Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречивая основа бытия, как антиномия, стремление к разрешению которой составляет главный смысл познания и деятельности человека.
Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной философии. Когда Платон ставил перед собой вопрос о том, что является центральной философской проблемой, то ответ его был таким: «…то знание, которое имеет преимущественное значение, что именно оно позволяет знать? Добро и зло… Не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука о добре и зле…» Платон не просто поставил проблему добра и зла, а положил начало исследованию этой проблемы. Он стремился выяснить ту роль, которую играют в жизни, с одной стороны, добро, а, с другой – зло. Он понимал, насколько важно для существования самой жизни следование добру, противостояния тем опасностям, которые несет с собой зло в любых его проявлениях. Категория блага, водруженная Платоном на вершину пирамиды идей, непосредственно связывается им с категорией добра. Платон очень четко выразил свою позицию обоснования созидательной роли добра и разрушительной роли зла. Ему принадлежат слова: «Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо». Идея следования добру стала обосновываться в философии как выражение разумности и мудрости.
Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной философии. Когда Платон ставил перед собой вопрос о том, что является центральной философской проблемой, то ответ его был таким: «…то знание, которое имеет преимущественное значение, что именно оно позволяет знать? Добро и зло… Не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука о добре и зле…» Платон не просто поставил проблему добра и зла, а положил начало исследованию этой проблемы. Он стремился выяснить ту роль, которую играют в жизни, с одной стороны, добро, а, с другой – зло. Он понимал, насколько важно для существования самой жизни следование добру, противостояния тем опасностям, которые несет с собой зло в любых его проявлениях. Категория блага, водруженная Платоном на вершину пирамиды идей, непосредственно связывается им с категорией добра. Платон очень четко выразил свою позицию обоснования созидательной роли добра и разрушительной роли зла. Ему принадлежат слова: «Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо». Идея следования добру стала обосновываться в философии как выражение разумности и мудрости.
Античная философия, в которой на первый план было поставлено достижение мудрости как наиболее важная философская проблема, в которой также сама мудрость не отождествлялась с количеством знаний, тем не менее, включала в себя всё существовавшее в то время теоретическое знание. Первые научные представления входили в философию как её часть.
С развитием научных идей, а также с развитием собственно философских идей происходило размежевание философии и науки, научное знание самоопределялось, становилось самостоятельным, формировались отдельные науки, а философия, освобождаясь от нефилософских идей, стала все больше сосредоточиваться на сугубо философских вопросах.
Понимание мудрости стало приобретать все большую ценность, обогащаться новыми подходами, углубляться. Понятие мудрости все больше стало отождествляться с поисками сущности процессов и явлений, стремлением вскрыть то главное, что стоит за внешними сторонами жизни. Философия стала естественно и органично приходить к выдвижению на первый план проблемы смысла как наиболее главной цели философского познавательного процесса.
С развитием научных идей, а также с развитием собственно философских идей происходило размежевание философии и науки, научное знание самоопределялось, становилось самостоятельным, формировались отдельные науки, а философия, освобождаясь от нефилософских идей, стала все больше сосредоточиваться на сугубо философских вопросах.
Понимание мудрости стало приобретать все большую ценность, обогащаться новыми подходами, углубляться. Понятие мудрости все больше стало отождествляться с поисками сущности процессов и явлений, стремлением вскрыть то главное, что стоит за внешними сторонами жизни. Философия стала естественно и органично приходить к выдвижению на первый план проблемы смысла как наиболее главной цели философского познавательного процесса.
Философское знание основано на особых философских понятиях и категориях.
Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракции, что означает, что их содержание не представляет собой конкретного наглядного образа, а выступает образом обобщающим, абстрактным. В абстракции человек отвлекается от каких-то черт или особенностей явлений или процессов, выделяя наиболее общее и существенное. Любое понятие – человек, страна, студент, растение и пр. – это абстракция. Конечно, при этом всегда остается вопрос о том, насколько истинна та или иная абстракция.
Философские абстракции – это особые абстракции. Абстрактность философских понятий, абстрактность всего философского знания в целом носит предельно возможный на каждом уровне познания характер. Философские понятия – это знание всеобщее, содержащее в себе максимальную степень обобщения, отвлечения от случайного и несущественного и сосредоточивания на существенном и всеобщем. В самом деле, именно такими характеристиками обладают такие понятия, как материя, сознание, движение, пространство, время, жизнь, качество, количество, сущность и т.д. Все эти понятия – философские абстракции, ввиду своей предельной общности называемые философскими категориями. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы – категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.), онтологические категории (бытие, материя, движение, пространство и время и др.), категории диалектики (сущность и явление, противоречие, качество и количество, отрицание, развитие, соотношение объективного и субъективного и др.). Особенно плодотворно работал в области создания системы категорий великий философ античности Аристотель.
Любое знание, которым владеет человек, основано на тех или иных понятиях. Сами понятия представляют собой абстракции, что означает, что их содержание не представляет собой конкретного наглядного образа, а выступает образом обобщающим, абстрактным. В абстракции человек отвлекается от каких-то черт или особенностей явлений или процессов, выделяя наиболее общее и существенное. Любое понятие – человек, страна, студент, растение и пр. – это абстракция. Конечно, при этом всегда остается вопрос о том, насколько истинна та или иная абстракция.
Философские абстракции – это особые абстракции. Абстрактность философских понятий, абстрактность всего философского знания в целом носит предельно возможный на каждом уровне познания характер. Философские понятия – это знание всеобщее, содержащее в себе максимальную степень обобщения, отвлечения от случайного и несущественного и сосредоточивания на существенном и всеобщем. В самом деле, именно такими характеристиками обладают такие понятия, как материя, сознание, движение, пространство, время, жизнь, качество, количество, сущность и т.д. Все эти понятия – философские абстракции, ввиду своей предельной общности называемые философскими категориями. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы – категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.), онтологические категории (бытие, материя, движение, пространство и время и др.), категории диалектики (сущность и явление, противоречие, качество и количество, отрицание, развитие, соотношение объективного и субъективного и др.). Особенно плодотворно работал в области создания системы категорий великий философ античности Аристотель.
Две особенности философского знания необходимо иметь в виду, прежде всего, когда стоит задача понять, что такое философия.
Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не просто постижения жизни, а стремления философии к раскрытию наиболее существенного и определяющего в жизни, то есть в процессе формирования мудрости как характеристики человеческой культуры, в философском знании формируется комплекс проблем, посредством которых осуществляется философское познание мира. И, что особенно важно при этом понять, эти проблемы решаются на протяжении всего развития философии, в процессе развертывания её истории – то есть истории философии. Эти проблемы не исчезают, они не имеют окончательного решения. Их называют «вечными философскими вопросами». Они вечны, потому что они выражают самое глубинное в жизни, а это глубинное бесконечно по своему содержанию и бесконечно меняется с течением времени.
Что это за проблемы? Это проблемы смысла жизни, смысла существования человечества и человека, проблемы счастья и несчастья, проблемы возможности достижения истины и способов познания, проблемы добра и зла, соотношения конечного и бесконечного, рационального и иррационального, объективного и субъективного и т.д. Философия продвигается в понимании этих проблем и способов их решения, но любые философские достижения содержат в себе немало новых вопросов, вытекающих из этих, уже достигнутых, результатов. Человечество обогащается этими результатами, вместе с тем все больше обременяясь новыми вопросами. Подобная сложная познавательная ситуация рассматривается в философии как выражение диалектики философского познания бытия.
Первая состоит в том, что в процессе развития философии как не просто постижения жизни, а стремления философии к раскрытию наиболее существенного и определяющего в жизни, то есть в процессе формирования мудрости как характеристики человеческой культуры, в философском знании формируется комплекс проблем, посредством которых осуществляется философское познание мира. И, что особенно важно при этом понять, эти проблемы решаются на протяжении всего развития философии, в процессе развертывания её истории – то есть истории философии. Эти проблемы не исчезают, они не имеют окончательного решения. Их называют «вечными философскими вопросами». Они вечны, потому что они выражают самое глубинное в жизни, а это глубинное бесконечно по своему содержанию и бесконечно меняется с течением времени.
Что это за проблемы? Это проблемы смысла жизни, смысла существования человечества и человека, проблемы счастья и несчастья, проблемы возможности достижения истины и способов познания, проблемы добра и зла, соотношения конечного и бесконечного, рационального и иррационального, объективного и субъективного и т.д. Философия продвигается в понимании этих проблем и способов их решения, но любые философские достижения содержат в себе немало новых вопросов, вытекающих из этих, уже достигнутых, результатов. Человечество обогащается этими результатами, вместе с тем все больше обременяясь новыми вопросами. Подобная сложная познавательная ситуация рассматривается в философии как выражение диалектики философского познания бытия.
Философия как теоретическое знание зародилась много столетий тому назад. Принято считать началом возникновения философии VII-VI вв. до н.э., а местом возникновения – древнюю Грецию.
Философия прошла в своем развитии долгий путь, претерпевала изменения в своем содержании, в той роли, которую она играла в культуре и в обществе в целом. Происходили изменения и в понимании самой философии, круга её основных проблем, традиций, существующих в философском знании. Но при всех изменениях, происходивших с философией, оставались неизменными по своей сути и вечно актуальными её основополагающие проблемы. В числе этих проблем – проблема понимания того, что такое философия.
При изучении любой науки мы прежде всего исходим из того, что является предметом этой науки. И, конечно, ответ на этот вопрос не представляет собой самой трудной проблемы для этой науки. Безусловно, этот ответ меняется с развитием науки, многие идеи уточняются и изменяются в своем содержании, что-то даже является предметом обсуждений среди ученых, но формулировка проблемы того, что изучает, к примеру, физика, химия, биология и т.д., обладает достаточной степенью определенности и четкости. Это связано с тем, что все эти науки являются конкретными науками, и предмет их изучения также конкретен.
Философия прошла в своем развитии долгий путь, претерпевала изменения в своем содержании, в той роли, которую она играла в культуре и в обществе в целом. Происходили изменения и в понимании самой философии, круга её основных проблем, традиций, существующих в философском знании. Но при всех изменениях, происходивших с философией, оставались неизменными по своей сути и вечно актуальными её основополагающие проблемы. В числе этих проблем – проблема понимания того, что такое философия.
При изучении любой науки мы прежде всего исходим из того, что является предметом этой науки. И, конечно, ответ на этот вопрос не представляет собой самой трудной проблемы для этой науки. Безусловно, этот ответ меняется с развитием науки, многие идеи уточняются и изменяются в своем содержании, что-то даже является предметом обсуждений среди ученых, но формулировка проблемы того, что изучает, к примеру, физика, химия, биология и т.д., обладает достаточной степенью определенности и четкости. Это связано с тем, что все эти науки являются конкретными науками, и предмет их изучения также конкретен.
Иногда какого-то человека называют философом, если он, представляя собой нефилософскую сферу духовной культуры, то есть будучи писателем, художником, музыкантом, ученым, тем не менее поднимается в своих обобщениях до серьезных философских выводов. Такая ситуация нуждается в уточнениях и, безусловно, конкретизациях.
Выдающиеся писатели, ученые, деятели различных областей культуры очень часто органично входят в область философии. Достаточно сослаться на Достоевского, Пушкина, Л.Толстого, Шекспира, Ломоносова, Менделеева, Гейзенберга, Ньютона, Пуанкаре и многих других. Их философские идеи представляют собой часть философского знания в целом.
Некоторые представители культуры, уникальные в своей профессиональной деятельности, не могут не философствовать, воплощая собой ту неразрывную органичную связь, которая существует между различными гранями духовной культуры. Как правило, большие художники в широком смысле этого слова и большие ученые не существуют в изоляции от философского знания и интересны своими философскими заключениями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые ученые одновременно были и философами. Например, Декарт, Лейбниц.
Вместе с тем, говоря о разных типах философствования необходимо прежде всего разобраться в том, что такое собственно философия как самостоятельная и неотъемлемая часть культуры. Это необходимо как для понимания специфики философского знания, так и адекватного истолкования различных способов философствования.
Выдающиеся писатели, ученые, деятели различных областей культуры очень часто органично входят в область философии. Достаточно сослаться на Достоевского, Пушкина, Л.Толстого, Шекспира, Ломоносова, Менделеева, Гейзенберга, Ньютона, Пуанкаре и многих других. Их философские идеи представляют собой часть философского знания в целом.
Некоторые представители культуры, уникальные в своей профессиональной деятельности, не могут не философствовать, воплощая собой ту неразрывную органичную связь, которая существует между различными гранями духовной культуры. Как правило, большие художники в широком смысле этого слова и большие ученые не существуют в изоляции от философского знания и интересны своими философскими заключениями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые ученые одновременно были и философами. Например, Декарт, Лейбниц.
Вместе с тем, говоря о разных типах философствования необходимо прежде всего разобраться в том, что такое собственно философия как самостоятельная и неотъемлемая часть культуры. Это необходимо как для понимания специфики философского знания, так и адекватного истолкования различных способов философствования.
О том, что существует такой вид знания, как философия, знает практически любой грамотный человек. Слово «философия» может употребляться людьми в самых разных ситуациях, и чаще всего это ситуации, когда люди начинают размышлять о чем-либо важном для них или рассуждать на какие-то достаточно общие, иногда отвлеченные темы. В таких случаях говорят, что рассуждающий подобным образом человек философствует. Это пример так называемой «обыденной философии». В той или иной степени практически все люди как-то причастны обыденной философии. Рассуждая о конкретных событиях нашей жизни, мы не можем не обобщать, размышляя о других людях или о самом себе, мы не можем не сравнивать, соотносить свои суждения с теми или иными принципами и пр. Люди начинают подобным образом философствовать, начиная с детства.
«Обыденная философия» выражает подлинно разумное в человеке: его потребность в истинном знании, его стремление к теоретическому самовыражению, его способность выйти за рамки конкретных событий и многое другое, что присуще только человеку. Можно сказать, что существование «обыденной философии» это проявление общечеловеческой потребности в философском знании и доступная форма реализации этой потребности.
«Обыденная философия» выражает подлинно разумное в человеке: его потребность в истинном знании, его стремление к теоретическому самовыражению, его способность выйти за рамки конкретных событий и многое другое, что присуще только человеку. Можно сказать, что существование «обыденной философии» это проявление общечеловеческой потребности в философском знании и доступная форма реализации этой потребности.
Основным выводом философии процесса является вывод о наличии единого организационного принципа всех процессов, начиная от строения Вселенной и кончая структурой ДНК.
Также философия процесса позволяет выявить связь символики различных культур, которая очевидна при построении различных проекций системы, что свидетельствует о едином источнике их происхождения и, следовательно, наличии базовой исходной теории мирозданья. Представители древней цивилизации, пережившие катаклизм, сделали отчаянные попытки донести знания до сознания примитивных народов, но их усилия достигли цели только сейчас.
Система геометрических построений философии процесса позволяет выдвинуть идею о наличии в системе пространственно-временных точек, которые содержат в себе информацию о всей системе, как в прошлом, так и будущем. Более того, наличие таких точек позволяет сделать вывод о возможности изменения в настоящем не только будущего, но и прошлого. Изменяя настоящее, мы изменяем всю систему.
Описанная система применяет тот же алгоритм, который применялся в племени Майя – система отношения трёх элементов в пределах четырёх циклов и затем (пятое солнце) переход системы в новое состояние или её истощение.
Также философия процесса позволяет выявить связь символики различных культур, которая очевидна при построении различных проекций системы, что свидетельствует о едином источнике их происхождения и, следовательно, наличии базовой исходной теории мирозданья. Представители древней цивилизации, пережившие катаклизм, сделали отчаянные попытки донести знания до сознания примитивных народов, но их усилия достигли цели только сейчас.
Система геометрических построений философии процесса позволяет выдвинуть идею о наличии в системе пространственно-временных точек, которые содержат в себе информацию о всей системе, как в прошлом, так и будущем. Более того, наличие таких точек позволяет сделать вывод о возможности изменения в настоящем не только будущего, но и прошлого. Изменяя настоящее, мы изменяем всю систему.
Описанная система применяет тот же алгоритм, который применялся в племени Майя – система отношения трёх элементов в пределах четырёх циклов и затем (пятое солнце) переход системы в новое состояние или её истощение.
Психоло́гия (греч. ψυχή — душа; греч. λόγος — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека либо животного (Взято из Википедии)
Как видно из определения, психология изначально рассматривала предметом своего познания душу, однако современная психология давно не оперирует таким понятием, и даже более того: рассуждения о душе могут быть отнесены к признакам психического расстройства, по сути первоначальное значение понятия утрачено, равно как и такой предмет исследования – душа. Приведенное же определение психологии, по сути, является циклической ссылкой определения на себя – очередной наглядный пример софистического умозаключения. Удалив избыточные определения, получаем суть: психология – наука о психических процессах в психике. С другой стороны, новообразование и приращение в виде «наука о поведении» более конкретно, но утрачивает отношение с душой. Наука о душе потеряла душу как в прямом, так и в переносном смысле, осталась лишь пустая форма с противоположным содержанием – наука о душе стала наукой о бездушии, средством манипуляции, источником наживы. Закономерный исход материалистического подхода. Стимул и реакция – бихевиоральные приоритеты в процессе материального накопления не оставляют места для души.
Как видно из определения, психология изначально рассматривала предметом своего познания душу, однако современная психология давно не оперирует таким понятием, и даже более того: рассуждения о душе могут быть отнесены к признакам психического расстройства, по сути первоначальное значение понятия утрачено, равно как и такой предмет исследования – душа. Приведенное же определение психологии, по сути, является циклической ссылкой определения на себя – очередной наглядный пример софистического умозаключения. Удалив избыточные определения, получаем суть: психология – наука о психических процессах в психике. С другой стороны, новообразование и приращение в виде «наука о поведении» более конкретно, но утрачивает отношение с душой. Наука о душе потеряла душу как в прямом, так и в переносном смысле, осталась лишь пустая форма с противоположным содержанием – наука о душе стала наукой о бездушии, средством манипуляции, источником наживы. Закономерный исход материалистического подхода. Стимул и реакция – бихевиоральные приоритеты в процессе материального накопления не оставляют места для души.
Если попытаться создать проекцию структуры ДНК на плоскость, то можно получить всем хорошо известный знак – символ веры. Одна из проекций позволяет выстроить символ восточного понимания отношения мужского и женского начала – Инь и Ян.
Многие символы веры являются попыткой изображения на плоскости одновременно двух проекций. Проблема интерпретации плоскостного символа связана с особенностью процесса апперцепции человека, которая вызывает ошибки восприятия. Психология восприятия предполагает возможность перехода плоскостного изображения в объемную интерпретацию лишь при наличии перцептивного эталона, опосредующего таковой переход. При отсутствии эталона (ключа или алгоритма) достоверно интерпретировать изображение на плоскости невозможно. В качестве примера можно привести интерпретацию знака Водолея, принятую на сегодняшний день. Две извилистые линии однозначно воспринимаются как волны – символ воды, но символ Водолея исходно – это отношение двух объемных спиралей, элемент философии древних. Подобным образом было искажено понимание многих образов в древнеегипетских рисунках, прежде всего это касается изображений змей и жестов.
Многие символы веры являются попыткой изображения на плоскости одновременно двух проекций. Проблема интерпретации плоскостного символа связана с особенностью процесса апперцепции человека, которая вызывает ошибки восприятия. Психология восприятия предполагает возможность перехода плоскостного изображения в объемную интерпретацию лишь при наличии перцептивного эталона, опосредующего таковой переход. При отсутствии эталона (ключа или алгоритма) достоверно интерпретировать изображение на плоскости невозможно. В качестве примера можно привести интерпретацию знака Водолея, принятую на сегодняшний день. Две извилистые линии однозначно воспринимаются как волны – символ воды, но символ Водолея исходно – это отношение двух объемных спиралей, элемент философии древних. Подобным образом было искажено понимание многих образов в древнеегипетских рисунках, прежде всего это касается изображений змей и жестов.
Обойти среди множества ключей метафору адамова яблока было бы непростительным упущением. Так что же послужило причиной изгнания из рая – факт ослушания или материальная потребность?
Земля, столь похожая на яблоко, – лишь точка среди Вселенной, а желание человечества принести таковую в рабство желудку столь велико, что никто не заметил, как жрица любви скормила точку похотливому философу. Обломались зубки о камень, иступились остроты и вот она – беззубая улыбка плоской науки, разменянной на серебряники.
Земля, столь похожая на яблоко, – лишь точка среди Вселенной, а желание человечества принести таковую в рабство желудку столь велико, что никто не заметил, как жрица любви скормила точку похотливому философу. Обломались зубки о камень, иступились остроты и вот она – беззубая улыбка плоской науки, разменянной на серебряники.
Очередная метафора – предвестники конца света, всадники апокалипсиса – имеет конкретно практическое значение. Отношение к образу устрашающих наездников – следствие примитивных интерпретаций конкретного мышления, возросшее на почве паронойального сознания. Что имелось в виду под четырьмя всадниками апокалипсиса? Ответ можно найти в принципах синтаксиса эфиопского языка. Современный амхарский язык, своими корнями уходящий в более древний язык Эфиопии гыыз, сегодня практически утратил связь с последним, древний язык используется лишь в религиозной среде. Однако принцип построения сентенций сохранился, и, что примечательно, конец сентенции обозначается не одной точкой, как принято в европейской синтаксической традиции, а четырьмя точками. Четыре точки обозначают завершённость выражения. Артефакт и атавизм, но символ, позволяющий обнаружить ключ не только к интерпретации метафоры всадников, но и позволяющий сделать вывод об источнике зарождения письменности. Попытка графически изложить поэлементное содержание философии ушедшей цивилизации привела к появлению жестов, а затем и знакового письма. Потребность в описания элементов бинарной системы вызвало также необходимость использования знаков удвоения, а затем и их передачу через речь в виде иективных звуков.
Снова возвращаясь к образу наших наездников, можно обнаружить латентные аналогии не только в письменности. Как ни странно, но в биологии при описании системы ДНК также встречается система четырёх точек, по сути, также отражающая завершённость построения, но в данном случае биологического. Другими словами четыре точки обозначают целостность выражения, его завершённость.
Снова возвращаясь к образу наших наездников, можно обнаружить латентные аналогии не только в письменности. Как ни странно, но в биологии при описании системы ДНК также встречается система четырёх точек, по сути, также отражающая завершённость построения, но в данном случае биологического. Другими словами четыре точки обозначают целостность выражения, его завершённость.