Подсознание — неосознаваемые побудители сознательных поступков. Эти компоненты психики возникают одновременно с сознанием, но вытесняются из его области в сферу бессознательного, ее ближние к сознанию пласты и оттуда косвенно, через барьеры сознания воздействуют (часто искаженно) на поведение индивида. Поэтому эти компоненты бес- сознательной психики носят функциональный или же динамичный характер, могут быть загнаны глубже в бессознательное, а могут быть так или иначе осознаны, особенно с помощью врача, вообще близкого и чуткого человека.
К области подсознательного относятся различные нервные расстройства — психопатические комплексы и неврозы личности, возникшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.
К области подсознательного относятся различные нервные расстройства — психопатические комплексы и неврозы личности, возникшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.
Предсознание — неосознаваемые механизмы жизнедеятельности, которые сформировались в филогенезе до появления сознания, а в онтогенезе представляют собой, как правило, наиболее удалённые от фокуса сознания пласты психики, так сказать структурное бессознательное. К нему относятся:
• неосознаваемые автоматизмы поведения (безусловно-рефлекторные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чтения и т.п.);
• стихийно формирующиеся установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма к совершению определенных действий в определенных ситуациях под влиянием прошлого опыта; способности к опережающего отражению действительности (так в не- знакомой обстановке индивид поневоле мобилизуется ввиду возможной опасности, появляется чувство тревожности или страха, тогда как празднику предшествует некая эйфория; и т.п.);
• внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные биохимические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).
• неосознаваемые автоматизмы поведения (безусловно-рефлекторные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чтения и т.п.);
• стихийно формирующиеся установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма к совершению определенных действий в определенных ситуациях под влиянием прошлого опыта; способности к опережающего отражению действительности (так в не- знакомой обстановке индивид поневоле мобилизуется ввиду возможной опасности, появляется чувство тревожности или страха, тогда как празднику предшествует некая эйфория; и т.п.);
• внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные биохимические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).
Понятие искусственного интеллекта возвращает нас к теме кибернетики и информатики. Появится ли когда-нибудь компьютер, который превзойдёт наш мозг по умственным и управляющим способностям? Означают ли победы машины над лучшими из живых шахматистов начало решения этой задачи? Сложилось два ответа на эти вопросы. Положительный верит в чудеса техники, которые создадут в конце концов искусственный разум на небелковой основе. Отрицательный признает проблему частично: отдельные функции мозга машины усилят, а другие никогда не смогут в силу их иррациональности, ценностного характера. Можно ли смоделиро- вать эмоции, в особенности их сложные сочетания вроде любви, ненавис- ти, юмора? Этот сюжет уже обыгран в фантастических романах (например, у С. Лема) и ответ на него представляется, по крайней мере лектору, отрицательным. Выражение «искусственный интеллект» недаром часто заключают в кавычки — чтобы отличить такие явления как пресловутый «киберсекс» или сочинённые компьютером ноты или строфы от любви, музыки и стихов. Принципиальное ограничение возможностей «искусственного ин- теллекта» ничуть не принижает его действительно фантастических дости- жений (по распознаванию образов, ментальных импульсов и т.п. очень сложных технических новинок). Но заниматься любовью с резиновым «те- лом», даже начинённым волшебной электроникой, нормальный человек никогда не станет.
Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.
Это фундаментальное свойство нервной системы, тем более психики, которую память как бы скрепляет, «цементируя» в одно целое прошлое, настоящее и будущее в жизни индивида.
Факторы запоминания:
· эмоциональная окраска; если она позитивная, информация запоминается лучше и больше;
· логический анализ запоминаемых сведений, т.е понимание их сути и разбивка на смысловые части;
· внешняя мотивация (награда, наказание, долг и т.п.)
Это фундаментальное свойство нервной системы, тем более психики, которую память как бы скрепляет, «цементируя» в одно целое прошлое, настоящее и будущее в жизни индивида.
Факторы запоминания:
· эмоциональная окраска; если она позитивная, информация запоминается лучше и больше;
· логический анализ запоминаемых сведений, т.е понимание их сути и разбивка на смысловые части;
· внешняя мотивация (награда, наказание, долг и т.п.)
Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.
Ведь не всякое внутреннее побуждения к действию носит волевой характер. Прямое удовлетворение биологических и прочих потребностей (в еде, питье, комфорту и т.д.) не требует никакой воли. Она возникает, на- оборот, когда надо удержаться от чего-то приятного, полезного, испытать неприятное, вредное, — ради того, чтобы в будущем решить какую-то бо- лее важную для личности и часто для коллектива, общества задачу. Воля, как правило, состоит в способности поставить интересы коллектива выше личных. Это некий барьер, который сознание ставить наперекор потоку сиюминутных потребностей, импульсивных реакций. Воля ставит прегра- ды на пути мешающих отдаленным целям побуждений, чувств, соблазнов.
Формула воли отнюдь не «Я хочу», «Мне надо», но «Я должен», «Я обязан» сделать что-то. Родовой девиз дворянской семьи Суворовых гла- сил: «Обязан — значит могу». Один из романтических героев романа Дж. Конрада «Сердце тьмы» (по мотивам которого Ф.Ф. Коппола поставил из- вестный фильм «Апокалипсис сегодня») говорит другому: «Сделай или умри». Так резко воля гласит очень редко и далеко не всем, только в экс- тремальных обстоятельствах. Но пафос воли передан этими афоризмами ёмко.
Ведь не всякое внутреннее побуждения к действию носит волевой характер. Прямое удовлетворение биологических и прочих потребностей (в еде, питье, комфорту и т.д.) не требует никакой воли. Она возникает, на- оборот, когда надо удержаться от чего-то приятного, полезного, испытать неприятное, вредное, — ради того, чтобы в будущем решить какую-то бо- лее важную для личности и часто для коллектива, общества задачу. Воля, как правило, состоит в способности поставить интересы коллектива выше личных. Это некий барьер, который сознание ставить наперекор потоку сиюминутных потребностей, импульсивных реакций. Воля ставит прегра- ды на пути мешающих отдаленным целям побуждений, чувств, соблазнов.
Формула воли отнюдь не «Я хочу», «Мне надо», но «Я должен», «Я обязан» сделать что-то. Родовой девиз дворянской семьи Суворовых гла- сил: «Обязан — значит могу». Один из романтических героев романа Дж. Конрада «Сердце тьмы» (по мотивам которого Ф.Ф. Коппола поставил из- вестный фильм «Апокалипсис сегодня») говорит другому: «Сделай или умри». Так резко воля гласит очень редко и далеко не всем, только в экс- тремальных обстоятельствах. Но пафос воли передан этими афоризмами ёмко.
Эмоциональная культура воспитанного человека состоит в том, чтобы своими чувствами меньше мешать окружающим и не создавать лишних проблем самому себе. Профессионал в особенности не может позволить себе бесконтрольное проявление чувств на работе. Эмоциональная распущенность должна настойчиво пресекаться уже с детства. По внешнему виду, выражению лица, мимике и жестам воспитанного, интеллигентного человека трудно угадать его душевные переживания. Такой человек очень редко может позволить себе аффективную реакцию. Во всяком случае, он просчитает её последствия для себя и окружающих. Для нормализации общения можно рекомендовать асимметричную реакцию на эмоции собеседника, сотрудника. А именно, с истериком лучше справляться, сохраняя ровный тон, спокойствие. И наоборот, расчётливого наглеца лучше прямо обругать («послать подальше»), а не идти у него на поводу.
Эмоции (чувства, переживания) фило- и онтогенетически первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнеядеятельности организма психические реакции. Латинское слово «emovere» означает возбуждать, волновать. Отсюда эмоция суть душевное переживание тех или других воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.
Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобили- зующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.
Особенности эмоциональной сферы психики:
· непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители; она происходит во многом бессознательно и лишь отчасти контролируется индивидом; эмоции «подсказывают» человеку, как ему лучше отреагировать на те или другие события, чтобы лучше вы- жить; возможно при сильном напряжении остальных отделов психики кон- тролировать внешние проявления эмоций, но освободить от них психику полностью невозможно; гораздо чаще эмоции подчиняют себе психику це- ликом и диктуют индивиду линию поведения, особенно в экстремальных ситуациях;
· суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом си- туации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок (условно говоря, черный, белый, серый или красный; полутонов, оттенков эмоции не воспроизводят);
Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобили- зующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.
Особенности эмоциональной сферы психики:
· непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители; она происходит во многом бессознательно и лишь отчасти контролируется индивидом; эмоции «подсказывают» человеку, как ему лучше отреагировать на те или другие события, чтобы лучше вы- жить; возможно при сильном напряжении остальных отделов психики кон- тролировать внешние проявления эмоций, но освободить от них психику полностью невозможно; гораздо чаще эмоции подчиняют себе психику це- ликом и диктуют индивиду линию поведения, особенно в экстремальных ситуациях;
· суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом си- туации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок (условно говоря, черный, белый, серый или красный; полутонов, оттенков эмоции не воспроизводят);
Идеальная по своей природе психика — это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологиче- ской. А именно, психика внепространственна, не имеет однозначной лока- лизации. Она «находится» не только в отдельных зонах мозга, но и «внут- ри» общественных отношений между людьми, в «пространстве» общения и практики человека). Временные рамки её функционирования также своеобразны (мысль, чувства вызревают не сразу, но обнаруживают себя в сознании моментально). Психику на индивидуальном уровне образуют все те мысли и переживания, которые сопровождают жизнь человека. А на уровне социальном психика представлена над- и межличностными комплексами идей, идеалов, норм и т.п. продуктов и моментов общественного сознания и коллективного бессознательного.
Будучи производным от материи, и природной, и общественной, сознание обретает определённую самостоятельность. Оно существует в русле культурных традиций многих поколений людей. А кроме того, сознание активно влияет на материю — посредством практики человека, которая частично, но постоянно преобразует мир, в котором мы живем.
Будучи производным от материи, и природной, и общественной, сознание обретает определённую самостоятельность. Оно существует в русле культурных традиций многих поколений людей. А кроме того, сознание активно влияет на материю — посредством практики человека, которая частично, но постоянно преобразует мир, в котором мы живем.
