Греция архаического и классического периодов

Наука » История » Древние цивилизации » Цивилизации Средиземноморья
Греция архаического и классического периодов
Греция архаического и классического периодов

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность.) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.

Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к "говорящим орудиям": они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.

Рабство в Древней Греции воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что "одни естественно являются свободными, а другие - естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо".

С переходом к хлебопашеству из общего владения отдельным хозяйствам стали выделять особые участки (клеры), превратившиеся в частную собственность своих владельцев. В то время как одни богатели, сосредоточивая в своих руках все больше и больше земли, другие, наоборот, беднели и теряли землю. Так произошло распадение общины на крупных землевладельцев и на безземельный люд (феты). Первые составили сословие благородных, которые уже у Гомера называются лучшими людьми. Благородство именно и состояло в происхождении из хорошего рода, предком которого считался бог или герой.

Отмена царской власти, совершившаяся в VIII и VII вв. в большей части греческих городов, отнюдь не была следствием каких-либо внезапных переворотов. Царскую власть все более и более ограничивали, из пожизненной делали срочною, а из наследственной в известном роде - вообще доступною всем знатным родам. Даже наследственный царь-жрец, - там, где он сохранялся, - превратился в выборного сановника. Таким образом, землевладельческая знать, расчлененная на отдельные роды, делалась правящим сословием государства Главным органом аристократического правления сделался бывший царский совет. Он постановлял свои приговоры на основании старых обычаев, а так как последние не были записаны, то решения судей отличались очень часто произволом и несправедливостью. Вот почему одним из первых требований низшего слоя свободных граждан были писаные законы.

Наиболее важными государствами в Греции были Лакония (Спарта) и Аттика (Афины).

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали - это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям. Строй Спарты можно назвать олигархическим.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам "нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".

Лакония в ее население. Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее горных хребтов. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилось множество дичи, а в горах было много железа: из него местные жители выделывали оружие. Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а целому государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки, первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотам. Периэкам была оставлена часть их земли, жили они в городах, занимаясь ремеслом и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты; уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну. Спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии.

В Спарте сохранилась старая царская власть, но царей было одновременно два. Вероятнее всего, или это были потомки царских родов двух слившихся воедино общин, или должность второго царя была учреждена для ограничения царской власти в ту эпоху, когда подобное явление происходило и в других частях Греции. Старейшины, или геронты, выбирались на весь остаток жизни из мужчин не моложе 60 лет, но их было только двадцать восемь. Вместе с обоими царями они и составляли правительственный совет, называвшийся герусией (советом старейшин). Другое важное учреждение представляла из себя коллегия пяти эфоров, выбиравшихся народом только на год. Эфоры были следователями в делах уголовных, судьями в делах гражданских, надзирателями за поведением граждан и самих должностных лиц. Этот государственный строй держался в неизменном виде очень долго. Спартанская республика была оплотом старины и олигархического правления.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя "общиной равных".

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения - вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жестокое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайше регламентированная жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Афинское государство. Население Аттики причислялось к племени ионян. Первоначально здесь было несколько государств, но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины. Кроме граждан государства, в Аттике жили метеки - пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлей, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов). Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники - демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, составляли демос.

Вo главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных родов и носившим название ареопага. Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам. Прежде всего, стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха, потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмофетов. Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. В середине VIII в., до н. э., их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. - лишь на один год. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов.

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. до н. э. Афины образовали Делосский морской союз (что центр его находился на острове Делос) равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

Аттическая знать не только политически господствовала над народом, но и поработила его в экономическом отношении. В Аттике было очень много геоморов, сидевших на небольших участках и ведших на них свое хозяйство. С ростом населения эти участки все более и более дробились, и скоро геоморам стало очень трудно жить, тем более что, благодаря ввозу хлеба из-за границы, земледелие в малоплодородной Аттике не могло быть очень прибыльным занятием. В случае, например, неурожая приходилось прибегать к займам у эвпатридов, но за выданные ссуды приходилось уплачивать большие проценты. Обеспечением долга служил участок должника, и заимодавец ставил на нем камень с высеченным на нем закладным актом, а если цена участка была ниже суммы долга, то сам должник и его семья отвечали собой и должны были отрабатывать недостающую сумму долга, т.е. попадали в рабство. Вследствие этого часть сельского населения Аттики не только разорилась, но и потеряла свободу.

Правящий класс уступил желанию народа и в 621 г. поручил одному из фесмофетов составить писаные законы, которыми руководились бы архонты, вместо старых обычаев и собственного усмотрения. Впоследствии, когда смягчились нравы, эти законы (законы Драконта) рассматривались, как образец жестокости, но, в сущности, афинский законодатель VII в. до н. э. лишь воспроизвел в своих постановлениях взгляды того времени на преступления и наказания. Об их соответствии общему сознанию народа можно заключить из того, что эти уголовные законы оставались в силе, по-видимому, до IV в. до н. э. Это законодательство оставляло неприкосновенным прежнее долговое право. Раздражение народа приняло такой характер, что знать была вынуждена ради предотвращения восстания пойти, на уступки, и результатом этого было знаменитое законодательство Солона.

Солон принадлежал сам к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что его обогатило знаниями и жизненным опытом. Солон уже успел оказать родному государству важные услуги, когда в 594 г. до н. э. был избран первым архонтом с полномочием издать необходимые законы. Его задачей было "снятие бремени" (сисахфия) с народа и земли, как было им названо уничтожение всех долговых обязательств с их последствиями. Все долги были отменены, залоговые камни, обременившие земельные участки геоморов, были сняты, все, кто только находился в рабстве из-за сделанного долга, были освобождены, и впредь было запрещено заимодавцам обращать в рабство своих должников. Солон занялся реформами в гражданском праве, дозволив гражданам между прочим совершать духовные завещания, - указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности. В тяжбах об имуществах можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц так называемой гелиэйе, собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду.

Солон ввел в Афинах новое деление граждан на классы, положив в его основу имущественный ценз, т.е. количество дохода, получаемого с имущества (но только с недвижимого). Этих классов было четыре: пентакосиомедимны, самые богатые граждане, имевшие не менее пятисот медимнов ячменя (либо вина и оливкового масла) годового дохода; гиппеи, т.е. всадники, доходы которых равнялись тремстам медимнов; зевгиты, т.е. упряжники, получавшие не менее двухсот медимнов, и феты, доход коих был меньше этой цифры. (Всадники называюсь так потому, что могли являться на войну с лошадью, упряжники же получили свое название оттого, что имели пару мулов для вспахивания поля). Между этими классами были распределены права и обязанности, а именно более богатые имели большие права, но и несли более тяжелые повинности. Главные должности в государстве были доступны лишь пентакосиомедимнам, феты же могли только принимать участие в народном собрании. Зато на первый класс возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств и т.п., кроме личной службы в войске в хорошем вооружении и на конях, тогда как люди четвертого класса выходили на войну легковооруженными (со щитом, луком и стрелами) или делались гребцами на военных судах. (Лица второго класса являлись в войско на своих конях и во "всеоружии" - в шлеме, латах, поножах, со щитом и копьем; лица третьего участвовали в тяжеловооруженной пехоте, т.е. служили гоплитами и тоже в полном вооружении.) Такое распределение прав между гражданами не было ни аристократией, ни демократией и получило потому особое название тимократии (от греч. тимния - ценз).

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении. Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот. Совет сделался главным правительственным учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал вес правительственные мероприятия и т.п. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в народном собрании, которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства.

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности, за старою знатью она все-таки оставляла большое значение. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции. Тирания господствовала в Афинах полстолетия (560-510). Сначала правил городом Писистрат (до 527 г.), потом два его сына, Гиппий и Гиппарх.

Впоследствии, после изгнания из Афин тирана в Аттике опять началась борьба партий. В 508-506 гг. до н. э. была проведена реформа Клисфена, положившая начало афинской демократии. Представители демоса получили право занимать выборные должности. Правда, звание архонтов оставалось доступным только первым двум классам, но само архонтство потеряло прежнее значение, а в Совет попасть мог даже самый бедный гражданин, так как избрание в это учреждение производилось по жребию из всех граждан, искавших этой должности. Архонтство сильно потерпело в своем значении еще при тирании, теперь же были учреждены особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Для обеспечения преобразованного государственного строя от тирании Клисфен ввел так называемый остракизм. Каждою весною народ должен был подавать голоса по вопросу, не представляет ли кто-либо из граждан опасности для свободы, и если получался утвердительный ответ, то созывалось новое собрание граждан, на котором каждый присутствующий писал на раковине или черепке (остракизм). Кто имел против себя большинство голосов, тот изгонялся из Аттики на десять лет, но не терял при этом своего имущества и по возвращении пользовался снова всеми своими правами.

Благодаря реформе Клисфена, народ получил мало-помалу решающий голос во всех важнейших делах государства, и народное вече (экклесия) стало приобретать главное значение во внутренней жизни Афин.

Превращение Афин в морское и торговое государство должно было повлечь перемены в их внутреннем устройстве уже по одному тому, что введенная Солоном и удержанная Клисфеном тимократия была основана на землевладении, которое теперь, как основа влияния в обществе, уступило место промышленности и торговле. Целый ряд перемен, совершившихся в афинском государственном быту в первой половине V в. до н. э., привел к торжеству демократии. Прежде всего, в это время государственные должности, бывшие достоянием одних богатых, сделались доступными одинаково всем гражданам без различия классов. Но в Афинах еще оставалось учреждение, которое противоречило самому духу демократии. Это был ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пользовавшийся правом высшего надзора над самим народным вечем. В ареопаге царствовали старые религиозные традиции, не очень-то благоприятствовавшие стремлению к переменам, а состав его из бывших архонтов, попадавших в эту должность по жребию, т.е. случайно, отнюдь не заключал в себе обеспечения того, что ареопаг будет особенно мудро пользоваться своими правами.

Удар ареопагу решился нанести Эфиальт. Он провел предложение, по которому за названным учреждением были оставлены одни дела о смертоубийствах (по их связи с религиозными представлениями об умилостивлении богов). Все остальные права ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и гелиейей, т.е. судом присяжных, выбиравшихся по жребию из всех граждан не ниже 30 лет от роду. должностные лица теперь должны были представлять свои годичные отчеты уже непосредственно народу и народ мог даже смещать их до срока в случае какой-либо провинности с их стороны. Предлагать новые законы народу дозволялось, лишь доказав негодность старых перед гелиеей.

Смерть помешала самому Эфиалъту завершить указанную реформу, но он нашел продолжателя своего дела в лице Перикла. В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего своего развития. Четыре раза в месяц в городе собиралось народное собрание, в котором должны были участвовать все граждане и каждый мог высказывать свое мнение, а дела решались большинством голосов. Совет пятисот подготовлял предложения, которые должны были делаться народу, и заведовал текущими делами. Все судебные дела рассматривались судом присяжных, состоявшим из шести тысяч граждан, избранных по жребию и разделенных на десять отделений. Почти все государственные должности замешались посредством жребия, но каждый избранный перед вступлением в должность должен был доказать, что сумеет исполнять связанные с нею обязанности. Одни только стратеги продолжали избираться путем прямой подачи голосов и переизбираться вновь по истечении годового срока. Таким образом, верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа. Чтобы народ имел возможность действительно исполнять, например, обязанности судей, которым было очень много дел с тяжбами, возникавшими в других городах, но рассматривавшимися в Афинах, Перикл ввел небольшое вознаграждение за отправление судейской должности, в размере двух-трех оболов в день, - сумма, на которую можно было иметь дневное пропитание.

Греческая демократия достигла своего расцвета. Однако бесконечные конфликты между греческими полисами выдвигали на арену новую силу - Македонию. Александр Македонский стал "могильщиком" греческой демократии, которая исчезла в котле первого передела мира.

Александр Македонский, вступивший на престол Македонии в 336 г. до н. э., реализовал планы, которые вынашивал его отец: предпринял поход против персов - давних врагов греков. Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет. После первых побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э., доведя свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.

Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь вбирая достижения древнейших цивилизаций.

Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя традиции восточных культур. Вместе с греческими богами почитались Исида и Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.