Родопы — археологическая жемчужина Болгарии. Здесь почти все — история: и древние дороги римских завоевателей; и каменные идолы, оставшиеся со времен язычества; и циклопические ниши, выдолбленные в скалах; и жертвенники, где тысячи лет назад делались приношения неведомым нам богам; и, наконец, ущелья? долины и вершины, в чьих названиях увековечены подвиги героев, боровшихся против турецкого деспотизма. Давным-давно, во времена незапамятные, здесь обитали древние фракийцы, отсюда ушли в мир легенд гладиатор Спартак и певец Орфей.
Загадочные памятники прошлого, о которых речь пойдет ниже, можно поставить в один ряд с такими широко известными археологическими диковинками, как каменные истуканы острова Пасхи, многотонная Баальбекская терраса, загадочные исполинские рисунки в пустыне На-ска и т.д.
НИШИ В СКАЛАХ
Человек, путешествующий по бескрайнему каменному царству Восточных Родоп, непременно обращает внимание на странные ниши, выдолбленные там и сям в отвесных скалах из вулканического туфа или песчаников. Отметим сразу, что ниши встречаются также в Югославии, в Венгрии и в азиатской части Турции. Но все же чаще всего они встречаются в Восточных Родопах.
Ниши, как правило, имеют трапециевидную форму, высота их 70—80 сантиметров. У всех ниш выемка начинается плавно от верхнего горизонтального края и постепенно достигает самой большой глубины (33 сантиметра) у основания трапеции. Значительно реже встречаются ниши округлых очертаний, имеющие грушевидную форму.
Следов инструмента неизвестных камяетесов не видно — время давно уже сгладило поверхность скал. В одной скале может быть выдолблено от одной до сотни ниш, расположенных обычно горизонтальными рядами. Нередко встречаются полуразрушенные в результате эрозии ниши, но имеются и явно незавершенные.
Ниши разбросаны по многим, часто глухим и недоступным местам Родоп. Их можно обнаружить как на высоте
одного-двух метров от основания скалы, так и на головокружительных отвесных утесах. Очевидно, что каменотесы — создатели ниш во время своей опасной работы висели в воздухе, спускались сверху на длинных веревках или же использовали какие-то очень высокие “строительные леса”.
Кто же, когда и с какой целью выдолбил скальные ниши? К сожалению, ни на один из этих вопросов ученые не смогли дать достоверных ответов... Что касается возраста загадочных ниш, то оценки исследователей разбегаются от двух тысяч лет до нескольких веков до нашей Эры.
Историкам известно, что у древних фракийских племен, живших на этой территории, существовал культ умерших. В их честь воздвигались погребальные курганы, каменные гробницы и рельефы с изображением людей и животных, преимущественно лошадей. Едва ли можно считать случайностью, что и гробницы и загадочные ниши высечены в одинаковых по происхождению и строению скалах.
Кроме того, и те и другие часто расположены рядом. В этой связи болгарские археологи Иван Венедиктов, Ана-тас Милчев и другие высказали версию, что родопские ниши служили религиозно-культовым целям, являясь, в частности, местом хранения погребальных урн, в которых помещался пепел сожженных знатных покойников-фракийцев. Эти предположения, хотя и не имеют реальных доказательств, кажутся нам более правдоподобными.
Во многих районах Родоп местные жители называют скалы, испещренные нишами, “пчелиными камнями”. Дело в том, что, по преданиям в Родопских горах когда-то было очень много медведей, и пчеловоды, чтобы спасти мед, вынуждены были прятать его в выдолбленных для этой цели трапециевидных гнездах. Трудно, конечно, поверить в это предание, ведь если оно верно, как объяснить наличие ниш в легкодоступных для медведей местах, то есть на высоте от двух до трех метров. С другой стороны,
стоило ли выдалбливать ниши на высоте 30—40 метров и даже выше, чтобы сохранить несколько килограммов меда?
По другой версии, каменные гнезда могли использоваться для закрепления балок при сооружении каких-то огромных “строительных лесов”. Предполагают, что в этих углублениях зажигались сигнальные огни, по которым путешествующие купцы ориентировались во время ночных странствий... Но почему некоторые из ниш высечены у самого подножия скал, откуда совсем нет обзора? И какие, собственно говоря, огни могли бы гореть в этих углублениях? Из-за небольших размеров ниш в них почти невозможно зажечь огонь. Не верится и в то, что древние обитатели Родоп стали бы тратить так много сил, чтобы зажигать огни в недоступных местах, ведь куда проще было бы раскладывать костры просто на скалах...
В Турции скальные ниши называют “римскими окнами”, и существует предание, что сделаны они древними римлянами. Может быть, именно римляне сооружали и гигантские “строительные леса”?.. Но с какой целью?.. Ведь в этом горном районе Болгарии net никаких свидетельств того, что там когда-то было грандиозное строительство... Впрочем, запомним эту деталь. Она нам, возможно, еще пригодится. И наконец, приведем еще один небезынтересный факт. Не так давно ниши, подобные родопским, были открыты в далеких Гималаях (?!). Наличие скальных ниш за пределами географических районов, заселенных когда-то фракийцами и римлянами, наводит на мысль, что таинственные ниши являются результатом деятельности какого-то древнего народа...
ТАИНСТВЕННАЯ НАДПИСЬ
По всей вероятности, ни одна из многочисленных загадок, которые когда-то вставали на пути исследователей Родопских гор, не выглядела столь неразрешимой, как та, о которой пойдет речь ниже...
В конце 20-х годов XX века близ села Ситово, неподалеку от руин древнего поселения Шутград, несколько
местных дровосеков обнаружили выдолбленную в скале пещеру. На стенах пещеры были неведомые письмена... Когда слухи об этом достигли Пловдива, секретарь городского археологического общества Александр Леев немедленно снарядил в горы экспедицию, которая вскоре известила научный мир Болгарии о новом значительном научном открытии.
Как установили участники экспедиции, на южной стороне пещеры, которая представляла собой почти отвесную скалу, на высоте примерно двух метров от пола находится гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 сантиметров и длиной около 260 сантиметров. На этой полосе, несомненно высеченной рукой человека, были обнаружены загадочные знаки. Аналогичная по начертаниям надпись высотой 23 сантиметра и длиной 70 сантиметров была обнаружена и на представляющей собой огромный каменный блок восточной стороне.
Александр Пеев был, по-видимому, единственным ученым, который пытался разобраться в тайне ситовской надписи и расшифровать ее. К сожалению, все его попытки были неудачными. Оставалось казалось бы только одно: согласиться с мнением тех ученых, которые считали, что ничего определенного о загадочной надписи сказать нельзя. Но болгарский ученый не сдавался.
В 1939 году он пригласил в Ситову пещеру венгерского профессора Геза Фехера. После кропотливого осмотра надписи профессор только развел руками. А выяснив у Пее-ва, что ни в Родопах, ни в других местах мира подобных надписей нет, сказал, что завидует тому ученому, который хотя бы приблизится к разгадке и толкованию этого великого письменного памятника.
Тогда болгарский археолог А. Пеев еще не знал, что в определенной степени дезинформировал венгерского ученого, поскольку не предполагал, что у ситовского феномена есть... “двойники”. Подобные знаки, как выяснилось позже, начертаны, например, на полу известного Софийского собора, находящегося в Константинополе.
Последний раз Александр Пеев посетил пещеру у Си-това в 1940 году. А почти через три года полиция арестовала руководителя группы советской военной разведки в Болгарии некоего Боева, ему было предъявлено обвинение в том, что ситовская надпись является не чем иным, как тайной шифрограммой, фотокопию которой он якобы послал для расшифровки киевским ученым...
Да, представьте себе, доктор Александр Пеев являлся легендарным разведчиком — “болгарским Зорге”. Товарищ Пеев-Боев был расстрелян, после окончания Великой Отечественной войны он был награжден высшими наградами Советского Союза и народной Болгарии. Такова трагичная судьба этого советского разведчика и крупного болгарского ученого.
О ситовской надписи снова заговорили в начале 1950-х годов в связи с работами знатока древних языков болгарского академика Ивана Гошева. Он сначала выдвинул гипотезу о том, что ситовская надпись принадлежит славянскому племени рунхинов, обитавшему в древности в Родопах, но незадолго до своей смерти он отказался от этого предположения. А ситовская надпись по-прежнему оставалась нерасшифрованной. Что же это могло быть?.. “Автограф” фракийцев или древних славян?.. Или нечто бессмысленное, не имеющее к письменности никакого отношения?..