Их соотношение представляет важнейшую тему философии и науки, которая называется психофизиологическая пробле- ма. Соотносятся ли и как именно материальные (нейробиологические) процессы нервно-мозговой деятельности, с одной стороны, и психические переживания, душевные функции индивида, с другой?
Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непо- знаваемой все остальное, внешнее бытие.
Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.
Идеализм отвечает на этот вопрос в общем отрицательно. Представители этого направления в философии полагают дух первичным по отношению к материи, высшей реальностью по сравнению с низменной материей тела и, в частности, мозга. Мысль, идея предсуществует, по их мнению, в некоем сверхъестественном, идеальном мире; вне и независимо от мозга, который в лучшем случае выступает проводником идей к индивидуальному сознанию. Причем объективный идеализм (в лице Платона, Гегеля, Шопенгауэра, других великих мыслителей, в особенности богословов) полагает источником психики некое Мировое начало (Бога, Идею, Абсолютный дух, Космическую волю, т.п.). А субъективный идеализм (Дж. Беркли, Э. Мах и прочих солипсистов) находит единственной реальностью внутренний мир индивидуальных ощущений, вне которых остается по сути непо- знаваемой все остальное, внешнее бытие.
Вульгарный материализм (К. Фогт, В. Бюхнер, Я. Молешотт — основоположники) считает психику разновидностью материи; надеется свести идеальные процессы в душе и уме человека к свойствам его мозговой ткани.
Его элементарной формой служит раздражимость. Она свойственна уже простейшим организмам и растениям. Предполагает наличие отдельных нервных клеток. Представляет собой способность всякого живого тела избирательно, направленно реагировать на биотические (жизненно важные для обмена веществ) факторы внешней и внутренней среды. Реакция раздражимости состоит в структурной перестройке или функциональных из- менениях, передвижениях раздражённого тела в пространстве. Примерами такой реакции могут служить таксисы простейших, настии многоклеточ- ных, тропизмы растений (допустим, гелиотропизм подсолнечника и т.п.).
Чувствительность как более сложная форма биологического отражения позволяет существам с нервной системой реагировать уже на абиотические, но сигнальные факторы среды (так, скажем, по запаху, свету, звуку, которые сами по себе прямо на обмен веществ не влияют, рыбы или птицы, не говоря уже о млекопитающих, оперативно ориентируются насчет опасности или же источников питания). Чувствительность позволяет орга- низму заблаговременно и быстро ориентироваться среди благоприятных, необходимых ему, нейтральных и вредных, угрожающих факторах среды; устанавливать с ней подвижные, управляемые связи. Благодаря появлению в ходе эволюции чувствительности отпала необходимость формировать все новые и новые органы тела для приспособления к изменяющейся обста- новке жизни высших существ.
Чувствительность как более сложная форма биологического отражения позволяет существам с нервной системой реагировать уже на абиотические, но сигнальные факторы среды (так, скажем, по запаху, свету, звуку, которые сами по себе прямо на обмен веществ не влияют, рыбы или птицы, не говоря уже о млекопитающих, оперативно ориентируются насчет опасности или же источников питания). Чувствительность позволяет орга- низму заблаговременно и быстро ориентироваться среди благоприятных, необходимых ему, нейтральных и вредных, угрожающих факторах среды; устанавливать с ней подвижные, управляемые связи. Благодаря появлению в ходе эволюции чувствительности отпала необходимость формировать все новые и новые органы тела для приспособления к изменяющейся обста- новке жизни высших существ.
С понятием отражения тесно связано понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компьютеров). С этих времён информация так или иначе отличается от родственных выражений («знания», «сведения» и т.п.). Прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Понятие знания, в таком случае, чаще связывают с личностным опытом, умением действовать в проблемных ситуациях. Вот, допустим, военный имеет информацию о противнике — сумеет ли он найти самый верный путь к победе? Тоже врач, педагог, да кто угодно в мире сложной деятельности. Студентам выдаётся в принципе одна и та же информация. Откуда же тогда разделение на двоечников и отличников? Информация может быть одна всех её субъектов, а вот исполь- зуют её по-разному.
Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера «Математическая теория связи» (1949). Эти авторы пред- ложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, ли- ния связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.
Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера «Математическая теория связи» (1949). Эти авторы пред- ложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, ли- ния связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.
Природные предпосылки сознания позволяют понять его естественно-историческое происхождение и его же место, предназначение в реальном мире земной жизни. Не проследив этих природно-общественных основ сознательной психики, мы обречены считать её сверхъестественным чудом, загадочным даром людям малопонятно откуда.
Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В этом качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы каче- стве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, редупликация ДНК, фотография, речь, обучение иностранному языку — вот взятые наудачу образчики одного и того же, по сути, свойства — отражения, только в разной степени развитого.
Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В этом качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы каче- стве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, редупликация ДНК, фотография, речь, обучение иностранному языку — вот взятые наудачу образчики одного и того же, по сути, свойства — отражения, только в разной степени развитого.