ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО КАИРА

Наука » История » Древние цивилизации » Остров Пасхи
Собственная история Каира начинается с 969 года нашей эры, когда берберские войска вступили в Фустат, который в течение нескольких столетий был столицей Египта. Берберы рядом со старой столицей основали но-

вую — Аль-Кахир (по-арабски — “победоносный”), название которой постепенно превратилось в нынешнее — Каир.

В начале XII века над Каиром нависла угроза вторжения крестоносцев. Борьбу с крестоносцами возглавил талантливый военачальник Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов. Английский писатель Вальтер Скотт изобразил его в известном романе “Айвенго” под именем Са-ладина. При Саладине в Каире велось большое строительство. Но из всех сооружений того периода сохранилась только расположенная у подножия горы Мукаттам крепость Цитадель, построенная при его наследнике — Ка-ракуше и ставшая подлинной властительницей города.

После смерти последнего из Айюбидов, в 1250 году, власть перешла к мамлкжским султанам. Стараясь превзойти друг друга в великолепии и роскоши, они воздвигали многочисленные дворцы и мечети. В начале XVI века Каир был захвачен турками-османами, трехвековое господство которых препятствовало культурному развитию страны. С конца XVII века началась борьба за обладание Египтом между французами и англичанами.

Кстати, сама Цитадель строилась не только как крепость, но и как резиденция династии Айюбидов. Впоследствии в ней размещались и резиденция османского паши, и армия Наполеона, устроившая здесь артиллерийский парк. Затем французов сменили англичане, за которыми появился Мухаммед Али, сын албанского торговца табаком и основатель последней королевской династии Египта.

Здесь же, в Цитадели, Мухаммед Али положил конец господству олигархии мамлюков. Сделал он это весьма решительно, а именно: пригласив к себе на пир более 400 человек, то есть всех сколько-нибудь “приметных” мамлюков, Мухаммед Али отдал приказ своим воинам перебить всех до единого.

Египтяне называют Каир “городом тысячи минаретов”. Особенно много мечетей в старой части города: известные — уже упоминавшаяся мечеть великого египетского

реформатора прошлого Мухаммеда Али, мечеть султана Калауна, мечеть еултана Бейбарса и другие.

В конце XIX века, когда англичане оккупировали Египет, в Цитадели поселился британский комендант Каира. Английские “красные мундиры” покинули ее по англо-египетскому договору 1936 года, но уже в 1940 году, в связи с началом Второй мировой войны, в Цитадели снова появился английский гарнизон. Здесь даже была установлена зенитная артиллерия, поскольку на Каир ожидались налеты немецкой авиации... И только в 1952 году Египет наконец обрел независимость...

Визитная карточка этой страны — знаменитые пирамиды в Гизе и Большой Сфинкс.

Впечатление, производимое пирамидами, потрясающее. Глядя на эти “каменные горы”, возникает сомнение, что они вообще творение человеческих рук... Каждому человеку пирамиды навевают какие-то свои мысли, чаще всего — о вечном. У одних людей они вызывают чувство тревожного непонимания, а других пугает кажущаяся величественная бессмысленность этих гигантских каменных сооружений.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — самые высокие в Египте. Они расположены на плоскогорье на самом краю пустыни. Древние египтяне считали, что именно на этом месте находится вход в царство мертвых, “прекрасный запад”...

Совсем недавно, каких-нибудь пятьдесят лет назад, когда Нил во время разлива достигал деревни Кафр эс-Самман, находившейся у самого плато пирамид, контуры гизских гробниц фараонов отражались в зеркале нильских вод. Должно быть, тогда легче было представить себе, как выглядел Египет в далекой древности. Современный же Египет с шумом, копотью и суетой его столицы Каира слишком властно вторгается в романтические грезы о прошедших временах...

Раньше вся территория вокруг пирамид была захламлена, здесь была шумная толчея. Сегодня же этот район благоустроен и приятно поражает многочисленных турис-

тов чистотой своей территории. Вблизи пирамид не заметишь ни верблюдов, ни осликов, ни лошадей, на которых обычно катались туристы. Погонщики животных маячат где-то вдали. Теперь для четвероногих проложен специальный маршрут, отклонение от которого грозит нарушителю крупным штрафом...

Признаюсь, что мне всегда хотелось не только увидеть египетские пирамиды, но и проникнуть внутрь их. Особенно я мечтал о посещении пирамиды Хеопса. И вот я стою перед самой большой из трех пирамид — пирамидой Хеопса. В основании она представляет собой квадрат со стороной 230 метров. Высота ее составляла 147 метров, но сейчас пирамида на 9 метров ниже (верхние камни упали во время землетрясений).

При виде такой громадины замирает сердце и захватывает дух. Нагибаюсь за камешком, чтобы привезти домой и оставить-на память осколок пирамиды. Но спустя некоторое время, уже дома, я его выбросил, прочитав в одной из публикаций, что делать этого нельзя, потому что осколок пирамиды, увезенный со своей родины, приносит несчастье...

Сопровождающий нас гид рассказывал:

“Начиная с XIвека поверхность серо-белого турского известняка, из которого изготовлена пирамида Хеопса, начала быстро разрушаться. К востоку от пирамиды находятся руины главного заупокойного храма. У его основания, с южной стороны, имеются два углубления для лодок. Одна из них была найдена в 1954 году. Насыпная дорога, ведущая от Большой пирамиды к главному храму, в основном разрушена. Но к югу отнес, недалеко от трех второстепенных пирамид, в 1925 году была обнаружена единственная невскрытая гробница Древнего царства. Однако саркофаги в ней оказались пустыми. Но, несмотря на это, удалось выяснить, что эта гробница принадлежала Нетефери, жене фараона Снофру и матери Хеопса. Удивительные предметы из

этой гробницы сейчас находятся в Национальном египетском музее.

Оказывается, во времена фараонов пирамиды были не совсем такими, как сегодня — серо-кирпичными. Плиты из белого мрамора, которыми их облицовывали, исчезли со временем от землетрясений и строительных “порывов” неделикатных потомков фараонов, то есть каирцев, которые для нас уже успели стать предками...”

Проникнуть в пирамиду можно, вскарабкавшись метров на пятнадцать, через открытый для туристов нижний вход, пробитый людьми халифа Аль-Маамуна.

Вообще-то от закрытого “истинного входа” можно спуститься вниз по очень узкому проходу длиной примерно в 108 метров к “незаконченной камере” под пирамидой. В этом пустом ныне зале фараон Хеопс, как считают ученые, первоначально собирался установить свой саркофаг. Но потом, по-видимому, передумал, и помещение так и не было выкопано до конца...

Итак, пройдя через “проем Аль-Маамума”, мы попадаем в узкий наклонный 36-метровый (от начала) коридор, который ведет к главному “перекрестку” внутренних путей пирамиды, В конце этого горизонтального и просторного “пролома”, прислонившись к стене, отдыхает группа европейцев. Выглядят они довольно измученными. Дышат тяжело, поминутно вытирают платками пот с лица и время от времени прикладываются к бутылочкам с водой.

Между тем наш гид продолжает свой рассказ:

“Проведенная в последние годы реставрация пирамиды, после завершения которой мы здесь находимся, своей основной целью ставила очистку внутренних помещений от соленых кристаллов.

С тех пор, как сначала грабители, а потом исследователи и туристы “обжили” внутренность пирамиды, все эти коридоры покрылись небольшими трещи-

нами. Насекомые, занесенные сюда людьми, тоже не сидели “сложа лапки”. Подошвы посетителей “стерли” полы, а их учащенное дыхание повысило влажность и привело к образованию солевого нароста на стенках. Кроме того, в известковые блоки из почвы тоже проникает вода. Затем она постепенно испаряется, а соли остаются. Причем тем больше, чем вода грязнее. Кристаллы солей буквально разрывают камень. В последние десятилетия этот процесс пошел значительно быстрее. Из-за хозяйственной деятельности человека подпочвенные воды в районе пирамид значительно поднялись...”

Мы проходим около сорока или пятидесяти метров по узкому, высотой чуть более метра коридору с углом подъема градусов тридцать. Вот здесь мы в первый раз вспоминаем лица туристов-европейцев. Спасибо реставраторам. Они оборудовали коридор деревянным настилом с поперечниками. А то было бы совсем туго. Вынырнув из одного, мы оказываемся в начале другого, уже более просторного коридора. Тут на крохотной площадке переводит дух другая группа туристов, на этот раз арабов. Мы следуем их примеру. На улице сейчас жарко, температура воздуха около тридцати градусов, но там хоть ветерок иногда подует, и в общем можно дышать. Здесь же, в центре пирамиды, люди судорожно открывают рты, будто выброшенные на берег рыбы...

