Общество – система деятельности и жизни людей.
Основными сферами жизни общества являются:
- экономическая – производство, распределение, обмен, потребление;
- политическая – государство – основной элемент системы, партии, общественные организации;
- социальная;
- духовная.
Каждый из этих сфер имеет две стороны:
объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей: условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
Представления о развитии – движение по кругу, прямолинейное и движение по спирали.
Основными сферами жизни общества являются:
- экономическая – производство, распределение, обмен, потребление;
- политическая – государство – основной элемент системы, партии, общественные организации;
- социальная;
- духовная.
Каждый из этих сфер имеет две стороны:
объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей: условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
Представления о развитии – движение по кругу, прямолинейное и движение по спирали.
Природа старше общества. Жизнь уникальна.
500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных из них 160 тыс. – морские растения и животные.
- Антропосфера – жизнь биологическая
- Социосфера – общество
- Техносфера – влияние техники.
Антропогенное влияние – влияние человека.
Сырьевой источник для удовлетворения потребностей.
НТР – увеличение влияния.
Проблема – безграничные потребности человека.
500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных из них 160 тыс. – морские растения и животные.
- Антропосфера – жизнь биологическая
- Социосфера – общество
- Техносфера – влияние техники.
Антропогенное влияние – влияние человека.
Сырьевой источник для удовлетворения потребностей.
НТР – увеличение влияния.
Проблема – безграничные потребности человека.
Универсальных критериев нет. Истина является критерием (мерилом) самой себя и лжи.
Трудно определить критерии критериев истины.
Часто говорят, что критерий истины – практика.
Практика – целенаправленная деятельность по освоению природных и социальных объектов.
Практика – накопленный опыт человечества в его историческом развитии.
Проблема индивидуальной и общественной практики.
Трудно определить критерии критериев истины.
Часто говорят, что критерий истины – практика.
Практика – целенаправленная деятельность по освоению природных и социальных объектов.
Практика – накопленный опыт человечества в его историческом развитии.
Проблема индивидуальной и общественной практики.
Истина – достижение единства (предметов и явлений) действительности и познающего субъекта.
Современная трактовка истины в рамках теории корреспонденции, (истина – это соответствие знаний действительности) которой придерживаются многие отечественные и зарубежные философы, состоит в следующем.
1)Во-первых, понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности. Любая истина есть результат деятельности субъекта.
Объективность – истина воспроизводит в сознании человека существующий вне этого сознания и независимо от него объект. В этом смысле, истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методами познания – она безлична, общезначима.
2)Во-вторых, истина всегда имеет конкретный характер. Ее содержание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания и т.п.
Современная трактовка истины в рамках теории корреспонденции, (истина – это соответствие знаний действительности) которой придерживаются многие отечественные и зарубежные философы, состоит в следующем.
1)Во-первых, понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности. Любая истина есть результат деятельности субъекта.
Объективность – истина воспроизводит в сознании человека существующий вне этого сознания и независимо от него объект. В этом смысле, истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методами познания – она безлична, общезначима.
2)Во-вторых, истина всегда имеет конкретный характер. Ее содержание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания и т.п.
Вопрос об истине основной вопрос гносеологии.
Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.
Существует несколько концепций понимания истины:
1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.
Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.
Природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы»). Исключение из культурной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.
Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.
Существует несколько концепций понимания истины:
1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.
Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.
Природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы»). Исключение из культурной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;
включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;
Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.
включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;
Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.
Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.
Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
Термин «Философия истории» впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Философскому рассмотрению подлежат многие явления:
Философия права, философия религии, философия науки, философия искусства и т.д. … и наконец философия истории.
История философии ≠ философия истории.
Греческое слово история означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.
История – это установление, классификация и интерпретация фактов прошлого.
Под философией истории можно понимать только попытку осознать ход человеческой истории в ее целостности.
Философскому рассмотрению подлежат многие явления:
Философия права, философия религии, философия науки, философия искусства и т.д. … и наконец философия истории.
История философии ≠ философия истории.
Греческое слово история означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.
История – это установление, классификация и интерпретация фактов прошлого.
Под философией истории можно понимать только попытку осознать ход человеческой истории в ее целостности.
Смысл в том, чтобы стать личностью.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Антропология – учение о человеке.
Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека.
Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.
Философская антропология пытается определить не только человеческую природу, но и смысл окружающего мира из самого человека.
По мнению представителей этого направления все центральные философские проблемы можно свести к одной проблеме – проблеме человека.
Что это за “проблема человека?”
1. Проблема бытия человека и его смысл.
Основная проблема человека состоит в том, что человек единственное существо на планете для которого его собственное существование является проблемой.
Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека.
Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.
Философская антропология пытается определить не только человеческую природу, но и смысл окружающего мира из самого человека.
По мнению представителей этого направления все центральные философские проблемы можно свести к одной проблеме – проблеме человека.
Что это за “проблема человека?”
1. Проблема бытия человека и его смысл.
Основная проблема человека состоит в том, что человек единственное существо на планете для которого его собственное существование является проблемой.
1. Непосредственность
Основная проблема сознания – его непосредственность.
Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.
Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.
До Декарта философы исследовали душу.
И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.
Основная проблема сознания – его непосредственность.
Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.
Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.
До Декарта философы исследовали душу.
И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.
Но подобный научный анализ оставляет незатронутой основную проблему, поставленную языком. Безусловно, язык состоит из элементов, взаимоотношения которых можно определить, но самое главное, что его характеризует, – это то, что язык имеет смысл.
Поэтому основная проблема не та, которая исследует связь элементов между собой, а та, которое отсылает всю систему этих элементов к тому, что эта система означает.
Обычно говорят, что язык – знак мысли.
Но если возможно научно-объективным способом определить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно определить мысль, которую обозначает язык.
Поэтому основная проблема не та, которая исследует связь элементов между собой, а та, которое отсылает всю систему этих элементов к тому, что эта система означает.
Обычно говорят, что язык – знак мысли.
Но если возможно научно-объективным способом определить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно определить мысль, которую обозначает язык.