Необходимые для проведения научного исследования литературные источники могут быть найдены посредством библиотек, реферативных систем или журналов, непосредственно запрошены у специалистов. Кроме того, они могут быть представлены в Internet на официальных сайтах научных изданий, научных учреждений или собственных сайтах специалистов.
Необходимо постоянное знакомство с научными изданиями, содержащими публикации как непосредственно по тематике исследования, так и по другим вопросам, что необходимо для поддержания высокого профессионального уровня специалиста, его широкого научного кругозора, а также развития его знаний в соответствие с самыми современными достижениями наук о Земле. Когда ученый только начинает исследование, он должен знать публикации по интересующей его тематике как минимум за последние 10 лет.
Необходимо постоянное знакомство с научными изданиями, содержащими публикации как непосредственно по тематике исследования, так и по другим вопросам, что необходимо для поддержания высокого профессионального уровня специалиста, его широкого научного кругозора, а также развития его знаний в соответствие с самыми современными достижениями наук о Земле. Когда ученый только начинает исследование, он должен знать публикации по интересующей его тематике как минимум за последние 10 лет.
Четких критериев отнесения издания к разряду научных не существуют. Обычно научные издания самоидентифицируются.
Можно выделить 3 категории научных изданий в области наук о Земле:
- категория A (содержат публикации, имеющие глобальное значение, печатаются на английском языке, воспринимаются в научном сообществе как наиболее престижные);
- категория B (содержат публикации, имеющие более ограниченное пространственное значение, печатаются преимущественно на английском, реже на французском, испанском и немецком языках);
- категория C (содержат публикации, имеющие региональное, частное значение, печатаются чаще на английском , но и на других языках).
Важно отметить, что, несмотря на то, что значимость публикаций в изданиях разных категорий отличается, качество самих этих публикаций одинаково высоко. Так как научные исследования весьма разнообразны и ни в коем случае не должны быть только лишь имеющими глобальное значение, то научное сообщество должно способствовать сохранению и расширению медиа-рынка на всех трех отмеченных уровнях.
Можно выделить 3 категории научных изданий в области наук о Земле:
- категория A (содержат публикации, имеющие глобальное значение, печатаются на английском языке, воспринимаются в научном сообществе как наиболее престижные);
- категория B (содержат публикации, имеющие более ограниченное пространственное значение, печатаются преимущественно на английском, реже на французском, испанском и немецком языках);
- категория C (содержат публикации, имеющие региональное, частное значение, печатаются чаще на английском , но и на других языках).
Важно отметить, что, несмотря на то, что значимость публикаций в изданиях разных категорий отличается, качество самих этих публикаций одинаково высоко. Так как научные исследования весьма разнообразны и ни в коем случае не должны быть только лишь имеющими глобальное значение, то научное сообщество должно способствовать сохранению и расширению медиа-рынка на всех трех отмеченных уровнях.
Внутринаучная коммуникация обеспечивает основу для эффективного проведения научно-исследовательской работы. Среди двух ее важнейших средств можно назвать язык и средства связи.
В настоящее время внутринаучная коммуникация во всем мире использует английский язык в качестве основного. При чем это соблюдается как для международной коммуникации, так и для внутринациональной, в т.ч. в странах, где английский язык не является родным. Подавляющее большинство научных изданий публикуется на английском языке или, по крайней мере, предоставляют возможность публикации результатов научного исследования на английском языке. Выделение одного языка в предпочтении всем остальным диктуется необходимостью унификации научного знания.
Сам английский язык, используемый научным сообществом, претерпевает некоторую модификацию. Во-первых, он упрощается, причем за основу берет американский вариант. Во-вторых, происходит его быстрая латинизация, что в особенности касается используемой терминологии.
В настоящее время внутринаучная коммуникация во всем мире использует английский язык в качестве основного. При чем это соблюдается как для международной коммуникации, так и для внутринациональной, в т.ч. в странах, где английский язык не является родным. Подавляющее большинство научных изданий публикуется на английском языке или, по крайней мере, предоставляют возможность публикации результатов научного исследования на английском языке. Выделение одного языка в предпочтении всем остальным диктуется необходимостью унификации научного знания.
Сам английский язык, используемый научным сообществом, претерпевает некоторую модификацию. Во-первых, он упрощается, причем за основу берет американский вариант. Во-вторых, происходит его быстрая латинизация, что в особенности касается используемой терминологии.
Правильная организация полевых исследований является залогом успешной исследовательской деятельности в области наук о Земле.
Полевые исследования начинаются с четкого определения района работ и сбора максимальной информации о нем. Далее необходимо определить тематику (или несколько тематик) исследования и составить план его реализации.
Непосредственно в полевых условиях следует четко следовать намеченному плану, документируя всю получаемую информацию. Одновременно с этим может осуществляться поиск и даже сбор материала для других новых тем исследования.
Полевые исследования начинаются с четкого определения района работ и сбора максимальной информации о нем. Далее необходимо определить тематику (или несколько тематик) исследования и составить план его реализации.
Непосредственно в полевых условиях следует четко следовать намеченному плану, документируя всю получаемую информацию. Одновременно с этим может осуществляться поиск и даже сбор материала для других новых тем исследования.
Существует целый ряд источников финансирования научно-исследовательской деятельности:
- государство;
- научное учреждение;
- научная организация;
- негосударственная компания;
- специальный фонд.
Вместе с тем, в современной науке значительная часть исследований проводится за счет собственных средств исследователей.
- государство;
- научное учреждение;
- научная организация;
- негосударственная компания;
- специальный фонд.
Вместе с тем, в современной науке значительная часть исследований проводится за счет собственных средств исследователей.
Проведение научного исследования включает в себя несколько последовательных процедур:
- поиск тематики для исследования;
- изучение ранее опубликованных работ по выбранной теме, по общетеоретическим вопросам, необходимым для ее разработки, по смежным темам и т.д.;
- получение консультаций от специалистов, которые могут помочь при выполнении данного исследования;
- сбор фактического материала, проведение полевых работ и лабораторных исследований, если они необходимы (также они могут проводиться во время аналитической работы);
- поиск тематики для исследования;
- изучение ранее опубликованных работ по выбранной теме, по общетеоретическим вопросам, необходимым для ее разработки, по смежным темам и т.д.;
- получение консультаций от специалистов, которые могут помочь при выполнении данного исследования;
- сбор фактического материала, проведение полевых работ и лабораторных исследований, если они необходимы (также они могут проводиться во время аналитической работы);
Основным стимулом научно-исследовательской деятельности должно быть удовлетворение интереса к научному познанию самому по себе.
Во всем мире существует единый уровень, определяющий необходимое качество научно-исследовательской работы. Он не может различаться для разных стран, разных типов научных учреждений. Также он не может быть разным для начинающих и более опытных исследователей. Иными словами, требования к качеству научно-исследовательской работы одинаковы везде и для всех.
Качество является единственным ограничителем свободы ученого в рамках осуществляемой им научно-исследовательской деятельности.
Во всем мире существует единый уровень, определяющий необходимое качество научно-исследовательской работы. Он не может различаться для разных стран, разных типов научных учреждений. Также он не может быть разным для начинающих и более опытных исследователей. Иными словами, требования к качеству научно-исследовательской работы одинаковы везде и для всех.
Качество является единственным ограничителем свободы ученого в рамках осуществляемой им научно-исследовательской деятельности.
Существует целый ряд установок, которые ученый должен получать от научного сообщества (как правило, в процессе обучения) в порядке стимулирования, но не принуждения. Среди них можно отметить следующие, в т.ч. характерные для наук о Земле:
- постоянное проведение исследовательской работы;
- постоянный поиск новых идей;
- одновременная работа в нескольких направлениях;
- постоянный поиск новых направлений;
- получение широкой подготовки, в т.ч. и по вопросам, которые не входят в круг непосредственных интересов;
- количество исследований конкретных объектов должно быть больше количество общетеоретических работ;
- интенсивные исследования должны преобладать на экстенсивными;
- постоянное проведение исследовательской работы;
- постоянный поиск новых идей;
- одновременная работа в нескольких направлениях;
- постоянный поиск новых направлений;
- получение широкой подготовки, в т.ч. и по вопросам, которые не входят в круг непосредственных интересов;
- количество исследований конкретных объектов должно быть больше количество общетеоретических работ;
- интенсивные исследования должны преобладать на экстенсивными;
Основной формой организации современной науки является проявляемое в той или иной форме сотрудничество специалистов и научных учреждений. Оно может осуществляться на международном, национальном и региональном уровнях. Здесь необходимо отметить, что проявление любых форм национализма в науке недопустимо. В современном мире не может быть отдельно существующей национальной научной системы, даже в малой степени изолированной от внешнего мира. Уже самая незначительная изоляция ведет к превращению настоящей науки в псевдо- или лже-науку. На национальном уровне наука должна организовываться преимущественно для достижения двух целей:
- выражение потребностей науки перед государством и обществом;
- демонстрация научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.
Организация науки может поддерживаться различными научными организациями, такими как, например, Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий должна сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, т.к. излишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом отразится на качестве научного исследования, привнося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.
- выражение потребностей науки перед государством и обществом;
- демонстрация научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.
Организация науки может поддерживаться различными научными организациями, такими как, например, Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий должна сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, т.к. излишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом отразится на качестве научного исследования, привнося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.
Научная методология – это совокупность всех возможностей совершенствования научного знания. Она основана на объективности и отвергает субъективизм. В то же время выбор пути исследования субъективен. Исследователь полностью свободен в нем, ограничиваясь только возможностью проведения качественного исследования. Предпочтительным является выбор наиболее рационального пути исследования, однако рационализм, в отличие от качества, не является обязательным ограничением.
Могут быть предложены различные классификации научных методов. Одной из наиболее приемлемых можно считать классификацию И.В. Ватина и др. (2000). Согласно ей, научные методы разделяются на 5 крупных категорий: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные.
Могут быть предложены различные классификации научных методов. Одной из наиболее приемлемых можно считать классификацию И.В. Ватина и др. (2000). Согласно ей, научные методы разделяются на 5 крупных категорий: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные.
Наука – это форма деятельности людей, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом познании и имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Однако параллельно с наукой существуют псевдо- и лже-наука, которые объявляют себя настоящей наукой.
Псевдо-наука – это имитация, создание видимости научной деятельности. Публикация совершенно одинаковых статей с некоторым видоизменением названия, выдаваемая за постоянно проводимые исследования, равно как и суждение о характере научной деятельности по званию и должности ученого, а не по конкретным результатам являются примерами псевдо-науки.
Лже-наука – это сознательное введение и/или вхождение в заблуждение, т.е. утверждение истинными знаний, которые заведомо не являются таковыми.
Однако параллельно с наукой существуют псевдо- и лже-наука, которые объявляют себя настоящей наукой.
Псевдо-наука – это имитация, создание видимости научной деятельности. Публикация совершенно одинаковых статей с некоторым видоизменением названия, выдаваемая за постоянно проводимые исследования, равно как и суждение о характере научной деятельности по званию и должности ученого, а не по конкретным результатам являются примерами псевдо-науки.
Лже-наука – это сознательное введение и/или вхождение в заблуждение, т.е. утверждение истинными знаний, которые заведомо не являются таковыми.
Фактологическая основа геологии, географии и геоэкологии отличается большим разнообразием. Общепризнанным является то, что исходный материал для исследований может быть собран либо в ходе полевых исследований, либо в лаборатории. Однако помимо этого существует некоторое число других источников фактов, а именно:
- обобщенные факты, представленные в литературных источниках в изначальном виде;
- разрозненные факты, представленные в литературных источниках;
- неопубликованные данные других исследователей;
- коллекции и другие в той или иной степени обработанные материалы;
- официально предоставляемые (например, посредством Internet) неопубликованные материалы.
Ценность компилятивной работы при сборе фактического материала отнюдь не меньше, чем важность самостоятельных исследований «в поле» или в лаборатории. Однако следует обратить особое внимание, что использование материалов других исследователей всегда должно сопровождаться указанием имени последних, точной ссылки на литературные источники, а при работе с неопубликованной информацией необходимо получить официальное разрешение на ее использование.
- обобщенные факты, представленные в литературных источниках в изначальном виде;
- разрозненные факты, представленные в литературных источниках;
- неопубликованные данные других исследователей;
- коллекции и другие в той или иной степени обработанные материалы;
- официально предоставляемые (например, посредством Internet) неопубликованные материалы.
Ценность компилятивной работы при сборе фактического материала отнюдь не меньше, чем важность самостоятельных исследований «в поле» или в лаборатории. Однако следует обратить особое внимание, что использование материалов других исследователей всегда должно сопровождаться указанием имени последних, точной ссылки на литературные источники, а при работе с неопубликованной информацией необходимо получить официальное разрешение на ее использование.