На территории правобережного Киевского Поднепровья,  ограниченной  течением  р. Припяти  на севере и р. Рось на юге встречены памятники  трех  археологических  культур  VII—III вв.  до  н. э.,  обычно  определяемых  термином  «скифское  время».  Наиболее  многочисленными  и  представительными  здесь  оказались  памятники так называемых скифов-пахарей (свыше 80),  распространенные на всем пространстве Лесостепи. Памятники подгорцевской и милоградской  культур  локализованы  лишь  в  северной  части этой территории, причем эти древности  здесь  все  еще  слабо  изучены  (зафиксировано  соответственно 16 и 10 пунктов).
Культура «скифов-пахарей» представлена курганами и курганными могильниками, грунтовыми могильниками, городищами и неукрепленными селищами. Свое название эти памятники получили в работах А.А. Спицына, а затем А.И. Тереножкина, в то время как Б.А. Рыбаков склонен назвать эту культуру сколотской, заимствовав название у Геродота. В.Г. Петренко, Е.А. Петровская и Г.Т. Ковпаненко предпочли обойти эту проблему, именуя указанное население «племенами Правобережного Среднего Поднепровья скифского времени». Принимая во внимание широкое распространение культуры скифов-пахарей, ее важную роль в становлении последующих местных праславянских культур, следует в настоящее время избавиться от расплывчато-неопределенного наименования, а еще более — от неверного по своему этнокультурному определению этих памятников. В частности, для территории Киевщины авторы предлагают название «хотовская локальная группа», поскольку одним из опорных памятников этого типа является Хотовское городище.
Изучение хотовских памятников показывает, что у них имеются многочисленные общие признаки, позволяющие объединить их в единую культурную группу в рамках традиционно понимаемого Киево-Черкасского локального варианта лесостепной скифской культуры. Вместе с тем, поскольку территория и время их распространения были достаточно обширными, выделяются и характерные детали, позволяющие разделить хотовскую группу на несколько территориально-хронологических регионов, которые связываются преимущественно: а) с бассейном р. Ирпень; б) с лесостепным районом между Ирпенем и Стугной — Красной, в) с областью между Стугной — Красной и Росью.
		
	Культура «скифов-пахарей» представлена курганами и курганными могильниками, грунтовыми могильниками, городищами и неукрепленными селищами. Свое название эти памятники получили в работах А.А. Спицына, а затем А.И. Тереножкина, в то время как Б.А. Рыбаков склонен назвать эту культуру сколотской, заимствовав название у Геродота. В.Г. Петренко, Е.А. Петровская и Г.Т. Ковпаненко предпочли обойти эту проблему, именуя указанное население «племенами Правобережного Среднего Поднепровья скифского времени». Принимая во внимание широкое распространение культуры скифов-пахарей, ее важную роль в становлении последующих местных праславянских культур, следует в настоящее время избавиться от расплывчато-неопределенного наименования, а еще более — от неверного по своему этнокультурному определению этих памятников. В частности, для территории Киевщины авторы предлагают название «хотовская локальная группа», поскольку одним из опорных памятников этого типа является Хотовское городище.
Изучение хотовских памятников показывает, что у них имеются многочисленные общие признаки, позволяющие объединить их в единую культурную группу в рамках традиционно понимаемого Киево-Черкасского локального варианта лесостепной скифской культуры. Вместе с тем, поскольку территория и время их распространения были достаточно обширными, выделяются и характерные детали, позволяющие разделить хотовскую группу на несколько территориально-хронологических регионов, которые связываются преимущественно: а) с бассейном р. Ирпень; б) с лесостепным районом между Ирпенем и Стугной — Красной, в) с областью между Стугной — Красной и Росью.
			Авторское право на материал
			
		
	Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
		
			Информация
			
		
	Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
		
Похожие статьи