Иисус Христос — основоположник христианства. Иисус — греческий перевод (по-еврейски Иешуа) имени религиозного проповедника из Назарета
— небольшого города в области Галилее, на севере Палестины. В 20-е – 30-е гг. I века новой эры в этом регионе Ближнего Востока располагалась одна из про- винций Римской империи — Иудея. Еврейским народом здесь жёстко правили наместники (прокураторы) императорского Рима (в указанный момент пред- ставлявшие власть императора Тиберия). С римскими оккупантами сотруднича- ли местные цари Иудеи и священники столичного Иерусалимского храма, осу- ществлявшие функции внутреннего управления страной. Тут, как и во многих других провинциях позднего Рима, обострялись социальные конфликты, боро- лись разные политические группировки. Свои политические и экономические интересы они выражали в религиозной форме. Среди иудеев выделилась группа фарисеев — ревностных учителей иудаизма, знатоков Ветхого Завета будущей Библии и комментариев к нему — Талмуда. Они представляли средний класс еврейского общества. За сотрудничество с Римом, открытость другим народам выступали саддукеи — идеологи жреческой аристократии. Эти не отличались религиозным фанатизмом, воспринимали подходящие для себя идеи грекоримского мира. Заговорщики-«зилоты» (по-еврейски «кинжальщики) готовили террористические нападения на римских военнослужащих.
Бедные слои народа не находили идейной поддержки ни у тех, ни у других, ни у третьих. Поэтому то и дело появлялись религиозные диссиденты — критики иудейского жречества, проповедники религиозной реформы. Одним из них и был Иисус, прозванный своими последователями Христос — греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. «помазанник», в смысле «избранник» (истинного Бога, его посланец к людям, спаситель их душ для вечной жизни на том свете). Такого посланника Божия евреи давно ожидали, надеясь, что он ос- вободит их от гнёта Рима и, более того, покорит еврейскому государству Из- раилю другие народы. Так пророчествовали их ветхозаветные мудрецы. Однако Иисус не оправдал таких теократических ожиданий. Он призывал не к полити- ческой революции, а к духовному преображению людей. Поэтому за ним по- следовала лишь небольшая часть еврейского народа и его учение — христиан- ство утвердилось в качестве международной религии уже за пределами Пале- стины. Сами евреи его не приняли прежде всего потому, что новый учитель проповедовал не еврейский национализм, исключительность, а интернациона- лизм, всечеловечность. Тем не менее, большинство догматов заимствовано хри- стианами из иудаизма, конечно, в несколько переделанном виде.
О жизни Иисуса сообщают несколько вариантов его церковной биогра- фии — Евангелия (т.е. «благая весть» — о долгожданном евреями пришествии Спасителя, Сына Божия). «Благовестием» первоначально именовали всю пропа- ганду первых христиан. Упоминания о них в трудах синхронных, но независи- мых, нехристианских историков (Тацита, Светония, Иосифа Флавия и других) подтверждают реальность, историчность фигуры этого Христа. Он оказался человеком выдающихся способностей духовного лидера, проповедника, мысли- теля. За ним пошли первые ученики — апостолы (по-гречески «посланники» — к людям с благой вестью о рождении их спасителя), в своем большинстве тоже весьма незаурядные по интеллектуальным и волевым качествам личности. Двое из них — Матфей и Иоанн впоследствии составили два варианта Евангелия, а ещё два, вошедшие в христианский канон, написаны представителями второго поколения христиан — Марком и Лукой (учениками двух самых авторитетных апостолов — Петра и Павла). Остальные евангелия (от Фомы, Петра, египтян и прочие) были признаны на церковных съездах-соборах апокрифами (погречески «тайными», «скрытыми») — подложными, недостоверными версиями деяний и судьбы Христа.
В число апостолов — наиболее близких Иисусу учеников, он придирчиво отобрал из
множества любопытствующих, присоединявшихся к его странствию на какое-то время, сле- дующих лиц:
1) самым первым стал Симон (переименованный учителем в Петра (по-гречески «ка- мень» — «на этом камне воздвигну церковь свою», верил её основоположник);
2) брат Симона — Андрей (по легенде, впоследствии крестивший наших предков —
восточных славян);
3) Иаков (старший, сын Зеведея);
4) его младший брат Иоанн (первый евангелист);
5) Филипп;
6) Варфоломей;
7) Фома;
8) Иаков (тёзка одного из предыдущих, сын Алфея);
9) Симон Зилот;
10) Иуда, сын Иакова;
11) Иуда Искариот (оказавшийся предателем); наконец,
12) Левий, он же Матфей (заместивший предателя уже после казни Иисуса и ставший вторым евангелистом).
Каждый из апостолов после смерти учителя возглавил целую общину его поклонников. Большинство первых последователей Христа оказались по-своему незаурядными людь- ми; именно благодаря их интеллектуальной и организационной активности христианство, в отличие от многих аналогичных сект того времени, не погибло, а распространилось, укре- пилось в разных местах Римской империи. Даже гнусный предатель Иуда из города Кириафа своим ужасным примером (кончил свою молодую жизнь в петле) стал зримым предостережением тем, кто попытался бы пойти в христиане, а потом изменить им.