Академик Иван Гошев считал, что ситовскую “надпись нужно читать и исследовать на месте, никакие снимки и описания надписи не помогут ее разгадать”. Болгарский ученый был абсолютно прав: только личное присутствие на месте обнаружения надписи позволяет прикоснуться к ее тайне. Ведь в данном случае важны самые разнообразные факторы, а именно: общее начертание знаков, глубина и ширина штрихов, угол резьбы каждого штриха, направление надписи, то есть писалась ли она справа налево или наоборот — слева направо, и т.д.
КУДА СПЕШИШЬ, КОНЬ?
В Родопских горах над селом Мадара находится загадочный рельеф, который называют “Мадарским всадником”. Высечен он на отшлифованной скале на высоте 23 метров от земной поверхности. В торжественном движении слева направо изображен всадник, а за ним бежит собака. Конь всадника наступает на агонизирующего льва. Всадник сидит вполоборота в седле, облачен в одежду, ниспадающую до колен, обут в сапоги. Левая рука поднята над гривой коня, правая опущена и согнута в локте. Конь — с массивными ногами, широкой грудью и заплетенным хвостом. Голова его также повернута к зрителю. Собака с ошейником на шее бежит за конем, сильно вытянув передние лапы, язык ее высунут...
Фигуры почти естественной величины. Рельеф средний, лишь в некоторых местах высокий. Он усилен выдолбленным контуром вокруг фигур. Рассматриваемый снизу рельеф представляет собой внушительное зрелище. Ничего подобного в Европе нет, но этот памятник похож на некоторые рельефы эпохи Сасанидов, сохранившиеся в горах Ирана.
Многие десятилетия “Мадарский всадник” вызывает оживленные научные споры... Первым стал изучать его венгерский путешественник Феликс Каниц в 1868 году, он предположил, что это образец римского или фракийского искусства. Потом, когда ученые прочли надписи, расположенные рядом с рельефом и считающиеся его “одногодками”, памятник стали относить к эпохе первого Болгарского царства (661 —1018 г.).
Эти самые ранние памятники письменности первого Болгарского царства содержат сведения о событиях ранней истории этой страны. Правда, скала значительно разрушена временем, и это сделало неразличимыми большую часть знаков надписи. По той же самой причине можно только предполагать, как выглядели первоначально лицо, тело и одежда всадника. Угадываются лишь следы от сбруи коня и стремени. Надпись и рельеф покрыты красной замазкой, а саму скалу пересекают глубокие трещины, что позволило некоторым исследователям датировать этот памятник VIII—IX веками нашего времени.
Существует и другое мнение: каменные памятники в районе села Мадара — не что иное, как протоболгарс-кий храм-капище. Но где храм, там и жречество, идолы, культ и т.д. Заметим, что протоболгары почитали единственного древнего бога, бога неба, солнца и огня — Тенгри. Образ Тенгри в их представлении весьма близок человеческому: это победитель, хан, герой... Ничего необычного в этом нет, поскольку при переходе от общинно-родового строя к строю военной демократии и первым государствам естественным образом изменяются и религиозные представления: из зооморфных они становятся антропоморфными...,
Таким образом, вполне вероятно, что рельеф “Ма-дарского всадника” — это древний языческий бог Тенгри, а надписи рядом с ним появились в более поздние времена...
Итак, мы прикоснулись к нескольким тайнам Родопских гор, открыли для себя несколько страниц древней истории Болгарии, которая вообще щедра на древние сокровища. Фракийские украшения; золотые, серебряные и бронзовые сосуды; расписная керамика — все то, что было найдено в болгарской земле случайно или во время планомерных раскопок фракийских курганов и вошло в сокровищницу мировой культуры, свидетельствуют о богатстве фракийской знати, о развитых ремеслах фракийцев, об их торговле со всем античным миром. Но при чем в таком случае Родопские пэры?..
Для ответа на заданный вопрос нужно хотя бы вкратце коснуться истории... Дело в том, что примерно со второй половины IV и в первой половине III века до нашей эры Фракия была вовлечена в орбиту крупных политических событий, сотрясавших античный мир„.
В 350 году до нашей эры отец Александра Македонского подчиняет фракийские земли себе. Спустя двадцать лет Фракия становится плацдармом, с которого Александр Македонский начинает свой поход в Персию. После внезапной смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры правителем Фракии становится сподвижник великого македонца честолюбивый полководец Лисимах. Многолетние военные действия Лисимаха и непрекращающиеся восстания фракийцев, стремившихся сбросить с себя чужеземное иго, до основания истощили страну.
И поэтому, когда после смерти Лисимаха во Фракию хлынули многочисленные кельтские орды, организованного отпора фракийцы дать пришельцам уже не смогли. Местные жители бежали в неприступные Родопские горы, что они делали, по-видимому, неоднократно. Они-то и оставили эти загадочные памятники древней культуры.
Загадочные памятники прошлого, о которых речь пойдет ниже, можно поставить в один ряд с такими широко известными археологическими диковинками, как каменные истуканы острова Пасхи, многотонная Баальбекская терраса, загадочные исполинские рисунки в пустыне На-ска и т.д.
НИШИ В СКАЛАХ
Человек, путешествующий по бескрайнему каменному царству Восточных Родоп, непременно обращает внимание на странные ниши, выдолбленные там и сям в отвесных скалах из вулканического туфа или песчаников. Отметим сразу, что ниши встречаются также в Югославии, в Венгрии и в азиатской части Турции. Но все же чаще всего они встречаются в Восточных Родопах.
Ниши, как правило, имеют трапециевидную форму, высота их 70—80 сантиметров. У всех ниш выемка начинается плавно от верхнего горизонтального края и постепенно достигает самой большой глубины (33 сантиметра) у основания трапеции. Значительно реже встречаются ниши округлых очертаний, имеющие грушевидную форму.
Следов инструмента неизвестных камяетесов не видно — время давно уже сгладило поверхность скал. В одной скале может быть выдолблено от одной до сотни ниш, расположенных обычно горизонтальными рядами. Нередко встречаются полуразрушенные в результате эрозии ниши, но имеются и явно незавершенные.
Ниши разбросаны по многим, часто глухим и недоступным местам Родоп. Их можно обнаружить как на высоте
одного-двух метров от основания скалы, так и на головокружительных отвесных утесах. Очевидно, что каменотесы — создатели ниш во время своей опасной работы висели в воздухе, спускались сверху на длинных веревках или же использовали какие-то очень высокие “строительные леса”.
Кто же, когда и с какой целью выдолбил скальные ниши? К сожалению, ни на один из этих вопросов ученые не смогли дать достоверных ответов... Что касается возраста загадочных ниш, то оценки исследователей разбегаются от двух тысяч лет до нескольких веков до нашей Эры.
Историкам известно, что у древних фракийских племен, живших на этой территории, существовал культ умерших. В их честь воздвигались погребальные курганы, каменные гробницы и рельефы с изображением людей и животных, преимущественно лошадей. Едва ли можно считать случайностью, что и гробницы и загадочные ниши высечены в одинаковых по происхождению и строению скалах.
Кроме того, и те и другие часто расположены рядом. В этой связи болгарские археологи Иван Венедиктов, Ана-тас Милчев и другие высказали версию, что родопские ниши служили религиозно-культовым целям, являясь, в частности, местом хранения погребальных урн, в которых помещался пепел сожженных знатных покойников-фракийцев. Эти предположения, хотя и не имеют реальных доказательств, кажутся нам более правдоподобными.
Во многих районах Родоп местные жители называют скалы, испещренные нишами, “пчелиными камнями”. Дело в том, что, по преданиям в Родопских горах когда-то было очень много медведей, и пчеловоды, чтобы спасти мед, вынуждены были прятать его в выдолбленных для этой цели трапециевидных гнездах. Трудно, конечно, поверить в это предание, ведь если оно верно, как объяснить наличие ниш в легкодоступных для медведей местах, то есть на высоте от двух до трех метров. С другой стороны,
стоило ли выдалбливать ниши на высоте 30—40 метров и даже выше, чтобы сохранить несколько килограммов меда?
По другой версии, каменные гнезда могли использоваться для закрепления балок при сооружении каких-то огромных “строительных лесов”. Предполагают, что в этих углублениях зажигались сигнальные огни, по которым путешествующие купцы ориентировались во время ночных странствий... Но почему некоторые из ниш высечены у самого подножия скал, откуда совсем нет обзора? И какие, собственно говоря, огни могли бы гореть в этих углублениях? Из-за небольших размеров ниш в них почти невозможно зажечь огонь. Не верится и в то, что древние обитатели Родоп стали бы тратить так много сил, чтобы зажигать огни в недоступных местах, ведь куда проще было бы раскладывать костры просто на скалах...
В Турции скальные ниши называют “римскими окнами”, и существует предание, что сделаны они древними римлянами. Может быть, именно римляне сооружали и гигантские “строительные леса”?.. Но с какой целью?.. Ведь в этом горном районе Болгарии net никаких свидетельств того, что там когда-то было грандиозное строительство... Впрочем, запомним эту деталь. Она нам, возможно, еще пригодится. И наконец, приведем еще один небезынтересный факт. Не так давно ниши, подобные родопским, были открыты в далеких Гималаях (?!). Наличие скальных ниш за пределами географических районов, заселенных когда-то фракийцами и римлянами, наводит на мысль, что таинственные ниши являются результатом деятельности какого-то древнего народа...
ТАИНСТВЕННАЯ НАДПИСЬ
По всей вероятности, ни одна из многочисленных загадок, которые когда-то вставали на пути исследователей Родопских гор, не выглядела столь неразрешимой, как та, о которой пойдет речь ниже...
В конце 20-х годов XX века близ села Ситово, неподалеку от руин древнего поселения Шутград, несколько
местных дровосеков обнаружили выдолбленную в скале пещеру. На стенах пещеры были неведомые письмена... Когда слухи об этом достигли Пловдива, секретарь городского археологического общества Александр Леев немедленно снарядил в горы экспедицию, которая вскоре известила научный мир Болгарии о новом значительном научном открытии.
Как установили участники экспедиции, на южной стороне пещеры, которая представляла собой почти отвесную скалу, на высоте примерно двух метров от пола находится гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 сантиметров и длиной около 260 сантиметров. На этой полосе, несомненно высеченной рукой человека, были обнаружены загадочные знаки. Аналогичная по начертаниям надпись высотой 23 сантиметра и длиной 70 сантиметров была обнаружена и на представляющей собой огромный каменный блок восточной стороне.
Александр Пеев был, по-видимому, единственным ученым, который пытался разобраться в тайне ситовской надписи и расшифровать ее. К сожалению, все его попытки были неудачными. Оставалось казалось бы только одно: согласиться с мнением тех ученых, которые считали, что ничего определенного о загадочной надписи сказать нельзя. Но болгарский ученый не сдавался.
В 1939 году он пригласил в Ситову пещеру венгерского профессора Геза Фехера. После кропотливого осмотра надписи профессор только развел руками. А выяснив у Пее-ва, что ни в Родопах, ни в других местах мира подобных надписей нет, сказал, что завидует тому ученому, который хотя бы приблизится к разгадке и толкованию этого великого письменного памятника.
Тогда болгарский археолог А. Пеев еще не знал, что в определенной степени дезинформировал венгерского ученого, поскольку не предполагал, что у ситовского феномена есть... “двойники”. Подобные знаки, как выяснилось позже, начертаны, например, на полу известного Софийского собора, находящегося в Константинополе.
Последний раз Александр Пеев посетил пещеру у Си-това в 1940 году. А почти через три года полиция арестовала руководителя группы советской военной разведки в Болгарии некоего Боева, ему было предъявлено обвинение в том, что ситовская надпись является не чем иным, как тайной шифрограммой, фотокопию которой он якобы послал для расшифровки киевским ученым...
Да, представьте себе, доктор Александр Пеев являлся легендарным разведчиком — “болгарским Зорге”. Товарищ Пеев-Боев был расстрелян, после окончания Великой Отечественной войны он был награжден высшими наградами Советского Союза и народной Болгарии. Такова трагичная судьба этого советского разведчика и крупного болгарского ученого.
О ситовской надписи снова заговорили в начале 1950-х годов в связи с работами знатока древних языков болгарского академика Ивана Гошева. Он сначала выдвинул гипотезу о том, что ситовская надпись принадлежит славянскому племени рунхинов, обитавшему в древности в Родопах, но незадолго до своей смерти он отказался от этого предположения. А ситовская надпись по-прежнему оставалась нерасшифрованной. Что же это могло быть?.. “Автограф” фракийцев или древних славян?.. Или нечто бессмысленное, не имеющее к письменности никакого отношения?..
Академик Иван Гошев считал, что ситовскую “надпись нужно читать и исследовать на месте, никакие снимки и описания надписи не помогут ее разгадать”. Болгарский ученый был абсолютно прав: только личное присутствие на месте обнаружения надписи позволяет прикоснуться к ее тайне. Ведь в данном случае важны самые разнообразные факторы, а именно: общее начертание знаков, глубина и ширина штрихов, угол резьбы каждого штриха, направление надписи, то есть писалась ли она справа налево или наоборот — слева направо, и т.д.
