О путях реализации идеи ноосферы

Наука » Геоэкология
Реализация идеи ноосферы предполагает продвижение в следующих фундаментальных направлениях:

1) разработка и внедрение безотходных и малоотходных технологий;

2) освоение литосферного строительного пространства и многофункциональное использование недр;

3) создание системы ограничений и экологических квот на местном, региональном и глобальном уровнях с соответствующими системами мониторинга;

4) разработка научных основ геоэкологизации жизнедеятельности с целью формирования принципиально нового менталитета у профессионалов и населения.

Для выполнения таких сложных задач необходимо создать и внедрить программу непрерывной экологической и геологической подготовки с дошкольного возраста. Основная трудность при этом заключается не в разработке концепции устойчивого развития человечества, а в формировании принципиально нового менталитета у специалистов и населения.

Принципиально новый менталитет предполагает не просто воспитание любви к природе и высокий уровень знаний о законах ее развития, но полный отказ от жизнедеятельности в условиях экологического риска, усиливающегося сегодня в геометрической прогрессии. Промышленностью производится более двух миллионов химических соединений, а определяется (и то не систематически) экологическое влияние на живое вещество только 5-6 %. Именно экологически необоснованным широким применением таких веществ, как ДДТ, углеводороды типа бензапирена, хлорбензольные соединения, диоксин и другие суперяды, обусловлены явления экологического иммунодефицита, которые опаснее СПИДа. Разработка и доведение до сведения специалистов и населения новых принципов экологической безопасности, имеющих первостепенное значение при реализации любого проекта и рассмотрении программы деятельности любого производства, должны стать главным этапом в проектной, строительной и любой производственной деятельности. Необходимо отказаться от внедрения и широкого применения технологий, экологический риск от которых недостаточно исследован. Только при такой постановке дела возможно избежать аварии типа Чернобыльской.

Изучение проблем экологического риска необходимо предусмотреть уже в школьных программах. В школе же следует начать рассматривать вопросы экологии растений, животных, микроорганизмов, человека. Причем вопросы экологии, охраны окружающей среды и природопользования должны быть представлены не только в специальных предметах, они должны входить во все школьные и вузовские дисциплины: от физики, математики и литературы до химии и биологии.

До сих пор недостаточно осуществлена геоэкологическая дифференциация и интеграция геологических и географических наук. Такие крупные ученые, как академик В.И. Осипов, рассматривают геоэкологические проблемы и в геологическом, и в географическом плане, а В.Т. Трофимов и др. считают геоэкологию и экологическую геологию науками об экосистемах /159, 172/. Отсутствие четкой дифференциации и интеграции экологических дисциплин и общепринятой классификации наук тормозит разработку фундаментальных проблем экологизации и геологизации образования и реализацию этих принципов в виде модели ноосферы или концепции устойчивого развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.