Государственная собственность на воду открыла широкие потенциальные возможности для планового, комплексного и рационального использования ресурсов. В 1919 г. при Главном экономическом управлении ВСНХ создан Центральный комитет водоохраны, задачами которого являлось обследование водоемов, принимающих промышленные сточные воды, изыскание мер борьбы с их загрязнением, проведение экспертиз и консультаций по вопросам, связанным с водопользованием.
Постановлением правительства от 22.04.60 г. о мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов страны заложены не только научно-технические, но и организационные основы природопользования. Созданы специальные органы, занимающиеся проблемами использования и охраны поверхностных и подземных вод. В их функции входит:
1) надзор за мероприятиями по охране водоемов от загрязнения, засорения, истощения;
2) планирование и учет поверхностных водных ресурсов при организации водоснабжения;
3) разработка перспективных схем использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов;
4) обеспечение комплексного использования водных ресурсов.
Государственный комитет по водному хозяйству с 2000 г. вошёл в состав
Минприроды РФ. С 1969 г. в бывшем СССР было организовано и функционировало 105 управлений и инспекций по регулированию и охране вод. В ведении каждого управления находился бассейн одной или нескольких крупных рек с прилегающими административными или экономическими районами. На таких крупных реках, как Волга были созданы Верхне-, Средне- и Нижневолжское бассейновые управления с гидрохимическими лабораториями. Бассейновые инспекции имели право приостанавливать работу предприятий, загрязняющих водоемы, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности, запрещать новое строительство в случае, если не гарантированы права водоохраны. Сегодня перед Госкомводхозом и его управлениями поставлена задача - наладить хозяйственное освоение водных ресурсов, правильную эксплуатацию водохранилищ, регламентировать в этой связи производственную деятельность.
Водный кодекс РФ первоначально принят 30.06.1972 г. В 1980 г. он был существенно изменен (30.04.1980), а в действующей редакции принят Государственной Думой 18.10.1995 г. Кодекс состоит из 6 разделов. Первый раздел включает 3 главы и 30 статей. В нем даются общие положения, приводятся основные понятия и оговариваются участники водных отношений. Во втором разделе (3 главы и 33 статьи) освещаются права собственности и другие права на водные объекты. Третий раздел (3 главы и 19 статей) посвящен вопросам государственного управления в области использования и охраны водных объектов. В частности, в ст. 78 говорится о государственном мониторинге водных объектов, который является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Проблемам использования и охраны водных объектов посвящен IV раздел Водного Кодекса России, состоящий из 3 глав и 43 статей. Так, в ст.89 сказано об ограничениях, приостановках или запрещении использования отдельных водных объектов в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья людей, объектов природы и историко-культурного наследия. Статьей 125 оговаривается плата за восстановление и охрану водных объектов, за сброс загрязненных сточных вод и пр.
Разрешению спорных вопросов охраны и использования водных объектов посвящен раздел V Водного Кодекса, состоящий из 2 глав. Во второй главе говорится об ответственности за нарушение водного законодательства. Споры решаются в судебном порядке. В статье 130 предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства. На основе статей 223 и 222 УК РФ загрязнение водоемов наказывается исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 3 минимальных месячных окладов. Если причинен существенный ущерб, повлекший за собой массовую гибель рыбы, или нанесен существенный вред здоровью населения, ущерб сельскохозяйственному производству, то виновные наказываются лишением свободы на срок до 5 лет. Если эти действия повлекли за собой гибель людей, то срок лишения свободы может составить до 8 лет.
В разделе VI Водного Кодекса РФ (1 глава, 13 статей) указано, что водные объекты предусматривается использовать:
— для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;
— в лечебных целях;
— для удовлетворения потребностей в воде промышленности и энергетики;
— гидроэнергетики;
— лесного и сельскохозяйственного, рыбного и охотничьего хозяйства;
— для рекреационных нужд;
— для сброса сточных и дренажных вод;
— для обеспечения пожарной безопасности.
Большие властные полномочия в отношении водных ресурсов получили субъекты федерации. С их согласия осуществляются размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию промышленных и других объектов, оказывающих влияние на состояние водоемов. Промышленные и коммунальные объекты вводятся в эксплуатацию только при наличии очистных сооружений. Не разрешается начинать строительство водохранилищ и оросительных систем без предварительных мероприятий, предотвращающих засоление, затопление и эрозию почв.
В водном законодательстве РФ закреплен приоритет в удовлетворении питьевых и бытовых потребностей населения. Обращается внимание на качество питьевой воды, которая должна соответствовать санитарным требованиям.
Еще в 1974 г. Минводхозом, Минздравом и Минрыбхозом приняты Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, которые предусматривают предупреждение загрязнения открытых водоемов. Этими правилами запрещен также сброс вод, содержащих ценные отходы, которые можно утилизировать. Запрещается сброс сточных вод, которые можно использовать повторно. Существуют также правила санитарной охраны прибрежных районов морей. Наконец, с 1968 г. принимаются и действуют постановления по охране и комплексному использованию водных ресурсов страны: «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (1968), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (1972), «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (1988), «О первоочередных мерах по улучшению использования водных ресурсов в стране»(1988) и др. В соответствии только с постановлением 1972 г. в бассейнах рек Волги и Урала построено 670 комплексов очистных сооружений. В 15 городах, расположенных на берегах Волги и Камы, созданы городские очистные сооружения, на которые затрачено свыше 300 мл руб. Проделана большая работа по охране вод. Однако, к сожалению, в полном объеме прекратить сброс неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод во всех городах, расположенных в бассейнах рек Волги и Урала, не удалось. Во многих районах этого региона очистные сооружения до сих пор отсутствуют.
Постановлением правительства от 22.04.60 г. о мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов страны заложены не только научно-технические, но и организационные основы природопользования. Созданы специальные органы, занимающиеся проблемами использования и охраны поверхностных и подземных вод. В их функции входит:
1) надзор за мероприятиями по охране водоемов от загрязнения, засорения, истощения;
2) планирование и учет поверхностных водных ресурсов при организации водоснабжения;
3) разработка перспективных схем использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов;
4) обеспечение комплексного использования водных ресурсов.
Государственный комитет по водному хозяйству с 2000 г. вошёл в состав
Минприроды РФ. С 1969 г. в бывшем СССР было организовано и функционировало 105 управлений и инспекций по регулированию и охране вод. В ведении каждого управления находился бассейн одной или нескольких крупных рек с прилегающими административными или экономическими районами. На таких крупных реках, как Волга были созданы Верхне-, Средне- и Нижневолжское бассейновые управления с гидрохимическими лабораториями. Бассейновые инспекции имели право приостанавливать работу предприятий, загрязняющих водоемы, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности, запрещать новое строительство в случае, если не гарантированы права водоохраны. Сегодня перед Госкомводхозом и его управлениями поставлена задача - наладить хозяйственное освоение водных ресурсов, правильную эксплуатацию водохранилищ, регламентировать в этой связи производственную деятельность.
Водный кодекс РФ первоначально принят 30.06.1972 г. В 1980 г. он был существенно изменен (30.04.1980), а в действующей редакции принят Государственной Думой 18.10.1995 г. Кодекс состоит из 6 разделов. Первый раздел включает 3 главы и 30 статей. В нем даются общие положения, приводятся основные понятия и оговариваются участники водных отношений. Во втором разделе (3 главы и 33 статьи) освещаются права собственности и другие права на водные объекты. Третий раздел (3 главы и 19 статей) посвящен вопросам государственного управления в области использования и охраны водных объектов. В частности, в ст. 78 говорится о государственном мониторинге водных объектов, который является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Проблемам использования и охраны водных объектов посвящен IV раздел Водного Кодекса России, состоящий из 3 глав и 43 статей. Так, в ст.89 сказано об ограничениях, приостановках или запрещении использования отдельных водных объектов в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья людей, объектов природы и историко-культурного наследия. Статьей 125 оговаривается плата за восстановление и охрану водных объектов, за сброс загрязненных сточных вод и пр.
Разрешению спорных вопросов охраны и использования водных объектов посвящен раздел V Водного Кодекса, состоящий из 2 глав. Во второй главе говорится об ответственности за нарушение водного законодательства. Споры решаются в судебном порядке. В статье 130 предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства. На основе статей 223 и 222 УК РФ загрязнение водоемов наказывается исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 3 минимальных месячных окладов. Если причинен существенный ущерб, повлекший за собой массовую гибель рыбы, или нанесен существенный вред здоровью населения, ущерб сельскохозяйственному производству, то виновные наказываются лишением свободы на срок до 5 лет. Если эти действия повлекли за собой гибель людей, то срок лишения свободы может составить до 8 лет.
В разделе VI Водного Кодекса РФ (1 глава, 13 статей) указано, что водные объекты предусматривается использовать:
— для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения;
— в лечебных целях;
— для удовлетворения потребностей в воде промышленности и энергетики;
— гидроэнергетики;
— лесного и сельскохозяйственного, рыбного и охотничьего хозяйства;
— для рекреационных нужд;
— для сброса сточных и дренажных вод;
— для обеспечения пожарной безопасности.
Большие властные полномочия в отношении водных ресурсов получили субъекты федерации. С их согласия осуществляются размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию промышленных и других объектов, оказывающих влияние на состояние водоемов. Промышленные и коммунальные объекты вводятся в эксплуатацию только при наличии очистных сооружений. Не разрешается начинать строительство водохранилищ и оросительных систем без предварительных мероприятий, предотвращающих засоление, затопление и эрозию почв.
В водном законодательстве РФ закреплен приоритет в удовлетворении питьевых и бытовых потребностей населения. Обращается внимание на качество питьевой воды, которая должна соответствовать санитарным требованиям.
Еще в 1974 г. Минводхозом, Минздравом и Минрыбхозом приняты Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, которые предусматривают предупреждение загрязнения открытых водоемов. Этими правилами запрещен также сброс вод, содержащих ценные отходы, которые можно утилизировать. Запрещается сброс сточных вод, которые можно использовать повторно. Существуют также правила санитарной охраны прибрежных районов морей. Наконец, с 1968 г. принимаются и действуют постановления по охране и комплексному использованию водных ресурсов страны: «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (1968), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (1972), «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (1988), «О первоочередных мерах по улучшению использования водных ресурсов в стране»(1988) и др. В соответствии только с постановлением 1972 г. в бассейнах рек Волги и Урала построено 670 комплексов очистных сооружений. В 15 городах, расположенных на берегах Волги и Камы, созданы городские очистные сооружения, на которые затрачено свыше 300 мл руб. Проделана большая работа по охране вод. Однако, к сожалению, в полном объеме прекратить сброс неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод во всех городах, расположенных в бассейнах рек Волги и Урала, не удалось. Во многих районах этого региона очистные сооружения до сих пор отсутствуют.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи