ГЕОГЛИФЫ КАМЕНИСТОЙ НАСКИ

Наука » История » Древние цивилизации » Остров Пасхи
Геоглифы пустыни Наска, гигантские рисунки на земной поверхности, — одно из самых грандиозных и в то же время необъяснимых творений нашей планеты. Мне посчастливилось увидеть их, как говорится, воочию, и это зрелище оставило ни с чем не сравнимое впечатление.

ПОЛЕТ НАД ПУСТЫНЕЙ

Панамериканское шоссе, проходящее по западному склону Анд, соединяет Перу с соседями — Эквадором на севере и Чили на юге. Небольшой городок Наска расположен на побережье океана в 450 ^километрах от столицы Перу — Лимы. Когда едешь по шоссе, интересно фиксировать изменение окраски мелькающих по сторонам песчаных холмов. Пустыня только кажется однообразной, на самом деле песок, поначалу преимущественно серый, сменяется желтым, серебристым и даже красным.

В настоящую пустыню мы въехали после полудня. Однако ничего особенно странного сразу и не заметили. Крутом лишь унылая равнина, или, как ее называют местные жители, — пампа. Нигде ни кустика, ни травинки. Только мелкий, как пыль, сероватый песок и множество небольших камней...

Вдалеке увидели железную вышку, похожую на пожарную башню. С ее 15-метровой высоты хорошо просматривается гигантский рисунок крокодила, хвост которого пересекает шоссе.

С земли же фигуры разглядеть трудно: линии, образующие их, кажутся просто тропинками среди лежащих камней. На изгибах прямых линий лежат аккуратные кучки камней, которые сгребли, видимо, для того, чтобы эти линии собственно и появились. Кто собирал эти камни?.. Чьи руки их касались?..

На окраине городка Наска находится грунтовой аэро-дромчик маленькой компании “Аэро-Кондор”. Она за умеренную плату организует 45-минутные полеты над пустыней, чтобы их пассажиры увидели ее с воздуха, а потом выдает им памятные дипломы об этом неординарном событии...

Четырехместный салон авиетки не превышал по своим размерам салон нашего “Запорожца”. Мы разместились, пристегнули ремни и расчехлили фотоаппараты. Аэропланчик наш зачихал, затарахтел, поднимая клубы пыли, с трудом разбежался, надрывно гудя, и начал постепенно набирать высоту, то и дело проваливаясь в воздушные ямы. И вот уже под нами мелькают белые домики и чахлые деревца городка. Вираж — и мы находимся над пустыней...

Рисунки Наска — это потрясающее зрелище!.. Среди извилистых морщин, оставленных на лице Земли рекой Инхенио и ее притоками, мы вдруг увидели идеально прямые линии, прочерченные от горизонта до горизонта. Они сходились, пересекались. Иногда это были даже не линии, а полосы с расходящимися краями. Некоторые фигуры имели форму трапеции, а их края заканчивались прямой полосой, уходящей вдаль. Было такое впечатление, что мы пролетаем над современным аэродромом или, может быть, над... чужим космодромом?

“А теперь я покажу вам рисунки!” — крикнул, повернувшись к нам, пилот авиетки. И тут же он заложил такой крутой вираж, что душа моя ушла в пятки. Но внезапна она вся наполнилась невообразимым восторгом: рядом с концом крыла я увидел на земле огромные фигуры. При некоторой стилизации, присущей древнему Перу, большинство наблюдаемых изображений были вполне реалис-

тичны. Без труда можно было узнать кита, рыбу, собаку, обезьяну, тарантула, кондора, цаплю и даже большеглазую человеческую фигуру, одетую во что-то вроде скафандра для космических полетов...

Прошло чуть менее часа... Наш самолет удивительно плавно спланировал, стукнулся о жесткий грунт, несколько раз подпрыгнул и наконец побежал по пыльной посадочной полосе. Я ступил на буро-серую землю...

Неужели это был не сон, а реальность?.. Неужели я действительно летел только что над таинственным плоскогорьем каменистой Наски?.. Да, после посещения пустыни Наска долго не можешь прийти в себя — не покидает чувство близости к какой-то великой тайне... Начинаешь осознавать ничтожность собственной жизни в сопоставлении с вечностью...

ТАЙНА ДОЛИНЫ ИНХЕНИО

Исследователь пустыни Наски Мария Райхе рпубли-ковала свою книгу “Тайна пустыни”, которая начинается такими словами:

“За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный дня потомков. По размерам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если мы смотрим, задирая голову, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь, наоборот, приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными иероглифами, словно выведенными на равнине гигантской рукой...”

Пустыня^ Наска окружена низкими, безлесыми оврагами Анд и такими же голыми безжизненными холмами плотного и темно-серого, словно утрамбованного, песка. Задержать влажные восточные ветры, дующие с просторов океана, эти горы не в силах, и они прокатываются

над пустыней, чтобы принести благодатные ливни на высокогорные пастбища. Над Наской чаще всего стоит знойная бесцветная дымка, а дождей над ней не бывает по многу лет. Плотный, цвета дорожной пыли, грунт покрыт осколками буроватых с красным отливом камней, чаще "всего небольшими, не крупнее четвертушки кирпича.

Почти все плато покрыто своего рода “татуировкой”, которая стала широко известной лишь благодаря фотографиям, сделанным с самолетов. Здесь 13 тысяч линий, 788 фигур и более 100 спиралей. Эта гигантская “книга с иллюстрациями” занимает площадь в 500 квадратных километров.

Естественно, у всех, кто близко знакомился с рисунками Наска, возникает множество вопросов... Кто создал в пустыне гигантские изображения, которые можно увидеть, лишь поднявшись высоко над землей? С какой целью? Какие технические приемы для этого использовались? Каким образом удавалось соблюсти пропорции заданной модели?..

Многие ученые, исследовавшие эти изображения, уверены, что в прекрасных насканских творениях заложен определенный смысл — познавательный, экономический, хозяйственный, социальный и политический. Но какой конкретно — ученые, увы, не знают...

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ

История открытия и изучения перуанского феномена связана с именами специалиста по древним цивилизациям Пауля Косока из университета в Лонг-Айленде (США) и исследователя из Германии Марии Райхе, которая изучала древние обсерватории.

Пауль Косок занимался историей Месопотамии, и в частности интересовался ирригационными системами древних городов. Возник у него интерес и к системам орошения в Южной Америке, особенно на севере Перу. Уже когда его экспедиция свертывала работу, кто-то сказал

Косоку, что на юге, в районе Наски, тоже есть какие-то каналы. Ученый вместе со своей помощницей Марией Райхе незамедлительно отправился туда.

“Каналы” они увидели сразу и тут же поняли, что для ирригационных целей они служить не могли. “Каналы” рассекали поверхность пампы в разных направлениях, поднимались вверх, в горы... Никакой их привязки к водоемам и рекам установить не удалось, а попытка реконструировать один из “полузасыпанных каналов” (такое первоначальное впечатление создалось у обоих ученых) показала, что они были неоправданно мелкими. “Нет, это не каналы! — решил Косок. — Но тогда что?”

Открытие пришло случайно. А впрочем, это было даже не открытие, а только догадка... 21 июня 1939 года Косок стоял на одном из “каналов” — прямом как стрела. Желто-бордовое солнце пустыни медленно опускалось на горбатую гору. Косок бросил последний взгляд на наше дневное светило и вдруг отметил: солнце садилось точно по линии “канала”. “Это линия зимнего солнцестояния!” — сказал себе Косок... После этого Косок и Райхе только и делали, что бродили по пампе да рассматривали линии, пытаясь найти тайный смысл “послания” древних жителей Наски.

Во время одной из таких прогулок Косок нашел и первый рисунок. Его можно было разглядеть, лишь поднявшись на лестницу-стремянку. “Самая большая книга по астрономии с уникальным “календарем”, — сказал он о пампе. За ним это название рисунков Наска повторяли потом многие.

Так началось изучение загадочных насканских фигур. Вскоре Косок уехал и не смог продолжить исследования в районе Наска, а его помощница осталась одна. Марию Райхе серьезно заинтересовали странные изображения, и она стала своего рода “апостолом пустыни” Наска, где жила в скромном глинобитном домике на окраине одноименного городка.

С утра Мария Райхе уходила в пустыню, к вечеру возвращалась обратно. Она картографировала, чертила, из-

меряла — другими словами, просто работала. Ей удалось добавить к списку уже известных фигур ряд новых — со всеми их подробностями. А главное, она подтвердила гипотезу Косока очень важными фактами, которые не только увеличили число линий солнцестояния и равноденствия, но и доказали связь “астрономического календаря” Наски с положением Луны, планет и крупных созвездий, таких, например, как Плеяды, которые играли значительную роль в пантеоне древних перуанцев.

Власти Перу относились к ее изысканиям весьма прохладно. Никто Марии Райхе, по сути дела, не помотал, и только в 1947 году она смогла впервые подняться на самолете, чтобы увидеть все линии и рисунки Наски, связать их между собой и оценить истинные масштабы этой циклопической работы древних мастеров. Почти десять лет ушло у нее на детальное ознакомление и изучение всех изображений пустыни.

После безвременной смерти Пауля Косока в 1949 году Мария Райхе продолжила работу. Подобно другим археологам последних лет, она убедилась, что медленно летящий вертолет — идеальная машина для осуществления аэрофотосъемки. В этом деле она превзошла многих своих коллег-мужчин. Для того чтобы сделать снимок под наиболее выгодным углом, Мария Райхе вылезала из кабины и снимала нужный ей объект с лесенки под вертолетом” Благодаря этому за много лет ей удалось открыть дюжины новых фигур: богов, птицу с распростертыми крыльями, свернувшихся змей, лис с длинными хвостами и т.д.

В результате пятнадцатилетней напряженной самоотверженной работы Марии Райхе удалось составить первую картосхему геоглифов на плато Наска. Она проявила редкую выносливость, настойчивость и терпение, обследуя практически одна бесплодные жаркие районы пустыни.

Недавно к широко известным, многократно воспроизведенным в различных печатных изданиях рисункам плато Наска добавился еще один — громадный портрет самой Марии Райхе...

. В этом не было бы ничего необычного, если бы он был начерчен, как первоначально предполагалось, вдали от древнего “календаря”. Однако местные власти и почитатели Марии Райхе, пожелавшие увековечить память исследовательницы в знак уважения к ее труду, поторопились, в результате чего портрет появился прямо на территории археологического заповедника. Когда об этом узнали в Национальном институте культуры Перу, разразился громкий скандал, грозивший виновным крупным штрафом.

К счастью, по мнению некоторых специалистов, портрет Марии Райхе можно будет “заровнять”. В противном случае будущие археологи нашей планеты столкнутся с совершенно новой головоломкой. В самом деле, кто знает, как по прошествии нескольких тысячелетий может быть истолковано расположение по соседству с древними фигурами более позднего изображения?..

СОЗДАТЕЛИ ФИГУР РИСОВАЛИ “ПО КЛЕТКАМ”

Чтобы проникнуть в тайну рисунков Наска, нужно ответить всего лишь на три простых, но “традиционных” вопроса: “когда?”, “как?” и “зачем?” Понятно, что перед ответом на вопрос “зачем?” следует ответить на два первых. Исследования Марии Райхе, по-видимому, дали ответы на эти вопросы, которые интриговали целое поколение ученых.

Астрономические расчеты, основанные на годичной девиации времени восхода и захода некоторых “постоянных” звезд, а также Солнца, позволили Марии Райхе сделать вывод, что “астрономический календарь” Наски относится к 350—950 годам, а местами к 800—1400 годам нашей эры. Например найденный в Наска разметочный деревянный колышек, забитый в землю, был подвергнут радиоактивному анализу, который показал, что данное дерево было срублено в 525±80 годах нашей эры.

Культура Наски, создавшая эти “наземные картины”, переживала расцвет между 300 и 900 годами нашей эры.

Рисунки пустыни Наска, как оказалось, традиционны именно для этой культуры. Их можно встретить и в керамике, и на тканях той эпохи. В одном из перуанских музеев, например, хранится керамический сосуд в виде рыбы, во всех деталях повторяющий аналогичное изображение рыбы в пустыне Наска.

Что же касается техники исполнения основных “чертежей” Наски, то она достаточно проста и эффектна... Достаточно было собрать с поверхности камни и снять с нее верхний слой потемневшего от времени бурого щебня, находящегося на более светлом нижнем слое, и появлялась контрастная полоса. Камни и снятый- верхний слой затем укладывали валиками вдоль светлых полос, и сверху, особенно со значительной высоты, они выглядели как черные обрамляющие линии.

В чрезвычайно засушливой местности при отсутствии дождей и при минимальной эрозии такие изображения могли оставаться четкими на протяжении веков, если не тысячелетий. Это происходит даже несмотря на постепенное потемнение очищенных поверхностей (так называемый эффект пустынного загара), вызываемое окислением содержащегося в щебне железа. Такой процесс может лишь уменьшить контрастность изображения, но не больше. Кстати, если бы была известна скорость этого потемнения, то удалось бы достаточно точно установить возраст этого уникального творения человеческих рук.

Как же практически “рисовали” древние индейцы на ^широком “полотне” пустыни?..

Сперва художники делали на земле эскиз размером 2x2 метра. Эти наброски еще сохранились вблизи некоторых фигур. На эскизе каждую прямую разбивали на составляющие отрезки. Марии Райхе удалось определить некоторые единицы их измерений: например в качестве единицы длины использовался отрезок, равный 322 миллиметрам. Затем эти отрезки в увеличенном масштабе переносили на земную поверхность с помощью двух кольев и длинной веревки.

Сложнее было с кривыми... Древние художники, видимо, справлялись с ними, разбивая каждую кривую на много крохотных сочлененных дуг. Затем на эскизе определяли радиусы этих дуг и центры соответствующих им окружностей. Теперь оставалось только перенести дуги в увеличенном масштабе на местность, найдя на ней центры окружностей. Вблизи многих изображений Мария Райхе обнаружила ямки от колышков или камни, которыми отмечались эти центры. Вероятней всего, к камню или колышку привязывали веревку нужной длины и другим ее концом с острым колышком намечали на земле требуемую дугу.

Вот что говорила Мария Райхе о “технологии” создания этих рисунков:

“Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием; которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить”.

• По сути дела, в данном случае применялся хорошо известный метод — “рисование по клеткам”. При увеличении таким способом любого изображения неточности или небольшие отклонения от первоначального эскиза почти всегда сосредоточены внутри одного квадрата, а в соседнем они не могут повторяться.

Каждый рисунок пустыни Наски очерчен только одной непрерывной линией, состоящей из сопряженных дуг как с самими дугами, так и с прямолинейными отрезка-

ми. Одна из величайших загадок и самое большое чудо рисунков пустыни Наска заключается в том, что их создатели, если они были землянами, никогда не видели и не могли увидеть свое творение целиком. Даже если они пользовались уменьшенными моделями рисунков и “градуированными” веревками.

ТЕТРАЭДР НАД МАСКОЙ

Это было захватывающее зрелище... Необычной формы воздушный шар “Кондор-1” — гигантский тетраэдр с подвешенной снизу гондолой в виде лодки из тростника, с экипажем из двух человек под ликующие возгласы присутствующих стремительно стал подниматься в воздух...

Так в середине 70-х годов XX века началось в Перу проведение необычного эксперимента с целью доказать, что более двух тысяч лет тому назад древние перуанцы совершали полеты на легких безмоторных летательных аппаратах. Такие полеты несомненно осуществлялись и над широко известным сегодня плато Наска.

Казалось бы, полет на воздушном шаре, происходящий в третьей четверти XX века, — что же здесь особенного? Но дело в том, что используемый шар “Кондор-1” был действительно необычный. Он являлся точной копией воздушного шара, изображение которого было найдено в гробницах, появившихся в Наске более двух тысяч лет назад.

Этим и объясняется его необычная форма — гигантский тетраэдр высотой 10 метров и диаметром около 30 метров. Оболочку шара изготовили из ткани, аналогичной найденной в местных захоронениях, примерно того же времени, когда были созданы рисунки летательного аппарата-аналога. Гондола в форме необычной лодки из тростника “тоторры”, который индейцы используют и сегодня, была сплетена опытными мастерами из племени урос, обитающего у озера Титикака.

Шар “Кондор-1” заполнили горячим дымом от огромного костра, горевшего в канаве длиной 15 метров. Снача-

ла дым выходил через поры ткани-оболочки, а затем, когда она несколько “прокоптилась”, ткань стала удерживать теплый воздух в шаре. Костер, правда, оказался несколько маловат, и для ускорения процесса наполнения баллона пришлось под оболочку шара подводить работающую газовую горелку.

Кстати, у пустыни Наска есть еще одна загадка — так называемые костровые ямы, которыми заканчиваются некоторые из прямых линий. Это круглые ямы, диаметр которых достигает 10 метров, с остатками обугленных камней. Ученые изучали эти камни и пришли к выводу, что камни почернели от воздействия сильных источников тепла. Возможно, на этих самых местах были разведены большие костры, которые согревали воздух для наполнения шаров?..

Два энтузиаста-пилота — американский исследователь Джим Вудмэн и вице-президент Британского клуба воздухоплавания Джулианн Нотт — поднялись на этом, так сказать, “аэростате” сначала на высоту 100 метров, а затем и на 500 метров, постепенно сбрасывая балласт. Но воздух в летевшем шаре быстро охладился, и “аэронавты” чудом сумели благополучно покинуть свой падающий “летательный аппарат” с высоты трех метров... Впрочем, Дж. Нотт с воодушевлением заявил, что, в принципе, древние перуанцы могли бы летать, используя для этого подобные шары... Но делали ли они это?..

“ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ” ГИПОТЕЗА

В 1977 году Д. Вудмэн, размышляя о загадке рисунков Наска, выдвинул свою гипотезу. Чем фантазировать, например, о полетах над Наской инопланетян, рассуждал он, не лучше ли предположить, что создатели загадочных рисунков — древние жители этой страны — владели искусством воздухоплавания? При поддержке международного общества исследователей Вудмэн возглавил проект “Наска”, объединивший большую группу энтузиастов.

Уже их исторические изыскания выявили ряд примечательных фактов... Прежде'всего, сохранилось множество связанных с этой темой мифов и легенд в древних манускриптах. Во-вторых, оказалось, что первыми в мире воздухоплавателями были отнюдь не братья Монгольфье. У французов, совершивших в 1783 году полет на воздушном шаре, как выяснилось, был предшественник! Причем не откуда-нибудь, а из самой Южной Америки...

В 1709 году на аудиенцию к королю Португалии явился его заморский подданный Бартоломеу ди Гусман. Молодой иезуит, уроженец Бразилии, поразил королевский двор, совершив над Лиссабоном полет на аэростате, наполненном горячим воздухом. Сам Гусман родился в бразильском городе Сантус и учился в католической школе. Его преподавателями были миссионеры, подолгу работавшие в самых отдаленных местах Южной Америки, включая и Перу.

Весьма вероятно, что именно там они слышали о летательных аппаратах древних перуанцев. Но полет над землей в те далекие годы был достаточно рискованным мероприятием. Католическая церковь обвинила воздухоплавателя в сношениях с нечистой силой. Гусману пришлось бежать от преследователей, умер он в нищете и безвестности.

Воодушевленный тем, что первый воздухоплаватель был уроженцем Южной Америки, используя результаты раскопок гробниц в Наске, Д. Вудмэн соорудил такой же шар, на каком летал, в частности, сам Гусман, и вместе с Дж. Ноттом совершил на нем вышеописанный полет над плато Наска.

Возможно, именно так поднимались в древности в воздух и перуанские жрецы, чтобы во время религиозных церемоний с определённой высоты увидеть и осознать магический смысл рисунков, составить прогноз погоды на очередной сельскохозяйственный сезон.

Конечно, в процессе полета на воздушном шаре его “пилоты” могли убедиться в “правильности” вновь созданных в пустыне изображений, которые являлись своего рода

школой, где обучали и открывали новое, где узнавали прошлое и пытались передать последующим поколениям накопленные знания. Возможно, что все было именно так?!. Но имеются ли предпосылки для реального осуществления подобных воздушных полетов?..

ОНИ ПОДНИМАЛИСЬ В ВОЗДУХ?

Мария Райхе считала, что наш мир узнал о загадочных изображениях пустыни Наска сравнительно недавно только потому, что без использования авиации их невозможно было бы увидеть. Действительно, для того чтобы как следует разглядеть каждый из этих рисунков в пампе, нужно подняться в воздух на высоту более тысячи метров.

Летчик Эдуарде Эрран, который многие годы совершал полеты с туристами на борту над плато Наска, имеет на сей счет такие соображения:

“Я не исключаю, что, возможно, они умели подниматься в воздух... Яне верю в инопланетян, поскольку не сомневаюсь, что все эти изображения предназначались для того, чтобы их создателям можно было смотреть на них с воздуха...

Наконец, в самой пустыне есть рисунок, известный под названием “крыло дельта*. По странному совпадению это “крыло” указывает доминирующее направление ветров в пампе, которые я изучал в течение многих месяцев...

И еще: именно над этим изображением, как показала моя летная практика, сталкиваются воздушные потоки и возникает наибольшая подъемная сила. На своем дельтаплане мотор я снял — мне удалось налетать здесь над пустыней без посадки более полутора часов...”

Что ж, приведенных примеров вполне достаточно, чтобы сделать такое предположение: древние перуанцы успешно строили легкие безмоторные летательные аппараты для полетов.

Мария Райхе, которая посвятила, как известно, свою жизнь исследованию изображений в Наске и стала общепризнанным авторитетом в этой проблеме, с уважением относилась к этой гипотезе и не считала ее невероятной. Вспомним в этой связи одну из старых легенд инков. Она повествует, что маленький мальчик по имени Антар-кви, летавший над различными районами Туатинсуйо, поднялся в воздух для определения маршрута “по земле и воде”, которым должен был следовать древний инкский монарх Тупак Инка Юпаманки во время своего путешествия в Полинезию!..

А недавно в журнале “НЛО” была опубликована статья Ю. Морозова “Золотая эскадрилья”, в которой приведена интересная для нас информация.

“Золотой эскадрильей” называют совокупность древних крылатых фигурок, выполненных из золота, которые обычно находили в захоронениях индейских вождей. Впервые такие фигурки были найдены в Колумбии в среднем течении реки Магдалена. Они даже выставлялись как экспонаты Музея золота при государственном банке Колумбии, но впоследствии оказалось, что они уж слишком похожи на современные самолеты.

Споры вокруг колумбийских “самолетиков” продолжались до тех пор, пока в 1996 году два исследователя — медик Алгунд Энб и авиационный офицер Петер Белтинг из немецкого города Лер — не изготовили две их увеличенные в 16 раз радиоуправляемые модели. Поскольку по внешнему виду колумбийских “ самолетиков” трудно было определить, какого рода двигатель мог на них стоять, Белтинг создал модели двух вариантов — с пропеллером и реактивным двигателем.

“Летные испытания” радиоуправляемых моделей принесли поразительные результаты: они не только летали и маневрировали, но выполняли даже такие фигуры высшего пилотажа, как “бочка” и “петля”! В процессе испытаний обе модели подтвердили высокие аэродинамические качества: даже с выключенными двигателями они уверенно планировали!

После этих “летных испытаний” стало ясно, какие совершенные конструкции летательных аппаратов могли видеть индейцы доколумбовой Америки. И в то же время культура аборигенов того времени не располагала базой для создания таких “летательных аппаратов”. Выходит, что золотые поделки индейцев копировали виденные ими реальные объекты, которые могли принадлежать только... представителям инопланетной цивилизации. Поэтому вполне можно согласиться с выводом, сделанным доктором Алгундом Энбом:

“Небо над Андами в первом тысячелетии нашей эры бороздили самолеты инопланетян!”

И последнее, что можно сказать по этому поводу... Золотые фигурки самолетов были найдены не только в Колумбии, но и в Коста-Рике, в Венесуэле и... в Перу!..

Допустим, что у древних южноамериканцев действительно были легкие летательные аппараты. Но где же они могли применяться?.. Ответ довольно простой: там, где в любое время имеются восходящие потоки воздуха (так называемые — термики, волны и подсос облаков), способные поднять и удержать на своих “могучих плечах” эти летательные аппараты.

Так вот, оказалось, что одним из таких “идеальных” мест и являются крутые склоны Анд, расположенных в Перу, от океанского побережья до каменистого плато пустыни Наска. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на метеорологические карты и графики вертикальных разрезов погоды данного района...

ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КАНДЕЛЯБРА?

После впечатляющей поездки и последовавшего за ней полета над пустыней Наска на обратном пути в Лиму мне удалось уговорить своих друзей, сопровождавших меня в этом продолжительном путешествии,"заехать ненадолго в

приморский городок Паракас, лежащий в районе уютной бухты на берегу Тихого океана.

Здесь на 350-метровом склоне горы, полого спускающейся к океану, есть гигантский рисунок-трезубец, который многие называют “паракасским Канделябром”. Он напоминает симметричный подсвечник для семи свечей. Впрочем, его можно принять и за стилизованное дерево или за три птичьих пера — символ легкости, продолжительного полета в воздухе и т.п.

Существует, казалось бы, достаточно убедительная версия о том, что “паракасский Канделябр”, очень хорошо видимый с моря, с давних пор служил ориентиром для местных рыбаков, которые могли укрыться от наступившей непогоды в бухте Паракаса. Однако оказалось, что трезубец можно рассмотреть и с воздуха. При этом его отлично видно как с малых, так и с достаточно больших высот.

По мнению ученых, возраст этого своеобразного знака — примерно два тысячелетия, хотя, если быть откровенным, конкретной датировки его не имеется. Кто и зачем “нарисовал” Канделябр на хорошо видимом месте?..

Авиационным специалистам “паракасский Канделябр”, например, напоминает... силуэт двухкилевого летательного аппарата. Возможно, “трезубец” — это своеобразный знак, предназначенный для пилотов планеров, потерявших высоту, и говорящий им: “Лети сюда, здесь всегда есть мощный восходящий поток!”

От Канделябра в глубь материка, как удалось установить, тянется белая, хорошо наблюдаемая только с высоты нескольких сотен метров прямая линия... Она проходит через горы и долины, а заканчивается на подходе к горному плато Наска.

Естественно предположить, что эта “загадочная линия” ЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЕМ НАИБОЛЬШЕГО “БЛАГОДЕНСТВИЯ” ВЕРТИКАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ.

Если современный планер, например, “выпарив” у склона, обозначенного “паракасским Канделябром”, по-

летит по этой указательной линии, то он не только не потеряет высоту, а сможет увеличить ее до 3—4 тысяч метров. Это обстоятельство означает, что даже менее совершенные, чем современные, летательные аппараты древних перуанцев могли летать только за счет снижения на расстояние до 100 километров, а при удачном “парении” — до нескольких сотен километров.

Интересно, что вдоль этой “линии-подсказки” попадаются рисунки... подпрыгивающих существ. Возможно, они как бы предупреждали пилота-планериста о неравномерности (по нашим современным понятиям — турбулентности) воздушного потока.

Исходя из всего вышесказанного, так и напрашивается вывод о том, что... каменистое плато Наска являлось не чем иным, как “ПЛАНЕРОДРОМОМ” ДРЕВНИХ ПЕРУАНСКИХ АЭРОНАВТОВ!.. -

Действительно, вот “посадочные полосы”, предлагающие услуги для приземления практически с любым курсом полета. Их направления соответствуют местной “розе ветров”. Полосы мягкие (каменистый грунт пустыни специально снят до светлого глинистого слоя), ровные, поломки даже “хрупкого планера” при приземлении на них исключаются...

Имеющиеся на плато “треугольники” информируют планериста о возможном на этой полосе боковом ветре, а “квадраты” — о наилучшем месте приземления. Стилизованные фигуры птиц, например, могут означать места межполетных стоянок. Именно около них попадаются крупные валуны, которые по своей форме и весу вполне годны для “швартовки” планеров.

Особое внимание следует обратить на рисунок “птицы без головы и клюва”. Вместо них изображена как бы длинная, изогнутая в семь колен “шея”. Не похоже ли все это на развернутый перед планером “трос”, “канат” или “резиновый амортизатор”?..

Археологи отмечают, что гигантские рисунки встречаются не по всему Перу, а только на юге тихоокеанского побережья страны, то есть там, где имеются самые благо-

приятные условия для относительно продолжительных полетов планеров. Случайно ли все это?..

И последнее, о чем нельзя не сказать в этом разделе... В газете “Московский комсомолец” 20 мая 1997 года была опубликована статья Натальи Килессо “Тайна Канделябра Паракаса. Расшифрован паспорт Земли?”.

Речь в статье идет о неком Валерии Хачанове, который расшифровал знаменитые изображения в пустыне Наска и выдвинул версию о том, что паракасский КАНДЕЛЯБР ЯВЛЯЕТСЯ ПАСПОРТОМ ЗЕМЛИ, ОСТАВЛЕННЫМ ИНОПЛАНЕТНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ... По мнению Хачанова, о котором в публикации больше ничего не сообщается, в знаке Канделябра, которому примерно две тысячи лет, но история появления которого на склоне горы остается загадкой, заключена краткая информация о нашей планете...

Центральный ствол Канделябра символизирует развитие человеческой цивилизации. Его левая ветвь — флора, правая — фауна, а рисунок в целом — лицо человека. Вблизи вершины видна “отметка”, похожая на гвоздь. Как на шкале, она показывает, в какой момент наша планета достигла первого из шести имеющихся во Вселенной, уровня развития цивилизаций.

В августе 1945 года американцы впервые взорвали две атомные бомбы. “Шапка” знака на вершине — обозначение расщепленного атома. Если повернуть Канделябр на 180°, “шапка” окажется внизу, и получится “изображение” распятия Иисуса Христа, а “отметка” будет вбитым в него гвоздем, который является как бы символом-предупреждением о возможной гибели человечества от ядерного конфликта.

Эту информацию оставила на нашей планете сверхцивилизация из СОЗВЕЗДИЯ ЛЬВА. Подтверждение тому — многочисленные памятники культуры, где присутствует изображение этого “царя зверей”. Информация, оставленная ИМИ (пришельцами) в пустыне Наска, не рассчитана на землян, так как ее нужно “читать” с большой высоты. Лишь в этом случае станет понятен ее смысл. Адресо-

вана эта информация тем, кто прилетал и будет прилетать на Землю.

Если имеющиеся в Наска рисунки заложить, например, в компьютер и поворачивать их по осям координат, то они (рисунки) дают графические изображения животных, космических кораблей и их конструкции, мужчин и женщин, а также данные о выведении на Земле разумного человека и принципы генной инженерии.

Те сведения, которыми сегодня располагают специалисты, позволяют утверждать, что нас, землян, не только создали, но и опекают и следят за каждым нашим шагом, то есть НАС КОНТРОЛИРУЮТ. Больше того, информация, которую ОНИ оставили на нашей планете, ЗАЩИЩАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ ВРАЖДЕБНЫХ ВТОРЖЕНИЙ ИЗВНЕ.

В заключение приведем небольшой отрывок из статьи Н. Килессо.

“... Высокоразумная цивилизация, оставив информацию о своем визите, должна быть уверена в том, что сведения будут получены именно там, где нужно, тем, кем нужно, и тогда, когда это необходимо. Техническая информация оставлена в чертежах пустыни Наска, и не только в ней. Множество иных, сопутствующих данных оставлено в храмах, пирамидах, в росписях, ювелирных изделиях и т.д... На Земле оставлена... информация, необходимая человечеству на сегодняшнем этапе развития: о ракетостроении, о ядерной энергетике, о принципах генной инженерии и другая...”

КАСКАД ГИПОТЕЗ

С момента открытия геоглифов пустыни Наска, то есть с конца 1920-х годов, исследователи выдвинули множество самых разнообразных гипотез об их происхождении...

Так, Альфред Кребер и Торибио Мехия, первыми обнаружившие эти загадочные линии, предположили, что

это система оросительных каналов. Правда, впоследствии Мехия от этой теории отказался и выдвинул другую, связав рисунки в пустыне со Святой тропой инков, то есть вымощенной камнями дорогой, ведущей из города Куско в древнюю крепость инков Мачу-Пикчу.

Однако большинство специалистов, как говорится, “с подачи Косока” считали, что гигантский астрономический календарь, самая большая в мире астрономическая визирная система, по которой древние обитатели пустыни определяли сроки посевов и уборки урожая, периоды половодья, засухи и других важных в их жизни событий.

Всеми этими знаниями обладали только жрецы. Не желая никому выдавать этих сведений, они “рядили” астрономические наблюдения в “одежды” религиозного поклонения Солнцу, заявляя, что великая мудрость передана им самим светилом. Народ смотрел на них как на великих героев: ведь они могли “приковывать” Солнце к определенной точке горизонта, а с помощью солнечных затмений наказывать свой народ, “наводя” тьму на Землю.

Следует сказать, что с таким утверждением не согласны многие другие специалисты, которые уверены, что подобно большинству памятников старины, линии фигуры и рисунка пустыни Наска имели исключительно культовое значение. Однако такое предположение весьма сомнительно.

Дело в том, что любые ритуальные объекты должны, прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения на Земле, как об этом уже не раз говорилось, не воспринимаются. Остается предположить, что они предназначены для “обитателей небес”. К тому же авторы рисунков были явно пристрастны к существам летающим...

Специалистам по истории древних религий предстоит по-новому подойти к изучению рисунков пустыни Наска, чтобы узнать, каким же божествам поклонялись индейцы древнего Перу до установления могущественной империи инков.

Известный астроном-исследователь Дж. Хоккинс, который, как считается, разгадал тайну Стоунхенджа, прибыл в 1972 году в Перу, чтобы убедиться, имеются ли среди пустыни Наска знаки, указывающие на связь с астрономическими наблюдениями. Как оказалось, таких знаков обнаружено не было, но Хоккинса удивило здесь нечто другое: необыкновенно прямые линии отдельных фигур. Об этом он говорит следующее:

“Такую фигуру невозможно было бы создать даже с помощью фотограмметрического промера. Эти ли ни и действительно абсолютно прямые, мы бы не получили такого результата, даже воспользовавшись современной аэросъемкой. И такая прямизна сохраняется на протяжении многих миль. Из-за стелющегося по земле густого тумана линии порою становятся незаметными. Но они продолжаются точно в том же направ-'лении на противоположной стороне оврага, и они такие же прямые, как траектория пущенной стрелы”.

В захоронениях в этом районе находят в большом количестве вогнутые металлические зеркала “тупу”. Они внешне напоминают глубокую тарелку эллипсоидной или круглой формы с диаметром до полуметра, насаженную ребром на подставку в рост человека. Поверхность их тщательно отполирована. Солнечный зайчик от такого зеркала виден за несколько километров. Наш отечественный исследователь В.П. Бабенко предположил, что с помощью таких зеркал и проводилась разметка местности.

Венгерский картограф Золтан Зелка считает, что огромные линии и рисунки пустыни Наска — это карта района озера Титикака в масштабе 1:16. Несколько лет он проводил в этой пустыне исследования и в результате заявил, что его гипотеза нашла полное подтверждение. Но для чего нужно было создавать такую карту, если воспользоваться ею можно было, только летая на большой высоте?..

Еще одна фантастическая гипотеза утверждает, что существовавшая здесь древняя цивилизация умела приручать летающих ящеров и использовала их для полета над пампой. Первоисточником этой гипотезы служит широко распространенный в странах Латинской Америки миф о пернатом змее Кецалькоатле и божественных бородатых людях, откуда-то прилетавших сюда на подобных крылатых существах. Но о каких “летающих ящерах” можно было говорить в первые века нашей эры, когда были созданы рисунки Наска?

Нужно сказать, что когда Пауль Косок накануне 1940-х годов впервые рассказал о своем открытии, оно не привлекло большого внимания — началась Вторая мировая война. Но и после ее окончания никто долгое время не возвращался к загадкам пустыни Наска.

О ней вновь рассказал уже для широкой публики швейцарец Эрих фон Дэнекен, автор увлекательной книги “Колесницы богов” и фильма “Воспоминание о-будущем”. Его “теория” лаконична и проста: древние племена, населявшие Перу еще до появления здесь инков, создали эти изображения, повинуясь приказаниям... членов экипажа космического корабля, прилетевшего на Землю из другого, неизвестного нам мира...

Что касается целей” ради которых “инопланетяне” требовали создания этих гигантских фигур, то на этот счет Дэнекен тоже дал ответ: прямолинейные борозды — это посадочные полосы для космических кораблей, а рисунки — опознавательные знаки для их пилотов, аналогичные тем, которые сегодня можно видеть в наших аэропортах. Однако Дэнекен не первый, кому пришла в голову подобная мысль. Летчики, обнаружившие рисунки в пустыне Наска, называли их “доисторическим аэропортом” и сравнивали со знаменитыми тогда “марсианскими каналами”...

Согласно другим гипотезам, рисунки Наска сделаны лазерными лучами, направленными^ “дерущихся между собой” НЛО; что эти рисунки содержат зашифрованный “ключ” для проникновения в легендарную золотую стра-

ну — Эльдорадо; что эти знаменитые фигуры — не что иное, как обращенные к людям “послания” Живой и Разумной Земли.

Видимо, одна из последних современных гипотез была выдвинута В. Бабаниным в его книге “Самые большие загадки прошлого”, выпущенной в свет издательством “Современник” в 1996 году... В. Бабанин предполагает, что рисунки плато Наска — это образцы рисуночной письменности:

“Рисунки Наска представляют собой образец древнейшею рисуночною письма, существовавшею более шести тысяч лет назад. Оно содержит объемную образную информацию в виде одиночных фигур или в виде комплекса фигур различной формы. Чтобы прочесть такое письмо, надо было хорошо знать характерные особенности и повадки изображаемых животных, рыб, птиц, насекомых. Иными словами, каждый представитель животною мира, использовавшийся для рисуночного письма, имел конкретного адресата и предназначался для тех уголков планеты, где обитал...”

Около пяти тысяч лет назад начался переход от рисуночного письма к иероглифическому письму. Так, например, шумеры перешли на клинопись, египтяне — на иероглифы, а китайцы — на идеограммы, которые были удивительно похожи в ранний период на египетские иероглифы.

В заключение В. Бабанин пробует “снять завесу таинственности и загадочности” с геоглифов пустыни Наска:

“...На плато Наска поработала внеземная цивилизация с Сириуса! Рисунки и линии на земле они “нарисовали” со своих звездолетов с помощью лазерного луча.^ Под его воздействием камни приобрели характерный вид термической обработки. В местах пересечения линий, где лазерный луч проходил два и более раз, выжигались “отверстия” — ямы. Позднее многие из них

были завалены камнями, разбросанными по земле ударной силой лазера.

Карта, “нарисованная” на плато Наска, рассказывает о тех регионах Земли, где существовали очаги ЦИВИЛИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВНЕЗЕМНЫХ ЗВЕЗДНЫХ СИСТЕМ. ОНИ БЫЛИДЕСАНТИРОВАНЫ НА ЗЕМЛЮ С ЦЕЛЬЮ

ОБЖИВАНИЯ НОВОЙ ПЛАНЕТЫ И ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НОВОГО КАЧЕСТВА...”

Карта, созданная пришельцами, хорошо видна из околоземного космического пространства. Она несет в себе информацию о нашей планете, которая предназначается для экипажей других звездолетов, а также содержит “кодовые ориентиры”, то есть знаки, оставленные пришельцами для ориентации последующих космических экспедиций на нашу планету из других миров бескрайних просторов Вселенной...

ОДИНОКА ЛИ НАСКА?

Большое количество данных свидетельствует о том, что древние перуанцы все же летали. Но летали они, видимо, не только из любопытства и для своего удовольствия. Вполне возможно, что у полетов были и другие цели: рекогносцировочные, религиозные, астрономические, сельскохозяйственные и транспортные, для перевозки грузов по воздуху.

Если все обстояло действительно так, то возникает вопрос: а как далеко могли летать древние аэронавты Перу? Этот вопрос порождает другой: имеются ли где-нибудь аналоги рисунков Наска?..

Оказывается, рисунки, характерные для пустыни Наска, вовсе не уникальны. Если говорить о материале и технике, то у них есть “близнецы”...

Стилизованная фигура человека, который лежал; словно загорая на солнце, вычерчена в пустыне близ города

Блайт на Столовых горах (Калифорния, США). От Наски ее отделяют семь тысяч километров.

Рядом с этим человеком находится какое-то четвероногое существо. Эти странные силуэты, обнаруженные в 1932 году пилотом Дж. Пальмером с высоты 1500 метров, и здесь имеют такие невероятные размеры, что любой наземный наблюдатель просто не может их целиком воспринять.

Помимо этой первой находки, впоследствии аэронаблюдатели нашли неподалеку второе и третье пиктографические изображения. Второе представляло собой одну человеческую фигуру, третье — человека, четвероногого животного с длинным хвостом и спиралеобразную фигуру змеи.

Подобные изображения были обнаружены и вдали от Блайта, более чем в 160 километрах вниз по течению реки Колорадо. Выходит, что древние перуанские воздухоплаватели освоили полеты не только над Южной, но также и над Северной Америкой?

Но это еще не все... Известно, что не только в Америке, но и во многих других районах нашей планеты есть гигантские фигуры, которые “прочерчены” или “вылеплены” на поверхности земли. Многочисленные рисунки как будто исполнены одной бригадой художников, прошедших “обучение” под руководством одних и тех же учителей...

В Англии, в графстве Беркшир, возле города Эффинг-тон есть рисунок “Белой лошади” размером ПО метров. По мнению местных археологов, этот рисунок относится к первому тысячелетию до нашей эры. Дух захватывает, глядя на изображение “уилмингтонского мужчины” в графстве Суссекс, рост которого превышает семьдесят метров. Почему древнейшие английские художники рисовали таких гигантов?..

Хотелось бы получить ответы и на ряд других вопросов... С какой целью некоторые лавовые поля в пустыне Сонора (Мексика) покрыты знаками, обращенными к небу?.. Зачем в чилийской пустыне появились фигуры дли-

ной от 100 до 120 метров, похожие на роботов?.. Что означает, например, “Большая змея” в штате Огайо (США)?.. И, наконец, каким образом в бразильском местечке Сан-Раймундо задолго до того, как в том районе могли появиться земные обитатели, появились на скале рисунки?..

В Аравийской пустыне был обнаружен гигантских размеров треугольник, переходящий в большой “черный круг”. Этому рисунку якобы около десяти тысяч лет...

Что это — случайность или кем-то сооруженные “маяки-наводчики”?.. Неужели древние американские воздухоплаватели в процессе своих полетов пользовались этими “знаками”?.. Если это так, то тогда нужно говорить не о региональных полетах, а о межконтинентных.

...И все же, как хорошо, что существует в Южной Америке каменистая пустыня Наска и загадочные рисунки на ней!.. Оно заставляет нас вспомнить высказывание Альберта Эйнштейна:

“Самое прекрасное, что мы можем испытать, это ощущение... тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки...”
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.