КУДА СПЕШИШЬ, КОНЬ?
В Родопских горах над селом Мадара находится загадочный рельеф, который называют “Мадарским всадником”. Высечен он на отшлифованной скале на высоте 23 метров от земной поверхности. В торжественном движении слева направо изображен всадник, а за ним бежит собака. Конь всадника наступает на агонизирующего льва. Всадник сидит вполоборота в седле, облачен в одежду, ниспадающую до колен, обут в сапоги. Левая рука поднята над гривой коня, правая опущена и согнута в локте. Конь — с массивными ногами, широкой грудью и заплетенным хвостом. Голова его также повернута к зрителю. Собака с ошейником на шее бежит за конем, сильно вытянув передние лапы, язык ее высунут...
Фигуры почти естественной величины. Рельеф средний, лишь в некоторых местах высокий. Он усилен выдолбленным контуром вокруг фигур. Рассматриваемый снизу рельеф представляет собой внушительное зрелище. Ничего подобного в Европе нет, но этот памятник похож на некоторые рельефы эпохи Сасанидов, сохранившиеся в горах Ирана.
Многие десятилетия “Мадарский всадник” вызывает оживленные научные споры... Первым стал изучать его венгерский путешественник Феликс Каниц в 1868 году, он предположил, что это образец римского или фракийского искусства. Потом, когда ученые прочли надписи, расположенные рядом с рельефом и считающиеся его “одногодками”, памятник стали относить к эпохе первого Болгарского царства (661 —1018 г.).
Эти самые ранние памятники письменности первого Болгарского царства содержат сведения о событиях ранней истории этой страны. Правда, скала значительно разрушена временем, и это сделало неразличимыми большую часть знаков надписи. По той же самой причине можно только предполагать, как выглядели первоначально лицо, тело и одежда всадника. Угадываются лишь следы от сбруи коня и стремени. Надпись и рельеф покрыты красной замазкой, а саму скалу пересекают глубокие трещины, что позволило некоторым исследователям датировать этот памятник VIII—IX веками нашего времени.
Существует и другое мнение: каменные памятники в районе села Мадара — не что иное, как протоболгарс-кий храм-капище. Но где храм, там и жречество, идолы, культ и т.д. Заметим, что протоболгары почитали единственного древнего бога, бога неба, солнца и огня — Тенгри. Образ Тенгри в их представлении весьма близок человеческому: это победитель, хан, герой... Ничего необычного в этом нет, поскольку при переходе от общинно-родового строя к строю военной демократии и первым государствам естественным образом изменяются и религиозные представления: из зооморфных они становятся антропоморфными...,
Таким образом, вполне вероятно, что рельеф “Ма-дарского всадника” — это древний языческий бог Тенгри, а надписи рядом с ним появились в более поздние времена...
Итак, мы прикоснулись к нескольким тайнам Родопских гор, открыли для себя несколько страниц древней истории Болгарии, которая вообще щедра на древние сокровища. Фракийские украшения; золотые, серебряные и бронзовые сосуды; расписная керамика — все то, что было найдено в болгарской земле случайно или во время планомерных раскопок фракийских курганов и вошло в сокровищницу мировой культуры, свидетельствуют о богатстве фракийской знати, о развитых ремеслах фракийцев, об их торговле со всем античным миром. Но при чем в таком случае Родопские пэры?..
Для ответа на заданный вопрос нужно хотя бы вкратце коснуться истории... Дело в том, что примерно со второй половины IV и в первой половине III века до нашей эры Фракия была вовлечена в орбиту крупных политических событий, сотрясавших античный мир„.
В 350 году до нашей эры отец Александра Македонского подчиняет фракийские земли себе. Спустя двадцать лет Фракия становится плацдармом, с которого Александр Македонский начинает свой поход в Персию. После внезапной смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры правителем Фракии становится сподвижник великого македонца честолюбивый полководец Лисимах. Многолетние военные действия Лисимаха и непрекращающиеся восстания фракийцев, стремившихся сбросить с себя чужеземное иго, до основания истощили страну.
И поэтому, когда после смерти Лисимаха во Фракию хлынули многочисленные кельтские орды, организованного отпора фракийцы дать пришельцам уже не смогли. Местные жители бежали в неприступные Родопские горы, что они делали, по-видимому, неоднократно. Они-то и оставили эти загадочные памятники древней культуры.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи