Учение Христа наиболее ярко и полно выражено в одной из его «лекций» апостолам — Нагорной проповеди. Христос не отвергает 10 заповедей иудаиз- ма, изложенных людям Моисеем в качестве Божьего завета («Не убивай, не во- руй, не изменяй в супружестве, не приноси ложных клятв» и т.д.). Однако он считает их недостаточными для праведного поведения и спасения души. Вы- полнение только этих ограничений не искореняет греховности людей, не оста- навливает зла. Старые заповеди уповают на вполне понятные здравому смыслу вещи — силу оружия, денег, групповой поддержки (родственников, единовер- цев, соотечественников). С точки зрения Христа, надо обратить внимание не на материальные, а на духовные ценности. Увидеть не то, что различает людей (цвет кожи, пол, происхождение, уровень доходов и т.д.), а то, что их всех род- нит (совесть, доброта, великодушие, взаимопомощь). Понять, что одного мате- риального достатка нормальному человеку недостаточно для счастья. Нужно еще заслужить любовь своих ближних. Примерно так можно понять афоризмы и парадоксы Нагорной проповеди и прочих поучений Христа.
Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю Вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя заставляют сопровождать кого-то километр, пройди с ним все два. Тому кто просит у тебя что-то, дай это [не жадничай]; от того, кто хочет взять у тебя взай- мы, не отворачивайся. Вам говорили: «Люби ближнего своего и ненавидь врага!» А я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. ... Не осуждайте, и [то- гда, может быть] вас не осудят, потому что каким судом судите, таким осудят и вас, и какой мерою мерите, такой отмерят и вам. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего ближнего, а в собственном бревна не замечаешь?
Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю Вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя заставляют сопровождать кого-то километр, пройди с ним все два. Тому кто просит у тебя что-то, дай это [не жадничай]; от того, кто хочет взять у тебя взай- мы, не отворачивайся. Вам говорили: «Люби ближнего своего и ненавидь врага!» А я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. ... Не осуждайте, и [то- гда, может быть] вас не осудят, потому что каким судом судите, таким осудят и вас, и какой мерою мерите, такой отмерят и вам. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего ближнего, а в собственном бревна не замечаешь?
Иисус Христос — основоположник христианства. Иисус — греческий перевод (по-еврейски Иешуа) имени религиозного проповедника из Назарета
— небольшого города в области Галилее, на севере Палестины. В 20-е – 30-е гг. I века новой эры в этом регионе Ближнего Востока располагалась одна из про- винций Римской империи — Иудея. Еврейским народом здесь жёстко правили наместники (прокураторы) императорского Рима (в указанный момент пред- ставлявшие власть императора Тиберия). С римскими оккупантами сотруднича- ли местные цари Иудеи и священники столичного Иерусалимского храма, осу- ществлявшие функции внутреннего управления страной. Тут, как и во многих других провинциях позднего Рима, обострялись социальные конфликты, боро- лись разные политические группировки. Свои политические и экономические интересы они выражали в религиозной форме. Среди иудеев выделилась группа фарисеев — ревностных учителей иудаизма, знатоков Ветхого Завета будущей Библии и комментариев к нему — Талмуда. Они представляли средний класс еврейского общества. За сотрудничество с Римом, открытость другим народам выступали саддукеи — идеологи жреческой аристократии. Эти не отличались религиозным фанатизмом, воспринимали подходящие для себя идеи грекоримского мира. Заговорщики-«зилоты» (по-еврейски «кинжальщики) готовили террористические нападения на римских военнослужащих.
— небольшого города в области Галилее, на севере Палестины. В 20-е – 30-е гг. I века новой эры в этом регионе Ближнего Востока располагалась одна из про- винций Римской империи — Иудея. Еврейским народом здесь жёстко правили наместники (прокураторы) императорского Рима (в указанный момент пред- ставлявшие власть императора Тиберия). С римскими оккупантами сотруднича- ли местные цари Иудеи и священники столичного Иерусалимского храма, осу- ществлявшие функции внутреннего управления страной. Тут, как и во многих других провинциях позднего Рима, обострялись социальные конфликты, боро- лись разные политические группировки. Свои политические и экономические интересы они выражали в религиозной форме. Среди иудеев выделилась группа фарисеев — ревностных учителей иудаизма, знатоков Ветхого Завета будущей Библии и комментариев к нему — Талмуда. Они представляли средний класс еврейского общества. За сотрудничество с Римом, открытость другим народам выступали саддукеи — идеологи жреческой аристократии. Эти не отличались религиозным фанатизмом, воспринимали подходящие для себя идеи грекоримского мира. Заговорщики-«зилоты» (по-еврейски «кинжальщики) готовили террористические нападения на римских военнослужащих.
Место и время появления и первоначального развития христианства не случайны. Эта религия ознаменовала смену двух огромных этапов развития европейской цивилизации — античного на средневековый. Если же ещё учесть последующие периоды истории Европы, Западного мира в целом, то именно христианство оказалось подходящей теорией, наилучшей идеологией этой истории, западной культуры. Но не надо думать, что рассматриваемая доктрина, система ценностей возникла в готовом виде раз навсегда. Как всегда бывает в духовной жизни общества, подходящая идеология опирается на что-то в прошлом, впитывает в себя властные импульсы настоящего и предугадывает будущее, отчати подстраиваясь под него, отчасти его же предопределяя. Так вышло и с христианством. Не стоит воспринимать канонические Евангелия как документально точное изложение событий. На этом настаивает церковь — это её право и дело. Не надо впадать и в противоположную крайность — объявлять всё это мифом, сказкой. Так утверждали скептики, атеисты (Вспомним булгаковского Берлиоза). Все писания первых поколений христиан неоднократно переписывались, отбирались и редактировались. Множество деталей и оценок в этих текстах перепутано или выдумано.
Идейные предшественники, отчасти соперники христианства по-своему реагировали на кризис греко-римского мира, всё усиливавшийся под конец старой эры. Эти варианты философии и религии в чём-то они предвосхищали христианство, в чём-то уступали ему, но и подготавливали умы к восприятию такого рода новых для античного мира идей и надежд. «Зерно» поучения Иисуса упало на почву, подготовленную для его триумфального роста.
Ещё в Греции периода её расцвета появились тайные общества, поклоняющиеся мифическому певцу и музыканту Орфею. Орфики переосмысливали весь пантеон олимпийских богов в мистико-символическом духе: из яйца Хроноса (Времени) родился Эрос (божество любви и света), создавший этот мир и населивший его богами и людьми. Душа человека обречена вечным перевоплощениям, но их круг может быть сокращён или даже прнрван правильной жизнью — презрением к нуждам плоти, аскезой. Высшей наградой за аскетизм служит блаженное бессмертие. Совершая свои мистерии в глубокой тайне, последователи орфизма не покушались на устройство полиса и власть императора. Но намечали идеи будущего христианства — неокончательности смерти, загробного воздаяния по земным де- лам, возможности бессмертия для всех праведников.
Ещё в Греции периода её расцвета появились тайные общества, поклоняющиеся мифическому певцу и музыканту Орфею. Орфики переосмысливали весь пантеон олимпийских богов в мистико-символическом духе: из яйца Хроноса (Времени) родился Эрос (божество любви и света), создавший этот мир и населивший его богами и людьми. Душа человека обречена вечным перевоплощениям, но их круг может быть сокращён или даже прнрван правильной жизнью — презрением к нуждам плоти, аскезой. Высшей наградой за аскетизм служит блаженное бессмертие. Совершая свои мистерии в глубокой тайне, последователи орфизма не покушались на устройство полиса и власть императора. Но намечали идеи будущего христианства — неокончательности смерти, загробного воздаяния по земным де- лам, возможности бессмертия для всех праведников.
