всем"! Увлекательнейшее исследование древней поэмы, а также… находка Ходына — автора «Слова», и еще многое-многое из того, что есть в книге, не предмет нашего разговора. В отличие от других «переводчиков» "Слова", Л.Наровчатская «копает» столь глубоко, что читателю сначала требуется «отдохнуть» от книги, затем — вернуться и осмыслить ее, и уж после что-то говорить. В ней много спорных моментов, зато и открытий более чем достаточно! Откровений…
Сейчас же для нас важно другое — философское осмысление первобытного человека и человечества, с применением знаний, основную часть которых зафиксировал, как это ни парадоксально и ни просто (в том числе), протоязык.
Мы найдем в словаре Людмилы Наровчатской и Стоун-хендж — в «примитивных» неандертальских (150000 лет) звуках и их сочетаниях! Главным, если не основным, доказательством подобной древности является… способ крепления гигантских трилитов — камней-сарсенов — по способу "паз — шип" (из деревянной архитектуры)! Если есть подобный узел, он означает принадлежность как раз к тому самому протоязыку: УЗ — узел — изобретен. Вот она — подсказка нам, теперешним. Этот вывод мы оставляем бездоказательным лишь потому, что гораздо точнее и красивее нужные доказательства приведены в книге. С помощью прото-языка — конечно же, до-санскритского! — конечно же, до-индоевропейского! — до-древнекоптского! — до-коптского! — и прочих!.. — можно расшифровать и Мерлина, и Хенгиста, и Англию (АН-ГАЛЛИЯ), и многое, многое другое.
На самом деле название книги не столь коротко, имеется подзаголовок: "Поэтико-фантастическое эссе с прикладом исследования древней русской поэмы "Слово о полку Игоря, известного всем Игоря, сына Святослава, внука Олегова" и переводом ее по римско-славянскому классическому канону".
О серьезности намерений автора можно судить уже по этому заголовку: мы же привыкли называть это произведение просто "Словом о полку Игореве"! Нет, говорит На-ровчатская: "Игоря, ведомого всем"! Увлекательнейшее исследование древней поэмы, а также… находка Ходына — автора «Слова», и еще многое-многое из того, что есть в книге, не предмет нашего разговора. В отличие от других «переводчиков» "Слова", Л.Наровчатская «копает» столь глубоко, что читателю сначала требуется «отдохнуть» от книги, затем — вернуться и осмыслить ее, и уж после что-то говорить. В ней много спорных моментов, зато и открытий более чем достаточно! Откровений…
Сейчас же для нас важно другое — философское осмысление первобытного человека и человечества, с применением знаний, основную часть которых зафиксировал, как это ни парадоксально и ни просто (в том числе), протоязык.
Мы найдем в словаре Людмилы Наровчатской и Стоун-хендж — в «примитивных» неандертальских (150000 лет) звуках и их сочетаниях! Главным, если не основным, доказательством подобной древности является… способ крепления гигантских трилитов — камней-сарсенов — по способу "паз — шип" (из деревянной архитектуры)! Если есть подобный узел, он означает принадлежность как раз к тому самому протоязыку: УЗ — узел — изобретен. Вот она — подсказка нам, теперешним. Этот вывод мы оставляем бездоказательным лишь потому, что гораздо точнее и красивее нужные доказательства приведены в книге. С помощью прото-языка — конечно же, до-санскритского! — конечно же, до-индоевропейского! — до-древнекоптского! — до-коптского! — и прочих!.. — можно расшифровать и Мерлина, и Хенгиста, и Англию (АН-ГАЛЛИЯ), и многое, многое другое.
По притягательности британский Стоунхендж (в переводе: "висячие[3] камни") сравним только с Великой пирамидой. Правда, это сооружение из гигантских каменных глыб (мегалитов) не удостоилось чести быть зафиксированным в числе «чудес», хотя бы под номером 8. Зато при взгляде на этот памятник неолита не только захватывает дух от восхищения мастерством людей прошлого, но и возникает необъяснимое беспокойство, дрожь внутренняя, беспричинный страх. Во всяком случае, камни впечатляют!
Никогда не была забыта конструкция Стоунхенджа, но утеряны следы и даже намёки на то, кому и в качестве чего служил памятник. По возрасту он очень близок той же Великой пирамиде — конечно, если верить принятым методам датировки того и другой. Вот по поводу методов и хотелось бы поспорить с археологами: ни в астрономию их калачом не заманишь, ни логикой других наук не побьешь.
А ведь сами же говорят: фараоны, к примеру, не считали зазорным присвоить более ранний памятник и пометить его своим именем (пусть осуществив при этом небольшой косметический ремонт). Почему такое же не могло произойти со Стоунхенджем?.. Радиоуглеродный анализ остатков органики (костей, деревянных черенков орудий и т. д.) по количеству содержащегося изотопа С14 показал, что Стоунхендж строился от 2000 до 1600 г. до н. э. Возраст куда как почтенный! Однако о назначении этого сооружения с той поры и до нынешних дней никто не имел ни малейшего представления.
О том, что Стоунхендж не был построен ни греками, ни римлянами, красноречиво говорит сам факт молчания о нем и тех, и других. Более того, колонизировав Британию, римляне взглянули на стройную систему каменных глыб, пожали плечами и… занялись наведением порядка на территории древних британцев. Лишь Диодор Сицилийский (I век до н. э.) говорил в своих заметках: "Этот остров… расположен на севере и населен гипербореями, которых называют таким именем потому, что они живут за теми краями, откуда дует северный ветер (Борей); их земля плодородна, и все, что они на ней сеют, дает хороший урожай, а так как там необычайно умеренный климат, они собирают два урожая в год…
Никогда не была забыта конструкция Стоунхенджа, но утеряны следы и даже намёки на то, кому и в качестве чего служил памятник. По возрасту он очень близок той же Великой пирамиде — конечно, если верить принятым методам датировки того и другой. Вот по поводу методов и хотелось бы поспорить с археологами: ни в астрономию их калачом не заманишь, ни логикой других наук не побьешь.
А ведь сами же говорят: фараоны, к примеру, не считали зазорным присвоить более ранний памятник и пометить его своим именем (пусть осуществив при этом небольшой косметический ремонт). Почему такое же не могло произойти со Стоунхенджем?.. Радиоуглеродный анализ остатков органики (костей, деревянных черенков орудий и т. д.) по количеству содержащегося изотопа С14 показал, что Стоунхендж строился от 2000 до 1600 г. до н. э. Возраст куда как почтенный! Однако о назначении этого сооружения с той поры и до нынешних дней никто не имел ни малейшего представления.
О том, что Стоунхендж не был построен ни греками, ни римлянами, красноречиво говорит сам факт молчания о нем и тех, и других. Более того, колонизировав Британию, римляне взглянули на стройную систему каменных глыб, пожали плечами и… занялись наведением порядка на территории древних британцев. Лишь Диодор Сицилийский (I век до н. э.) говорил в своих заметках: "Этот остров… расположен на севере и населен гипербореями, которых называют таким именем потому, что они живут за теми краями, откуда дует северный ветер (Борей); их земля плодородна, и все, что они на ней сеют, дает хороший урожай, а так как там необычайно умеренный климат, они собирают два урожая в год…
Марксистская наука долго пыталась представить развитие мира планомерно-диалектическим, восходящим по спирали — от первобытного коммунизма к рабовладельческому строю, оттуда к феодализму, затем к буржуазной демократии, и наконец, к истинному Марксову коммунизму. Ленин чуточку подправил «отцов-основателей», вставив одну промежуточную станцию в виде социализма. Брежнев еще чуток подправил, найдя еще один загадочный пункт — "развитой социализм". Увы, никто из этих диалектиков не хотел замечать, что спираль-то получалась замкнутой — от коммунизма к коммунизму, или от дикости к дикости. Что и подтвердил эксперимент с построением коммунизма в одной отдельно взятой стране — Камбодже…
В то же время некоторые ученые утверждают, что подходить к строению древнего общества столь прямолинейно нельзя. И главным доводом стал экономический.
Взять, например, пирамиды. На строительстве пирамид работали тысячи человек, сменявшие друг друга каждые три месяца. Для того чтобы кормить такую ораву рабов, государство должно было вскоре положить зубы на полку. С другой стороны — а что же делали эти тысячи, когда их сменяли вновь прибывшие? Отправлялись на курорты? Распродавались на невольничьих рынках? Возвращались в страны, откуда были угнаны? Или пополняли собой ряды египетского пролетариата? Но в таком случае у самого нищего крестьянина тогда бы в скором времени оказалось по десятку рабов. Нет, делают выводы ученые. Раб, по природе своей ненавидящий собственного хозяина, никогда не будет старательно работать. Он, наоборот, будет отлынивать от работы, всячески саботировать ее. Кроме того, обречь страну на постоянные войны значило лишить ее самого ценного человеческого потенциала — молодых мужчин.
Следовательно, на стройках Египта работали не рабы. Пирамиды строило все трудоспособное население страны, выполняя некую трудовую повинность. Может быть, бедолаг обязали считать это "почетным долгом и священной обязанностью"… Вспомним Днепрогэс, Беломорканал, пресловутые субботники.
В то же время некоторые ученые утверждают, что подходить к строению древнего общества столь прямолинейно нельзя. И главным доводом стал экономический.
Взять, например, пирамиды. На строительстве пирамид работали тысячи человек, сменявшие друг друга каждые три месяца. Для того чтобы кормить такую ораву рабов, государство должно было вскоре положить зубы на полку. С другой стороны — а что же делали эти тысячи, когда их сменяли вновь прибывшие? Отправлялись на курорты? Распродавались на невольничьих рынках? Возвращались в страны, откуда были угнаны? Или пополняли собой ряды египетского пролетариата? Но в таком случае у самого нищего крестьянина тогда бы в скором времени оказалось по десятку рабов. Нет, делают выводы ученые. Раб, по природе своей ненавидящий собственного хозяина, никогда не будет старательно работать. Он, наоборот, будет отлынивать от работы, всячески саботировать ее. Кроме того, обречь страну на постоянные войны значило лишить ее самого ценного человеческого потенциала — молодых мужчин.
Следовательно, на стройках Египта работали не рабы. Пирамиды строило все трудоспособное население страны, выполняя некую трудовую повинность. Может быть, бедолаг обязали считать это "почетным долгом и священной обязанностью"… Вспомним Днепрогэс, Беломорканал, пресловутые субботники.