А тем временем наш гид продолжает:

“Другая задача реставраторов состояла в том, чтобы облегчить осмотр пирамиды. Они заменили настилы, перила, электропроводку и освещение. Вдобавок ко всему установили внутри пирамиды несколько телекамер. С их помощью следят за тем, чтобы посетители не отколупывали на память куски камня от стен и не царапали на них свои имена. А такие поползновения происходят сплошь и рядом...”

Мы внимательно слушаем экскурсовода и одновременно рассматриваем коридор. Здесь нет ничего примечательного: ни украшений, ни ниш, только многочисленные разноязычные надписи, оставленные на стенах за последние столетия посетителями...

Но вот мы начинаем движение дальше, которое происходит, попросту говоря, “раком”. От площадки, где отдыхали, кроме просторного наклонного коридора или так называемой Большой галереи, в глубь пирамиды ведет еще один — горизонтальный, размеры которого поменьше. Только мы вздохнули, завидев прямолинейный коридор, как выясняется, что двигаться по нему можно либо согнувшись буквой “Г”, либо на корточках...

Проходим по нему опять около сорока метров и оказываемся в просторной комнате с покатым потолком. Она официально называется Камерой царицы, хотя это, видимо, и не совсем так. Дело в том, что цариц хоронили, по всей видимости, в маленьких пирамидах, расположенных здесь же, в некрополе Гизы. Вероятней всего, это какой-то специальный зал, предназначение которого не совсем ясно...

Мы снова возвращаемся на площадку, к началу Большой галереи, а затем буквально ползком начинаем подниматься по ней вверх.. В самом конце она снова сужается. Согнувшись в три погибели, преодолеваем метров шесть и оказываемся в помещении с плоским потолком, более богатом и просторном, чем Камера царицы. Это и была, как заявил нам гид, Камера фараона.

В этом помещении полированные стены, которые отделаны темным, но отливающим красным, асуанским гранитом. Его потолок состоит из цельных плит гранита, каждая из которых имеет длину около восьми метров. У дальней стены находится огромный гранитный саркофаг. Крышка его разбита, сам саркофаг пуст. Впрочем, ученые предполагают, что саркофаг никогда не был усыпальницей фараона.

Воздух в камере оказывается еще более тяжелым и душным, чем в коридорах пирамиды. Представляется, что он

так и не менялся с тех давних пор, когда вход в погребальную камеру был накрепко замурован, разве что запылился слегка...

Ступив в глубину удивительного творения, ощутив себя в непривычном пространстве давно минувшего, невольно начинаешь как бы впервые, с азЪв человеческого разумения, смотреть на вечное и ждать, когда заговорит, то есть откроет свои тайны, одно из “чудес света” — пирамида фараона Хеопса...

Сегодня, спустя более тысячелетия после первой “археологической разведки” в м,ир пирамиды Хеопса, удивительным, пожалуй, кажется не то, что халиф Аль-Маа-мун не нашел ожидаемых сокровищ, а то, что ему удалось, по сути дела, открыть основные ее помещения, которые известны сегодняшней египтологии.

После этого в XVII веке оксфордскому математику Джону Гривсу у пересечения Большой галереи и Восходящего коридора удалось обнаружить шахту. Она спускалась метров на двадцать и вела в маленький грот, а затем и еще дальше. Куда? Существует предположение, что шахта служила в свое время выходом для строителей пирамиды.

В 1837 году английский полковник Ричард Ховард Визе обнаружил небольшой канал и три пустоты одна над другой, которые располагались над Камерой фараона. Было найдено также несколько вентиляционных каналов (шахт), которые служили, видимо, для поддержания в погребальной камере постоянной температуры.

В XX столетии, когда археологи все чаще используют передовую технику — радио- и звуколокаторы (сонары), магнитометры, ученые сделали еще одно сенсационное открытие. В проходе, ведущем в Камеру царицы, за стеной толщиной почти в два с половиной метра были обнаружены неизвестные ранее пустоты. Эти открытия вызвали настоящую археологическую лихорадку. Как выяснилось, эти помещения облицованы известняком и заполнены... песком! В головах некоторых исследователей сразу же зародилась “крамольная” мысль, что одна из пустот и есть подлинная усыпальница Хеопса.

Холодным душем для оптимистов стало сообщение японского профессора Сакуйи Йошимура из университета Беседа в Токио о том, что заваленные песком ниши ,— своего рода амортизаторы конструкции на случай возможных землетрясений. Дело в том, что в Японии строители широко используют эЛт принцип при возведении высоких и массивных зданий.

Группа специалистов, прибывшая в Гизу вместе с профессором Йошимура, провела дополнительное сканирование тела пирамиды аппаратурой, действующей направленными электромагнитными импульсами. На экране появились контуры предметов, скрытых от наблюдателей несколькими метрами каменной толщи. К сожалению, разрешающей способности приборов хватило только на то, чтобы зафиксировать сам факт наличия в скрытых нишах инородных тел.

Выводы, сделанные специалистами, позволяют предположить, что пирамида Хеопса пуста как минимум на 15—20%. Для сравнения нужно сказать, что все обнаруженные ранее в массиве этой “каменной горы” помещения (камеры, усыпальницы, галереи и т.д.) не составляют и одного процента от общего объема пирамиды Хеопса. Это означает, что одно из монументальнейших сооружений Древнего Египта не раскрыло нам и сотой доли своих многочисленных тайн.

У южной грани пирамиды Хеопса находится музей с деревянной лодкой фараона. Неподалеку расположена самая крупная монолитная скульптура в мире — Большой Сфинкс- — Лев с головой человека. Египтологи утверждают, что камень, из которого высечен Сфинкс, неумолимо разрушается, и не позднее, чем через 100 лет, изваяние может лишиться головы.

По первоначальному замыслу Большой Сфинкс в виде льва с лицом фараона Хефрена (Хафры) должен был служить богом-защитником. Однако в эпоху мамлюков во время артиллерийских учебных стрельб он был обезображен и остался без бороды. Позже, ассоциированный с

богом Солнца и солнечного диска, Большой Сфинкс стал объектом паломничества, особенно во времена XVIII династии фараонов.

Перед монументом Большого Сфинкса находится гранитная стела, установленная по распоряжению фараона Тутмоса IV (1423—1417 гг. до н. э.). На ней изображен сон принца Тутмоса: он отдыхает в тени во время охоты, перед ним является Сфинкс и обещает ему королевство, если тот уберет песок, скопившийся вокруг его лап.

Еще одна достопримечательность Каира — Национальный египетский музей, который находится на площади Тахрир. С одной стороны площадь обрамляют Американский университет и тяжеловесное административное здание в духе нашего ампира, с другой — комплекс Лиги арабских государств и Национальный египетский музей. Здесь, в самом сердце Каира, в 1902 году музею было построено специальное двухэтажное здание. Этот единственный местный музей известен тем, что настоящему любителю древностей потребуется для осмотра по меньшей мере два-три дня, а надписи под экспонатами в нем выполнены... на латинском языке.

В Национальном египетском музее находится более 100 тысяч античных экспонатов. Такую большую коллекцию древнеегипетских сокровищ вы не увидите больше нигде в мире. В Египте, между прочим, находится около 80% сохранившегося к настоящему времени мирового наследия древностей, которое расположено от Александрии на севере до Асуана и Абу-Симбела на юге. А это огромное расстояние, которое, без малого, составляет по прямой около тысячи километров.

В музее есть единственный в своем роде зал мумий Древнего Египта. Перед вами оджхза другим пройдут пятьдесят столетий истории этой древнейшей страны. Здесь вы увидите замечательный скульптурный портрет Нефертити, сокровища из могилы Тутанхамона, золотую маску фараона и его золотой трон, спальные ложи, табуреты, стулья и подушки, одежды фараона, статуи и статуэтки,

золотые ювелирные изделия, нагрудные украшения и кулоны, вазы, шкатулки и ларцы.

В Каире сотни архитектурных памятников и музеев. Чтобы даже бегло осмотреть их, нужны не месяцы, а годы. Увы... Но я был рад, что побывал в этом африканском городе. Одно высказывание из волшебных сказок “Тысячи и одной ночи” гласит: “Кто не видел Каира — не видел мира!”...
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.