На границе Перу и Боливии в Южной Америке находится озеро Титикака. Оно расположено в высокогорье и является самым многоводным высокогорным озером в мире. Но вот что странно: озеро, не сообщающееся с океаном, заполнено морской водой! Это на высоте 4000 м над уровнем океана! И в нем водятся морские животные. Такие же, как в Тихом океане.
А еще — оно находится в котловине, образованной хребтами Анд, высота которых 6000 м. Однако на значительно большей высоте, составляющей десятки метров от уровня уже самого озера (до 150), на склонах гор видны следы морского прибоя. Кроме того, берега не то чтобы усеяны, но довольно обильно содержат скелеты погибших морских животных.
Но это, как говорится, загадка природы, к которой мы обязательно вернемся. А пока нас интересует тот факт, что в нескольких километрах от озера находятся древние руины. Это город Тиауанако. Город инков.
С инками, как выяснилось уже давно, существует та же проблема, что и с ацтеками Монтесумы, которые не смогли продемонстрировать европейцам, каким образом они столь ловко строят стены из камней со многими гранями и без единой капли раствора: тогда сорвавшийся при транспортировке кусок скалы придавил более 3000 человек. Скорее всего, ацтеки не имели никакого отношения к строительству своих сооружений, которыми только пользовались. Поэтому вопрос о том, кому принадлежал Тиауанако, тоже остается открытым. И вот почему. Ни аборигены, ни европейцы, очень поздно открывшие развалины города, не смогли ответить на вопрос о назначении некоторых сооружений. И лишь потом, уже после открытия в горах следов давно не бушующего морского прибоя, совпавших по высоте с уровнем этих сооружений, выяснилось, что служили они одному: были портовыми строениями, а Тиауанако — принимал морские корабли!..
А еще — оно находится в котловине, образованной хребтами Анд, высота которых 6000 м. Однако на значительно большей высоте, составляющей десятки метров от уровня уже самого озера (до 150), на склонах гор видны следы морского прибоя. Кроме того, берега не то чтобы усеяны, но довольно обильно содержат скелеты погибших морских животных.
Но это, как говорится, загадка природы, к которой мы обязательно вернемся. А пока нас интересует тот факт, что в нескольких километрах от озера находятся древние руины. Это город Тиауанако. Город инков.
С инками, как выяснилось уже давно, существует та же проблема, что и с ацтеками Монтесумы, которые не смогли продемонстрировать европейцам, каким образом они столь ловко строят стены из камней со многими гранями и без единой капли раствора: тогда сорвавшийся при транспортировке кусок скалы придавил более 3000 человек. Скорее всего, ацтеки не имели никакого отношения к строительству своих сооружений, которыми только пользовались. Поэтому вопрос о том, кому принадлежал Тиауанако, тоже остается открытым. И вот почему. Ни аборигены, ни европейцы, очень поздно открывшие развалины города, не смогли ответить на вопрос о назначении некоторых сооружений. И лишь потом, уже после открытия в горах следов давно не бушующего морского прибоя, совпавших по высоте с уровнем этих сооружений, выяснилось, что служили они одному: были портовыми строениями, а Тиауанако — принимал морские корабли!..
Как известно, мы имеем по крайней мере две Одессы на берегу Понта Эвксинского. Одна из них когда-то погибла (теперь это болгарская Варна), другая жива и здорова до сих пор. Как может оказаться, существовало и две Акры — город, обнаруженный на дне моря в районе села Набережное, и «деревенька», о которой упоминает Страбон и, еще раньше, "Перипл Понта Эвксинского".
Да что говорить: ведь и Боспора — тоже два. Первый теперь называется Босфором, а второй — Боспор Киммерийский. Керченский пролив.
Оказывается, на сегодня мы знаем и два Севастополя.
Один — тот самый порт, где прописан Российский Черноморский флот, другой… Другой — Сухуми, бывший Се-бастополис, или Диоскурия.
Впрочем, Диоскуриада, звезда Колхиды, или Мингре-лии, основанная, если верить мифу об аргонавтах, Кастором и Полидевком еще в эпоху, предшествующую Троянской войне, так и не найдена. Эта самая восточная греческая колония на побережье Понта Эвксинского, в общем-то, согласно историческим сведениям, могла быть заложена не ранее VII века до н. э., а значит, попытка связать Диоску-рию с именами аргонавтов делается безосновательной. Ведь даже Гомер, создавший Илиаду, пишет о Троянской войне как об очень давнем времени.
Диоскурия погибла в результате какой-то катастрофы.
Скорее всего, учитывая большую сейсмичность района Сухуми, где предположительно существовала Диоскурия, это было землетрясение, с последующим изменением береговой линии и уровня морского дна. То есть вполне вероятна гибель города, подобная исчезновению большей части Порт-Ройяла в XVII веке или недавней катастрофе в Турции.
Глубокое дно возле Сухуми и частые шторма, которые в течение сотни лет не только обкатывают любой черепок и разрушают любую кладку, всего вероятнее, разрушили и осадили в виде ила на дно руины бывшего города.
Да что говорить: ведь и Боспора — тоже два. Первый теперь называется Босфором, а второй — Боспор Киммерийский. Керченский пролив.
Оказывается, на сегодня мы знаем и два Севастополя.
Один — тот самый порт, где прописан Российский Черноморский флот, другой… Другой — Сухуми, бывший Се-бастополис, или Диоскурия.
Впрочем, Диоскуриада, звезда Колхиды, или Мингре-лии, основанная, если верить мифу об аргонавтах, Кастором и Полидевком еще в эпоху, предшествующую Троянской войне, так и не найдена. Эта самая восточная греческая колония на побережье Понта Эвксинского, в общем-то, согласно историческим сведениям, могла быть заложена не ранее VII века до н. э., а значит, попытка связать Диоску-рию с именами аргонавтов делается безосновательной. Ведь даже Гомер, создавший Илиаду, пишет о Троянской войне как об очень давнем времени.
Диоскурия погибла в результате какой-то катастрофы.
Скорее всего, учитывая большую сейсмичность района Сухуми, где предположительно существовала Диоскурия, это было землетрясение, с последующим изменением береговой линии и уровня морского дна. То есть вполне вероятна гибель города, подобная исчезновению большей части Порт-Ройяла в XVII веке или недавней катастрофе в Турции.
Глубокое дно возле Сухуми и частые шторма, которые в течение сотни лет не только обкатывают любой черепок и разрушают любую кладку, всего вероятнее, разрушили и осадили в виде ила на дно руины бывшего города.
Этот город — другая загадка античности. Город или «деревенька» эта расположена на крымском берегу. Деревней Акру считали многие античные авторы, в том числе.
Страбон. А вот Плиний Старший причислял ее к ряду городов… В чем дело?
В "Перипле Понта Эвксинского" по брегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) называется много городов: Пантикапей, Фанагория, Китей, Корокондама, Акра… Практически все перечисленные в «Перипле» города каким-то образом давно или недавно локализованы. А вот Акру искали со времен Екатерины II, а нашли…
Впрочем, детективная история поисков требует быть рассказанной по порядку.
В конце XVIII века академик П.С. Паллас «поместил» древнюю Акру в точке, где проходит незримая граница между водами Черного моря и Керченского пролива. Эта точка была крайним юго-восточным пунктом Крыма. Это был мыс Такиль.
А в начале XIX века небезызвестный нам Поль Дюб-рюкс обнаружил античное городище возле этого мыса. И хотя городище лежало уже на берегу Черного моря, Дюб-рюкс решил, что это и есть Акра. Миф оказался очень устойчивым, ибо влияние Дюбрюкса, знаменитого исследователя Крыма и Скифии, было слишком велико… Словом, миф продержался сто лет. А в 1918 г. на берегу, под этим самым городищем, рыбаки нашли плиту с надписью, из которой следовало, что развалины вовсе не принадлежат Акре. Зато таким способом был открыт Китей.
Тут же всем стало ясно, что иначе и быть не могло: ведь Страбон писал, что воды Акры "сковываются льдами Ме-отиды", а в Китее море в самую суровую зиму не замерзает. Зато замерзает весь Керченский пролив, значит, там и надо искать потерянную Акру.
Да, на Такильском полуострове было поселение: многочисленны находки черепков чернолаковых и краснолако-вых сосудов. К тому же греки пишут о том, что Акра располагалась как раз напротив Коркондамы, что на азиатском берегу. Из Китея в самую хорошую погоду Коркондамы не увидишь…
Страбон. А вот Плиний Старший причислял ее к ряду городов… В чем дело?
В "Перипле Понта Эвксинского" по брегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) называется много городов: Пантикапей, Фанагория, Китей, Корокондама, Акра… Практически все перечисленные в «Перипле» города каким-то образом давно или недавно локализованы. А вот Акру искали со времен Екатерины II, а нашли…
Впрочем, детективная история поисков требует быть рассказанной по порядку.
В конце XVIII века академик П.С. Паллас «поместил» древнюю Акру в точке, где проходит незримая граница между водами Черного моря и Керченского пролива. Эта точка была крайним юго-восточным пунктом Крыма. Это был мыс Такиль.
А в начале XIX века небезызвестный нам Поль Дюб-рюкс обнаружил античное городище возле этого мыса. И хотя городище лежало уже на берегу Черного моря, Дюб-рюкс решил, что это и есть Акра. Миф оказался очень устойчивым, ибо влияние Дюбрюкса, знаменитого исследователя Крыма и Скифии, было слишком велико… Словом, миф продержался сто лет. А в 1918 г. на берегу, под этим самым городищем, рыбаки нашли плиту с надписью, из которой следовало, что развалины вовсе не принадлежат Акре. Зато таким способом был открыт Китей.
Тут же всем стало ясно, что иначе и быть не могло: ведь Страбон писал, что воды Акры "сковываются льдами Ме-отиды", а в Китее море в самую суровую зиму не замерзает. Зато замерзает весь Керченский пролив, значит, там и надо искать потерянную Акру.
Да, на Такильском полуострове было поселение: многочисленны находки черепков чернолаковых и краснолако-вых сосудов. К тому же греки пишут о том, что Акра располагалась как раз напротив Коркондамы, что на азиатском берегу. Из Китея в самую хорошую погоду Коркондамы не увидишь…
Город, о котором пойдет речь, был когда-то городом-полисом (город-государство) древних греков.
Многие античные авторы, начиная с так называемого псевдо-Скимна (безымянного автора II века до н. э.), в том числе и самый признанный Страбон (I век до н. э. — I век н. э.), почти в один голос помещают этот загадочный город в одной и той же точке — на выходе из современного Керченского пролива в Азовское море (Меотиду). Однако несколько веков поисков следов античного города по имени Киммерик не дали результата.
Колонизация греками побережья Черного и Азовского морей началась в VI веке до н. э. Киммерик (Киммерида), по одним преданиям, образовался в IV веке до н. э., заложенный боспорскими тиранами, по другим — существовал уже в V веке.
Самый древний из городов-полисов — Пантикапей (современная Керчь). Там-то и зародилось будущее Боспор-ское царство. Правитель Пантикапея Сатир I в конце V века до н. э. захватил все города Керченского пролива, расположенные по обеим его сторонам — западной (Крым) и восточной (Тамань). Таким образом, получив стратегическое превосходство, Пантикапей стал расширять свои пределы.
Левкон I, сын Сатира I, завоевал Феодосию (Кафу) и покорил племена Азовского побережья к северу от пролива. Так было положено начало Боспорскому царству, просуществовавшему более тысячи лет.
Особенностью Керченского пролива является выдающаяся глубоко в море, почти параллельно Крымскому берегу, узкая песчаная коса (современное название Чушка, другое название — Северная), образующая глубокую гавань, на берегах которой были расположены древние Фанагория и Патрей. Эта коса в древности не могла иметь тот рисунок, те очертания, что приобрела сейчас: береговая линия меняется здесь ежегодно, поскольку берег образуется наносными слоями песка. Но дело не только в этом: прошлый уровень Черного моря был ниже современного на 4–4,5 м. Низменные участки давно залиты водами, подмывается и также меняет конфигурацию коренной берег.
Многие античные авторы, начиная с так называемого псевдо-Скимна (безымянного автора II века до н. э.), в том числе и самый признанный Страбон (I век до н. э. — I век н. э.), почти в один голос помещают этот загадочный город в одной и той же точке — на выходе из современного Керченского пролива в Азовское море (Меотиду). Однако несколько веков поисков следов античного города по имени Киммерик не дали результата.
Колонизация греками побережья Черного и Азовского морей началась в VI веке до н. э. Киммерик (Киммерида), по одним преданиям, образовался в IV веке до н. э., заложенный боспорскими тиранами, по другим — существовал уже в V веке.
Самый древний из городов-полисов — Пантикапей (современная Керчь). Там-то и зародилось будущее Боспор-ское царство. Правитель Пантикапея Сатир I в конце V века до н. э. захватил все города Керченского пролива, расположенные по обеим его сторонам — западной (Крым) и восточной (Тамань). Таким образом, получив стратегическое превосходство, Пантикапей стал расширять свои пределы.
Левкон I, сын Сатира I, завоевал Феодосию (Кафу) и покорил племена Азовского побережья к северу от пролива. Так было положено начало Боспорскому царству, просуществовавшему более тысячи лет.
Особенностью Керченского пролива является выдающаяся глубоко в море, почти параллельно Крымскому берегу, узкая песчаная коса (современное название Чушка, другое название — Северная), образующая глубокую гавань, на берегах которой были расположены древние Фанагория и Патрей. Эта коса в древности не могла иметь тот рисунок, те очертания, что приобрела сейчас: береговая линия меняется здесь ежегодно, поскольку берег образуется наносными слоями песка. Но дело не только в этом: прошлый уровень Черного моря был ниже современного на 4–4,5 м. Низменные участки давно залиты водами, подмывается и также меняет конфигурацию коренной берег.
На протяжении всей истории человечества человек отвоевывал у стихии жизненное пространство. Он жил в пещерах и на скалах, на деревьях и в пустыне, высоко в горах и даже на воде (то есть над водой, как принято, например, у некоторых племен Африки по сей день). Но и стихия боролась с человеком, отвоевывая свои пространства обратно.
Происходило это и катастрофическим путем, как с мифической Атлантидой или Помпеями, и замедленным способом, так называемым «ползущим», как случилось со знаменитой этрусской Стеной — городом, о котором на многие века потом просто забыли.
Происходило это и катастрофическим путем, как с мифической Атлантидой или Помпеями, и замедленным способом, так называемым «ползущим», как случилось со знаменитой этрусской Стеной — городом, о котором на многие века потом просто забыли.
Сейчас на его месте располагается Херсонесский исто-рико-археологический заповедник. Посетив музей, можно осмотреть руины античного театра — единственного в нашей стране, городские кварталы с прекрасно сохранившимися мозаичными полами базилик, участок оборонительных стен с башней Зенона и многие другие интересные архитектурные сооружения.
Человека, который нашел "затерянный город", звали Фарини. Однажды в Америке он познакомился с Гертом Лоу, бушменом по национальности, приехавшим выступать «уродцем» в балагане на Кони-Айленд. Бывший охотник рассказал Фарини легенды об алмазах в пустыне Калахари.
Для американского рэнчера этого оказалось достаточно, чтобы немедленно отправиться в Южную Африку.
0 января 1885 г. Фарини, его сын-фотограф и Герт Лоу сошли в Кейптауне с корабля "Рослин Касл", наняли трех слуг-африканцев, на реке Оранжевой купили волов и устремились в пустыню.
Год выдался на редкость влажным, и Калахари напоминала цветущий сад. Все дюны были покрыты дынями тсам-ма, антилоп можно было стрелять прямо с повозки. Не испытывая недостатка в пище, Фарини пошел напролом, не считаясь с дорогой.
В районе южнее Нгами Фарини не нашел посуленных бушменом алмазов, но это ничуть его не расстроило. Побывав в селении Миер (ныне Ритфондейл), экспедиция снова двинулась на восток. По высохшему руслу реки Носсоб они добрались до места ее слияния с тоже пересохшим притоком Ауб и дальше отправились на север. Через три дня Фарини достиг гор Ки-Ки, свернул в сторону от Носсоба и пошел на восток через пески. Спустя четыре дня он оказался у лесного массива Кгунг, где занялся охотой и ловлей бабочек: жизнь в цветущей пустыне пришлась ему по душе. Только когда закончились запасы риса и муки, экспедиция двинулась на юг в Апингтон. На другой день впереди показалась высокая горная вершина, и проводник сказал, что это Ки-Ки. Но когда они подошли, оказалось, что никто из африканцев этой горы никогда не видел и ничего не слышал о ней.
Человека, который нашел "затерянный город", звали Фарини. Однажды в Америке он познакомился с Гертом Лоу, бушменом по национальности, приехавшим выступать «уродцем» в балагане на Кони-Айленд. Бывший охотник рассказал Фарини легенды об алмазах в пустыне Калахари.
Для американского рэнчера этого оказалось достаточно, чтобы немедленно отправиться в Южную Африку.
0 января 1885 г. Фарини, его сын-фотограф и Герт Лоу сошли в Кейптауне с корабля "Рослин Касл", наняли трех слуг-африканцев, на реке Оранжевой купили волов и устремились в пустыню.
Год выдался на редкость влажным, и Калахари напоминала цветущий сад. Все дюны были покрыты дынями тсам-ма, антилоп можно было стрелять прямо с повозки. Не испытывая недостатка в пище, Фарини пошел напролом, не считаясь с дорогой.
В районе южнее Нгами Фарини не нашел посуленных бушменом алмазов, но это ничуть его не расстроило. Побывав в селении Миер (ныне Ритфондейл), экспедиция снова двинулась на восток. По высохшему руслу реки Носсоб они добрались до места ее слияния с тоже пересохшим притоком Ауб и дальше отправились на север. Через три дня Фарини достиг гор Ки-Ки, свернул в сторону от Носсоба и пошел на восток через пески. Спустя четыре дня он оказался у лесного массива Кгунг, где занялся охотой и ловлей бабочек: жизнь в цветущей пустыне пришлась ему по душе. Только когда закончились запасы риса и муки, экспедиция двинулась на юг в Апингтон. На другой день впереди показалась высокая горная вершина, и проводник сказал, что это Ки-Ки. Но когда они подошли, оказалось, что никто из африканцев этой горы никогда не видел и ничего не слышал о ней.
Почти два тысячелетия просуществовал этот город на крымском побережье. Назывался он Херсонесом Таврическим (от греческого «херсонес» — полуостров).
Его в 422–421 гг. до н. э. основали гераклиоты — выходцы из южночерноморского (малоазийского) города Герак-леи — на берегу бухты, именуемой в наши дни Карантинной.
В одном античном землеописании сказано: "… следствие данного гераклийцам… прорицания заселить вместе с де-лосцами Херсонес". Дело в том, что жителей Делоса за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. В это же время в Гераклее высадился отряд афинских войск, который опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разрозненными крестьянами и торгово-зем-ледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте демократические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновению Херсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на свой родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Еще во II в. н. э., то есть спустя шесть столетий после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей "досточтимыми отцами". Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, Херсонес замыкает прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), по этому пути гераклей-цы рассчитывали получать хлеб из Скифии.
Столетие спустя после основания Херсонес превращается в один из крупнейших полисов — городов-государств Северного Причерноморья. По своему политическому устройству он был рабовладельческой республикой с демократической формой правления, а по общественно-экономической сути — центром торговли, ремесел, культуры. Его население достигало 20 тысяч человек.
Его в 422–421 гг. до н. э. основали гераклиоты — выходцы из южночерноморского (малоазийского) города Герак-леи — на берегу бухты, именуемой в наши дни Карантинной.
В одном античном землеописании сказано: "… следствие данного гераклийцам… прорицания заселить вместе с де-лосцами Херсонес". Дело в том, что жителей Делоса за враждебность и непокорность их старшие партнеры и союзники афиняне выселили с родной земли. В это же время в Гераклее высадился отряд афинских войск, который опустошил окрестности города. В результате ожесточилась борьба между разрозненными крестьянами и торгово-зем-ледельческой верхушкой. Потерпевшие поражение в этом конфликте демократические силы вынуждены были покинуть город и искать себе новое место для поселения. Совпадение по времени этих двух фактов и привело к возникновению Херсонеса. Делосцы, однако, очень скоро вернулись на свой родной остров и не оставили никакого следа в дальнейшем развитии херсонесской истории и культуры. Что же касается отношений с Гераклеей, то они были разносторонними, прочными и продолжительными. Еще во II в. н. э., то есть спустя шесть столетий после основания города, херсонесцы помнили, что их далекие предки приехали из Гераклеи, и называли ее жителей "досточтимыми отцами". Созданием колонии одновременно достигались и другие цели: втягивались в торговый обмен новые рынки в Северном Причерноморье, Херсонес замыкает прямой путь через Черное море, освоенный как раз в это время (раньше корабли шли только вдоль берегов), по этому пути гераклей-цы рассчитывали получать хлеб из Скифии.
Столетие спустя после основания Херсонес превращается в один из крупнейших полисов — городов-государств Северного Причерноморья. По своему политическому устройству он был рабовладельческой республикой с демократической формой правления, а по общественно-экономической сути — центром торговли, ремесел, культуры. Его население достигало 20 тысяч человек.
Основанный в VII веке (ок. 735 г. до н. э.) город Сиракузы — один из самых замечательных городов в мире. Это родина великого Архимеда, основанная, по преданию, коринфянами. Именно здесь Платон пытался воплотить в жизнь свой идеальный план государственного устройства (к сожалению, местные царьки-тираны мало разделяли его взгляды). Именно здесь родился Феокрит. Сиракузы воспевали Вергилий и Пиндар. Античные Сиракузы, самый большой город Великой Греции, имел население более 500 тысяч человек и состоял из пяти частей. Современный город занимает только одну из них.
Первоначально Сиракузы были расположены на небольшом острове Ортигии; позднее город распространился на северо-запад и занял полуостров, выступавший в море. Пригородом Сиракуз служила Полихна, расположенная на холме, к югу от реки Анапа: по мнению некоторых историков, это была древнейшая часть города. Остров Ортигия (вероятно, в связи с эпитетом Артемиды Делосской или Ор-тигийской) или просто Остров, лежавший ниже уровня остальных частей города, представлял собой укрепленный пункт и служил акрополем. Здесь находился дававший до землетрясения 1170 г. пресную воду источник Аретуза, о котором существовало предание, будто здесь пелопоннесский Алфей, после подземного течения под Тонийским морем, выходит на поверхность земли.
При Дионисии I, тиране сиракузском (406–367 гг. до н. э.), кроме Острова, Сиракузы состояли из четырех кварталов, из которых каждый был обнесен отдельной стеной: Ахрадина, Тиха, Неаполь (первоначально Теменит), Эпи-полы. Первой застроившеюся после острова частью города была Ахрадина; здесь помещались площадь с прекрасными портиками, здание совета, храм Олимпийского Зевса, театр; в южной части Ахрадины находились известные сира-кузские каменоломни.
Первоначально Сиракузы были расположены на небольшом острове Ортигии; позднее город распространился на северо-запад и занял полуостров, выступавший в море. Пригородом Сиракуз служила Полихна, расположенная на холме, к югу от реки Анапа: по мнению некоторых историков, это была древнейшая часть города. Остров Ортигия (вероятно, в связи с эпитетом Артемиды Делосской или Ор-тигийской) или просто Остров, лежавший ниже уровня остальных частей города, представлял собой укрепленный пункт и служил акрополем. Здесь находился дававший до землетрясения 1170 г. пресную воду источник Аретуза, о котором существовало предание, будто здесь пелопоннесский Алфей, после подземного течения под Тонийским морем, выходит на поверхность земли.
При Дионисии I, тиране сиракузском (406–367 гг. до н. э.), кроме Острова, Сиракузы состояли из четырех кварталов, из которых каждый был обнесен отдельной стеной: Ахрадина, Тиха, Неаполь (первоначально Теменит), Эпи-полы. Первой застроившеюся после острова частью города была Ахрадина; здесь помещались площадь с прекрасными портиками, здание совета, храм Олимпийского Зевса, театр; в южной части Ахрадины находились известные сира-кузские каменоломни.
Ниневия — столица ассирийского царства, вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до н. э., опередив город Аш-шур. Первое упоминание о ней — в надписях Иудеи; самая древняя надпись, найденная здесь, — царя Дунги, составленная по-семитски. Как важный торговый пункт на пересечении путей с юга на север и от Средиземного моря к Персидскому заливу, Ниневия скоро достигла вершин благосостояния, а как стратегический пункт, защищенный с запада Тигром, с востока Забом и горами и отдаленный от враждебного Вавилона, она еще в древние времена часто служила резиденцией ассирийских царей.
Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.
Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 — ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.
В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.
Ниневия располагалась на левом берегу Тигра, напротив Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ("пророк Иона"). От древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ашшурнасирпал (883–859 гг. до н. э.) пе ренес свою резиденцию в Калах и только со времен Синах-хериба (705–680 гг. до н. э.) начинается блестящий период Ниневии как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон в 689 г. до н. э., старался, чтобы Ниневия заняла его место, и делал все возможное для украшения города.
Ему принадлежит так называемый Юго-западный куюн-джикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых гг. XIX века. Он перестроен Ашшурбанипалом (669 — ок. 633 до н. э.), который воздвиг для себя другой, северный дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так называемой "Ашшурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассархаддоном, и на холме Небби Юнус, но долгое время трудно было производить здесь раскопки: местные жители считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Иштар.
В цветущий период Ниневии население ее имело репутацию распущенного, а само имя ее было синонимом чего-то громадного.
Этот некогда цветущий город ныне являет собой бедную деревушку в Сирии, знаменитую развалинами величественных сооружений, памятниками последней поры древнеримской архитектуры. Название Пальмира (по-арамейски Тад-мор) означает "город пальм". Ее географические координаты 34° 18 севеной широты и 55° 40 восточной долготы (от острова Ферро), а расположена она в одном из оазисов пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго. Согласно Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана царем Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд.
Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил Пальмиру, но вскоре благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем с одной стороны и долиной Евфрата с другой она снова отстроилась и сделалась пристанищем торговых караванов и своеобразным "отстойником" для склада товаров, шедших с Запада на Вос ток и обратно. Тут была столица государства, называвшегося Пальмиреной и управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.
Римляне во время войны с парфянами (40-е гг. н. э.) старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил ее и переименовал в Адрианополь, причем ее правителям предоставил некоторую независимость, думая этим удержать их от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 г. н. э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами римского права, и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септи-мию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином. Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, Оденат II, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за то титул консулярия. Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя "царем царей" (в 260 г.).
Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил Пальмиру, но вскоре благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем с одной стороны и долиной Евфрата с другой она снова отстроилась и сделалась пристанищем торговых караванов и своеобразным "отстойником" для склада товаров, шедших с Запада на Вос ток и обратно. Тут была столица государства, называвшегося Пальмиреной и управлявшегося собственными государями, сенатом и народным собранием.
Римляне во время войны с парфянами (40-е гг. н. э.) старались завладеть Пальмирой, но безуспешно. При Траяне она была совершенно разрушена римскими войсками, но Адриан восстановил ее и переименовал в Адрианополь, причем ее правителям предоставил некоторую независимость, думая этим удержать их от союза с парфянами. При Каракалле (около 212 г. н. э.) Пальмира была объявлена римской колонией, с преимуществами римского права, и отдана в управление местному уроженцу, сенатору Септи-мию Оденату. Поднятое последним восстание против Рима привело к его убийству неким Руфином. Оденату наследовал его сын, Гайран, вскоре умерший, а потом другой сын, Оденат II, ставший на сторону римлян в их войне с персами и получивший за то титул консулярия. Не удовольствовавшись этим титулом, он, после того как Валериан попал в плен к персам, провозгласил себя "царем царей" (в 260 г.).
После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Хачаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Крепость испокон веков считалась неприступной, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, ибо предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.
Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.
Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и обреченно дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.
Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. Осажденные с большим удивлением наблюдали столь странный прием осады, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость богоизбранного народа.
На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.
Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они дружно и громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и хана-анейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая давеча пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла…
Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.
Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и обреченно дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.
Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. Осажденные с большим удивлением наблюдали столь странный прием осады, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость богоизбранного народа.
На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.
Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они дружно и громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и хана-анейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая давеча пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла…
Эти два города древней Иудеи называются обычно вместе, поскольку, очевидно, погибли они одновременно в результате низвержения с неба огненной лавы. Однако, если верить преданиям, кроме них в то же самое время погибли и еще три других города, жители которых имели, возможно, гораздо более стойкий нравственный облик.
Расцвет этого «пятиградия», т. е. союза пяти городов, приходится как раз на то время, когда жил и активно действовал великий пророк Авраам — ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа. Он родился в городе Ур, в северной Месопотамии, примерно за 2040 лет до н. э. Об отце его и матери остались записи в древнеараб-ских и древнееврейских источниках. Живя в среде языческого мира, Авраам первым познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом кото рого он и сделался. Преследуемый за это своими языческими соотечественниками, Авраам на 75-м г. жизни оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную. С ним переселились его жена Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян. Арабы утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и далее) О посещении Авраамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание.
Вернувшись из Египта, Авраам, поссорившись с племянником, отделился от Лота и поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. О Содоме нам известно, что это был один из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордана. Жители его — хана-неи — отличались крайней свободой нравов.
На этот же период приходится и расцвет Гоморры — города древней Палестины, близ Мертвого моря; который вместе с Содомом и тремя другими городами (имена их до нас не дошли) образовал цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение на главном тракте древних караванов способствовали обогащению жителей, что, в свою очередь, привело к крайнему развитию порочности и разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине «содомия» или "содомский грех".
Расцвет этого «пятиградия», т. е. союза пяти городов, приходится как раз на то время, когда жил и активно действовал великий пророк Авраам — ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа. Он родился в городе Ур, в северной Месопотамии, примерно за 2040 лет до н. э. Об отце его и матери остались записи в древнеараб-ских и древнееврейских источниках. Живя в среде языческого мира, Авраам первым познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом кото рого он и сделался. Преследуемый за это своими языческими соотечественниками, Авраам на 75-м г. жизни оставляет родину и переправляется чрез Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную. С ним переселились его жена Сара и племянник Лот. Долго кочевали они на юге Ханаанеи, побывали в Египте, а впоследствии и у филистимлян. Арабы утверждают, что Авраам был в Мекке и основал там вместе с Измаилом святилище Каабу (Коран II, 119 и далее) О посещении Авраамом сына своего Измаила в Аравии говорит и еврейское предание.
Вернувшись из Египта, Авраам, поссорившись с племянником, отделился от Лота и поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме. О Содоме нам известно, что это был один из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордана. Жители его — хана-неи — отличались крайней свободой нравов.
На этот же период приходится и расцвет Гоморры — города древней Палестины, близ Мертвого моря; который вместе с Содомом и тремя другими городами (имена их до нас не дошли) образовал цветущий союз пятиградия. Плодородие почвы и выгодное торговое положение на главном тракте древних караванов способствовали обогащению жителей, что, в свою очередь, привело к крайнему развитию порочности и разврата, нашедшего себе характерное выражение в термине «содомия» или "содомский грех".