Иисус — выходец из семьи скромного достатка (его отец Иосиф был плотником, хотя их род восходил к иудейскому царю Давиду, откуда и должен был, согласно пророчеству, явиться мессия). Мать Христа Мария родила его не в родном городе, а в соседнем селении Вифлееме. Младенца удалось спасти от жестокого иудейского царя Ирода Великого, велевшего убивать всех новорож- денных того года, потому что среди них, согласно такому же пророчеству, на- ходился губитель его царства. Дожив лет до тридцати правоверным иудееем, Иисус затем круто изменил свою жизнь — стал странствующим проповедни- ком. Водное крещение он принял от одного из своих предшественников — от- шельника Иоанна (археологи недавно нашли его пещеру и тот самый водоём- крещальню). Он первым признал в нём мессию. С тех пор Иисус странствовал по Иудее и Галилее, обращался к людям со своими поучениями. К нему при- соединялись те или иные земляки, когда хозяйственные дела позволяли им на время покинуть свои дома и семьи. Молва приписывала Иисусу серию чудес (хождение по воде, превращение воды в вино, исцеление паралитика, даже воскрешение умершего). Его критика иудаизма, а особенно иудейского жречества встревожила и римские, и местные власти. Его арестовали и судили (за «подстрекательство к мятежу») вместе с уголовными преступниками, приговорили к смертной казни. Приговор церковного суда Синедриона утвердил римский прокураторПонтий Пилат, чьи солдаты распяли Христа на горе Голгофе («Череп»). Апостолы Христа утверждали, что после казни и похорон Христос чудесным образом воскрес и был вознесён на небо.
Группа первых поклонников Иисуса Христа была не первой и не единственной сектой, отколовшейся от иудаизма. В Палестине на рубеже старой и новой эр действовали не- сколько таких оппозиционных, по сути раннехристианских общин. Их идеология и образ жизни во многом совпадали. Они ждали конца света и чудесного спасения верных Богу лиц. В середине прошлого века в местечке Вади-Кумран случайно были открыты и затем рас- шифрованы учёными рукописи одной из таких общин. Этот архив получил название тек- стов (с берегов) Мёртвого моря. Многое в этой библиотеке перекликается с известной те- перь всему миру Библией.
Ещё одна рукопись в том же роде — так называемое «Евангелие от Иуды», недавно опубликованное. Оно отражает идеи гностиков — мистической философии.
— небольшого города в области Галилее, на севере Палестины. В 20-е – 30-е гг. I века новой эры в этом регионе Ближнего Востока располагалась одна из про- винций Римской империи — Иудея. Еврейским народом здесь жёстко правили наместники (прокураторы) императорского Рима (в указанный момент пред- ставлявшие власть императора Тиберия). С римскими оккупантами сотруднича- ли местные цари Иудеи и священники столичного Иерусалимского храма, осу- ществлявшие функции внутреннего управления страной. Тут, как и во многих других провинциях позднего Рима, обострялись социальные конфликты, боро- лись разные политические группировки. Свои политические и экономические интересы они выражали в религиозной форме. Среди иудеев выделилась группа фарисеев — ревностных учителей иудаизма, знатоков Ветхого Завета будущей Библии и комментариев к нему — Талмуда. Они представляли средний класс еврейского общества. За сотрудничество с Римом, открытость другим народам выступали саддукеи — идеологи жреческой аристократии. Эти не отличались религиозным фанатизмом, воспринимали подходящие для себя идеи грекоримского мира. Заговорщики-«зилоты» (по-еврейски «кинжальщики) готовили террористические нападения на римских военнослужащих.
Бедные слои народа не находили идейной поддержки ни у тех, ни у других, ни у третьих. Поэтому то и дело появлялись религиозные диссиденты — критики иудейского жречества, проповедники религиозной реформы. Одним из них и был Иисус, прозванный своими последователями Христос — греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. «помазанник», в смысле «избранник» (истинного Бога, его посланец к людям, спаситель их душ для вечной жизни на том свете). Такого посланника Божия евреи давно ожидали, надеясь, что он ос- вободит их от гнёта Рима и, более того, покорит еврейскому государству Из- раилю другие народы. Так пророчествовали их ветхозаветные мудрецы. Однако Иисус не оправдал таких теократических ожиданий. Он призывал не к полити- ческой революции, а к духовному преображению людей. Поэтому за ним по- следовала лишь небольшая часть еврейского народа и его учение — христиан- ство утвердилось в качестве международной религии уже за пределами Пале- стины. Сами евреи его не приняли прежде всего потому, что новый учитель проповедовал не еврейский национализм, исключительность, а интернациона- лизм, всечеловечность. Тем не менее, большинство догматов заимствовано хри- стианами из иудаизма, конечно, в несколько переделанном виде.
О жизни Иисуса сообщают несколько вариантов его церковной биогра- фии — Евангелия (т.е. «благая весть» — о долгожданном евреями пришествии Спасителя, Сына Божия). «Благовестием» первоначально именовали всю пропа- ганду первых христиан. Упоминания о них в трудах синхронных, но независи- мых, нехристианских историков (Тацита, Светония, Иосифа Флавия и других) подтверждают реальность, историчность фигуры этого Христа. Он оказался человеком выдающихся способностей духовного лидера, проповедника, мысли- теля. За ним пошли первые ученики — апостолы (по-гречески «посланники» — к людям с благой вестью о рождении их спасителя), в своем большинстве тоже весьма незаурядные по интеллектуальным и волевым качествам личности. Двое из них — Матфей и Иоанн впоследствии составили два варианта Евангелия, а ещё два, вошедшие в христианский канон, написаны представителями второго поколения христиан — Марком и Лукой (учениками двух самых авторитетных апостолов — Петра и Павла). Остальные евангелия (от Фомы, Петра, египтян и прочие) были признаны на церковных съездах-соборах апокрифами (погречески «тайными», «скрытыми») — подложными, недостоверными версиями деяний и судьбы Христа.
В число апостолов — наиболее близких Иисусу учеников, он придирчиво отобрал из
множества любопытствующих, присоединявшихся к его странствию на какое-то время, сле- дующих лиц:
1) самым первым стал Симон (переименованный учителем в Петра (по-гречески «ка- мень» — «на этом камне воздвигну церковь свою», верил её основоположник);
2) брат Симона — Андрей (по легенде, впоследствии крестивший наших предков —
восточных славян);
3) Иаков (старший, сын Зеведея);
4) его младший брат Иоанн (первый евангелист);
5) Филипп;
6) Варфоломей;
7) Фома;
8) Иаков (тёзка одного из предыдущих, сын Алфея);
9) Симон Зилот;
10) Иуда, сын Иакова;
11) Иуда Искариот (оказавшийся предателем); наконец,
12) Левий, он же Матфей (заместивший предателя уже после казни Иисуса и ставший вторым евангелистом).
Каждый из апостолов после смерти учителя возглавил целую общину его поклонников. Большинство первых последователей Христа оказались по-своему незаурядными людь- ми; именно благодаря их интеллектуальной и организационной активности христианство, в отличие от многих аналогичных сект того времени, не погибло, а распространилось, укре- пилось в разных местах Римской империи. Даже гнусный предатель Иуда из города Кириафа своим ужасным примером (кончил свою молодую жизнь в петле) стал зримым предостережением тем, кто попытался бы пойти в христиане, а потом изменить им.
Иисус — выходец из семьи скромного достатка (его отец Иосиф был плотником, хотя их род восходил к иудейскому царю Давиду, откуда и должен был, согласно пророчеству, явиться мессия). Мать Христа Мария родила его не в родном городе, а в соседнем селении Вифлееме. Младенца удалось спасти от жестокого иудейского царя Ирода Великого, велевшего убивать всех новорож- денных того года, потому что среди них, согласно такому же пророчеству, на- ходился губитель его царства. Дожив лет до тридцати правоверным иудееем, Иисус затем круто изменил свою жизнь — стал странствующим проповедни- ком. Водное крещение он принял от одного из своих предшественников — от- шельника Иоанна (археологи недавно нашли его пещеру и тот самый водоём- крещальню). Он первым признал в нём мессию. С тех пор Иисус странствовал по Иудее и Галилее, обращался к людям со своими поучениями. К нему при- соединялись те или иные земляки, когда хозяйственные дела позволяли им на время покинуть свои дома и семьи. Молва приписывала Иисусу серию чудес (хождение по воде, превращение воды в вино, исцеление паралитика, даже воскрешение умершего). Его критика иудаизма, а особенно иудейского жречества встревожила и римские, и местные власти. Его арестовали и судили (за «подстрекательство к мятежу») вместе с уголовными преступниками, приговорили к смертной казни. Приговор церковного суда Синедриона утвердил римский прокураторПонтий Пилат, чьи солдаты распяли Христа на горе Голгофе («Череп»). Апостолы Христа утверждали, что после казни и похорон Христос чудесным образом воскрес и был вознесён на небо.
Группа первых поклонников Иисуса Христа была не первой и не единственной сектой, отколовшейся от иудаизма. В Палестине на рубеже старой и новой эр действовали не- сколько таких оппозиционных, по сути раннехристианских общин. Их идеология и образ жизни во многом совпадали. Они ждали конца света и чудесного спасения верных Богу лиц. В середине прошлого века в местечке Вади-Кумран случайно были открыты и затем рас- шифрованы учёными рукописи одной из таких общин. Этот архив получил название тек- стов (с берегов) Мёртвого моря. Многое в этой библиотеке перекликается с известной те- перь всему миру Библией.
Ещё одна рукопись в том же роде — так называемое «Евангелие от Иуды», недавно опубликованное. Оно отражает идеи гностиков — мистической философии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи