КАМЕННЫЕ БАТЫРЫ УСТЮРТА

Наука » История » Древние цивилизации » Остров Пасхи
Среди малоизученных в настоящее время районов на нашей планете плато Устюрт, территория которого ныне поделена между двумя соседними государствами — Казахстаном и Узбекистаном, образовавшимися после распада СССР.

Плато Устюрт, при определенной доле фантазии, можно сравнить с гигантским островом, возвышающимся над бывшим морским дном на 300—350 метров. Границы плато, площадь которого составляет порядка 200 тысяч квадратных километров, четко очерчены высокими и крутыми обрывами (чинками), подъем на которые даже в настоящее время крайне затруднен и возможен только в определенных местах.

Открытых водоемов на плато Устюрт, которое является настоящей пустыней, нет, однако пресную и солоноватую воду можно в достаточном количестве получать из колодцев глубиной от 10 до 40 метров. Кроме того, на склонах отдельных чинков можно встретить чистые родники.

На плато отсутствует древесная растительность, лишь кое-где на дне бывших морских заливов и бухт попадаются небольшие заросли карагача, тамариска и саксаулов. Весной поверхность плато представляет собой сплошное буйство трав: полыни, солянки, ковыля и верблюжьей колючки...

СТРЕЛЫ ВЕКОВ

КАМЕННЫЕ БАТЫРЫ УСТЮРТА


В начале 1980-х годов с самолета, осуществлявшего аэрофотосъемку плато Устюрт, впервые были замечены странные стреловидные знаки или сооружения. Никогда ранее подобные объекты археологам не встречались. Возможно, потому, что при наземном обследовании местности эти “сооружения” обнаружить невозможно. Из-за своих гигант-


ских размеров и сглаженного рельефа ни с высоты человеческого роста, ни с высоты всадника, едущего на коне или верблюде, их .увидеть нельзя. Исследователи могут сотни раз проходить или проезжать по этим странным стрелам, не ведая, что находится у них под ногами...

В процессе же тщательно проведенного анализа материалов аэрофотосъемок были выявлены десятки таких стреловидных планировок, которые, как оказалось, почти непрерывной цепью протянулись в широтном направлении от мыса Дуана, находящегося в Аральском море, в глубь плато Устюрт.

Примерно в те же годы журнал “Вокруг света” опубликовал статью А. Миловского и В. Ниязматова “Из лука веков”. Вот что в ней говорится:

“Каждая планировка представляет собой фигуру в виде мешка с втянутой внутрь верхней частью, разорван-

ной широким проходом, к которому на некоторых из планировок ведет направляющий вал. Верхние острые края мешка образуют таким образом две растопыренные стрелы, имеющие наконечники в форме удлиненных треугольников — узкий проход ведет в них из тела стрелы.

На вершине треугольников расположены кольца десятиметрового диаметра, служившие, вероятно, когда-то ямами. Схематический рисунок системы напоминает военную карту, на которой жирными стрелами указано направление массированного удара. Длина каждой из планировок 800—900 метров, а вместе с направляющим валом достигает полутора километров, ширина 400—600 метров, высота ограды в нынешнем состоянии не превышает 80 сантиметров, в прошлом она была, конечно, выше”.

Пролить свет на историческое прошлое стреловидных планировок Устюрта, охватывающих почти всю ширину плато (около 160 километров) и игравших значительную роль как в хозяйственной, так и духовной жизни местных кочевников, возможно только при учете колоссальных усилий и времени, затраченных на их создание. Когда и с какой же целью это было сделано? .

Начнем с датировки... Во время пробных раскопов одной из оград стрелы были найдены керамика и другие предметы, относящиеся к VII—VIII векам нашей эры. Однако, если учесть, что эти предметы находятся несколько выше культурного слоя, который относится ко времени создания стен стрелы, то указанные выше столетия относятся исключительно к “верхней границе” периода строительства стрел. В какую же даль веков уходит “нижняя граница”, сказать очень трудно.

Эти стрелы, которые часто встречаются и вдоль чинков плато Устюрт, известны местному населению под названием “араны”. По мнению начальника археологичес-* кой экспедиции из Нукуса В. Ягодина, который исследовал эти образования, они служили древним охотникам

прекрасными загонами во время охоты на крупных копытных животных...

Гигантские знаки на плато Устюрт имеют одну существенную особенность. В большинстве своем они “неживые”, то есть не представляют собой стилизованные рисунки тех или иных животных, например таких, как в перуанской пустыне Наска, а имеют вид организованной по какому-то неведомому нам принципу системы стилизованных фигур, которые представляют собой стрелы, направленные на северо-восток.

Археологи предполагают, что эти стрелы указывают путь к берегам все отступающего и отступающего от своих границ Аральского моря. Правда, “прочесть” эти знаки можно было только с высоты птичьего полета. Кто же мог увидеть эту систему стрел-указателей?.. Неужели... пришельцы из космоса?.. Конечно, “космическую” гипотезу легко можно было бы опровергнуть, если бы не одно обстоятельство.

Журналист С. Боев в альманахе “НЛО” о плато Устюрт пишет следующее:

“По соседству со стрелами энтузиаст археологии Анатолий Павлович Печерский обнаружил выложенные камнями гигантские фигуры неведомых зверей! Одну из фигур А. Печерский сумел нанести на карту мест-

** ности. В расшифрованном виде фигура оказалась колоссальных размеров “черепахой”! В нескольких сотнях метров от нее — еще такой же монстр, а за ним следующий. Фигуры также сориентированы на северо-восток.

И, если мысленно отправиться в указанном направлении, то через несколько километров среди бесконечной пустыни неожиданно возникает... дорога! Выложена она ,из того же битого камня, что и стрелы, абсолютно прямая, по краям ограничена частоколом крупных камней. Археологический ребус Устюрта усложняется еще и тем, что в этом же районе обнаружены десятки... пирамид! Правда, в отличие от египетских они сложены из необработанных глыб размерами поменьше...”

Итак, плато Устюрт и обнаруженные на нем “каменные калейдоскопы” ставят перед нами все больше и больше вопросов, на которые “земных” ответов у нас сегодня нет... .

КАМЕННЫЕ СТРАЖИ

В 1983 году участники первой космоаэрогеологической экспедиции Министерства геологии СССР, проводившие поисковые работы в западной части Устюрта, примерно в 50 километрах от поселка Сай-Утес, обнаружили целое скопление изваяний мужчин-воинов. Поражало количество этих статуй — на относительно небольшом пространстве их насчитывалось около 70. Это примерно столько, сколько было всего найдено скифских каменных стел в степях Причерноморья более чем за столетие их поисков.

Вот что писал год спустя о найденном скоплении начальник Волго-Уральской археологической экспедиции Института археологии Академии наук СССР Л. Галкин:

“Вблизи двух высоких курганов на относительно не-; • большой площади лежало множество разбитых каменных изваяний. Некоторые обломки были столь массивны, что сдвинуть их с места одному человеку не представлялось возможным.

Статуи были разные — некоторые достигали почти четырехметровой высоты, другие — чуть больше двух метров, а самые маленькие — около метра. Тут валялись каменные головы, широкоплечие мужские торсы с узкой талией, полуобработанные известняковые плиты. Преобладали большие и средние скульптуры. Несмотря на то, что их когда-то бросили на землю и поломали, было очевидно, что статуи стояли в опре-- , , деленном порядке-— в форме буквы “П”. Вероятно, внушительное зрелище представляла эта галерея в лу-

чах солнца. Туда, в сторону заката, в сторону “страны мертвых” были обращены их лица...”

Комплекс этих памятников в местечке у колодцев Байте состоит из трех групп курганов, вытянувшихся с северо-востока на юго-запад. Группа памятников Байте-I состоит из одного “царского кургана” высотой четыре метра и двух курганов меньшего размера. Судя по сохранившимся фрагментам, вблизи самого большого кургана, по всей видимости, еще в древние времена было установлено порядка 25 скульптур.

Недалеко от этого места, на расстоянии менее чем одного километра, расположена вторая курганная группа — Байте-П. Однако там не было найдено ни одной скульптуры. А вот неподалеку от этой группы курганов была обнаружена каменоломня, в которой добывали бело-розовый известняк. Из этого известняка изготавливались все, упомянутые скульптуры.

И, наконец, к юго-востоку от комплекса Байте-П, примерно в четырех километрах от нее, на небольшой возвышенности находится еще одна группа курганов Байте-Ill. Ее планировка напоминала в некоторой мере расположение холмов в комплексе Байте-I. А к западу от центрального кургана — очень компактно в виде буквы “П” — лежали не менее 50 разбитых статуй. Изменилась лишь их ориентация — устье каре было обращено на северо-запад.

С самого начала работ в этой местности члены экспедиции предполагали, что нашли святилища, но это подтвердилось только после находки на Байте-Ill двух каменных жертвенных столов.

Вот что писал об этом Л. Галкин:

“Они находились на расстоянии всего 15 метров друг от друга. Большой стол почти прямоугольной формы был более метра в длину, а малый на четырех конусообразных ножках чуть меньше метра. К юго-востоку от “царского кургана” обнаружили и каменное блюдо

(его диаметр 80 сантиметров). Теперь все встало на свои места. Такие предметы обычно находят на святилищах. На каменных столах приносят в жертву животных и тут же разделывают их туши...”

Итак, в руках ученых оказался необычный материал. .Помимо уже упоминавшихся выше жертвенников, было обнаружено множество поминальных сооружений, а на некоторых разбитых обломках были отчетливо видны рельефные изображения мечей, луков и кинжалов.

Почти все найденные на Устюрте антропоморфные каменные изваяния воспроизводят фигуру стоящего мужчины, левая рука которого согнута в локте и прижата к животу, а правая опущена и прижата к бедру. У фигур очень выразительны лица: подчеркнутые скулы, отсутствие в ряде случаев бород наводят на мысль о монголоидном их происхождении, хотя и европейские черты у них тоже присутствуют.

Ученые установили, что эти памятники древности относятся к IV—III векам до нашей эры, когда в этих местах обитали так называемые племена массагетов.

Эти выводы кажутся бесспорными и убедительными, но истинное значение сделанных открытий станет ясно только после того, как мы сопоставим их с общим контекстом развития исторических процессов.

Для этого перенесемся мысленно в конец IV—III веков до нашей эры, время, когда на обширных пространствах Передней Азии от Анатолии до Индо-Пакистанско-го субконтинента раскинулась держава Ахеменидов.

В ее состав вошли многие страны Ближнего Востока и Средней Азии (Парфия, Маргиана, Бактрия, Согдиана и другие). Казалось, никто не мог помешать продвижению в эти районы многочисленных войск и особенно персидской конницы... Однако массагетам, святилища которых были открыты советскими учеными на плато Устюрт, это удалось. Напомним, что основатель державы Ахеменидов царь Кир погиб при попытке проникнуть в земли массагетов.

Вот что пишет об этом Геродот:

“Эту битву я считаю самой жестокой из тех битв, которые были'у варваров, и я даже знаю о том, как это происходило. Говорят, что вначале, находясь на расстоянии, они стреляли друг в друга из луков, а затем, когда стрелы у них вышли, они, бросившись друг на друга, бились врукопашную копьями и кинжалами. Сражаясь, они стойко держались в течение долгого времени, и ни те, ни другие не желали спасаться бегством, но в конце концов массагеты одержали верх. - Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб”.

В 30-х годах IV века до нашей эры одряхлевшая держава Ахеменидов гибнет под натиском войска Александра Македонского. Он тоже стремится стать господином всего “обитаемого мира”, в том числе и Востока. И греко-маке-донцы приходят на земли Средней Азии, где снова начинает литься кровь. И вновь среди наиболее непримиримых врагов греко-македонских завоевателей находятся воинственные племена массагетов.

Известно, что часть массагетских и сармитских племен, не подчинившись захватчикам, ушла на север. Вероятно, они превратили Устюртское плато и полуостров Мангышлак в свой военный плацдарм и тыловую базу, недоступные как для пешего вражеского войска, так и для его конных отрядов.

Центральное место у любого святилища Устюрта занимал высокий курган или специально сложенная груда камней до двух метров высотой. Каменные же изваяния располагались обычно южнее либо восточнее этого центрального кургана, образуя группы из нескольких памятников. А неподалеку от них были жертвенники в виде каменных столов, использовавшихся, по всей видимости, для принесения в жертву животных.

В каменную чашу святилища можно было поместить жир, кровь и воду. Эти вещества широко использовались

жрецами кочевников, например, при совершении обрядов, когда к богам обращались с просьбой о помощи в борьбе с врагами.

Какую же роль играли каменные изваяния? Эти “одинаковые” скульптуры, размещенные группами, вероятно, изображали пользовавшихся всеобщим уважением умерших сородичей. Традиционно древние кочевники обращались к духам предков. А изваяние считалось вместилищем души умершего или погибшего предка, который был обязательно воином. Скульпторы подчеркивают их индивидуальности и даже возраст. В период же ожесточенной борьбы с греко-македонянами на южных подступах к Устюрту помощь обожествленных предков была вовсе не лишней.

Воин-герой, являвшийся для соплеменников живым воплощением мифического родоначальника и охранителем родной земли, после своей смерти присоединялся к предкам, для чего и ваялась его скульптура. В сознании его современников оно сливалось с образом первопредка, способного оказать помощь потомкам, если жрецы совершат необходимые обряды и принесут жертвы...

Искусство антропоморфной скульптуры, внезапно возникшее у кочевников плато Устюрт, просуществовало не более столетия и столь же неожиданно исчезло. Грандиозные “заповедники” каменных статуй оказались заброшенными. Сравнительно быстро ветра и пески пустыни превратили их в серые невзрачные холмы, а память о них исчезла вместе с их создателями.

Рассеять ореол загадочности вокруг плато Устюрт могли бы новые экспедиции...
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.