Общество в историческом развитии

Наука » Философия
Общество – система деятельности и жизни людей.

Основными сферами жизни общества являются:

- экономическая – производство, распределение, обмен, потребление;

- политическая – государство – основной элемент системы, партии, общественные организации;

- социальная;

- духовная.

Каждый из этих сфер имеет две стороны:

объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей: условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

Представления о развитии – движение по кругу, прямолинейное и движение по спирали.

Природа и общество

Наука » Философия
Природа старше общества. Жизнь уникальна.

500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных из них 160 тыс. – морские растения и животные.

- Антропосфера – жизнь биологическая

- Социосфера – общество

- Техносфера – влияние техники.

Антропогенное влияние – влияние человека.

Сырьевой источник для удовлетворения потребностей.

НТР – увеличение влияния.

Проблема – безграничные потребности человека.

Критерии истины

Наука » Философия
Универсальных критериев нет. Истина является критерием (мерилом) самой себя и лжи.

Трудно определить критерии критериев истины.

Часто говорят, что критерий истины – практика.

Практика – целенаправленная деятельность по освоению природных и социальных объектов.

Практика – накопленный опыт человечества в его историческом развитии.

Проблема индивидуальной и общественной практики.

Свойства истины

Наука » Философия
Истина – достижение единства (предметов и явлений) действительности и познающего субъекта.

Современная трактовка истины в рамках теории корреспонденции, (истина – это соответствие знаний действительности) которой придерживаются многие отечественные и зарубежные философы, состоит в следующем.

1)Во-первых, понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности. Любая истина есть результат деятельности субъекта.

Объективность – истина воспроизводит в сознании человека существующий вне этого сознания и независимо от него объект. В этом смысле, истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методами познания – она безлична, общезначима.

2)Во-вторых, истина всегда имеет конкретный характер. Ее содержание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания и т.п.

Истина и ее критерии

Наука » Философия
Вопрос об истине основной вопрос гносеологии.

Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.

Существует несколько концепций понимания истины:

1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.

Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.

Природой мышле­ния как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при на­именьшей мере силы»). Исключение из куль­турной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.

Общенаучные методы и формы познания

Наука » Философия
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;

включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.

Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Гносеология – теория познания

Наука » Философия
Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.

Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.

Познание – процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека.

Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует чело­века, то есть самого себя – самопознание.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации – книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры.

Философия истории

Наука » Философия
Термин «Философия истории» впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Философскому рассмотрению подлежат многие явления:

Философия права, философия религии, философия науки, философия искусства и т.д. … и наконец философия истории.

История философии ≠ философия истории.

Греческое слово история означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.

История – это установление, классификация и интерпретация фактов прошлого.

Под философией истории можно понимать только попытку осознать ход человеческой истории в ее целостности.

Смысл человеческого существования

Наука » Философия
Смысл в том, чтобы стать личностью.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Антропология или философия человека

Наука » Философия
Антропология – учение о человеке.

Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека.

Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.

Философская антропология пытается определить не только человеческую природу, но и смысл окружающего мира из самого человека.

По мнению представителей этого направления все центральные философские проблемы можно свести к одной проблеме – проблеме человека.


Что это за “проблема человека?”

1. Проблема бытия человека и его смысл.

Основная проблема человека состоит в том, что человек единственное существо на планете для которого его собственное существование является проблемой.

Сознание

Наука » Философия
1. Непосредственность

Основная проблема сознания – его непосредственность.

Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.

Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.

До Декарта философы исследовали душу.

И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.

Философская проблема

Наука » Философия
Но подобный научный анализ оставляет незатронутой основную проблему, поставленную языком. Безус­ловно, язык состоит из элементов, взаимо­отношения которых можно определить, но самое главное, что его характеризует, – это то, что язык имеет смысл.

Поэтому основная проблема не та, которая исследует связь элементов между собой, а та, которое отсылает всю систему этих элементов к то­му, что эта система означает.

Обычно гово­рят, что язык – знак мысли.


Но если воз­можно научно-объективным способом оп­ределить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно опре­делить мысль, которую обозначает язык.