Христианство — наша религия. Каждое слово этой фразы нуждается в пояснении. Христианство давно разделилось на несколько мощных «ветвей», а те на массу «веточек» — церквей и сект. «Мы» — это прежде всего русские. Среди них больше всего православных, но немало и сторонников иных деноми- наций и конфессий, а то и просто безбожников. Соседние славянские народы — украинцы, белорусы тоже в основном православные, но среди них сильнее влияние католицизма, его компромиссного с православием варианта — униат- ства. И в России, и особенно в пограничных с ней странах сравнительно широко распространены другие мировые и национальные религии — ислам, буддизм, иудаизм и прочие. На северных и азиатских окраинах России остаются прин- ципиальные язычники, шаманисты. Ещё больше среди нас равнодушных к любой религии. Остаются до сих пор атеисты — более или менее активные противники религии и церкви. Есть и просвещённые агностики, свободомыслящие. С другой стороны, у нас много единоверцев-православных среди представителей иных рас и народов. Но и те, и другие, и третьи, и пятые и десятые наши соотечественники родились и выросли в стране, которая уже более тысячи лет принадлежит к христианской, православной культуре. Поэтому волей-неволей, в той или иной степени, реже или чаще все мы думаем и поступаем по-христиански. На идеи Нового Завета христианской Библии так или иначе опирается идеология и психология нашей жизни. Поэтому всем нам стоит лучше познакомиться с этой религией, не спеша ни отвергать её с негодованием, ни принимать всем сердцем, некритически.
Авторитаризму и тоталитаризму противостоит демократия. У этого политического режима имеются свои собственные недостатки (которые, кстати, и приводят в отдельных случаях к ее смене другими политическими формами). Однако опыт всемирной истории показывает, что демократическая форма правления в наибольшей степени обспечивает общественный прогресс. Одно из распространенных определений демократии принадлежит А. Линкольну: “Gavernment of the people, by the people, for the people”, т.е. “Власть, исходящая из народа, осуществляемая народом и интересах народа”. Ценности демократии — свобода личности, соблюдение прав человека, суверенитет народа. Государство при демократии существует не ради самого себя, а для создания наилучших условий жизни всех граждан. В соответствии с этими целями выделяются общие черты демократиче- ских государств:
а) выборность основных органов государства, прежде всего законодательных и глав верховных органов исполнительной власти;
б) равноправие граждан, прежде всего их избирательных прав;
в) подчинение меньшинства большинству после принятия государственных решений;
г) признание народа основным источником власти в государстве, в связи с чем при принятие важнейших законов допускается путем всеобще- го волеизъявления (референдума); следствием народного суверенитета, с одной стороны, является верховенство закона (над личными, групповыми интересами); а с другой, свобода личности — всё что не запрещено зако- ном, разрешено при демократии;
д) разделение властей — независимость друг от друга основных вет- вей власти (законодательной от исполнительной, судебной от них обоих); сюда же относится свобода слова, т.е. независимость средств массовой ин- формации от идеологической или политической цензуры.
а) выборность основных органов государства, прежде всего законодательных и глав верховных органов исполнительной власти;
б) равноправие граждан, прежде всего их избирательных прав;
в) подчинение меньшинства большинству после принятия государственных решений;
г) признание народа основным источником власти в государстве, в связи с чем при принятие важнейших законов допускается путем всеобще- го волеизъявления (референдума); следствием народного суверенитета, с одной стороны, является верховенство закона (над личными, групповыми интересами); а с другой, свобода личности — всё что не запрещено зако- ном, разрешено при демократии;
д) разделение властей — независимость друг от друга основных вет- вей власти (законодательной от исполнительной, судебной от них обоих); сюда же относится свобода слова, т.е. независимость средств массовой ин- формации от идеологической или политической цензуры.
Тоталитаризм (от лат. totalis — цельность, полнота; имеется в виду — государственной власти в одних руках) это особая разновидность диктатуры, которая встречается во все времена. Диктатура отличается на- сильственным захватом власти узкой группой лиц и соответственным прав- лением, которое основано на голом насилии, физическом подавлении любого сопротивления воле диктора. При диктатуре сплошь и рядом нарушаются права граждан, их произвольно лишают имущества и свободы, казнят без суда или при инсценировке такового. Однако тоталитаризм — это не обычная диктатура. Такой политический режим возникает только в XX веке. Основные разновидности тоталитаризма имели место в России Ленина и Сталина; Италии Б. Муссолини; Германии Гитлера. В дальнейшем близкие к тоталитаризму режимы сложились в целом ряде стран Востока (скажем, Китай Мао Дзедуна или Камбоджа Пол Пота), Африки (ЮАР времен апартеида и др.) и Латинской Америки (хунты военных, вроде Чили времен Пиночета).
Главное отличие тоталитаризма состоит, по-моему, в планомерном и систематическом уничтожении части населения своего же государства. В СССР 20-х – начала 50-х гг. были обречены все “представители свергнутых революцией классов” — буржуазии, “кулаков”, офицеров “царской” армии,
жандармов и полицейских, священников, члены всех политических партий, включая самих старых большевиков. В нацистской Германии истребление велось по расово-национальному признаку — в газовые камеры отправляли евреев, цыган, славян, представителей т.п. “неполноценных народов”. Вме- сте с тем велось уничтожение всех прочих “инакомыслящих” — тех лиц, которых власти подозревали в несогласии со своей политикой.
Главное отличие тоталитаризма состоит, по-моему, в планомерном и систематическом уничтожении части населения своего же государства. В СССР 20-х – начала 50-х гг. были обречены все “представители свергнутых революцией классов” — буржуазии, “кулаков”, офицеров “царской” армии,
жандармов и полицейских, священников, члены всех политических партий, включая самих старых большевиков. В нацистской Германии истребление велось по расово-национальному признаку — в газовые камеры отправляли евреев, цыган, славян, представителей т.п. “неполноценных народов”. Вме- сте с тем велось уничтожение всех прочих “инакомыслящих” — тех лиц, которых власти подозревали в несогласии со своей политикой.
Соответственно, политика (от греч. polis — город-государство) в собственном смысле этого слова означает ту сферу человеческой деятель- ности, которая связана с приобретением власти над неким социумом и рас- поряжением ею. Политическая партия — это группа людей, работающих над тем, чтобы получить коллективный доступ к государственному управ- лению (занять командные посты в государстве своими представителями) и дальше этой властью распоряжаться.
Чтобы понять необходимость власти, полезно разграничить её ос- новные функции: а) предвидение таких событий, которые затронут общие интересы; б) планирование необходимых для большинства людей их действий; в) анализ проблемных ситуаций, в которые попадает общество и при- нятие решений, соответствующих общим нуждам; г) координация намере- ний и усилий разных групп населения, исполнителей всех рангов; д) выработка нужной системы (позитивных и негативных) санкций за общественно значимые поступки людей; контроль и оценка эффективности результа- тов общественных действий; е) гарантии общих прав и свобод всех подчи- нённых власти лиц; предупреждение и пресечение общественно опасных деяний отдельных лиц и групп; организованное раскрытие преступлений против личности и общества, обеспечение наказания преступников; ж) на- граждение лиц, внёсших наибольший вклад в общее дело.
Чтобы понять необходимость власти, полезно разграничить её ос- новные функции: а) предвидение таких событий, которые затронут общие интересы; б) планирование необходимых для большинства людей их действий; в) анализ проблемных ситуаций, в которые попадает общество и при- нятие решений, соответствующих общим нуждам; г) координация намере- ний и усилий разных групп населения, исполнителей всех рангов; д) выработка нужной системы (позитивных и негативных) санкций за общественно значимые поступки людей; контроль и оценка эффективности результа- тов общественных действий; е) гарантии общих прав и свобод всех подчи- нённых власти лиц; предупреждение и пресечение общественно опасных деяний отдельных лиц и групп; организованное раскрытие преступлений против личности и общества, обеспечение наказания преступников; ж) на- граждение лиц, внёсших наибольший вклад в общее дело.
Общественный конфликт как вечная «пружина» политики. Понятия консенсуса, общности целей и интересов, участия, партнерства всегда и везде охватывают больший или меньший, но в общем поверхностный слой политической жизни. Господствующие силы отдают на общественные нужды ровно столько, сколько может обеспечить их приход к власти и ее удержание при данных традициях и условиях социально-политической жизни. Общенародные интересы выступают, как правило, предметом партийной идеологии или предвыборной риторики. Реальная политическая жизнь сводится к более или менее мирному разрешению постоянных противоречий и конфликтов между различными финансово-промышленными группировками, региональными элитами, слоями общества.
Методы манипулирования общественным мнением разнообразны — от голого насилия при тоталитаризме, идеологического «промывания мозгов» при авторитаризме — и до изощренных технологий обмана избирателей с помощью СМИ в условиях той или иной демократии. Власть как реальность (ответственность и правителей, и подданных) и как фальсификация (обман + страх).
Методы манипулирования общественным мнением разнообразны — от голого насилия при тоталитаризме, идеологического «промывания мозгов» при авторитаризме — и до изощренных технологий обмана избирателей с помощью СМИ в условиях той или иной демократии. Власть как реальность (ответственность и правителей, и подданных) и как фальсификация (обман + страх).
Лидеры и лидерство, их основные уровни. Теории человеческого ли- дерства:
· теория характерологических черт;
· ситуационная теория;
· теория последователей.
Исторические типы лидеров, их функции. Обратное влияние группы и «свиты» на лидера.
Понятие «идеального типа» по М. Веберу (различия/абстракция).
Типология легитимного господства (авторитета, лидерства) по М. Веберу:
· традиционное — в обществах до- и раннегосударственного типа, где политические функции слиты с хозяйственными, сакральными, военными и проч.; типичная фигура — монарх и авторитет всей его династии;могущество лидера основывается на длительной традиции, памяти о прошлом (и забывании всех нововведений, неудач, отклонений); отсюда — процедура канонизации самых ярких представителей династии;
· бюрократическое — в социумах с развитой общественной дифференциацией, где социальное управление становится профессией чиновников;
· теория характерологических черт;
· ситуационная теория;
· теория последователей.
Исторические типы лидеров, их функции. Обратное влияние группы и «свиты» на лидера.
Понятие «идеального типа» по М. Веберу (различия/абстракция).
Типология легитимного господства (авторитета, лидерства) по М. Веберу:
· традиционное — в обществах до- и раннегосударственного типа, где политические функции слиты с хозяйственными, сакральными, военными и проч.; типичная фигура — монарх и авторитет всей его династии;могущество лидера основывается на длительной традиции, памяти о прошлом (и забывании всех нововведений, неудач, отклонений); отсюда — процедура канонизации самых ярких представителей династии;
· бюрократическое — в социумах с развитой общественной дифференциацией, где социальное управление становится профессией чиновников;
Легальность и легитимность как характеристики власти звучат похоже, но это не одно и то же. Легальность — соответствие существующим в данный момент законам (или обычаям, правилам). Легитимность — нечто большее, а именно, соответствие существующего порядка или института требованиям более высокого порядка (справедливости для большинства населения, национальным интересам и т.п.). Время от времени легитимность может противопоставляться легальности, что является классическим обоснованием революций и переворотов по смене политического режима. Для деспотических режимов легитимность выше законности (гениальный лидер лучше знает истинные цели и интересы общества, чем любые другие законодатели). Для демократических стран высшая легитимность сводится к легальности (соответствие политических решений нормам права). Либе- ралы и демократы сближают легитимность и легальность, а правые и левые радикалы разводят эти понятия.
Основания легитимности: божественное право; древняя традиция; экстраординарные заслуги перед народом; выдающиеся способности лиде- ра, особые качества элиты; коренные права человека и гражданина, гаран- тии их соблюдения.
Процедуры легитимизации и символы власти:
· клятва-присяга; инаугурация (лат. «посвящение в…»); коронация (возведение на престол монарха (помазанника Божия)) в европейской тра- диции, поднятие на ковре хана в тюркской традиции и т.п.);
· облик носителей высшей власти (регалии, форма, индивидуальный стиль одежды и поведения; эскорт, охрана и т.д.);
Основания легитимности: божественное право; древняя традиция; экстраординарные заслуги перед народом; выдающиеся способности лиде- ра, особые качества элиты; коренные права человека и гражданина, гаран- тии их соблюдения.
Процедуры легитимизации и символы власти:
· клятва-присяга; инаугурация (лат. «посвящение в…»); коронация (возведение на престол монарха (помазанника Божия)) в европейской тра- диции, поднятие на ковре хана в тюркской традиции и т.п.);
· облик носителей высшей власти (регалии, форма, индивидуальный стиль одежды и поведения; эскорт, охрана и т.д.);
Ключевое понятие политической философии — власть. Без неё немыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседства, рабочей бригады, спортивной команды и т.п. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государственно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как минимум, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей.
Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социума. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти.
Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социума. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти.