Легендарная предыстория скифов

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Легендарная предыстория скифов
Легендарная предыстория скифов
Скутой - самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков Геродот применил его в следующем контексте:
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
- Геродот. История. 1У.5 - 6

Исчезновение

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Исчезновение
Исчезновение
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» (Скифы — греческое название, сами себя они называли сколотами) перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.
Скифское наследие на Руси и в России чрезвычайно многообразно, особенно у населения южных регионов России.

История

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
История
История
Во многих научных работах и популярной литературе нередко доминирует версия «поздних скифов» — времени очередного возвращения их дружин из Юго-Восточной Азии около 722 г. до н. э. Пока преимуществ друг перед другом у различных версий происхождения ранних скифов нет. Сами себя скифы называли сколотами, а персы называли их саками.

Искусство

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Искусство
Искусство
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. Известнейшие памятники искусства скифов, живших на территории Европейской части СНГ (а также древнегреческих произведений), найдены в Келермесских курганах и курганах Карагодеуашх, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

Возникновение

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Возникновение
Возникновение
Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Военное дело

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Военное дело
Военное дело

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой. В Скифии впервые в степях появляется тяжеловооруженная конница. Термин «катафрактарий» — тяжеловооруженный воин, который в древности обычно применялся по отношению к коннице парфян и сарматов, в гораздо большей мере подходит к скифам. У скифской конницы полностью присутствуют все те признаки, которые присущи коннице катафрактариев — наличие защитного доспеха у воина и, возможно, у коня, наличие длинных копий и длинных рубящих мечей, использование определенного боевого порядка, прежде всего, сомкнутого строя.
Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Скифы

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Скифы
Скифы
Скифы - ираноязычный, преимущественно кочевой народ Евразии, доминирующий в понтийской степи в античную эпоху. Информация о скифах происходит преимущественно из «Историй» Геродота и археологических раскопок в степях Украины и России. Скифский язык входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях. Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название. Слово скифы часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. Византийские источники часто называют скифами русь. Русские летописи XVII в. считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии.

Синды

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Синды
Синды
Синды — одно из многочисленных меотских племён, рано выделившееся из их общей массы и обитавшее в 1-м тыс. до н. э. — первых веках н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска.
Впервые упомянуты логографами, затем греческими и римскими историками Геродотом, Псевдо-Скилаком, Псевдо-Скимном, Страбоном. Основными занятиями синдов были земледелие, рыболовство, ремёсла и торговля (в ранний период — с Урарту, с 6 в. до н. э. — с греками), как через свои порты — Синдскую гавань, Корокондаму, так и через греческие города, основанные на территории Синдики. Войны со скифами привели к усилению у синдов власти военачальников. В 5 в. до н. э. возникло Синдское государство. С 4 в. до н. э. синды потеряли свою политическую самостоятельность и вошли в состав Боспорского царства. Синдская знать входила в состав правящей боспорской аристократии. Из причерноморских племён синды были наиболее эллинизированы: они заимствовали у греков язык и письменность, имена и обычаи, принимали участие в греческих состязаниях и религиозных культах, носили греческие украшения.
Оружие у синдов было скифского типа. Археологически известны синдские города (городища Семибратнее близ Кубани и Раевское около Анапы). Многие курганы Таманского полуострова и Прикубанья (Большая Близница, Карагодеуашх, Мерджаны и др.) — погребения синдской знати. В первые века н. э. синды ассимилировались с сарматами.

Меоты

Наука » История » Древние цивилизации » Европа. Эпоха варваров
Меоты
Меоты

Меоты — древние племена (синды, дандарии, досхи и прочие) на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря в I тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов — Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. В 4-3 вв. до н. э. многие из племен меотов вошли в состав Боспорского государства.
Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.
Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.
Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.
Меотская культура складывается в VIII—VII веков до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы. Основой хозяйства меотских племен было земледелие и скотоводство. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.
Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

История

Наука » История » Древние цивилизации » Европа. Эпоха варваров
История
История

• В IV—V веках на плато появилось поселение алано-готов, а в окрестных балках катакомбные могильники.
• Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался Дорос и был столицей страны Дори — крымской Готии. В 6 в на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму.
• В конце VII века Хазарский каганат подчиняет Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон.
Захват Дороса послужил сигналом к началу антихазарского восстания, возглавленого Св. Иоанном Готским.
• XIII — середина XV город был cтолицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро.
• 1475. Город, как и всё княжество был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале — крепость Мангуп). Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
• 1774 Крепость была оставлена турецким гарнизоном.
• 1790 Поселение покинули последние обитатели — община караимов.
• Во время осады Севастополя немецкими войсками на Мангупе находился наблюдательный пункт Манштейна

Мангуп

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Мангуп
Мангуп
Мангуп (Мангуп-Кале) (укр. Мангуп, крым. Mangup) — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250—300 м и образующей плато площадью около 90 га. Общая длина крепостных сооружений составляет 1500 м, длина оборонительного контура (с естественными преградами — скалистыми обрывами от 20 до 70 м) составляет 6600 м. На территории крепости расположены многочисленные родники.

Ранние описания

Наука » История » Древние цивилизации » Древние славяни
Ранние описания
Ранние описания

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м. Покойников обычно хоронили в более древних, и реже — в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги.
Около VIII века до н. э. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока скифами и переселились во Фракию. Связи с фракийцами были обоюдосторонними, о чём свидетельствуют находки фракийских вещей в киммерийских могильниках, и наоборот. Во Фракии они соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII века до н. э., грабили Малую Азию. Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского: царь Лидии Гигес пал в битве с ними.